Показатели качества
|
Ед. изм.
|
Значения показателей по ГОСТ (ТУ)
|
Температура каплепадения
|
ºС
|
не ниже 230
|
2
|
Пенетрация при 25 ºС,
×10-1
|
мм
|
265-295
|
3
|
Предел прочности при 20 ºС
|
Па·с
|
200
|
4
|
Вязкость при 0 ºС и 10 с-1
|
Па·с
|
не более 80
|
5
|
Коллоидная стабильность
|
%
|
не более 10
|
Воздействие показателей:
1 Вода и механические примеси
вызывают повышенный износ двигателя, ускоряют окисление масла, увеличивают
расход его и топлива. Наличие воды в масле значительно влияет на его
антифрикционные свойства, снижает топливную экономичность двигателя.
Вода очень вредна для присадок,
которые под ее действием гидролизуются и вымываются. Использование масел без
присадок недопустимо.
В период хранения автомобиля в масле
накапливается вода и происходит коррозионный износ двигателя, который в технике
сезонного использования в 3…5 раз больше износа аналогичных двигателей
всесезонного использования. При большом содержании воды в масле часть ее
попадает в подшипники коленчатого вала, где превращается в пар за счет теплоты
нагретого подшипника. Пар, в свою очередь, смывает (срывает) масляную пленку с
шейки и втулки, при этом неизбежен задир. Использование антифризов, обладающих
высокой проникающей способностью, может отрицательно сказаться на работе
масляной системы.
Механические примеси вызывают,
прежде всего, механический и абразивный износ двигателя. К механическим
примесям относятся песок (абразив), продукты износа и ржавения, распада
присадок, неполного сгорания топлива, глубокого окисления масла и др.
Повышенное содержание механических примесей в масле свидетельствует о
неудовлетворительной работе фильтров (они перенасыщены). Обнаружить
механические примеси даже в работающем масле очень легко: они видны в
растекшейся капле масла, нанесенной на чистое сухое стекло. При обнаружении
механических примесей следует в первую очередь проверить состояние системы
фильтрации.
2 Температура каплепадения по
паспорту - 225 °С, а согласно ТУ 38 УССР 201143-77 она должна быте не менее 230
°С.
Температура каплепадения - это
температура, при которой упадет первая капля смазки, помещенной в капсюле
специального прибора, нагреваемого в стандартных условиях.
Температура каплепадения, зависящая
в основном от вида загустителя и в меньшей степени от его концентрации,
определяет подразделение смазок на низкоплавкие - Н (температура каплепадения
до 65 °С), среднеплавкие - С (65…100 °С) и тугоплавкие - Т (свыше 100 °С).
Во избежание вытекания смазки из
узла трения температура каплепадения должна превышать температуру трущихся
деталей на 15…20 °С.
3 Коллоидная стабильность
характеризуется степенью отделения из смазки дисперсионной среды - масла. Ее
определяют при отпрессовывании масла из смазки на приборе КСА (ГОСТ 7142-74).
Коллоидная стабильность смазки существенно зависит от вязкости входящего в ее
состав масла: чем больше вязкость, тем выше коллоидная стабильность. Смазки с
чрезмерно высокой коллоидной стабильностью нежелательны, ибо они действуют
неэффективно.
Коллоидная стабильность
характеризует способность смазок при хранении и эксплуатации сопротивляться
выделению масла (под действием температуры, давления и др. факторов или
самопроизвольному вследствие структурных изменений, напр. под воздействием
собственной массы). Коллоидная стабильность смазок определяется степенью
совершенства их структурного каркаса и вязкостью дисперсионной среды: чем выше
вязкость масла, тем труднее ему вытекать из объема смазки.
В нашем случае коллоидная
стабильность (13%) выше, чем требования ТУ (не более 10%), следовательно, выше
и вязкость масла, и такая смазка действует неэффективно.
4 Предел прочности по техническим
условиям должен составлять 200 Па·с, а по паспорту, полученному с нефтебазы,
предел прочности составляет 150 Па·с.
Предел прочности характеризует
способность смазок не вытекать из узлов трения, противостоять сбросу с
движущихся деталей (например, подшипников) под влиянием инерционных сил и
удерживаться на наклонных и вертикальных поверхностях не стекая и не сползая.
Когда напряжение сдвига превышает предел прочности, смазка начинает течь.
5 Одним из показателей качества
масла является его вязкость (сила внутреннего трения). От ее значения зависят техническое
состояние двигателя, расход топлива и масла. По вязкостным показателям
подбирается масло для определенного двигателя в зависимости от конструкции,
технического состояния, условий эксплуатации, сезонности и других факторов.
Значение вязкости масла входит в его маркировку в виде цифрового индекса,
например, M-8B-I, М-10Г2 где цифры 8 и 10 обозначают значение кинематической
вязкости в мм2/с при 100 °С. Использование маловязких масел (тем
более загущенных - всесезонных) позволяет экономить топливо. Но, с другой
стороны, использование маловязкого масла может стать причиной повышенного
износа деталей, в том числе абразивного, увеличения расхода масла на угар.
Например, расход масла М-53/12Г1 на угар больше по сравнению с расходом на угар
масла М-12Г1. Но применение масел с повышенной вязкостью связано с увеличением
механических потерь, ухудшением пуска двигателя, увеличением пусковых износов.
Масла подбирают такой вязкости, которая обеспечивала бы надежную смазку,
небольшой расход на угар, легкий пуск двигателя, отвод теплоты и др.
Оптимальное значение вязкости масла в каждом конкретном случае обеспечивает
минимальный износ деталей двигателя, достаточную скорость подачи масла к
цилиндрам, максимальный отвод теплоты (масло отводит 1.5…4.5% теплоты, выделяемой
при сгорании топлива), уплотнение зазоров (это, в свою очередь, обеспечивает
минимальный прорыв отработавших газов в масляный картер и расход масла на
угар). Масла, в зависимости от вязкостных свойств, используются при зимней и
летней эксплуатации. Использование зимой летних сортов масел ведет к
дополнительному расходу топлива до 8%; использование зимних масел летом - к
повышенному износу двигателя, увеличению расхода масла на угар.
От значения вязкости зависит
прокачиваемость по масляной системе, отвод тепла от трущихся поверхностей, их
чистота. Это обеспечивает масло с меньшей вязкостью. Для уплотнения зазоров в
изношенных двигателях при работе с повышенными давлениями требуются масла с
более высокой вязкостью.
В нашей пластичной смазке ШРБ-4
вязкость повышена (170 Па·с) и это приводит к увеличению механических потерь,
ухудшению пуска двигателя, увеличению пусковых износов.
4. Ассортимент топлив
для дизельных двигателей, применяемых в соответствии с действующими стандартами
и техническими условиями
Автомобильные двухтактные и
четырехтактные дизельные двигатели относят к типу быстроходных (частота
вращения коленчатого вала свыше 1000 мин-1). Они более требовательны
к качеству топлива, чем тихоходные транспортные и стационарные двигатели.
Ассортимент дизельных топлив, в
соответствии с ГОСТ 305-82, включает 3 сорта: арктическое (А), зимнее
(З) и летнее (Л). Летнее используется при температуре окружающего воздуха выше
0 °С, зимнее - при температуре до -20 °С и арктическое - при температуре до -
50 °С.
В обозначение топлив всех марок
входят массовое содержание серы и дополнительно температура вспышки для марки Л
и температура застывания для марки З. Так, в обозначении:
§ Л - 0,2-40 ГОСТ 305-82 -
Л - топливо дизельное летнее, массовая доля серы - 0.2%, 40 - температура
вспышки, °С;
§ 3-0.4 минус 35 ГОСТ
305-82 - З - топливо дизельное зимнее с содержанием серы 0.4% и температурой
застывания - минус 35 °С;
§ А-0.4А ГОСТ 305-82
- А - топливо дизельное арктическое с массовой долей серы 0.2%).
Высококачественное дизельное топливо
содержит меньше серы (0.15%) и имеет лучший фракционный состав. Выбор марки
дизельного топлива зависит только от климатических условий и качества
используемого масла.
При этом важно помнить, что
дизельное топливо вида II по ГОСТ 305-82 с повышенным содержанием серы (более 0.2%) можно
применять только при условии использования для смазки двигателя масла,
содержащего многофункциональные присадки (ВНИИНП-370, ВНИИНП-360 и др.),
обладающие моющими средствами и нейтрализующие вредное воздействие серного и
сернистого газов. В противном случае неизбежен будет повышенный износ деталей
двигателя, превышающий нормальный в 1.5 - 3 раза.
Чтобы уменьшить вредное влияние
сернистого топлива, следует также поддерживать нормальный тепловой режим
двигателя (не снижать температуру во избежание конденсации паров влаги), более
часто заменять фильтрующие элементы масляных фильтров и масло в картере
двигателя.
При отсутствии зимнего дизельного
топлива можно применять летнее с добавлением не менее 30% керосина при температуре
-10 °С и до 50% при температуре -20 °С. С понижением температуры от 20 °С до
-20 °С вязкость летнего топлива увеличивается в 10 раз, а зимних - в 5 раз. Это
следует учитывать при выборе топлива, так как вязкость является основным
фактором, характеризующим эксплуатационные свойства его в зимнее время. Перед
форсункой вязкость топлива не должна превышать 12 мм2/с.
Для использования летнего дизельного
топлива при отрицательных температурах добавляют депрессорные присадки. Это
топливо маркируют ДЗп по ТУ 38.101889 и используют в зимний период при
температуре до -15 °С.
В соответствии с ТУ 38.1011348-89
выпускают экологически чистое дизельное топливо. Технические условия
предусматривают выпуск двух марок летнего топлива (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки
зимнего (ДЗЭЧ) с содержанием серы не более 0.1%.
5. Строение
лакокрасочного покрытия. Маркировка лакокрасочных материалов и покрытий
Лакокрасочные материалы (эмаль,
грунтовка, шпатлевка) маркируют пятью группами буквенно-цифровых знаков с
учетом химического состава и их основного назначения.
Первая группа - наименование лакокрасочного материала - «эмаль», «грунтовка»,
«шпатлевка».
Вторая группа, обозначаемая двумя буквами, указывает тип основного
пленкообразователя по химическому составу: НЦ - нитроцеллюлозный; МЛ -
меламинный; ПФ - пентафталевый; БТ - битумный; ФЛ - фенольный; ХВ -
перхлорвиниловый и поливинилхлоридный; АК - полиакриловый; ВЛ -
поливинилацетальный; ГФ - глифталевый; ЭП - эпоксидный; ПЭ - полиэфирный
ненасыщенный; КО - кремнийорганические; МЧ - мочевинные и т.д.
Для лакокрасочных материалов,
обладающих специфическими свойствами, между первой и второй группами знаков
через дефис ставят индексы: В-водоразбавляемые; П - порошковые; Э -
эмульсионные; Б - без активного растворителя.
Третья группа - отделяемая от второй также через дефис, определяет основное
назначение лакокрасочного материала и маркируется цифрой от 1 до 9 в
обозначении эмалей, «0» - в обозначении грунтовок и «00» - в обозначении
шпатлевок. Цифра 1 означает, что эмаль атмосферостойкая, 2 - ограниченно
атмосферостойкая; 3 - консервационная; 4 - водостойкая; 5 - специальная; 6 -
маслобензостойкая; 7 - химически стойкая; 8 - термостойкая; 9 -
электроизоляционная.
Четвертая группа определяет порядковый номер, присвоенный данному лакокрасочному
материалу, и обозначается одной, двумя или тремя цифрами.
При наличии некоторых специфических
особенностей лакокрасочного материала возможно добавление буквенного индекса.
Например, «ГС» и «ХС» эмали горячей и холодной сушки соответственно; «ПГ» - пониженной
горючести.
Пятая группа знаков обозначает цвет
лакокрасочного материала и дается полным словом.
Так, например, из обозначения «Эмаль
В-ПЭ-1179 красно-оранжевая» видно: эмаль - вид материала; В-водоразбавленная;
ПЭ - полиэфирная ненасыщенная; 1 - атмосферостойкая; 179 - порядковый номер;
красно-оранжевая - цвет эмали.
В обозначении грунтовки - «грунтовка
ГФ-020 коричневая» означает: грунтовка - вид материала; ГФ - глифталевая; 0 -
грунтовка; 20 - порядковый номер, коричневая - цвет грунтовки.
В обозначении шпатлевки - «шпатлевка
НЦ-007 красно-коричневая» означает: шпатлевка - вид материала; НЦ -
нитроцеллюлозная; 00 - шпатлевка; 7 - порядковый номер; красно-коричневая -
цвет шпатлевки.
Лакокрасочные покрытия
классифицируются по материалу покрытия, внешнему виду поверхности покрытия
(класс покрытия) и по условиям эксплуатации (группа покрытия).
Наиболее высокие требования к
лакокрасочным покрытиям предъявляются при окраске кузовов легковых автомобилей.
Эти покрытия состоят из фосфатной пленки, грунтовки, шпатлевки (при ремонте
автомобилей) и нескольких (2-5) слоев эмали. Они должны отвечать требованиям
1-го класса.
Покрытие кузовов автобусов, кабин,
оперения и капотов грузовых автомобилей состоит из грунтовки, местной шпатлевки
(при ремонте) и двух-трех слоев эмали и должно отвечать требованиям 2-го
класса.
Агрегаты автомобилей (двигатели,
рамы, колеса и др.), а также грузовые платформы покрываются одним слоем грунта
(не всегда) и одним-двумя слоями эмали. К этим покрытиям предъявляются
требования 3-го и 4-го классов.
Таким образом, лакокрасочное
покрытие в наиболее полном виде состоит из фосфатной пленки, грунтовки, местной
шпатлевки, общей шпатлевки и слоев эмали. Общая толщина лакокрасочного покрытия
обычно не превышает 40-300 мкм (рисунок 5.1).
Качество лакокрасочного покрытия и
его долговечность возрастают, если перед грунтовкой поверхность подвергается
химической обработке растворами солей фосфорной кислоты, так называемому фосфатированию
или бондеризации. В результате фосфатирования на поверхности металла
образуется фосфатная пленка (серого цвета) толщиной 2-5 мкм нерастворимых в
воде фосфорнокислых соединений, которая защищает металл от коррозии, и в том
числе в местах царапин лакокрасочного покрытия, куда проникает влага, а также
улучшает сцепление лакокрасочного покрытия с металлом.
Список литературы
1 Рогачева Л.В. Материаловедение. М., Колос-Пресс, 2002.
2 Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы.
М., Наука-Пресс, 2004.
Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы.
Учебное пособие. Лабораторный практикум. М., ФОРУМ-ИНФА-М, 2002.
Кузнецов А.В. Топлива и смазочные материалы. М., КолосС,
2004.
Синельников А.Ф., Балабанов В.И. Автомобильные топлива,
масла и эксплуатационные жидкости. Краткий справочник. М., ЗАО «КЖИ «За рулем»,
2003.
Кузьмин Б.А. Технология металлов и конструкционные
материалы. М., Машиностроение, 1989.
Нормы расхода топлива, смазочных материалов на автомобильном
транспорте. Введены распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г.,
№АМ-23-Р.