Полиграфическое исполнение и способы отделки внешних элементов книги

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,32 Мб
  • Опубликовано:
    2014-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Полиграфическое исполнение и способы отделки внешних элементов книги
















Полиграфическое исполнение и способы отделки внешних элементов книги

полиграфический книга форзац

Введение

Что такое книга? ГОСТ 7.60.-2003 скупо сообщает, что книга - это «книжное издание объемом свыше 48 страниц». Но при этом книга - это еще и предмет искусства. Сегодня мы начинаем об этом забывать, ведь книга стала доступна каждому, а её производство стремится быть максимально быстрым и дешёвым. В то же время, именно сейчас развитие технологий позволило появиться новым способам полиграфического исполнения и отделки различных книжных элементов.

Научной, учебной и практической литературы о книге написано много. Это и учебники по истории книги, и советы по полиграфическому исполнению, и рекомендации для редакторов и дизайнеров. Тем не менее, одного труда, который обобщал бы достижения нескольких дисциплин (полиграфическое искусство, редактирование, дизайн, книжное искусство), нет. Существующие исследования освещают лишь одну из сторон данной проблемы, в то время как рассматривать их необходимо комплексно. Много полезного материала можно почерпнуть в книгах С. Ф. Добкина, Н. Н. Полянского, а также в журнале «Формат», авторами которого являются полиграфисты-практики. Но при этом С. Ф. Добкин не касается технической стороны изготовления книги, Н. Н. Полянский пишет только о полиграфическом исполнении, не иллюстрируя техническую информацию примерами, а журнал «Формат» в силу особенностей переодического издания не может предоставить полной картины современных средств отделки книги. Именно поэтому необходима обобщающая работа, которая бы связало воедино различные стороны подготовки книги в современных условиях. Эта работа могла бы быть полезна редакторам, художникам книги, дизайнерам, полиграфистам.

Объект работы - внешние элементы книги (обложка, переплёт, футляр, каптал, обрез и т.д.). Предмет - некоторые особенности полиграфического исполнения и отделки внешних элементов книги.

Следует отметить, что работа не претендует на полноту: современные способы полиграфического исполнения и отделки настолько многообразны, что описать их все в небольшом объёме работы не представляется возможным. Кроме того, непрерывно происходит процесс создания новых технологий, совершенствуются машины. Те технологии, которые ещё вчера применялись только для сувенирной продукции, сегодня успешно работают на украшение книги.

Цель работы - изучить наиболее популярные способы полиграфического исполнения и отделки внешних элементов книги. Основной метод - анализ литературы по данной теме, а также наблюдение.

Задачи:

1)      Получить представление о внешних элементах книги, их видах. Проанализировать, в каких случаях лучше выбрать переплёт, в каких - обложку; разобраться в существующих видах обложек и переплётов; ознакомиться с относительно новым видом - интегральным переплётом; отдельно упомянуть об особенностях переплёта, создаваемого вручную, и футляре книги; представить основные современные способы скрепления блоков.

2)      Систематизировать имеющиеся сведения о наиболее популярных способах полиграфического исполнения и отделки внешних элементов книги. Представить способы нанесения покрытий (лакирование, припрессовка плёнки), имитации металлических покрытий, механических способов отделки оттисков. Ознакомиться с особенностями трафаретной печати, работы с тканью, способами отделки обреза, каптала, закладки.

1. Внешние элементы книги, их виды. Способы скрепления блоков

К внешним элементам книги можно отнести такие основные элементы, как обложка, переплет, форзац, суперобложка, футляр и др.

ГОСТ 7.84-2002 приводит следующие определения внешних элементов книги:

«Обложка - покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является элементом внешнего оформления издания.

Суперобложка - дополнительная обложка с клапанами, которая защищает переплетную крышку или обложку и используется как элемент внешнего оформления издания, а также для рекламы.

Переплет - прочное покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является элементом оформления издания.

Переплетная крышка - основная часть переплета, состоящая из сторонок и корешка, покрытых переплетным материалом.

Сторонка переплета - деталь переплетной крышки из листового картона или другого плотного материала, имеющая, как правило, формат издания.

Корешок переплета (обложки) - деталь переплетной крышки, соединяющая его первую и четвертую сторонки и прикрывающая корешок книжного блока.

Книжный блок - часть материальной конструкции издания, состоящая из комплектов листов, расположенных в определенной последовательности, скрепленных между собой для вставки в переплетную крышку или покрытия обложкой.

Футляр - коробка, предназначенная для упаковки изданий с целью их защиты» .

Также к внешним элементам книги можно отнести каптал. Каптал - «цветная тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхний и нижний края корешка книжного блока, чтобы скрепить и защитить их - упрочнить блок. Подобранный под цвет переплета по сходству или контасту, каптал также служит элементом художественного оформления».

Согласно ГОСТ 7.84-2002, «оформление обложки и переплета издания определяется художественным замыслом издателя и типологическими особенностями издания. Сведения, размещаемые на обложке, суперобложке и переплете, должны идентифицировать издание и соответствовать выходным сведениям, приводимым на титульном листе издания. Не допускается приведение на обложке, суперобложке и переплете сведений, искажающих или противоречащих выходным сведениям на титульном листе издания».

Как пишет крупнейший российский исследователь оформления книги, «Внешние элементы книги - это как бы ее одежда. От их оформления в большой мере зависит, какое первое впечатление произведет книга на читателя. Как гласит старая пословица-»по платью встречают». Поэтому вполне естественно, что внешнему оформлению книги издательства уделяют много внимания» .

«Внешнее оформление должно быть и декоративным в хорошем смысле этого слова, красивым. Конечно, характер и мера этой декоративности в изданиях различного типа неодинаковы. Но в любом случае декоративность внешнего оформления должна вытекать из содержания и назначения книги, а не превращаться в пустое украшательство».

С одной стороны, внешние элементы книги можно считать её главным украшением, но с другой - они выполняют в книге ряд важнейших функций. «Во-первых, они скрепляют листы книги, защищают их от повреждения и грязи и тем самым делают ее достаточно прочной. Во-вторых, они дают читателю первоначальную общую информацию о книге. В этом отношении у внешних элементов книги много общего с титульным листом, но между ними есть и существенная разница. Мы видим внешние элементы книги не только, когда начинаем ее читать, но и когда рассматриваем витрины книжного магазина или библиотеки. От нашего первого впечатления часто зависит, захотим ли мы подробнее познакомиться с книгой. Таким образом, внешние элементы книги выполняют не только информационную, но и рекламно-пропагандистскую функцию. Поэтому их оформление должно не только соответствовать виду и целевому назначению издания, но и привлекать внимание читателя, вызывать у него интерес к книге, желание прочитать или купить ее».

Исходя из этих целей, оформление и способ изготовления внешних элементов книги может быть совершенно разным. Далее будут приведены некоторые из способов оформления и изготовления, которые либо часто применяются в издательском деле, либо, напротив, представляют интерес как редкие (применяемые в эксклюзивных изданиях) или перспективные (сейчас применяются для сувенирной и рекламной продукции, но с большой вероятностью, по мнению полиграфистов, будут применяться и для книг).

1.1 Выбор обложки или переплета

Один из первых вопросов, с которым сталкивается редактор при разработке концепции книги, заключается в выборе обложки или переплета. В каких же случаях надо отдавать предпочтение тому или иному способу?

«Выпуск издания в обложке производственно гораздо проще и может быть осуществлен гораздо быстрее, чем в переплете. Кроме того, обложка дешевле переплета. Поэтому выпуск изданий в обложке расширяется.

В бумажной обложке выпускаются, главным образом, издания, рассчитанные на краткий или средний срок пользования, на пользование от случая к случаю, а также многие издания небольшого объема (при выпуске в переплете их цена значительно увеличилась бы)», - пишет С. Ф. Добкин.

«Обычным материалом для обложки долгое время являлась бумага, более плотная (в полтора-два раза), чем листы книжного блока, но все же недостаточно прочная. Развитие химии позволило создать новые, более прочные материалы для обложки, в которых бумага представляет собой лишь основу. Важнейший из них - бумага, покрытая с одной или с двух сторон прозрачным полимером. Этот материал не только гораздо прочнее обычной бумаги, но и заметно отличается от нее по внешнему виду и оформительским качествам. Прочность чисто бумажной обложки может быть увеличена также припрессовкой к ней прозрачной синтетической пленки или лакировкой. Разработаны и более прочные клеи для скрепления обложки с книжным блоком. Прочность издания в обложке зависит и от способа ее скрепления с книжным блоком, причем сама конструкция обложки может несколько усложняться».

Далее С. Ф. Добкин пишет: «В обложке из более прочных материалов выпускаются и издания большего объема, предназначенные для длительного пользования.

Переплет прочнее обложки, но прочность различных его типов опять-таки зависит от материала и особенностей конструкции. Переплет, или переплетная крышка, имеет более сложную конструкцию, чем обложка. Обычно крышка состоит из нескольких деталей: двух сторонок, корешка, наружного материала для оклейки сторонок (или всей крышки) и отстава - полоски плотной бумаги или тонкого картона, которая наклеивается на корешок крышки с оборотной стороны (отстав увеличивает прочность и упругость корешка); переплетная крышка может быть и цельной, то есть состоять из одной детали, но такие крышки имеют лишь очень ограниченное применение».

1.2 Виды обложек и переплетов

Согласно действующему ГОСТ 22240 - 76, обложки можно разделить на 4 основных типа, а переплёты - на 5 (см. рис. 1). В ГОСТе описаны эти типы, а также даны рекомендации по использованию материалов (наружных, для корешка, сторонок, отстава) для каждого типа обложек и переплетов.

Рис. 1. Типы обложек и переплетов по ГОСТ 22240-76

Приведем краткие описания типов обложек и переплетов по книге С. Ф. Добкина:

«Обложка типа 1 скрепляется с блоком способом крытья внакидку. При таком крытье - его следует применять только для изданий объемом не более 64 страниц, в которых все сфальцованные листы сложены в одну тетрадь («лист в лист»),- обложка представляет собой согнутый пополам лист, который накидывается на эту тетрадь и скрепляется с ней проволочными скобами (возможно и скрепление нитками).

Обложка типа 2 скрепляется с книжным блоком способом обыкновенного крытья, т. е. приклеивается к нему только по корешку.

Обложку типа 3 приклеивают не только к корешку книжного блока, но частично (на ширину в несколько миллиметров) и к корешковому полю на первой и последней страницах книжного блока, то есть способом крытья вроспуск. Такое крытье прочнее обыкновенного, но несколько более трудоемко. Для лучшего открывания обложку по линиям приклейки обычно предварительно бигуют (прогибают), образуя на ней рубчик. Крытье вроспуск делает издание более прочным, чем при обыкновенном крытье, и обложка типа 3 применяется широко, обложка же типа 2 - редко.

Обложка типа 4 состоит из двух сторонок, которые соединены материалом для окантовки корешка книжного блока. Способ крытья - вроспуск.

Обложка типа 4 гораздо прочнее, чем обложки остальных типов, однако изготовление ее значительно сложнее. Применяется она преимущественно для изданий большого объема.

Переплетная крышка типа 5 -составная. Переплетная крышка типа 5 с оклейкой сторонок бумагой широко применяется для учебников, отдельных произведений политической, научной, научно-популярной, производственно-технической, справочной, художественной и детской литературы.

Переплетная крышка типа 5 с оклейкой сторонок тканью или ее заменителями применяется в основном для изданий, рассчитанных на особенно долговременное и частое пользование.

Переплетная крышка типа 6 - цельная, из одной детали. Переплетные крышки этого типа из переплетных материалов подходят для изданий, предназначенных для пользования в производственной или полевой обстановке, например: технических справочников карманного формата и военных уставов.

Крышки этого же типа из картона дешевле, но непрочны. Они предназначены в основном для рассчитанных на короткий срок пользования справочных и производственно-инструктивных изданий.

Крышки типа 6 из пластиката отличаются высокой прочностью. Однако пластикат является сравнительно дорогим материалом, изготовление из него крышек пока еще весьма трудоемко, и поэтому такие крышки применяются очень редко.

Переплетная крышка типа 7 - цельнокрытая. При оклейке обычной бумагой прочность крышек типа 7 невелика и в них выпускаются главным образом такие издания художественной литературы и книги по искусству, которые рассчитаны в основном на индивидуальное пользование.

Но если крышка оклеена бумагой, к которой (после печатания на ней) припрессована прозрачная синтетическая пленка, или бумагой с прозрачным полимерным покрытием, то ее прочность значительно повышается и она может применяться для более широкого круга изданий, в том числе даже для учебников.

При оклейке заменителями ткани крышки еще более прочны. Этот вариант крышки типа 7 очень широко распространен, в том числе и для изданий, рассчитанных на очень длительное пользование, даже для таких, как собрания сочинений. Крышки типа 7, оклеенные тканью, самые прочные. В них выпускаются лишь капитальные издания, например энциклопедии, и издания в особом оформлении.

Переплетная крышка типа 8. Крышки этого типа прочны и оригинальны, но трудоемки в изготовлении. Применяются они лишь для изданий в особом оформлении.

Переплетная крышка типа 9 отличается от типа 8 тем, что не имеет отстава и корешок приклеивается непосредственно к корешку книжного блока (иначе говоря - окантовывает его). Крышки типа 9 из-за характера корешка и отсутствия отстава менее прочны, чем крышки типа 8. Применяются они очень редко.

Переплетные крышки некоторых типов имеют варианты: с корешком кругленым или прямым, с кантом или без него, с углами прямыми или кругленными».

 

1.3 Интегральный переплет

«Большинство покупателей книжной продукции знают только два основных вида изданий: в обложке и в переплете. Некоторые вспомнят еще о картонных клееных книжках для детей. В то же время за рубежом почти все назовут еще один современный тип книг - издания в интегральном переплете. Сейчас их доля в Европе и США уже подбирается к 15% от общего объема выпускаемой книжной продукции, что ненамного меньше доли книг в переплете».

М. Шарифуллин пишет: «Надо сказать, что термины «интегральный переплет» и «интегральная обложка» не прижились еще даже среди специалистов. Существуют другие варианты названий: голландский переплет, гибкая или псевдотвердая обложка и т. п. В технической литературе и даже во всезнающем интернете упоминаний об этом практически нет. В то же время зарубежные эксперты считают интегральный переплет одним из важных технологических открытий последнего времени и пророчат ему блестящее будущее. По крайней мере, рост его доли на рынке и вытеснение альтернативных способов изготовления книг заметны уже сейчас.

Для начала выясним, каковы предпосылки его появления. Казалось бы, стандартные обложка и переплет полностью удовлетворяют как издателей, так и читателей. Переплет презентабелен, прочен и долговечен, а обложка технологична и дешева в изготовлении. Но, конечно, их преимущества хотелось бы совместить. Это возможно благодаря появлению интегрального книжного переплета. Новые книги объединили презентабельность, прочность скрепления блока и твердость переплета с технологичностью, легкостью и низкой себестоимостью обложки.

Внешне книги в интегральном переплете почти неотличимы от классических изданий в стандартном переплете, а внутреннее устройство их значительно проще.

Технологическая цепочка при изготовлении интегрального переплета состоит из вырубки, загибки и приклейки кромок. Все эти операции выполняются на одной-двух машинах в автоматическом режиме с высокой производительностью, до 10 тыс. крышек/ч. Для работы достаточно одного-двух операторов.

С точки зрения долговечности интегральный переплет занимает промежуточное положение между «твердым» и «мягким». Сохраняя практически все преимущества «твердого», интегральный переплет лишен его недостатков. Заготовка из картона достаточно легка, за счет чего масса книги может быть снижена на 15-20%».

«Будучи прочной, интегральная обложка сохраняет гибкость и, так же как переплет, может подвергаться любым видам отделки, включая наиболее популярные в книжном производстве ламинирование и тиснение фольгой. Причем ламинировать можно не только прозрачной, но и металлизированной пленкой, по которой сверху выполняют цветную печать. На пленку с изображением может быть дополнительно нанесен специальный лак, который сделает металлизированную обложку как бы светящейся изнутри. Такой вариант выглядит гораздо наряднее, чем печать пятой металлизированной краской.

На интегральной обложке можно выполнять конгревное тиснение фольгой или блинтом и другие виды отделки.

На сегодняшний день интегральные обложки получают наибольшее распространение там, где важно сохранить престиж и в то же время снизить массу книги и ее стоимость. Это школьные учебники, учебная и методическая литература, всевозможные путеводители и справочники, технические инструкции, книги по кулинарии и т. п. В России интегральные переплеты пока не так популярны, как на Западе. Я могу назвать всего несколько книжных типографий («Московские учебники», Издательство «Новости», «Локус Станди», «Ульяновский Дом Печати», «Тверской полиграфкомбинат», «Смоленский Дом Печати», «Пермская типография», ростовский «Профпресс», «Типография МГУ»), которые обзавелись оборудованием для их производства, но интерес к новой технологии среди отечественных полиграфистов растет день ото дня.

Пока основными заказчиками книг в интегральных обложках являются издательства, выпускающие школьную и учебную литературу. Существует мнение, что учебники для начальных классов могут перевести на интегральный переплет в директивном порядке. По крайней мере, это уже произошло во Франции и других странах Европы, специальное постановление было также подготовлено в этом году Московским правительством.

От обложки интегральный переплет отличается более солидным видом и практичностью. В то же время он сохранил и большинство достоинств обложки: технологичность изготовления, низкую себестоимость, легкость, компактность используемого оборудования, минимум персонала и рабочих площадей, необходимых для его изготовления».

1.4 Переплет, созданный вручную

Древние рукописные и первые печатные книги переплетались вручную - это было составной частью книжного искусства. С появлением более дешёвых и менее трудозатратных способов переплеты стали изготавливать специальные машины. Но и сегодня в дорогих эксклюзивных изданиях переплет может изготавливаться вручную. Например, книги с таким переплетом выпускает издательство «Белый город» и московская компания «Кожаная мозаика».

«Для того чтобы нанести узор в виде орнамента на обрезы, корешки или переплетные крышки, нужен не обычный штамп, а колесо, которое вручную изготавливает гравер высокой квалификации. Обрезы гравируются в состоянии, когда они уже имеют вогнутую форму. Это усложняет работу, зато и результат получается впечатляющим.

Книга может быть декорирована аппликациями из кожи другого вида. Уникальный способ украсить книгу - иллюстрировать кожаную обложку специальными красками. Роспись выполняет художник на заказ для каждой отдельной книги. Стилистика всего издания при этом сохраняется».

«Для качественного переплета кожу нужно определенным образом подготовить: выровнять по толщине и отшерфовать (утоньшить).

Особый вид отделки - кожаная аппликация, которая выполняется путем удаления лицевой части основной кожи с последующим наклеиванием тонкого лицевого слоя кожи другой фактуры или цвета. Это дорогой и трудоемкий метод оформления, выполняется по специальному заказу»

1.5 Футляр

Один из необязательных элементов внешнего оформления книги - футляр.

«Некоторые наиболее ценные издания и книги, предназначенные для рассылки по почте или для особого хранения, выпускаются в картонных футлярах. Полезно, если на боковых стенках футляра (или на одной из них, если футляр имеет клапан, закрывающий корешок) есть полукруглый вырез для пальца - благодаря этому книга легче вынимается.

Футляр выполняет не только защитную функцию. Для изданий в особо художественном оформлении и футляр подается соответствующим образом. Его оклеивают белой или цветной бумагой, на нем помещают декоративные или тематические изобразительные элементы, можно хорошо обыграть его трехмерность. Такого рода футляр в большой мере определяет весь облик издания, его оформление влияет на первое впечатление читателя от книги. В футляре может быть высечено «окно», закрытое прозрачной пленкой, сквозь которую видно изображение на переплете.

Иногда в футляре выпускается целая группа изданий. В этом случае наличие футляра помогает сохранить всю группу вместе. При таком назначении для футляра подходит полуоткрытая форма, при которой удобнее вынимать книги и ставить их обратно.

Футляр или коробка (возможно, усложненной конструкции, например, с несколькими отделениями) могут быть нужны и для изданий с приложениями».

.6 Способы скрепления блоков

.6.1 Шитье проволокой внакидку

«Тетради (или сфальцованные пополам листы) будущего издания вкладывают одна в другую и прошивают по фальцу проволочной скобой. Количество скоб может быть разным: от одной (если длина корешка не более 12 см) до четырех (при длине корешка более 40 см и тонкой бумаге). Такой метод прост, надежен, проверен годами, относительно дешев. Полученный блок легко раскрывается и остается открытым на нужной странице, что бывает важно. Например, журнал с кулинарными рецептами надо держать открытым и заглядывать в него во время приготовления блюда. Более того, блок, скрепленный проволокой внакидку, легко можно «вывернуть наизнанку», то есть перегнуть обложкой внутрь, что бывает удобно при чтении, например, в транспорте.

Достоинства этого способа скрепления и определяют основную область его применения: скрепление изданий, к качеству которых не предъявляется высоких требований. Так скрепляют и многие журналы, как правило, те, при чтении которых важнее всего удобство. Более того, даже престижные издания с небольшим числом полос лучше всего именно прошивать проволокой внакидку.

Из недостатков этого способа можно отметить относительно низкую прочность скрепления, особенно блока с обложкой: при интенсивной эксплуатации листы легко отрываются, тем более если бумага тонкая. Если блок шьется на офисном брошюровочном оборудовании, то он фальцуется сразу весь одним сгибом, а не полистно, как по тетрадной технологии. Получить хорошее качество фальца в этом случае проблематично. Блок получается рыхлым (или «вздутым»)».

1.6.2 Шитье проволокой втачку

«Этот способ предназначен в первую очередь для толстых блоков, которые необходимо сшить именно проволокой, но шитье внакидку выполнять нельзя, например, из-за толщины блока, или необходимо максимально сократить затраты. Данный способ применяется, в частности, для шитья блоков, подобранных из листов определенного формата, которые не фальцуются, а сразу скрепляются. Так печатают на офисном малоформатном оборудовании. Принцип скрепления довольно прост: блок, не раскрывая, прошивают проволочными скобами через первую страницу обложки на расстоянии 6-8 мм от корешка. К достоинствам такого способа скрепления можно отнести прочность, даже при использовании сложных бумаг, и возможность работы с отдельными листами (фальцовка не требуется). Более того, оборудование для такого шитья широко распространено (можно использовать простейшую «тачалку»).

К сожалению, недостатков тоже много, хотя все они в основном эстетического характера. Проволочные скобы по краю обложки и корешок блока из отдельных страниц выглядят не очень презентабельно, блок довольно плохо открывается и в открытом состоянии самостоятельно не держится. Поэтому такое скрепление следует использовать только в крайнем случае. Этот способ довольно стар, и сейчас его вытесняет бесшвейное скрепление. Он остался разве что в небольших ведомственных типографиях и в типографиях учебных центров и вузов».

1.6.3 Усовершенствованное шитье втачку

«Существует несколько способов улучшить внешний вид издания, скрепленного проволокой втачку. Корешок можно «спрятать», обернув блок обложкой. Сделать это несложно: достаточно вырезать обложку из бумаги, картона, переплетного материала или пластика и подготовить, то есть пробиговать. Битов должно быть несколько: два - на месте корешка, и как минимум один - на первой странице обложки на расстоянии 2-3 мм от предполагаемого места расположения проволочных скоб.

После этого обложка надевается на блок, который прошивается скобами и обрезается с трех сторон. Готовое издание выглядит значительно лучше. Более простой способ декорирования печатной продукции - оклейка корешка блока специальной полоской. Она может быть бумажной, пластиковой или тканевой. Блок будет выглядеть вполне презентабельно: декоративная полоска закроет не только корешок, но и проволочные скобы. Правда, когда издание раскрывают, становится понятно, что это все-таки не книжный блок. Кроме того, оклеить его ровно и красиво вручную достаточно сложно, а специальное оборудование установлено далеко не в каждой типографии».

1.6.4 Бесшвейное скрепление

«Листы или тетради фрезеруются по корешку (для срезания корешковых фальцев), после чего промазываются специальным клеем, и, пока он не схватился, к корешку приклеивается обложка. Хотя способ кажется простым, тем не менее в полиграфию он пришел довольно поздно: примерно в середине XX в. Причина этого «запоздания» проста: вручную такое скрепление не выполнить - требуются достаточно дорогое оборудование и специально разработанные полимерные клеи.

Пожалуй, именно этот вид скрепления сделал книгу по-настоящему массовой и доступной. К основным его достоинствам можно отнести универсальность, то есть возможность работы с толстыми и тонкими тетрадями, отдельными листами, в том числе из разных материалов, по-разному скомбинированных. Пожалуй, никакой другой способ скрепления (может быть, за исключением шитья проволокой втачку) не может сравниться по своим возможностям с бесшвейным скреплением. Именно поэтому «бесшвейка» и получила распространение в производстве журнальной продукции. Современные журналы - это издания со вставками и вклейками, сложными обложками. Число полос из номера в номер может меняться. Скрепить блок подобного издания проще всего именно бесшвейным способом.

К другим достоинствам относятся возможность изготовления как небольших, так и очень больших тиражей, аккуратный внешний вид полученных блоков, достаточно легкая раскрываемость. Но все же, с точки зрения потребителя, у этого способа есть недостатки. При интенсивной эксплуатации издание разваливается, кроме того, не лежит раскрытым на нужной странице. Внешне блок - строгий прямоугольный параллелепипед - несколько проигрывает по сравнению со скругленным шитым нитками блоком. Не очень хорошо выглядят тонкие издания, скрепленные бесшвейным способом. Более того, они раскрываются еще хуже, чем толстые».

1.6.5 Шитье нитками и термонитями

«Самый старый, надежный и престижный вид шитья. Характеризуется прочностью скрепления листов, как толстых, так и тонких, обеспечивает отличную раскрываемость блока и долговечность издания. Но и цена его высока. В настоящее время шитье нитками используется только в производстве книжной продукции и очень редко - особо престижных журналов».

Шитье термонитями - разновидность шиться обычными нитями. Разница состоит в том, что «для скрепления блока нитки не завязываются, а свариваются. Такой способ должен был удешевить шитье и стать альтернативой шитью проволокой, особенно для проблемных бумаг. Но, несмотря на значительные усилия разработчиков, этот способ скрепления большого распространения не получил».

2. Способы полиграфического исполнения внешних элементов книги

Современное развитие полиграфических технологий, и специализированной техники привело к тому, что способы полиграфического исполнения и отделки внешних элементов книги просто невозможно подробно описать в одной работе. Кроме того, постоянно появляются новые, более дешевые и качественные способы, которые делают книжную продукцию более разнообразной и эстетичной.

Согласно классификации Н. Н. Полянского, отделка полиграфической продукции включает в себя следующие виды (см. таблицу).

Рис. Классификация способов отделки полиграфической продукции

Однако следует помнить, что это лишь базовые способы, наиболее широко и давно используемые в книжной полиграфии. Далее в главе будут рассмотрены эти и другие, более современные, способы полиграфического исполнения и отделки внешних элементов книги.

2.1 Нанесение покрытий

.1.1 Лакирование. Способы лакирования. Виды лаков

В современных книгах встречается множество интересных приёмов, с помощью которых полиграфисты могут придать книге оригинальное оформление. Один из этих способов, широко применяемый в основном для сувенирной и рекламной продукции, но нередко встречающийся и в книгах, - лакирование.

«Лакирование - один из наиболее действенных способов повышения износостойкости полиграфического изделия. Нанесенный на оттиск лак повышает поверхностную прочность бумаги, позволяет лучше противостоять загрязнению страниц, улучшает влагостойкость изделия. Некоторые лаки позволяют также изменить исходный глянец оттиска, сделав его либо более глянцевым (при использовании глянцевых лаков), либо, наоборот, матовым (при лакировании матовым лаком). Кроме того, лакирование повышает «ценность» издания. А значит, при изготовлении престижных проспектов от лакирования вряд ли имеет смысл отказываться. Существует несколько технологий лакирования, дающих разные результаты по качеству поверхности. Самый простой способ лакирования - из последней красочной секции печатной машины. Вместо краски в нее загружается специальный масляный лак, который наносится на оттиск сплошь или выборочно. Однако обычным офсетным способом положить большой слой лака на оттиск невозможно (максимум 3-5 мкм). В основном здесь можно говорить лишь о небольшой защитной функции, а декоративный эффект выражен слабо. Такой способ лакирования можно использовать лишь в тех случаях, если никакой другой не подходит либо по технологическим, либо по финансовым причинам. Впрочем, нанесение масляного лака сравнительно недорого и на стоимость изготовления проспекта влияет не сильно. Необходимо также добавить, что таким же образом можно осуществлять и выборочное лакирование, но полученный эффект будет мало заметен в силу указанных ранее причин.

Сочетание матового и глянцевого объемного лака может создать весьма оригинальный визуальный эффект. Объемный лак со специальными добавками не только приподнимает изображение, но и делает часть оттиска шероховатым на ощупь.

Более действенно лакирование, осуществляемое из специальной лакировальной секции печатной машины. В этом случае можно наносить более толстый слой лака, и, следовательно, эффект лакирования становится заметнее. Сейчас уже довольно много печатных машин оснащается лаковыми секциями, так что проблем с поиском исполнителя заказов не будет. Да и влияние такого лакирования на общую стоимость производства ненамного выше, чем из красочной секции, правда, только в том случае, если речь идет о сплошном лакировании. Для выборочного лакирования при таком подходе требуется специальная лаковая форма, изготовление которой весьма дорого и целесообразно только при больших тиражах продукции. Лакировать можно как воднодисперсионными, так и УФ-отверждаемыми лаками, для последних, впрочем, необходима специальная сушка. Зато при использовании УФ-лаков можно получить довольно интересные эффекты как высокоглянцевые, так и сильно матовые, а также тонированные, перламутровые, глиттерные и т. д. Вообще тема лакирования заслуживает отдельного внимания» .

Интересным и современным видом лакирования является лакирование по технологии DRIP-OFF. Она «была разработана для создания изображений с оригинальными матово-глянцевыми эффектами с использованием пары лаков, масляного и воднодисперсионного, специально подобранных друг к другу. Сначала на те участки изображения, которые должны быть матовыми, наносится с офсетной печатной формы из последней красочной секции матовый лак. Далее в линию выполняется сплошное лакирование «сырое по сырому» воднодисперсионным глянцевым лаком из секции лакирования. В результате взаимодействия пары лаков получается любопытный эффект: области, предварительно покрытые матовым лаком, остаются матовыми, а области, на которые матовый лак не был нанесен, становятся глянцевыми.

Эта технология значительно удешевляет процесс выборочного лакирования, поскольку для нанесения матового лака используется обычная печатная форма, как для любой краски, а воднодисперсионный лак наносится сплошным слоем на оттиск. Таким образом, не требуется изготовления дорогостоящей лакировальной формы. Варьируя толщину слоя масляного и воднодисперсионного лаков, можно достигать необходимого контраста матового и глянцевого покрытия.

Для создания эффекта выборочного лакирования без вырезания формы возможно также использование пары лаков УФ-отверждения. Принцип технологии такой же как и в предыдущем случае. Однако здесь можно получить наиболее ярко выраженный матово-глянцевый результат.

Таким образом, если идет речь о выборочном лакировании, причем получении совершенно определенного по насыщенности матового и глянцевого контраста и наиболее экономичным способом, то в качестве альтернативы обычному УФ- или трафаретному лакированию можно прибегнуть к лакированию по twin-технологии» - рассказывается о новой технологии лакирования в полиграфическом журнале «Формат».

2.1.2 Припрессовка плёнки к оттискам

«Припрессовка пленки к оттискам - процесс создания на оттиске полимериого прозрачного покрытии за счет припрессовки готовых пленок, переносе термопластического материала с основы или нанесения расплава полимера. Наибольшее применение получил способ припрессовки готовых пленок, которые соединяются с оттиском клеем, наносимым на пленку. Для этой цели используются преимущественно лавсановые и полипропиленовые пленки, обладающие необходимыми физико-химическими, механическими и оптическими свойствами.

Припрессовка пленки к листовой печатной продукции производится на специализированных машинах, в которые загружают рулонную пленку, раствор клея и оттиски».

К этому же виду отделочных работ относят ламинирование. «На сегодняшний день это наиболее эффективный путь повышения износостойкости оттисков. В процессе ламинирования на бумагу специальным образом наносится тонкая полимерная пленка, которая защищает оттиск от грязи, влаги, истирания и многих других повреждающих факторов, тем самым существенным образом повышая время жизни издания. Более того, ламинированная бумага выглядит более презентабельно, особенно если ламинат матовый».

 

2.2 Имитация металлических покрытий


«Это направление полиграфии в настоящее время активно развивается и совершенствуется. Отчасти это можно связать с модой на «металлическое», отчасти с тем, что технология постепенно начинает справляться с этой, ранее невыполнимой, задачей. Все виды металлических эффектов на оттисках можно условно разделить на три большие группы, исходя из способов их получения:

·        Печатные способы. В этом случае металлических эффектов добиваются только за счет нанесения на оттиск специальных красок разными видами печати.

·        Нанесение покрытий. В этом случае металлический эффект получается за счет нанесения на оттиск тончайшего металлического слоя. Чаще всего для этого используется тиснение фольгой или напыление частиц металла тем или иным способом.

·        Использование металлизированных запечатываемых материалов. Для создания нужного эффекта используется материал, на который еще в процессе его изготовления нанесен металлизированный слой».

 

2.2.1 Печатание металлизированными красками

Самый простой способ создания эффекта металлизации. В процессе печати, помимо обычных, используются и металлизированные краски. Наиболее распространены золотая (бронзовая) и серебряная. Эти краски наносятся самым обычным способом на печатной машине. Подходит практически любая технология печати.

Главное достоинство метода - простота и доступность. Недостатки:

«В офсетной печати толщина красочного слоя невелика, а значит, и металлический блеск не столь заметен, как хотелось бы. Попытки усилить его приводят к тому, что становится сложно работать с отпечатанными оттисками, в частности, практически невозможно избавиться от перетискивания. Кроме того, толстый слой краски очень долго сохнет.

Металлизированные краски сами по себе сохнут заметно медленнее, чем обычные триадные, а потому срок изготовления продукции увеличивается. Более того, большие плашки металлических цветов чувствительны к малейшим физическим воздействиям (на них хорошо видны царапины), работать с таким оттисками очень сложно. Единственным разумным решением проблемы многие типографии считают лакирование оттиска в линию воднодисперсионным лаком. Это устраняет многие проблемы, но еще больше снижает металлический эффект.

Металлические краски очень чувствительны к используемым бумагам. По сути, более или менее приличный металлический эффект можно получить только на высокогладких мелованных бумагах. На шероховатых или бумагах с большими порами (непроклеенных) металлический эффект может потеряться, например, серебряная краска будет практически не отличима от серой (а золотая - от коричневой). Впрочем, и здесь есть выход: например, местное грунтование такой бумаги специальными красками, а потом просушка листов. Но следует учитывать, что это может удорожить процесс.

«Цветной металлик». Часто требуются различные цветные металлические оттенки. Для этого комбинируют металлизированную и обычные триадные краски. Нельзя сказать, что это плохой способ. Определенного эффекта добиться можно. Проблема в том, что очень трудно заранее предсказать результат: что получится в тираже, узнаешь только после того, как он будет отпечатан. Дело в том, что получить какие-либо металлические оттенки можно, только если положить цветную краску на серебряную основу. То есть сначала положить серебряную плашку, а затем по ней печатать краской. Наоборот невозможно, поскольку металлические краски непрозрачные и никакого эффекта не будет. Но и здесь есть трудности. Поверх серебряной краски триадные ложатся хуже, чем на бумагу или друг на друга. При печати «по сырому» велика вероятность, что краска не ляжет на оттиск, а офсетное полотно начнет снимать металлическую краску с бумаги и накапливать ее в красочном аппарате. Для светлых красок (например желтой) это может быть губительным. Она очень быстро загрязнится серебряной и печатать ею будет уже невозможно.

Так что получение металлического блеска в этом случае - процесс непростой. Придется провести много экспериментов, подбирать разные режимы. В общем, надо узнать, захочет ли типография этим заниматься.

Впрочем, решением проблемы металлизированной многокрасочной печати активно занимаются. И недавно появилась новая технология - MetalFX, задача которой - обеспечивать различные металлические эффекты. Подробнее о ней в справке.

Усиление металлического эффекта. Естественно желание преодолеть все вышеперечисленные ограничения. Поскольку увеличить красочный слой нельзя, можно попытаться использовать не офсетную, а трафаретную печать. Слой будет намного толще, и металлический блеск станет сильнее. Еще большей выразительности вы добьетесь, если будете лакировать глянцевым УФ-лаком. Матовый лак, наоборот, может свести результат к нулю.

Растровая печать. Ранее уже говорилось, что металлический блеск при использовании специальных красок получается слабым, если только их не использовать как 100-процентные плашки. Можно сказать, никакого блеска вообще не будет заметно. Поэтому нельзя слегка «подсеребрить» бумагу. Например, если положить на бумагу 20-процентную серебряную плашку, то выглядеть она будет просто серой. Лишь в ряде случаев можно получить интересный, но слабый эффект «цветного металлика», положив, например, 50-60-процентную серебряную плашку на другую цветную плашку, лучше темную. Впрочем, для широкого использования он не подходит, так как эффект почти не заметен».

2.2.2 Металлизированная основа

«Без сомнения, самый простой способ получить хороший металлический эффект - использовать запечатываемый материал, который изначально металлизирован. Таких материалов на рынке очень много, а некоторые типографии даже умеют изготавливать их сами. Эти материалы представляют собой бумагу или картон (реже полимеры), на которые тем или иным способом нанесен слой металла. Технологий нанесения множество. Самая распространенная - ламинирование, когда бумагу или картон покрывают тонким слоем полимера с напыленным на него металлом. Вот почему печать по таким материалам всегда ведется как по невпитывающей поверхности, что несколько осложняет процесс. Необходимо учитывать его особенности:

Металлизированная основа обладает ярко выраженным серым оттенком, как следствие, прямая печать на ней сильно искажает цветопередачу, а значит, цветовой тон основы надо либо учитывать при цветоделении, либо убирать. Но учесть его довольно сложно, по крайней мере для изображений, где есть света и полутона.

Типовые офсетные краски прозрачны и металлизированную основу не перекрывают, а могут только ее окрасить. Этим эффектом можно воспользоваться в декоративных целях, например, если на металлизированную основу нанести желтую краску, то получится подобие золота. Окрашивание другими цветами даст другие металлические оттенки. Но это же имеет и обратную сторону - получить хорошее полутоновое изображение на металлической основе невозможно.

Печатать на металлизированном материале существенно сложнее, чем на обычной бумаге или картоне. Требуются либо специальные краски для печати по невпитывающим поверхностям (фолиевые), либо печать с УФ-отверждением. И то, и другое увеличит стоимость продукции.

Если необходимо печатать на металлизированной бумаге, можно выборочно нанести ярко-белую грунтующую краску в те места, где должны быть полноценные полутоновые изображения (или их части), а затем по этой краске уже печатать обычными триадными красками. Технология непростая, и хорошо реализуется только на многокрасочных печатных машинах с УФ-сушками. Можно обойтись и без УФ-отверждения, но тогда после печати белой основы оттиск нужно долго сушить, что нетехнологично»

2.2.3 Metal-FX

«Metal-FX - технология (или, как говорят разработчики, система), обеспечивающая получение различных металлических эффектов на оттисках. Теоретически все просто: на специальную краску-основу (серебряного цвета) наносятся триадные краски, придающие серебру тот или иной металлический оттенок. Всего этого, казалось бы, можно добиться и без использования данной технологии, однако без этой системы ничего не сработает.

Серебряная краска-основа обеспечивает существенно более выраженный металлический эффект, чем обычная серебряная офсетная краска. Простая белая бумага, покрытая краской от системы MetalFX, кажется почти металлизированной: блеск и глянец у нее намного выше, чем у серебра.

Краска-основа разработана таким образом, что сохраняет адгезию для других красок как в сухом, так и в сыром состоянии (что особенно важно), обеспечивая возможность печати «по сырому». Обычная серая краска даже в сухом состоянии обладает посредственной адгезией для других красок.

В комплект системы MetalFX входит специальный «веер» - шкала цветового охвата металлических цветов, которые можно получить с использованием данной технологии. Теперь не надо гадать, какой металлический цвет получится, если наложить такой-то триадный цвет на такую-то краску-основу. Процесс становится прогнозируемым, а значит, из области экспериментов переходит в область промышленного использования.

Более того, краски системы MetalFX можно измерять обычными полиграфическим инструментами (денситометрами и спектрофотометрами): процесс печати становится еще и управляемым.

Похоже, что MetalFX сегодня - один из самых удачных способов создания разных металлических эффектов на печатном оттиске. Он же, по всей видимости, и самый экономичный, поскольку не нужно приобретать металлизированные материалы, делать штампы и тратить дорогую фольгу. Правда, для полноценной работы по этой технологии надо иметь сертификат от разработчика. А вообще, все необходимые краски можно купить и так (хотя бы для испытаний)».

2.2.4 Присыпка (бронзирование)

«Это старый способ нанесения металлического порошка на оттиски. Он по-прежнему популярен благодаря очень натуральному матовому металлическому блеску. Те, кто знаком с порошковыми «серебряной» и «бронзовой» красками, которые раньше продавались в любом хозяйственном магазине, сразу поймут, что имеется в виду. Желающие могут провести небольшой эксперимент: на сырой оттиск насыпать такого порошка и стряхнуть. В местах, где краска сырая, порошок прилипнет, и когда краска высохнет, он на ней останется. Впрочем, на краске он будет держаться не очень хорошо.

При профессиональном бронзировании наносится специальная высоколипкая краска, причем довольно толстым слоем. Вот к ней и прилипает порошок, и после высыхания краски держится довольно крепко. Впрочем, профессионально бронзирование в нашей стране выполняют лишь несколько типографий, так что с этим видом «металлизации» мало кому удастся столкнуться. Хотя его можно выполнить и кустарным методом, например на трафаретной машине, но это возможно лишь при очень малом тираже.

Главное достоинство этой технологии в том, что на поверхности оттиска металлическая пудра оказывается практически в чистом виде (не смешанная ни с какими лаками и связующими). Как результат - очень благородный матовый металлический блеск. Таким способом хорошо декорировать изделия, стилизованные под старину».

2.2.5 Тиснение металлизированной фольгой

Тиснение - это, наверное, самый популярный способ отделки внешних элементов книги, применяемый уже не один век. Сегодня существует несколько видов тиснения, которые различаются способом и стоимостью исполнения и результатом этой работы: тиснение фольгой, блинтом, конгрев и др.

Наиболее старый и часто применяемый вид тиснения - тиснение фольгой, или горячее тиснение.

Н. Н. Полянский пишет: «Тиснение металлизированной фольгой - это процесс горячего переноса при определенном давлении металлизированной пленки с промежуточной основы на оттиск. В зависимости от вида фольги изображение может имитировать цвет и блеск золота или серебра. При использовании, например, «юбилейной» фольги эффект имитации значительно выше, чем при бронзировании и печатании металлизированными красками. Но экономические показатели способа ниже».

«Тиснение фольгой (горячее тиснение) уже много лет применяется в полиграфии. Вся хитрость заключается в специальной фольге - многослойном материале, основу которого составляет полимер, на который наносятся другие слои. Поверх полимера наносится термоплавкий слой (ранее использовали природный воск, сейчас химические аналоги). На него напыляется тончайший слой металла, а затем термоплавкий клей. В процессе тиснения, которое проводится горячим штампом, воск быстро плавится, и слой металла вместе с термоклеем переходит на запечатываемый материал. Поскольку температура штампа высокая, то клей также плавится и прочно приклеивает слой металла к поверхности. Температура плавления клея несколько выше, чем у воска, поэтому он раньше схватывается, а воск позволяет легко отделить полимерную основу. В итоге на листе остается только тонкий слой металла, удерживаемый термоклеем.

Главное достоинство технологии - высокое качество металлического покрытия и хороший, реалистичный блеск. Пожалуй, именно таким путем достигается наилучший визуальный эффект. Другое достоинство - широкий ассортимент предлагаемых на рынке видов фольги. Можно выбрать как фольгу под белый металл, золото, алюминий, бронзу и т. д., так и любые цветовые вариации: синий, зеленый. Существуют гибридные, дифракционные, радужные и другие виды фольги. Каталоги можно найти в любой компании, которая занимается продажей этого материала.

Есть у этого способа и недостатки. Тиснение - это отдельная технологическая операция, требующая специального оборудования (тиснение фольгой в линию возможно только на узкорулонных этикеточных печатных машинах). А дополнительная операция, естественно, увеличивает себестоимость изделия. Более того, оборудование для тиснения по производительности медленнее печатной машины, и, как следствие, возрастает время изготовления. Кроме того, для работы по этой технологии требуется специальный штамп, обычно металлический, хотя для небольших площадей и невысоких тиражей можно использовать фотополимерный из твердого полимера. Штамп необходимо заказывать отдельно, а это тоже время и деньги» .

Похожими качествами обладает результат «холодного» тиснения.

«Эта технология разработана для решения большинства проблем горячего тиснения. Вместо термоклея используется обычный холодный клей. Кстати, именно так раньше клеили сусальное золото. Однако от теории до практики далеко, и сделать холодное тиснение промышленной технологией получилось лишь недавно. Самой большой проблемой было создать клей, который бы довольно быстро застывал - хотя бы со скоростью термоклея (около 1 с перехода из клейкого состояния в высохшее). Такой клей получили, используя принцип работы красок с УФ-отверждением. И теперь технология выглядит следующим образом: на оттиск наносится клей (чаще всего, прямо в печатной секции, как краска), затем к оттиску прикладывается полиграфическая фольга, после чего включается источник УФ-излучения. Клей мгновенно застывает и фольгу можно снимать. В том месте, где был клей, металлические частицы прочно прилипают к оттиску.

Достоинств у технологии много: можно покрывать любые площади, не заботясь о давлении и равномерности нагрева штампа, не требуется изготавливать специальный дорогой штамп, можно создавать объекты произвольной формы, штамп для которых либо сделать нельзя, либо он будет недолговечным. Недостатков два: специальное оборудование для работы с холодным тиснением и фольга только начинают появляться на рынке. Да и надо отметить, что пока качество такой «металлизации» несколько хуже, чем у горячего тиснения, поскольку горячий штамп не только обеспечивает переход металлического слоя с фольги на бумагу, но и разглаживает его, делая поверхность зеркальной».

.3 Механические способы отделки оттисков

.3.1 Бескрасочное тиснение

«Бескрасочное тиснение - это процесс получения изображений за счет деформации оттисков (бумаги) под воздействием давления и нагревания. Для отделки оттисков применяют только рельефное тиснение, в результате которого изменяют фактуру всей поверхности оттиска или делают рельефными отдельные участки изображения.

В первом случае процесс называют тренированием (придание поверхности зернистой структуры) и осуществляют обычно в каландрах. Оттиски пропускают между двумя цилиндрами, на одном из которых награвирован орнамент или рисунок, имитирующий какой-либо материал, например, кожу, ткань. В результате гренирования поверхность оттиска приобретает необходимую фактуру в соответствии с рисунком, награвированным на цилиндре. Во втором случае процесс называют рельефным, или конгревным, тиснением».

«При конгревном тиснении может не использоваться краска или фольга, рельеф создается сжатием материала между нагретым штампом и контрштампом (соответственно, пуансоном и матрицей). В результате изображение поднимается над поверхностью материала. Для выполнения конгревного тиснения необходимо изготовить штамп (пуансон) с рельефным изображением и контрштамп (матрицу), представляющий собой копию штампа в зеркальном отображении». Конгревное тиснение применяется при отделке суперобложек, футляров, переплетных крышек.

«Блинтовое тиснение - тиснение плоским штампом без краски и фольги с нагревом или без него. Обычно используется для переплетных крышек дорогих изданий.

Блинтовое тиснение значительной по площади сплошной поверхности называется тиснением плашки. Часто его выполняют на покровных материалах с грубой фактурой. Изображение создается за счет выравнивания и сглаживания фактуры поверхности материала. Возможно также тиснение с использованием специальной красочной фольги (в том числе и голографической), но это уже другой уровень сложности».

2.3.2 Перфорирование оттисков

«Перфорирование оттисков - это пробивка отверстий, или просечка штрихов, по линии отрыва для лучшего отделения нужной части оттиска при использовании готовой продукции. Перфорирование проводят как на специальных станках, так и на машинах с одновременным печатанием оттисков. Перфорирующее устройство станков и машин • зависимости от назначения печатной продукции и вида перфорации имеют свои особенности. Так. например, для пробивки круглых отверстий используются пустотелые пуансоны, укрепленные на майке, а для просечки - просекающее устройство в виде стальной линейки с заостренными режущими элементами».

2.3.3 Придание оттискам необходимой геометрической формы

«Независимо от того, подвергалась ли поверхность оттисков отделке, листовую продукцию во многих случаях обрезают с четырех сторон и разрезают на части. Последнее выполняют в случае, когда на одном листе располагается несколько экземпляров открыток, этикеток, обложек и т. д. Обрезку и разрезку продукции проводят на бумагорезальных машинах, широко применяемых в брошюровочном производстве.

Если же готовая продукция должна иметь не прямоугольную форму, а какую-либо сложную конфигурацию (например, книжка-игрушка), то разрезка заменяется фигурной высечкой, т. е. вырубанием под давлением отдельных сюжетов. Для этого изготавливаются стальные ножи-штампы, режущая кромка которых соответствует конфигурации вырубаемого издания. Высечку производят на специальных станках полуавтоматического типа или на печатно-высекальных автоматах, или на автоматизированных печатно-отделочных линиях, применяемых для изготовления упаковок и другой продукции».

.4 Другие виды полиграфического исполнения внешних элементов книги

.4.1 Трафаретная печать

Для сувенирной и рекламной продукции полиграфисты широко применяют трафаретную печать. Часто она используется и при отделке внешних элементов подарочных изданий.

«Трафаретная печать бывает двух видов. В первом случае используются стоп-цилиндровые трафаретные печатные машины, по конструкции во многом похожие на офсетные (во всяком случае, у них есть стапель, стол самонаклада, механизм проводки листа, выклад - многое из того, что есть и у других листовых печатных машин). Во втором случае используются более простые трафаретные машины (так называемые карусели) с ручным или полуавтоматическим механизмом подачи запечатываемого материала.

И хотя обе эти трафаретные машины используют один и тот же способ печати, назначение у них достаточно сильно различается, и области применения, соответственно, тоже. Стоп-цилиндровые машины лучше использовать для печати на материалах, близких по свойствам к обычной бумаге или картону. В силу особенностей механизма подачи листа такая машина наилучшим образом справляется с печатью именно на них. Но тогда возникает резонный вопрос: а зачем же печатать трафаретным способом, если офсет и дешевле, и быстрее, и качественнее? Ответ прост. Стоп-цилиндровый трафарет должен применяться при выполнении таких работ, которые невозможно напечатать офсетом.

o   Печать на тонированных бумагах. Офсетные краски прозрачны, и напечатать контрастное изображение офсетным способом не получится, а трафаретными кроющими красками - вполне. Можно даже получить насыщенный белый на бумаге глубокого черного цвета.

o   Печать на «сложных» бумагах. Многие бумаги, особенно всевозможные дизайнерские, имеют различные покрытия, обработанные поверхности, цветные оттенки и другие особенности, затрудняющие или делающие невозможной печать по офсетной технологии. Трафаретная печать легко справляется с такими задачами. В ассортименте трафаретных красок всегда можно найти такую, которая хорошо ляжет и закрепится на самой «проблемной» поверхности, включая материалы с полимерными покрытиями и даже очень сложными, например, фторопластом (он же тефлон). При этом сама технология печати практически не меняется, какой бы материал ни был выбран.

o   Лакирование и нанесение покрытий. Трафаретная печать - едва ли не единственный способ выполнить с безупречным качеством выборочное лакирование оттисков, особенно при использовании сложных лаков: рельефных, фактурных, глиттерных и т. д. Никакими другими способами нанести такие лаки на поверхность материала практически невозможно. Существует возможность УФ-лакирования «в линию» на офсетных машинах, но здесь существенно больше ограничений, и в России эта технология распространена мало. Трафаретным способом можно наносить и специальные покрытия: фотохромные, термохромные, защитные, стираемые и т. д., причем качество и разнообразие возможных видов нанесения трафаретным способом не имеют конкуренции.

o   Печать высоконосыщенных изображений на традиционных материалах. Получить очень насыщенное изображение офсетными красками не удастся из-за их прозрачности; трафаретные краски менее прозрачны, и красочный слой во много раз толще.

Машины карусельного типа, без сомнения, можно с тем же успехом использовать для всех перечисленных видов работ. Но основная область их применения иная. Самое главное их достоинство состоит в том, что они очень хорошо справляются с материалами, которые вообще не получается запечатать никаким другим способом:

o   Любые жесткие и негнущиеся материалы (от фанеры и стекла до различных полимеров). Правда, в этом случае подавать их в машину придется, скорее всего, вручную. Но зато сама возможность печати на таких материалах очень ценна.

o   Толстые материалы. Толщина запечатываемого материала может составить несколько миллиметров или даже десятки миллиметров.

o   Материалы со сложной поверхностью. Поверхность материала может быть шероховатой, фактурной, даже флокированной, и при этом на ней все равно можно спокойно печатать трафаретным способом.

o   Особо гибкие материалы. Трафаретные карусельные машины позволяют печатать не только на твердых и негнущихся, но и на сильно деформирующихся материалах, например, листовом полиэтилене или готовых полиэтиленовых пакетах. Практически никаким другим методом нанести на них изображение невозможно (полиэтилен можно запечатывать только на рулонной машине, под контролем натяжения полотна, флексографским способом). К особо гибким материалам можно отнести и ткань или даже готовую одежду, например, футболки.

Конечно, всем этим достоинства трафарета не ограничиваются. При грамотном применении этим способом можно печатать продукцию, не уступающую по качеству офсетным или цифровым оттискам».

2.4.2 Работа с тканью: роспись, машинная вышивка, печать на ткани

Печать на ткани - популярная услуга, предоставляемая сегодня множеством фирм. Реже она используется для изготовления книг. Ещё реже (в очень дорогих эксклюзивных изданиях) применяется машинная вышивка или ручная роспись по ткани (часто для произведений японских авторов, т.к. именно в Японии наиболее распространено искусство росписи по ткани)..

«Существует два способа нанесения рисунка на готовое изделие: прямая печать и трансфер (термоперенос).

Методом термопереноса можно наносить изображение практически любой сложности на хлопок, трикотаж, полиэстер, нейлон, а также специальные пленки (из винила, полиуретана и др.).

Для этого изготавливаются «переводные картинки» - так называемые трансферы, заготовки с отпечатанным изображением, которое впоследствии переносится на ткань. Трансферы могут быть термопластичными и сублимационными.

Термопластичные трансферы. Схема производства выглядит так: изображение наносится на специальную силиконовую бумагу (о видах красок для термопереноса ниже), поверх красочных слоев - специальный термоклеевой слой, неактивный при обычных температурах, на плоттере вырезается аппликация нужной формы, накладывается на ткань и под действием термопресса краска «приваривается» к изделию. Температура, при которой начинается процесс сварки, колеблется в диапазоне от 150 до 180°С. Размягчаясь, клей проникает в структуру ткани и прочно держит красочные слои.

Трансферная бумага защищает пленку с изображением от повреждений и легко удаляется. Краски наносятся в обратном порядке, изображение печатается зеркально.

Несомненные плюсы этого вида печати в том, что декорировать можно любое изделие, независимо от сложности его формы, жесткости и грубости поверхности. Для печати используются в основном кроющие краски; возможно и нанесение белой подложки. Благодаря этому в работу можно брать изделия как из светлой, так и из темной ткани.

Методом термопластического трансфера на изделия можно наносить флокированные изображения (дающие эффект бархата), различную фольгу (для ее прикрепления существует специальный клей).

Если трансфер отпечатан качественно, он будет прочно держаться и «переживет» множество стирок. Однако здесь очень важно качество расходных материалов: если вы решите сэкономить на красках, вполне возможно, что рисунок потеряет вид достаточно быстро: вытрется, потрескается.

Многообразие тканей, которые могут быть запечатаны этим способом, также определяет одну особенность, которую следует иметь в виду: стойкость изображения на разных материалах может меняться.

Сублимационные трансферы. Сублимация - процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое, минуя газообразное.

Трансфер печатается на особой бумаге красками на водной основе. Его можно перенести на полиэстеровые ткани или же смесовые, в которых содержание полиэстера не менее 50%.

Под действием пресса происходит диффузия краски в структуру ткани, и возникает химическая связь между молекулами волокон и краски. Именно поэтому сублимационный перенос возможен только при использовании синтетических тканей: их молекулы химически активны.Красочный слой в привычном понимании отсутствует, поэтому ткани должны быть обязательно белыми или очень светлыми. Это ограничение можно отнести к недостаткам данного вида трансферов.

Но есть и плюсы: изделия, запечатанные таким способом, гораздо более устойчивы к тепловым воздействиям, химии, свету, чем термопластичные трансферы.

Однако наиболее распространенный метод - трафаретная печать. Она позволяет наносить краску толстым слоем, обеспечивает яркость и насыщенность оттиска. Для трафарета наиболее выгодны тиражи трансферов 50-1000 шт.».

 

2.4.3 Способы отделки обреза, каптала, закладки

Сегодня массовая литература, которую стремятся изготовить как можно дешевле и быстрее, лишена многих элементов книжного искусства. В подарочных изданиях, особенно эксклюзивных, они присутствуют. В таких изданиях произведением искусства является даже обрез и каптал, который часто вручную сплетается из кожи или шёлка. Закладки, которые часто есть в дорогих книгах, тоже изготавливаются вручную. Для каптала и закладок используются дорогие, иногда коллекционные, виды кожи и шёлка.

«Для оформления обрезов книги выполняется торшировка, которая имитирует обрезы старинных книг. Помимо этого, возможно окрашивание или золочение. Окрашивание может быть неоднотонным. В сочетании с торшировкой это создает впечатление каменной поверхности.

Золотые обрезы, которые делают книгу похожей на слиток золота в переплете, создаются по специальной технологии нанесением золота 22/24 карата (современный аналог сусального золота). Это же золото мы используем для тиснения на переплетных крышках и корешках. Для наших изделий не подходит фольга, и дело даже не в том, что у золота особый оттенок. Сейчас подбор цвета не самая большая проблема, ассортимент фольги достаточно широк. Некоторые производители предлагают специальную фольгу, но она рассчитана на обычную гладкую кожу. Мы же работаем с огромным ассортиментом самых разных видов кожи, среди которых немало текстурных, со сложной поверхностью. У золота мелкая структура, и оно лучше всего подходит для изделий нашего уровня. Дополнительно закупается специальный грунт, который кладется на «слепой» оттиск, а на него уже наносится золото».

Заключение

Завершая анализ основных способов полиграфического исполнения и отделки внешних элементов книги, можно заключить, что современные технологии предоставляют безграничные возможности для создания книги как объекта книжного искусства. Наиболее хорошо и интересно подготовленными являются эксклюзивные подарочные издания, в которых одновременно применяются несколько разнообразных способов отделки, в том числе ручной. В то же время, большинство книг изданы без помощи каких-либо необычных современных способов отделки внешних элементов.

Библиографический список

.        Возвращение его величества переплета. - 2006. - №9. - (электронный ресурс) - #"729266.files/image003.gif">

Рис.

Издательство «Белый город»

Французский переплет ручной работы, кожа «шагрень-атлас» (фирма «Рельма», Франция); форзац раздельный на кожаной слизуре; каптал шелковый ручного плетения; обрез окрашенный и полированный; тиснение золотой фольгой.

Рис.

Издательство «Белый город»

Французский полукожаный переплет ручной работы, кожа натуральная (Италия); парча шелковая (Китай); форзац раздельный на кожаной слизуре; каптал шелковый ручного плетения; эксклюзивная мраморная бумага; тиснение полиграфической фольгой; обрез окрашенный и полированный.

Ювелирные украшения переплета: серебро 900 пробы, общий вес 181 грамм, чернение.

Рис.

Издательство «Белый город».

Французский цельнокожаный переплет ручной работы; натуральная переплетная кожа (Relma, Франция); тиснение фольгой; обрез полированный, окрашенный; форзац раздельный на кожаной слизуре; каптал шелковый ручного плетения Ювелирные украшения: серебро 900 пробы; чернение; холодные эмали; общий вес украшений 175 грамм

Отпечатано в Италии

Рис.

«Кожаная мозаика»

Книга «Путь чая» в эксклюзивном переплете из шагреневой кожи и футляре.

Отделка - аппликация, декоративная обработка обреза, тиснение оригинальными штампами, рисунки и элементы китайского орнамента.

Рис.

«Кожаная мозаика»

Двухтомное издание в футляре. Французский переплет

Рис. «Кожаная мозаика». Форзац из ткани

Рис. «Кожаная мозаика». Кожа для переплета полностью обработана и окрашена с целью имитации табачного листа. Форзацы также выполнены из кожи и отрисованы художником специальными красками

Похожие работы на - Полиграфическое исполнение и способы отделки внешних элементов книги

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!