Организация работы автобусов на городском маршруте
Введение
Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта получил
наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках
пассажиров.
В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики,
немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и
надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности,
строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.
В единой транспортной системе России пассажирский автомобильный транспорт
занимает ведущее место в обслуживании населения, т.к. только автомобильным
парком Министерства транспорта РФ ежедневно перевозится более 80 млн.
пассажиров. В связи с этим увеличивается значение данной дисциплины в
подготовке специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта.
Пассажирский транспорт относится к сфере услуг населению. Экономическая и
социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке
пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребности людей в
перевозках.
У пассажирского автотранспорта, как и у других видов транспорта, много
острых проблем. Но сами транспортники выделяют 3 проблемы: первая - это
старение парка, вторая - масса льготников, третья - это старение автодорог.
Транспорт должен постоянно развиваться вместе с другим отраслями
экономики и даже опережать их. Один из путей развития транспорта, является
оснащение транспорта высококвалифицированными трудовыми кадрами.
Основными задачами пассажирского автотранспортного предприятия:
- Контроль соблюдения маршрута, расписания движения;
- Учет прохождения контрольных точек (остановок);
- Увеличение оборачиваемости транспорта;
- Сокращение расходов на ГСМ и оплату труда;
- Учёт пассажиропотока;
- Оптимизация расписания движения автобусов в зависимости от
пиковых нагрузок на маршрутах;
- Учёт оплаты проезда и пресечение присвоения выручки;
- Сбор статистических данных о работе автопарка;
- Обеспечение безопасности движения;
- Упрощение учёта и анализа статистики.
Цель курсового проекта: Организация работы автобусов на городском
маршруте № 33 «ул. Бархатовой - МПО им. Баранова».
Задачи курсового проекта:
- выполнить нормирование скоростей движения;
- построить эпюры пассажиропотока;
- определить коэффициенты неравномерности распределения
пассажиропотоков;
- выбрать тип подвижного состава;
- рассчитать автомобиле-смены на маршруте;
- рассчитать маршрут;
- рассчитать производственную программу;
- рассчитать количество водителей;
- составить расписание движения автобусов;
- определить организацию сбора платы за проезд в автобусах и
контроль оплаты проезда.
. Исследовательский раздел
.1 Характеристика маршрута
Автобусные перевозки организуют на определенных маршрутах,
обуславливаемых размером и направлением пассажиропотоков.
Маршрутом называется установленный соответствующим образом, путь
следования автобусов между начальными и конечными пунктами.
Автобусный маршрут № 33 «ул. Бархатовой - МПО им. Баранова» является
городским маятниковым маршрутом.
Протяженность маршрута составляет 17,9 км.
Количество промежуточных остановок - 34, они оборудованы: искусственным
освещением в темное время суток, навесом (павильоном), указателем с номерами
маршрутов, дорожным знаком «место остановки автобуса и троллейбуса»,
специальными площадками для заезда маршрутных транспортных средств, ширина
которых составляет не менее 1,5 м, а длина кармана больше габаритной длины
автобуса на 5 м.
Дорожное покрытие - асфальтированное.
Ширина проезжей части - 12-18 м, имеет по 3 или 4 полосы в каждом
направлении.
Данный маршрут проходит по основным улицам города Омска, таким как:
Нефтезаводская, проспект Мира, Красный Путь, Ленина, Маяковского и другие.
Вдоль трассы маршрута и вблизи остановочных пунктов находятся различные
учреждения и культурные центры, такие как: КДЦ Кристалл, КДЦ им. Маяковского,
Омский Областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омский
Государственный историко-краеведческий музей и другие.
Конечные пункты оборудованы специальными площадками, на которых
отстаиваются автобусы после рейса.
Схема движения автобусного маршрута №33 «ул. Бархатовой - МПО им.
Баранова» представлена в Приложении А.
Схема маршрута №5 «ул. Бархатовой - МПО им. Баранова»
1.2 Нормирование скоростей движения
1.2.1
Определение времени движения за рейс
, (ч)
(1)
где lм- длина маршрута, км;
- техническая скорость, км/ч.
(ч)
1.2.2
Определение суммарного времени простоя на промежуточных остановках
(ч) (2)
где n - количество промежуточных
остановок.;
- время простоя на промежуточной остановке, сек.
ч
1.2.3
Определение среднего времени простоя на промежуточной остановке
,(сек) (3)
где n - количество промежуточных
остановок.;
- время простоя на промежуточной остановке, сек.
=20 сек
1.2.4
Определение времени рейса
(4)
где n - количество промежуточных
остановок;
- средняя продолжительность времени простоя на промежуточной
остановке, ч
- время простоя на конечной остановке, ч.
0,82 + 0,19 + 0,08 = 1,09 ч
1.2.5
Определение технической скорости
(5)
где - длина маршрута, км
- время в движение, ч
Исследование провел визуальным методом на нескольких остановочных пунктах
в прямом и обратном направлениях, в различные периоды суток. В соответствии с
этим составлены таблицы распределения пассажиропотока по участкам маршрута и
часам суток, которые в свою очередь характеризуют нагрузку маршрута по
направлениям следования в каждый период времени.
Таблица 1 - Распределение пассажиропотока по участкам маршрута
Участки маршрута
|
Расстояние, км
|
Количество пассажиров
|
|
|
Прямое направление
|
Обратное направление
|
Ул. Бархатовой
|
-
|
-
|
1200
|
Дк Химик
|
3,5
|
950
|
1198
|
Пл. им. Лицкевича
|
2,1
|
1468
|
1954
|
Старозагородная роща
|
2,2
|
2158
|
1100
|
М-н Яблонька
|
4,5
|
1335
|
892
|
ПО Большевичка
|
2,9
|
956
|
754
|
ПО им. Баранова
|
2,7
|
788
|
-
|
Таблица 2- Распределение пассажиропотока по часам суток
Часы суток
|
Количество пассажиров
|
Часы суток
|
Количество пассажиров
|
|
Прямое направление
|
Обратное направление
|
|
Прямое направление
|
Обратное направление
|
6-7
|
250
|
376
|
16-17
|
732
|
502
|
7-8
|
625
|
581
|
17-18
|
720
|
448
|
8-9
|
721
|
485
|
18-19
|
466
|
380
|
9-10
|
418
|
587
|
19-20
|
330
|
388
|
10-11
|
406
|
20-21
|
250
|
175
|
11-12
|
344
|
545
|
21-22
|
135
|
100
|
12-13
|
411
|
633
|
22-23
|
92
|
109
|
13-14
|
581
|
511
|
23-24
|
-
|
-
|
14-15
|
602
|
386
|
24-1
|
-
|
-
|
15-16
|
652
|
473
|
-
|
-
|
-
|
. Расчетно-технологический раздел
.1 Характеристика пассажиропотока
Пассажиропотоком называется количество пассажиров, которое фактически
перевозится в данный момент времени на каждом перегоне автобусного маршрута или
в целом на автобусной сети всех маршрутов в одном направлении в единицу
времени.
Как правило, пассажиропотоки не одинаковые по величине в различные часы
суток, дни недели, месяцы и сезоны года, а также по участкам маршрутам и
направлениям движения автобусов.
Для выявления пассажиропотоков, распределения их по направлениям, сбора
данных об изменениях пассажиропотоков во времени, проводятся обследования.
Задача обследования: получение достоверных данных о мощности, распределении и
колебаниях пассажиропотоков на автобусных маршрутах.
Пассажиропотоки изображаются в виде графиков, картограмм, эпюр или
фиксируют в таблицах.
Методы обследования классифицируются по ряду признаков:
По длительности охватываемого периода:
- систематические (ежедневно, еженедельно и т.д.);
- разовые (кратковременные);
По ширине охвата:
- сплошные (одновременно по всей транспортной сети
обслуживаемого района) в среднем 1 раз в 3 года;
- выборочный (по отдельным районам движения) 1 раз в квартал;
По виду:
- анкетный метод (путем заполнения предварительно разработанных
специальных опросных анкет);
- отчетно-статистический метод основывается на билетно-учетных
листах и количестве проданных билетах;
- талонный метод (путем выдачи специально заготовленных талонов
разных цветов);
- табличный метод (проводится учетчиками расположенными внутри
автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее заготовленных таблиц);
- глазомерный метод (проводится визуально по бальной системе от
1 до 5 баллов)
- силуэтный метод - разновидность визуального (по 5-ти бальной
системе, путем набора силуэтов по типам автобусов);
- опросный метод - путем опроса учетчиком в салоне пассажиров
Пассажиропотоки по часам суток и участкам маршрута (прямое и обратное
направление) представлены в табл. 3, табл. 4, табл. 5.
Таблица 3 - Объем перевозок по часам суток, в прямом, обратном
направлении и суммарно по направлениям
Часы суток
|
Перевезено пассажиров
|
|
Прямое направление
|
Обратное направление
|
В обоих направлениях
|
6-7
|
250
|
376
|
626
|
7-8
|
625
|
581
|
1206
|
8-9
|
485
|
1206
|
9-10
|
418
|
587
|
1005
|
10-11
|
406
|
419
|
825
|
11-12
|
344
|
545
|
889
|
12-13
|
411
|
633
|
1044
|
13-14
|
581
|
511
|
1092
|
14-15
|
602
|
386
|
988
|
15-16
|
652
|
473
|
1125
|
16-17
|
732
|
502
|
1234
|
17-18
|
720
|
448
|
1168
|
18-19
|
466
|
380
|
846
|
19-20
|
330
|
388
|
718
|
20-21
|
250
|
175
|
425
|
21-22
|
135
|
100
|
235
|
22-23
|
92
|
109
|
201
|
23-24
|
-
|
-
|
-
|
24-1
|
-
|
-
|
-
|
Итого
|
7735
|
7098
|
14833
Участки маршрута
|
Расстояние по перегонам, км
|
Наполнение, пасс.
|
Пассажирооборот, пасс.-км
|
Ул. Бархатовой -Дк Химик
|
3,5
|
950
|
3325
|
Дк Химик -Пл. им. Лицкевича
|
2,1
|
1468
|
3082
|
Пл. им. Лицкевича -Старозагородная роща
|
2,2
|
2158
|
4748
|
Старозагородная роща -М-н Яблонька
|
4,5
|
1335
|
6008
|
М-н Яблонька - ПО Большевичка
|
2,9
|
956
|
2772
|
ПО Большевичка -ПО им. Баранова
|
2,7
|
788
|
2128
|
Итого
|
-
|
-
|
22063
|
Таблица 5 - Пассажиропоток по участкам маршрута. Обратное направление
Участки маршрута
|
Расстояние по перегонам, км
|
Наполнение, пасс.
|
Пассажирооборот, пасс.-км
|
Ул. Бархатовой -Дк Химик
|
3,5
|
1200
|
4200
|
Дк Химик -Пл. им. Лицкевича
|
2,1
|
1198
|
2516
|
Пл. им. Лицкевича -Старозагородная роща
|
2,2
|
1954
|
4299
|
Старозагородная роща -М-н Яблонька
|
4,5
|
1100
|
4950
|
М-н Яблонька - ПО Большевичка
|
2,9
|
892
|
2587
|
ПО Большевичка -ПО им. Баранова
|
2,7
|
754
|
2036
|
Итого
|
-
|
-
|
20588
|
пасс.-км
.2 Построение эпюр пассажиропотока
На основании данных, приведенных в таблицах распределения пассажиропотока
по участкам маршрута и часам суток строю эпюры пассажиропотока в прямом и
обратном направлении по выбранному масштабу, таблица 6. Эпюры пассажиропотока
представлены в приложении А.
Таблица 6 - Масштаб эпюр пассажиропотока
Распределение пассажиропотока по:
|
Участкам маршрута
|
Масштаб:
|
1 см = 100 пасс
|
1 см = 500 пасс
|
1 см = 1 час
|
1 см = 1 км
|
2.3 Определение коэффициентов неравномерности распределения
пассажиропотоков
2.3.1 Определение коэффициента неравномерности
пассажиропотока по часам суток
(6)
где максимальный пассажирооборот за час в обоих направлениях,
пасс;
среднечасовой пассажиропоток (), пасс.
.3.2 Определение коэффициента неравномерности пассажиропотока
по участкам маршрута
(7)
где - суммарное по обоим направлениям наполнение автобусов на
наиболее напряженном участке маршрута, пасс;
- среднее наполнение автобусов по участкам маршрута, пасс.
2.3.3 Определение коэффициента неравномерности
пассажиропотока по направлениям
(8)
где - средний объем перевозок пассажиров в час в направлении с
большим пассажиропотоком, пасс.;
- средний объем перевозок пассажиров в час в направлении с
меньшим пассажиропотоком, пасс..
Вывод: Коэффициент неравномерности пассажиропотока по часам суток равен
1,41. Значение коэффициента находится в допустимых пределах от 1,0 - 2,0;
поэтому в межпиковый период не нужно увеличивать интервал движения или
выпускать на линию автобусы меньшей вместимости. Коэффициент неравномерности
пассажиропотока по участкам маршрута равен 1,67 и находится в пределах 1,5 -
2,0; поэтому не следует на маршруте вводить укороченные рейсы. Коэффициент
неравномерности пассажиропотока по направлениям равен 1,09. Значение
коэффициента находится в пределах 1,3 - 1,6; поэтому нет необходимости изменять
трассу маршрута.
2.4 Организация движения автобусов на маршруте
Анализируя материалы обследования пассажиропотока и коэффициенты
неравномерности пассажиропотока целесообразно организовать движение автобуса по
маршруту №33, с поостановочным движением.
Организация движения по выбранному режиму состоит в следующем: автобус
делает остановки на всех запланированных и установленных на данном маршруте
остановочных пунктах.
2.5 Выбор типа подвижного состава, его характеристика и
экипировка
2.5.1 Выбор типа подвижного состава и его характеристика
Выбор типа подвижно состава существенно влияет на уровень транспортного
обслуживания населения и на эффективность его использования.
Рациональное использование автобусов обеспечивает обслуживание населения
с наименьшими транспортными затратами в том случае, если подвижной состав по
типу и вместимость максимально соответствует мощности и характеру
пассажиропотока, а также условиям перевозки пассажиров.
Использование автобусов малой вместимости при большой мощности
пассажиропотоков увеличивает необходимое количество автобусов и повышает
загрузку улиц.
Эксплуатация автобусов большой вместимости на маршрутах с
пассажиропотоком малой мощности приводит к слишком большим интервалам движения,
к излишним затратам времени пассажирами на ожидание автобусов.
На выбор вместимости городского маршрута так же влияют:
- мощность пассажиропотока на наиболее напряженном участке маршрута
в час «пик».
- неравномерность пассажиропотока по часам суток и участкам
маршрута.
целесообразный интервал движения.
условия дорожного движения и пропускная способность улиц.
провозная способность автобуса на маршруте.
себестоимость перевозок.
Таблица 7 - Рекомендуемая вместимость подвижного состава в зависимости от
часового пассажиропотока
Часовой пассажиропоток, чел./ч
|
Вместимость подвижного состава, пасс.
|
200 - 1000
|
Малый
|
1000 - 1800
|
Средний
|
1800 - 2600
|
Большой
|
2600 - 3800
|
Большой
|
Более 3800
|
особо большой
|
На основании таблицы 7 и пассажиропотока на маршруте выбираю автобус
среднего класса вместимостью 55 пассажиров, ПАЗ- 320412-03.
Отечественный низкопольный автобус малого класса. Высокая маневренность в
плотном городском потоке, удобная посадка - высадка пассажиров, экономичный,
экологически чистый двигатель, дисковые тормоза на всех колесах - все это
делает автобус актуальным в условиях крупных городов с интенсивным
пассажиропотоком.
Рисунок 1- Внутренний и внешний вид ПАЗ-320412
.5.2 Технические характеристики автобуса ПАЗ-320412-03
Таблица 8- Техническая характеристика
Длина, мм
|
8800
|
База, мм
|
4760
|
Вместимость, чел
|
60
|
Мест для сидения
|
21+1
|
Полная конструктивная масса, кг
|
11500
|
Максимальная скорость, км/ч
|
95
|
1+1
|
Расположение двигателя
|
переднее, продольное
|
Двигатель
|
Cummins 4 ISBe 185B
|
Коробка передач
|
ZF S5-42, мех., 5-ст
|
Объем топливного бака, л
|
140
|
2.5.3 Экипировка подвижного состава
Под экипировкой подвижного состава понимают комплекс материальных и
информационных средств, не входящих в конструкцию транспортного средства или в
состав его обязательного оборудования, наличие которых на подвижном составе
предусмотрено действующими правилами организации перевозок. Экипировка
производится перед выездом подвижного состава на линию.
Экипировка автобусов включает в себя:
- звукоусилительную установку для информации пассажиров в пути
следования (через микрофон или автоматически посредством подключенного
диктофона);
- автобусное расписание движения у водителя;
- элементы информационного обеспечения по ГОСТ 25869-83:
указатели и схема маршрута, информационные таблички;
- правила обслуживания пассажиров и информацию о применяемых
тарифах.
Внутреннее оформление автобуса:
- Табличка с фамилией водителя и
кондуктора (на перегородке кабины водителя)
- Табличка с указанием номеров мест
сидения (для пригородных и междугородних автобусов)
- Таблица стоимости проезда со схемой
маршрута
- Правила пользования автобусами
- Надписи «вход», «выход», «нет входа», «за бесплатный проезд
штраф … рублей», «место для детей, инвалидов»
Внешнее оформление автобуса:
Указатели маршрута устанавливают спереди, сбоку и сзади на кузове
автобуса. Передний указатель содержит информацию о номере маршрута и его
конечных пунктах.
Похожие работы на - Организация работы автобусов на городском маршруте
|