Художественный анализ картины В.Д. Поленова 'Московский дворик'
Содержание
Введение
.
Особенности творчества В.Д. Поленова
.
Жанр урбанистического пейзажа
.
Художественный анализ картины "Московский дворик"
.
Оценка художественного произведения
Заключение
Список
литературы
Список
иллюстраций
Альбом
иллюстраций
Введение
В русском искусстве XX века изображение города
очень многолико и в живописи, и в графике. Художников привлекает разнообразие
форм, непрерывное движение, уличный быт.
Сегодня живопись, графика и
декоративно-прикладное творчество дополняют эту тему. Мастера искусства в
разное время обращались в творчестве к городской тематике (А.К. Саврасов. Грачи
прилетели (1871). "Ранняя весна. Оттепель". 1880).
Целенаправленное развитие темы города в
различных видах отечественного искусства началось в советскую эпоху. (П.
Гонзага, А. Васнецов, В. Поленов, И. Машков, А. Куприн, А.Ф. Мазерель).
Художественно-эстетические принципы изображения городских пейзажей определились
в 1920-е годы, когда с понятиями гармония и человек стало прочно связано
содержание и определенное отношение художника к природе. Ключевой становится
идея покорения пространства и времени в природе, которая также связана с
задачей воспитания, развития гармонии и эстетически развитого человека
посредством изображения особенностей городского пейзажа в истории искусств,
создавая образное решение города, развивая творческое воображение, воспитывая
отношение и интерес к формам городской жизнедеятельности, эстетический вкус,
любовь к родным местам.
В жанре урбанистического пейзажа работали
зарубежные, русские и советские художники. Город и его улицы, как неотъемлемая
часть воспитании любви человека к родным местам, становится лейтмотивом работ
таких авторов, как И.И. Шишкин "Рожь" (1878), "Вечер в Старом
Городе. Баку" (1931), "Старый город улочка с колодцем. Баку"
(1931), А. Лентулов "Река Пахра", "Москва", создавших
образное решение городского пейзажа художником на основе правила перспективы,
выбрав единожды интересную точку зрения и увидев все в целом.
Освоение классического наследия в разные годы
проявилось у живописцев, где изображения улиц, переулков, окрестностей, его
природы воспринимались как идеал воплощения образа города. В работах Х.
Аверкамп (ранний тип голландского городского пейзажа XVII в.) видны элементы
жанра небольших, написанных в серебристой гамме зимних пейзажей с фигурами. Э.
ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ван Рейсдал и Я. ван
Рейсдал, француз Э.Г. Лапу передают гордость человека за землю, восхищение
красотой моря, родных полей, лесов и каналов, отражая чувство искренней и
безграничной любви к окружающему миру города. Сегодня в произведениях
скульптуры и фотографиях современных московских художников авторы видят в
городском пейзаже обыденно-героический пафос, поэтому их герои забавны и смешны
(Самарская Е.М. По главной улице Самары), наивны и трогательны (Тишин К.В.
Прогулки по Арбату (2003)), насмешливы и ироничны (Воробьёва А.Б Улочка).
Поэтому, данная тема как никогда актуальна, так как искусство в городе, и город
в искусстве выполняют гуманистическую миссию, представляя "великолепный
сюжет для искусства".
Степень разработанности проблемы: городской
пейзаж - эквивалент городского ландшафта, касающийся урбанизированных и
маленьких городов, с отражением и представлением встроенных форм и
промежуточного пространства. Городской ландшафт выступает художественным
представлением в живописи, графике, печати и фотографии, физических аспектов
города и агломерации. Городской пейзаж как художественное искусство связано с
живописью Раннего Возрождения, характеризуемая неумелой передачей пространства,
загроможденного ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по
масштабу, имеющей цель гармоничного и целостного изображения природы и
человека. ("Шествие волхвов" С. ди Джованни (XV в.,
Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Творчеству В. Поленова посвящена достаточно
многочисленная литература, его имя упоминается в учебных пособиях и изданиях,
посвященных живописи XIX века. Широко творчество В. Поленова рассматривается в
книге "Сто великих картин" Н.A. Иoнина (ИД "Вече", 2002),
имеются отдельные монографии, посвященные творчеству В. Поленова авторов Н.М.
Белоглазова. "В. Поленов и Е. Поленова в Абрамцеве", Сахарова Е.В.,
В.Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания. (1950); Юрова Т. В., В.Д. Поленов
(1961); В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. (1964). М.И.
Копшицер. "Поленов".
Творчеству и биографии В. Поленова
посвящен "Журнал им. А.Л. Поленова" - биография Поленовых, начиная с
прапрадеда художника, Поленов, Василий Дмитриевич на "Родоводе".
Дерево предков и потомков, Поленов, Василий Дмитриевич в библиотеке
"Старатель", Полное собрание произведений, аудиобиография, карта
жизни и произведений В. Поленова, "Московский дворик" - история
создания, Собрание открыток с репродукциями картин российских и зарубежных
художников на сайте "PINAKOTEKA.ru", издательство "Молодая
гвардия" (2010) выпустила книгу М.И. Копшицера "Поленов" из
серии "Жизнь замечательных людей", работает Усадьба Поленово в
Заокском районе Тульской области, жизни и творчеству посвящен сайт
<#"724882.files/image001.gif">