Ремонт электродвигателей переменного тока (АД с КЗР)
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими задачами развития
ремонтно-обслуживающих предприятий и цехов являются: внедрение
высокоэффективного оборудования, новых прогрессивных технологических процессов,
резкое улучшение использования производственных площадей и основных фондов,
разработка новых прогрессивных систем организации ремонта машин и оборудования,
обеспечивающих высокую рентабельность предприятия, увеличение межремонтного
периода и снижение себестоимости ремонтных работ. Эти задачи должны лежать в
основе проектирования и реконструкции существующих ремонтных предприятий и
цехов. Несмотря на то, что значительная часть ремонта и технического
обслуживания, особенно их сложных видов, выполняется для хозяйств
ремонтно-обслуживающими предприятиями, большой ремонтный объем (75% и более)
приходится на ремонтные службы самих хозяйств. Все это является существенным
обстоятельством для развития собственной ремонтной базы хозяйства.
В зависимости от особенностей, степени
повреждений и износа электродвигателей, его деталей и составных частей, а также
трудоемкости ремонтных работ, устанавливаются следующие виды ремонта
двигателей: текущий и капитальный (ГОСТ 2.602).
Объемы и периодичность, а также необходимость
проведения того или иного вида ремонта, устанавливаются в соответствии с требованиями
планово-предупредительных ремонтов (ППР) с учетом условий эксплуатации
конкретного электрооборудования и инструкции предприятий-изготовителей
электрооборудования.
Необходимость и сроки капитального ремонта
определяются службой главного энергетика предприятия, эксплуатирующего
электрооборудование, на основе анализа их технического состояния, по
рекомендации специализированной организации, проводившей регламентную проверку
состояния электрооборудования на эксплуатационную надежность и остаточный ресурс
в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), Правилами
эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП), ГОСТ и руководящими
документами (РД).
Взрывозащищенное электрооборудование может
эксплуатироваться в течение срока службы, установленного документацией
завода-изготовителя.
Испытательная организация, аккредитованная в
Российской Федерации на проведение испытаний взрывозащищенного
электрооборудования должна подтвердить соответствие требованиям безопасности
электрооборудования, отремонтированного после истечения срока службы.
Электрооборудование, изготовленное по ПИВРЭ и
ПИВЭ и находящееся в эксплуатации, в обязательном порядке должно пройти
испытания в аккредитованном испытательном центре Российской Федерации для
подтверждения его безопасности по взрывозащите.
Аварийный ремонт электрооборудования должен
проводиться с соблюдением требований настоящего РД и конструкторской ремонтной
документации.
Для электрооборудования ответственных
механизмов, работающих в тяжелых условиях эксплуатации, капитальный ремонт
производить не реже одного раза в два года.
При установлении нормативов периодичности
ремонтов электротехнического оборудования учитывается необходимость максимально
возможного сближения периодичности ремонта электрооборудования и ремонта
технологических комплексов, с которыми взаимодействует или конструктивно
объединено это электрооборудование.
Текущий ремонт взрывозащищенных электрических
машин рекомендуется проводить не реже 1 раза в год для двигателей с частотой
вращения 1500 об/мин и не реже 1 раза в 6 месяцев для двигателей с частотой
вращения 3000 об/мин.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА
Цех Аммиак - 3 был основан в 1933 г. и на тот
момент выпускал 1360т/сутки продукции. После его модернизации к 1981 г. удалось
добиться производительности 1740т/сутки.
Параметры цеха: длина - 120 м, ширина - 100 м.
По взрыво- и пожароопасности помещения цеха
делятся на:
а) особо опасные,
б) малоопасные.
Производство цеха является вредным и оказывает
губительное воздействие на человека, а в частности на дыхательные органы
(аммиак).
Среда цеха влажная, т.к. для производства
аммиака требуется много воды.
Освещение цеха в защищенном исполнении, проводка
проложена в трубах. В особо взрывоопасных помещениях размещаются
взрывозащищенные светильники, и управление ими осуществляется с улицы или с
подстанции. В помещениях, не представляющих опасности, устанавливаются обычные
светильники.
Здания и несущие конструкции здания цеха состоят
из железобетонных блоков и кирпича, а сооружения и конструкции - металлического
исполнения (рельсы, сетки, трубы, уголки и др.)
. ВЕДОМОСТЬ ОБЪЕМА РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Таблица 2.1-Ведомость ремонтных работ
Наименование
работ
|
Единицы
измерения
|
Количество
на объект
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Разборка
двигателя
|
шт
|
1
|
Трехфазный
асинхронный двигатель ВАСВ 100 кВт 250 об/мин
|
Очистка
и мойка узлов
|
шт
|
1
|
|
Дефектация
и осмотр
|
шт
|
1
|
|
Определение
дефектов электродвигателя
|
шт
|
1
|
|
Удаление
старой обмотки из статора
|
шт
|
1
|
|
Перешихтовка
сердечника статора
|
шт
|
1
|
|
Ремонт
ротора
|
шт
|
3
|
|
Ремонт
подшипниковых щитов
|
шт
|
1
|
|
Ремонт
подшипников
|
шт
|
1
|
|
Ремонт
наружных поверхностей и резьбовых соединений
|
шт
|
2
|
|
Заготовка
пазовой изоляции
|
шт
|
1
|
|
Укладка
обмоток статора
|
шт
|
1
|
|
Пропитка
и сушка обмоток статора
|
шт
|
1
|
|
Изготовление
выводных проводов
|
шт
|
1
|
|
Балансировка
ротора
|
шт
|
1
|
|
Сборка
электродвигателя
|
шт
|
1
|
|
Испытания
электродвигателя
|
шт
|
1
|
|
Покраска
электродвигателя
|
шт
|
1
|
|
3. ЛИНЕЙНЫЙ ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Таблица 3.1-Линейный график производства
ремонтных работ
№
|
Наименование
работ
|
Объем
работ
|
Трудозатраты
|
Дни
выполнения работ
|
|
|
Ед.
изм
|
Кол-во
|
Чел/
дни
|
Кол-во
рабочих в бригаде
|
Продолжительность
работ, дни
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
1
|
Приемка
электродвигателя
|
шт
|
1
|
2
|
4
|
1
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Разборка
двигателя
|
шт
|
1
|
2
|
4
|
1
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Очистка
и мойка узлов
|
шт
|
1
|
2
|
4
|
1
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Дефектация
и осмотр
|
шт
|
1
|
2
|
4
|
1
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Удаление
старой обмотки статора
|
шт
|
1
|
2
|
4
|
1
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Перешихтовка
сердечника статора
|
шт
|
1
|
2
|
4
|
1
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Ремонт
посадок на валу ротора
|
шт
|
1
|
2
|
4
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Удаление
коррозии на пакетах ротора
|
шт
|
1
|
2
|
4
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Восстановление
шпоночной канавки
|
шт
|
1
|
2
|
4
|
1
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
Ремонт
подшипниковых щитов
|
шт
|
1
|
1
|
4
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
Ремонт
подшипников
|
шт
|
1
|
1
|
4
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
Ремонт
наружных поверхностей и резь-бовых соединений
|
шт
|
2
|
1
|
4
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
Заготовка
пазовой изоляции
|
шт
|
1
|
1
|
4
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Укладка
обмоток статора
|
шт
|
1
|
2
|
4
|
1
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
Пропитка
и сушка обмоток статора
|
шт
|
2
|
2
|
4
|
2
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16
|
Балансировка
ротора
|
шт
|
1
|
3
|
4
|
1
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17
|
Изготовление
выводных проводов
|
шт
|
1
|
1
|
4
|
1
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18
|
Сборка
электродвигателя
|
шт
|
1
|
1
|
4
|
1
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19
|
Испытания
электродвигателя
|
шт
|
1
|
1
|
4
|
1
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20
|
Покраска
электродвигателя
|
шт
|
1
|
1
|
4
|
1
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Таблица 4.1-Технологическая карта на ремонт
двигателя переменного тока
Вид
работ и операций
|
Описание
технологического процесса
|
Механизмы,
инструмент, приспособления
|
1
|
2
|
3
|
1
Нормативные документы
|
1.1
Технические условия на ремонт электрооборудования или руководство по ремонту;
1.2 Ремонтная конструкторская документация; 1.3 Технологический процесс
ремонта или инструкция; 1.4 Акт на сдачу электродвигателя
|
|
2
Входной контроль качества
|
2.1
Наружный осмотр электродвигателя, его дефектация и определение объема
ремонтных работ
|
|
3
Технология выполнения работ по операциям
|
3.1
Приемка электродвигателя и проверка комплектности всех сборочных единиц и
деталей
|
|
|
3.2
Разборка двигателя: 3.2.1 съем кожуха вентилятора; 3.2.2 съем вентилятора,
предварительно ослабив его винт (вручную или с помощью съемника); 3.2.3
отвернуть болты, крепящие подшипниковые щиты к корпусу; 3.2.4 перед съемом
заднего подшипникового щита необходимо подвесить ротор за конец вала при
помощи тали и заложить в нижнюю часть расточки подкладку из электрокартона,
поскольку после съема щита положение ротора по отношению к статору
изменится: ротор примет наклонное положение (образуется перекос); 3.2.5 съем
заднего подшипникового щита с легкими ударами по нему молотком из мягкого
материала(дерево, пластмасса, медь);
|
отвертки
А 150x0,5; комплекты торцовых ключей и рожковых ключей; винтовой съемник;
таль электрическая; зубило слесарное; молоток; электрокартон; стальные
тросы;
|
|
3.2.6
выемка ротора из статора, при этом ротор легкими толчками сдвигается в
сторону переднего подшипникового щита и щит выводится из замка; ротор
поддерживается стальными тросами электротали во избежание повреждения лобовых
частей обмотки статора и крыльчатки ротора; 3.2.7 съем переднего
подшипникового щита
|
плоскогубцы
|
|
3.3
Очистка и мойка узлов двигателя: 3.3.1 загрузить в корзину с 3 % раствором
кальцинированной соды на 15...30 мин следующие узлы: -передний и задний
подшипниковые щиты -прокладки внутренние и внешние -крышки подшипника задняя
и передняя -вентилятор -шпонка под вентилятор -кожух вентилятора -гайки,
болты 3.3.2 промывка узлов электродвигателя в течении 10...15 мин горячей
водой для нейтрализации соды; 3.3.3 промывка подшипников качения бензином с
добавлением 6 - 8% по объему веретенного или трансформаторного масла 3.3.4
обдувка узлов электродвигателя сжатым воздухом
|
корзина
для мойки узлов; ванна промывочная; промышленный термометр; кальцинированная
сода; воздушный компрессор; трансформаторное масло
|
|
3.4
Дефектация и осмотр электродвигателя: 3.4.1 осмотр состояния пакета активной
стали ротора и статора; 3.4.2 осмотр на отсутствие трещин, отколов и задиров
корпуса и центрирующих заточек, а также проверка исправности резьбы; 3.4.3
проверка исправности и комплектации коммутационной коробки, неисправности
резьб, гаек и шайб, исправности изолирующих элементов и соединений, наличие
борновой крышки;
|
измерительный
инструмент: стальные линейки - 500 мм и 150 мм; штангенциркуль 150 мм;
микрометр 0...25 мм;
|
|
3.4.4
проверка подшипниковых щитов и крышек на отсутствие трещин, отколов; 3.4.5
проверка подшипников на легкость хода, состояние дорожек, элементов качения,
внутреннего и наружного колец; 3.4.6 проверка целостности посадочных
поверхностей вала и шпоночной канавки; 3.4.7 проверка посадки вентилятора на
вал электродвигателя, целостность вентилятора: состояние лопаток, корпуса и
втулки.
|
испытательный
стенд для проверки биения с индикатором часового типа; стойка индикаторная
|
|
3.5
После осмотра выявлены следующие неисправности: 3.5.1 выгорание участков
активной стали статора; 3.5.2 выход из строя наружной и внутренней резьбы
вследствие износа и изгиба витков; 3.5.3 две отломанные лапы у станины; 3.5.4
трещина 10 мм у переднего подшипникового щита и 15 мм у заднего щита; 3.5.5
повышенный износ дорожек и тел качения подшипников; 3.5.6 выработка
посадочных размеров на валу ротора; 3.5.7 выработка шпоночной канавки; 3.5.9
выгорание обмотки; 3.5.10 коррозия на пакетах активной стали ротора
|
|
|
3.6
Удаление старой обмотки статора: 3.6.1 установка ремонтируемого статора на
токарный станок; 3.6.2 обрезание лобовых частей обмотки статора со стороны
соединения катушек; 3.6.3 разогрев обмотки статора тупиковой электропечи при
температуре 250...300 °С в течение 30...40 мин; 3.6.4 остывание обмотки
статора (до температуры 80...90°С)
|
приспособление
для выемки обмотки; тупиковая электропечь; резец специальный с оправкой;
слесарный инструмент: зубило слесарное,
|
|
3.6.5
удаление по частям обмотки из пазов с помощью приспособления для выемки
обмоток при зафиксированной держателями активной стали
|
ширина
рабочей части 10...15 мм; молоток; специальные скребки для чистки пазов
стальные
|
|
|
3.7
Перешихтовка сердечника статора: 3.7.1 подготовка необходимого ремонтного
оборудования, изготовление приспособлений и специального инструмента; 3.7.2
расшихтовка сердечника; 3.7.3 переизолировка листов активной стали: -обтирка
листов тряпкой; -съем обнаруженных заусенцев шлифовальным кругом или
напильником; -отрихтовка погнутых листов текстолитовым или деревянным
молотком (киянкой); -съем лаковой изоляции механическим способом(стальными
щетками, кардолентой, пескоструйным аппаратом) или химическим-погружением в
ванну с 10%-ным раствором едкого натра или 15%-ным раствором
тринатрийфосфата, подогретого до 50 °С; -промывка в проточной воде(70-80°С)
-очистка листов стали от бумажной изоляции в ванне с горячей водой;
-лакировка листов; -сушка(при температуре 450-550 °С); 3.7.4 шихтовка и
прессовка сердечника; 3.7.5 испытание сердечника
|
опорное
кольцо; прессующее кольцо; прессующие технологические шпильки с гайками и
подкладочные втулки; сборочные калибры; рихтовочные и контрольные калибры;
киянка; шлифовальный круг или напильник; стальная щетка; кардолента;
пескоструйный аппарат; электроизоляционный лак; печь сушильная
|
|
|
3.8
Ремонт посадок на валу ротора: 3.8.1 наварка вала ротора в местах
прослабления посадок; 3.8.2 проточка ротора на токарном станке в
|
электродуговая
сварка; токарный станок
|
|
|
3.9
Удаление коррозии на пакетах ротора: 3.9.1 чистка пакетов мягкой волосяной
щеткой; 3.9.2 удаление коррозии и антикоррозийного покрытия; 3.9.3 продувка
пакетов сжатым воздухом; 3.9.4 покрытие пакетов антикоррозийным лаком
|
антикоррозийный
лак; кисть; воздушный компрессор; шлифовальный круг
|
|
|
3.10
Восстановление шпоночной канавки: 3.10.1 наварка металла на боковые
поверхности шпоночного паза; 3.10.2 механическая обработка канавки
|
электродуговая
сварка; токарный станок
|
|
|
3.11
Ремонт подшипниковых щитов: 3.11.1 скашивание кромки трещины по всей длине
ручным зубилом под углом 45 - 60°; 3.11.2 разогрев детали в печи до 700 - 800
°С; 3.11.3 заварка трещины ацетиленокислородным пламенем; 3.11.4 остывание
щита 1-3 суток
|
ручное
зубило; молоток; печь; газовая сварка
|
|
|
3.12
Ремонт подшипников: 3.12.1 поверхности и детали подшипника имеют сильный
рабочий износ, поэтому они заменяются новыми того же номера; 3.12.2 набивка
подшипника густой смазкой с заполнением 2/3 объема камеры (во избежание ее
выдавливания внутрь двигателя)
|
подшипники:
8336(передний) 8230(задний); смазка УТВ
|
|
|
3.13
Ремонт наружных поверхностей и резь-бовых соединений: 3.13.1 приваривание
отломанных лап к станине; 3.13.2 ремонт наружной резьбы: -протачивание резьбы
до ближайшего меньшего стандартного диаметра и после-дующее нарезание резьбы
меньшего размера; -при невозможности из условий прочности уменьшения
размера резьбы ее восстанавливают наплавкой, металлизацией
|
электродуговая
сварка; набор метчиков и плашек; переходные втулки; тиски слесарные
|
|
|
и
другими способами; 3.13.3 ремонт внутренней резьбы: -рассверливание отверстия
до ближайшего большего стандартного диаметра и последующее нарезание резьбы
большего размера; -рассверливание отверстия для установки в него на резьбе
или клее переходной втулки с внутренним диаметром резьбы нужного размера
|
|
|
|
3.14
Заготовка пазовой изоляции: 3.14.1 чистка пазов статора; 3.14.2 опиливание
острых граней зубцов на торцах сердечника; 3.14.3 выправка смещенных,
выступающих в пазы зубцов; 3.14.4 продувка статора сжатым воздухом; 3.14.5
изолировка пазов: -установка пазовых коробок в пазы; -установка прокладок из
электрокартона на нажимные шайбы; -насадка фибровой гребенки на вылеты
пазовых коробок
|
напильник;
стальная оправка; молоток; воздушный компрессор; электрокартон
|
|
|
3.15
Укладка обмоток статора: 3.15.1 укладка проводников в пазы(укладка
производится по часовой стрелке); 3.15.2 крепление секций пазовой крышкой;
3.15.3 вбивание клиньев в пазы; 3.15.4 бандажировка лобовой части обмотки
хлопчато-бумажным шнур-чулком с обеих сторон; 3.15.5 опрессовка лобовых
частей; 3.15.6 перетяжка бандажей; 3.15.7 оправка лобовых частей обмотки;
3.15.8 контроль обмотки на контрольном стенде
|
плоскогубцы;
молоток; ножницы портняжные; пресс гидравлический ПГ-1; игла специальная
для бандажировки; приспособление-шаблон для правки лобовых частей; аппарат
ЕЛ-1; пинцет приспособление- шаблон для
|
|
|
|
правки
лобовых частей; аппарат ЕЛ-1; пинцет
|
|
|
3.16
Пропитка и сушка обмоток статора: 3.16.1 статор помещается в автоклав, где
создается вакуум; 3.16.2 подача в автоклав эпоксидного кампаунда(175-185°C); 3.16.3
пропитка обмотки при атмосферном давлении в течение 1 часа; 3.16.4 пропитка
при большом вакууме (остаточное давление не более 15 - 20 мм рт. ст.) в
течение 15 минут; далее в течение 15 мин при давлении 6 - 7 атм; 3.16.5
чередование процесса вакуум-давление 4 раза; 3.16.5 извлечение статора из
автоклава; 3.16.6 сушка изоляции в сушильной печи при температуре 90-100°C в течение
72 часов; 3.16.7 измерение сопротивления изоляции мегаомметром 500-1000
В(сопротивление изоляции должно быть не менее 1 Мом)
|
эпоксидный
кампаунд; автоклав; печь сушильная; мегаомметр 500-1000 В
|
|
|
3.17
Изготовление выводных проводов: 3.17.1 разрезание провода на куски
необходимой длины; 3.17.2 зачистка концов проводов от изоляции(длина зачистки
10-20 мм); 3.17.3 скрутка концов многожильных проводов; 3.17.4 сворачивание
колец для крепления на клеммнике; 3.17.5 горячее лужение зачищенных и
скрученных проводов; 3.17.6 присоединение выводных концов обмоток к клеммнику
|
Провод
ПВ-3; припой ПОС-40; круглогубцы специальные; паяльник; ванна для пайки;
линейка масштабная; штангенциркуль ножницы для резки провода; щипцы или клещи
для снятия изоляции; защитные
|
|
|
|
очки;
резиновые перчатки; песочные часы; стеклянная ванна; вытяжной шкаф
|
|
|
3.18
Балансировка ротора: 3.18.1 установка ротора на опоры машины динамической
балансировки; 3.18.2 вращение ротора - под влиянием несбалансированной массы
детали рама начнет колебаться; 3.18.3 уравновешивание ротора при помощи
корректирующего груза, определение легкой и тяжелой стороны; 3.18.4 приварка
груза с легкой стороны в выбранной плоскости исправления
|
машина
для динамической балансировки; вертикально-сверлильный станок; электродуговая
сварка
|
|
|
3.19
Сборка электродвигателя: 3.19.1 установка ротора в статор, проверка зазора
между ними; 3.19.2 монтаж подшипников; 31.9.3 установка заднего
подшипникового щита; 3.19.4 установка переднего подшипникового щита; 3.19.5
не затягивая болты щитов до отказа, провернуть ротор от руки; при правильной
сборке ротор легко вращается; 3.19.6 затянуть болты подшипниковых щитов;
3.19.7 насадить вентилятор на вал, затянуть его винт; 3.19.8 одеть кожух
вентилятора
|
отвертки
А 150x0,5; комплекты торцовых ключей и рожковых ключей; винтовые съемники;
приспособление для вывода ротора; приспособления для съема вентилятора и
подшипниковых щитов; зубило слесарное; молоток; плоскогубцы
|
|
|
3.20
Испытания электродвигателя: 3.20.1 внешний осмотр двигателя и замеры
воздушных зазоров между сердечниками; 3.20.2 измерение сопротивления изоляции
обмоток относительно корпуса и между фазами обмоток; 3.20.3 измерение
омического сопротивления обмотки в холодном состоянии; 3.20.4 испытание
машины на холостом ходу; 3.20.5 измерение токов холостого хода по фазам;
3.20.6 измерение пусковых токов и определение кратности пускового тока;
3.20.7 испытание электрической прочности витковой изоляции; 3.20.8 испытание
электрической прочности изоляции относительно корпуса и между фазами; 3.20.9
проведение опыта короткого замыкания; 3.20.10 испытание на нагрев при работе
двигателя под нагрузкой
|
мегаомметр
500-1000 В; амперметр; вольтметр; измерительный инструмент; выпрямитель
|
|
|
3.21
Покраска электродвигателя
|
краскопульт;
краска
|
|
4
Состав нормокомплекта
|
4.1
Набор инструментов и приспособлений для ремонта электродвигателя; 4.2 Набор
защитных средств; 4.3 Мегаомметр 500-1000 В; 4.4 Амперметр и вольтметр; 4.5
Выпрямитель
|
|
|
5
Техника безопасности
|
5.1
При выполнении слесарных работ: 5.1.1 пользоваться только исправным
инструментом; 5.1.2 при сверлении хрупких металлов и заточке инструмента
пользоваться защитными очками; 5.1.3 мелкие детали сверлить только в тисках;
слесарные тиски должны быть в полной исправности, надежно укреплены на
верстаке;
|
|
|
|
5.1.4
периодически зачищать заусенцы на молотках и других ударных инструментах;
5.1.5 пыль и стружку с рабочего места сметать щеткой; запрещается сдувать
стружку сжатым воздухом или убирать ее голыми руками; 5.1.6 запрещается
работать зубилами с косыми и обитыми затылками и с выкрошенной режущей
кромкой; 5.1.7 запрещается работать неисправными отвертками, напильниками, острогубцами,
плоскогубцами, гаечными ключами и другим слесарным инструментом
|
|
|
|
5.2
При выполнении сварочных работ: 5.2.1 пользоваться спецодеждой: -рукавицами
из искростойких материалов; -обувью из кожи и войлока; -спецовкой из
рекомендованных материалов, при необходимости - каской 5.2.2 работать в
исправной сухой спецодежде и рукавицах; 5.2.3 регулярно проверять исправность
изоляции кабелей, электродержателей и надежность всех контактов до начала
работ; 5.2.4 отключать сварочное оборудование во время простоя, перемещения,
обеденного перерыва и т.д.; 5.2.5 все замеченные неисправности устранять
строго после полного обесточивания аппарата;
|
|
|
|
5.3
При пропитке и сушке обмоток электродвигателей: 5.3.1 пропиточно - сушильные
отделения, в которых используются лаки с горючими растворителями, относятся к
категории взрыво- и пожароопасных; все силовое и осветительное
электрооборудование, находящееся в помещении отделения, должно быть выполнено
во взрывобезопасном исполнении;
|
|
|
|
5.3.2
ванны, в которых производится пропитка методом погружения, должны закрываться
крышками после загрузки в них изделий, а так же иметь бортовой отсос; 5.3.3
при загрузке изделий в ванну и закрывании ее крышкой необходимо избегать
ударов стальных деталей друг о друга; 5.3.4 лаки и растворители и пропиточные
составы хранить в отдельных помещениях, в ванны пропиточного отделения
подавать их по трубопроводам; 5.3.5 во избежание появления искры контакты
электронагревателей должны быть вынесены из помещения пропиточного отделения
5.3.6 запрещается курить в помещениях сушильно - пропиточных отделений,
стирать одежду в бензине и растворителях
|
|
|
|
5.4
При испытании электродвигателя: 5.4.1 работать в исправных средствах
индивидуальной защиты; 5.4.2 после измерения мегаомметром соответствующую
цепь обмотки заземлить не менее чем на 1 мин; 5.4.3 испытания электрической
прочности изоляции обмоток должны проводиться на специально огороженном
участке, снабженном сигнальными лампами и блокировками; 5.4.4 при испытании
междувитковой изоляции удалиться из зоны расположения машины; 5.4.5 при
испытаниях активной стали статора огородить место испытания, вывесить
предупредительные плакаты; 5.4.6 заземление обмоток с целью отведения зарядов
производить с помощью специальной изолирующей штанги
|
|
|
6
Оценка качества выполнения работ
|
6.1
Сопротивление изоляции обмоток: Сопротивление изоляции должно быть не менее 1
МОм при температуре 10 - 30 °С и 0,5 Мом при 60 °С
|
|
|
|
6.2
Нагрузочная способность
|
|
|
7
Технико-экономические показатели
|
7.1
Состав звена: электрослесарь 4-го разряда - 2чел.; электрослесарь 3-го
разряда - 2 чел.; 7.2 Норма трудовых затрат и расценок: трудозатраты -0,5
чел/дня, зарплата: электрослесарь 4-го разряда - 60 руб/час электрослесарь
3-го разряда - 48 руб/час
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 4.1 - Винтовой съемник:
1 и 2 - рукоятки; 3 - гайка;4 - лапы съемника; 5 - шкив
Рис4.3 - Снятие вентилятора
Рис 4.4 - Снятие крышек подшипников и
подшипниковых щитов
Рисунок 4.5 - Снятие
подшипников с использованием вставок (а) и хомута (б): 1 - внутренняя крышка
подшипника; 2 - прокладки; 3 - хомут
Рис4.6 - Извлечение ротора из статора
Рис 4.7 - Станок для динамической балансировки
роторов:
- стойка; 2 - балансируемый ротор; 3 - индикатор
стрелочный; 4 - муфта; 5 - привод
ремонт двигатель переменный ток
5. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Таблица 5.1-Указания по технике безопасности и
пожарной безопасности
Виды
работ
|
Места
и операции с повышенной опасностью
|
Указания
по технике безопасности
|
|
1
|
2
|
3
|
|
1
При работе с грузоподъемными механизмами
|
1.1
поддержка ротора при съеме заднего подшипникового щита; 1.2 выемка ротора из
статора; 1.3 транспортировка ротора и статора между участками
|
1.1
масса груза, подлежащего подъему, должна быть определена до начала его
подъема; нагрузка на грузоподъемные механизмы и съемные грузозахватные приспособления
не должна превышать их грузоподъемности; 1.2 подъем груза, на который не
разработана схема строповки, производится в присутствии и под руководством
лица, ответственного за безопасное производство работ кранами; 1.3 грузы,
подвешиваемые к крюку грузоподъемного механизма, должны быть надежно обвязаны
так, чтобы обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении; 1.4
канаты или цепи должны накладываться на поднимаемый груз равномерно, без
узлов и перекруток; а острые грани поднимаемого груза под канат или цепь
устанавливаются подкладки, предохраняющие стропы от повреждений; 1.5
забракованные
|
|
|
|
съемные
грузозахватные приспособления, а также не имеющую бирки (клейма),
немаркированную и поврежденную тару оставлять в местах производства работ не
допускается; 1.6 из зоны работ по подъему и перемещению грузов должны быть
удалены лица, не имеющие прямого отношения к проводимым работам; 1.7 в зоне
перемещения грузов все проемы должны быть закрыты или ограждены и вывешены
предупреждающие знаки безопасности; 1.8 опускать грузы разрешается на
предварительно подготовленное место с исключением их падения, опрокидывания
или сползания; для удобства извлечения стропов из-под груза на месте его
установки необходимо уложить прочные подкладки; 1.9 в случае неисправности
механизма, когда нельзя опустить груз, место под подвешенным грузом
ограждается и вывешиваются плакаты «Опасная зона», «Проход закрыт»;
|
|
2
При работе со слесарным инструментом
|
2.1
удаление старой обмотки статора; 2.2 разборка двигателя; 2.3 перешихтовка
сердечника статора; 2.4 ремонт посадок на валу ротора; 2.5 восстановление
шпоночной канавки; 2.6 ремонт подшипниковых щитов; 2.7 ремонт наружных
поверхностей и резьбовых соединений; 2.8 заготовка пазовой изоляции; 2.9
укладка обмоток статора; 2.10 изготовление выводных проводов; 2.11
балансировка ротора; 2.12 сборка электродвигателя
|
2.1
пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями, рабочее
место содержать в надлежащем порядке: заготовки, инструменты, изделия
складывать на отдельные для них места; не допускать загромождения проходов;
2.2 отходы производства складывать в специальную тару; 2.3 все работы с
листовым материалом (переноску, укладку, резку на ножницах, гибку и др.)
производить в рукавицах; 2.4 при работе с зубилом, крейцмейселем , выколоткой
и другими инструментами ударного действия, а также резке металла ручными
ножницами, пользоваться защитными очками; 2.5 очистку поверхностей и промывку
деталей, подлежащих доработке, а также уборку стружки производить щеткой
сметкой или ветошью; 2.6 при работе с плоскогубцами, кусачками, ножницами по
металлу следить, чтобы режущие кромки были острыми и не имели сбоку выщербим;
|
|
|
|
2.7
обрабатываемые детали надежно закрепить в тисках, инструментах; 2.8
инструмент, имеющий отточенное лезвие или острие, следует передавать другому
человеку вперед рукояткой или тупым концом; 2.9 при обнаружении неисправности
инструмента или оборудования немедленно прекратить работы и доложить об этом
мастеру; 2.10 при получении травмы сообщать мастеру и обращаться в мед. пункт
|
|
3
При сварочных работах
|
3.1
ремонт посадок на валу ротора; 3.2 восстановление шпоночной канавки; 3.3
ремонт подшипниковых щитов; 3.4 балансировка ротора
|
3.1
Газосварочные работы: 3.1.1 запрещается производить работы в непосредственной
близости от легковоспламеняющихся, горючих материалов, таких как бензин,
керосин, стружка и др.; 3.1.2 при резке металлов больших толщин следует
применять резаки с удлиненными трубками для уменьшения влияния высокой
температуры на рабочего; 3.1.3 выполнение газопламенных работ и применение
открытого огня допускается на расстоянии не менее 10м от
|
|
|
|
перепускных
рам и передвижных ацетиленовых генераторов и 5м от отдельно стоящих баллонов
с горючими газами; 3.1.4 при сварке можно применять только редукторы с
исправными манометрами; 3.1.5 кислородные редукторы следует предохранять от
попадания на них смазочных материалов; 3.1.6 при пуске газа в редуктор нельзя
стоять перед редуктором; 3.1.7 все соединения редуктора должны быть
герметичны; 3.1.8 запрещается использование переходников, тройников для
одновременного питания нескольких горелок; 3.2 Электросварочные работы: 3.2.1
надежная изоляция всех токоподводящих проводов от источника тока и сварочной
дуги; 3.2.2 надежное заземление корпусов от источников питания и сварочной
дуги; 3.2.3 применение автоматических систем прерывания подачи высокого
напряжения при холостом ходе;
|
|
|
|
3.2.4
надежная изоляция электрододержателя для предотвращения случайного контакта с
токоведущими частями электрододержателя; 3.2.5 не допускается контакт
рабочего с клеммами и зажимами цепи высокого напряжения; 3.2.6 каждый
сварочный пост должен быть огорожен негорючими материалами по бокам, а вход -
асбестовой или другой негорючей тканью во избежание случайных повреждений
других рабочих
|
|
4
При пропитке и сушке изоляции
|
4.1
пропитка и сушка изоляци
|
4.1
пропиточно - сушильные отделения, в которых используются лаки с горючими
растворителями, относятся к категории взрыво- и пожароопасных; все силовое и
осветительное электрооборудование, находящееся в помещении отделения, должно
быть выполнено во взрывобезопасном исполнении; 4.2 запрещается курить в
помещениях сушильно - пропиточных отделений, стирать одежду в бензине и
растворителях; 4.3 ванны, в которых
|
|
|
|
производится
пропитка методом погружения, должны закрываться крышками после загрузки в них
изделий, а так же иметь бортовой отсос; 4.4 при загрузке изделий в ванну и
закрывании ее крышкой необходимо избегать ударов стальных деталей друг о
друга; 4.5 лаки и растворители и пропиточные составы хранить в отдельных
помещениях, в ванны пропиточного отделения подавать их по трубопроводам; 4.6
во избежание появления искры контакты электронагревателей должны быть
вынесены из помещения пропиточного отделения
|
|
5
При испытании электродвигателя
|
5.1
испытания электродвигателя
|
5.1
работать в исправных средствах индивидуальной защиты; 5.2 после измерения
мегаомметром соответствующую цепь обмотки заземлить не менее чем на 1 мин;
5.3 испытания электрической прочности изоляции обмоток должны проводиться на
специально огороженном участке, снабженном сигнальными лампами и
блокировками; 5.4 при испытании
|
|
|
|
междувитковой
изоляции удалиться из зоны расположения машины; 5.5 при испытаниях активной
стали статора огородить место испытания, вывесить предупредительные плакаты;
5.6 заземление обмоток с целью отведения зарядов производить с помощью
специальной изолирующей штанги
|
6
При покраске электродвигателя
|
6.1
покраска электродвигателя
|
6.1
малярные работы связаны с приготовлением и нанесением окрасочных составов,
содержащих токсичные (вредные для здоровья) и пожароопасные вещества; 6.2 до
начала работы следует надеть спецодежду, получить инструктаж о безопасных
условиях выполнения производственного задания; 6.3 на рабочем месте следует
проверить наличие и исправность инвентаря, ручного инструмента, средств
механизации и другой необходимой оснастки; 6.4 окрасочные составы
приготовлять в помещениях, имеющих приточно-вытяжную вентиляцию; для защиты
глаз от брызг известкового,
|
|
|
купоросного
состава и других раздражающих жидкостей следует надевать защитные очки; 6.5
при работе токсичными материалами, кожу рук необходимо защищать резиновыми
перчатками; 6.6 в помещениях, где ведутся малярные работы, нельзя курить,
пользоваться паяльными лампами, выполнять электросварочные и другие работы,
вызывающие образование искр; 6.7 окраску краскораспылителем выполнять в
защитных очках и респираторе; 6.8 при неисправности окрасочного агрегата в
процессе работы (протечка краски, отказ клапана распылителя) следует
немедленно сбросить давление или обесточить машину; 6.9 по окончании работы
ручные инструменты, краскораспылители промыть, продуть сжатым воздухом и
просушить; затем привести в порядок рабочее место и снять спецодежду
|
|
7
При работе на токарном станке
|
7.1
восстановление шпоночной канавки;
|
7.1
инструмент и обрабатываемую деталь закреплять в станке
|
|
|
7.2
ремонт посадок на валу ротора
|
только
перед пуском; 7.2 установку на станке тяжелых деталей и снятие их производить
грузоподъемными механизмами; при переноске больших тяжестей пользоваться
тележкой; 7.3 при обработке изделий образующуюся мелкую стружку удалять со
станка щеткой, а не рукой, сливную стружку в виде ленты отводить от резца
специальным крепком; 7.4 при обработке валов, находящихся вне шпинделя,
ограждать их специальной трубкой, трубку укреплять неподвижно на станке; 7.5
при зачистке вращающего изделия напильником, шабром и шкуркой быть особо
осторожным во избежание захвата рукавов одежды кулачком патрона или хомутика;
7.6 пользоваться защитными средствами: от горячей стружки-стружколомателями,
стружкозабивателями и защитными экранами или пользоваться очками, если при
работе возможно повреждение глаз отделяющейся стружкой
|
|
. НОРМОКОМПЛЕКТЫ МЕХАНИЗМОВ, ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И
ИНСТРУМЕНТОВ
Таблица 6.1-Состав нормокомплектов механизмов,
приспособлений и инструментов
№
|
Наименование
нормокомплекта
|
Тип
|
Единицы
измерения
|
Количество
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Отвертки
|
А
150x0,5
|
шт
|
4
|
Разборка
двигателя
|
2
|
Набор
торцовых ключей
|
-
|
комплект
|
1
|
Откручивание/
закручивание болтов при разборке/сборке
|
3
|
Набор
рожковых ключей
|
-
|
комплект
|
1
|
Откручивание/закручивание
болтов при разборке/сборке
|
4
|
Зубило
слесарное 240 мм
|
-
|
шт
|
4
|
Скашивание
кромки трещин, снятие шпонки с вала
|
5
|
Молоток
слесарный 69620 0,4 кг
|
-
|
шт
|
4
|
Удаление
обмотки статора, заготовка пазовой изоляции
|
6
|
Плоскогубцы
|
-
|
шт
|
4
|
Укладка
обмотки статора
|
7
|
Напильник
01675020000
|
-
|
шт
|
4
|
Заготовка
пазовой изоляции
|
8
|
Набор
метчиков и плашек
|
-
|
комплект
|
1
|
Нарезание
внутренней и внешней резьбы
|
9
|
Тиски
слесарные
|
ТСС-80
|
шт
|
1
|
Слесарная
обработка деталей
|
10
|
Таль
электрическая
|
ВМТ
|
шт
|
4
|
Поддержка
ротора при сборке/разборке, транспортировка двигателя
|
11
|
Съемник
винтовой
|
СМВ-36
|
шт
|
1
|
Съем
подшипников, полумуфты
|
12
|
Пресс
гидравлический
|
ПГ-1
|
шт
|
1
|
Опрессовка
лобовой части обмотки статора
|
13
|
Токарный
станок
|
SA-45
|
шт
|
1
|
Обработка
посадочной поверхности ротора и шпоночной канавки
|
14
|
Сварочный
трансфоматор
|
TR-300
|
шт
|
1
|
Металлизация
посадочной поверхности ротора, приваривание лап станины
|
15
|
Газосварочный
аппарат
|
Лига
|
шт
|
1
|
Сварка
трещин подшипниковых щитов
|
16
|
Воздушный
компрессор
|
LT 2-20
|
шт
|
1
|
Продувка
обмоток и сердечника статора
|
17
|
Автоклав
|
4472/80
|
шт
|
1
|
Пропитка
обмоток статора
|
18
|
Печь
сушильная
|
-
|
шт
|
1
|
Сушка
обмоток статора
|
19
|
Эпоксидный
кампаунд
|
КП-34
|
-
|
-
|
Пропитка
обмоток статора
|
20
|
Электрокартон
|
ЭВ
|
-
|
-
|
Защита
обмотки и активной стали статора от повреждений при разборке
|
21
|
Смазка
для подшипников
|
УТВ
|
-
|
-
|
Для
заполнения подшипников смазкой
|
22
|
Мегаомметр
|
500-1000
В
|
шт
|
1
|
Измерение
сопротивления изоляции
|
. ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ВЫПУСКАЕМЫЕ ЗАВОДОМ
НПО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖ»
Таблица 7.1 - Изделия для ремонта двигателя
Наименование,
тип
|
Технические
данные
|
Область
применения
|
1
|
2
|
3
|
Отвертки
А 150x0,5
|
-
|
Разборка/сборка
двигателя
|
Набор
торцовых ключей
|
-
|
Откручивание/
закручивание болтов при разборке/сборке
|
Набор
рожковых ключей
|
-
|
Откручивание/
закручивание болтов при разборке/сборке
|
Зубило
слесарное 240 мм
|
-
|
Скашивание
кромки трещин, снятие шпонки с вала
|
Молоток
слесарный 69620 0,4 кг
|
-
|
Удаление
обмотки статора, заготовка пазовой изоляции
|
Набор
метчиков и плашек
|
-
|
Нарезание
внутренней и внешней резьбы
|
Напильники
01675020000
|
-
|
Заготовка
пазовой изоляции
|
Съемник
винтовой СМВ-36
|
-
|
Съем
подшипников, крышек подшипников, полумуфты,
|
Сварочный
трансфоматор
TR-300
|
250А, 220-280В
|
Металлизация
посадочной поверхности ротора, приваривание лап станины
|
Очки
034 PROGRESS
|
-
|
Защита
глаз при покраске электродвигателя
|
Тиски
слесарные ТСС-80
|
-
|
Слесарная
обработка деталей
|
Респиратор
«Бриз-1101»
|
-
|
Защита
органов дыхания при покраске двигателя
|
Подшипники
качения 8336,8230
|
-
|
Электродвигатель
|
Смазка
УТВ
|
-
|
Смазка
подшипников
|
8. ФОРМЫ ПРИЕМО-СДАТОЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Таблица 8.1 - Формы приемо-сдаточной
документации
Наименование
документа
|
Номер
формы
|
Примечания
|
1
|
2
|
3
|
Содержание
комплекта технической документации по сдаче-приемке электрооборудования
|
Форма
1
|
|
Акт
приемки оборудования
|
Форма
2
|
Акт
подписывается рабочей комиссией
|
Технические
условия на ремонт электрооборудования или руководство по ремонту
|
----
|
----
|
Ремонтная
конструкторская документация
|
----
|
----
|
Технологический
процесс ремонта или инструкция
|
----
|
----
|
Ведомость
отремонтированного электродвигателя, переданного в эксплуатацию
|
Форма
4
|
----
|
Акт
на сдачу электродвигателя
|
Форма
2
|
----
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение высокоэффективного оборудования, новых
прогрессивных технологических процессов, резкое улучшение использования
производственных площадей и основных фондов, обеспечивающих высокую
рентабельность предприятия повышает производительность труда, которая требует
безотказной и бесперебойной работы, как отдельных цехов, так и предприятия в
целом.
Лучшим способом обеспечения производительной
безаварийной работы электродвигателей является организация системы
планово-предупредительного ремонта(ППР) машин, включающая ряд мероприятий,
проводимых по заранее составленному графику. К числу этих мероприятий
относятся: осмотры, текущие и капитальные ремонты.
В данном проекте на конкретном примере
рассмотрены неисправности асинхронного электродвигателя ВАСВ =100кВт,
двигателя вентилятора цеха Аммиак-3 ОАО НАК «Азот», такие как:
выгорание участков активной стали статора;
выход из строя наружной и внутренней резьбы
вследствие износа и изгиба витков;
отломанные лапы у станины;
трещины у подшипниковых щитов;
повышенный износ дорожек и тел качения
подшипников;
выработка посадочных размеров на валу ротора;
выработка шпоночной канавки;
-выгорание обмотки;
коррозия на пакетах активной стали ротора.
А также технологический процесс ремонта
электродвигателя и техники безопасности при выполнении всех видов работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1
Коварский Е.М. «Ремонт электрических машин»: изд. 4-е пересмотренное и
дополненное/Е.М. Коварский-М-Л «Государственное энергетическое
издательство»,1960.
Виноградов
Н.В. «Электрослесарь по ремонту электрических машин»: Учебное пособие для
индивидуально-бригадного обучения рабочих на производстве/Н.В. Виноградов-М.,
«Профтехиздат» 1963
Слоним
Н.М. «Испытания асинхронных двигателей при ремонте»: изд. 2-е переработанное и
дополненное/Н.М. Слоним-М., «Энергия» 1980
http://energo.ucoz.ua/publ/14
http://snipov.net/download/c_4691_snip_114152.html
http://leg.co.ua/info/elektricheskie-mashiny/neispravnosti-i-remont-serdechnikov-9.html
http://leg.co.ua/info/elektricheskie-mashiny/neispravnosti-i-remont-serdechnikov-12.html
http://leg.co.ua/info/elektricheskie-mashiny/ustroystvo-i-remont-elektricheskih-mashin-11.html
http://www.webrarium.ru/rezbya-remont.html
http://prmeh.ru/support/recovery/06/
http://leg.co.ua/info/elektricheskie-mashiny/izolyaciya-elektricheskih-mashin-26.html
http://businessforecast.by/partners/646/821/
http://www.swaiboy.ru/mto-at/tehnika-bezopasnosti-pri-vyipolnenii-slesarnyih-rabot.html
http://www.tiberis.ru/pages/tehnika-bezopasnosty-pri-svarochnyh-rabotah
http://trudova-ohrana.ru/texnika-bezopasnosti/elektrobezopasnost/892-ispytanie-jelektrodvigatelej-posle-remonta.html
http://kran-tali.ru/article8.htm
http://vunivere.ru/work9520
http://leg.co.ua/info/elektricheskie-mashiny/ustroystvo-i-remont-elektricheskih-mashin-8.html
http://www.svarkainfo.ru/rus/lib/wcsecurity/weldsecurity/
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=38750