Специфика развития внешнеэкономической деятельности отечественных и зарубежных предприятий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    66,25 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Специфика развития внешнеэкономической деятельности отечественных и зарубежных предприятий

Содержание

 

Введение

. Внешнеэкономическая деятельность предприятия как основа экономического развития страны

.1 Понятие и виды внешнеэкономической деятельности предприятия

.2 Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия

.3 Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия

. Специфика развития ВЭД отечественных и зарубежных предприятий

.1 Особенности внешнеэкономической деятельности российских предприятий

.2 Особенности внешнеэкономической деятельности предприятий в развитых странах

. Многостороннее межгосударственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий. ГАТТ и ВТО

.1 Организация внешнеэкономической деятельности предприятия на основе принципов многостороннего регулирования

.2 Условия развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках ВТО

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение


Внешнеэкономическая деятельность предприятий представляет собой сферу хозяйственной деятельности, связанную с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является именно внешнеэкономическая.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач.

На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения, связанные со вступлением России в ВТО.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Основными целями присоединения для России можно считать следующие: получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов.

Объект исследования - внешнеэкономическая деятельность отечественного предприятия. Предмет исследования - организация внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий на принципах ВТО.

Цель курсовой работы - изучение особенностей внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках вступления России в ВТО. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

)        рассмотреть теоретические основы внешнеэкономической деятельности предприятия;

)        изучить особенности внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий;

3)      выявить особенности внешнеэкономической деятельности предприятий в развитых странах;

4)      охарактеризовать многосторонне межгосударственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий;

)        дать оценку развитию внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках ВТО.

1.      
Внешнеэкономическая деятельность предприятия как основа экономического развития страны

.1       Понятие и виды внешнеэкономической деятельности предприятия

Внешнеэкономическая деятельность предприятия (далее ВЭД) - один из аспектов внешнеэкономических связей, под которым понимают сферу организационной, экономической и коммерческой деятельности предприятий, направленной на взаимодействие с иностранными партнерами Схема организации ВЭД предприятия отражена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Схема организации ВЭД предприятия

В соответствии с законодательством РФ к видам ВЭД относят:

1)      внешнеторговую деятельность;

2)      международное инвестиционное сотрудничество;

)        международную производственную кооперацию;

)        валютно-финансовые и кредитные операции;

)        международное научно-техническое сотрудничество.

Внешнеторговая деятельность - предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Формами внешнеторговой деятельности является: экспорт; импорт; реэкспорт; реимпорт.

Международное инвестиционное сотрудничество - взаимодействие с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Цель сотрудничества - расширение выпуска экспортируемой продукции, повышение ее конкурентоспособности, облегчение процессов реализации на внешнем рынке.

Международное инвестиционное сотрудничество реализуется в следующих формах:

-        международный финансовый лизинг;

-        предприятия с участием иностранных инвесторов.

Международная производственная кооперация - сотрудничество в конкурентно связанных между собой процессах технологического разделения труда.

Формами международной производственной кооперации по классификации Европейской Экономической Комиссии являются:

-        поставка производственных линий и заводов с оплатой произведенной на них продукцией;

-        совместное производство на основе специализации;

         подрядная кооперация.

Валютно-финансовые и кредитные операции - в качестве вида ВЭД рассматриваются, с одной стороны, как сопровождающие внешнеэкономическую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа; с другой стороны - в качестве самостоятельных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.

Научно-техническое сотрудничество - проявляется в виде технического обмена, выполнения научных исследований на заказных началах [7].

1.2     Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна подходящая условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать. Существует несколько форм организации ВЭД на предприятии.

Отдел внешнеэкономической деятельности (ОВЭД) создается в структуре управления предприятием при постоянном характере внешнеэкономических операций, нацеленности на их расширение.

Департамент по ВЭД целесообразно создавать при крупных компаниях, ориентированных на внешнеэкономические операции, носящие постоянный, устойчивый характер, как правило, на долгосрочных условиях.

Внешнеторговые фирмы (ВТФ) входят в состав крупных объединений с масштабными внешнеэкономическими операциями (как правило, с правами юридического лица, существующие в форме Торговых домов).

Кроме того, организация управления ВЭД предприятия осуществляется при помощи национальных специализированных и государственных посредников или услуг иностранных посредников.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объема работы - несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.

) Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:

-       планово-экономический отдел - планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;

-       валютно-финансовый отдел - валютное планирование и контроль за банковскими, валютными, кредитными и расчетными операциями, соблюдение интересов ВТО при внешнеторговых сделках;

-       транспортный отдел;

-       бухгалтерия ВТО - учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчет и выплата заработной платы.

) Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:

-       отдел конъюнктуры и цен - исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, методическое руководство и контроль правильности расчетов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов, другая работа по исследованию конъюнктуры рынков;

-       отдел рекламы и выставок;

-       инженерно-технический отдел - изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, анализ технического уровня и качества продукции, ее конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;

отдел совместных предприятий - координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала, и смешанных обществ, созданных с участием объединения за рубежом, создание новых смешанных обществ за рубежом и ликвидация их.

) Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:

-       отдел развития - совершенствование организационной структуры объединения;

-       отдел автоматизации - автоматизация расчетов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание совместно с другими отделами и фирмами баз данных и ведение их;

-       отдел кадров;

-       отдел загранкомандировок;

-       канцелярия - регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки;

-       административно-хозяйственный отдел - снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;

-       юридический отдел - помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и арбитражах, правовое обеспечение;

-       протокольный отдел - выполнение поручений руководства ВТО и фирм по встречам, приему и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.

Создание такой разветвленной структуры управления ВЭД характерно для предприятий (организаций) независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде отдела внешнеэкономических связей (ОВЭС) и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы [5].

Функции ОВЭС:

) научно-техническое сотрудничество и внешние связи - это предполагает проведение необходимых мероприятий по научно-техническому сотрудничеству с другими фирмами в изучении и внедрении передового опыта; разработку планов сотрудничества; организацию переговоров; сбор и накопление информации по международному опыту; подбор специалистов для командирования за рубеж; планирование и контроль за экспортным производством, а также статистическую отчетность;

) протокол - организация протокольных мероприятий, связанных с приемом делегаций, проведение консультаций с иностранными специалистами; оформление документов для всех прибывающих на предприятие специалистов по вопросам расширения рынка сбыта продукции и обмену опытом; обеспечение переводчиками иностранных специалистов, делегаций, а также переговоров; перевод каталогов, проспектов, другой технической документации;

) аналитические исследования, составление прогноза сбыта и выработка политики ценообразования - анализ характеристик выпускаемой продукции исходя из требований рынка; изучение и анализ рынка сбыта продукции; разработка, составление прогноза сбыта; определение возможного ассортимента товаров для продажи на внешнем рынке и разработка проекта планируемого оборота предприятия и новых форм обслуживания; создание банка данных для маркетингового ситуационного анализа; изучение факторов, влияющих на скорость внедрения товара на рынке, и выбор наиболее оптимального подхода к ценообразованию при реализации продукции предприятия; анализ состояния цен на рынке;

) разработка планов и работа по заключению договоров на реализацию продукции - заключение, продление и контроль за исполнением договоров, оформление контрактов; работа с дилерами и агентами по сбыту; поиск потребителей на основе выданных прогнозов сбыта; ведение картотеки по учету потребителей; переговоры с потенциальными потребителями; ведение сбыта по регионам; работа с сервис-центрами, обеспечение их запасными частями [14].

В практике российских предприятий на современном этапе наиболее распространены ОВЭД, департаменты ВЭД и внешнеторговые фирмы. Общим для всех форм организации управления ВЭД предприятия выступают их функциональная направленность и решаемые задачи.

Основной функцией организации управления ВЭД является углубление торговых отношений с иностранными партнерами. В соответствии с этим задачи всех форм организации управления ВЭД сводятся к следующим:

-       планирование, организация и непосредственное осуществление внешнеэкономических сделок в рамках утвержденной номенклатуры;

-       наращивание объемов экспорта, совершенствование его товарной и региональной структуры;

-       повышение эффективности импортных закупок в соответствии со стратегией развития предприятия;

-       повышение конкурентоспособности продукции за рубежом;

-       изучение и анализ конъюнктуры мирового рынка соответствующей продукции, разработка предложений по совершенствованию внешнеэкономических операций;

-       систематическое изучение деятельности важнейших отечественных и зарубежных конкурентов, анализ их сильных и слабых сторон;

-       налаживание научно-технического и производственно-инвестиционного сотрудничества с фирмами зарубежных стран;

-       постоянное совершенствование системы управления ВЭД на предприятиях;

-       участие во внешнеторговом ценообразовании, разработке ценовой стратегии и политики предприятия;

-       контроль за выполнением обязательств по заключенным контрактам: контроль за организацией отгрузки, страхования, таможенной очистки и транспортировки товаров;

-       организация и участие в проведении переговоров с зарубежными партнерами [10].

1.3 Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия


Регулирование ВЭД предприятия делится на государственное и негосударственное. Государственное регулирование ВЭД осуществляется посредством ряда методов. Под методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует понимать способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу внешнеэкономической деятельности с целью создания или обеспечения условий деятельности субъектов ВЭД в соответствии с национальной экономической политик. Классификация методов государственного регулирования ВЭД предприятия представлена на таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Классификация методов государственного регулирования ВЭД предприятия

Критерии

Методы

Характеристика методов

Форма воздействия на субъекты ВЭД

Экономические

Косвенное влияние, альтернатива поведения для субъектов имеется, результаты воздействия непредвиденные


Административные

Прямое влияние, альтернативы поведения для субъектов не существует, результаты воздействия являются предполагаемыми

Средство воздействия на субъекты ВЭД

Правовые

Установление обязательных для исполнения юридических норм (правил) поведения субъектов


Административные

Прямое влияние государства на деятельность субъектов


Экономические, в том числе -финансово-бюджетные; -кредитно-денежные

Влияние на экономические интересы субъектов: - влияние на финансы субъектов - воздействие на предложение денег

Ожидаемый результат воздействия

Стимулирующие

Оживляют экономическую активность субъектов


Ограничивающие

Сдерживают экономическую активность субъектов

Использование тарифа как средства регулирования

Тарифные (таможенные)

Предполагается использование таможенного тарифа


Нетарифные (нетаможенные)

Не предусматривает использование таможенного тарифа


К административным относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

Наиболее распространенные административные инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: квотирование - это количественное ограничение импорта или экспорта определенной категории товаров, и лицензирование - условия и порядок предоставления государственными органами специального разрешения на ввоз или вывоз таких товаров.

К экономическим - методы, которые воздействуют на деятельность предприятий через их экономические интересы, например политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др.

Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства. Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные. Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин. Пошлина выполняет три основные функции: фискальную - пополнение госбюджета; протекционистскую - защита отечественных производителей; регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф).

Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объему обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные.

Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

)        меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: соглашения о добровольных ограничениях экспорта, лицензирование - для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа - лицензии; квотирование - установление странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров; антидемпинговые процедуры - судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, судьи обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий, компенсационные пошлины и сборы;

)        меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер: наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке); специальные правила импортных платежей; множественные валютные курсы; ограничения на накопление иностранной валюты; отсрочки импортных платежей; субсидирование и кредитование экспорта.

Исходя из перечня мер государственного регулирования ВЭД, оно осуществляется либо в целях стимулирования деятельности ее участников, либо для установления защиты российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому меры государственного регулирования классифицируются на стимулирующие и защитные [16].

К формам негосударственного регулирования, которые получили широкое признание в деловых отношениях, можно отнести:

1) своды единообразных правил, которые кодифицируются не правительственными международными организациями, к примеру, ИНКОТЕРМС - международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли <#"703719.files/image002.jpg">

Рисунок 3.1 - Объем поддержки с/х производителей на единицу посевной площади, долл/га

Дополнительным направлением поддержки в рамках ВТО может стать малый и средний бизнес. ВТО не ограничивает поддержку малых сельхозпроизводителей и отдельных хозяйств. Тем не менее, российская государственная политика пока не в полной мере защищает интересы данной группы предпринимателей: несмотря на наблюдавшийся в последние годы рост рентабельности агрохолдингов, рентабельность малых и средних предприятий в большинстве случаев оставалась отрицательной.

Социальная напряженность, которая может возникнуть в случае разорения большого количества малых и средних сельхозпроизводителей, представляет собой огромный риск для сельскохозяйственных регионов.

Обязательства перед ВТО предусматривают:

-       снижение ставок импортных пошлин по широкому набору сельскохозяйственной продукции. В частности, с 45 % до 5 % снизится пошлина на импорт живых свиней; будут увеличены квоты, обнулены пошлины в пределах квоты и снижены пошлин с 75 % до 65 % вне квоты по свинине;

-       пошлины на молочные продукты уменьшатся с 19,8 % до 14,9 %; на злаки - снизятся с 15,1 % до 10 %; на рыбу - с 10 % до 3 %;

-       рост цен на минеральные удобрения. На текущий момент многие российские сельхозпроизводители покупают минеральные удобрения по ценам, согласованным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 1 января 2013 года они будут вынуждены покупать их по мировым ценам, что приведет к повышению цен на 35-40%.

Суммируя все эти риски, можно спрогнозировать, что совокупные потери сельхозпроизводства составят 3,3 трлн. руб. или 35 % недополученного роста (рисунок 3.2). Данная цифра связана с увеличением импорта продуктов животноводства до 25-40 %, сокращением спроса на фуражное зерно и разорением до 20-30 % российских сельхозпроизводителей. В результате будет потеряно до 1,7 миллиона рабочих мест.

Сельхозмашиностроение играет важную роль в российской экономике, обслуживая связанные с производством продуктов питания отрасли общим объемом 14 трлн. руб. При этом численность занятых в отрасли составляет около 60 тыс. человек, а выручка производителей на территории России за последние 5-7 лет в среднем - более 30 млрд. руб. Начиная с 2005 года емкость российского рынка сельскохозяйственной техники ежегодно увеличивалась на 45%. При этом отечественное производство росло только на 22% в год, и даже с учетом отверточной сборки иностранной техники на территории России доля импортной техники к 2008 году составляла более двух третей (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 - Динамика российского рынка сельскохозяйственной техники, млрд. руб.

В 2009 г., наряду с сокращением объема рынка, произошло значительное уменьшение доли импорта. Это стало следствием трех факторов: девальвации рубля; повышения импортных пошлин на сельскохозяйственную технику с 5 % до 15 %; реализации программы льготного кредитования на покупку отечественной техники.

В 2010 г. была разработана стратегия развития сельхозмашиностроения, в рамках которой предусматривалось обеспечить государственное финансирование прорывных НИОКР и продолжить практику стимуляции спроса на продукцию отечественного машиностроения. Согласно документу, при благоприятных условиях объем производства сельхозпроизводителей должен увеличиться к 2020 г. почти в 10 раз - до 266 млрд. руб.

Членство в ВТО означает снижение пошлин на сельхозтехнику с 15 % до 5 % и изменение правил кредитования покупки отечественной техники - это нельзя будет делать напрямую, как сейчас. Если не будут приняты меры, призванные компенсировать снижение пошлин, и если не будет разработана новая программа поддержки спроса на сельскохозяйственную технику, есть серьезный риск развития отрасли по пессимистичному сценарию. В этом случае негативный эффект для отрасли составит 0,19 трлн. руб., в том числе эффект упущенных возможностей роста - 0,17 трлн. руб.

Легкая промышленность важна для любой страны. На ее долю приходится 5,7% мирового валового продукта, более 14 % занятых в промышленности. В развитых странах, таких как США, Германия и Италия, доля отрасли в промышленном производстве составляет 8-12%, в то время как в России за последние 20 лет она сократилась с 11,9 % до 1 %.

В настоящее время в отрасли функционируют 14 тысяч специализированных и зарегистрированных на территории страны крупных, средних и малых предприятий, расположенных в 72 субъектах Российской Федерации. Около 70 % предприятий являются градообразующими. При этом продукция отечественных производителей составляет только 20 % оборота рынка.

Основываясь на необходимости обеспечивать экономическую безопасность страны, в 2009 г. Министерством промышленности и торговли РФ была разработана программа развития отрасли до 2020 г. Согласно этому документу, к 2020 г. в инновационном сценарии объем выручки предприятий легкой промышленности предусматривалось увеличить со 189 до 550 млрд. руб. Такой рост обеспечивался бы как сокращением доли контрафактной продукции, так и созданием новых или модернизацией существующих производств.

Прямой эффект от членства в ВТО и открытия границ будет не таким сильным, поскольку масштаб отрасли критически мал и основная часть предприятий уже остановлена. Сильная конкуренция с «серым» импортом позволяет выживать только наиболее эффективным производителям и компаниям, нашедшим на рынке свою уникальную нишу и позиционирование. По нашим оценкам, прямые потери составят в 2020 г. около 11% от объема производства.

Упущенные возможности роста в случае вступления в ВТО, напротив, существенны. В рамках стратегии за счет инструментов частно-государственного партнерства, федеральных и региональных субсидий предусматривалось создать 5 крупных кластеров (Вологодская область, Костромская область, Ярославская область, Ивановская область и Волгоградская область) и несколько современных предприятий для производств технических тканей и нетканых материалов. Членство в ВТО приведет к приостановке реализации большей части этих проектов. В результате, по самым консервативным оценкам, упущенные возможности роста составят в отрасли 0,37 трлн. руб. или 85% по состоянию на 2020 г. Если же учесть разрабатываемую в настоящее время концепцию «Развитие

льняного комплекса России на период до 2020 года», которая предусматривает полномасштабное возрождение в России льноводства и производство льняной текстильной продукции, то негативный эффект будет еще больше - как минимум 0,8 трлн. руб.

Невозможно переоценить стратегическое значение тяжелого машиностроения для перспектив развития России. Прямой вклад отрасли в ВВП и занятость РФ не так уж велик - отрасль производит 1,2% ВВП, обеспечивает занятость 210 тыс. человек. Однако, именно тяжелое машиностроение является фундаментом для большинства добывающих и перерабатывающих отраслей российской экономики. Основные потребители продукции тяжелого машиностроения (предприятия нефтегазового комплекса, металлургии и горнодобывающей промышленности) формируют более 40% ВВП, обеспечивают более 80% российского экспорта и около 80% поступлений в бюджет.

Около трети всех затрат сырьевых отраслей - это затраты на приобретение, обслуживание и эксплуатацию тяжелого оборудования. Тяжелое машиностроение в значительной мере определяет эффективность базовых отраслей народного хозяйства. При этом рентабельность предприятий тяжелого машиностроения в несколько раз отличается от рентабельности потребителей их продукции. В 2009 г. предприятия отрасли в сумме показали убыток, исчисляемый 1,4 млрд. руб. (рисунок 3.3)

Рисунок 3.3 - Вклад тяжелого машиностроения и его потребителей в экономику РФ

Проблемы тяжелого машиностроения имеют системный характер. В значительной мере отрасль страдает от наследия прошлого, когда основным ориентиром в их деятельности были объемы в натуральном выражении, а не эффективность производства или конкурентоспособность выпускаемой продукции. В советское время были построены крупные заводы, способные производить большие объемы продукции. После развала СССР и открытия рынка для импорта, более современная и эффективная зарубежная техника отвоевала огромную долю на внутреннем рынке. Вместе с этим сократились объемы внутреннего спроса, и резко снизился экспорт.

В результате отрасль столкнулась с рядом трудностей, самостоятельно преодолеть которые она не в состоянии:

-       рост импорта и сокращение внутреннего спроса и экспорта привели к значительной недозагрузке мощностей. Отрасль имеет один из самых низких показателей загрузки мощностей в РФ - менее 20%. Свободные мощности подразумевают затраты на их содержание, что ведет к росту себестоимости и снижению рентабельности;

-       отрасль страдает от недостатка инвестиций в НИОКР и совершенствование производства. Это ведет к тому, что продукция российских компаний отстает от продукции конкурентов по основным характеристикам;

-       отрасль не имеет государственной поддержки в виде льготного кредитования. Для сравнения: разница по ставкам кредита по экспортным сделкам для российских предприятий выше, чем для иностранных, на 10 процентных пунктов (речь идет о поддержке национальных компаний в Китае и Италии) [20].

В 2010 г. приказом Минпромторга России была утверждена Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020г. В рамках Стратегии предполагается: за счет частных инвестиций осуществить модернизацию мощностей. За счет государства будут профинансированы прорывные НИОКР, обеспечена защита производителей от импортной демпинговой продукции и простимулирован спрос на продукцию отечественного машиностроения с помощью льготного связанного финансирования. В результате объем производства должен вырасти с 63 до 128 млрд. руб.

Однако после вступления в ВТО импортные ставки снизятся до 5-10% в зависимости от типа продукции. Сами отечественные производители оценивают требуемые защитные ставки в несколько раз выше - на уровне 25-50%. Ставки нужны как временная мера для защиты отечественной продукции от демпинга и создания благоприятных условий для ускоренной модернизации мощностей. Согласно же обязательствам в рамках ВТО, снижение пошлин должно произойти за 2-4 года. Совершенно очевидно, что за это время провести модернизацию отрасли, отставание которой составляет более 10 лет, невозможно, и следует ожидать отмены запланированных инвестиционных проектов. Таким образом, вступление России в ВТО может обернуться для тяжелого машиностроения катастрофическими последствиями - ее развитие пойдет по пессимистическому сценарию, отраженному в Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года. Прямые потери вследствие увеличения импорта составят 102% от объема производства в 2020 г., а упущенные возможности роста - 177%.

Таким образом, можно сформулировать необходимые условия и мероприятия, которые должны быть выполнены, чтобы ущерб от вступления в ВТО был минимальным, а выигрыш - максимальным.

Повышение конкурентоспособности отдельных отраслей, имеющих стратегическое значение для страны, и экономики в целом:

-       формирование последовательной и четкой государственной политики по развитию ряда отраслей; ясное формулирования государственных целей, задач и определение инструментов их достижения;

-       подготовка и реализации стратегий развития / модернизации отраслей, включая государственные инвестиции в капиталоемкие производства и инфраструктурные проекты, учитывающие обязательства страны как члена ВТО;

-       превентивное реформирование отдельных предприятий и моногородов, не способных конкурировать в новой среде, для сглаживания негативных социальных последствий;

-       форсированное развитие перспективных технологий для приоритетных отраслей в режиме софинансирования НИОКР и фундаментальных исследований;

-       стимулирование импорта технологий без ущерба для спроса на конечную продукцию.

Создание условий для быстрой модернизации экономики и предотвращения (ослабления) негативных эффектов:

-       устранение коррупции и административных барьеров со стороны надзорных и контролирующих органов;

-       повышение мобильности населения и создание общенациональных бирж труда и занятости;

-       обеспечение экономики долгосрочными низкопроцентными кредитами;

-       наращивание вложений в инфраструктуру и образование;

-       совершенствование налоговой политики.

Создание и совершенствование необходимых институтов для защиты внутренних производителей в рамках ВТО:

-       оздание финансируемых государством комиссий, торговых палат и юридических служб при ВТО для разрешения споров и продвижения отечественной продукции;

-       создание организации для участия в выработке правил и норм ВТО, максимально отвечающих интересам России;

-       поддержка подготовки юристов, экономистов, управленцев по тематике ВТО, а также поддержка формирования рынка соответствующих услуг в России.

Кроме того, есть множество вопросов технического характера, таких как разработка технических регламентов, санитарных норм, адаптация возможных мер поддержки к правилам ВТО, разработка новых инструментов, не противоречащих правилам ВТО, - для этого требуются как определенное время, так и подготовка соответствующих специалистов - управленцев, юристов, чиновников [20].

Заключение


Внешнеэкономическая деятельность предприятия представляет собой сферу хозяйственной деятельности, связанную с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок.

На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач

На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Основным направлением внешнеэкономической деятельности в большинстве стран является внешнеторговая деятельность - обмен произведенной продукции, работ, услуг между участниками внешнеэкономической деятельности путем проведения различного рода международных коммерческих (внешнеторговых) операций.

Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность охватывает различные направления ее осуществления.

Каждый вид и направление внешнеэкономической деятельности субъектов, участвующих в ней, включает широкий комплекс хозяйственных, производственных, правовых, валютно-финансовых и других отношений.

На данном этапе особенности развития ВЭД отечественных предприятий характеризуется вступлением России в ВТО.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения». Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

 

Список использованной литературы


1.       Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения [Текст] / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юрист, 2007. - 366 с.

.        Архипов А.Ю., Черковец О.В., Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий [Текст] / А.Ю. Архипов. - М.: Феникс, 2008. - 96 с.

.        Астринский Д.А., Прохоровский В.Р. Экономический анализ финансового положения предприятия [Текст] / Д.А. Астринский. - М.: Экономист. 2010. - 259 с.

.        Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия [Текст] / Ю.В. Богатин - М.: изд. стандартов, 2010. -214 с.

.        Грищенко А.В. Как повлияет вступление в ВТО на российскую экономику// Финансовый менеджмент. 2012.- №5.- с. 136-143.

.        Иванов А.К. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: учеб. пособие [Текст] / А.К Иванов - М.: Экономист, 2007 - 155 с.

.        Королева И.С., Дынкина А.А., Галкина А.А. Основные направления развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий [Текст] / И.С Королева. - М: Внешмаркет, 2009. - 214 с.

.        Корольков А.И. Итоги внешнеэкономической деятельности за 2010 год / Департамент внешнеэкономической деятельности, [Текст] /А.И. Корольков

.        Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. - М.: Экспресс, 2007. - 392 с.

.        Мартынов В.А., Дынкин А.А. Мир на рубеже тысячелетий: Прогноз развития мировой экономики до 2015 г. [Текст] / В.А. Мартынов - М.: «Новый век», 2008. - 100 с.

.        Михайлов А.М. Реализация экономических и институциональных интересов в процессе глобализации мировой экономики. - С.: Издательство Самарского Государственного Экономического Университета, 2008. - 231 с.

.        Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства // Проблемы прогнозирования. - 2011. - №5. - с. 88 - 99

.        Оболенский В. Россия в ВТО: обязательства, возможности, риски // Мировая экономика и международные отношения.- 2012.- №6.- с.59-69

.        Оболенский В. Россия в таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - №12.- с.22-30

.        Потапов М., Салицкий А. КНР. Опыт стран - членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках / Мировая экономика и международные отношения, №8, 2009 - 128 с.

.        Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /, 5-е изд. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 429 с.

.        Тихонова И.Б. ВТО: либерализация международной торговли и возможности экономического развития// Вестник Московского университета.- 2010. - №1. - с.46-55.

.        Стрежнева М. Эволюция торговой политики Европейского Союза// Мировая экономика и международные отношения.- 2012.- №8.- с.39-48

.        Ярцев С.В. Развитие малого бизнеса в России, состояние проблемы, перспективы. Сборник международной конференции «Малый бизнес в России». - СПб: Возрождение, 2009. - 356 с.

20.     Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс] -режим доступа: <http://www.economy.gov.ru>

Похожие работы на - Специфика развития внешнеэкономической деятельности отечественных и зарубежных предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!