Бизнес-планирование в системе здравоохранения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бизнес-планирование в системе здравоохранения

Содержание:

Введение

1) Особенности предпринимательства в системе здравоохранения

2)      Конкуренция в здравоохранении и медицине, как фактор развития малого предпринимательства

3) Маркетинг в здравоохранении

4) Предпринимательская деятельность в здравоохранении на примере частного реабилитационного центра

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Во всем мире бурно развивается частная медицина. Рубеж 21 века стал временем резкого подъема предпринимательской инициативы в здравоохранении европейских стран. Несмотря на общественное неприятие, предпринимательство в здравоохранении стало фактом, который невозможно отрицать или не замечать.

Здоровье человека является предпосылкой успешного развития личности, показателем общественного благосостояния, фактором роста общественного производства. Именно поэтому в сферу здравоохранения нужно внедрять новые формы хозяйствования, которые призваны обеспечить процесс восстановления и поддержания здоровья. Ведущую роль в данном процессе имеет такой фактор, как развитие предпринимательства.

По данным Росздравнадзора [2], в 2007 г. частные организации и индивидуальные предприниматели составили более 60% всех лицензиатов по медицинской деятельности. При этом значительная часть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения зачастую работает без лицензии именно по причине несоответствия материально-технической базы учреждения соответствующим требованиям. В то же время не секрет, что частный предприниматель сам заинтересован вкладывать больше средств в техническое и информационное оснащение своего учреждения, внедрять новые технологии диагностики и лечения и одновременно стремится к более эффективному и рациональному использованию финансов. Практически все частное здравоохранение работает с использованием IT-технологий для ведения электронных историй болезни. Пока около 30% частных медучреждений имеют электронные версии историй болезни, но к 2009 г. их число увеличится до 75-80%, не дожидаясь перехода государства на эту форму. Это значительно облегчает ведение контроля, учета, затрат и доходов, что позволяет более эффективно выстраивать свой бизнес, использовать аналитические расчеты показателей здоровья, не дожидаясь данных от территориальных органов здравоохранения, и на основании этого производить расчет стратегии своего развития, четко зная, что больше беспокоит данную территорию.

Рассмотрим основные особенности предпринимательства в системе здравоохранения.

1. Особенности предпринимательства в системе здравоохранения

Предпринимательство [3] - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес - важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты. Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Признаки предпринимательства: [14]

-  самостоятельность выбора направлений и методов деятельности, в принятии решений;

-       постоянное наличие фактора риска;

-       ориентация на достижение прибыли;

-       инновационный характер деятельности.

Принципы предпринимательства:

-  свобода действия;

-       привлечение на добровольных началах для осуществления предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

-       самостоятельное формирование программы избранных видов деятельности;

-       выбор поставщиков ресурсов, потребителей производимых благ;

-       установление цен на товары в соответствии с действующим законодательством;

-       свободный найм работников для осуществления своего бизнеса.

Формы предпринимательства:

1. Индивидуальное - предполагает осуществление деятельности физическими лицами свободными в установлении своих прав и обязанностей на основе договора (соглашения).

2.      Коллективное - осуществляется в пределах полномочий, обозначенных в учредительных документах и уставах.

Специфика развития предпринимательства в здравоохранении заключается в том, что в данной отрасли результат труда существует в виде самой деятельности, а не принимает вид «вещной» формы. Для того, чтобы сформировать новые подходы в медицине, нам необходимо развивать социально-экономическое устройство общества и стараться максимально быстро воспринимать достижения научно-технического прогресса.

Предпринимательство в сфере медицинских услуг преследует цели преобразования качественных характеристик людей путем последовательного улучшения их свойств, а так же создания части фонда жизненных средств членов общества для поддержания и воспроизводства их жизнедеятельности.

Законодательно закреплены: [6]

Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения:

-  начинать и вести предпринимательскую деятельность путем приобретения, учреждения, преобразования мед учреждений;

-       привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество отдельных граждан или юридических лиц;

-       самостоятельно формировать производственную и научно-исследовательскую программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции;

-       осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

-       вести административно-распорядительную деятельность;

-       нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством;

-       пользоваться услугами государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования;

-       оспаривать в судебных органах в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

-  Обязанности субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения:

-  выполнять обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных договоров;

-       выполнять обязательства по оказанию медицинских услуг на определенно гарантированном уровне;

-       заключать договоры с работающими по найму гражданами;

-       полностью оплачивать труд работников лечебно-профилактических учреждений согласно заключенным контрактам и договорам;

-       осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования граждан, работающих по найму;

-       обеспечивать условия трудовой деятельности в соответствии с законом;

-       выполнять решения органов государственной власти по социальной защите инвалидов и других лиц с ограниченной трудоспособностью;

-       своевременно предоставлять декларации о доходах и уплачивать налоги в установленном порядке и размерах, установленных законодательно;

-       заявлять о банкротстве предприятий в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами.

Можно сказать, что предпринимательская деятельность в системе здравоохранения практически ничем не отличается от предпринимательской деятельности в других областях, если не считать, что речь идет о жизни и здоровье нашего народа.

 

. Конкуренция в здравоохранении и медицине как фактор развития малого предпринимательства


Конкуренция в здравоохранении - это процесс взаимоотношений субъектов производства и потребления медицинских услуг в рамках специфической цивилизованной формы соперничества между медицинскими работниками (врачами) по достижению наивысшей степени удовлетворения целевых потребностей пациента.

В конкурентоспособности, по нашему мнению, могут синтезироваться многие аспекты, стороны, факторы функционирования и развития учреждений здравоохранения и врачебных практик.

Выделяются некоторые противоречия, которые возникают при функционировании системы конкуренции в здравоохранении. Например:

1. противоречие между системой стимулов в здравоохранении и фундаментальными законами конкуренции (высокие цены на медицинские услуги остаются даже при избыточном предложении);

2.      противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступности в получении медицинской услуги;

.        противоречие между реальным наличием пациентов и высокой стоимостью медицинской услуги (без улучшения качества медицинской помощи);

Конкуренция и конкурентоспособность - понятия универсальные для любого рынка товаров и услуг. Вместе с тем, определенная отрасль хозяйствования накладывает специфические ограничения при формировании конкурентной среды либо оценки конкурентоспособности. Если конкурентоспособность товара потребитель либо эксперт способен оценить непосредственно, то оценка услуги (в частности медицинской), как правило, производится опосредовано.

Вот некоторые особенности оценки конкурентоспособности медицинских услуг: [10]

·    объектом оценки - деятельность организации (лечебно-профилактического учреждения, врачебной практики и пр.), предоставляющей медицинские услуги;

·              оценка услуг связана с оценкой качества процесса и технологии обслуживания;

·              оценка деятельности медицинских работников непосредственно потребителем;

·              оценка временных характеристик предоставления медицинской услуги;

·              оценка и интегрирование субъективных мнений пациентов, получивших разовую медицинскую услугу.

Исходя из изложенного, следует заключить, что в эволюционном развитии системы здравоохранения Российской Федерации на этапе первого десятилетия XXI века в сфере предоставления медицинской помощи отсутствует как сама конкурентная среда производства и потребления медицинских услуг, так и реальные условия, позволяющие сформировать такую среду.

А ведь именно конкуренция является основным фактором развития отечественной системы здравоохранения в условиях глобализации. Создание условий конкуренции в системе здравоохранения, запуск механизмов цивилизованного соперничества между врачами, наконец, управление конкурентоспособностью медицинских учреждений и врачебных практик - задачи, без осмысливания и решения которых невозможны качественные изменения в теперешнем состоянии отечественного здравоохранения.

3. Маркетинг в здравоохранении

Маркетинг [8] (от англ. <#"665548.files/image001.gif">

Рис. 1. Структура организации

7. Структура управления

Цель данного раздела - разработка системы управления компанией, направленной на максимально эффективное достижение поставленных задач.

• адекватность назначения и функции управляющих структур целям и стратегии фирмы;

• восприимчивость к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации управляющих структур для решения возникающих проблем;

• способность к переработке и точному распространению интенсивных потоков информации;

• жесткий контроль за исполнением управленческих решений и организация системы отслеживания результатов данных решений;

• соблюдение принципа делегирования полномочий, при которой каждый сотрудник в своей четко определенной сфере компетенции имеет право принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность;

• введение (по необходимости) института референтов для расширения и фильтрации информационных потоков, информационного обмена между подразделениями без задействования руководителей, подготовки проектов управленческих решений и контроля за их исполнением;

• соответствие квалификации руководителей и сотрудников кругу их функциональных обязанностей;

• разработка и реализация на постоянной основе программы обучения и повышения квалификации работников в соответствии с целями и задачами фирмы.

Совет директоров формируется на собрании учредителей акционерного общества и осуществляет общий контроль за деятельностью управляющей компании.

Управляющая компания осуществляет оперативное руководство реабилитационным центром (на роль управляющей компании может претендовать фирма уже имеющая опыт работы в данном виде бизнеса).

Клиническая больница по договору с реабилитационным центром оказывает его клиентам дополнительные платные медицинские услуги.

При развитии проекта конкретная схема построения бизнеса будет уточняться совместно с инвестором.

. Финансовый план. График погашения кредита

.1 Необходимые капиталовложения, их динамика и структура

Общие затраты на реализацию проекта составляют 18 млн. $, вкладываются в течение первых двух лет и формируются за счет акционерного капитала.

Заемные средства для реализации проекта в данном варианте не привлекаются (альтернативный вариант - привлечение кредитных ресурсов в размере 8 млн. $ по ставке 12% годовых).

.2 Анализ эффективности вложений

. Издержки производства:

• эксплуатационные расходы ($18000000 в год);

• амортизация здания ($320000 в год), начисляется исходя из начального срока эксплуатации (50 лет) - 2% годовых;

• заработная плата персонала ($360000 в 2006 год (1-й год эксплуатации)) - 41% от фонда заработной платы.

. Структура поступлений:

• плата за предоставляемые номера ($4380000 в год);

• аренда офисов ($ 1500000 в год);

• аренда складов ($400000 в год);

• дополнительные доходы за счет инициированных реабилитационным центром видов бизнеса (рестораны, бизнес-центр, сауны, кафе, бассейн) - 30% от дохода гостиницы ($1314000 в год).

. Результаты по проекту (коэффициент дисконтирования в расчетах принят на уровне 8% в год):

• результаты от реализации проекта;

• аккумулированные результаты от реализации проекта;

Срок начала возврата средств - 2013 г. (2-й год с начала реализации проекта) и срок окупаемости 7 лет (с учетом дисконтирования - 9 лет).

Аккумулированная дисконтированная прибыль составляет $1466000.

Результаты расчетов финансового плана показывают достаточную эффективность проекта (внутренняя процентная ставка - 9.9%) и привлекательность для вложения финансовых средств для зарубежных инвесторов и кредиторов).

. Структура рисков и меры по их предотвращению

Главными факторами, порождающими основные риски реализации проекта и создающими реальную угрозу самому существованию компании являются:

переход от государственного финансирования к совместному финансированию объекта с коммерческими структурами (изменение статуса и организации проведения работ);

высокие темпы намеченного роста услуг (постановка принципиально нового вида бизнеса);

наличие на рынке других в настоящее время более сильных конкурирующих организаций требует неординарных усилий для завоевания рыночной ниши за полгода - год.

Меры по снижению рисков:

• выработка внутренней налоговой политики;

• формирование внешней деловой среды (партнеры, консорциумы, финансово-промышленные группы);

• активное участие учредителей во взаимодействии с властными структурами;

• придание учреждению статуса медицинского.

.2 Юридические риски обусловлены несовершенством законодательства нечетко оформленными документами, неясностью судебных мер в случае разногласия учредителей (например, в иностранном суде и т.п.), затягивание сроков подрядчикам.

Меры по снижению риска:

• четкая и однозначная формулировка соответствующих статей в документах;

• привлечение для оформления документов специалистов, имеющих практический опыт в этой области;

• выделение необходимых финансовых средств для оплаты высококлассных юристов и переводчиков.

.3 Технические риски связаны со сложностью проведения работ и отсутствием на настоящий момент технического проекта.

Возможно неполное использование оборудования и задержка во вводе технических систем.

Меры по снижению риска:

• ускоренная проработка (или получение гарантий от поставщиков) технической увязки оборудования и технических комплексов;

• заключение контрактов на условии «под ключ» с санкциями за неувязки и срывы сроков;

• страхование технических рисков.

.4 Производственные риски возникают в первую очередь в связи с возможностью задержек ввода в эксплуатацию новых технических средств и недостаточно высокого качества предоставляемых слуг.

Оценку качества и рейтинга оказываемых услуг невозможно сделать с достаточной степенью точности и поэтому есть риск, что она может быть недостаточно высокой.

Потенциал выпуска качественных услуг в перспективе высок.

Существенным риском может явиться отсутствии высоко квалифицированного персонала (по оказанию гостиничных услуг).

Меры по снижению риска:

• четкое календарное планирование и управление реализацией проекта;

• ускоренная разработка дизайн-концепции, включая критерии качества;

• разработка и использование продуманной системы контроля качества услуг на всех этапах ее создания;

• обоснование и выделение достаточных финансовых средств для приобретения высококачественного оборудования;

• подготовка квалифицированных кадров (в том числе за рубежом).

.5 Внутренний социально-психологический риск

При становлении данного вида бизнеса могут возникнуть следующие социально-психологические риски:

• социальная напряженность в коллективе;

• дефицит, текучесть профессиональных кадров;

• наличие деструктивной позиции;

• напряженность в цепочке «собственник - администрация - коллектив.

Меры по снижению риска:

• выработка механизма стимулирования работников, включая участие в результатах работы Компании;

• система сквозной многоуровневой информированности коллектива и управленцев;

• разработка эффективного подхода к формированию и распределению фонда оплаты труда.

.6 Маркетинговые риски связаны с возможными задержками выхода на рынок, неправильным (без учета потребностей рынка) выбором услуг, ошибочным выбором маркетинговой стратегии, ошибками в ценовой политике и т.п.

Задержки выхода на рынок могут быть вызваны как производственно-техническими причинами, рассмотренными выше, так и неготовностью компании эффективно реализовать и продвинуть на рынок свой технический, производственный, художественный и другой потенциал, что требует соответствующей мировым стандартам маркетинговой программы и реализующей ее службы.

Поскольку в настоящий момент не имеется полномасштабной программы маркетинговых мероприятий, то оценка степени решения маркетинговых задач низкая. В то время как для фирмы, ставящей целью отвоевать часть рынка у конкурирующих фирм, маркетинговые задачи должны быть первоприоритетными.

Анализ конкурентов показывает, что конкурентная борьба будет жесткой, конкуренты имеют ряд преимуществ. В связи с этим необходимо тщательно осознать свои главные преимущества и сфокусировать на них основные усилия и ресурсы.

Меры по снижению риска:

• создание сильной маркетинговой службы;

• разработка маркетинговой стратегии;

• разработка и реализация продуктовой (ассортиментной) политики и подчинение ей деятельности всех подразделений (например, путем разработки и использования технологии);

• управление по результатам;

• разработка и реализация программы маркетинговых мероприятий; создание реабилитационного центра;

• проведение полного комплекса маркетинговых исследований и т.п.

.7 Финансовые риски связаны в первую очередь с обеспечением доходов, зависящих от рекламы, а также с привлечением инвестиций.

Меры по снижению риска:

• неотложное проведение исследований требований потребителей услуг;

• разработка и использование продуманной системы контроля качества услуг на всех этапах их создания;

• обоснование и выделение достаточных финансовых средств для создания и приобретения высококачественного оборудования;

• выход на фондовый рынок.

Другим важнейшим фактором финансового риска является необходимость современного получения крупных инвестиций.

Наличие инвестиций является необходимым условием начала проекта: насколько они задержаться, настолько задержится начало проекта.

Таким образом, инвестиции - это самый жесткий и жизненно важный фактор.

Меры по снижению риска:

• разнообразие предлагаемых схем финансирования проекта;

• разработка инвестиционно-финансовой стратегии, целью которой является попадание в зону прибыльного функционирования;

• проведение комплекса мер по поиску инвестиционных и кредитных ресурсов.

Следовательно, главные угрозы реализации проекта связаны с финансовыми и маркетинговыми рисками и требуют неотложных мер.

Ближайшие шаги разработчиков и собственников проекта:

• проведение углубленной проблемной диагностики проекта;

• проведение комплекса мер по поиску инвестиционных и кредитных ресурсов;

• организация коллективной работы руководства верхнего и среднего уровня с консультантами по выработке стратегии и конкретной программы мероприятий, в первую очередь, связанных с маркетингом, рекламой, диверсификацией и обеспечивающих:

• формирование имиджа АО;

• высокую экономическую эффективность проекта;

• минимизацию риска;

• формирование и организационное оформление команд для реализации выработанных мероприятий;

• поиск стратегических зарубежных партнеров, имеющих опыт в создании подобных учреждений и способных оказать техническую и инвестиционную поддержку.

Заключение

Именно предпринимательство должно решить проблему структурных преобразований в здравоохранении, на основе новых рыночных принципов способствовать созданию и развитию новых видов лечебно-профилактических учреждений.

Безусловно, развитие предпринимательских структур вообще и тем более в здравоохранении (где роль государственного регулирования остается достаточно высокой) требует создания четкого и эффективного нормативно-правового механизма обеспечения медицинского предпринимательства. Нормативно-правовая база деятельности ЛПУ предполагает закрепление приоритетности социальных целей государства и содействие развитию учреждений здравоохранения различных форм собственности.

За последние пару лет можно наблюдать тенденцию быстрого приобретения популярности частными клиниками, названия которых выучили уже все жители города («Меди», «Онклиник Нева» и т.д.) Люди стали больше доверять частным предпринимателям. Многие связывают это с тем, что в частной клинике, где заработная плата выше, доктора раотают более добросовестно.

Пока рано что-либо загадывать, но, скорее всего, в нашей стране предпринимательство в системе здравоохранения будет идти семимильными шагами.

Список источников:

1. Миняев, Вишняков. «Общественное здоровье и здравоохранение». - М., 2007

. Войцехович, Редько, Козиева - «Предпринимательская деятельность в здравоохранении» - Ростов-на-Дону, 2009

. Мозокина, Волошинова, Никифоров - «Предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма» - Санкт-Петербург, 2007

. «Экономика здравоохранения» - учебн. Пособие под ред. Шеймана, 2008

. Тихомиров - «Медицинская услуга: Правовые аспекты». - М., 2006,

. Шевчук - «Правовое регулирование оказания медицинских услуг: проблемы совершенствования» // Журнал российского права, 20037. «Экономика здравоохранения» - Под ред. А.В. Решетникова. - М, 2009.

8. Бернар И., Колли Ж.-Л. «Толковый экономический и финансовый словарь» В 2-х т. - Т. II: Пер. с фр. - М.: Междунар. отношения, 2004.

9. Кулешова А.Б. «Конкуренция в вопросах и ответах: Учеб. Пособие» - М.

10. Тогунов И.А. <mailto:i_togunov@mail.ru>, Конкуренция в здравоохранении и медицине

11. Интервью с Н.В.УШАКОВОЙ, вице-президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», директором ООО «Интермедсервис». - Беседовала Ольга Федотова «Вестник Росздравнадзора» №4 2008 год

. Самошкин А.А. Материально-техническая база здравоохранения, развитие медицинской и фармацевтической промышленности

13. Габуева, Щепин - «Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении» - уч. пособие, 2-е издание, 2009.

. Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. - М.: Медицина, 1999

. Закирова С.А. Модель цены медицинских услуг // Здравоохранение Российской Федерации. - 2006

Похожие работы на - Бизнес-планирование в системе здравоохранения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!