Благотворительность как дополнительный фактор в работе с глухими и слабослышащими

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,19 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Благотворительность как дополнительный фактор в работе с глухими и слабослышащими

ВВЕДЕНИЕ

По статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый житель нашей планеты. Травмы, болезни или врожденные пороки - все это может стать причиной потери слуха. По данным прошлого года, социально значимыми дефектами слуха во всем мире страдают около 30 млн. человек. В России же насчитывается 12 млн. глухих, из них более 600 тыс. детей и подростков.

На Земле существует 2,5 тысяч языков, но есть и ещё одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, - язык взгляда и жестов. Всемирная Федерация глухих в 50-е годы для обслуживания международных мероприятий глухих, то есть конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных, разработала Жестуно - систему жестов. Первый словарь Жестуно был опубликован в 1965 году и содержал 300 жестов, а третье издание 1975 года включало уже 1,5 тысячи жестов.

Будучи большим сторонником Жестового Языка и основоположником мимического метода аббат де ЛЭпе основал первую школу - Парижский институт глухонемых /1760 год/ во Франции. В России же первое училище для глухих было открыто в 1802 году.

Сегодня во всем мире действуют различные программы реабилитации больных с тугоухостью и глухотой, у них есть свой язык, специальные школы, свои общества по интересам и другие объединения. Конечно, все это помогает людям с дефектами слуха жить более полноценной жизнью.

Несмотря на это, таким людям порой приходится очень тяжело из-за отсутствия полного понимания их проблемы со стороны общественности и госвласти. Наше общество порой бывает очень несправедливым и равнодушным к глухим. В результате чего люди с дефектами слуха не могут устроиться на работу, испытывают материальные, социальные, психологические трудности. Именно поэтому проблема трудоустройства и организации досуга глухонемых заслуживает самого серьезного внимания.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ научной литературы по проблеме показал, что отечественные исследователи уделяют большое внимание проблеме благотворительности. Значительное влияние для осмысления выбранной темы оказали труды известных ученых в социальной работе, как: В. З. Базоев, В. А. Паленый, М. В. Богданов-Березовский, Е. С. Боришпольский, Л. С. Выготский, И. М. Гилевич, Г. Л. Зайцева, А. А. Комарова, Ф. А. Рау, В. И. Флери.

Большое влияние на ход исследования оказали также научные публикации ученых Российского государственного социального университета С.И. Григорьев, Е.И. Холостова, Т. Б. Кононова, Л.И. Кононова, Л.В. Топчий, П.Д. Павленок.

Объект исследования - благотворительность в современной России.

Предмет исследования - благотворительность в работе с глухими и слабослышащими.

Цель исследования - проанализировать основные направления благотворительности в отношении глухих и слабослышащих.

Для реализации поставлены следующие задачи: раскрыть сущность понятий в рамках темы исследования; сформировать основные характерные черты социального обеспечения на примере попечительства императрицы Марии; исследовать современные тенденции развития благотворительности.

Методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области благотворительности, касающиеся инвалидов по слуху. Кроме того применялись такие методы социальной работы, как: источниковедческий, статистический и др. В ходе исследования использованы положения теорий исторического, структурно-функционального, системного подходов.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ ИНВАЛИДНОСТЬ, ИНВАЛИДНОСТЬ ПО СЛУХУ

.1 Сущность понятия «инвалидность»

Каждый год признают инвалидами свыше 1 млн. человек, причем более 80% из них составляют инвалиды I и II групп. При этом показатели реабилитации остаются на низком уровне и не превышают 2,3%.

Наличие в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей их интеграцию в общество.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.) инвалид - любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его (или ее) физических или умственных возможностей.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Всемирная организация здравоохранения в 1980г. опубликовала международную классификацию инвалидности, в которой инвалидность рассматривается в трех аспектах:

Биологический аспект: потеря или любая аномалия физиологической, психологической или анатомической структуры или функции организма;

Персональный аспект: любое нарушение или отсутствие способности действовать в пределах диапазона, который считается нормальным для человека;

Социальный аспект: неблагоприятное положение, в котором индивид оказывается вследствие нарушения или неспособности действовать и которое ограничивает выполнение обычных ролей, зависящих от возраста, пола, социальных и культурных факторов. Понятия недостаточности, недееспособности и нетрудоспособности были разработаны ВОЗ для дифференциации различных исходов заболевания и выбора тактики терапии, которая соответствует подобному исходу.

Вплоть до середины XIX века в России инвалидами называли военнослужащих, пострадавших во время войн. В. И. Даль, толкуя слово «инвалид», использует такое определение: «отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за увечьем, ранами, дряхлостью».

Так же следует отметить, что такая часть населения, как дети-инвалиды, вообще не попадала под категорию инвалидов. Такое толкование сохранялось вплоть до 1995 г., когда был принят Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором предложено следующее определение: «Инвалид - лицо, которое имеет стойкое нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

В зависимости от возраста инвалидов можно разделить на следующие группы: дети-инвалилы и инвалиды-взрослые.

По характеру заболевания инвалиды могут быть отнесены к мобильным, маломобильныим и неподвижным группам.

С учетом причин, повлекших за собой инвалидность, можно выделить инвалидов, имеющих общее заболевание; инвалидность с детства; трудовое увечье; профессиональное заболевание; заболевания, ранения полученным при исполнении обязанностей службы и др.

Кроме того, в зависимости от степени нарушения здоровья человека выделяют три группы инвалидности:группа инвалидности устанавливается лицам с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, нуждающимся в постоянном уходе, в том числе и тем, кто может быть приспособлен к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных индивидуальных условиях (специальные цехи, работа на дому);группа инвалидности устанавливается при полной или длительной потере трудоспособности лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре, а также в тех случаях, когда все виды труда на длительный период противопоказаны из-за возможного ухудшения течения заболевания;группа инвалидности устанавливается при необходимости перевода лиц по состоянию здоровья на менее квалифицированную работу вследствие невозможности продолжать работу по своей прежней профессии; по состоянию здоровья из-за значительных изменений в условиях работы по своей профессии, проводящих к сокращению объема производственной деятельности; при значительном ограничении возможности трудоустройства лиц с низкой квалификации или ранее не работавших; при дефектах иди деформациях, значительно затрудняющих выполнение труда;

В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности, как один из показателей здоровья населения, остается наиболее высоким и в последние годы отмечается стойкая ежегодная тенденция его возрастания, причем за счет не только пожилых, но и людей всех возрастных категорий, в частности, увеличивается численность инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов.

1.2 Глухие и слабослышащие. Права инвалидов

Инвалидность - одна из серьезнейших социальных проблем современного российского общества. Признание человека инвалидом в связи со стойким нарушением здоровья зачастую влечет за собой существенное ограничение жизнедеятельности. Вследствие этого инвалиды являются одной из многочисленных клиентов системы социальной работы.

Среди многообразных категорий инвалидов выделяются лица с нарушениями слуха и речи, которых называют инвалидами по слуху (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются реже, чем приобретенные. К данному типу нарушений следует отнести наследственную аномалию слухового органа (физические дефекты). Врожденные нарушения слуха возникают как следствие воздействия на развивающийся плод различных вредных факторов со стороны организма матери. Это вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в случае их возникновения у матери в первые три месяца беременности, внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем. Слуховой анализатор может быть поражен вследствие травмы плода.

Приобретенные нарушения слуха встречаются чаще. Среди причин, вызывающих эти недостатки слуха основное место занимают инфекционные заболевания (менингит, корь, скарлатина, свинка, пневмония); воспалительные процессы (воспаление среднего уха - отит); последствия заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.), вызывающие непроходимость органов среднего уха, евстахиевой трубы; невриты слухового нерва; травмы головы (родовые и послеродовые).

глухие (ранооглохшие) - потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят людей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия и самостоятельного овладения речью. Речевое развитие происходит зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи аппаратуры) восприятием только в условиях специального обучения.

слабослышащие (тугоухие) - имеющие частичную потерю слуха. В зависимости от степени сохранности слуха в некоторых случаях присутствует возможность самостоятельного овладения речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, подлежащих коррекции в процессе обучения. По глубине нарушения слуха при тугоухости можно выделить четыре степени - легкую, умеренную, значительную и тяжелую.

позднооглохшие «глухие, сохранившие речь» (P.M. Боскис, 1971) - потерявшие слух после формирования речи. В этом случае различаются степень нарушения слуха и уровень сохранности речи, поскольку без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эта категория неслышащих имеет различные навыки словесного общения. Здесь важную роль играет освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления здесь в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей. Сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений.

Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Характер последствия зависит и от времени возникновения патологического процесса, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух.

У всех вышеприведенных категорий лиц с нарушением слуха затруднены возможности установления коммуникативных связей с окружающим миром в силу расстройства слухового восприятия и речевого общения. Авторитетнейший российский ученый Л.С. Выготский писал, что глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми. Немота, лишая человека речи, отрывает его от социального опыта, выключает из общей связи. Глухонемота - недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности. Задача сводится к тому, чтобы нарушение социальной связи с жизнью было налажено каким-то другим путем.

По статистическим данным, до 3% населения страдает нарушением слуха в такой степени, при которой затруднено социальное общение. При этом деформируется личность человека, возникает дефицит необходимой для нормальной жизнедеятельности информации. Ограничение способности к общению негативно сказывается на обучении инвалида и его профессионально-трудовой деятельности, адаптации и ориентации в окружающем мире, опосредованно - на свободе передвижения.

Сегодня в отношении указанной категории инвалидов на государственном уровне проводятся комплексные мероприятия по устранению языкового барьера и включению их в общественную жизнь как полноправных граждан страны, потому что, как считал Л.С. Выготский, оба эти языка, язык жестов и дактилология, неизмеримо легче для глухонемого; а язык жестов составляет его естественный язык. Но, вместе с тем, жестовая, дактильная речь все же остается языком, непонятным для окружающих, и ставит между немыми и миром посредующее звено в виде человека, понимающего эту речь и служащего как бы переводчиком ее на общий язык».

В 1996 г. Центром социологии образования при РАО был проведен социологический опрос неслышащих подростков с целью исследования их социального становления. Социологи пришли к выводу, что «...для глухого подростка расширение социальной среды связано с усилением фиксации на своем дефекте, поскольку среда часто оказывается агрессивной к нему именно в связи с его физическим дефектом» и, соответственно, характер переживаний подростка осложнен переживанием им своего дефекта именно как дефекта социального.

Л.С. Выготский писал, что слепота и глухота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого или немого человека, и указанный порок ощущается им лишь опосредованно, вторично, как отраженный на него самого результат социального опыта.

В человеческом обществе, если характеристики какой-либо группы рассматриваются в качестве стандарта, а другие «отличаются», то оказывается, что от «отличий» недалеко и до «отклонений» или «неполноценности». Поэтому глухие должны пройти долгий путь, чтобы «исправиться», «подогнать себя под слышащих»: они тратят массу времени на занятия речью, но в подавляющем большинстве полной идентичности достичь не удается.

В настоящее время получила распространение идея «средовой инвалидности»: физическое и социальное окружение создает инвалидность: инвалидность - не естественный атрибут человека-инвалида, а общественный конструкт, это - проблема несовершенства окружающей среды, создающей барьеры для человека с физическими недостатками. Устранить эти барьеры можно, создав условия, которые уравняют возможности инвалидов с остальными членами общества. Ключ к пониманию инвалида состоит не в его недостатке, а в реакции на него здорового в физическом плане индивида.

Это более позитивный взгляд на инвалидность по сравнению с рассмотрением инвалидности как дефекта. Но, так или иначе, общество рассматривает инвалидность как негативное качество. И соответственно отношение общества к человеку с дефектом может быть далеко от гуманного, культура общества может социально культивировать дефект.

Глухие часто становятся жертвами стереотипов, когда слышащим индивидом на основе ограниченной информации об отдельном глухом строятся предвзятые выводы относительно всех глухих вообще. Эффект гомогенности "чужой" группы: "они - похожи; мы - разные". Причем, многочисленные исследования подтверждают, что подобное явление равно справедливо и к сообществу людей с нарушением слуха. К сожалению, основная масса средств массовой информации культивируют подобные заблуждения, укореняя из лучших побуждений ложные стереотипы и негативные межгрупповые отношения.

Нарушение слуха и речи - фактор, на который люди с нормальным слухом обращают внимание, и, соизмеряясь с собственными стереотипами, обращаются с глухими согласно своим собственным представлениям и умозаключениям.

Отношение к глухим сопоставимо с расовыми предрассудками - им приписывается психическая, моральная и эстетическая (из-за жестового языка) ущербность. Отсюда непонимание мотивов поведения человека с нарушенным слухом, отторжение. Нередки искренние недоумения, когда человек с нарушением слуха демонстрирует профессионализм, ум, компетентность и многие другие качества, которые не укладываются в рамки ложных стереотипов восприятия.

Все эти факторы порождают серьезные социальные препятствия: в общественных учреждениях, трудоустройстве, покупке квартиры, машины, страховании, и т.д. способствуя формированию у человека с нарушенным слухом чувства непреодолимости барьеров.

В среде людей с нормальным слухом распространено заблуждение, что все неслышащие люди стремятся стать слышащими. Существует также тенденция приписывать индивидам такие качества, как "шестое чувство" или "особое внимание". Так, слышащие считают, что глухие имеют острое зрение и обостренное чувство обоняния.

Важную роль в процессе социализации и развития лиц с нарушениями слуха играет не только их социально-психологическое самочувствие в обществе слышащих, но и уровень адекватности отношения слышащих к неслышащим, понимание слышащими проблем, с которыми приходится сталкиваться глухим в процессе общения со слышащими. В.И. Флери писал, что глухонемой не хуже и не лучше других людей, он несет в себе одинаковые страсти, владеет одинаковыми возможностями усовершенствования; всю разницу, которая в нем заметна, можно приписать обстоятельствам.

Права инвалидов и интеграция в общество.

медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.

Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.

Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.

Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.

Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.

Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива».

МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности.

Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.

Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность - это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.

Инвалидность по слуху относится к III группе по инвалидности. Как я считаю, люди, с данной группой инвалидности по слуху, могут так же жить и работать вместе со слышащими людьми. Главную работу по введению инклюзивного образованию, соблюдению квотирования рабочих мест должно обеспечивать государство и различные социальные службы.

ГЛАВА 2. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

.1 Благотворительность, сущность понятия. Мотивация благотворительности

Сегодня же под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительность в России определяется и регулируется законом РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", принятом в 1995 году, поэтому в своей благотворительной деятельности необходимо руководствоваться определениями закона.

Как следует из закона, поддержка политических партий, движений, групп и кампаний, как и поддержка коммерческих структур, благотворительностью не являются.

Целью благотворительной деятельности может быть:

Социальная поддержка и защита граждан, включая материальное положение малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

Содействие укрепления престижа и роли семьи в обществе;

Содействия защите детства, материнства и отцовства;

Содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

Содействие в деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а так же пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально - психологического состояния граждан;

Охраны окружающей природной среды и защиты животных;

Охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное, культовое или природоохранное значение, и мест захоронения.

Однако сегодня для эффективного развития благотворительности в нашей стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них - неблагоприятная для благотворителей и благополучателей система налогообложения, несформированная позиция государства по отношению к благотворительности, а также недоверчивое, часто негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества, которое за 70 лет Советской власти утратило представление о филантропии и милосердии как о неотъемлемой части общественной жизни и необходимом элементе гражданского общества.

Модели неправительственных общественных организаций, сложившихся в секторе социального обеспечения.

Благотворительная модель. Принцип, положенный в основу этой модели - лишь ограниченное социальное обеспечение. Он заложен в начале заселения Австралии белыми. В его основе - концептуальное разграничение между «заслужившими» и «не заслужившими бедность», которое было связано с классовым и расовым неравенством и неравенством в зависимости от пола. Благотворительная модель наиболее перекликается с государственными системами благосостояния, но ответственность в ней лежит не на государстве, а на семье, на церковных организациях, на частных благотворителях. Институционально государственная модель не зависит от государства, однако возможна интервенция государства.

Благотворительная модель идентифицируется как досовременная. Она базируется на традиционных властных структурах, вписанных в отношения в общности. Понятие социальной поддержки, используемое в благотворительной модели, строится на остаточной и индивидуалистической концепции, и таким образом избегает любого структурного или коллективистического решения проблем социальной справедливости неравенства, отдавая предпочтение отношениям, построенным на финансовой помощи, оказываемой частным лицам.

Эта модель избегает любого структурного или коллективистического решения проблем социальной справедливости и неравенства, не интересуется политикой перераспределения и не заботится ни о равенстве услуг, ни о равенстве результатов. Получатели помощи - в основном, пассивные граждане, имеющие очень мало возможностей принимать самостоятельные решения. Оказывающие помощь рассматривают этот акт как свою обязанность или обязательство, а не потому, что реципиент имеет право на социальную помощь и поддержку. Таким образом, гражданственность в этой модели выражается в основном, через обязательства и обязанности, а не через права, а, следовательно, выражается весьма слабо. Современные системы отношений благотворительности проявляются в усилении того что получило известность как «этос волонтерства» в общественных организациях, занимающихся вопросами благосостояния. Это предполагает выполнение работникам своих задач бесплатно. Моральные доводы в пользу волонтерства обычно выражается как моральный долг помогать нуждающимся, усиливая возможность между волонтером и клиентом и собственную эволюцию неоплачиваемых работников. В действительности принципы благотворительности сводятся на нет, когда вступают в действие институциональные факторы, такие как, когда волонтеры, попавшие в общественные организации, занимающиеся благосостоянием, должны выполнять платную работу, на оплату которой нет денег, и когда волонтеры берутся за добровольную работу в надежде накопить опыт, который даст какое-то преимущество на рынке труда.

Несмотря на присутствие в современных системах отношений благотворительности так называемого «этоса волонтерства», а, соответственно, усилие взаимности между волонтером и клиентом, благотворительная модель все же недостаточно эффективна и ей не хватает демократичности. Элементы благотворительной модели видны в таких организациях, как организации, занимающиеся помощью в экстремальных ситуациях, защитой престарелых и детей и при проявлении насилия в семье.

Государственная модель. Эта модель отдает предпочтение ответственности государства за социальное обеспечение. Хотя социальная поддержка ведется общественной организацией, но это делается строго в рамках, установленными государством. Общественные организации в данном случае - лишь посредники, к тому же контролируемы централизованной бюрократией. Эта модель доминирует во многих общественных программах здравоохранения, молодежных программах охраны дома и района, в общественных организациях, которые тесно связаны с центральными государственными органами и соответствующими местными подразделениями.

Активное гражданское поведение не стимулируется государственной моделью, так как в ней места для расширения демократических процессов: организации действуют в рамках государственных бюрократических постановлений и не свободны в своих попытках откликнуться на различные нужды, а централизованный контроль мешает развития гибкости в осуществлении программ.

Тем не менее, некоторые принципы государственной модели ассоциативной демократии совпадают. В обоих случаях сохраняется важная роль государства, хотя значительно отличаются акценты. В обоих случаях программы благосостояния финансируются государством. И там и там ищут государственные механизмы, чтобы гарантировать качество обеспечения благосостояния. При государственной модели гарантия качества связана с процедурными и регулирующими функциями государства и с профессионально подготовительными работниками, а при ассоциативной демократии гарантия качества связана с принципом волонтерства, который дает возможность выхода для участников, если программы неудовлетворительны.

Согласно принципам ассоциативной демократии за государством остается финансовая ответственность и роль «ночного дозорного». Основной государственной модели являются финансовая ответственность, строгий контроль политики и весьма значительное вмешательство.

Мотивы благотворительности.

Исследовательский интерес к пониманию мотивов благотворительной деятельности проявляют многие гуманитарные науки, и у каждой - свой вариант ответа. Например, философы и историки полагают, что побудительными мотивами благотворительности выступают милосердие, альтруизм, сострадание, жертвенность и богобоязнь. Социологи в качестве доминирующих выделяют мотивы стремления к общественному признанию и улучшению имиджевой самооценки. В социальной психологии отмечаются альтруистическая мотивация благотворителей, а также трактовка благотворительного межличностного взаимодействия как особой "гуманитарной сделки". Некоторые психологи считают благотворительность проявлением спонтанного и эмоционально окрашенного порыва и помощи по зову души и сердца.

К числу наиболее распространённых причин благотворительности частных лиц ученые обычно относят:

Личное отношение (человек, принимающий решение о благотворительности, сам когда-то сталкивался с проблемой);

Религиозные мотивы;

Морально-нравственные мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская позиция, патриотизм, выраженные в формуле "надо делиться");

Симпатия или жалость;

Чувство вины перед обществом за свою деятельность;

Мода (следование чужому примеру);

Национальные/профессиональные причины;

Личное удовлетворение от благотворительного поступка;

Настойчивость просителя.

К корпоративным мотивам благотворительности бизнеса обычно относят:

Улучшение имиджа компании;

Продвижение продукта - товара или услуги;

Адресный доступ к определенному рынку и его целевым группам;

Улучшение отношений с местной властью;

Демонстрация социальной ответственности компании (особенно важно при выходе на международные рынки);

Соображения престижа;

Снятие социальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельности компании;

Воспитание лояльности к компании (часто встречается при работе с детьми и молодежью);

Организация досуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров (относится к поддержке проектов в области культуры, искусства, спорта);

Лоббирование интересов компании.

2.2 Исторический опыт благотворительности в отношении глухих и слабослышащих на примере деятельности Попечительства имении императрицы Марии

инвалидность слабослышащий благотворительность мотивация

В 1898 году, по указанию вдовствующей императрицы Марии Федоровны, было учреждено особое попечительство имени ее величества о глухонемых.

Согласно первоначальному Положению Попечительство состояло из лиц обоего пола всех состояний и званий, содействующих денежными взносами и личным трудом поставленным целям. Члены Попечительства разделялись на членов-учредителей, внесших до его открытия не менее 1000 руб.; членов почетных, оказавших ему особую помощь; членов-соревнователей, вносивших ежегодно 5 руб. или единовременно 100 руб.; членов-сотрудников, принимавших участие в делах Попечительства личным трудом. Общее число членов Попечительства составило к началу 1900-х почти 1400 человек, в их числе были представители аристократии, чиновничества, купечества, духовенства, научной и литературно-художественной среды.

Первоначально Попечительством управлял Совет и Общее собрание. Совет должен был состоять из трех непременных членов, избранных учредителями из своей среды и 6-ти, избранных Общим собранием. Совет избирал из своей среды председателя, его товарища, секретаря, казначея. Контора Попечительства располагалась по адресу: Казанская ул., 7. «1-м почетным членом» Попечительства стал 3 мая 1898 император Николай II, «1-м действительным членом» - императрица Александра Федоровна. На первом же общем собрании, состоявшемся 29 января 1899 года, для ведения дел попечительства был избран состав совета. Председателем совета: граф П. С. Строганов, К.Л. Вахтер, В.А. Степанов, А.А. Гершельман (секретарь), Н.Д. Шубин-Поздеев (казначей), А.Ф. Остроградский, Д.С. Поляков, М.В. Богданов-Березовский, и в члены ревизионной комиссии: И.И. Рубахин, Е.С. Боришпольский и Н.М. Лаговский. Первые средства Попечительства сложились из пожертвований Н.А. Протасова-Бахметева и В.Н. Дедюхина (по 1000 руб.), С.М. Булгакова (850 руб.), П.С. Строганова (700 руб.), И.И. Рубахина (500 руб.); Императорского Санкт-Петербургского общества охотников конского бега (2000 руб.), губернских земских управ и других обществ (1 968 руб.). 14 мая 1899 императрица Мария Федоровна пожаловала Попечительству капитал в 300 000 руб. для образования неприкосновенного фонда. На 1 января 1900 приход Попечительства составил 33887 руб., из них взносы - 8 990 руб., пожертвования - 10 627 руб., лекции, лотереи и проч. - 5 962 руб., расход - 33 072 руб., капитал - 375 000 руб. Согласно высочайшему указу в 1901 Попечительству было выделено из казны 60 000 руб. и предписано выделять по 15 000 руб. ежегодно; выплаты производились также из бюджета Ведомства учреждений императрицы Марии.

Для привлечения средств Попечительство учредило специальные нагрудные знаки и жетоны, утвержденные императором 15 февраля 1899. Получить их можно было как за выдающиеся заслуги перед Попечительством, так и после уплаты определенной суммы. На знак высшего достоинства с дипломом получают право лица, внесшие единовременно в кассу попечительства не менее 300 руб., на знак низшей степени - 150 руб., или привлекшие в попечительство 30 членов (по 5 р. каждый) и, наконец, право на получение жетона предоставляется всем лицам, внесшим не менее 75 руб. или привлекшим в попечительство 15 членов, со взносом по 5 руб. с каждого. Нагрудные знаки Попечительства I степени получили 40 лиц (среди них С.Ю. Витте, А.Д. Горемыкин, П.М. фон Кауфман, В.М. Бехтерев, Ф.И. Дурдин, Д.С. Поляков), знаки 2-й степени получили 30 лиц, жетоны - 28.

В 1900 было принято новое Положение о Попечительстве, изменявшее его структуру. Попечительство признавалось состоящим в Ведомстве учреждений императрицы Марии наряду с основанным еще в 1806 Училищем для глухонемых (с 1820-х располагалось в комплексе зданий Воспитательного дома на Гороховой ул., 18). Управление вверялось особому Комитету из 6-ти членов, утверждавшихся императрицей Марией Федоровной на 3 года. Председатель Комитета являлся одновременно и председателем Совета Попечительства. Попечители отдельных заведений входили в Совет по должности. Сам Совет состоял из двух подотделов - медицинского и хозяйственного. В новой системе Совет должен был «изыскивать меры для устройства отдельных заведений»; заботиться о состоянии подведомственных заведений по хозяйственной, учебно-воспитательной и санитарной части и т.д. Служащим Попечительства был присвоен мундир Ведомства учреждений императрицы Марии. К концу 1902 председателем Комитета был И.К. Мердер, товарищем председателя - Е.К. Теннер, членами - сенатор П.М. фон Кауфман, Н.П. Симановский, гр. М.И. Мусина-Пушкина, Е.К. Клейгельс. Казначеем стал Н.С. Самсонов, секретарем - С.К. Кузмин. В Совет входили директор Училища глухонемых П.Д. Енько, М.В. Богданов-Березовский, Е.С. Боришпольский, Н.М. Лаговский, Д.Д. Спицын, В.Н. Самсонов, В.А. Степанов, К.Л. Вахтер, Д.С. Поляков.

На первых же порах своей деятельности совет поставила очередь целый ряд вопросов крупнейшей важности, без решения которых немыслимо было ожидать какого-либо успеха. Надо было путем печати ознакомить русское общество как с существованием, так и с задачами попечительства; надо было изъять из житейского употребления ту неверную карикатуру глухонемого, которую веками рисовало себе общество, руководствуясь суевериями, а не истинным знакомством с духовной и физической природой глухонемого; надо было доказать обществу, что глухонемой вполне заслуживает того, чтобы на него было обращено серьезное внимание. Ради этого была написана масса статей в периодической прессе. Ради этого весною 1899 года, по предложению председателя совета И. К. Мердера, были прочитаны публичные, научно- популярного характера, лекции.

Одним из первых дел Совета Попечительства стал сбор статистических данных о глухонемых по всей стране; тогда в России по официальным данным насчитывалось более 85 000 глухонемых, а по неофициальным - до 200 000, причем в С.-Петербурге - от 850 до 2000. Предметом заботы Попечительства в С.-Петербурге стал Дом призрения и школа глухонемых, открытые осенью 1898 по адресу В. О. 7-я линия, 34, куда были приняты на полное содержание 14 мальчиков и 12 девочек в возрасте от 7 до 15 лет. Дети обучались устной речи, письму, шитью, сапожному делу, столярному ремеслу, плетенью ковров из суконных кромок. Летом их вывозили на дачу. Доктор Е. С. Боришпольский безвозмездно оказывал медицинскую помощь. Осенью 1899 заведение было переведено на Аптекарский пр., 10 и расширено - к 1900 в нем содержалось и обучалось 80 мальчиков и девочек, разделенных на 5 классов, позже - 110 детей в возрасте от 6 до 17 лет в 9-ти классах. Попечительницей школы стала гр. М.И. Мусина-Пушкина, начальницей - В.Н. Алымова. Школа получила название Мариинской. Дети находились на полном пансионе, причем 85% детей пребывало в школе бесплатно. Для подготовки преподавателей школы на базе Санкт-Петербургского училища глухонемых были устроены двухгодичные курсы учителей, где изучали предметы от школьной гигиены до психологии языка и практических занятий с глухонемыми. Безвозмездно методику преподавания родного языка вел Ю.Ю. Цветковский, арифметики - С.И. Шохор-Троцкий. Позже на курсах преподавал знаменитый филолог Л.В. Щерба. К 1913 на курсах обучалось 34 человек. В 1899 при Мариинской школе были открыты мастерские столярного и переплетного мастерства, размещавшиеся на углу Рыночной ул. и Соляного переулка, 7/12, в которых обучались и работали 20 взрослых. В.Н. Самсонов выделил из своих средств на мастерские свыше 1000 руб. Деньги за вырученные изделия поступали в кассу Попечительства. Заказ на работы происходил от Совета Попечительства для нужд школы и дома призрения. В том же году министр финансов С.Ю. Витте отпустил из казны 75 000 руб. для устройства мастерских на берегу Невы у дер. Мурзинка (близ с. Рыбацкое) - там, на земле, подаренной гр. С.А. Апраксиным (современный адрес: Прогонный пер., 15-17), было выстроено каменное двухэтажное здание с баней, прачечной, водопроводом, хлебопекарней. Число занятых в мастерских подростков превысило 80. Все они содержались за счет Попечительства. В Мурзинке же была организована ферма-школа для 40 девушек от 9 до 35 лет. Ее попечителем был В.Н. Самсонов, заведующей - В. Ф. Анисимова. Для фермы здесь был построен деревянный двухэтажный дом, разбит сад, огород, устроен скотный двор, птичник и прачечная. В 1901 Попечительство открыло амбулаторию для приходящих в здании Училища глухонемых на Гороховой ул., 18. Руководил ею М.В. Богданов-Березовский, трудились доктора В.А. Лийк и М.С. Шумахер. В первый же год было принято 1848 человек. В освободившемся помещении Попечительства на 7-й линии при помощи торговавших на Андреевском рынке купцов был открыт Дом призрения для престарелых и неспособных к труду глухонемых на 15 мест (из них 8 платных). Его попечительницей стала Е.К. Клейгельс; безвозмездную медицинскую помощь оказывал доктор П.И. Сим. Там же открыли приют на 15 девочек от 5 до 13 лет (попечитель - Д.Д. Спицын, надзирательница - Е.А. Севостьянова). В начале 1900-х в ведение Попечительства перешла основанная в 1895 Санкт-Петербургским обществом попечения о глухонемых Лихаревская школа-приют; бывшие в ней 10 мальчиков и 12 девочек были помещены в мастерские и на ферму.

В 1909 было принято новое Положение о Попечительстве, в результате которого Совет как орган был ликвидирован, руководство и всю работу возложили на Комитет. В 1912 «2-м почетным членом» после императора стал наследник-цесаревич Алексей Николаевич; в числе действительных членов были великие князья и княгини Михаил Александрович, Елизавета Федоровна, Ольга Александровна, Константин Константинович, Елизавета Маврикиевна, принцесса Е.М. Ольденбургская и принц П.А. Ольденбургский, герцог Г.-А.-М. Мекленбург-Стрелицкий. Председателем Комитета стал Н.Н. Трегубов, его товарищем - П.П. Матвеев, членами - кн. С.С. Абамелек-Лазарев, гр. М.С. Толстая, О.О. Скаржинская, гр. П.С. Толстой.

К этому времени дом призрения на Васильевском острове и мастерские в Соляном переулке были ликвидированы, а основным объектом Попечительства в С.-Петербурге стала образованная Мариинская школа-колония в Мурзинке, где к прочим зданиям прибавилась церковь св. ап. Филиппа (архитектор И. А. Претро). Попечителями заведения были гр. М.С. Толстая и гр. П.С. Толстой. Колония была признана образцовой для России. Количество обучавшихся детей колебалось около 200. Обучающиеся были разделены на 8 женских и 9 мужских классов. Большинство учащихся было из крестьян со всей России. Помимо ремесла и рукоделия, детям преподавался Закон Божий, русский язык, арифметика, история, география, природоведение, «общеполезные сведения», рисование, черчение. Занятия проводились 46 часов в неделю с 8 до 16-17 часов. В мастерских ввели переплетные, столярные, токарные, слесарные, шорные ремесла и даже фотографское дело, которому обучал знаменитый фотограф К.К. Булла (с 1904 - попечитель школы). Персонал колонии составлял 35 человек. В 1912 Попечительство организовало Бюро для наведения справок о семейном и материальном положении частных глухонемых, обращавшихся за помощью (Гороховая ул., 22; заведующий - Н.Д. Языков). В первый же год в него обратилось 158 человек и 128 обращений были удовлетворены. В дальнейшем бюро занялось приисканием службы для глухонемых, оказанием правовой защиты, оказывало помощь в рекомендациях нужных преподавателей.

В 1902-1915 Попечительство издавало ежемесячный журнал «Вестник Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых», редактором которого долгое время был М.В. Богданов-Березовский.К 1913 по всей России было открыто 15 отделений Попечительства - от Малороссии до Якутии. Общее количество заведений подведомственных Попечительству заведений превышало 50.

В 1912 приход Попечительства составил 264 700 руб., в эту сумму вошли: 37 300 руб. - единовременные поступления от казны, 15 000 руб.- в качестве ежегодной субсидии, 2 290 руб. - от земских и городских управ, 5 891 руб.,- от Ведомства учреждений императрицы Марии; церковный сбор по всей стране составил 38 000 руб.; частные пожертвования принесли всего 775 руб.). Расход в том же году составил 251 924 руб., из них 83 893 руб. было потрачено на Мариинскую колонию в Мурзинке, 11 043 руб. - на Нарвскую школу-приют и богадельню в Смолкино близ Нарвы, 6 070 руб. - на Педагогические курсы. Капитал Попечительства к этому времени составлял 143 000 руб. и складывался из ряда именных капиталов. В марте 1917 Попечительство, как и прочие структурные подразделения упраздненного Ведомства учреждений императрицы Марии, перешло в ведение Управления Мариинскими благотворительными заведениями, а в 1918 было ликвидировано.

Можно видеть, что подобный исторический метод является примером для дальнейшей работы в области благотворительности в отношении глухих и слабослышащих. Труды, написанные врачами и воспитателями, находящимися под покровительством попечительства императрицы Марии имеют, и по сей день высокую значимость в работе с глухими и слабослышащими. Но главное заслуга попечительства, по моему мнению, то, что благодаря лекциям Боришпольского, Богданова-Березовского и др. глухих перестали бояться и воспринимать, как прокаженных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе России грозит инвалидизация всей страны, во всяком случае, всего ее населения в пенсионных возрастах.

В связи с этим можно предложить:

расширить инклюзивное обучение в отношении глухих и слабослышащих (инклюзивное образование);

расширить освещение информации по правам глухих в обществе, так как многие инвалиды полностью не владеют знанием своих прав;

сформировать в инвалидах не потребительское отношение к благотворительности и к государству, а желание самостоятельно решать свои проблемы;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция РФ от 30 декабря 2008 г.

2.Резолюция 217аА (III) Генеральной Ассамблеи ООН. «Всеобщая декларация прав человека», от 10 декабря 1948 г.

.Резолюция 3445 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН. «Декларация о правах инвалидов», от 9 декабря 1971 г.

.ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», законы Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации и Об образовании» по вопросам, касающихся детей-инвалидов и детей с детства»

.Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 г.

.Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"

.Базоев В.З. , Паленый В.А. Человек из мира тишины.- М.: ИКЦ «Академкнига», 2002.- 815 с.

.Богданов-Березовский М. В. положение глухих в России. СПб., 1901.

.Боришпольский Е.С. Глухонемой и его душевный мир. СПб., 1901.

.ВОГ. История, развитие перспективы/ Под. Ред. Ушакова И. и др. 1985.

.Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация// Выготский Л. С. Проблемы Дефектологии. М., «Лань», 2003.

.Выготский Л.С. К психологии и педагогики детской дефектности // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М. «Лань». 2003.

.Георгий Ильичев Что мешает благотворительности в России 2004.

.Гилевич И.М., Э.В. Миронова, Л.И. Тигранова, Н.Д. Шматко. О детях с нарушенным слухом // Дети с отклонениями в развитии. М., 1997.

.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978

.Е. Ивантеевская. Что делает человека инвалидом? 2007.

.Зайцева Г.Л. История глухих: предмет и объект// Материалы Московского симпозиума по истории глухих. М. «Загрей». 2005.

.Ильменский А.А. Статистической очерк о глухонемых в России. СПб. 1906.

.История социальной работы в России: хрестоматия / сост. Г.А. Кудрявцева.- М.: Флинта: МПСИ, 2009.- 488 с.

.Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности в России. Изд. Московского Государственного Социального Университета. 2002.

.О Взаимодействии организации третьего сектора (НКО) с государственными органами в сфере социальной политики. Международный опыт.- М.: Благотворительный гуманитарный фонд им. Флоренского, 1999.

.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие/ П.Д. Павленок- 9-е изд., испр. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.

.Полушин А. Сто лет доброделания//Русский дом. - 2003. - № 12.

.Рау Ф.А. Глухонемые Тульской губернии. Тула. 1899.

.Уманц С. Призрение глухонемых // Общественное и частное призрение в России: Сб. статей.- СПб., 1907.

.Флери В.И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и способам образования, самым свойственным их природе. 1835.

.Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие.- 2-е издание.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.

.Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие.- 6-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.

.Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России/ Сост. А.И. Дьячков, А.Д. Доброва. М., 1949.

Похожие работы на - Благотворительность как дополнительный фактор в работе с глухими и слабослышащими

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!