рассмотрены пути активизации инвестиционной деятельности за счет финансового регулирования.
1. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации
.1. Понятие государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации
Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:
определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
выбор приоритетов;
повышение эффективности инвестиций.
Цель инвестиционной политики государства заключается в:
обеспечении структурной перестройки экономики;
стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;
создании дополнительных рабочих мест;
привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
поддержке малого и среднего предпринимательства;
совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.
Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике [5, c. 63].
Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.
Содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.
До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.
Меры стимулирования иностранных инвестиций:
а) понижение налоговых ставок;
б) предоставление налогового кредита;
в) предоставление финансовых и имущественных поручительств (гарантий) администрации регионов;
г) оказание финансовой поддержки за счет средств бюджета региона для реализации целевых инвестиционных программ с участием иностранных инвестиций;
д) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;
е) другие мероприятия, направленные на оказание поддержки деятельности иностранных инвесторов [7].
К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:
снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;
повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств. [3, c. 29]
В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.
Не меньшее значение на современном этапе развития российской экономики приобрела региональная инвестиционная политика.
Инвестиционная политика и страны, и региона зависит от того, каким образом протекает инвестиционный процесс, то есть многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию ВВП и ВРП. В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых; долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных.
В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:
организатора инвестиционно-финансового рынка;
участника инвестиционно-финансового рынка;
менеджера инвестиционных процессов.
1.2 Финансовые проблемы привлечения иностранных инвестиций
государственный финансовый регулирование инвестиция
Среди проблем, тормозящих развитие инвестиционной деятельности в России, часто называется отсутствие "длинных денег". Действительно, банки имеют в привлекаемых ресурсах (пассивах), преимущественно "короткие" средства, что затрудняет их последующее размещение на более длинные сроки.
Очевидно, что используя только внутрибанковские рычаги (процентные ставки, нормы резервирования и т. д.) и опираясь на внутренние возможности банковского сектора, решить задачу формирования инвестиционных ресурсов, адекватных целям подъема экономики, возможно лишь отчасти.
Как показывают балансы Банка Японии и ФРС США, в их портфелях госбумаг большая часть приходится на "длинные" инструменты. Так, в Банке Японии казначейские бумаги со сроком погашения свыше 5 лет составляют более 40 трлн. иен, т. е. 60% его общего портфеля госбумаг. В ФРС на такие бумаги приходится более 130 млрд. долл., или свыше 20% его госпортфеля, при том, что еще более 170 млрд. долл. (30% госпортфеля) приходится на инструменты со сроками от 1 до 5 лет [8, c. 11].
С учетом той роли, которую играют бюджетные инструменты в формировании всей денежной базы доллара и иены, можно заключить, что такие "длинные" госбумаги более чем на 40% (по доллару) и более чем на 50% (по иене) формируют всю денежную базу указанных валют. Другими словами, около половины всех иен и долларов, имеющихся в мире, в момент своего возникновения были эмитированы на основе долгосрочных бюджетных инструментов, которые и заложены в основу денежной базы.
Таким образом, экономика изначально получает существенный инвестиционный потенциал, который мультиплицируется по мере подключения к работе с длинными проектами частного сектора (субподрядчиков и т. д.).
При этом именно денежные власти закладывают основы "длинных" финансовых ресурсов в экономике.
Итак, сама базовая структура формируемых ресурсов позволяет на ее основе развивать инвестиционную деятельность. Помимо этого, частный сектор имеет целый ряд дополнительных возможностей. Речь идет о сбережениях населения, средствах пенсионных фондов, чьи ресурсы также носят долгосрочный характер, и т. д., развитой системе гарантий, в том числе - при участии государства.
Кроме того, центральные банки активно используют стимулирующую роль ряда рычагов (ставки рефинансирования, нормы резервирования), способствующих "удлинению" ресурсов и делающих их более доступными.
Активное участие центральных банков многих стран в проведении экономической политики в целом оправдано, поскольку в их руках сосредоточены мощные экономические рычаги. Именно поэтому эти страны законодательно возлагают на свои центральные банки не только задачи финансового характера (стабильность цен, национальной валюты и т. д.), но и формируют более широкие цели: обеспечение экономического роста, высокого уровня занятости (ФРС США), решение задач, направленных на достижение государственных целей (Банк Японии), помощь в координации в сфере занятости (Европейский центральный банк - ЕЦБ). Даже в тех случаях, когда речь идет о стабильности цен, эта стабильность часто понимается не как конечная цель, а как необходимая предпосылка экономического роста (ЕЦБ).
При таких подходах системообразующая роль государства и в целом в экономике, и в экономической политике остается решающей. К тому же финансовый сектор является той основой и тем инструментом, на которые опираются различные страны при проведении своей экономической политики [10, c. 119].
С учетом усиления глобальных геополитических и экономических рисков крайне актуален выбор экономических механизмов и подходов, поддерживающих устойчивый рост и одновременно минимизирующих внешние риски. Здесь важны внутренние «точки опоры» экономического роста, которые стимулировали бы спрос, обеспечивали необходимый уровень инвестиций и адекватные масштаб и структуру производства, что невозможно без прочной финансовой базы, в которой внешние источники финансирования постепенно вытеснялись бы внутренними. При этом нужна скоординированная денежно-кредитная и финансовая политика, направленная на решение структурных задач и создающая условия для формирования адекватных финансовых ресурсов. Должны сыграть свою системообразующую роль специализированные институты (банки развития и т. д.). Большое значение имеют налоговые механизмы, стимулирующие соответствующие направления развития; механизмы гарантий, существенно уменьшающие кредитные риски, и др.
Следует повысить роль Центрального банка, который должен выполнять функцию кредитора последней инстанции. Кроме того, сам спектр задач ЦБ с учетом мощного потенциала его инструментов нужно расширить, дополнив чисто финансовые задачи - контроль за инфляцией и валютным курсом - целями поддержания экономического роста и занятости. При этом нужно выработать комплексные подходы к формированию денежного предложения (монетизации), увязывающие политику ЦБ с задачами бюджетной, промышленной, региональной и структурной политики.
Выводы
Таким образом, анализ показал, что на сегодняшний день актуальны меры, стимулирующие развитие внутреннего финансового рынка и делающие операции на нем более привлекательными по сравнению с внешними инвестициями. Важную роль должны играть резервные требования, балансовые нормативы, налоговые рычаги, трактующие внутренние рублевые операции как более предпочтительные по сравнению с внешними валютными ресурсами.
. Характеристика действующего механизма государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации
.1 Анализ структуры государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации
Государственное регулирование включает:
регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, но не носящих индивидуального характера;
защиты интересов инвесторов;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное про ведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
принятия антимонопольных мер;
расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
развития финансового лизинга в Российской Федерации;
проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ.
Конкретными формами такого участия являются [11]:
разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
формирование перечня строек и объектов технического пере вооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов Российской Федерации на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;
закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
про ведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;
выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов);
вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.
Статьей 13 ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ