Землепользование в Украине в рыночных условиях
Введение
Контрольная работа на тему
"Землепользование в Украине в рыночных условиях" по дисциплине
"Экономика природопользования".
Во второй половине XX
в. человечество поняло, что существует тесная взаимосвязь экологических,
экономических и социальных проблем в землепользовании, которые можно решить
лишь в комплексе.
Оптимальное землепользование, в отличие от
рационального, предусматривает установление экологически целесообразных и
экономически выгодных соотношений между разными видами сельскохозяйственных
угодий [1] с постепенным исключением малопродуктивных, сильноэродированных и
деградированных земель, то есть уравновешивание антропогенных и природных
экосистем.
В конце XX в. усилилось антропогенное влияние на
природу и земельные ресурсы, соответственно, увеличились его негативные
последствия. В частности, рост численности населения привел к большему
использованию земельных площадей. В настоящее время хозяйственной деятельностью
уже охвачено 63% поверхности суши. Из почти 5 млрд. га земель, считающихся потенциально
пригодными для проживания и производства сельскохозяйственной продукции,
востребованы 3,8 млрд. га [2], 10% суши занято пашней, еще 20% - сенокосными
угодьями и пастбищами, при этом за последние 100 лет из пользования выведены
27% (2 млрд. га) плодородных земель, 87% ежегодного прироста пустынь
обусловлены антропогенным влиянием на природу [3].
Вследствие этого во многих районах ресурсы земли
исчерпаны, их дальнейшее увеличение невозможно из-за превышения максимального
уровня воспроизводства. Резервных площадей для экстенсивного использования
земли практически не осталось, а потребность в продуктах питания уже к 2025 г.
вырастет вдвое [4].
Сохранить существующий земельный потенциал можно
лишь благодаря формированию системы постоянного землепользования. При этом
заботливое отношение к земле должно вытекать из понимания его сущности и
заложенных основополагающих принципов и начал землепользования. Нынешние формы
землепользования по своей сути предусматривают экономическую направленность в
развитии, тогда как с экологической точки зрения оно вынуждает перейти на
соответствующую парадигму развития, в основе которой лежит необходимость
обеспечения условий выживания человечества в среде, измененной его же
деятельностью, и предусматривает использование земли в таких условиях, которые
гарантировали бы недопущение необратимых экологических последствий и не
подрывали способность эффективного функционирования экосистем [5].
Вопросам теории, методологии и практики
пользования, сохранения и воспроизводства земельных ресурсов, повышения их
плодородия посвящены работы Д.И. Бабминдры, СЮ. Булыгина, И.К. Быстрякова, В.Г.
Вьюна, В.П. Галушко, В.В.
Горлачука, А.С. Даниленко, Д.С. Добряка, СИ. Дорогунцова, Н.В. Калинчи-ка, А.П.
Канаша, СН. Кваши, Н.А. Лендела, Л.Я. Новаковского, СА. Осипчука, И.А.
Разумного, А.Я. Сохнича, М.Г. Ступеня,
А.Н. Третяка, М.М. Федорова,
М.А. Хвесика и других. Однако критический анализ литературных источников
показал, что многие вопросы, определяющие развитие системы экологобезопасного
землепользования, законодательно не нормированы. Также нерешенными остаются и
проблемы, связанные с рисками в этой сфере, которые влияют на уровень ее
эффективности, обеспечение мер по постоянному восстановлению плодородия почвы,
защите земель от деградации и т. п.
Поэтому проведенное исследование эффективности
экологобезопасного землепользования в Украине будет иметь существенное
значение.
1. Землепользование
в Украине в рыночных условиях
Экологическая безопасность в XX в. начала
завоевывать одно из ведущих мест в национальной безопасности Украины, а в
начале XXI в. была на наивысшем уровне национальных интересов, поскольку
потенциальные угрозы и опасности для развития общества и окружающей среды
приобретают все большее значение. Среди них следует выделить экстенсивное
использование земель в Украине, которое при существенных деструктивных сдвигах
в сфере использования земельного фонда государства и нормативно-правовой
неурегулированности многих важных земельных вопросов в рыночных условиях может
стать непредсказуемой угрозой для состояния и качества земель.
Известно, что даже небольшое отклонение качества
земель от нормы способно нести угрозу для людей или других живых существ.
В ряде регионов Украины, учитывая излишне
интенсивное использование земель, речь уже идет о возможности экологической
катастрофы. Больше всего этот процесс касается сферы сельского хозяйства. Из
42791,8 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения 41576 тыс. га (97,2%)
систематически используются в хозяйственных целях, являются основой ресурсного
потенциала сельскохозяйственного производства и обеспечения населения
необходимыми продуктами питания (табл. 1). Остальные земли - 1216 тыс. га
(2,8%) - на данный момент выполняют другую сельскохозяйственную функцию.
В частности, они заняты лесными полезащитными
насаждениями, хозяйственными дорогами, жилыми домами и дворами, инфраструктурой
оптовых рынков и т. п.
Таблица 1. Динамика формирования земельного
фонда Украины в региональном разрезе
Административные
области
|
Территория
|
Сельскохозяйственные
угодья
|
|
|
всего
|
в
том числе пашня
|
|
|
1990
г.
|
2000
г.
|
2010
г.
|
1990
г.
|
2000
г.
|
2010
г.
|
АР
Крым..................
|
2379
|
1772
|
1548
|
1856
|
1215
|
1165
|
1268
|
Винницкая...............
|
2640
|
2038
|
1829
|
2066
|
1773
|
1640
|
1728
|
Волынская................
|
2002
|
1050
|
891
|
1083
|
683
|
619
|
674
|
Днепропетровская...
|
3069
|
2509
|
2234
|
2584
|
2129
|
2073
|
2126
|
Донецкая..................
|
2236
|
2030
|
1919
|
2095
|
1669
|
1620
|
1655
|
Житомирская...........
|
2967
|
1617
|
1517
|
1275
|
1045
|
1085
|
Закарпатская............
|
1267
|
415
|
433
|
470
|
188
|
199
|
200
|
Запорожская............
|
2679
|
2243
|
2179
|
2301
|
1919
|
1885
|
1905
|
Ивано-Франковская
|
1278
|
498
|
524
|
646
|
400
|
399
|
384
|
Киевская...................
|
2705
|
1703
|
1561
|
1794
|
1431
|
1304
|
1356
|
Кировоградская
|
2438
|
2043
|
1863
|
2085
|
1797
|
1724
|
1762
|
Луганская.................
|
2529
|
1881
|
1811
|
1957
|
1414
|
1323
|
1274
|
Львовская.................
|
2030
|
1262
|
1132
|
1294
|
865
|
766
|
796
|
Николаевская...........
|
2425
|
1997
|
1841
|
2057
|
1698
|
1645
|
1698
|
Одесская..................,
|
3304
|
2563
|
2661
|
2066
|
2024
|
2072
|
Полтавская...............
|
2856
|
2177
|
1986
|
2228
|
1832
|
1712
|
1768
|
Ривненская...............
|
1995
|
897
|
906
|
965
|
660
|
636
|
658
|
Сумская....................
|
2349
|
1715
|
1547
|
1740
|
1344
|
1187
|
1227
|
Тернопольская.........
|
1379
|
1055
|
1030
|
1076
|
895
|
846
|
854
|
Харьковская.............
|
3095
|
2412
|
2333
|
2479
|
1971
|
1916
|
1927
|
Херсонская...............
|
2830
|
1958
|
1767
|
2034
|
1752
|
1653
|
1777
|
Хмельницкая...........,
|
2038
|
1568
|
1502
|
1604
|
1313
|
1215
|
1254
|
Черкасская...............
|
2077
|
1421
|
1360
|
1487
|
1278
|
1255
|
1271
|
Черновицкая............
|
794
|
459
|
483
|
337
|
333
|
333
|
Черниговская...........
|
3174
|
2077
|
1879
|
2126
|
1502
|
1226
|
1409
|
Украина
в целом.....
|
58535
|
41374
|
38421
|
42792
|
33407
|
31409
|
32477
|
* Рассчитано поданным статистических сборников
"Окружающая среда Украины" за 2006-2011 гг. и [6].
Второе место по масштабам землепользования занимают
лесные и другие покрытые лесной растительностью земли, которые на площади в
10601,1 тыс. га формируют земли лесного фонда. Однако интенсивность и порядок
их использования, в отличие от земель сельскохозяйственного назначения,
несколько иные.
Главное их назначение - естественное улучшение
качества земель и их защита от процессов деградации. Также они выполняют
функцию основного резервата флористических сокровищ разных регионов Украины. В
целом лесные земли имеют экологическую, эстетическую, хозяйственную ценность и
в подавляющем большинстве предназначены для поддержания экологического баланса
в окружающей природной среде.
В структуре земельного фонда третье место по
объемам использования занимают застроенные территории - 2512,5 тыс. га, из них
под объекты транспорта и связи отведено 494,6 тыс. га, для жилищного
строительства - 469,3 тыс. га, под объекты промышленности - 221,8 тыс. га,
объекты технической инфраструктуры - 65,4 тыс. га. В большинстве своем это
земли с нарушенным верхним слоем почвы в процессе промышленного и гражданского
строительства, геологоразведочных работ, добычи полезных ископаемых и т. п.
Остальные 2025,9 тыс. га - это другие земли, около 85% которых входят в состав
земель резервного и лесного фондов. В рыночных условиях все это усложняет
выработку единого подхода к экологобезопасному землепользованию.
По объемам земель, вовлеченных в процесс
землепользования, можно выделить четыре группы основных субъектов:
) сельскохозяйственные предприятия, в
пользовании которых находится около 1/3 общей площади земель;
) граждане, которым предоставлено почти 34%
земель в собственность и пользование;
) лесохозяйственные предприятия (14,2%) и
государство как субъект землепользования (земли госзапаса - 17,64%);
) остальные субъекты землепользования (5,3%).
Наиболее проблемными на этапе перехода на
принципы экологобезопасного землепользования в рыночных условиях являются
субъекты землепользования второй группы.
В настоящее время их насчитывается около 25 млн.
чел. Эта группа субъектов сильнее всего отличается по возрасту,
профессиональному (землеустроительному) образованию и научно-практической
осведомленности в сфере землепользования, в большинстве случаев ей присущ
ограниченный уровень материального достатка.
Низкое информационное и материальное обеспечение
указанной группы субъектов землепользования порождает проблемы при внедрении
новых научных подходов и методов землепользования, методик расчета количества
необходимых органических и минеральных удобрений, корректировании
запланированной урожайности в соответствии с требованиями одновременного
обеспечения бездефицитного баланса гумуса и других питательных веществ, а также
внедрении технологий противоэрозионной обработки почвы.
В настоящее время основными критериями
безопасности служат нормы, правила и регламенты, ограничивающие влияние
угрожающих факторов на состояние окружающей среды и общество. Самые опасные из
них обусловлены причинами естественного характера, в частности,
неблагоприятными природно-климатическими условиями: стихийными бедствиями, катастрофами,
а также функциональными характеристиками почвы, воды, атмосферы и экосистемы в
целом. Наибольшие угрозы социально-экономического типа носят социальный,
экономический, психологический характер (качество и продолжительность жизни,
образование, материальное обеспечение, уровень бедности). Наихудшие
техногенно-антропогенные факторы связаны с хозяйственной деятельностью людей, в
частности, с загрязнением окружающей природной среды отходами, необоснованным
нарушением природных экосистем, чрезмерным использованием природных ресурсов.
Количественной величиной измерения угроз служат
риски, включающие два момента: вероятность их появления и размер убытков. В
настоящее время самым опасным для земель Украины является нарушение соотношения
между природными и антропогенными экосистемами, вызванное чрезмерной
деятельностью человека в течение последних 200-300 лет.
В частности, если ранее 35% площади составляли
экосистемы степи, около 34% - экосистемы леса, а 31% - освоенные земли горных
систем Карпат и Крыма [7], то сегодня природные степи практически полностью
превратились в сельскохозяйственные земли, в незначительном количестве
сохранившись в естественном состоянии лишь в заповедниках, заказниках и на
склонах балок, тогда как лесов в их первичном состоянии (спелых и переспелых)
осталось менее 11%. Остальное - это искусственные леса, измененные
деятельностью человека. Если в прошлом средняя лесистость экосистем составляла
50%, то теперь она удерживается на уровне 18% (от площади суши), к тому же
большая часть (55,8%) - это леса, отнесенные к оздоровительно-охраннозащитной
(первой) группе [8].
Основными рисками, обусловившими снижение
плодородия почв из-за хозяйственной деятельности человека, стали эрозионные
процессы, дегумификация, переуплотнение, затопление, заболачивание,
подкисление, загрязнение земель радионуклидами, пестицидами и другими
органическими веществами, а также тяжелыми металлами. Всего насчитывается 51
источник опасности (из них 20 - природные, остальные - антропогенные). В
Украине самым распространенным риском по площади задействованных земель и самым
влиятельным по потерям гумуса является эрозия (рис. 1).
Особую остроту приобретают угрозы, связанные с
использованием земель в условиях изменения климата.
Повышение среднегодовой температуры воздуха на
несколько градусов и растущее количество катаклизмов (землетрясений,
наводнений, смерчей, цунами и т. п.) практически во всех регионах земли
обусловили появление сезонных и межсезонных изменений. Наиболее уязвимыми к
погодно-климатическим условиям и чрезвычайным ситуациям, вызванным их влиянием,
являются пахотные земли, занимающие практически во всех без исключения регионах
Украины наибольшую долю в структуре земельного фонда. Это может проявляться как
в уменьшении площадей, так и в снижении уровня продуктивности пашни. В
настоящее время на результаты использования земель больше всего влияют
изменения количества осадков и температурного режима. Несмотря на то, что
многолетний тренд среднегодовой температуры воздуха и осадков имеет тенденцию к
росту, то есть подтверждает процесс глобального потепления, для урожайности
тенденция является нисходящей (продолжительный дисбаланс питательных веществ в
почвах Украины). Прослеживается зависимость урожайности продовольственных
культур (озимой пшеницы, озимой ржи, яровой пшеницы) от того, как изменяются
климатические факторы. Особенно это проявляется в последние 15 лет (рис. 2).
В разрезе регионов величина экономических
убытков, связанных с проявлениями угроз природного и антропогенного характера
при использовании земель, -достаточно дифференцированная величина. Так, по
состоянию на 1 января 2011 г. потери лесного фонда в расчете на 1 га вследствие
лесных пожаров составили 7,3тыс.грн., тогда как потери гумуса на эродированных
землях равнялись 46137,5 тыс. грн. (табл. 2).
Поскольку лесные пожары в большинстве случаев
были обусловлены антропогенным влиянием, такие потери отнесены к неэффективному
использованию земель лесного фонда. При определении потерь гумуса учитывали
стоимость 1 т этого гумуса, среднее их количество по областям Украины, а также
рыночные цены стоимости удобрений, воспроизводящих гумус, и состав удобрений,
необходимых для воспроизводства 1 т гумуса. Определяя потери от промышленного
использования земель населенных пунктов, мы применили показатели фактической
стоимости 1 м2 земли в городах и стоимости рекультивированных
земель.
земельный деградация
экологобезопасный рыночный
Таблица 2. Потери, связанные с неэффективным
использованием земель в 2010 г. (тыс.
грн./га)
Административные
области
|
Потери
от лесных пожаров на землях лесного фонда *
|
Потери
гумуса на эродированных землях **
|
Потери
от промышленного Использования земель населенных пунктов ***
|
АР
Крым..................
|
1,967
|
45625,0
|
2739,23
|
Винницкая................
|
11,667
|
50312,5
|
2584,03
|
Волынская................
|
0,394
|
46562,5
|
1929,53
|
Днепропетровская...
|
9,512
|
35625,0
|
2923,23
|
Донецкая..................
|
1,878
|
52187,5
|
2581,23
|
Житомирская...........
|
45625,0
|
1230,43
|
Закарпатская............
|
2,100
|
47812,5
|
-
|
Запорожская............
|
2,095
|
55312,5
|
2266,63
|
Ивано-Франковская
|
-
|
39687,5
|
2434,33
|
Киевская...................
|
4,760
|
56562,5
|
-
|
Кировоградская.......
|
0,700
|
42500,0
|
1647,03
|
Луганская.................
|
10,232
|
41875,0
|
1556,43
|
Львовская.................
|
0,250
|
46562,5
|
5683,93
|
Николаевская...........
|
-
|
42187,5
|
1303,83
|
Одесская...................
|
0,100
|
45312,5
|
2978,83
|
Полтавская...............
|
3,019
|
46562,5
|
1609,03
|
Ривненская...............
|
1,479
|
72187,5
|
1505,23
|
Сумская....................
|
0,659
|
34687,5
|
1761,23
|
Тернопольская.........
|
-
|
44375,0
|
2147,93
|
Харьковская.............
|
5,125
|
40312,5
|
3123,43
|
Херсонская.............
|
5,282
|
34375,0
|
2079,63
|
Хмельницкая...........
|
0,375
|
46250,0
|
1810,23
|
Черкасская...............
|
2,320
|
58125,0
|
1296,43
|
-
|
41562,5
|
2404,13
|
Черниговская...........
|
1,138
|
41250,0
|
1710,33
|
Украина
в целом.....
|
7,287
|
46137,5
|
2052,25
|
Надежным направлением повышения экономической
эффективности использования земель в рыночных условиях является переход на
принципы их экологобезопасного использования. Безусловно, он вызовет
структурную перестройку всей системы земледелия и потребует осуществления
целого комплекса мероприятий на национальном уровне, однако эти усилия будут,
прежде всего, экологически и социально оправданными, а также окажут
положительный экономический эффект и при этом будут способствовать повышению
производительности земледелия.
Переходить на принципы экологобезопасного
использования земель следует при помощи формирования системы по комплексной
оценке его эффективности. Данная оценка осуществлялась с помощью
экологического, социального и экономического индикаторов, в основе которых -
около 150 главных репрезентативных мезо- и макропоказателей, которые определены
экспертным методом и характеризуют развитие системы использования земель.
Экологический индикатор отображает
соответствующую нагрузку на земельные ресурсы, объемы сохраненных природных
земель, состояние охраны земель и т. п.; социальный индикатор передает уровни
жизнеобеспечения населения земельными ресурсами, доступности и благоприятности
земель для проживания людей; экономический индикатор характеризует объемы
использования земель в хозяйственной деятельности и уровень экономического
развития землепользования в целом.
Дальнейшие расчеты позволили определить средние
величины экологического, социального и экономического индикаторов. Отличия в их
тенденциях свидетельствуют о позитивной динамике эффективности использования
земель по экономическим и социальным индикаторам и о негативной - по
экологическому (рис. 3).
По результатам исследования можно утверждать,
что эффективность экологобезопасного использования земель вытекает из
возможности адаптации земли к разным изменениям, при которых ее свойства могут
улучшаться или ухудшаться. Повышение данной эффективности будет положительно
влиять на формирование рынка земли, механизм аграрной ипотеки, развитие
арендных отношений и т. п.
В то же время существующий либерально-рыночный
механизм использования сельскохозяйственных земель сформирован таким образом,
что по отношению к земельным ресурсам он работает по большей части с негативным
экологическим результатом, поскольку содержит такие экономические регуляторы,
которые не всегда ограничивают разрушительное землепользование. В частности,
фискальные платежи таковы, что субъектам землепользования выгоднее их оплатить,
нежели тратить средства на охрану земли или внедрение экологобезопасных методов
хозяйствования.
В результате государственные расходы на охрану и
рациональное использование земель постоянно сокращаются, тогда как поступления
от землепользования растут и составляют весомую долю национального дохода.
Фактические объемы финансирования мероприятий по охране земель практически
всегда ниже запланированных в ежегодных государственных отчетах, а расходы
бюджета на охрану и воспроизводство земель значительно ниже поступлений и
постоянно уменьшаются.
В целом существующий механизм использования
земель неэффективен при решении проблем воспроизводства, пользования и охраны
земель, поскольку не способен обеспечить ни благоприятные экологобезопасные
условия хозяйствования на земле, ни переход к такой системе землепользования.
Активное воздействие его экономических инструментов зависит от оптимального
сочетания государственных и рыночных регуляторов, направляющих производственную
деятельность субъектов землепользования по пути его экологизации.
В настоящее время в международной практике
применяют свыше 150 экономических инструментов, из которых около 80 - это
налоги и платежи. Из такого их количества важно выделить те, на которые нужно
опираться при решении экологических проблем в землепользовании.
Основу экономического механизма
экологобезопасного землепользования целесообразно формировать, базируясь на:
ответственности за экологическую безопасность
землепользования;
стимулировании экологобезопасного
землепользования;
финансовом обеспечении экологобезопасного
землепользования;
страховании земель при реализации их
экологобезопасного пользования.
Экономическая ответственность за экологическую
безопасность землепользования наступает тогда, когда субъекты землепользования
нарушают экологические ограничения и не придерживаются стандартизации,
сертификации, нормирования, лимитации, требований экологической экспертизы,
мониторинга качества земель, контроля над качеством и экологической
безопасностью сельскохозяйственной продукции, не выполняют региональные
программы по повышению плодородия земель, а также национальные программы по их
охране. Она должна предусматривать не карательные, а превентивные меры, то есть
быть направлена на предотвращение нанесения вреда плодородию почв. А это
значит, что к субъектам землепользования - правонарушителям нужно, в
соответствии с региональными особенностями Украины, применять такие штрафные
санкции, чтобы они пытались их не допускать. Стимулирование экологобезопасного
землепользования должно включать как поощрительные, так и принудительные
механизмы. Основу первых должны составлять налоговые льготы, льготное
кредитование, неденежные стимулы, субсидии, субвенции, дотации, выплаты по
возмещению потерь не по вине землепользователя и т. п.
Для более эффективного внедрения
экологобезопасного землепользования финансирование целесообразно осуществлять
из разных источников, главными из которых должны быть: госбюджет, собственные
средства субъектов землепользования, в том числе и экологическая рента, заемные
средства в виде кредитов, полученных от банковских и других финансово-кредитных
учреждений, привлеченные средства международных и разных экологических фондов,
ассоциаций, корпоративных объединений и т. п. Формирование финансового
обеспечения из разных источников является целесообразным еще и потому, что в
условиях ограничения ресурсов в государстве полагаться лишь на бюджетное
финансирование рискованно. Необходимо параллельно внедрять разные виды
кооперирования предпринимательских структур с целью минимизации их собственных
расходов, развивать финансирование через акционерный капитал и со стороны
международных организаций в рамках соответствующих экологических программ по
охране земель.
Выводы
Внедрение экологобезопасного землепользования
должно ориентироваться на гармонизацию экологической, социальной и
экономической составляющих при согласовании качественного состояния земельных
ресурсов с ростом материальных и духовных потребностей населения.
К мерам, которые будут способствовать
обеспечению экологобезопасного землепользования путем повышения ее
продуктивности, следует отнести: установление такой структуры региональных
угодий, которая бы поддерживала баланс агро- и экосистем на безопасном для
природы уровне; формирование из ведущих в определенном регионе
сельскохозяйственных культур таких посевных площадей, которые бы обеспечивали
бездефицитный баланс гумуса; дифференцированные севообороты; широкое внедрение
агромелиоративных, гидротехнических, лесомелиоративных и других мероприятий;
оптимизацию пространственной структуры земель при организации производства;
принятие во внимание природно-климатических условий при землепользовании;
соблюдение экологических норм нагрузки; применение новых почвозащитных и
ресурсосберегающих технологий.
Увеличить эффективность экологобезопасного
землепользования в рыночных условиях можно при оптимальном сочетании
государственных и рыночных регуляторов: повышении ответственности за его
безопасность; стимулировании развития этого процесса; его финансировании;
внедрении страхования земель.
Эти меры должны быть наполнены эффективными
экономическими инструментами регулирования экологической безопасности
землепользования и разными видами административных рычагов влияния (налоговые,
кредитные и ценовые инструменты, система компенсаций, экологическое
страхование, экологический аудит, лимитирование и т. п.), которые бы гармонично
сочетали действие экономических законов и законов природы.
В работе рассмотрены проблемы формирования
системы эколотобезопасното землепользования. Обоснованы социальные,
экологические и экономические критерии оценки его эффективности. Установлена
степень влияния природных и техногенных факторов на состояние земель.
Список использованной литературы
. Соціально-економічні
та екологічні проблеми використання і охорони
земель в умовах реформування земельних відносин:
зб. наук, праць. -
Харків:
ХНАУ, 2003.
- С. 55.
. Власов
В.І. Використання земельних ресурсів у країнах -
основних виробниках сільськогосподарської продукції
// Економіка АПК. - 2007. - №
4. - С. 153-154.
. Будзяк
О.С. Наукові дослідження економічного простору в контексті стратегічного
потенціалу тваринництва України :
зб. наук, праць у 2
ч.
- К.: РВПС України НАН України,
2007. - С. 163-168.
. Калініченко
А.В., Писаренко В.М. Особливості формування
збалансованих агроекосистем. -
Полтава
: ПДАА, 2005. -
С.
130-136.
. Устойчивое развитие: теория,
методология, практика : учеб. ; [под ред. Л.Г. Мельника]. - Сумы :
Университетская книга, 2009. - С. 1142.
. Народне
господарство Української РСР у 1990
році
: статист, щорічник.
- К. : Техніка, 1991. -496 с.
. Екологічний
потенціал наземних екосистем ;
[за
ред. М.А. Голубця]. -
Львів
: Поллі, 2003.-С.
128.
. Державний
лісовий кадастр станом на 1
січня
1996 р. -
Ірпінь
: Українське державне лісовпорядне виробниче
об'єднання, 1997. - 508
с.
9. Качественное состояние
земель
[Электронный ресурс].
- Режим доступа : http://info.zemleustriy.org.
. Державна
служба статистики України [Электронный
ресурс].
- Режим доступа : http://www.ukrstat.gov.ua/.
. Державне
агентство лісових ресурсів України
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dldg.kmu.gov.ua/forest/control/uk/publish/article?art_id=
101174&cat_ id=32877.
. Національна
програма оздоровлення Дніпра [Электронный
ресурс].
- Режим доступа : http://www.nature.org.Ua/dnipro/nacprog/u
tabl.htm#2
5.
. Русан
В.М. Економіка раціонального сільськогосподарського землекористування
: моногр. - К.:
ННЦ ІАЕ,
2009. - С. 108-110.
. Булигін
С.Ю., Барвінський А.В., Ачасова А.О., Ачасов А.Б. Оцінка і прогноз якості
земель
: навч. посіб. -
Харків
: Харківський національний аграрний ун-т, 2008.
- С. 37.
. Агроноватор
- интернет-портал
АПК
Украины [Электронный ресурс].
- Режим доступа : http://www
arponovator.ua.
. Всеукраинский торговый центр в
интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prom.ua.
. Доповідь
про стан навколишнього
природного середовища
у Вінницькій області.
- Вінниця :
Державне управління охорони навколишнього природного середовища,
2009. - 143 с.
18. Державний
земельний кадастр України станом на 1
січня
2011 року. -
К.
: Державне агентство земельних ресурсів України,
2011. - 187 с.