Современные проблемы управления сферой культуры города и методы их решения
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Чебоксарский
филиал
Кафедра
публичного администрирования
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
по
дисциплине: «Прикладная социология»
СОВРЕМЕННЫЕ
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Специальность:
государственное
и муниципальное управление
Выполнила:
студентка
группы 10-Г-12
очной
формы обучения
Николаева
Ксения Викторовна
Проверила:
к.с.н.,
доцент, Мирошниченко О. Н.
Чебоксары
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава
1. Анализ системы управления сферой культуры в муниципальном образовании
Глава
2. Работа с выделенными проблемами
.1
Технология бюджетирования не ориентированная на результат, не предполагающая
прямую связь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их
использования
.2
Не развита система профессионального взаимодействия руководителей КДУ при
решении вопросов развития, усовершенствования и модернизации процессов
управления
.3
Недостаточное развитие инновационного потенциала отрасли культуры в
муниципалитете, отсутствие структуры, которая занималась бы вопросом инноваций
в сфере
.4 Устаревшая
система документооборота, сильно тормозящая и затрудняющая развитие системы
управления отраслью
Заключение
Список
источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
К сожалению, на сегодняшний день существующие
методы управления учреждениями бюджетной сферы безнадежно устарели, они не
могут обеспечить полноценного эффективного функционирования в современных
условиях. Среди их руководителей, пожалуй, не осталось тех, кто не осознавал бы
необходимость позитивных изменений направленных на модернизацию системы
управления. Иначе говоря - внедрения инноваций.
Эта тема необычайно актуальна. Одно послание
Президента РФ федеральному собранию на 2010 год чего стоит, через весь документ
четко прослеживается мысль и даже призыв Д.А. Медведева к модернизации всех
сфер, а в особенности бюджетной. Об этом же нам говорят и в федеральных целевых
программах каждого министерства. Это прямое указание на то, что государство
остро нуждается в новых идеях. И самое главное, что сейчас оно готово слушать и
слышать инновационные предложения.
Объектом исследования работы является система
управления отраслью культуры в муниципальном образовании, сложившаяся в
последние годы.
Предмет исследования: возможность внедрения
инноваций в управлении сферой, как инструмент в решении современных проблем
отрасли в муниципальном образовании.
Цель научной работы:
· Повышение эффективности
функционирования сферы культуры в муниципальном образовании.
Задачи:
. Провести стратегический анализ системы
управления отраслью культуры в муниципальном образовании по технологии SWOT;
. Выделить наиболее актуальные проблемы,
выявленные по средствам анализа;
. Поиск инновационных решений по
выделенным проблемам;
. Разработка предложения по системе
внедрения инноваций в управление сферой культуры.
Теоретической и методологической основой данной
работы являются положения современной теории маркетинга, теории управления
персоналом, лучший отечественный и зарубежный опыт управления бюджетными и
некоммерческими организациями.
Глава 1. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Управление культуры администрации города
Чебоксары (далее - Управление) было создано в 1999 году и действует на
основании положения об управлении культуры администрации города Чебоксары,
утвержденное распоряжением администрации города Чебоксары от 03.07.2006 №
2129-р «Об утверждении Положений об управлениях и отделах администрации города
Чебоксары». Оно является структурным подразделением администрации города
Чебоксары. В своей деятельности руководствуется:
· Конституцией Российской Федерации и
Конституцией Чувашской Республики;
· Законодательными актами Российской
Федерации и Чувашской Республики;
· Указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации и Президента Чувашской Республики;
· Постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики;
· Приказами, инструкциями Министерства
культуры Российскойё Федерации и Министерства культуры, по делам
национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики;
· Уставом МО города Чебоксары;
· Решениями Чебоксарского городского
Собрания депутатов;
· Постановлениями и распоряжениями
администрации города Чебоксары;
· Иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Чувашской Республики.
Финансовое обеспечение Управления осуществляется
за счет средств бюджета города Чебоксары, а также внебюджетных средств.
Управление является юридическим лицом, имеет лицевой счет в финансовом
управлении администрации города Чебоксары, печать с изображением герба
Чувашской Республики и полным наименованием управления, другие необходимые для
осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки. В ведомственном
подчинении Управления находятся муниципальные учреждения культуры и
дополнительного образования детей.
Таблица 1.
Основные задачи, функции и права Управления
Задачи
|
Функции
|
Права
|
Проведение
единой государственной политики в городе в области культуры
|
Разрабатывает
и вносит на рассмотрение проекты постановлений и распоряжений и иные
документы по вопросам культуры
|
Получать
необходимую информацию о ходе реализации городских и республиканских программ
развития культуры и искусства
|
Осуществление
городских и республиканских программ развития культуры города, его
инфраструктуры
|
Готовит
и вносит предложения в проекты планов социально-экономического развития
города, бюджета, в части, касающейся сферы культуры
|
Принимать
совместно со структурными подразделениями администрации города и районов
города документы, относящиеся к вопросам развития культуры
|
Сохранение
историко-культурного наследия города, включая особо ценные объекты
национального значения
|
Проводит
работу по выявлению, учету, изучению, реставрации и охране памятников
культуры и истории
|
Осуществлять
меры по сохранению объектов культурного наследия народов Чувашии, культурных
ценностей
|
Финансирование
муниципальных учреждений культуры и проводимых ими мероприятий, контроль за
расходованием выделенных средств
|
Осуществляет
полномочия главного распорядителя бюджетных средств для подведомственных
учреждений культуры города Чебоксары
|
Осуществлять
полномочия учредителя учреждений, находящихся в ведении Управления,
осуществлять контроль подведомственных учреждений
|
Оказание
содействия в подготовке, повышения квалификации и переподготовки работников
культуры и искусства города
|
Обеспечивает
учреждения культуры финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами,
улучшает условия труда и быта их работников
|
Управление возглавляет начальник Управления,
который назначается на должность и освобождается от должности главой
администрации города Чебоксары в соответствии с действующим законодательством и
непосредственно подчиняется главе администрации города Чебоксары. С сентября
2003 года начальником Управления является Алла Леонидовна Салаева. Начальник Управления
несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач и
осуществление возложенных функций.
Начальник управления:
· Утверждает штатное расписание
Управления по согласованию с администрацией города Чебоксары, принимает и
увольняет работников Управления. Деятельность работников Управления
регулируется должностными инструкциями, утвержденными начальником управления.
· Руководит деятельностью Управления
на основе единоначалия.
· Распределяет обязанности между
работниками Управления.
· Определяет размер и условия оплаты
труда работников Управления в соответствии с законодательством Российской
Федерации, Чувашской Республики и муниципальными правовыми актами органов
местного самоуправления города Чебоксары.
· Принимает к работникам Управления
меры поощрения и налагает взыскания в соответствии с действующим
законодательством.
· Организует документирование
деятельности Управления, определяет и утверждает систему документирования и
сохранности документов.
· Обеспечивает выполнение мероприятий
по охране труда, мобилизационной подготовке, гражданской обороне и действиям в
чрезвычайных ситуациях
· Действует без доверенности от имени
Управления, представляет во всех государственных органах власти, органах
местного самоуправления, учреждениях и организациях, в судебных и иных органах.
· Вносит на рассмотрение проекты
муниципальных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере
культуры.
· Издает в пределах компетенции
Управления приказы и распоряжения, вносит предписания, дает указания, проверяет
их исполнение.
· Совершает сделки от имени
Управления, выдает доверенности.
· Утверждает правила внутреннего
трудового распорядка.
· Отвечает за
организационно-техническое обеспечение деятельности Управления.
· Осуществляет иные полномочия в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики,
муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города
Чебоксары.
При смене руководства Управления осуществляется
прием-передача имущества.
Управление несет ответственность за:
· Нарушение требований и ограничений,
установленных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской
Федерации» и Законом Чувашской Республики «О муниципальной службе в Чувашской
Республике»;
· Несвоевременное и некачественное
выполнение задач и функций, возложенных на Управление культуры;
· Несоблюдение правил внутреннего
трудового распорядка Управления, должностных инструкций.
Управление осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с:
· Со структурными подразделениями
администрации города Чебоксары по вопросам обеспечения жизнедеятельности
муниципальных учреждений города Чебоксары, организации и проведения
культурно-массовых мероприятий, досуга горожан.
· С отделами культуры администраций
районов и городов Чувашской Республики и управлениями культуры других регионов
Российской Федерации по вопросам координации работы развития межнациональных и
международных отношений, использования историко-культурного наследия, обмена
опытом работы в сфере культуры и искусства.
· С Министерством культуры, по делам
национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики
по всем основным вопросам.
· С органами МВД по вопросам
обеспечения общественного порядка и противопожарной безопасности при проведении
общегородских культурно-массовых мероприятий.
· С национальными и культурными
центрами по организации работы общественных культурных центров в города
Чебоксары.
· С государственной телевизионной и
радиовещательной компанией "Чувашия" и другими средствами массовой
информации.
· С творческими Союзами: писателей,
художников, артистов.
· С Министерством образования
Чувашской Республики, с вузами, средними специальными учебными заведениями и
образовательными учреждениями города Чебоксары по вопросам проведения массовых
мероприятий.
· С предприятиями и организациями по
вопросам работы учреждений культуры и организации культурно- массовых
мероприятий.
Рисунок 1.
Структура Управления
управление культура муниципалитет
инновационный
Работу Управления осуществляют 11 специалистов,
которые являются муниципальными служащими.
На сегодняшний день в МО насчитывается 49
муниципальных учреждений подведомственных Управлению, из них:
· Библиотек и их филиалов - 22 (44 %)
· Домов культуры и клубов - 12 (25 %)
· Школ дополнительно образования - 12
(25%)
· Парков - 3 (6%)
Для выявления сильных и слабых сторон, а так же
возможностей и угроз внешней среды органа управления сферой культуры в
муниципалитете был проведен стратегический SWOT-анализ.
Таблица 2.
Стратегический SWOT-анализ
Управления
Сильные
стороны
|
•
Сертификат и знак соответствия международному стандарту качества ГОСТ Р ИСО
9001-2001 ассоциации «Русский Регистр» и знак соответствия международного
образца IQNet (The International Certification Network); •
Подавляющее большинство специалистов обеспечивающих работу Управления -
энергичные молодые работники (69,2%), готовые к внедрению инноваций; •
Налажены коммуникации продуктивного характера между специалистами Управления
и специалистами подведомственных учреждений культуры.
|
Возможности
внешней среды
|
•
Возможности в повышении компетенции специалистов Управления, а так же
возможность привлечения сторонних специалистов в области культуры к процессу
управлению отраслью (выпускники ГОУ ВПО «Чувашский государственный институт
культуры и искусств» (далее - ЧГИКИ); • Благоприятная нормативно-правовая
среда; • Возможность перенимать как отечественный, так и зарубежный опыт
управления сферой культуры; • Благоприятная общественно-политическая среда в
МО, способствующая развитию системы управления отраслью культуры.
|
Слабые
стороны
|
•
Не развита система профессионального взаимодействия руководителей КДУ при
решении вопросов развития, усовершенствования и модернизации процессов
управления; • Недостаточное развитие инновационного потенциала отрасли
культуры в МО Недостаточное развитие инновационного потенциала отрасли
культуры в муниципалитете, отсутствие структуры, которая занималась бы
вопросом инноваций в сфере; • Специалисты Управления не имеют профильного
профессионального образования, не знакомы со спецификой отрасли; • Устаревшая
система документооборота, сильно тормозящая и затрудняющая развитие системы
управления отраслью
|
Угрозы
внешней среды
|
•
Технология бюджетирования не ориентированная на результат, не предполагающая
прямую связь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их
использования; • Пассивный и отложенный (не первой необходимости) спрос на
культурные услуги населением города Чебоксары; • Уменьшение финансирования
отрасли со стороны бюджета города вследствие затруднительной экономической
ситуации;
|
Из совокупности слабых сторон системы управления
отраслью и угроз внешней среды, я выбрал 4 наиболее актуальных для отрасли.
Естественно, что каждая из них не является обособленной, одна проблема
затрагивает еще ряд более мелких.
· Технология бюджетирования не
ориентированная на результат, не предполагающая прямую связь между
распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования
· Не развита система профессионального
взаимодействия руководителей КДУ при решении вопросов развития,
усовершенствования и модернизации процессов управления
· Недостаточное развитие
инновационного потенциала отрасли культуры в муниципалитете, отсутствие
структуры, которая занималась бы вопросом инноваций в сфере
· Устаревшая система документооборота,
сильно тормозящая и затрудняющая развитие системы управления отраслью
Глава 2. РАБОТА С
ВЫДЕЛЕННЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
.1 Технология
бюджетирования не ориентированная на результат, не предполагающая прямую связь
между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования
Проанализировав выделенные проблемы, было
выявлено, что на сегодняшний день лишь с одной из них государство готово
бороться, это проблема бюджетирования - головная боль для любого муниципального
учреждения. Дело в том, что БУ максимально зажаты в любых вопросах касающихся
финансов. 3 ноября 2006 года Государственная Дума принимает Федеральный закон N
174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (с изменениями от 24 июля, 18
октября 2007 г., 8 мая 2010 г., 14 июня, 18 июля, 6 ноября 2011 г.), призванный
дать БУ больше свободы в вопросах касающихся этой проблемы.
Настоящий закон определяет в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение автономных
учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок
формирования и использования их имущества, основы управления автономными
учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с
участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим
обязательствам.
В соответствии с законом автономным учреждением
признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией,
субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения
работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством
Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий
органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения,
культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения,
физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных
федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с
детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономное учреждение является юридическим лицом
и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
По мнению автора и ряда специалистов и
менеджеров отрасли культуры, в законе очень много спорных моментов, слабых
мест, неоднозначны мнения руководителей учреждений. Главное здесь то, что
как-никак, но государство ищет варианты, пути решения проблемы и со временем
закон будет доработан и заработает в полную силу. Об этом мы можем говорить,
наблюдая за скоростью и частотой принятия поправок и изменений в данный закон.
2.2 Не развита система
профессионального взаимодействия руководителей КДУ при решении вопросов
развития, усовершенствования и модернизации процессов управления
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРЫ
ГОРОДА»
Создание «Профессионального клуба менеджеров
культуры города» (далее - Клуб), в который войдут специалисты Управления и
министерства культуры, руководители учреждений культуры МО, их заместители и
начальники отделов, а так же приглашенные эксперты в области культуры,
экономики, менеджмента, маркетинга, лидеры общественного мнения,
заинтересованные лица.
Основные задачи Клуба:
· наладить эффективный обмен опытом
менеджеров культуры города;
· единая площадка для обсуждения
проблем отрасли;
· выгодное сотрудничество, обмен
навыками, информацией, в случае необходимости техникой и т.п.
2.3 Недостаточное
развитие инновационного потенциала отрасли культуры в муниципалитете,
отсутствие структуры, которая занималась бы вопросом инноваций в сфере
«КОНВЕЙЕР ИННОВАЦИЙ»
Создание городского информационно -
методического центра «Конвейер инноваций» (далее - ИМЦ).
Цель: наладить процесс поиска, оптимизации,
коррекции и внедрения инновационных технологий и методик.
Форма осуществления: создание структурного
подразделения на базе Управления, в ведении которого будут следующие основные
вопросы:
· поиска новых форм работы учреждений
культуры города: в сфере информационного обеспечения, менеджмента, маркетинга,
Интернет - технологий и др;
· оптимизация инноваций под
существующие реалии отрасли в МО;
· разработка методических рекомендаций
по внедрению инноваций в деятельность учреждений культуры города;
· сопровождение специалистов
учреждений во внедрении инноваций в деятельность;
· информационное сопровождение всех
процессов проходящих в данном направлении.
Создание городского ИМЦ позволит наладить
процесс непрерывного внедрения инновационных методов в работу как учреждений
культуры города, так и в самом процесс управления отраслью в МО, а значит
повысить эффективность осуществления уставной деятельности, использования
имеющихся ограниченных ресурсов.
2.4 Устаревшая система
документооборота, сильно тормозящая и затрудняющая развитие системы управления
отраслью
«ON-LINE ОФИС УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ»
Организация свободного Интернет пространства
доступного всем учреждениям культуры города в любое время суток и в любой точке
мира.
Цель: повысить эффективность работы отрасли
культуры в городе
Форма осуществления: создание бесплатной учетной
записи (аккаунта) управления культуры города Чебоксары и каждого
подведомственного учреждения на сервере Google Docs и объединение их в единый
оn-line офис.
Документы Google - это пакет продуктов,
предназначенный для создания различных документов, работы над ними вместе с
другими пользователями в режиме реального времени и хранения документов и
других файлов в Интернете. Причем все это абсолютно бесплатно! В рамках сервиса
можно получить доступ к своим документам и файлам с любого компьютера в любой
точке мира, если он подключен к Интернету. А некоторые функции доступны и в
режиме офлайн.
Для начинающих пользователей сервиса Google Docs
имеется Справочный центр Документов Google.
Ниже перечислены возможности, доступные со
страницы Списка документов:
· Создание документов, таблиц, файлов
других типов и коллекций Google.
· Загрузка (с компьютера, если в этом
возникает необходимость), управление файлами, хранение файлов и папок.
· Предоставление доступа к документам,
файлам и коллекциям Google.
· Предварительный просмотр документов
и файлов, прежде чем открывать их или предоставлять к ним доступ.
· Просмотр изображений и видео,
загруженных в Список документов.
· Поиск элементов по названию, типу и
настройкам доступности.
· Ниже перечислены возможности работы
с документами.
· Преобразование файлов большинства
типов в формат Документов Google.
· Оформление и форматирование
документов с применением таких возможностей, как формат по образцу, поля,
интервалы и шрифты.
· Приглашение других пользователей для
совместной работы над документом с предоставлением им прав на редактирование,
добавление комментариев или просто просмотр.
· Совместная онлайн-работа в реальном
времени с возможностью общения с соавторами в чате.
· Просмотр истории изменений
документов и возврат к любой версии.
· Загрузка документов Google в
форматах Word, OpenOffice, RTF, PDF, HTML и ZIP на компьютер.
· Перевод документов на другой язык.
· Отправка документов другим
пользователям по электронной почте в виде прикрепленных файлов.
Рассмотрим возможности работы с таблицами:
· Импорт и преобразование данных в
форматах XLS, CSV, TXT и ODS.
· Экспорт файлов в форматах XLS, CSV,
TXT, ODS, PDF и HTML.
· Форматирование и изменение формул
для вычисления результатов и представления данных в нужном виде.
· Общение в чате в режиме реального
времени с другими пользователями, редактирующими таблицу.
· Создание диаграмм и гаджетов.
· Встраивание таблицы или ее отдельных
листов в свой блог или на веб-сайт.
Рассмотрим возможности работы с презентациями:
· Общий доступ к презентациям и их
редактирование совместно с друзьями и коллегами.
· Импорт и преобразование презентаций
в форматах PPT и PPS.
· Загрузка презентаций в виде файлов в
форматах PDF, PPT и TXT.
· Вставка изображений и видео,
форматирование слайдов.
· Предоставление разрешений на
просмотр презентаций в Интернете в режиме реального времени из удаленных
местоположений.
· Публикация и встраивание презентаций
в веб-сайты для предоставления доступа к ним большому количеству пользователей.
Ниже перечислены возможности работы с рисунками:
· Предоставление общего доступа к
рисункам и их редактирование совместно с друзьями и коллегами.
· Загрузка рисунков в виде файлов в
форматах PNG, JPEG, SVG и PDF.
· Вставка изображений, фигур и линий,
а также их форматирование.
· Совместная работа с другими
пользователями в режиме реального времени, где бы они ни были.
· Вставка рисунка в документ, таблицу
или презентацию.
Создание оn-line офис управления культуры города
на базе сервиса Google Docs позволит:
· в разы повысить эффективность документооборота
как между учреждением культуры и управлением, так и между самими учреждениями;
· в большинстве случаев избежать
использования электронной почты как зачастую ненадежного посредника;
· оперативно обмениваться различного
рода информацией;
· вести общий наглядный календарь
отрасли культуры города, куда будут вноситься мероприятия всех учреждений, а
так же внутренние организационные и т.п.;
· иметь доступ в любое время и в любом
месте при наличии сети Интернет к планам (недельным, месячным, квартальным,
годовым), новостям, фоторепортажам, отчетам и т.п.;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сложившаяся на сегодняшний день система
управления отраслью культуры в городе Чебоксары, к сожалению, безнадежно
устарела. При этом данная проблема характерна для всей бюджетной сферы. И даже
не смотря на понимание необычной ее важности, мало кто занимается решением
современных проблем. Да, мы научились декларировать и выявлять слабые стороны,
но не решать их. Более того, сложившийся на сегодняшний день комплекс проблем
невозможно решить традиционными методами, необходим поиск инновационных
решений, позволяющих успешно функционировать и развиваться в условиях
современного рынка.
Автор работы постарался выявить наиболее
актуальные проблемы в системе управления сферой культуры в муниципальном
образовании. После чего, по средствам мониторинга современных теорий
маркетинга, теорий управления персоналом, лучшего отечественного и зарубежного
опыта управления бюджетными и некоммерческими организациями, а так же личного
профессионального опыта автором были предложены конкретные меры-проекты,
позволяющие наиболее эффективно и наименее затратно решить сложившиеся
проблемы.
В своей работе автор руководствовался идеями и
принципами, изложенными в:
Послании Федеральному Собранию
Президента РФ на 2010 год;
Федеральной целевой программе «Культура
России» (2006-2011 гг.);
Целевой комплексной программе «Развитие
отрасли «Культуры» (2009 - 2012 гг.).
Необходимо отметить, что данная работа носит не
только научный характер, но и прежде всего практический. Меры, предложенные
автором осуществимы и, более того, одобрены специалистами отдела управления
культурой в администрации города Чебоксары.
Как уже было отмечено ранее, проблемы
сложившиеся в системы управления отраслью культуры, являются прототипом проблем
сложившихся в других бюджетных сферах. В случае положительного опыта реализации
мер предложенных автором в данной научной работе, есть возможность использовать
их для решения аналогичных проблем в других отраслях.
1. Федеральный
закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "Об автономных
учреждениях".
. Постановление
Правительства РФ "О Федеральной целевой программе "Культура России
(2006 - 2011 годы)".
. Закон
РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской
Федерации о культуре".
. Указ
Президента ЧР "О мерах по государственной поддержке культуры в Чувашской
Республики".
. Постановление
Кабинета Министров ЧР "О республиканской целевой программе "Культура
Чувашии: 2006-2011 годы".
. Постановление
Кабинета Министров ЧР "О республиканской программе сохранения и развития
народных художественных промыслов и ремёсел в Чувашской Республике на 2006 -
2011 годы".
. Закон
Чувашской Республики "О культуре" (в ред. Законов ЧР от 10.11.1997 N
22, от 03.05.2001 N 13, от 24.11.2004 N 40, от 02.06.2006 N 23).
. Положение
об управлении культуры администрации города Чебоксары, утвержденное
распоряжением администрации города Чебоксары от 03.07.2006 № 2129-р «Об
утверждении Положений об управлениях и отделах администрации города Чебоксары».
. Васякина
М.Г. Управление сферой культуры в муниципальном управлении// Справочник
руководителя учреждения культуры - 2010. - № 2. - С. 18-26.
. Дихтль,
Е.; Хершген, Х. Практический маркетинг; М.: Высшая школа, 2006. - 255 c.
. Коттер,
Д. Лидерство Мацуситы: уроки выдающегося предпринимателя XX века; Альпина
Бизнес Букс, 2005. - 256 c.
. Лудман,
Кейт; Эрландсон, Эдди Синдром альфа-лидера; М.: Альпина бизнес букс, 2007. -
205 c.
. Мельников
О.Н., Абрамов Е.Г. Некоммерческий маркетинг в бюджетных учреждениях культуры //
Справочник руководителя учреждения культуры - 2011. - № 6. - С. 55-59.
. Невмеруха
А.В., Маркова Л.В. Проблемы бюджетирования учреждений культуры// Справочник
руководителя учреждения культуры - 2011. - № 4. - С. 24-27.
. Огилви,
Дэвид Откровения рекламного агента; М.: Эксмо, 2007. - 160 c.
. Змаков
Ю.П. Информационные технологии. Российская практика// Справочник руководителя
учреждения культуры - 2011. - № 4. - С. 36-38.
. Хелферт,
Эрик Техника финансового анализа; М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006. - 663 c.
. Хилл,
Сэм Шестьдесят трендов за шестьдесят минут; М.: Крылов, 2009. - 352 c.
. Холопченко
В.М. Народное творчество на современном этапе// Справочник руководителя
учреждения культуры - 2009. - № 9. - С. 49-53.
. Чернатони,
Л.; Макдональд, М. Брендинг. Как создать мощный бренд. Издание 3-е. М.: Юнити,
2006. - 559 c.