Учет расчетов с подотчетными лицами (на примере ООО 'ЮВЭНК-Омск')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,14 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет расчетов с подотчетными лицами (на примере ООО 'ЮВЭНК-Омск')

АНО ВПО Омский экономический институт

Кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита и финансов

Курсовая работа

По дисциплине "Бухгалтерский финансовый учет"

на тему: Учет расчетов с подотчетными лицами (на примере ООО "ЮВЭНК-Омск")










Омск - 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами

1.1 Нормативное регулирование учета. Задачи бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами

1.2 Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами

Глава 2. Организация учета расчетов с подотчетными лицами в ООО "ЮВЭНК-Омск"

.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации ООО "ЮВЭНК-Омск"

.2 Характеристика организации бухгалтерского учета в ООО "ЮВЭНК-Омск"

.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами в ООО "ЮВЭНК-Омск"

Глава 3. Пути совершенствования учета расчетов с подотчетными лицами в ООО "ЮВЭНК-Омск"

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению организации.

Подотчетными лицами считаются работники организации, получившие авансом денежные средства из кассы. В подотчет выдаются деньги для предстоящих командировочных расходов, а также для оплаты хозяйственных расходов, расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту в розничной торговле, и на другие хозяйственные нужды.

Практика показывает, что из всех проверяемых объектов наибольшее количество ошибок и нарушений допускается при расчетах с подотчетными лицами вследствие небрежного ведения бухгалтерского учета и отсутствия контроля за расчетами с работниками. Нередко ошибки допускают сами руководители организаций.

Актуальность темы заключается в том, что расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны: приобретение запасных частей, материалов, топлива за наличный расчет, канцелярский товаров, оплата почтово-телеграфных расходов; оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки по территории Российской Федерации и за границу, представительские расходы.

Цель курсовой работы - исследование учета расчетов с подотчетными лицами.

Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:

- исследовать обзор различных источников и нормативных документов по учету расчетов с подотчетными лицами;

провести анализ основных экономических показателей деятельности на исследуемом предприятии;

исследовать синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами;

разработать мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

Объект наблюдения - общество с ограниченной ответственностью "ЮВЭНК-Омск" (в дальнейшем ООО "ЮВЭНК-Омск"), основным видом деятельности которого является производство рукавов высокого давления.

Период исследования 2010-2012 годы.

Исходными данными для написания курсовой работы послужили первичные учетные документы, регистры аналитического и синтетического учета, отчетность предприятия.

Методологическую основу данной работы составили: законодательные акты, инструктивные материалы, монографии, статьи отечественных экономистов, учебники, учебные пособия, специальная литература.

При проведении исследований по данной теме были использованы следующие приемы и методы научного исследования и анализа: монографический, сравнительный анализ; метод группировки; статистический, метод индукции, наблюдения, обобщения.

Работа выполнена на компьютере с применением Microsoft Word, Microsoft Excel.

Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами

.1 Нормативное регулирование учета. Задачи бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами

С 1 января 2012 г. порядок расчетов с подотчетными лицами устанавливает п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П). А именно расходный ордер для выдачи наличных денег под отчет оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица при наличии на нем собственноручной надписи руководителя о сумме денег и о сроке, на который они выдаются, подписи руководителя и даты. Заявление на имя руководителя работник составляет в произвольной форме, однако должен конкретно характеризовать предстоящие расходы.

Надпись руководителя содержит новую информацию для работника - о сроке, в который неизрасходованные деньги подлежат возврату. А значит, работник должен подтвердить (в письменной форме), что это распоряжение до него доведено. Например, выполнив на заявлении собственноручную надпись: "Со сроком возврата остатка ознакомлен и согласен (подпись, дата)". Полагаем, что без подобной оговорки деньги выдаче под отчет не подлежат.

Как отмечает Е. Диркова [30] При выдаче денег под отчет необходимо учитывать следующие требования:

выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели;

лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним;

выдача наличных денежных средств под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу;

передача выданных под отчет наличных денежных средств одним лицом другому запрещается.

Исходя из этих требований, в организации должен быть приказ, устанавливающий порядок выдачи и списания подотчетных сумм, в котором определены:

перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет;

срок, на который выдаются подотчетные суммы;

порядок представления и утверждения авансовых отчетов.

Работники организации, имеющие право получать под отчет деньги, должны быть ознакомлены с данным приказом под роспись.

Кроме того, с работниками, включенными в список подотчетных лиц организации, работодателю необходимо заключить договор о полной материальной ответственности.

Это следует из ст. 243 Трудового кодекса РФ [3], согласно которой материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника при недостаче ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

Порядок выдачи и списания подотчетных сумм одновременно может быть прописан в приказе об учетной политике.

Денежные средства на какие-либо цели выдаются работнику на основании письменного заявления на имя руководителя организации. Если руководитель считает заявку обоснованной, то он даст распоряжение бухгалтерской службе о выдаче аванса.

Выдача подотчетных средств оформляется расходным кассовым ордером по форме № КО-2, которая утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" [21], или надлежаще оформленными другими документами (платежными ведомостями (расчетно-платежными), заявлением на выдачу денег, счетом и другими) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера.

Выписывается расходный кассовый ордер в одном экземпляре работником бухгалтерии (кассиром), подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов по форме № КО-3, утвержденной Постановлением № 88 [21].

В расходном кассовом ордере в строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции, а в строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.

Кроме подписей кассира, главного бухгалтера и руководителя расходный кассовый ордер должен подписать и тот человек, который получил денежные средства. При этом он должен обязательно указать полученную сумму (рубли - прописью, копейки - цифрами) и предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Кассир обязан записать его паспортные данные в предусмотренной графе.

Выдать денежные средства кассир имеет право только лицу, указанному в расходном кассовом ордере.

Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте расходного кассового ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Доверенность остается в документах как приложение к расходному кассовому ордеру [18].

Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе организации, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо и по предъявлению паспорта.

Максимальный размер сумм, выдаваемых под отчет, законодательно не определен, в связи с чем, организации для осуществления контроля движения наличных денежных средств, следует предусмотреть свой лимит [18].

При этом необходимо учесть Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" [22].

Согласно этому документу предельный размер расчета наличными денежными средствами между юридическими лицами, между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также между индивидуальными предпринимателями могут производиться в рамках одного договора в размере, не превышающем 100000 руб.

Eсли организация предусмотрит в приказе, что максимальный размер выдаваемых под отчет сумм составляет более 100000 руб., то не исключено, что подотчетное лицо при расчетах наличными нарушит требование ЦБ РФ. И это приведет к серьезным штрафным санкциям в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ [4]. В частности, порядок ведения кассовых операций, выразившийся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, несоблюдении порядка в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц - в размере от 4000 до 5000 руб.;

на юридических лиц - от 40000 до 50000 руб.

В отношении выдачи работнику наличной иностранной валюты для возмещения расходов при направлении его в служебную командировку за пределы Российской Федерации существуют некоторые нюансы, которые необходимо учесть.

Так, согласно Письму ЦБ РФ от 30 июля 2007 г. № 36-3/1381 порядок выдачи работодателем своему работнику наличной иностранной валюты для возмещения расходов при направлении работника в служебную командировку за пределы РФ нормативными актами ЦБ РФ не регулируются [24]. наличный денежный учет отчет

Подпункт 9 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" разрешает проведение между резидентами РФ валютных операций, связанных с оплатой и (или) возмещением расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой [6].

Выдача денег в подотчет возможна и безналичным способом. Этот способ удобен в случае выдачи денежных средств командировочному лицу. Деньги перечисляются на карточный счет. С использованием банковской пластиковой карты работник может оплачивать свои командировочные расходы либо в безналичном порядке, либо наличными, снятыми со счета при помощи такой карты через банкомат.

Для обслуживания платежной карты между клиентом и банком-эмитентом заключается договор, на основании которого банк открывает специальный карточный счет и выдает клиенту банковскую карту.

Предоставление кредитной организацией денежных средств клиентам для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных (дебетовых) карт, осуществляется посредством зачисления указанных денежных средств на их банковские счета (п. 1.8 Положения № 266-П) [17].

Вернувшись из командировки, сотрудник (держатель корпоративной карты) должен представить в бухгалтерию организации авансовый отчет по форме № АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 "Авансовый отчет" с оправдательными документами (счета за проживание, билеты на транспорт, квитанции, чеки и иные документы).

Согласно п. 3.1 Положения № 266-П [20] операции с использованием банковских карт предусматривают обязательное составление документов на бумажном носителе (слип, квитанция электронного терминала) и (или) в электронной форме (документ из электронного журнала терминала или банкомата), а также иных документов (квитанция банкомата и прочее), предусмотренных банковскими правилами и (или) договорами, заключенными между участниками расчетов. Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения.

Таким образом, кроме тех документов, которые обычно прикладываются к авансовому отчету по командировочным расходам, необходимо еще предоставить оригиналы слипов, квитанций электронных терминалов/банкоматов по всем операциям, совершенным с использованием банковской карты.

При этом расходы по оплате услуг носильщика, химчистки, уборки в номере, телефонных переговоров и другие расходы не уменьшают полученные доходы при налогообложении прибыли (Письмо Минфина России от 3 июля 2006 г. № 03-03-04/2/170) [26]. Списанные с карточки денежные средства, использованные на эти нужды, считают личными расходами командированного работника (дебиторской задолженностью перед организацией). После возвращения из поездки сотрудник должен будет вернуть их организации.

1.2 Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами

В бухгалтерском учете для отражения расчетов с сотрудниками организации по подотчетным суммам предназначен специальный счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами". На счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами" собирается вся информация о расчетах с работниками организации по суммам, выданным им под отчет на хозяйственно-операционные и командировочные расходы.

На выданные под отчет суммы счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.

Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в кассу в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Далее эти суммы списываются со счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).

Аналитический учет по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

При выдаче работнику наличных денег из кассы организации на хозяйственные расходы в бухгалтерском учете производится запись:

Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", субсчет "ФИО", Кредит 50 "Касса".

При утверждении авансового отчета по данной подотчетной сумме производится списание израсходованных подотчетных сумм, что отражается записью:

Дебет 44 "Издержки обращения", 10 "Сырье и материалы", 08 "Внеоборотные активы", Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Если организация является плательщиком НДС, то суммы налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), собираются на счете 19 "Налог на добавленную стоимость". Если за приобретенное имущество (работы, услуги) расчет производится подотчетным лицом, то сумма НДС по таким расходам отражается записью:

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость", Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Если подотчетное лицо не использовало всю сумму выданного аванса, то оно должно вернуть неиспользованный остаток в кассу. Данная операция должна быть отражена записью:

Дебет 50 "Касса", Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Если работник не израсходовал аванс и не вернул по истечении установленного срока денежные средства в кассу организации, то остаток невозвращенного аванса должен быть отнесен на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей":

Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

В дальнейшем, если сумма неизрасходованного аванса удержана из заработной платы работника, то в бухгалтерском учете делается запись:

Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

При погашении работником суммы долга по подотчету можно также использовать счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Например, если подотчетное лицо внесло деньги в кассу после просрочки, в бухгалтерском учете производятся записи:

Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", Кредит 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".

Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", Кредит 50 "Касса".

Так как в настоящее время достаточно широкое применение получают расчеты с применением пластиковых карт, подотчетные лица нередко оплачивают командировочные или представительские расходы с помощью такого платежного средства. Для того чтобы иметь возможность рассчитаться карточкой, организация должна предварительно зачислить денежные средства на специальный счет в банке. При этом в учете делаются записи:

Дебет 55 "Специальные счета в банке", Кредит 51 "Расчетный счет" (52 "Валютный счет") - переведены денежные средства на специальный карточный счет,

Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", Кредит 55 "Специальные счета в банке" - перечислены денежные средства работнику для оплаты командировочных (представительских) расходов.

Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. В бухгалтерском учете в составе дебиторской задолженности числится счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Выявление не погашенной своевременно дебиторской задолженности осуществляется обычно в ходе инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации. Инвентаризация расчетов с дебиторами непосредственно заключается в проверке правильности и обоснованности числящихся на счетах бухгалтерского учета сумм дебиторской задолженности.

По итогам проведенного анализа выявляют две группы обязательств:

задолженности, которые будут погашены;

долги, нереальные для взыскания.

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Как активы, так и обязательства отражаются в бухгалтерском балансе.

Таким образом, одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, является инвентаризация. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). Прежде всего, проверяется, представило ли подотчетное лицо в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах по истечении срока, на который аванс был выдан. При проверке отчетов комиссия проверяет наличие первичных документов, подтверждающих расходы, произведенные подотчетным лицом.

Глава 2. Организация учета расчетов с подотчетными лицами в ООО "ЮВЭНК-Омск"

.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации ООО "ЮВЭНК-Омск"

Общество с ограниченной ответственностью производственная компания "ЮВЭНК-Омск" (далее ООО "ЮВЭНК-Омск") создано в соответствии с законом РСФСР от 25 декабря 1990 года "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положения об обществах с ограниченной ответственностью, утверждённого Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601 и на основании Учредительного договора от 8 февраля 2004 г. ООО "ЮВЭНК-Омск" является юридическим лицом с момента регистрации его в администрации Кировского района г. Омска.

Основной целью деятельности ООО "ЮВЭНК-Омск", исходя из Устава является извлечение прибыли.

Организация довольно широко освоило деятельность по изготовлению рукава высокого давления. Изготовление рукава высокого давления осуществляется на лучшем зарубежном оборудовании немецкой фирмы "UNiflex". Рукава изготавливаются из высококачественных импортных комплектующих.

Уставный капитал ООО "ЮВЭНК-Омск" разделен на две доли и составляется из номинальной стоимости его долей его участников. Уставный капитал составляет 10 тыс. руб. Участники общества имеют доли в Уставном капитале следующей номинальной стоимости:

Селюк Н.А. - доля номинальной стоимости составляет 66,7%;

Гречушникова А.А. - доля номинальной стоимости составляет 33,3%.

ООО "ЮВЭНК-Омск" действует на основе полного хозяйственного расчёта, самофинансирования и окупаемости. Предприятие является собственником принадлежащего ему имущества, имеет печать, штампы, бланки, а также от своего имени заключает договоры, приобретает права и несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде. Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам членов Общества.

Исполнительный орган ООО "ЮВЭНК-Омск" - его директор Стоякин С.М., Директор решает все вопросы деятельности ООО "ЮВЭНК-Омск".

Численность предприятия 15 человек.

Организационная структура ООО "ЮВЭНК-Омск" представлена на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Организационная структура ООО "ЮВЭНК-Омск"

Процесс управления производства в Обществе осуществляется коллективом работников, организованных в аппарат управления. Важнейшей характеристикой аппарата управления служит его структура (рисунок 2.2).

Рис. 2.2. Организационная структура управления ООО "ЮВЭНК-Омск"

В ООО "ЮВЭНК-Омск" бухгалтерский учет осуществляется главным бухгалтером в единственном числе. В задачи бухгалтерии входит организация учета операций финансово-хозяйственной деятельности и осуществление контроля над сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей.

Для обработки первичной учетной информации применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета на базе прикладной программы "1С: Предприятие 7.7". Регистры бухгалтерского учета, в том числе Главная книга, формируются и хранятся в электронном виде, распечатываются по мере необходимости.

Расчетные операции осуществляются через Интернет посредством системы "Банк-клиент". Применение данной программы предоставляет возможность в любое время производить оплату, запрашивать данные о состоянии расчетного счета непосредственно с рабочего места.

Для получения всей необходимой информации об имущественном и финансовом положении в ООО "ЮВЭНК-Омск" на основании бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках необходимо провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия.

Основные показатели деятельности организации представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Основные экономические показатели ООО "ЮВЭНК-Омск" за 2010-2012 годы, тыс. руб.

Показатели

2010 г.

2011 г.

Откл.  (+, -)

2011 г. в % к 2010 г.

2012 г.

Откл.  (+, -)

2012 г. в % к 2011 г.

Выручка от реализации

2524

2987

464

118,3

3586

599

120,1

Себестоимость проданной продукции

1640

1811

171

110,4

1912

101

105,6

Прибыль от продаж

884

1176

292

133

1674

498

142,4

Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб.

0,65

0,61

- 0,04

93,9

0,53

- 0,08

86,9

Чистая прибыль

666

895

229

134,4

1283

388

143,4

Рентабельность продаж, %

35,02

39,37

4,35

-

46,68

7,31

-

Численность персонала, чел.

11

12

1

109,1

14

2

116,6

Производительность труда

229,5

248,9

19,4

108,5

256,1

102,9

7,2

Фонд оплаты труда

1003,2

1123,2

120

112

1344

220,8

119,7

Среднегодовая заработная плата

91,2

93,6

2,4

102,6

96

2,4

102,6

Среднегодовая стоимость ОПФ

39

42

3

101,1

51

9

121,4

Фондоотдача, руб.

64,7

71,1

6,4

109,9

70,3

-0,8

98,9


За 2010-2012 годы в ООО "ЮВЭНК-Омск" наблюдается тенденция роста выручки от реализации. В 2010 году выручка от реализации составила 2987 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с 2010 годом на 464 тыс. руб. Рост за анализируемый период - 118,3%. В 2012 году выручка возросла по сравнению с 2011 годом на 20,1% (599 тыс. руб.).

Себестоимость проданной продукции увеличилась с 1640 тыс. руб. в 2010 году до 1811 тыс. руб. в 2011 году. Прирост себестоимости за 2010-2012 гг. - 10,4%. В 2012 году себестоимость проданной продукции составила 1912 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 101 тыс. руб. (5,6%).

В результате опережающего роста выручки по сравнению с себестоимостью, прибыль от продаж в 2011 году увеличилось по сравнению с 2010 годом на 292 тыс. руб. (33%) и составила 1176 тыс. руб.

В 2012 году прибыль от продаж увеличилась по сравнению с 2011 годом в 1,4 раза и составила 1674 тыс. руб., что обусловлено опережающим ростом выручки от реализации по сравнению с себестоимостью проданной продукции.

Рентабельность продаж увеличилась в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 4,35% и составила 39,37%. В 2012 году рентабельность продаж составила 46,68% и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 7,31%. Это произошло в результате опережающего роста прибыли от продаж по сравнению с выручкой от реализации.

Затраты на 1 руб. товарной продукции снизилась за 2010-2012 гг. с 0,65 руб. до 0,53 руб., что обусловлено опережающим ростом выпуска продукции по сравнению с себестоимостью.

В ООО "ЮВЭНК-Омск" наблюдается рост чистой прибыли.

В 2011 году чистая прибыль составила 895 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с 2010 годом на 229 тыс. руб. Прирост чистой прибыли за анализируемый период - 34,4%. В 2012 году чистая прибыль увеличилась по сравнению с 2011 годом в 1,4 раза и составила 1283 тыс. руб.

Численность персонала в ООО "ЮВЭНК-Омск" увеличилась за 2010-2012 годы на 3 человека и составила в 2012 году 14 человек.

Трудовые ресурсы в организации используются эффективно, так как производительность труда увеличилась с 229,5 тыс. руб. в 2010 году до 248,9 тыс. руб. в 2011 году. Прирост за анализируемый период составляет 8,5%. В 2012 году производительность труда составила 256,1 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 102,9 тыс. руб.

Среднегодовая заработная плата увеличилась с 91,2 тыс. руб. в 2010 году до 93,6 тыс. руб. в 2011 году. Прирост среднегодовой заработной платы за анализируемый период - 2,6%. Среднегодовая заработная плата в 2012 году составила 96 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 2,4 тыс. руб. (2,6%).

В результате повышения средней заработной платы и численности персонала, фонд оплаты труда увеличился с 1003,2 тыс. руб. в 2010 году до 1123,2 тыс. руб. в 2011 году. В 2012 году фонд оплаты труда составил 1344 тыс. руб. и увеличился по сравнению с 2011 годом на 112 тыс. руб. Прирост фонда оплаты труда за анализируемый период - 19,7%.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась с 39 тыс. руб. в 2010 году до 42 тыс. руб. в 2011 году. Рост за анализируемый период составил 101,1%.

В связи с опережающим темпом роста выручки от реализации (118,3%) над темпами роста среднегодовой стоимости основных производственных фондов (101,1%), фондоотдача увеличилась на 6,4 руб. (9,9%) и составила в 2011 году 71,1 руб.

В 2012 году среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась по сравнению с 2011 годом на 9 тыс. руб. (21,4%) и составила 51 тыс. руб.

Так как темп роста среднегодовой стоимости основных производственных фондов (121,4%) превышает темпы роста выручки от продаж (120,1%), то можно сделать вывод, что ООО "ЮВЭНК-Омск" не эффективно используют свои основные фонды, т.к. наблюдается тенденция снижения фондоотдачи. В 2012 году фондоотдача составила 70,3 руб. и уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 0,8 руб. (1,1%).

Далее проводится анализ платежеспособности и финансовой устойчивости ООО "ЮВЭНК-Омск".

Платежеспособной организацией считается организация, которая способна своевременно и в полном объеме производить расчеты с банками по ссудам, своевременно производить расчеты с работающими по оплате труда, с поставщиками за поставленные материальные и технические ресурсы, с бюджетом по налогу на прибыль.

Данные для анализа платежеспособности ООО "ЮВЭНК-Омск" представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости ООО "ЮВЭНК-ОМСК" за 2010-2012 годы

Показатели

2009 г.

2010 г.

Откл. (+, -)

2011 г.

Откл. (+, -)

Коэффициент текущей ликвидности

2,26

2,19

-0,07

2,45

0,26

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,56

0,54

-0,02

0,59

-0,05

Коэффициент срочной ликвидности

1,81

1,53

-0,28

1,68

0,15

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,13

0,11

-0,02

0,18

0,07

Коэффициент концентрации капитала

0,43

0,45

0,02

0,40

-0,05

Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала

0,75

0,80

0,05

0,66

-0,14

Коэффициент автономии

0,57

0,55

-0,02

0,60

0,05

Коэффициент маневренности

0,94

0,95

0,01

0,96

0,01

Коэффициент финансирования

1,34

1,25

-0,09

1,51

0,26

Коэффициент финансовой устойчивости

0,57

0,55

-0,02

0,60

0,05


В 2011 году коэффициент текущей ликвидности составил 2,19 и уменьшился по сравнению с 2010 годом на 0,07. В 2012 году коэффициент текущей ликвидности увеличился по сравнению с 2011 годом на 0,26 и составил 2,45. За 2010-2012 годы коэффициент выше нормативного значения, следовательно, структура баланса удовлетворительная, а ООО "ЮВЭНК-Омск" платежеспособное.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами уменьшился с 0,56 в 2010 году до 0,54 в 2011 году, уменьшение составило 0,02. В 2012 году коэффициент составил 0,59 и увеличился по сравнению с 2011 годом на 0,05. Коэффициент выше нормативного значения, что говорит о платежеспособности организации.

Коэффициент срочной ликвидности снизился с 1,81 в 2010 году до 1,53 в 2011 году. В 2012 году коэффициент срочной ликвидности составил 1,68 и увеличился по сравнению с 2011 годом на 0,15. Коэффициент выше нормативного значения 0,8, следовательно, организация не будет испытывать затруднение при расчете по своим обязательствам.

За 2010-2012 годы коэффициент абсолютной ликвидности снизился на 0,02 и составил в 2011 году 0,11. В 2012 году коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,18 и увеличился по сравнению с 2011 годом на 0,07. Данный коэффициент за 2010-2012 годы ниже нормативного значения 0,2, это говорит о том, что организация будет испытывать затруднения при расчёте по своим обязательствам.

Финансовая устойчивость - это критерий надёжности партнера и характеризуется, прежде всего, структурой капитала соотношением заемных и соответственных средств.

Соотношение стоимости активов организации, либо только оборотных активов с величиной собственного, заемного капиталов определяют степень финансовой устойчивости.

В 2011 году коэффициент концентрации капитала составил 0,45 и увеличился по сравнению с 2010 годом на 0,02, то есть произошло увеличение доли заёмных средств в общей сумме источников средств организации. В 2012 году коэффициент концентрации капитала уменьшился по сравнению с 2011 годом на 0,05 и составил 0,40, что свидетельствует об ослаблении зависимости организации от внешних источников финансирования.

Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала увеличился с 0,75 в 2010 году до 0,80 в 2011 году, увеличение составило 0,05. В 2012 году коэффициент составил 0,66 и уменьшился по сравнению с 2011 годом на 0,14, это свидетельствует о том, что в 2012 году на 1 рубль собственных средств привлекалось заемных на 0,66 руб. больше.

Коэффициент автономии снизился с 0,57 в 2010 году до 0,55 в 2011 году. В 2012 году коэффициент автономии составил 0,60 и увеличился по сравнению с 2011 годом на 0,05, что свидетельствует об увеличении доли собственных средств в общей сумме источников средств организации.

Коэффициент маневренности имеет тенденцию к увеличению с 0,94 в 2010 году до 0,96 в 2012 году. Коэффициент маневренности выше нормативного значения 0,5 и означает, что собственные средства мобильны, большая их часть вложена в оборотные средства, а не в основные и в иные внеоборотные активы.

Коэффициент финансирования снизился с 1,34 в 2010 году до 1,25 в 2011 году. В 2012 году коэффициент финансирования составил 1,51 и увеличился по сравнению с 2011 годом на 0,26. Данный коэффициент выше нормативного значения (0,7) и показывает, что в 2012 году на 1 рубль заемных средств приходится собственных больше на 0,26 руб.

За 2010-2012 годы коэффициент финансовой устойчивости снизился на 0,02 и составил в 2011 году 0,55, т.е. произошло уменьшение доли источников средств, которые ООО "ЮВЭНК-Омск" может использовать длительное время. В 2012 году коэффициент финансовой устойчивости составил 0,60 и увеличился по сравнению с 2011 годом на 0,05. Данный коэффициент за 2011-2012 годы находится на уровне нормативного значения 0,6, то есть у организации достаточно средств, которые могут использоваться длительное время.

2.2 Характеристика организации бухгалтерского учета в ООО "ЮВЭНК-Омск"

Бухгалтерский учет ООО "ЮВЭНК-Омск" осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. В подчинении главного бухгалтера находится бухгалтер-кассир. Главный бухгалтер имеет стаж работы 15 лет. Полный стаж работы бухгалтера-кассира - 6 лет. Все работники бухгалтерии имеют высшее экономическое образование.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно директору и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности. Обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Главный бухгалтер осуществляет учет непосредственно в автоматизированной программе "1С: Бухгалтерия" и "1С: Заработная плата". Он отвечает за организацию бухгалтерского и налогового учета, а также своевременную сдачу бухгалтерской и налоговой отчетности в соответствующие органы. Главный бухгалтер осуществляет контроль за расчетами между поставщиками, принципалами и комитентами, производит начисление заработной платы, отчисления во внебюджетные фонды, удержания с заработной платы и прочие операции по расчетам с персоналом.

Бухгалтер-кассир непосредственно подчиняется главному бухгалтеру. В его обязанности входит ведение кассовых операций, т.е. оформление операций связанных с движением денежной наличности, а также осуществляет учет товаров, т.е. на основании первичных документов вносит в автоматизированную программу "1С: Бухгалтерия" данные по приходу и расходу товара. Кроме операций по ведению учета бухгалтер-кассир несет ответственность за совершаемые им операций.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется в соответствии с Учетной политикой, принятой на 2012 г., утвержденной Приказом № 1/1 от 01.01.12 г., налоговый учет - в соответствии с Учетной политикой для налогового учета на 2012 г., утвержденной Приказом № 1/1 от 01.01.12 г.

Органами внешнего контроля являются Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Центральному административному округу города Омска № 1, органы статистики, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования. Аудиторскую проверку предприятие может осуществлять по собственной инициативе.

Органами внутреннего контроля является директор, который осуществляет контроль за совершением, заключенных коммерческих сделок; подписывает финансовую отчетность и первичные документы, а так же документы, которыми оформляются операции с денежными средствами.

На основании выше указанного можно сделать вывод, что в организации вся учетная работа ведется с применением программно - ориентированных систем, что во многом облегчает работу сотрудников. Система внутреннего контроля ООО "ЮВЭНК-Омск" отвечает размерам и специфике деятельности организации. В ООО "ЮВЭНК-Омск" не созданы специальные контрольные службы, контрольно-ревизионные комиссии, отдел внутреннего аудита. Их функции, в основном, выполняют директор и главный бухгалтер.

2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами в ООО "ЮВЭНК-Омск"

Как упоминалось выше, бухгалтерский учет в ООО "ЮВЭНК-Омск" ведется с использованием средств вычислительной техники на базе электронной версии "1С: Бухгалтерия 7.7" Это универсальная бухгалтерская программа.

Исходными данными для программы являются проводки, вносимые в журнал операций. При помощи электронной бухгалтерии, вместе с вводом проводок, формируются первичные документы.

Аналитический учет на предприятии по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" ведется по каждому подотчетному лицу.

Основными регистрами аналитического учета на предприятии являются: карточка счета; анализ счета по субконто; журнал-ордер по счету в разрезе субконто.

Основным регистром аналитического учета в "1С: Бухгалтерия. 7.7" по счету 71 является карточка счета. В карточку включаются все операции с данным счетом, а также остатки на начало и конец периода, обороты за период и остатки после каждой операции. Если для выбранного счета 71 ведется аналитический учет, на экран выводится соответствующий список объектов аналитического учета - субконто, которыми являются наименованием покупателей. Можно вывести карточку по конкретному субконто или по всем субконто, то есть по конкретному контрагенту или по всем сразу.

Так же регистрами аналитического учета является анализ счета по субконто и оборотно-сальдовая ведомость по субконто.

В анализе счета по субконто отражены по каждому субконто (наименование фирм покупателей) начальное сальдо, обороты по корреспондирующим счетам, сальдо на конец.

Оборотно-сальдовая ведомость по субконто содержит следующие реквизиты:

сальдо на начало периода (дебетовое или кредитовое);

обороты по дебету и по кредиту

сальдо на конец периода (дебетовое или кредитовое).

Синтетический учет группирует и обобщает учет состава и прохождения средств предприятия, их источников и потребителей в едином денежном выражении, обеспечивая формирование сумм для отчетности, общей для каждого счета - для заполнения баланса и других форм отчетности.

Основными регистрами синтетического учета на предприятии являются:

- Анализ счета;

Анализ счета по датам;

Обороты по счету;

Журнал-ордер и ведомость по счету;

Оборотно-сальдовая ведомость.

Сформировав регистр синтетического учета анализ счета по субконто по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" мы можем увидеть, что остаток на начало, на конец и обороты по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами", по конкретному субконто перенеслись в этот регистр и они соответствуют сальдо на начало и на конец периода, а также оборотам по дебету и по кредиту карточки счета данного субконто.

Так же можно сформировать анализ счета по датам. По каждой дате рабочего периода выводится остаток на начало, обороты, остатки на конец и список корреспондирующих счетов. Он также является регистром синтетического учета.

Регистр синтетического учета обороты по счету содержит следующую информацию: период, начальное сальдо, дебетовый оборот, кредитовый оборот, сальдо на конец периода.

Регистром для учета расчетов с подотчетными лицами является журнал-ордер и ведомость по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами", в котором ведется синтетический учет по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Данные в анализе счета по каждому счету дублируются в оборотно-сальдовой ведомости, которая содержит для каждого счета остатки на начало и на конец периода и обороты по дебету и кредиту за данный период. Список упорядочен по кодам счетов и субсчетов. В нижней строке ведомости выводятся итоги по оборотам и остаткам по всем счетам. В верхней части экрана выводятся полные названия счетов текущей строки и наименования субконто.

На основе регистров синтетического учета формируется Главная книга, которая содержит информацию об оборотах счета с другими счетами, остатки и обороты по каждому счету.

На основе Главной книги главный бухгалтер заполняет бухгалтерскую отчетность.

Наличные денежные средства на оплату хозяйственных расходов выдаются работникам ООО "ЮВЭНК-Омск на приобретение товаров (работ, услуг) за наличный расчет. Список таких лиц не установлен распоряжением директора ООО "ЮВЭНК-Омск". В организации не приведен список подотчетных лиц, которые имеют право получать деньги на командировку, данную информацию можно найти в приказе руководителя о направлении работника в служебную командировку.

За полученные на оплату хозяйственных и командировочных расходов суммы работники ООО "ЮВЭНК-Омск" обязаны отчитаться, но в организации нет положения о расчетах с подотчетными лицами, не определены соответствующие сроки и документы, в которых обобщается информация о произведенных подотчетниками расходах.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести по ним окончательный расчет. Расходы подтверждаются кассовыми и товарными чеками, другими оправдательными документами, которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.

Аванс на командировочные расходы выдается исходя из предполагаемых расходов и сроков нахождения работника ООО "ЮВЭНК-Омск" в предстоящей командировке. Отчитывается о командировке работник также путем составления авансового отчета, к которому приложены командировочное удостоверение с отметками о выбытии и прибытии, служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении.

Авансовые отчеты в ООО "ЮВЭНК-Омск" нумеруются сквозным образом.

Приведем бухгалтерские записи по основным направлениям расходования подотчетных сумм в ООО "ЮВЭНК-Омск".

Например, работником ООО "ЮВЭНК-Омск" оплачено 1000 руб. нотариусу за удостоверение подписи заявителя в Заявлении о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Оплата произведена из денежных средств, выданных работнику под отчет.

Оплата госпошлины нотариусу, произведенная работником организации за счет денежных средств, выданных ему под отчет, отражается записью по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с кредитом счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами". В рассматриваемой ситуации сумма оплаченной госпошлины в качестве управленческого расхода признается расходом по обычным видам деятельности. Признание госпошлины в составе расходов по обычным видам деятельности отражается записью по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" и по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (таблица 2.3).

Таблица 2.3 Хозяйственные операции по расчетам с подотчетными лицами в ООО "ЮВЭНК-Омск" в 2012 г.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Выданы работнику под отчет денежные средства для оплаты госпошлины

71-1

50-1

1000

Расходный кассовый ордер

Отражена оплата нотариусу госпошлины

68-10

71-1

1000

Авансовый отчет

Сумма госпошлины учтена в составе общехозяйственных расходов

26

68-10

1000

Бухгалтерская справка-расчет


Рассмотрим, как отражается в бухгалтерском учете ООО "ЮВЭНК-Омск" приобретение материалов, если оплата производится в наличной форме.

Например, ООО "ЮВЭНК-Омск" выдала работнику под отчет денежные средства в сумме 11800 руб. для внесения 100-процентной оплаты под поставку материалов. Поставщиком выставлен организации-покупателю счет-фактура на сумму полученной предоплаты, равную 11800 руб. (в том числе НДС 1800 руб.). Материалы получены от поставщика и оприходованы на склад. На основании п. п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, поступившие материалы принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, которой при приобретении материалов за плату признается сумма фактических затрат организации на их приобретение (за исключением НДС).

Принятие полученных от поставщика материалов к учету отражается записью по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-1 "Сырье и материалы", в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (таблица 2.4).

Таблица 2.4 Хозяйственные операции по расчетам с подотчетными лицами при поставке материалов в ООО "ЮВЭНК-Омск" в 2012 г.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Выданы денежные средства подотчетному лицу

71-1

50-1

7 000

Расходный кассовый ордер

Отражено внесение оплаты за материалы

60-1

71-1

6 442,73

Авансовый отчет

Приняты на учет материалы  (6 442,73 - 982,79)

10-1

60-1

5 459,94

Отгрузочные документы поставщика, Приходный ордер

Отражен НДС, предъявленный по поступившим материалам

19-3

60-1

982,79

Счет-фактура

Принята к вычету сумма НДС по поступившим материалам

68-2

19-3

982,79

Счет-фактура


В ООО "ЮВЭНК-Омск" водителям выдаются под отчет талоны на приобретение бензина. Выдача под отчет работнику талонов на приобретение ГСМ отражается записью по дебету счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и кредиту счета 10, субсчет 10-3 "Топливо".

Например, талоны на ГСМ стоимостью 3000 руб. были выданы водителю грузового автомобиля под отчет. Водителем представлен авансовый отчет и путевой лист, подтверждающие расходование ГСМ на сумму 3000 руб. в производственных целях.

На дату представления работником авансового отчета и путевого листа в бухгалтерском учете составляется запись (таблица 2.5).

Таблица 2.5 Хозяйственные операции по расчетам с подотчетными лицами при получение талонов на бензин в ООО "ЮВЭНК-Омск" в 2012 г.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Водителю под отчет выданы талоны на приобретение ГСМ

71

10-3

3 000

Ведомость учета талонов

Признан расход на приобретение ГСМ

20

71

3 000

Авансовый отчет, Путевой лист


В настоящее время все больше компаний практикуют оплату хозяйственных и командировочных расходов в безналичном порядке. Оплата расходов с помощью банковских карт имеет следующие преимущества. Комиссия за перечисление денег меньше процента за снятие наличных денежных средств. Даже если карта будет потеряна работником, ее можно восстановить и использовать имеющиеся на ней средства. И наконец, средства, числящиеся на карте, можно пополнить, что удобно, когда сотрудник предприятия находится в командировке в другом городе или области.

Например, работник ООО "ЮВЭНК-Омск" был отправлен в командировку, для оплаты расходов ему на руки была выдана банковская карта, на которую предварительно были зачислены денежные средства в размере 10 000 руб. Согласно выписке банка с банковской карты были списаны 8 000 руб. на оплату расходов в командировке и 150 руб. - комиссия банка. По прибытии из командировки работник полностью отчитался о произведенных расходах.

В бухгалтерском учете безналичные расчеты с подотчетными лицами отражаются следующими бухгалтерскими записями (таблица 2.6).

Таблица 2.6 Хозяйственные операции по расчетам с подотчетными лицами при пользовании банковской картой в ООО "ЮВЭНК-Омск" в 2012 г.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Перечислены средства на банковскую карту для безналичной оплаты

55

51

10 000

Платежное поручение

Отражена комиссия банка за обслуживание карты

91-2

55

150

Бухгалтерская справка

Списаны с карточного счета деньги, израсходованные работником

71-1

55

8 000

Бухгалтерская справка

Приняты произведенные работником в служебной командировке расходы

26

71-1

8 000

Авансовый отчет


В случае если работник долго не погашает задолженность перед ООО "ЮВЭНК-Омск", бухгалтерия взыскивает с него сумму долга в принудительном порядке.

Необходимо отметить, что ООО "ЮВЭНК-Омск" имеет право удерживать задолженность с работника, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания (согласно Письму Роструда от 09.08.2007 № 3044-6-0 необходимо наличие письменного заявления работника о том, что он не против удержания суммы из заработной платы).

В ООО "ЮВЭНК-Омск" возврат подотчетным лицом задолженности и удержание ее из его заработной платы отражаются следующими бухгалтерскими записями (таблица 2.7).

Таблица 2.7 Хозяйственные операции по расчетам с подотчетными лицами при возврате неиспользованных денежных средств в ООО "ЮВЭНК-Омск" в 2012 г.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Внесение подотчетным лицом в кассу задолженности

50-1

71-1

500-00

Приходный ордер

Удержание из заработной платы сотрудника подотчетной суммы, не возвращенной в установленные сроки

94

71-1

1254-00

Бухгалтерская справка

Погашение задолженности подотчетного лица за счет удержаний из его заработной платы

70

94

267-12

Расчетно-платежная ведомость

ООО "ЮВЭНК-Омск" перед составлением годовой отчетности обязательно проводит инвентаризацию расчетов с работниками организации по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами". При инвентаризации подотчетных сумм бухгалтер ООО "ЮВЭНК-Омск" проверяет отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) Также проверяет, не числится ли дебиторская (кредиторская) задолженность за уволенными работниками.

Для отражения результатов инвентаризации расчетов с подотчетными лицами ООО "ЮВЭНК-Омск" использует "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" (ф. № ИНВ-17).

Например, на 1 декабря 2012 г. выявлена недостача в размере 522 руб. за Карповым Н.И., уволенным в сентябре 2012 г. Приказом директора ООО "ЮВЭНК-Омск" данная задолженность списана на прочие расходы. Дебиторская задолженность в отношении задолженности по подотчетным суммам его течение начинается с четвертого дня после окончания периода, установленного для выполнения подотчетным лицом поручения. Если попытки вернуть долг не дали результатов или не предпринимались вовсе, задолженность списывается в состав прочих расходов организации, поэтому бухгалтером ООО "ЮВЭНК-Омск" произведены следующие бухгалтерские записи (таблица 2.8).

Таблица 2.8 Хозяйственные операции по результатам инвентаризации в ООО "ЮВЭНК-Омск" в 2012 г.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Списание дебиторской задолженности согласно инвентаризации

91-2

71-1

522

Инвентаризация счетов расчетов, бухгалтерская справка и приказ руководителя о списании долгов в связи с истечением срока исковой давности


Таким образом, в ООО "ЮВЭНК-Омск" аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в соответствии с нормативными документами по учету расчетов с подотчетными лицами. В подотчет выдаются денежные средства на хозяйственные и командировочные расходы. На предприятии не утвержден список лиц, уполномоченных на приобретение товаров (работ, услуг) за наличный расчет, отсутствует "Положение о расчетах с подотчетными лицами". Денежные средства в подотчет выдаются как наличным, так и безналичным путем - с помощью банковских карт. Неизрасходованные денежные средства вносятся в кассу или удерживаются из заработной платы.

Глава 3. Пути совершенствования учета расчетов с подотчетными лицами в ООО "ЮВЭНК-Омск"

При выдаче денег под отчет необходимо учитывать следующие требования:

выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели;

лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним;

выдача наличных денежных средств под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу;

передача выданных под отчет наличных денежных средств одним лицом другому запрещается.

Исходя из этих требований, в организации должен быть приказ, устанавливающий порядок выдачи и списания подотчетных сумм, в котором определены:

перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет;

срок, на который выдаются подотчетные суммы;

порядок представления и утверждения авансовых отчетов.

В целях определения соответствующих сроков и документов, в которых обобщается информация о произведенных подотчетниками расходах должно быть разработано "Положении о расчетах с подотчетными лицами".

Для совершенствования расчетов с подотчетными лицами ООО "ЮВЭНК-Омск" необходимо утвердить приказ о лицах имеющих право на получение денежных средств под отчет и разработать Положение, которое позволяло бы упорядочить расчеты с подотчетными лицами в рамках требований к наличному денежному обращению.

Можно выделить основные разделы, которые характерны для ООО "ЮВЭНК-Омск": виды расходов, осуществляемых с применением расчетов через подотчетных лиц, перечень сотрудников, которым выдается аванс на расходы, срок, на который выдаются подотчетные суммы. Представим их в виде схемы (рисунок 3.1).

Рис. 3.1. Основные разделы "Положения о расчетах с подотчетными лицами" в ООО "ЮВЭНК-Омск"

Дополнительно к названным разделам ООО "ЮВЭНК-Омск" может ввести подразделы, в которых будут конкретизированы требования (например, к отдельным недобросовестным сотрудникам, к представлению необходимых документов по расходам, с документальным подтверждением которых есть сложности). При этом нужно помнить, что положение о расчетах с подотчетными лицами направлено на соблюдение норм законодательства, поэтому оно не должно противоречить Порядку ведения кассовых операций, Положению об особенностях направления работников в служебные командировки и иным нормативным актам в сфере денежного обращения.

В целом расчеты с подотчетными лицами не настолько сложны, если в ООО "ЮВЭНК-Омск" будет разработано соответствующее положение и в нем установлен порядок проведения наличных денежных расчетов, которому следуют все работники организации.

Заключение

Изучив различные источники по учету расчетов с подотчетными лицами, сделаны следующие выводы.

Подотчетное лицо - это доверенный человек предприятия, на которого фирмой возложены функции по обеспечению организации какими-либо материальными ценностями, услугами, работами. Как правило, подотчетные лица получают деньги для оплаты небольших расходов. Средства выдаются на основании письменного заявления сотрудника с визой руководителя организации.

После того как компания дает подотчетнику задание (например, покупка канцтоваров), его направляют на предприятие, которое занимается продажей подобной продукции. Затем доверенное лицо передает приобретенный товар закупающей организации. Документы на получение и оплату приобретенных материальных ценностей отправляются в бухгалтерию. Туда же следует сдавать бумаги, подтверждающие командировочные расходы. В частности, к ним относится отчет об использовании полученных денежных средств. В таком документе подотчетник указывает возврат остатка не использованных по назначению наличных или отмечает перерасход денежных средств.

Самый главный аспект взаимоотношений организации с доверенным лицом - материальный. Поэтому между организацией и сотрудником, уполномоченным организацией приобретать для нее подотчетные товары, заключается соответствующий договор о полной материальной ответственности.

Наибольшее количество ошибок в отношениях с подотчетными лицами, как правило, происходит именно при оформлении документов. Это ошибки в приказах, служебных заданиях и командировочных удостоверениях. Также часто встречаются недочеты в первичной документации.

Основным документом, регламентирующим взаимоотношения с подотчетниками, является приказ руководителя фирмы. В нем должен быть прописан перечень лиц, которые имеют право получать "наличку" под отчет. Многие директора грешат тем, что не прописывают в этом документе четкие размеры и сроки выдачи денежных средств на руки доверенным лицам.

Работая с подотчетниками, организация должна следовать правилам, установленным Положением о порядке ведения кассовых операций (утв. Банком России от 12.10.2011 г. № 373).

Доверенное лицо фирмы обязано представить авансовый отчет не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выдавались наличные. Документ об израсходованных суммах должен быть предъявлен в бухгалтерию предприятия.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" расчеты наличными деньгами в РФ между юридическими лицами в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100000 руб.

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): (в ред. от 23.07.2013) (часть вторая) (в ред. от 23.07.2013).

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть I (ред. от 23.07.2013) и II (ред. от 23.07.2013).

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации №197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 02.07.2013).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

5. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ред. от 02.07.2013).

6. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 21.11.2003 г. № 173-ФЗ. (в ред. от 23.07.2013).

7. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ред. от 02.07.2013).

8. Федеральный закон РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 223.07.2013).

9. Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (ред. от 04.12.2012).

10.Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н "Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008 (ред. от 18.12.2012).

11.Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 (ред. от 25.10.2010).

12.Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02 (ред. от 24.12.2010).

13.Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н "Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, (ред. от 08.11.2010).

14.Приказ Минфина РФ от 06.06.1999 № 32н "Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (ред. от 08.11.2010).

15.Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н "Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации"" ПБУ 10/99 (ред. от 25.10.2010).

16.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 08.11.2010).

17.Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", утв. ЦБ РФ 24.12.2004 № 266-П (ред. от 10.08.2012).

18.Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П).

19.Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (ред. от 04.05.2013).

20.Постановление Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 "Авансовый отчет".

21.Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации (ред. от 03.05.2000).

22.Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (ред. от 28.04.2008).

23.Методических указаний по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. № 49 (ред. от 08.11.2010).

24.Письмо Банка России от 30.07.2007 № 36-3/1381 "О выдаче работодателем своему работнику наличной иностранной валюты для возмещения расходов при направлении работника в служебную командировку за пределы РФ".

25.Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3044-6-0 "Нужен ли приказ об удержании из заработной платы не израсходованных сумм".

26.Письмо Минфина России от 3 июля 2006 г. № 03-03-04/2/170 "Должен ли банк учитывать в составе доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль организаций, суммы возмещения личных расходов, осуществляемых работником во время командировки за счет средств банка?".

27.Варламова Е.Н. Расчеты с подотчетными лицами: типичные ошибки при учете // Аудиторские ведомости. - 2011. - № 5. - С. 62-68.

28.Гуржева О.А. Особенности расчетов с подотчетными лицами // Все для бухгалтера. - 2012. - № 6. - С. - 58-61.

29.Дивеева Г. Оформление продления командировки по производственной необходимости // Финансовая газета. - 2011. - № 18. - С. 9-11.

30.Диркова Е. Истребование подотчетных сумм // Практическая бухгалтерия. 2012. № 11. С. 36 - 39; Московский бухгалтер. - 2012. - № 12. - С. 52-55.

31.Епихин Н.П. Что делать, если подотчетное лицо потеряло документы // Упрощенка. - 2013. - № 7. - С. 66-69.

Захарьин В.Р. Учет расчетов с подотчетными лицами // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. - 2013. - № 5. - С. - 13-19.

32.Козырева Л.А. О разъездных и командировочных расходах сотрудников // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2013. - № 4. - С. 57-65.

33.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ИНФРА - М. - 2012. - 640с.

34.Курбангалеева О.А. Инвентаризация расчетов с работниками // Зарплата. - 2012. - № 12. - С. - 68-83.

35.Привольнова О. Авансовый отчет: "форменный" предел // Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия". - 2011. - № 32. - С. 25-28.

36.Сазонова В. Подотчетные риски // Расчет. - 2011. - № 6. - С. 44-47.

37.Саяпина Е.Н. За выданные под отчет суммы работник должен обязательно отчитаться // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2013. - № 7. - С. 55-65.

38.Семенихин В.В. Компенсация командировочных расходов // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2013. - № 3. - С. 7-13.

39.Узлиян А.Р. Денежные средства, выданные под отчет: бухгалтерский учет // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. - 2012. - № 4. - С. 25-29.

40.Шатрова В. Все ли вы знаете о выдаче подотчетных средств? // Новая бухгалтерия. - 2011. - № 6. - С. 58-67.

41.Шишкоедова Н. Деньги под отчет: финансисты пропагандируют безналичные расчеты // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. - 2012. - № 12. - С. 48-56.

Похожие работы на - Учет расчетов с подотчетными лицами (на примере ООО 'ЮВЭНК-Омск')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!