способ списания стоимости пропорционально объему продукции (услуг).
При линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта [3, п. 54].
При способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости (первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости за минусом начисленной амортизации) объекта основных средств на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта [3, п. 54]. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равный двум; а по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться коэффициент ускорения в соответствии с условиями договора финансовой аренды не выше 3.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта [3, п. 54].
При применении начисления амортизации по объектам основных средств способа списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования такого объекта.
Теперь рассмотрим на примере все вышеперечисленные способы начисления амортизации. Предположим, в январе организация приобрела оборудование по производству брусчатки. Первоначальная стоимость составляет 240 000 руб., а срок полезного использования - 5 лет. Согласно технической документации, прилагаемой к станку, с его помощью можно выпустить 100 000 м2 брусчатки. Станок был введен в эксплуатацию в феврале. В том же месяце на нем было выпущено 9000 кв. м. брусчатки, а в марте - еще 5000 кв. м.
При использовании линейного метода годовая норма амортизации составляет 20 % (100% : 5), а годовая сумма амортизационных отчислений - 48000 руб. (240000 х 20 : 100).
При способе уменьшения остатка каждый год сумма амортизационных отчислений будет меньше предыдущей. Мы выяснили, что в первый год работы оборудования сумма амортизации составит 48 000 руб., а остаточная стоимость будет равна 192 000 руб. Именно с этой стоимости будет начисляться амортизация во второй год эксплуатации, по итогам которого она будет равна 38 400 руб. (192000 х 20%), а остаточная стоимость на конец второго года составит 153 600 руб. (192000 - 38400).
Теперь рассмотрим способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Как мы уже знаем, срок полезного использования - 5 лет. Следовательно, сумма чисел полезного использования оборудования будет равна 15 годам (1+2+3+4+5). За первый год использования оборудования амортизация составит 80 000 руб. (5/15 х 240000) или 33,3%. Во второй год амортизация составит 64 000 руб. (4/15 х 240000), в третий год - 48 000 руб. (3/15 х 240000).
Рассмотрим последний способ начисления амортизации. В феврале на станок начислена амортизация в размере 21600 руб. (9000/100000 х 240000)., а в марте амортизация составила 12000 руб. (5000/100000 х 240000). В последующие месяцы амортизация начисляется в аналогичном порядке.
Для учета начисленной амортизации предназначен счет 02 "Амортизация основных средств"; счет пассивный, сальдо кредитовое показывает сумму накопленной амортизации.
Основными проводками по счету 02 будут являться:
Д-т счетов учета производственных затрат (20, 23, 25, 26, 97, 44) К-т 02 - на сумму начисленной амортизации по основным средствам, используемым в процессе производства продукции, проведения работ и оказания услуг.
Д-т 08 К-т 02 - на сумму начисленной амортизации по основным средствам, занятым в капитальном строительстве.
Д-т 29 К-т 02 - на сумму начисленной амортизации по основным средствам, используемым в обслуживающих производствах и хозяйствах.
Аналитический учет на счете 02 ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств таким образом, чтобы можно было получить информацию об амортизации основных средств, необходимую для управления и составления отчетности. В частности, информация об амортизации используется при расчете налогооблагаемой базы по налогу на имущество, для определения остаточной стоимости основных средств.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях: продажи, списания в случае морального и физического износа; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд; передачи по договорам мены, дарения; передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации; недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции и в иных случаях [9, с. 205].
При любом способе выбытия основных средств сначала делают записи по списанию стоимости объекта с учета. При этом бухгалтер оформляет акт приема-передачи объекта основных средств по форме ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б). На основании данных акта делаются соответствующие записи в инвентарной карточке форм ОС-6, ОС-6а, ОС-6б. При списании объектов основных средств из-за их непригодности к дальнейшему использованию оформляют акт о списании объекта основных средств, используя формы ОС-4, ОС-4а, ОС-4б [10].
Для обобщения информации о выбывающем объекте основных средств к счету 01 открывается специальный субсчет "Выбытие основных средств", в дебет которого списывают первоначальную стоимость выбывающего объекта в корреспонденции со счетом 01, субсчет "Собственные основные средства". Накопленная к моменту выбытия амортизация списывается в дебет счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции со счетом 01, субсчет "Выбытие основных средств" [10].
Расходы, связанные с выбытием объекта основных средств, учитываются по дебету счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов. Указанные расходы могут предварительно аккумулироваться на счете учета затрат вспомогательного производства. По кредиту счета прибылей и убытков в качестве операционных доходов учитывается сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту основных средств, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объекта основных средств по цене возможного использования [5, с. 297].
Рассмотрим различные варианты отражения в учете операций по списанию объектов основных средств
При продаже (реализации) объектов основных средств после формирования остаточной стоимости продаваемых объектов, она списывается на счет 91, так как речь в данном случае идет о деятельности, не относящейся основной, и продаваемый объект не является продукцией фирмы [8, с. 362].
Схема бухгалтерских проводок в данном случае будет следующей:
Д-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» К-т 01 - на сумму первоначальной или восстановительной стоимости выбывших объектов;
Д-т 02 К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму амортизации, начисленной по выбывающим объектам;
Д-т 91 К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму остаточной стоимости продаваемых объектов;
Д-т 91 К-т 68 - на сумму НДС по стоимости проданных объектов;
Д-т 62 К-т 91 - на сумму договорной стоимости проданных объектов;
Д-т 91 К-т 99 - на сумму финансового результата (прибыли) от продажи. В случае, если продажа произведена с убытком, то корреспонденция счетов в последней проводке будет обратной.
При ликвидации средства по окончании срока полезного использования вся сумма стоимости (первоначальная или восстановительная) объектов основных средств перенесена на текущие затраты. Поэтому после списания сальдо по счету 01 (в части, относящейся к данному объекту) будет равно нулю. Следовательно, никаких дополнительных проводок (по дальнейшему списанию сумм остаточной стоимости со счета 01) осуществлять не нужно. Расходы по ликвидации объектов основных средств списываются со счетов учета производственных затрат в дебет счета 91, а полученные материалы приходуются по соответствующим субсчетам счета 10 в корреспонденции с кредитом счета 91 и бухгалтерские проводки будут выглядеть следующим образом [8, с. 363]:
Д-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» К-т 01 - на сумму первоначальной или восстановительной стоимости выбывших объектов;
Д-т 02 К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму амортизации, начисленной по выбывающим объектам;
Д-т 91 К-т счетов учета производственных затрат и расчетов - на сумму расходов по ликвидации объекта;
Д-т 10 К-т 91 - на сумму стоимости материалов и прочих отходов, полученных при ликвидации объектов.
В случае ликвидации объектов основных средств до истечения срока полезной эксплуатации сумма первоначальной или восстановительной стоимости будет превышать сумму начисленной амортизации. Дебетовый остаток по счету 01 необходимо отнести в дебет счета 91. Следовательно, добавляется проводка:
Д-т 91, К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму остаточной стоимости ликвидационных объектов.
А потом уже на 91 счет списываются суммы расходов на ликвидацию и на 10 счет приходуются материалы, полученные от разборки основного средства.
Утрата объектов основных средств в результате чрезвычайных обстоятельств. В данном случае правомерность списания объекта должна быть подтверждена документально (например факт пожара должен быть подтвержден справкой органа МВД). Сумма остаточной стоимости списывается с дебета счета 01 непосредственно в дебет счета 99 и схема бухгалтерских проводок будет следующей [8, с. 364]:
Д-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» К-т 01 - на сумму первоначальной или восстановительной стоимости утраченных объектов;
Д-т 02 К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму амортизации, начисленной по утраченным объектам;
Д-т 99 К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму остаточной стоимости утраченного объекта;
Д-т 10 К-т 91 - на сумму стоимости материалов и прочих отходов, которые могут быть использованы.
При безвозмездной передаче остаточная стоимость объектов основных средств списывается в дебет 91 счета. Особенностью такого выбытия является то, что при безвозмездной передаче плательщиком налога на добавленную стоимость является передающая сторона. Следовательно, одновременно со списанием остаточной стоимости переданных объектов производится начисление налога на добавленную стоимость [4, с. 220]:
Д-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» К-т 01 - на сумму первоначальной или восстановительной стоимости передаваемых объектов;
Д-т 02 К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму амортизации, начисленной по передаваемым объектам;
Д-т 91 К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму остаточной стоимости передаваемых объектов.
Если у передающей стороны появляются дополнительные затраты, связанные с безвозмездной передачей основных средств, то их также отражают в составе прочих расходов:
Д-т 91 К-т 10, 60, 70, 69... - дополнительные расходы, связанные с безвозмездной передачей основных средств;
Д-т 91, К-т 68 - на сумму НДС по стоимости переданных объектов;
Д-т 99 К-т 91 - на сумму убытка от передачи.
Передача в виде вклада в уставной или складочный капитал других хозяйственных обществ. Выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, отражается в размере его остаточной стоимости по дебету счета учета расчетов и кредиту счета учета основных средств [4, с. 225].
3. Инвентаризация и переоценка
Целью инвентаризации является проверка фактического наличия объектов основных, средств в натуральном выражении по местам нахождения или эксплуатации.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации. По действующим правилам инвентаризация основных средств должна проводиться не реже одного раза в три года или в случаях, когда она обязательна. Например, при передаче имущества или продажи.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Члены комиссии в присутствии должностных и материально ответственных лиц осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным номерам, а также основные технические или эксплуатационные показатели [13, с. 75].
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют данные или указаны неправильные сведения, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные данные и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Для оформления данных инвентаризации основных средств применяется инвентаризационная опись по форме ИНВ-1. Эта опись составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии.
Если выявлены ранее не учтенные объекты основных средств, то их необходимо поставить на учет по первоначальной стоимости, которая определяется текущими рыночными ценами. Амортизация будет начисляться исходя из первоначальной стоимости и установленного срока полезного использования [4, с.301]:
Д-т 08 К-т 91 - рыночная стоимость ранее не учтенных объектов основных средств;
Д-т 01 К-т 08 - принят объект основных средств к учету;
Д-т 91 К-т 99 - прибыль при принятии на учет ранее не учтенного объекта основных средств.
Если была обнаружена недостача объектов основных средств, то материально ответственные лица должны объяснить этот факт. Только после этого руководитель организации принимает решение о снятии с учета недостающих объектов.
Для целей бухгалтерского учета убытки от списания недостач основных средств учитываются в составе прочих расходов.
При снятии с учета недостающих объектов основных средств делают следующие записи [4, с. 303]:
Д-т 01, субсчет "Выбытие основных средств", К-т 01, субсчет "Собственные основные средства" - списана первоначальная стоимость недостающих основных средств;
Д-т 02 К-т 01, субсчет "Выбытие основных средств" - списана амортизация, накопленная к моменту списания с учета основного средства;
Д-т 94 К-т 01, субсчет "Выбытие основных средств" - списана остаточная стоимость недостающего объекта основных средств;
Д-т 98 К-т 91-1 - часть доходов будущих периодов списана на прочие доходы.
Д-т 91-9 К-т 99 - отражена прибыль
или
Д-т 99 К-т 91-9 - отражен убыток
Стоит также отметить, что инвентаризация проводится также при переоценке основных средств.
Необходимость переоценки основных средств может быть продиктована [11]:
инфляционными процессами. Рост цен приводит к тому, что организациям необходимо уточнять оценку имеющихся у них активов, с тем чтобы привести их стоимость в соответствие с действующими рыночными ценами;
ситуацией, когда чистые активы организации к концу отчетного года оказываются меньше величины уставного капитала.
необходимостью уменьшить величину налога на имущество.
При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличались от текущей (восстановительной) стоимости [2, п. 15].
Отражение в учете результатов переоценки зависит от того, в который раз переоценивается основное средство. Схематично выбор результаты переоценки и порядок оформления проводок можно представить в виде рисунка 3.1.
Одновременно с отражением в учете сумм дооценки или уценки производится корректировка ранее начисленной амортизации с целью ее приведения в соответствие с фактической степенью изношенности объекта.
Рассмотрим порядок отражения в учете уценки и дооценки основных средств.
При отражении в учете уценки основных средств могут возникнуть две ситуации:
) Если переоценка производится впервые.
В этом случае в учете делается следующая запись [4, с. 175]:
Д-т 84 К-т 01 - отражена сумма уценки основного средства.
К = ВС : ПС, (3.1.1)
где К - специальный коэффициент;
ВС - восстановительная стоимость объекта основных средств;
ПС - первоначальная стоимость объекта основных средств до переоценки.
Тогда сумма скорректированной амортизации (Акор.) будет равна произведению суммы амортизации до переоценки (А) и специального коэффициента (К):
Акор. = А x К, (3.1.2)
И запись в бухгалтерском учете будет выглядеть следующим образом:
Д-т 02 К-т 84 - отражена сумма корректировки амортизации (уценки).
) Основные средства переоценивались ранее.
Если в прошлом основное средство было дооценено, то уценка отражается следующим образом [4, с. 176]:
сумма уценки, равная прошлой дооценке, относится на добавочный капитал:
Д-т 83 К-т 01 - уценка основного средства, равная сумме прошлой дооценки;
Д-т 02 К-т 83 - корректировка амортизации (точно так же, как и при дооценке);
превышение уценки над суммой прошлой дооценки относится на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток):
Д-т 84 К-т 01 - разница между величиной уценки и суммой прошлой дооценки;
Д-т 02 К-т 84 - отражена корректировка амортизации (точно так же, как и при дооценке).
Если в прошлом основное средство уценивалось, то в этом случае сумма уценки в учете отражена так, как если бы переоценка проводилась в первый раз (то есть с отнесением суммы уценки на нераспределенную прибыль).
Отражение в учете дооценки основных средств
Здесь тоже при отражении в учете могут возникнуть две ситуации.
) Основные средства переоцениваются впервые.
Если основные средства дооцениваются впервые, то в этом случае дооценка относится на добавочный капитал [4, с. 176]:
Д-т 01 К-т 83 - сумма дооценки основного средства;
Д-т 83 К-т 02 - сумма дооценки амортизации основного средства.
Определение суммы дооценки амортизации производится также расчетным путем (с помощью коэффициента).
) основное средство переоценивалось ранее [4, с. 176].
Если основное средство в прошлом было уценено, то сумма дооценки отражается следующим образом:
дооценка, равная сумме прошлой уценки, относится на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток):
Д-т 01 К-т 84 - дооценка, равная сумме прошлой уценки;
Д-т 84 К-т 02 - корректировка амортизации (равная корректировке при уценке);
превышение дооценки над уценкой относится на добавочный капитал:
Д-т 01 К-т 83 - превышение дооценки над уценкой;
Д-т 83 К-т 02 - корректировка амортизации.
Если в прошлом основное средство было дооценено, то сумма дооценки отражается точно так же, как и при переоценке впервые (то есть с отнесением дооценки на добавочный капитал).
После первой переоценки объектов основных средств подобная переоценка должна проводиться ежегодно. А результаты подлежат отражению в бухгалтерском учете в январе и учитываются в бухгалтерской отчетности при формировании данных на начало отчетного года
Заключение
Данная курсовая работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета основных средств. Были рассмотрены нормативные документы, положения по бухгалтерскому учету комментарии с учетом их актуальности на данный момент.
В результате проделанной работы был сделан ряд выводов:
для того чтобы учет основных средств велся корректно необходимо правильно учитывать активы;
независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия, учет основных средств организуется в бухгалтерии в разрезе инвентарных объектов, каждому из которых присваивается инвентарный номер;
основные средства учитываются на активном счете 01 "основные средства" и отражает сумму первоначальной (восстановительной) стоимости находящихся на балансе основных средств.
бухгалтерский учет должен обеспечить получение документально обоснованных данных о наличии и движении основных средств, правильное начисление амортизации, результатов выбытия объектов из эксплуатации;
при переоценке основных средств уценяется или дооценивается не только основное средство, но и корректируется сумма начисленной амортизации.
Учет основных средств и начисление амортизации по ним довольно трудоемкий процесс. Поэтому на помощь бухгалтерам приходят программы автоматизированного учета, такие как 1с, Парус и др. Сейчас практически в каждой фирме есть подобное программное обеспечение.
Автоматизация учета основных средств отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учета основных средств применяются коды:
синтетических счетов и субсчетов аналитического учета;
структурных подразделений предприятия;
инвентарных объектов;
норм амортизационных отчислений;
бухгалтерских операций и др.
При автоматизации учета основных средств используются типовые межотраслевые формы первичных документов.
Особенностью организации автоматизированного учета является создание постоянного файла (массива) информации, соответствующего картотеке инвентарных объектов. По данным первичных документов фиксируется движение основных средств амортизационного фонда. В результате обработки получают отчетные разработки, ведомости движения основных средств по счетам. На их основе получают оборотную ведомость основных средств по местам нахождения и эксплуатации, расчет амортизационных отчислений, ведомость амортизационных отчислений по кодам производственных затрат и начисления износа основных средств, обеспечивающих проведение инвентаризации, составление баланса и форм периодической и годовой отчетности.
Список использованных источников
1.Налоговый кодекс Российской федерации (часть вторая). Утверждено приказом Министерства финансов РФ 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. 01.08.2009).- Информ.- правов. система «Консультант плюс». - Версия от 16.09.09 г.
2.Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ 30.03.2001 № 26н (в ред. 27.11.2006 № 156н). - Информ.- правов. система «Консультант плюс». - Версия от 16.09.09 г.
.Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ 13.10.2003 № 91н (в ред. 27.11.2006 № 156н) . - Информ.- правов. система «Консультант плюс». - Версия от 16.09.09 г.
.Агабекян О.В., Макарова К.С. Учет и налогообложение основных средств. - М. : Налоговый вестник, 2009. - 287 с.
.Астахова Е. Ю., Сафонова И. В. Принципы и основы бухгалтерского учета: Учеб. пособие. В 2-х ч. Ч. I.- М. : Бухгалтерский учет, 2008.- 344 с.
.Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет и налогообложение. - М. : Кнорус, 2009.- 456 с.
.Бебнева Е.В. Бухгалтерский учет. - М. : Эксмо, 2008. - 528 с.
.Захарьин В. Р. Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ) - М. : Омега-Л, 2006. - 635 с. : табл. - (Профессиональный бухгалтер).
.Захарьин В.Р. Учет основных средств и нематериальных активов: справочник бухгалтера. - М. : Эксмо, 2008. - 320
10.Интернет ресурс для бухгалтеров Бух.1С, 2009. - Режим доступа: <http://www.buh.ru/>
.Информационное агентство Клерк.ру, 2009. - Режим доступа: <http://www.klerk.ru>
.Информационно-аналитическое электронное издание «Бухгалтерия.ru <http://www.buhgalteria.ru/>», 2009. - Режим доступа: <http://www.buhgalteria.ru/>
.Лытнева Н. А., Парушина Н. В. Оценка и инвентаризация имущества, обязательств и капитала. - М.: Бухгалтерский учет, 2007. - 272 с.
.Молчанов С. С. Бухгалтерский учет за 14 дней. Экспресс курс - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2008. - 400 с.
.Независимая оценочная компания «Про-Оценка», 2009. - Режим доступа: <http://proocenka.ru>/
.Часова О. В. Финансовый бухгалтерский учет. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 544 с.