История города Ростова
ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА
Ярославский филиал
Международной Академии Туризма
Автор: Докучаев К.Г.
группа «Турне»
ПЛАН
- Герб
- Летопись
- Страницы истории
- Культурно-исторический
очерк
- История
археологического изучения
- Карта города
- Использованный
материал
ГЕРБ
"В червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта
золотыя".
Высочайше утвержден 31.8.1778.
Летопись
|
Икона Ростовские
святые и Сергий Радонежский (XV в.)
|
|
Картина
Г. Пасько "Ростов Великий"
|
862
г. - Первое упоминание в летописи.
X в. - начало XI в. - Входит в состав Ростово-Суздальского княжества. 1054 г. -
Ростово-Суздальская земля составляет владения киевского князя Всеволода
Ярославича.
1071 г. - Неурожай и голод в Ростово-Суздальской земле. Восстание смердов,
отмеченное в летописи.
1113 - 1125 гг. - Ростово-Суздальское княжество - удел киевского князя
Владимира Мономаха.
1125 - 1157 гг. - Княжение Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле. Юрий
Долгорукий - первый независимый ростовский князь.
1186 - 1219 гг. - Княжение Константина Всеволодовича. Расцвет политической и
культурной жизни.
1207 г. - Центр самостоятельного княжества.
Особого расцвета достигает в княжение Константина Всеволодовича (1186 - 1219
гг.)
1237 г. - Взят татаро-монголами.
1238 г. - Бой на реке Сить с татаро-монголами.
1262 г. - Восстание против золотоордынцев.
1474 г. - Крупнейший церковный центр Московского государства.
1589 - 1590 гг. - Ростов - резиденция Ростовских митрополитов.
Получение Ростовскими епископами титула митрополитов.
1609 г. - Польско-Литовская интервенция. Разорение города.
1631 - 1633 гг. - Восстановление Ростова. Строительство земляных валов, кремля
и каменных посадских церквей.
1652 г. - Иона Сысоевич становится митрополитом Ростовским. Возведение ансамбля
Ростовского кремля - резиденции митрополита.
1778 г. - Утверждение герба города.
1788 г. - Перенесение митрополии в Ярославль. Потеря Ростовом значения
религиозного центра. Ветшание кремля.
1796 г. - Ростов - уездный город Ярославской губернии. Формирование крупного
торгово-ярмарочного центра. Развитие самобытного промысла миниатюрной живописи
по эмали (финифть). Развитие первых промышленных мануфактур.
XIX в. (первая половина) - Присуждение Ростовской ярмарке третьего места по
размаху торговли.
1870 г. - Проложена железная дорога между Москвой и Ростовом.
Рождение кофе-цикорного и паточного заводов.
1878 г. - Льнопрядильная фабрика ростовского купца Кекина. Самое крупное
предприятие города - "Ростовская льняная мануфактура" или
"Рольма".
1883 г. - Открытие музея церковных древностей.
1918 г. - Установление советской власти. Рождение артели по производству
финифти. Открытие школы для обучения детей ремеслу.
1936 г. - Образование Ярославской области. Ростов включен в ее состав.
1958 г. - Присуждение большой золотой медали на международной выставке в
Брюсселе артели по производству финифти.
1960 г. - Преобразование артели в фабрику "Ростовская финифть".
1970 г. - Ростов - город-заповедник.
Создание Ростово-Ярославского историко-архитектурного и художественного
музея-заповедника на базе краеведческого музея.
Страницы истории
Город
Ростов вырос среди земель, принадлежавших финно-угорскому племени меря. Легенда
утверждает, что его основатель носил имя Роста и назвал город в свою честь. Так
или иначе, годом основания Ростова считается первое упоминание о нем в
летописях ("повесть временных лет") под 862 годом. Летописи
также рассказывают об участии ростовцев в походах князя Олега на вражеские
города Киев /882/ и Царьград /907/. Примерно в это же время в городе появляется
и славянское население.
В
988 году Ростов был дан в надел киевским князем Владимиром Святославовичем
своему сыну - будущему Ярославу Мудрому, который правил здесь до 1010 года.
Находящийся в 60 км к северу от Ростова Ярославль, был основан Ярославом и
назван в его честь.
В
989 году в Ростове решили ввести христианство. В воды озера Неро согнали все
население города и разбили его на группы по 10-15 человек. Специально
приглашенные византийские священники плавали на лодках между группами и
крестили жителей, давая им одно имя на группу. Еще много лет население
противилось нововведениям, поднимало восстания, восстанавливало свои капища
Велесу и Яриле. Так, в 1071 году был убит первый ростовский епископ Леонтий. В
1073 году Ян Вышатич из Киева подавил последнее из восстаний.
После
смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Ростов вместе с Переславлем и прочими
входит во владения Всеволода, а затем Владимира Мономаха. Город находится на
вторых ролях, управляют им наместники, назначаемые из Владимира.
В
1147 году на землях Великого Ростова появилось небольшое поселение под
названием Москва...
С
1207 года Ростов - столица независимого княжества. В 1216 году в него входили
Ярославль, Углич, Белоозеро, Устюг. Однако уже в 1219 году княжество
разделилось на три части - Ростовское, Ярославское и Угличское. Ростовцы
активно воюют со своими соседями, однако в 1238 году монголо-татары накрыли
своими полчищами сразу всех. Ростовский князь и его дружина погибли в битве на
реке Сить, город был захвачен и сожжен.
К
1320 году княжество было настолько сильно раздроблено, что удельным князьям уже
не хватало отдельных городов. Ростов был поделен на две части - восточную и
западную. Таким образом, им правило сразу два князя.
В
ходу даже была поговорка: "В Ростовской земле князь в каждом селе".
Мелкие княжества постепенно заглатывались Москвой, которая в своих интересах
пользовалась поддержкой монголо-татар. В 1322 объединенные татаро-московские
силы (Юрий Данилович из Москвы и посол татарский Ахмыл) нанесли
серьезный урон Ростову, истребив
большое количество живой силы, а в 1339 году Иван Калита, борясь с Тверью,
заодно захватил Ростов, который занимал протверскую позицию.
В
1474 году Иван III купил последний удел Ростовского княжества, положив конец
истории независимости города.
Некоторое
время Ростов оставался процветающим городом, через него проходил торговый путь
на север в Ярославль, Вологду, Кириллов, Архангельск, Великий Устюг. В начале
XVII века Ростов был взят польско-литовскими захватчиками /1608/. При этом
горожане, предводимые воеводой Третьяком Сеитовым, оказали героическое
сопротивление. Последним их оплотом стал Успенский собор (композиционно
связаный со стенами и башнями Ростовского кремля), внутри которого
осажденные продолжали сражаться, пока не были истреблены. Предание утверждает,
что воевали даже женщины, одна из которых, княгиня Мария Лобанова, убила
предводителя нападавших пана Заборовского и союзника поляков ярославского князя
Ивана Шамина. Город был сожжен и разрушен.
В
1612 Ростов освобожден войсками Минина и Пожарского. До 1788 года в городе
ведется бурное строительство, он растет и богатеет, являясь центром митрополии.
В 1788 году митрополиты переезжают в Ярославль. С этих пор начинается упадок
города.
Сильный
урон нанесли городу годы коммунистического правления. Многие церкви были
порушены и пришли в запустение. В тридцатых годах Успенский собор был закрыт и
превращен в склад кофе-цикорной фабрики. К 1991 году, когда храм возвратили
верующим, его интерьер был похож на руины. Хотя регулярные богослужения в
соборе уже возобновлены (как в летнем храме - с мая по октябрь), до
полного окончания реставрационных работ ещё очень далеко... Однако, можно
сказать, что судьба была благосклонна к Ростову. Центр города оказался не
тронут, крупная промышленность и комсомольские стройки обошли его стороной.
Впервые
Ростов упоминается в древнерусской летописи "Повести временных лет"
под 862 годом, однако земли возле озера Неро были заселены еще в доисторические
времена. Впоследствии здесь жило угро-финское племя меря. В конце IX века в
междуречье Оки и Волги появляются славяне-кривичи и новгородцы. Тогда же,
видимо, возникает на берегу озера мерянско-славянское поселение Ростов, ставшее
уже в X веке одним из самых больших городов на северо-востоке древнерусского
государства. Ростовская дружина воеводы Потани участвовала в удачных походах
киевского князя Олега к Царьграду (907, 911 гг.). Олег требовал от Византии
дани "на Ростов", и город получал ее.
В
988 году Ростов был дан в надел киевским князем Владимиром Святославовичем
своему сыну - будущему Ярославу Мудрому, который правил здесь до 1010 года и в
это время основал Ярославль для защиты Ростова со стороны Волги.
После
смерти Ярослава в 1054 году при разделе Руси между его детьми Ростов достался
князю Всеволоду как придача к южному Переславлю.
Удаленная
от Киева земля крепко держалась за старые обычаи: новая христианская религия с
трудом завоевывала в этих местах позиции. Первый ростовский епископ Леонтий в
1071 году был убит приверженниками язычества. Однако и здесь христианство
постепенно набирало силу. Строились первые храмы, сначала деревянные. Успенский
собор Никоновская летопись называет "чудным и зело преудивленным".
Первым
независимым ростовским князем стал Юрий Долгорукий. При нем княжество
расширилось, а Ростов получил название - Великий. Однако, опасаясь козней
ростовских бояр, Юрий избрал себе местожительством Суздаль, поэтому княжество
именовалось Ростово- Суздальским. После Юрия княжил его сын Андрей Боголюбский,
сделавший столицей город Владимир. При нем в Ростове вместо сгоревшего в 1160
году дубового Успенского собора был построен каменный (1161-1162). После смерти
Андрея в период княжеских междуусобиц Ростов и Владимир боролись за первенство,
что нередко приводило к военным столкновениям.
К
первой половине XIII века относится расцвет культурной жизни города. При князе
Константине Всеволодовиче в 1216 году становится столицей отдельного княжества,
включавшего кроме Ростова, Ярославль, Углич, Бело озеро, Устюг. В городе
возобновляется каменное строительство: в 1213 году заложен новый Успенский
собор, в 1215 году - церковь Бориса и Глеба на княжеском дворе. Князь
Константин был покровителем наук и искусств. Библиофилом был и его современник
епископ Кирилл, часть замечательной библиотеки которого сохранилась до наших
дней, кроме того, сохранилась и летопись, ведшаяся при епископской кафедре.
В
1238 году Ростов был захвачен войсками хана Батыя.
В
XIV веке шло объединение русских земель вокруг Москвы. Московские князья,
начиная с Ивана Калиты, постоянно присоединяли к своим владениям и ростовские
земли. Этот процесс был завершен в 1474 году при Иване III. Однако, потеряв
политическое значение, Ростов еще долго оставался одним из религиозных центров
Руси.
В
это время в городе продолжает развиваться своя живописная школа. С ростовской
епархией связана жизнь и деятельность великого художника второй половины XV -
начала XVI века - Дионисия. При кафедре продолжалось летописание, до нас дошло
несколько владычных летописей XV века. Особой славой пользовались библиотеки
Ростова, крупнейшая из которых находилась в Григорьевском монастыре.
Конец
XV - первая половина XVI века - время расцвета ростовской архитектурной школы.
Ростовские каменщики в этот период строят во всех концах обширной епархии - от
Переславля до Белоозера. Одним из лучших мастеров был Григорий Борисов
(Борисоглебский монастырь, Данилов монастырь...).
В
конце XVI века ростовские епископы получили титул митрополитов. В городе в те
времена шло строительство церковных и гражданских зданий. Предположительно в
это время был сооружен и дошедший до нас Успенский собор.
Через
Ростов проходил торговый путь, соединявший Москву с северными городами и Белым
морем, что способствовало развитию торговли. Значительную роль играла
ростовская ярмарка. В XVI веке во времена Ивана Грозного здесь был построен
Гостиный двор. Царь не раз бывал в Ростове, город был взят в
"опричнину", он стал владением, принадлежащим лично царю.
В
1554 году в Авраамиевском монастыре по указанию Грозного и на средства
государственной казны строится Богоявленский собор. Как и храм Василия
Блаженного в Москве, это памятник в честь взятия Казани. Вскоре в центре города
строится церковь Вознесения, более известная как церковь Исидора Блаженного,
сооружаются княжьи терема и Красная палата.
Во
время польской интервенции отряды "тушинского вора" - Лжедмитрия II под
предводительством Сапеги и Лисовского в октябре 1608 года после ожесточенного
боя ворвались в город и разрушили его. Ими был взят и разграблен Успенский
собор, похищены драгоценности. Был схвачен и митрополит Филарет Никитич Романов
- в будущем патриарх русской церкви, сын которого Михаил в 1613 году стал
первым русским царем из династии Романовых.
Через
некоторое время Ростов стал восстанавливаться. В 1631-1633 гг. вокруг города
построили земляные валы длиной 2,7 км и высотой более 9 м. Во второй половине
XVII века в Ростове широко строятся каменные храмы, монастыри, гражданские
здания. Митрополит Иона Сысоевич развернул грандиозное возведение Ростовского
кремля. Строительство, начатое в 70-х годах XVII века, продолжалось 30 лет.
Кроме
кремля в Ростове и его окрестностях представляют интерес и другие памятники
старины: Авраамиев и Спасо-Яковлевский монастыри, колокольня села
Поречье-Рыбное, деревянная церковь Иоанна Богослова на реке Ишне.
На
весь мир знамениты ростовские колокола. Если кремль считается первым чудом
Ростова, звоны - вторым, то третье чудо, безусловно, финифть - искусство письма
по эмали.
Города,
как люди: у каждого своя судьба. Одни - из простых приобретают значимость,
другие, некогда процветавшие, - теряют былую славу.
Ростов
Великий или, как его еще именуют, Ростов Ярославский - один из древнейших
русских городов. Он старше Москвы почти на 300 лет, ровесник Киева и Новгорода.
Ростов на озере Неро упоминается в "Повести временных лет" под 862
годом, когда на Русь был призван родоначальник династии русских князей - Рюрик.
Уже
с XII века город именовался Великим. Такое поименование означало не размер
города, а величину светской и духовной власти, сосредоточенной в одном месте.
Со времени утверждения на русской земле христианства и до конца XVIII века
Ростов являлся центром епархии.
Архитектурный
ансамбль Ростовского кремля строился около 30 лет и дошел до нашего времени во
всей своей величавой красе. Многообразию архитектурных форм вторит колокольный
звон. Ростовские звоны славились по всей Руси. Они имели свои специальные
названия: Егорьевский, Акимовский, Ионофанский. Самый торжественный -
ионический. Этими звонами восхищались французский композитор Гектор Берлиоз и
русский певец Федор Шаляпин. И сегодняшние посетители Ростовского кремля могут
послушать мелодичное звучание русских колоколов.
Ростовский кремль
В
настоящее время в архитектурном ансамбле города доминирует уникальный комплекс
Ростовского кремля (1670-1683 гг.). К крепостной стене кремля примыкает
городская площадь с величественным пятиглавым Успенским собором (1589 год), где
почивают мощи ростовского князя Василька, трагически погибшего в битве с
монголо-татарами на реке Сити. Рядом с храмом - четырехглавая звонница с
пятнадцатью знаменитыми ростовскими колоколами, отлитыми на протяжении XVII-XIX
веков (в их числе колокола "Сысой", "Полиелей",
"Лебедь").
В
кремле, вокруг главного двора с прудом в центре, сосредоточены основные
церковные, административные, жилые и хозяйственные постройки, соединенные
арочными переходами: Красная палата ("Хоромы для пришествия великих
государей"), Белая палата с домовой церковью Спаса на Сенях и Княжьими
теремами, трехэтажный Самуилов корпус и другие сооружения. Нигде, кроме
Ростова, не встретишь доведенных до такого совершенства надвратных храмов. По
стенам кремля можно, не сходя на землю, не только пройти во все храмы, но и
обойти другие строения: настоящая средневековая крепость. Здесь снималась
знаменитая сцена погони из кинокомедии "Иван Васильевич меняет
профессию". Сейчас в кремле располагается Государственный музей-заповедник
"Ростовский кремль".
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Спасо-Яковлевский Димитриев
монастырь расположен со стороны въезда из Москвы. Основан в XIV веке ростовским
епископом Иаковом. Первый каменный храм - пятиглавый Зачатьевский собор - был
построен в 1686 г. В соборе сохранились фрески к. XVII века. Во 2-ой пол. XVIII
века сооружены келейные корпуса, колокольня и ограда, на средства графа Н.П.
Шереметьева возведен огромный Димитриевский собор (1799-1801 гг.). В 1836 г.
была построена церковь, освященная в честь основателя обители - Яковлевская.
В
храме открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия, а Иакова под
спудом. Здесь же - чудотворная Ватопедская икона Божьей Матери, келейная икона
св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский некрополь. В состав
монастыря вошел и бывший девичий монастырь Спаса на Песках (Княгинин),
основанный вдовой ростовского князя Василька Марией, погребенной здесь в 1271
г. Ныне монастырь вновь стал действующим.
На
другом конце города, со стороны дороги на Ярославль, на берегу озера,
расположен Авраамиев Богоявленский монастырь - самый древний монастырь
Северо-Восточной Руси. По преданию, основан св. Авраамием в к. XI века на месте
языческого капища. Первый оплот христианства в Залесье. Главный монастырский
храм - Богоявленский собор (1553 г.) - построен царем Иваном Грозным в честь
взятия Казани. В настоящее время - действующий монастырь.
История археологического изучения
Ростов
Великий является уникальным археологическим памятником. Консервирующие свойства
грунта многовековых отложений Ростова позволяют сохраняться в нем органическим
остаткам жизни людей. В 20-м столетии культурный слой (КС) Ростова (древней
части города) не подвергался сильным разрушениям в связи с новым строительством
и проведением коммуникаций.
Первые
археологические исследования в Ростовa относятся к 1884 году. В это время, при
замене старого чугунного пола, комиссией Московского Археологического общества
были предприняты попытки найти княжескую усыпальницу. Поставленная цель
достигнута не была. В ходе работ обнаружен придел св. Леонтия 1161-1162 гг., в
котором найдены фрагменты фресок того времени и белокаменная рака св. Леонтия,
подаренная собору Андреем Боголюбским. Впоследствии по материалам раскопок
придел был восстановлен.
В
20-е годы XX века Д.И. Эдингом и Д.А. Ушаковым на левом берегу р. Уницы и на
Рождественском о-ве были открыты и исследованы многослойные поселения
неолитического времени, эпохи бронзы и раннего железного века. Кроме того, в
1928 году Д.А. Ушаковым проведено обследование южного крыльца Успенского
собора, с целью изучения сохранности фундамента здания. В 1939 году аналогичные
работы провел Н.Н. Воронин. Он же, уже в 1954 году продолжил исследования в
интерьере собора и выявил кладки соборов 12 и 13 веков. В последующие 2 года
Воронин Н.Н. провел масштабные исследования в Кремле и около церкви Бориса и
Глеба (цБГ). Были обследованы: территория бывшего "Григорьевского
Затвора" (где обнаружены остатки здания, объяснившие появление
"кармана" в постройке Кремля конца XVII века); вал 1632 года и цБГ
1762 года. Кроме того, внутри Кремля велись поиски исчезнувших частей зданий
конца XVII века. Работы у Успенского собора позволили дать точную реконструкцию
основного объема собора XII века. В это же время, на материалах зачисток стенок
траншеи по ул. Декабристов были установлены границы мерянского поселка и
домонгольского города.
В
1961-62 годах, в связи с разрушением Уницкой стоянки строящимся Ростовским
рыбзаводом, Верхне-Волжская экспедиция (ВВЭ) под руководством Д.А. Крайнова
проводит охранные работы в месте строительства. В первый год шурфовками вдоль
берега озера и на территории завода уточняются границы и стратиграфия стоянки,
а затем проводятся масштабные исследования КС стоянки, которые показали, что
стоянка была постоянно заселена с конца III до конца II тыс. до н.э., а с XII
века на этом месте возникает славянское поселение.
Ростовский
отряд Верхнедонской экспедиции под руководством Матвеевой В.И. в 1968 году провел
исследования на территории Кремля, у церквей Одигитрии и Иоанна Богослова, с
наружной стороны стены. Раскопками была прослежена четкая стратиграфия слоев
(мощностью 4,5 м) и хронология древнего Ростова по ним.
С
80 годов XX столетия началось наиболее последовательное и масштабное изучение
КС города.
В
1981 году ростовские реставраторы во главе с М.В. Фроловым обследовали
фундаменты и стены бывшего Конюшенного двора. В ходе исследований была уточнена
первоначальная планировка здания.
С
1983 года в Ростове постоянно работает Волго-Окская археологическая экспедиция
(ВОЭ) под руководством А.Е. Леонтьева. В этом году шурф у южной стенки церкви
Спаса-на-Сенях дал наиболее полную информацию о стратиграфии КС в древнейшей
части города. Тогда же шурф у Спасо-Яковлевского монастыря показал наличие в
этом месте слоев ХII-ХIII веков.
В
августе 1983 года сотрудник Ростовского музея В.Н. Хохлов провел разведку КС в
районе церкви Спаса-на-Песках и в Авраамиевском монастыре. У Спасо-Яковлевского
монастыря им были прослежены слои ХVI-ХIХ веков, и соответственно у
Авраамиевского слои ХIII-ХIХ веков.
В
ходе подготовки материалов для составления охранных зон города в 1984 году А.Е.
Леонтьевым и В.Н. Хохловым была проведена шурфовка по внутренней стороне ул.
Окружной. Материалы шурфовок позволили определить границы домонгольского и
средневекового Ростова, а также наличие в разных частях города слоев с
сохранившимися органическими остатками жизни людей ХI-ХVIII веков.
В
том же году ВОЭ была исследована ЮВ часть бывшего Митрополичьего сада.
Исследования показали, что слои XI- начала XVII веков сняты на постройку валов
1632 года. В сохранившихся домонгольских отложениях были обнаружены
древнерусская и мерянская керамика и остатки деревянных сооружений, датируемых
не позднее X века.
В
ходе подготовки дренажных работ на Соборной площади в 1985 году В.Н. Хохловым
были проведены обследования фундамента Успенского собора. Они выявили наличие
4-метрового белокаменного фундамента (?) с внешней границей из деревянных свай.
Также была выяснена стратиграфия, полностью сопоставимая с историей собора
конца X- начала XVI веков.
Тогда
же на месте строящегося стадиона были проведены археологические исследования,
которые показали наличие в этом месте домонгольского слоя конца XI- начала XII
веков. Там же был выявлен слой погребений ХV-ХVI веков, относящийся к кладбищу
Всехсвятской церкви.
Наблюдения
А.В. Кашкина за траншеей водопровода по ул. Окружной, в том же году, дали
сведения о стратиграфии и хронологии значительной части городской территории.
Был подтвержден вывод о широких границах домонгольского Ростова и сокращении
заселенных участков в ХIII - ХV веках.
В
1987 году ВОЭ провела исследования участка между ул. Белинского и Февральской,
и на территории Авраамиевского монастыря. Материалы исследований показали, что
участок напротив школы № 1 был заселен лишь в период с конца XI по начало XIII
веков. Позднее эта территория использовалась как выгон и ярмарочная площадь.
Шурфы в монастыре не подтвердили ранней даты основания монастыря (конец XI
века), т. к. были разбиты в стороне от центра монастырской территории.
В
следующем, 1988 году ВОЭ проводились исследования во внутреннем дворике у
Часозвона и у церкви Вознесения (в валу 1632 года). Шурф у Часозвона выявил
напластования ХVIII-Х веков и показал, что 2 усадьбы, существовавшие на
территории, вскрытой шурфом, в течение почти шести столетий, существовали в
практически неизменных границах. В шурфе около церкви была прослежена четкая
стратиграфия слоев ХХ-ХVI веков, в которых были выявлены 3 уровня:
строительства церкви; строительства вала 1632 года; кладбища не ранее 1632
года; ремонтов церкви и строительства колокольни.
Тогда
же экспедицией была проведена шурфовка вокруг и внутри Конюшенного двора, с
целью проверки состояния стен и фундаментов здания. Кроме того, в районе школы
№ 1 была проведена шурфовка с целью выявления слоев домонгольского периода.
Один из шурфов, против церкви Воскресения, за валом, показал наличие искомого
слоя, и подтвердил вывод о снятии в данном месте слоев XVII- второй половины
XII веков на строительство валов 1632 года. Осенью того же года было проведено
исследование межвального участка в районе Конюшенного двора. Шурф показал
наличие многометрового слоя отложений; остатков внутривальных конструкций и
ненарушенных слоев ХVII-ХI веков в этом месте.
С
1989 года по 1991 ВОЗ проводит исследования на месте предполагаемого
"Григорьевского Затвора", на территории Митрополичьего сада. Пройдены
слои ХХ - ХIII веков. В СЗ части раскопа прослежена постройка XVIII века,
связанная с меднолитейным производством. В домонгольских слоях найдено большое
количество материала, характеризующего жизнь и быт городских усадеб. Выявлено
большое количество остатков деревянных сооружений, имеющих хозяйственное
назначение. Обнаружен и прослежен фундамент старой стены монастырского сада,
имеющий основание из частокола деревянных свай. Работы в Митрополичьем саду
продолжаются.
На
территории Ростова с 1986 по 1991 год работает Архитектурно-археологическая
экспедиция Государственого Эрмитажа (ААЭ) под руководством О.М. Иоаннисяна.
Экспедиция проводит исследования памятников домонгольского зодчества на
территории города. В ходе работ на цБГ 1761 года, под ее полом и фундаментами
была обнаружена и частично исследована цБГ 1287 года. На сегодняшний день
выявлены: алтарная часть церкви; развалы стен и 2 столба белокаменной
постройки. Работы проводятся как внутри церкви 1761 года, так и снаружи, у ее
стен. В 1988 году при повторной зачистке бровки одного из наружных раскопов, из
заполнения постройки полуземляночного типа был извлечен клад из 370 серебряных
монет Михаила Федоровича, находящихся в берестяном коробе. На наружных и
внутренних раскопках были выявлены слои кладбища 1632-1761 годов. За годы
исследований прослежена стратиграфия вала 1632 года. В северном раскопе найдена
упавшая лицевой поверхностью вниз часть плинфяной стены с закомарой. Развалы
плинфы на цемяночном растворе, белокаменных блоков и туфа вокруг церкви 1761
года, предполагают существование в домонгольское время на этом месте
сооружений, по-видимому, относящихся к постройкам Княжеского дворца Константина
Всеволодовича или относящихся к постройкам церквей Бориса и Глеба 1214 и 1287
годов.
Результаты
пятилетних исследований показали, что храм Бориса и Глеба 1287 года сохранился
на значительную высоту (до сводов в алтарной части). Он был возведен из
булыжников и грубо обработанных квадратов белого камня и туфа на известковом
растворе. Раскопки храма 1287 года осложнены необходимостью обеспечения
безопасности существующего здания цБГ.
Кроме
работ на цБГ в 1989 году ААЭ Гос. Эрмитажа провела разведочные работы, с целью
обнаружения домонгольского храма Константина и Елены в северной части города.
Работы не дали желаемых результатов, но сузили площадь поиска домонгольской
постройки. В ближайшее время намечены работы по продолжению поисков
древнерусского храма.
Из
приведенного краткого обзора археологического изучения Ростова очевидно, что
наибольшее количество исследований приходится на последние 11 лет. Они стали
наиболее комплексными и последовательными. Возросли вскрываемые площади.
Археологами контролируются все работы, затрагивающие КС города. Начато
комплексное изучение домонгольского зодчества Ростова. В археологических
изысканиях чаще применяются вспомогательные научные исследования. Перспективы
развития археологии в городе грандиозны. Наиболее изученным остается
исторический центр города, раскопки на территории посада и слобод только
начаты. Слабо изучена подземная структура Кремлевских построек. До сих пор не
найдены остатки княжеского дворца ХI-ХII вв. В последние годы появились
предпосылки ускорения археологического изучения города. При содействии
Ростовской Археологической комиссии и соответствующем финансовом обеспечении
исследования Ростова, несомненно, приведут к новым научным открытиям.
КАРТА ГОРОДА
На низком северо-западном берегу озера Неро, прямо на трассе
Москва - Ярославль, лежит Ростов, один из самых древних городов России. В
центре города расположен кремль (наряду с московским - один из красивейших
памятников архитектуры в России) с прилегающими к нему постройками. От него
лучами расходятся дороги, соединенные между собой дугами концентрических улиц.
Если
ехать от кремля вдоль озера на северо-восток, то на бывшей окраине города, ныне
густонаселенный жилой район "КУБА", мы встретим Аврамиев монастырь.
На юго-западе мы попадем в Яковлевский монастырь, со своеобразной архитектурой.
Кстати, рядом с ним, у озера расположен один из трех пляжей города. Наконец,
если поедем на северо-запад, то упремся в железную дорогу с вокзалом и
автостанцией. Собственно старый город располагается в центральной части, вокруг
кремля и ограничивается Окружной улицей. В настоящее время часть кремля
отреставрирована и поддерживается в приличном состоянии. Если уж Вам доведется
побывать в Ростове, то не забудьте посетить многочисленные музеи и экспозиции,
расположенные на территории кремля, останется масса приятных воспоминаний. А
если будете в Ростове летом, то ни в коем случае не упустите возможность
поплавать по озеру на лодке или пароходе. С воды открывается прекрасная
панорама на весь город, купола кремля и монастырей потрясают своим
великолепием. Глядя на все это, так и хочется, подобно Ивану Грозному - герою
Юрия Яковлева из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" -
воскликнуть: "Красота-то какая! ЛЕПОТА!!!" Кстати, съемки этого
фильма, той его части, где опричники гонялись за "демонами",
проходили именно в Ростове Великом, на территории кремля.
В
окрестностях города много лесов, полей и дорог, почти каждая из которых
приведет к какой-нибудь достопримечательности...
Небольшой
и тихий городок раскинулся с юго-запада на северо-восток на 202-ом
километре трассы Москва - Ярославль на берегу озера Неро.
Условно
город можно разделить на 3 части: Юго-запад, Центр и "Куба". Почему
северный район города прозван "Кубой" науке не известно . И хотя наука пока
еще не в курсе дела, но факт остается фактом, 1-ый и 2-ой микрорайоны люди
упорно называют "Кубой".
В
городе много православных храмов. В самом центре за городским валом расположен
ансамбль ростовского Кремля - одного из древнейших памятников культуры, истории
и архитектуры.
ИПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ
- http://mega.km.ru/goldenring
- http://www.towns.ru/foto_ruins.html (фото на
обложке И. Гуревича)
- http:/cnit2.uniyar.ac.ru/yaros/www01590.htm
- http:/rostmuseum.ru/publication/historyculture/1991/povelehinol.html
- http:/www.tourpedo.ru/cities/rostov
- http:/www.v-rostove.ru