Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    155,07 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы

Введение

социальный страхование фонд финансовый

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

Изначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета.

Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда:

-       Пенсионный фонд Российской Федерации;

-       Фонд социального страхования Российской Федерации;

-      Фонд обязательного медицинского страхования Российского Федерации.

Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеет Фонд социального страхования, который накапливает средства для реализации важнейших социальных гарантий: оказание бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и прочих.

Обязательно социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан.

Выбор мною темы «Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы» неслучаен, мне, как гражданке Российской Федерации, важно знать о том, какую роль играет страхование на протяжении всей моей жизнь и какие гарантии оно дает мне, для того чтобы защитить себя.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности фонда социального страхования.

Задачи моей курсовой работы раскрыть такие интересные подтемы как:

-  Причины создания Фонда социального страхования (далее ФСС РФ). Рассмотреть основные этапы его развития, раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фонда, охарактеризовать современную систему его организации;

-       Рассмотреть особенности доходов и расходов ФСС РФ, проанализировать их динамику и структуру, выявить основные проблемы развития;

-       Проанализировать официальные предложения по развитию ФСС РФ и показать направления его дальнейшего совершенствования.

.  
Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации

.1 Причина создания ФСС РФ, основные этапы его развития

В России появлению обязательного социального страхования предшествовало создание различных страховых касс, взаимных страховых обществ, вспомогательных товариществ, а так же введение личного страхования жизни.

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г. император Николай II ввел в Российской империи «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично - заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного страхования в России. [1]

В 1912 г. третья государственная Дума приняла пакет страховых законов: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих» и др. Общее руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. [2; 71]

Принятое в 1918 г. первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родам, увечьем.

Реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. Постановлениями Совета Народных Комиссаров были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял 12% фонда оплаты труда на все виды социального страхования. [3; 72]

В 1929 г. государственное социальное страхование обрело единый бюджет, а с 1931 г. за счет социально - страховых средств начато финансирование санитарно - курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха и т.д.), а так же финансирование детских оздоровительных лагерей.

С 1933 г. страховые кассы были ликвидированы, а социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов, бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет. Финансы социального обеспечения и социального страхования включали: государственный бюджет, бюджет социального страхования, Союзный фонд социального обеспечения колхозников, социальные фонды государственных предприятий и колхозов.

Управление системой социального обеспечения страхования было сложным и бюрократизированным. [4; 75]

Первой попыткой реорганизации старой системы социального страхования является создание с 1 января 1991 г. внебюджетного ФСС РФ на основании Постановление Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». Но эта попытка практически не привела к перестройке содержания и функционирования социального страхования, положительным моментом являлось только то, что с образованием данного фонда его средства уже не включались в состав государственного бюджета. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение, были утверждены временное положение о Фонде и Инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходование средств. На местах были созданы региональные фонды. Правление Фонда состояло из представителей региональных и отраслевых профсоюзов. Указом президента РСФСР от 07.08.1992 г. «О Фонде социального страхования» ФСС России был из ведения профсоюзов передан в управление Правительству РФ. Более поздним Указом Президента РФ от 28.09.1993 г. № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в РФ» было установлено, что Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством РФ, а члены правления Фонда им утверждаются.

февраля 1994г. вышло Постановление Правительства РФ № 101 «О фонде социального страхования РФ», которое в дальнейшем претерпело ряд изменений, но которым и по сей день регламентируется деятельность ФСС РФ. [5] Согласно данного Постановления ФСС РФ является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов сопутствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждается федеральным законом.

С января 2005 г. на Фонд возложена задача по реализации Федерального Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в частности обеспечения граждан - получателей социальных услуг путевками на санитарно - курортное лечение, также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства между регионами и отраслями, тем самым поддерживая финансовую устойчивость системы.

.2 Цели, задачи и система организации Фонда социального страхования в Российской Федерации

Сущность любого страхования состоит в уменьшении и компенсации риска материальных потерь с помощью распределения его между большим числом субъектов, которые подвержены определенным видам риска.

Приоритетными направлениями деятельности Фонда социального страхования являются:

-       Обеспечение гарантированных государством пособий;

-       Участие в разработке и реализации государственной программы охраны здоровья работников;

-       Подготовка мер по совершенствованию социального страхования;

К основным задачам ФСС РФ можно отнести:

-       Обязательное государственное социальное страхование;

-       Пособия по временной нетрудоспособности;

-       Пособия в связи с материнством и детством;

-       Обеспечение социальными пособиями на погребение;

-       Санитарно - курортное лечение;

-       Оздоровление детей;

-       Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-       Пособия по временной нетрудоспособности, в связи с получением трудового увечья;

-       Единовременная страховая выплата;

-       Ежемесячные страховые выплаты;

-       Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших;

-       Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;

-       Обеспечение граждан - получателей социальных услуг путевками на санитарно - курортное лечение, а так же бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;

-       Родовые сертификаты;

-       Дополнительная диспансеризация работающих граждан и оказание им первичной медико-санитарной помощи;

-       Дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Средства Фонда образуются за счет:

-       страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

-       страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

-       страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

-       доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

-       добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

-       ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

-       прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

-       выплату пособий по временной нетрудоспособности;

-       беременности и родам;

-       женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

-       при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

-       социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

-       оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

-       оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

-       частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

-       оплату проезда к месту лечения и обратно;

-       создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. [6; 65]

Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации.

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 %), являются базой развития ФСС.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

В составе расходов наибольшую долю занимают выплата пособий по временной нетрудоспособности. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы. С целью большей ответственности и обоснованности устанавливаемых диагнозов Правительство РФ предложило ввести ряд ограничений на выплаты в связи с временной нетрудоспособностью. Эта мера направлена на сокращение неоправданных выплат и льгот. Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей, на предприятия. Тарифы для всех установлены одинаковые, независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов.

Для руководства оперативной деятельностью ФСС правительство РФ назначает председателя и его заместителей. Кроме того, при ФСС образуется правление, которое возглавляет председатель ФСС. Членами правления становятся заместители председателя, а также представители правительственных органов, профсоюзов, организаций по защите интересов семей.

Председатель ФСС руководит деятельностью фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач, распределяет обязанности между заместителями, вносит проект бюджета ФСС на утверждение в правительство РФ, разрабатывает совместно с заинтересованными ведомствами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию.

Правление ФСС концентрирует свое внимание на задачах фонда и совершенствовании государственного социального обеспечения, формировании и использовании резервных средств, проекте размера тарифа страховых взносов, проекте бюджета фонда и его исполнении, рассматривает отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений, а также о контрольно-ревизионной деятельности ФСС. Правительство РФ, которому подотчетна деятельность ФСС, утверждает отчет об исполнении его бюджета.

Администрация ФСС и его отделений в лице руководителя и главного бухгалтера несет ответственность за правильность начисления и расходования средств на выплату пособий по социальному страхованию, оплату путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, а также за правильностью финансирования других мероприятий по социальному страхованию.

Исходя из перечисленных основных задач, принципов, организации управления становится очевидным, что в Российской Федерации создана целая система социального страхования, которая призвана обеспечить социальную и экономическую политику государства по реализации социальных гарантий и повышению уровня социальной защищенности граждан страны.

.       
Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации

Исследуя источник формирования средств социального страхования Российской Федерации, следует подчеркнуть, что после отмены единого социального налога основным источником формирования доходов бюджета Федерального Фонда социального страхования Российской Федерации является поступление страховых взносов.

В настоящее время Фонд представляет собой разветвлённую финансовую и организационную систему по осуществлению нескольких видов обязательного социального страхования.

В бюджет ФСС входят следующие виды доходов:

.        Налоговые доходы:

- Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФЗ от 24.07.2009 № 212- ФЗ (в ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ) «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» <consultantplus://offline/ref=C8BE7C0E793A330421FB64C038C82914944D448EECBD6A8F014EA359016B0068AF6E93E80351E35EzD17H>;

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога.

. Неналоговые доходы:

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;

прочие поступления.

Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ. [7; 195]

Основной объем расходов ФСС РФ составляют выплаты различного рода пособий и страховые выплаты по видам социального страхования (около 90%).

Рис. 1 Структура доходов ФСС РФ за 2012 год. [8]

Рис. 2 Структура расходов ФСС РФ за 2012 год.

.1 Анализ динамики структуры доходов и расходов ФСС РФ

С помощью ФЗ от 30.09.2013 № 257- ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2012год», ФЗ от 02.10.2011 № 153- ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год» и ФЗ от 06.10.2011 № 267 - ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010 год» проведем анализ доходов и расходов ФСС РФ.

Таблица 1 Сравнительный анализ основных характеристик бюджета ФСС РФ за исполненные 2010, 2011 и 2012 г.

Характеристика

2010 год, тыс. руб.

2011 год, тыс. руб.

2012 год, тыс. руб.

общий объем доходов бюджета

463776664,6

558594654,3

630783547,5

за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

109081943,2

145910369,6

180659733,4

из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования

17500000,0

17999983,7

17639490,2

общий объем расходов бюджета Фонда

491199295,2

497569016,9

531225733,3

предельный объем дефицита/профицита бюджета Фонда

27422630,6

61025637,4

4152353,0

общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

319404090,2

393068134,5

456186523,9

общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

62788294,3

83223033,7


Анализируя данные из таблицы 1 можно сделать следующие выводы:

-       рост общего объема доходов бюджета в 2012 г. к уровню бюджета за 2011 г. составил 12,9% (72188893,2), по сравнению с 2010 г. объем доходов бюджета ФСС РФ увеличился на 20,4% (94 817989,7), за период 2012 г. по 2010 г. объем доходов бюджета ФСС РФ вырос на 36% (167006882,9).

Увеличение объемов доходов обусловлено поступлением средств федерального бюджета, переданных бюджету ФСС РФ на покрытие его дефицита, налогов на совокупный доход за предыдущие налоговые периоды, которые не предусматривались расчетами к Закону о бюджете Фонда и ростом объемов доходов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

-       по сравнению с 2011 годом страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выросли на 15%. Одним из факторов, влияющим на увеличение поступления страховых взносов, является рост на фонда заработной платы, на который начисляются страховые взносы.

-       доходы за счет поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 116% от 2011 г. или возросли на 16% за 2012год. Рост доходов по данному виду страхования обусловлен увеличением доходов от страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые составили 344 832,7 млн. рублей, что на 34 880,4 млн. рублей или на 11,3 процента выше запланированных и увеличились по сравнению с 2011 годом на 31 270,8 млн. рублей или на 10,0 процентов.

В основном рост доходов по страховым взносам по данному виду страхования обусловлен увеличением фонда заработной платы, на который начисляются страховые взносы, с учетом выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, что дало дополнительные поступления, а также изменением против запланированного распределения фонда заработной платы по льготным категориям плательщиков, что обусловило дополнительное поступление в доход бюджета Фонда.

По сравнению с 2010 годом превышение объема поступлений страховых взносов вызвано увеличением облагаемой базы для их начисления, что связано с изменениями в законодательстве, установившем обязанность уплаты страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхователями, применяющими специальные налоговые режимы. В 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась среднесписочная численность работающих граждан, на доходы из которых начислялись страховые взносы. Так же рост объема доходов вызван увеличением предельной величины базы для начисления страховых взносов в соответствии с Постановлением правительство Российской Федерации от 27 ноября 2010 № 933 « О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 года» до 463,0 тыс. руб., в 2010 году сумма составляла 415,0 тыс. руб. [9]

В целом бюджет Фонда за 2012 год исполнен с превышением доходов бюджета Фонда над расходами в сумме 99 557,8 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 86 860,2 млн. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 17 446,5 млн. рублей. При этом задолженность Фонда перед страхователями, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2013 г. по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 42 570,3 млн. рублей, а по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 2 193,7 млн. рублей, которая подлежит возмещению страхователям в 2013 году. [10]

Фактические расходы бюджета Фонда в 2012 году составили 531225733,3 тыс. руб., или 106,8% к 2011 и на 108,1 % к 2010 году.

Общие объемы расходов бюджета ФСС РФ за 2012 год по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 369326367,7 тыс. руб., по этому же виду страхования 350757432,4 тыс.руб. в 2011 году, а в 2010 году сумма составила 353610741,7 тыс.руб. Увеличение расходов в 2012 году произошло за счет роста среднедневного размера пособия, а также за счет роста числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности.

Увеличение расходов обусловлено тем, что проводилась замена системы ЕИИС «Соцстрах». Замена системы ЕИИС «Соцстрах» связана с совершенствованием программ обеспечивающих изменения в начислениях и выплатах застрахованным гражданам пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

С 1 января 2011 года Фонд в соответствии с постановлением Правительства № 294, приступил к реализации пилотного проекта в Карачаево-Черкесской Республике и Нижегородской области, а с 1 июля - Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край по переходу на прямые выплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с переходом на кассовое исполнение бюджета Фонда.

С 1 июля началась "обкатка" нового порядка оплаты больничных в двух "пилотных" регионах - Нижегородской области и Карачаево-Черкесии. Теперь там пособия по больничным будут рассчитывать региональные отделения фонда, а затем выплачивать их напрямую на лицевой счет в банке работающим людям, либо, по их желанию, направлять им деньги по почте.

"Это масштабный проект, который, в том числе, связан с разработкой и внедрением новых технологий приема и обработки данных, кадровой подготовкой, созданием соответствующего оборотного запаса денежных средств, необходимых для обеспечения бесперебойных выплат", - считает председатель ФСС Афанасьев. Постепенно к двум "пионерам" подключатся и другие регионы. По всей стране новая модель, по планам, начнет работать с 2014 года.

показатель

2010

2011

2012

доходы

425 489,00

463 777,00

458 820,00

558 595,00

579 559,00

630 784,00

расходы

453 819,00

491 200,00

456 875,00

497 570,00

577 219,00

531 226,00

дефицит профицит

-28 330,00

-27 423,00

1 945,00

61 025,00

2 340,00

99 558,00

Бездефицитность бюджета ФСС РФ обеспечивается за последние два года за счет следующих принятых мер:

Во-первых, распространилось обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса - до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволила повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. А также, это дало возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.

Во-вторых, начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам начисляется за два календарных года, предшествующих страховому случаю, а не из среднего заработка за последние 12 месяцев работы, как это происходило до 2011 г. Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый заработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам. [11]

Третья новация, заложенная в бюджете ФСС, касается изменения трудового стажа при определении размера пособия. Основа для этой новации - изменения в законодательстве, по которым с 2007 года при определении процентной ставки пособия учитывается не непрерывный трудовой стаж, а страховой, включающий все периоды трудовой деятельности, в том числе и отпуск по беременности и родам, военную службу и т.д. Авторы предлагаемой меры исходили из того, что сегодня 80 % застрахованных граждан имеют право на получение пособия в размере 100 % заработка, и это не способствует стремлению работников скорее выздороветь и возвратиться на работу. Поэтому предлагается повысить «стажевые пороги» следующим образом: выплачивать 60 % заработка тем, кто проработал не менее 8 лет, 80% - при стаже от 8 до 15 лет, 100 % - при стаже от 15 лет.

И, наконец, четвертая новация в социальном страховании - оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, как сейчас, а с четвертого. По мнению экспертов Минздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов. При этом, считают эксперты, если уровень заболеваемости в результате принятых работодателем мер будет ниже среднего, его расходы будут сопоставимы с теми, которые он несет сейчас при оплате первых двух дней больничного листа.

Дефицит бюджета Фонда социального страхования носит системный характер, который сразу проявился, как только мы начали отказываться от прямого ограничения размеров пособий. Его причина - в существовании специальных налоговых режимов, установленных в свое время в целях поддержки ряда страхователей, в том числе сельхозтоваропроизводителей, представителей малого бизнеса. Суть этих режимов в том, что страхователь осуществляет платежи в ФСС не от фонда оплаты труда, а в форме составной части специального налога - единого сельхозналога, единого налога на вмененный доход и т.п.

Выплаты из ФСС застрахованные из этих организаций получают в полном объеме в соответствии с нормами российского законодательства. Хотя обеспечены эти выплаты платежами самих организаций менее чем на 50%! Причем, когда вводились нормы о льготном обложении этих категорий плательщиков, предполагалось, что речь будет идти о 3-5 млн. человек, занятых на малых предприятиях. Но сейчас в подобных организациях, зачастую созданных вычленением отдельных участков крупных предприятий, занято гораздо больше - 13 млн. человек, и каждый год прибавляется практически по миллиону. При этом число рабочих мест в стране не увеличилось - по-прежнему в экономике занято около 62 млн. работников среднесписочного состава. Поэтому чем дольше эта ситуация сохранялась бы, тем дольше сохранялся бы и рос дисбаланс бюджета Фонда социального страхования.

С принятием нового законодательства о страховых взносах законодатель уравнял организации, ранее использовавшие специальные налоговые режимы, со всеми остальными плательщиками и ввел переходный период для реализации этой нормы. Уже с 2011 года, когда норма начнет вводиться в действие, ситуация с поступлением доходов в бюджет ФСС начнет улучшаться. А к 2015 году, когда норма будет применяться в полном объеме, думаю, проблемы несбалансированности его бюджета в этой части уже не будет.

В целом же, завершая ответ на вопрос о сбалансированности бюджета государственных социальных фондов, я бы несбалансированными их уже не называл. По Фонду социального страхования принято и ближайшие годы заработает решение, способное сделать его бюджет самодостаточным, а по Пенсионному фонду найден системный источник финансирования исполняемых обязательств - федеральный бюджет. И здесь мы практически не отличаемся от ряда европейских стран, финансирующих часть расходов на выплату пенсий за счет бюджетных средств. [12]

3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ

В социальном страховании имеются проблемы, без решения которых невозможно создать эффективную систему страхования и обеспечить высокий уровень социальной защиты населения от различного рода социальных рисков. Кроме частных задач, система социального страхования имеет и ряд общих проблем:

)        сохранение нестраховых принципов:

-       существуют выплаты нестрахового характера;

-       отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий о размеров отчислений.

)        Несбалансированность государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов…

Функционирование Фонда происходит на фоне неблагоприятной демографической ситуации, падения уровня жизни основной массы населения, роста неравенства в доходах и потреблении, уменьшения численности экономически активного населения, низкой стоимости труда, снижения доли заработной платы в доходах работающих. Демографическая и социально-экономическая ситуация в стране оказывает непосредственное влияние на формирование доходов фонда, ограничивает его возможности обеспечения застрахованных гарантированными выплатами, пособиями и услугами по социальному страхованию. Однако именно в данных условиях возрастает значение Фонда в процессе воспроизводства населения, в поддержании здоровья нации, перераспределении доходов граждан, повышении стабильности в обществе и экономике, гармонизации отношений в трудовых коллективах.

В России основой социальной защиты является единая общенациональная система обязательного социального страхования. Социальное страхование есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. С другой стороны, социальное страхование как финансовая категория - это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и расходовать фонды денежных средств для материального обеспечения членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или трудоспособных, но не имеющих возможности реализовать эту способность по различным причинам.

Со времени образования Фонда практически заново происходило формирование правовой базы, шло активное накопления опыта социальной защиты работающих на принципах социального страхования. Однако остаются нерешенными проблемы, связанные с укреплением и расширением законодательства в сфере государственного регулирования самого фонда, организационными вопросами взаимодействия участников страхования, уточнением перечня социальных выплат, размера обязательных платежей и т.д.

Отсутствие ряда правовых норм, социально-экономические преобразования, неблагоприятная демографическая ситуация непосредственно оказывают негативное влияние на сбалансированность доходных и расходных статей бюджета Фонда, и как следствие на его финансовую устойчивость.

И пусть кардинальных реформ в этой сфере не происходит, развитие социального страхования в России не стоит на месте. Об этом свидетельствуют различные изменения в законодательстве по улучшению благополучия людей.

За последние годы произошли изменения в обоих направлениях обязательного соцстрахования: на случай временной потери трудоспособности и возникновения несчастного случая на производстве.

С 2011 года используется новая форма листка о нетрудоспособности работника, известно, что старая форма не менялась уже более 30 лет, и за это время перестала отвечать необходимым требованиям.

Новый больничный листок отвечает всем критериям для перехода на электронный документооборот, имеет специальные уровни защиты, что позволяет избежать массовых подделок.

Был изменен и порядок расчета выплат по больничному листку. С 2010 года для группы предприятий занимающихся малым и средним бизнесом он стал оплачиваться исходя из полной величины заработка. Раньше расчеты производили исходя из МРОТ.

Произошли изменения порядка и расчета выплат в случае материнства. Теперь период расчета пособия для матерей составляет два года, предшествующих страховому случаю, также были внесены поправки относительно исключаемых периодов.

Согласно действующему законодательству, и изменениям в ФЗ об обязательном страховании с 2011 года был существенно расширен перечень видов деятельности, которые позволяют делать отчисления на социальное страхование по сниженным тарифам.

Особые условия были предусмотрены для групп компаний, занимающихся малым бизнесом.

А именно, для следующих организаций:

-       деятельность которых сосредоточена в социальной сфере;

-       работающих в производственной сфере;

Некоторые виды деятельности были полностью освобождены от взносов. Однако эти льготы не будут действовать постоянно, такие послабления характерны только для переходного периода.

Перспективы развития социального страхования предусматривают уже с 2014 переход большинства организаций на единый тариф - 2,9%. Поэтому основной целью снижения тарифов, сегодня является выработка ответственности у работодателей и увеличение роста белых зарплат.

Ведь ни для кого не секрет, что сегодня основная часть работодателей имеет дело с так называемым «черным налом», который идет не через кассу предприятия и с которого не делаются отчисления.

Предоставление пониженных тарифов действительно отразится на поступлениях в ФСС, но закон определяет порядок возмещения фонду недостающих средств из федерального бюджета.

Основной причиной дефицита является недостаточность взносов по страхованию граждан от несчастных случаев и профзаболеваний. Сегодня расходы по данному виду страхования в несколько раз превышают доходы, то есть количество отчислений.

Решение данной проблемы есть, но как всегда результат заставит себя ждать. Так если посмотреть на перспективы социального страхования, то, скорее всего, необходимо разработать отлаженную систему взаимодействия с работодателем.

То есть, нужна мотивация работодателей для того, чтобы предупреждать травмы на производстве, и следить за регулярностью профилактических мероприятий. Дефицит средств в фонде может быть сокращен только в случае снижения числа несчастных случаев.

Кроме этого, для более детального контроля над финансовыми потоками фонда страхования предполагается переход на прямые выплаты уже с 2014 года. То есть работник будет получать выплаты и пособия согласно страховому случаю непосредственно из ФСС, а не через работодателя, как это было раньше.

Изменения в ФЗ об обязательном социальном страховании в 2013 году коснулись в первую очередь порядка назначения, начисления и выплат пособий в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Изменения, внесенные в федеральный закон о соцстраховании от 29 декабря 2012 №276-ФЗ, установили новый порядок того, как будет определяться средний дневной заработок (СДЗ) для расчёта размера пособия по беременности, родам, и по уходу за ребенком.

Для страховых случаев, наступивших в период после 1. 01. 2013 г, уже будет невозможно выбирать самостоятельно способы расчета данного пособия, как это было по правилам 2010 года. Возможность замены трудового года на более ранний сохранилась для случаев из декрета в декрет.

Помимо этого в случае наступления страхового случая после 01. 01 2013 г. необходимо учитывать, что изменился предельный, то есть максимальный, размер пособия, минимальный размер пособия прошел индексацию на 1,055 и МРОТ составил 5200 руб.

Кроме этого в закон о государственном социальном страховании были внесены изменения относительно определения календарных дней за период предшествующий наступлению страхового случая.

В 2013 году устанавливается ограничение размера данного пособия. Теперь оно не может превышать 4-кратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты. Напомним, что раньше соответствующее пособие составляло 100% среднего заработка застрахованного лица.

И выплачивалось полностью за весь период временной нетрудоспособности до полного выздоровления либо установления, согласно перечисленных в ФЗ об основах социального страхования пунктах, утраты профессиональной трудоспособности.

С 2014 года больничные листы начнут оформлять в электронном виде, рассказал в интервью телеканалу "Москва 24" руководитель департамента госуслуг и социальных коммуникаций Фонда социального страхования России Дмитрий Поликанов.

"Мы начинаем проект в пилотном режиме. В начале года в нескольких регионах выбрали определенные лечебные учреждения, которые готовы участвовать в этом эксперименте. Около полугода мы будем тестировать программное обеспечение. В течение следующего полугода будем разрабатывать большой программный продукт, который позволит интегрировать базы данных разных учреждений. И где-то с 2015 года мы попробует запустить проект в масштабах всей страны", - рассказал Поликанов.

По его словам, в тестировании проекта примут участие лечебные учреждения из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Липецка и республики Татарстан. В Москве это будет клинико-диагностический центр №6, который объединяет сразу несколько поликлиник.

Поликанов также объяснил алгоритм работы электронных больничных листов. "Есть некий центр данных. Когда человек приходит к врачу, тот заходит через интернет в эту базу, выписывает больничный, и информация уходит в общую базу данных. Работодателю приходит уведомление, что его работник заболел, и он вбивает в базу цифру дохода этого работника," - говорит руководитель департамента.

После выздоровления пациент подает электронную заявку с требованием выплатить деньги. Заявка поступает в центр данных, и работнику на карточку перечисляется оплата.

Поликанов считает, что эта система будет удобна для работодателей: сократится количество ненужной бумажной работы и походов к врачу. Например, в Литве, где подобная система уже работает, средняя длительность больничного сократилась с 7 дней до 5,5. Кроме того, электронная система исключает подделку больничного.

Чтобы обеспечить все требования по защите персональных данных, авторы проекта постараются "сделать так, чтобы сервис был простой и доступный, и вы могли сделать все через интернет, не загружая никакого ПО. А потом, на следующих этапах, можно будет думать о том, как это совместить с существующими на рынке бухгалтерскими программами".

К системе смогут подключиться и негосударственные медицинские учреждения. "Единственные расходы, которые в этом случае может понести учреждение, - это необходимость купить себе усиленную электронную цифровую подпись", - говорит Поликапов.

Также он рассказал, что планируется обсудить с Минздравом вопрос об оснащении современными гаджетами врачей, которые ходят по вызовам. "Имея смартфон или планшет, вы как врач сможете войти в систему. Для этого наверняка необходимо будет запрашивать специальное финансирование. Но если мы выйдем на реализацию проекта в 2015 году, то где-то в 2015-2016 можно будет говорить об этом", - поделился руководитель Фонда.

Целью экономической политики государства должно являться достижение определенного уровня развития социальной сферы. Восстановление логической последовательности от цели к способам ее достижения возвращает смысл деятельности всех государственных институтов, объединяет силы общества независимо от индивидуальных, объективно противоречивых интересов.

Заключение

Подведя итоги написанной работы, можно сделать вывод, что цель работы достигнута. Отражена огромная роль Фонда Социального Страхования РФ как важнейшего звена в системе государственного социального страхования страны.

В системе современных рыночных социально-экономических отношений трудно переоценить роль социального страхования и его основных составляющих направлений.

В России имеющаяся к сегодняшнему дню система обязательного социального страхования была сформирована примерно в последние полтора десятка лет.

Анализ почти пятнадцатилетней истории становления обязательного социального страхования в современной России позволяет сказать, что такая система в стране сегодня действительно есть и ее можно и нужно рассматривать как систему (жизнеспособную и работающую на благо общества), а не как какие-то отдельные фрагментарные составляющие.

В сфере общего социального страхования была решена острая и трудная проблема, связанная с упорядочением выплат возмещения за причиненный вред здоровью гражданам, пострадавшим в результате несчастных случаев и профзаболеваний. Немалое число людей, получивших производственные травмы или болезни, многие годы и даже десятилетия тому назад возмещение получали от своих предприятий, но в период рыночных реформ часть этих предприятий перестала существовать, другие преобразовались, сменили форму собственности, собственников и т.д. В результате сотни тысяч людей оказались как бы «подвешенными в воздухе» и брошенными на произвол судьбы. В рамках ныне действующей системы социального страхования эту проблему удалось решить в масштабе всей страны, создать новый механизм компенсационных выплат в возмещении вреда.

Несмотря на существующие проблемы в правовом регулировании деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации, принимаемые нормативные правовые акты по обязательному социальному страхованию позволяют решать задачи обязательного социального страхования и управления средствами для их осуществления.

Социальное страхование - это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов - работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем.

Существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

Фонд управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Построение системы социального страхования на независимой от государства и иных структур основе, выстраивание взаимоотношений субъектов с учетом заинтересованности, взаимоуважения интересов делают ее эффективной, а ее функционирование и развитие - согласованным с общественными условиями.

Таким образом, хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

Сегодня высказывается и такое предложение, чтобы Фонд социального страхования был лишь фондом социального обеспечения, т.е. обеспечивал по минимуму выплату каких-либо социальных выплат, помогал наименее обеспеченным людям в случае беды.

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

По мере накопления опыта, вероятнее всего, будут совершенствоваться формы организации и управления внебюджетными фондами, однако сегодня прибегать к коренным изменениям, руководствуясь лишь тем, что в составе бюджета или вне его средства расходуются более целевым образом, представляется необоснованным. Финансовую дисциплину необходимо соблюдать во всех финансовых структурах, ее несоблюдение не может быть решающим фактором в построении финансовой системы.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что внебюджетные фонды как экономический субъект государственной финансовой системы не являются однородными и не обладают ни абсолютными преимуществами, ни абсолютными недостатками в сравнении с бюджетной формой ее существования. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в определенных условиях.

Очевидно, что по мере роста благосостояния населения нашей страны и в целях усиления стимулирующей роли финансов, формирующих внебюджетные фонды, будет усиливаться страховая природа указанных фондов и нивелироваться их бюджетное прошлое.

Список использованной литературы

1.        Конституция Российской Федерации;

2.      ФЗ № 257 - ФЗ от 30.09.2013 об исполнении бюджета ФСС РФ за 2012г.;

3.      ФЗ от 24.07.2009 № 212- ФЗ (в ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ) «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» <consultantplus://offline/ref=C8BE7C0E793A330421FB64C038C82914944D448EECBD6A8F014EA359016B0068AF6E93E80351E35EzD17H>;

4.        Правительство РФ Постановление от 12.02.1994 г. «О фонде социального страхования РФ» в последней редакции от 06.12.2012 № 1262.: Консультант Плюс;

5.        Постановление Правительства РФ № 101 «О фонде социального страхования РФ»;

6.      Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 № 933 « О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 года»;

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов»;

.        Указ Президента РСФСР от 07.08.1992 г. «О Фонде социального страхования»;

.        Указ Президента РФ от 28.09.1993 г. № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в РФ»;

.        Приказ Минздравсоцразвития от 28 ноября 2005 г. № 701 «О родовом сертификате» в ред. приказов Минздравсоцразвития РФ от 25.10.2006 № 730, от 08.05.2009 № 240н;

11.      Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год;

12.    Пояснительная записка к проекту федерального закона N 301472-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2012 год".

Похожие работы на - Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!