Экономическая оценка проектов на условиях соглашения о разделе продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    860,62 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая оценка проектов на условиях соглашения о разделе продукции

Введение

В своей книге президент республики Узбекистан И.А. Каримов отметил, что в период, когда «Узбекистан как часть интегрированного глобального экономического пространства уже испытывает и будет далее испытывать негативные, все более жесткие последствия мирового кризиса» огромную роль играет конкурентоспособность отечественных отраслей промышленности. Развитие производства, не может происходить без вложения инвестиций, тем более, когда речь идет о таких капиталоемких производствах как добыча минерального сырья, нефти и газа. Именно с отсутствием достаточных капитальных вложений связан износ основных средств производства в разведке и добыче природных ресурсов, уменьшение прироста разведанных запасов, подлежащих разработке в будущем. В этом случае нужны постоянные инвестиции, привлечению которых способствует механизм соглашения о разделе продукции (СРП).

Именно поэтому самым важным вопросом остается разработка эффективного проекта на условиях СРП, то есть приемлемая норма рентабельности проекта, срок окупаемости инвестиций, удовлетворяющий инвестора, индекс рентабельности инвестиций и др. При осуществлении такого рода проектов необходимо соблюдение как экономических, так и политических аспектов деятельности.

Цель курсовой работы - провести анализ и экономическую оценку проектов на условиях соглашения о разделе продукции. Исходя из поставленной цели, сформулировать следующие задачи, решение которых предусмотрено в данной курсовой работе:

-       определить роль и место проектов по договорам СРП и их экономическую оценку в нефтегазовой отрасли (НГО);

-       определить значение основных международных показателей экономической оценки проектов;

-       провести анализ этапов реализации проекта по договорам СРП;

-       определить пути повышения реализации и экономической эффективности проекта;

-       провести анализ показателей эффективности проекта;

Объектом исследования является предприятие Узлити.

Предмет работы- анализ и экономическая оценка проектов, реализуемых по договорам СРП.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении описывается общая картина исследований. В первой главе подробно описывается теоретическая сторона вопроса. Во второй главе приводятся экономические аспекты, такие как экономическая эффективность анализ этапов реализации проектов по договорам СРП. В третей главе приводятся рекомендации и пути совершенствования процесса.

Глава 1. Теоретические основы проектов по договорам СРП и их экономическая оценка

1.1    Роль и место проектов по договорам СРП и их экономическая оценка в нефтегазовой отрасли (НГО)

Эксплуатация природно-ресурсного потенциала, которая при определенных условиях может давать значительный рентный доход, в большинстве случаев требует крупных инвестиций в освоение месторождений. Особенно капиталоемким (в силу своих технологических особенностей) является добыча нефти и газа. При этом весьма значительны финансовые риски из-за резких и почти непредсказуемых колебаний цен мирового рынка на нефть, вследствие чего инвестиции в нефтегазовый комплекс могут оказываться в течение весьма продолжительного периода низкоэффективными. Поэтому практически все страны, располагающие запасами углеводородного сырья и рассчитывающие за счет доходов от их добычи решать свои финансовые проблемы, проявляют заинтересованность в крупных инвесторах, способных в течение ряда лет направлять (при всех рисках) собственные и заемные средства на создание объектов нефтегазового комплекса в размерах, исчисляемых миллиардами долларов.

В соответствии с соглашением о разделе продукции (СРП) государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку и добычу минерального сырья на определенном участке недр.

Государство гарантирует стабильность условий СРП, а инвестор со своей стороны обязан разрабатывать месторождения природных ресурсов, вкладывая в разработку капитальные вложения и передавая государству часть прибыли.

Одной из форм участия государства в доходах от добычи нефти с применением специальных налоговых режимов являются соглашения о разделе продукции, которые достаточно широко распространены во многих странах. Участок недр может быть включён в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, если:

-       разработка участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведёт к негативным социальным последствиям;

-       разработка участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся в разных районах Узбекистана, и залегают в областях, где отсутствуют населённые пункты, транспортная и иная инфраструктура;

-       разработка месторождения требует использования высоко затратных технологий для добычи трудно извлекаемых значительных по объёму запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горн геологических условиях.

В настоящий момент в нефтегазовой отрасли многих стран существует тенденция к падению и стагнации отраслевых показателей роста на фоне сокращения базы для этого роста. Из этого вытекает ключевая задача нефтегазовой отрасли - развитие ресурсной базы и выход на новые регионы добычи. Решение этой задачи невозможно без значительного увеличения притока инвестиций в нефтегазовый сектор. Описанная ситуация, имеющая место на фоне благоприятной мировой конъюнктуры и, безусловно, высочайшего потенциала нефтегазового комплекса, показывает низкую эффективность существующих инвестиционных инструментов (преимущественно, основанных административно-лицензионном подходе к недропользованию) в отрасли. Альтернативой действующим инвестиционным институтам в нефтегазовой отрасли потенциально становится такой инструмент, как соглашения о разделе продукции.

Мировая практика использования СРП весьма разнообразна. Ведь СРП весьма гибкий инструмент для достижения сторонами своих целей на взаимовыгодных условиях. В рамках соглашений партнеры имеют возможность договориться по огромному количеству позиций, окончательный набор параметров ограничен только действующим законодательством и фантазией участников. Зарубежная практика показывает, что государство, соглашающееся на раздел продукции, может таким образом достичь множества целей. В зависимости от текущих приоритетов варьируется и вид договоров.

Данная форма договорных отношений стала с недавних пор развиваться значительными темпами, не смотря на тот факт, что полезные ископаемые были и остаются стратегическим продуктом, и вовлечение иностранных компаний в производственную деятельность в данной сфере не является популярным решением во многих странах мира. Другим мотивом возникновения такого рода взаимоотношений между государствами и компаниями стало появление крупных корпораций с многомиллиардной капитализацией, способных по своим производственным показателям конкурировать не только между собой, но и даже с целыми странами.

Отличительная особенность СРП от других инвестиционных проектов, а также факторы эффективности СРП состоят в следующем:

-       компания - инвестор обладает достаточным количеством финансовых ресурсов, необходимых для вложения в капиталоемкий процесс производства полезных ископаемых и имеет возможность в достаточно небольшой промежуток времени инвестировать такие финансовые ресурсы в отрасль;

-       компания - инвестор, в соответствии с положениями СРП, имеет право на возмещение затрат, понесенных им в ходе выполнения работ по соглашению, которые были предусмотрены программой работ, одобренной со стороны государства;

-       продукция, произведенная в рамках СРП, подлежит разделу между его участниками, т.е. между государством и компанией - инвестором в соответствии с условиями соглашения;

-       компания - инвестор пользуется значительными льготами в сфере налогообложения, что еще больше стимулирует производственный процесс;

-       инвестор имеет значительные свободы в осуществлении своей деятельности, что подтверждается освобождением инвестора от исполнения решений органов государственного управления, если таковые ограничивают права инвестора, данные ему согласно СРП;

-       деятельность в рамках СРП находится под защитой и постоянным контролем со стороны государства.

Можно попытаться выделить основные из целей стран - инициаторов СРП. Во-первых, это поиск новых месторождений. Предполагая наличие нефти, но, не обладая ресурсами и технологией для ее разведки, государство заинтересовано в привлечении зарубежных компаний. В этом случае платой за риск, как правило, является большая доля нефтяной компании при разделе продукции и/или возмещение затрат на поиск из прибыли от нефтедобычи. Кроме того, в отсутствие точных данных о запасах нефти часто используется скользящая шкала.

Зачастую на первый план выходит желание правительства использовать сильно истощенные месторождения или получить доступ к новым технологиям. Иногда в качестве условия выдвигается необходимость строительства нефтеперерабатывающих предприятий в стране добычи. Таким образом, решается сразу несколько задач: создание рабочих мест, доступ к технологии и современному менеджменту, производство собственных нефтепродуктов. Для нефтяных компаний это привлекательно в случае развитого или перспективного внутреннего рынка сбыта продуктов переработки, позволяя закрепиться на нем. Тем более привлекательно, если страна находится в быстро развивающемся регионе. В целях участия в прибылях от нефтедобычи и сохранения возможности оперативного контроля весьма популярно создание совместных предприятий или совместная разработка.

Все эти факты свидетельствуют о высокой эффективности и большом потенциале развития инвестиций в рамках Соглашений о разделе продукции, которые одновременно выгодны как для инвестора, так и для стороны, принимающей инвестиции.

1.2    Значение основных международных показателей экономической оценки проектов

Собственником природных ресурсов в любой стране является государство. Следовательно, разработка ресурсов должна осуществляться на основе определенных договоров, закрепляющих условия освоения природных ресурсов, ответственность сторон и другие аспекты. От того, как составлены условия данных договоров зависит экономическая эффективность разработки для государства и его субъектов, степень вовлеченности инвесторов, а, следовательно, и конечное влияние проектов в области разработки природных ресурсов на стратегическое положение страны.

Поэтому, целесообразно дать характеристику основным контрактам и кооперационным соглашениям международного сотрудничества в нефтегазовой сфере, используемых в мировой практике, и более подробно рассмотреть контракты, имеющие место в России в освоении нефтегазовых ресурсов острова Сахалин.

Международное сотрудничество в нефтегазовой сфере может осуществляться на основе следующих соглашений:

исключительная лицензия;

соглашение о разделе продукции (СРП) (Production Sharing Agreement);

совместное операционное соглашение (Joint Operating Agreement);

концессионный договор (Сoncession);

договоры о совместной эксплуатации нефтегазовых месторождений (Unitisationand Unit Operating Agreement);

контракт о совместной деятельности (по разведке и эксплуатации нефтегазовых месторождений) - AssociationContract;

- тендеры и закупки (Tenders and Procurement);

газовые соглашения (Gas Agreements), такие как Соглашение о совместном предприятии по маркетингу природного газа (Natural Gas Marketing Joint Venture Agreement), Соглашение о транспортировке, переработке и возврату газа с месторождения (Agreement for the Transportation, Processing and Redelivery of Gas), Основной договор (купля-продажа газа) Master Agreement, Соглашение о транспортировке натурального газа (Agreement for Transportation of Natural Gas);

- операции с активами нефтегазовых компаний (Asset Operations);

сервисные соглашения (Services Agreements);

буровой контракт (Drilling Contract)

На практике существует масса различных концессионных механизмов построения отношений с инвесторами: от классических форм до производных от них комбинаций. Многообразие форм обусловлено объективными различиями: между странами в политическом и правовом устройстве, в традициях, в степени государственного вмешательства в экономику, в подходе к собственности на недра и т.д.

Классификация форм государственно-частных партнерств в недропользовании в российском законодательстве не закреплена. Существует классификация, согласно которой все известные формы недропользования условно делятся на:

. внедоговорные формы (административно-разрешительные);

. договорные формы (обеспечивающие равные гражданско-правовые позиции сторон - СРП, сервисные контракты);

. концессионные соглашения (договоры особого рода, с сильным регулятивным элементом со стороны собственника ресурсов)

Международные нефтяные компании обычно осуществляют свою деятельность на основе исключительной лицензии или контракта на право разработки месторождения. Исключительные лицензии предоставляются владельцем нефти на месте (им может быть как государство, так и частные владельцы, как например, в США) юридическому лицу, обладающему необходимой квалификацией и финансовыми возможностями.

В большинстве стран собственность на нефть принадлежит государству и таковой от имени государства распоряжается правительство. Исключительная лицензия предоставляет держателю (лицензиату) право добычи нефти из месторождения. Собственность на нефть переходит к лицензиату с того момента, когда нефть начинает поступать в скважину, пробуренную последним, до истечения срока лицензии

Контракт на право разработки месторождения предусматривает установление договорных отношений между зарубежной нефтяной компанией (обычно обозначаемой в соглашениях о разделе продукции как «Подрядчик»/ «Contractor») и национальным государственным нефтяным предприятием, специально уполномоченным для этой цели (обычно обозначается в соглашениях о разделе продукции как «Государственная сторона»/ «StateParty»)

Развивающиеся страны, к которым недавно присоединились Восточноевропейские страны, Российская Федерация и другие государства-члены СНГ, скорее предпочитают заключать с зарубежными нефтяными компаниями контракты на условиях риска вообще и контракты о разделе продукции в особенности, чем предоставлять этим компаниям исключительные лицензии, что в западных индустриально развитых странах является обычной юридической практикой

В Республике Узбекистан Закон «О соглашениях о разделе продукции» регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции при осуществлении инвестиций в поиски, разведку месторождений и добычу полезных ископаемых. Согласно данному закону в соглашении должно быть предусмотрено следующее:

-       описание инвестиционного проекта и срок действия соглашения;

-       порядок предоставления инвестору участков недр в пользование;

-       права и обязанности сторон;

-       органы совместного управления исполнением соглашения;

-       условия выполнения работ, разработки рабочих программ и бюджетов;

-       порядок ведения учета и отчетности;

-       условия налогообложения и уплаты иных платежей;

-       порядок возмещения затрат и условия раздела продукции;

-       порядок вывоза доли инвестора;

-       независимость инвестора в вопросе формирования цен на принадлежащую ему долю прибыльной продукции;

-       порядок контроля за исполнением соглашения;

-       порядок разрешения споров;

-       порядок прекращения действия соглашения.

В соглашении должно быть предусмотрено положение о возможности ограничения, приостановления или прекращения права пользования инвестором предоставленными участками недр при возникновении угрозы экологической безопасности и иных форс-мажорных обстоятельств. Таким образом, государство регулирует отношения в области охраны окружающей среды.

Участки недр, право пользования которыми предоставляется на условиях раздела продукции, определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Для пользования на условиях раздела продукции предоставляются перспективные участки недр, где еще нет доказанных запасов полезных ископаемых, требующие для проведения геологоразведочных работ больших финансовых ресурсов, привлечения передовых технологий и техники.

Участки недр разведанных месторождений полезных ископаемых включаются в соглашения в случаях:

-       отсутствия финансовых и технических возможностей для освоения разведанных крупных месторождений полезных ископаемых, за счет освоения которых обеспечивается поддержание необходимого для экономической безопасности страны уровня добычи полезных ископаемых, а также для строительства объектов их транспортировки;

-       необходимости привлечения специальных передовых технологий разработки трудно извлекаемых, но значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях и являющихся остаточными для разрабатываемых месторождений;

-       необходимости снижения уровня технологических потерь полезных ископаемых, а также предотвращения возможных негативных социально-экологических последствий.

Участки недр для пользования на условиях раздела продукции предоставляются в пользование на основе публичных торгов. По решению Кабинета Министров Республики Узбекистан соглашения могут заключаться без проведения публичных торгов путем прямых переговоров, если:

-       объявленные публичные торги признаны несостоявшимися в связи с участием в них только одного инвестора. В этом случае соглашение может быть заключено с этим инвестором;

-       инвестор является пользователем недр для поисков, разведки месторождений и добычи полезных ископаемых в соответствии с законодательством до вступления настоящего Закона в силу. При этом соглашение на данный участок недр заключается с указанным пользователем недр либо с другим юридическим лицом, созданным с участием этого пользователя;

-       переговоры с инвестором по подготовке проектов соглашений были начаты до вступления настоящего Закона в силу.

В исключительных случаях по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан соглашения могут заключаться без проведения публичных торгов на основе прямых переговоров со стратегическим потенциальным инвестором.

Уполномоченным государственным органом является орган государственного управления, на который Кабинетом Министров Республики Узбекистан возложены определенные функции (см. рис. 1.1)

проект нефтегазовый договор раздел

Рис. 1.1. Функции органа государственного управления

Источник: Составлено автором

В целях обеспечения взаимодействия сторон в процессе реализации соглашения инвестор и уполномоченный государственный орган или уполномоченная компания совместно создают управляющий комитет с равным представительством от каждой из сторон. Председатель управляющего комитета назначается инвестором. Основными задачами управляющего комитета является:

-       утверждение годовых рабочих программ и проектов на проведение работ;

-       утверждение годового прогноза добычи полезных ископаемых;

-       утверждение годовых бюджетов поиска, разведки месторождений и добычи полезных ископаемых;

-       утверждение условий привлечения займов;

-       утверждение аудиторской организации;

-       содействие инвестору в организации проведения тендерных торгов на предоставление контрактов в связи с осуществлением работ;

-       подтверждение дня начала коммерческой добычи полезных ископаемых;

-       утверждает программы охраны окружающей среды;

-       подтверждение отчета о фактической добыче полезных ископаемых и части продукции, принадлежащей инвестору;

-       утверждение размера ликвидационного фонда.

Основными условиями выполнения работ по соглашению являются:

-       разработка с последующим утверждением управляющим комитетом рабочих программ, проектов и бюджета на все предусмотренные работы, включая прогнозируемый объем добычи полезных ископаемых, до начала финансового года или до начала осуществления этих работ;

-       представление на государственную экспертизу проектов, геологических материалов и технико-экономических показателей по объектам, на которых проводятся эти работы и намечается добыча полезных ископаемых;

-       проведение по истечении финансового года за счет инвестора обязательной аудиторской проверки исполнения утвержденной рабочей программы, бюджета, а также финансово-хозяйственной деятельности исполнителя предусмотренных работ;

-       соблюдение требований законодательства, в том числе в вопросах стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья граждан;

-       предоставление юридическим лицам Республики Узбекистан при прочих равных условиях преимущественного права на участие в этих работах в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров с инвесторами;

-       привлечение к этим работам граждан Республики Узбекистан в количестве не менее чем восемьдесят процентов состава всех привлеченных работников в среднегодовом исчислении. Привлечение иностранных работников сверх установленных квот осуществляется только при отсутствии работников - граждан Республики Узбекистан - соответствующих специальностей и квалификаций;

-       приобретение техники, оборудования и технологий для ведения работ по соглашению только на конкурсной основе (за исключением случаев техногенных аварий и форс-мажорных обстоятельств, требующих оперативного приобретения техники и оборудования);

-       осуществление мер, направленных на предотвращение вредного влияния проводимых работ на окружающую среду, ликвидацию последствий такого влияния, а также страхование ответственности за причинение вреда в случае аварий, повлекших за собой негативное влияние на окружающую среду;

-       ликвидация или консервация всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по соглашению, а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению;

-       возврат территории, предоставленной инвестору в пользование в соответствии с условиями соглашения, по завершении определенных этапов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

Добытая (произведенная) продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:

-       определения общего объема добытой (произведенной) продукции и ее стоимости;

-       определения части добытой (произведенной) продукции (в том числе ее предельного уровня), которая передается в собственность инвестора в качестве компенсационной продукции;

-       определения части добытой (произведенной) продукции, которая передается государству для компенсации понесенных им затрат на переданные в пользование инвестору результаты поисково-разведочных работ и других исследований участка недр;

-       раздела прибыльной продукции, под которой понимается добытая (произведенная) продукция за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами в соответствии с положениями настоящего Закона, компенсационной продукции, а также части продукции, передаваемой государству на компенсацию понесенных им затрат;

-       передачи государству принадлежащей ему части добытой (произведенной) продукции или ее стоимостного эквивалента;

-       получения инвестором принадлежащей ему части добытой (произведенной) продукции или ее стоимостного эквивалента.

Государство передает в собственность инвестору компенсационную продукцию, а также часть прибыльной продукции, являющейся в соответствии с условиями соглашения долей инвестора.

Продукция, поступающая в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть без каких-либо ограничений вывезена за пределы Республики Узбекистан или же реализована инвестором на внутреннем рынке на условиях и в порядке, определенных соглашением.

В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств в Республике Узбекистан государство имеет право, уведомив инвестора не менее чем за тридцать дней, приобрести продукцию инвестора в необходимом объеме. В этом случае условия приобретения продукции и компенсации возможных убытков инвестора определяются в соглашении.

Действие соглашения прекращается по истечении срока, на который он заключен, или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, предусмотренном соглашением, в соответствии с законодательством, действовавшим на день подписания соглашения.

Споры между государством и инвестором, связанные с соглашением, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в том числе в международном арбитражном суде.

Рассмотрим схему раздела продукции между государством и инвестором (см. рис. 1.2):

Рис. 2 Схема раздела продукции между государством и инвестором

Источник: Составлено автором

Глава 2. Анализ и экономическая оценка по договору СРП

.1 Анализ этапов реализации проекта

Республика Узбекистан осуществляет ряд проектов по разработке месторождений на условиях СРП. Среди них НК "ЛУКОЙЛ", осуществляющий реализацию двух проектов в Узбекистане на условиях соглашений о разделе продукции, - Кандым-Хаузак-Шады-Кунград и Юго-Западный Гиссар, малазийская Petronas, подписавшая СРП по разработке нефтегазовых месторождений Бойсунского инвестиционного блока в Сурхандарьинской области. Такое сотрудничество в рамках СРП является перспективным, плодотворным и взаимовыгодным.

Для расчета экономической эффективности проекта на условиях СРП ниже в таблице будут приведены данные для расчета основных технико-экономических показателей.

Таблица 1 Исходные данные для расчета основных технико-экономических показателей проекта

Показатели

Единица измерения

Значение показателя

1

Запасы

 


 

Геологические

млн. т.

165

 

Извлекаемые

млн. т.

72

2

Глубина подошвы продуктивного пласта

м

2980

3

Глубина разведочных скважин

м

3000

4

Количество продуктивных поисковых скважин

шт.

3

5

Количество продуктивных разведочных скважин

шт.

20

6

Исторические затраты государства

млн. $

275

7

Количество подлежащих бурению эксплуатационных скважин

шт.

35

8

Ввод в эксплуатацию продуктивных поисково-разведочных скважин


в течение первых 3-х лет равномерно по годам

9

Ввод в действие эксплуатационных скважин


в течение 5-ти лет со второго года начала разработки равномерно по годам

10

Средняя цена 1 эксплуатационной скважины

млн. $

8

11

Потребность инвестиций всего

млн. $

500

12

Срок СРП с начала добычи УВ

лет

20

13

Среднесуточный дебит одной поисково-разведочной скважины

 


 

1 - 2 годы

т

55

 

3 - 4 годы

т

65

 

5 - 7 годы

т

75

 

8 - 12 годы

т

85

 

13 - 14 годы

т

60

 

15 - 20 годы

т

30

14

Среднесуточный дебит одной эксплуатационной скважины

 


 

1 - 3 год

т

64

 

4 - 8 год

т

104

 

9 - 16 год

т

84

 

17 - 20 год

т

34

15

Среднегодовая продолжительность работы каждой скважины

 


 

в 1-5 годы

сутки

339

 

в 6-14 годы

сутки

328

 

в 15-20 годы

сутки

305

16

Цена продукта в пункте раздела

 


 

на внутренний рынок

$/т

68

 

на внешний рынок

$/т

240

17

Роялти

%

8%

18

НДС

%

20

19

Налог на прибыль

%

9%

20

Эксплуатационные затраты (без амортизации)

 


 

1 - 5

$/т

33

 

6 - 14

$/т

38

 

15 - 16

$/т

40

 

17 - 18

$/т

42

 

19 - 20

$/т

44

21

Доля Инвестора в прибыльной продукции

%

34%

22

Доля добытой продукции на экспорт

%

40%

23

Бонус за подписание СРП

млн. $

75

Источник: Исходные данные по заданию на курсовую работу

Можно выделить первый этап вычислений, который заключается в расчете общей суммы поступлений как государству, так и инвестору. Данный показатель следует также рассчитать с учетом дисконта 10%. Ниже в таблице 2 будут представлены промежуточные этапы подсчета и итоговая доля государства и инвестора.

Таблица 2 Расчет основных технико-экономических показателей проекта

Годы

Объем инвестиций, млн. $

Объем инвестиций с нарастающим итогом, млн. $

Ввод в действие продуктивных  поисково-разведочных скв., шт.

Ввод в действие эксплуатационных скв., шт.

Количество продуктивных  поисково-разведочных скв., шт.

Количество эксплуатационных скв., шт.

Всего действующих скважин (п/р + экспл.), шт.

1

40

40

7


7


7

2

92

132

8

7

15

7

22

3

92

224

8

7

23

14

37

4

92

316


7

23

21

44

5

92


7

23

28

51

6

92

500


7

23

35

58

7


500



23

35

58

8


500



23

35

58

9


500



23

35

58

10


500



23

35

58

11


500



23

35

58

12


500



23

35

58

13


500



23

35

58

14


500



23

35

58

15


500



23

35

58

16


500



23

35

58

17


500



23

35

58

18


500



23

35

58

19


500



23

35

58

20


500



23

35

58

Итого

500

23

35

23

35

58

Источник: Составлено автором на основе расчетов

Следует сказать, что распределение инвестиций осуществляется пропорционально вводимым скважинам, т.е. величина инвестиций, направленная на строительство эксплуатационных скважин, равна 280 млн.$. таким образом, данная величина распределяется со 2 по 6 года. Остальные инвестиции (220 млн.$) равными долями распределяются на 6 лет.

Годы

Среднесуточный дебит 1 п/р скв., т

Среднесуточный дебит 1 экспл. скв., т

Количество скв-дней в году (Кол-во действ. скв.* кол-во отраб. дней), сутки

Среднегодовой дебит продуктивных п/р скв. (Кол-во п/р скв.*среднесуточный дебит 1 п/р скв.*кол-во отраб. дней), тыс. т

Среднегодовой дебит экспл. скв. (Кол-во эспл. скв.*среднесуточный дебит 1 экспл. скв.*кол-во отраб. дней), тыс. т

Среднегодовая добыча,  тыс. т

1

55

64

2373

130,515


130,515

2

55

64

7458

279,675

151,872

431,547

3

65

64

12543

506,805

303,744

810,549

4

65

104

14916

506,805

740,376

1247,181

5

75

104

17289

584,775

987,168

1571,943

6

75

104

19024

565,8

1193,92

1759,72

7

75

104

19024

565,8

1193,92

1759,72

8

85

104

19024

641,24

1193,92

1835,16

9

85

84

19024

641,24

964,32

1605,56

10

85

84

19024

641,24

964,32

1605,56

11

85

84

19024

641,24

964,32

1605,56

12

85

84

19024

641,24

964,32

1605,56

13

60

84

19024

452,64

964,32

1416,96

14

60

84

19024

452,64

964,32

1416,96

15

30

84

17690

210,45

896,7

1107,15

16

30

84

17690

210,45

896,7

1107,15

17

30

34

17690

210,45

362,95

573,4

18

30

34

17690

210,45

362,95

573,4

19

30

34

17690

210,45

362,95

573,4

20

30

34

17690

210,45

362,95

573,4

Итого

331935

8514,355

14796,04

23310,395

Источник: Составлено автором на основе расчетов

Как видно из таблицы, среднегодовая добыча состоит из среднегодового дебита поисково-разведочных скважин и эксплуатационных скважин, среднесуточный дебит которых отличается друг от друга.

В следующей части расчетов определяется доля экспортной продукции (40%) и доля продукции на внутренний рынок от среднегодовой добычи. Отметим, что НДС начисляется только на продукции, направляемую на внутренний рынок.

Годы

Доля экспортной продукции, тыс. т

Доля продукции на внутренний рынок, тыс. т

Выручка от экспорта, млн. $

Выручка от внутреннего рынка, млн. $

Общая выручка с НДС, млн. $

НДС 20 %, млн. $

Общая выручка после вычета НДС, млн. $

Сумма роялти 8%, млн. $

Остаток выручки после выплаты роялти, млн. $

1

52,21

78,31

12,53

5,33

17,85

0,89

16,97

1,36

15,61

2

172,62

258,93

41,43

17,61

59,04

2,93

56,10

4,49

51,61

3

324,22

486,33

77,81

33,07

110,88

5,51

105,37

8,43

96,94

4

498,87

748,31

119,73

50,88

170,61

8,48

162,13

12,97

149,16

5

628,78

943,17

150,91

64,14

215,04

10,69

204,35

16,35

188,00

6

703,89

1055,83

168,93

71,80

240,73

11,97

228,76

18,30

210,46

7

703,89

1055,83

168,93

71,80

240,73

11,97

228,76

18,30

210,46

8

734,06

1101,10

176,18

74,87

251,05

12,48

238,57

19,09

219,49

9

642,22

963,34

154,13

65,51

219,64

10,92

208,72

16,70

192,02

10

642,22

963,34

154,13

65,51

219,64

208,72

16,70

192,02

11

642,22

963,34

154,13

65,51

219,64

10,92

208,72

16,70

192,02

12

642,22

963,34

154,13

65,51

219,64

10,92

208,72

16,70

192,02

13

566,78

850,18

136,03

57,81

193,84

9,64

184,20

14,74

169,47

14

566,78

850,18

136,03

57,81

193,84

9,64

184,20

14,74

169,47

15

442,86

664,29

106,29

45,17

151,46

7,53

143,93

11,51

132,42

16

442,86

664,29

106,29

45,17

151,46

7,53

143,93

11,51

132,42

17

229,36

344,04

55,05

23,39

78,44

3,90

74,54

5,96

68,58

18

229,36

344,04

55,05

23,39

78,44

3,90

74,54

5,96

68,58

19

229,36

344,04

55,05

23,39

78,44

3,90

74,54

5,96

68,58

20

229,36

344,04

55,05

23,39

78,44

3,90

74,54

5,96

68,58

Итого

9324,2

13986,2

2237,8

951,1

3188,9

158,5

3030,4

242,4

2787,92

Источник: Составлено автором на основе расчетов

Роялти представляет собой плату за право разработки и добычи природных ресурсов. В данном примере он составляет 8% и подлежит уплате государству.

В следующей части расчетов рассчитывается компенсационная продукция, состоящая из эксплуатационных затрат, компенсации исторических затрат и инвестиций инвестора.

Годы

Эксплуатационные затраты, $/тонна

Эксплуатационные затраты, млн. $

Компенсация исторических затрат, млн. $

Компенсация инвестиций инвестора, млн. $

Итого компенсационная продукция, млн. $

Прибыльная продукция, млн. $

Доля инвестора в прибыльной продукции 34%, млн. $

Доля государства в прибыльной продукции 66%, млн. $

1

33

4,31



4,31

11,30

3,84

7,46

2

33

14,24

25


39,24

12,37

4,21

8,17

3

33

26,75

25

8

59,75

37,19

12,65

24,55

4

33

41,16

25

26

92,16

57,01

19,38

37,62

5

33

51,87

25

44

120,87

67,13

22,82

44,31

6

38

66,87

25

62

153,87

56,59

19,24

37,35

7

38

66,87

25

80

171,87

38,59

13,12

25,47

8

38

69,74

25

92

186,74

32,75

11,13

21,61

9

38

61,01

25

74

160,01

32,01

10,88

21,13

10

38

61,01

25

56

142,01

50,01

17,00

33,01

11

38

61,01

25

38

124,01

68,01

23,12

44,89

12

38

61,01

25

20

106,01

86,01

29,24

56,77

13

38

53,84



53,84

115,62

39,31

76,31

14

38

53,84



53,84

115,62

39,31

76,31

15

40

44,29



44,29

88,13

29,96

58,17

16

40

44,29



44,29

88,13

29,96

58,17

17

42

24,08



24,08

44,50

15,13

29,37

18

42

24,08



24,08

44,50

15,13

29,37

19

44

25,23



25,23

43,35

14,74

28,61

20

44

25,23



25,23

43,35

14,74

28,61

Итого

880,73

275

500

1655,73

1132,19

384,94

747,25

Источник: Составлено автором на основе расчетов

Компенсация исторических затрат производится равными долями в течение 11 лет, начиная со второго года. Компенсация инвестиций инвестора возмещается распределением инвестиций на 3 года с последующим суммированием за каждый год.

Таким образом, прибыльная продукция представляет собой разность между выручкой после выплаты роялти и компенсационной продукцией.

Распределение прибыльной продукции проводится в соответствии с долей государства и инвестора в прибыльной продукции.

Годы

Оплата труда в составе экспл. затрат 30%, млн. $

НДФЛ 18% из суммы оплаты труда, млн. $

Налог на прибыль инвестора 9%, млн. $

Общая доля государства (Роялти + Налог на прибыль + Доля в прибыльной продукции + Компенсация ист. затрат +НДФЛ+НДС), млн. $

Прибыль инвестора после уплаты налога, млн. $

Компенсационная продукция инвестора (Экспл. расходы + Компенсация инвестиций), млн. $

Общая доля инвестора (Компенсационная продукция инвестора + Прибыль после уплаты налога), млн. $

Общая доля государства без НДФЛ, млн. $

1

1,29

0,23


9,94

3,84

4,31

8,15

9,70

2

4,27

0,77


41,36

4,21

14,24

18,45

40,59

3

8,02

1,44


64,93

12,65

34,75

47,39

63,49

4

12,35

2,22


86,30

19,38

67,16

86,54

84,08

5

15,56

2,80


99,14

22,82

95,87

118,70

96,34

6

20,06

3,61

19,24

128,87

148,11

92,62

7

20,06

3,61


84,35

13,12

146,87

159,99

80,74

8

20,92

3,77

1,00

82,95

10,13

161,74

171,87

79,18

9

18,30

3,29

0,98

78,02

9,91

135,01

144,92

74,72

10

1,00

0,18

1,53

87,34

15,47

117,01

132,49

87,16

11

18,30

3,29

2,08

102,88

21,04

99,01

120,05

99,59

12

18,30

3,29

2,63

115,31

26,61

81,01

107,62

112,02

13

16,15

2,91

3,54

107,13

35,77

53,84

89,62

104,22

14

16,15

2,91

3,54

107,13

35,77

53,84

89,62

104,22

15

13,29

2,39

2,70

82,30

27,27

44,29

71,55

79,90

16

13,29

2,39

2,70

82,30

27,27

44,29

71,55

79,90

17

7,22

1,30

1,36

41,89

13,77

24,08

37,85

40,59

18

7,22

1,30

1,36

41,89

13,77

24,08

37,85

40,59

19

7,57

1,36

1,33

41,16

13,41

25,23

38,64

39,80

20

7,57

1,36

1,33

41,16

13,41

25,23

38,64

39,80

Итого

246,9

44,4

26,1

1493,7

358,9

1380,7

1739,6

1449,3

Источник: Составлено автором на основе расчетов

В данном соглашении размер фонда оплаты труда был принят как 30% от размера эксплуатационных затрат. НДФЛ составляет 18% от фонда отплаты труда. Следует отметить, что по законодательству РУз инвестор не уплачивает налог на прибыль первые 7 лет.

Также необходимо вычислить долю государства без НДФЛ, т.к. он входит в состав эксплуатационных затрат, а они в свою очередь возмещаются инвестору. Таким образом сохраняется баланс.

Продолжение таблицы 2

Годы

Общая доля инвестора, %

Общая доля государства без НДФЛ, %

Единый социальный платеж 25% от ФОТ, млн. $

Общая сумма поступлений гос-ву,  млн. $

Общая сумма поступлений гос-ву с учетом дисконта 10%, млн. $

Общая доля инвестора в продукции с учетом дисконта 10%, млн. $

1

45,65

54,35

0,32

10,26

10,26

8,15

2

31,25

68,75

1,07

42,43

38,57

16,77

3

42,74

57,26

2,01

66,94

55,32

39,17

4

50,72

49,28

3,09

89,38

67,16

65,02

5

55,20

44,80

3,89

103,04

70,37

81,07

6

61,53

38,47

5,02

101,24

62,87

91,97

7

66,46

33,54

5,02

89,36

50,44

90,31

8

68,46

31,54

5,23

88,18

45,25

88,20

9

65,98

34,02

4,58

82,59

38,53

67,60

10

60,32

39,68

0,25

87,59

37,14

56,19

11

54,66

45,34

4,58

107,46

41,43

46,29

12

49,00

51,00

4,58

119,89

42,02

37,72

13

46,23

53,77

4,04

111,17

35,42

28,56

14

46,23

53,77

4,04

111,17

32,20

25,96

15

47,24

52,76

3,32

85,62

22,55

18,84

16

47,24

52,76

3,32

85,62

20,50

17,13

17

48,25

51,75

1,81

43,70

9,51

8,24

18

48,25

51,75

1,81

43,70

8,65

7,49

19

49,26

50,74

1,89

43,05

7,74

6,95

20

49,26

50,74

1,89

43,05

7,04

6,32

Итого

54,55

45,45

61,73

1555,43

702,97

807,93

Источник: Составлено автором на основе расчетов

Итак, заключительный этап - определение общей доли инвестора и государства. Общая доля инвестора определяется отношением его общей доли в стоимостном выражении к общей выручке (54,55%). Аналогично определяется доля государства (45,45%).

Также необходимо провести расчет обще суммы поступлений государства и инвестора с учетом дисконта 10%, т.е. определить величину дохода к концу периода соглашения с учетом фактора времени.

Следующим этапом оценки эффективности проекта является расчет основных показателей эффективности инвестиционного проекта:

-       чистая текущая стоимость проекта (NPV);

NPV =

-       внутренняя норма рентабельности (IRR) - это процентная ставка, при которой чистая приведённая стоимость равна 0. NPV рассчитывается на основании потока платежей, дисконтированного к сегодняшнему дню.

-       индекс прибыльности инвестиций (PI);

PI =

-       дисконтированный срок окупаемости инвестиций;

DPP =

-       точка безубыточности

ТБн =

 

Расчет данных показателей производится на основе таблицы 3.

Таблица 3 Оценка эффективности инвестиционного проекта

Годы

Выручка от реализации (с НДС), $ млн.

Эксплуатационные затраты без амортизации, $ млн.

Исторические затраты и текущие инвестиции, $ млн.

Накопленные дисконт-ные исторические затраты и текущие инвестиции, $ млн.

10%

15%

1

17,85

4,31

40

40

40

2

59,04

14,24

117

146,36

141,74

3

110,88

26,75

117

243,06

230,21

4

170,61

41,16

117

330,96

307,14

5

215,04

51,87

117

410,87

374,03

6

66,87

117

483,52

432,20

7

240,73

66,87

25

497,63

443,01

8

251,05

69,74

25

510,46

452,41

9

219,64

61,01

25

522,13

460,58

10

219,64

61,01

25

532,73

467,69

11

219,64

61,01

25

542,37

473,87

12

219,64

61,01

25

551,13

479,24

13

193,84

53,84

0

551,13

479,24

14

193,84

53,84

0

551,13

479,24

15

151,46

44,29

0

551,13

479,24

16

151,46

44,29

0

551,13

479,24

17

78,44

24,08

0

551,13

479,24

18

78,44

24,08

0

551,13

479,24

19

78,44

25,23

0

551,13

479,24

20

78,44

25,23

0

551,13

479,24

Итого

3188,86

880,73

775

Источник: Составлено автором на основе расчетов

Так как в данном проекте вложение инвестиций осуществляется не единовременно, их следует дисконтировать вместе с историческими затратами, чтобы привести к соответствующим показателям NPV.

Для расчета NPV и IRR необходимо дисконтировать чистые дисконтированные поступления до налогообложения (таблица 4).

Таблица 4 Расчет чистой текущей стоимости проекта

Годы

Чистые денежные поступления до налогообложения, млн. $

Накопленные чистые денежные поступления,  млн. $

Накопленные чистые дисконтированные поступления, млн. $

Чистые денежные поступления до налогообложения (без учета возмещения инвестора и государства)

Накопленные чистые дисконтированные поступления без учета первоначальных инвестиций, $ млн.

10%

15%

10%

15%

1

-26,45

-26,45

-26,45

-26,45

13,55

13,55

13,55

2

-72,21

-98,66

-92,09

-89,24

44,79

54,27

52,50

3

-32,87

-131,52

-119,26

-114,09

84,13

123,80

116,12

4

12,46

-119,07

-109,90

-105,90

129,46

221,07

201,24

5

46,17

-72,90

-78,36

-79,50

163,17

332,51

294,53

6

56,86

-16,04

-43,06

-51,23

173,86

440,47

380,97

7

148,86

132,82

40,97

13,12

173,86

538,61

456,13

8

156,31

289,14

121,18

71,89

181,31

631,65

524,30

9

133,63

422,77

183,52

115,57

158,63

705,65

576,15

10

133,63

556,40

240,20

153,56

158,63

772,92

621,24

11

133,63

690,02

291,72

186,59

158,63

834,08

660,46

12

133,63

823,65

338,55

215,31

158,63

889,68

694,55

13

140,00

963,65

383,16

241,48

140,00

934,29

720,72

14

140,00

1103,65

423,71

264,23

140,00

974,84

743,47

15

107,17

1210,82

451,93

279,38

107,17

1003,06

758,62

16

107,17

1317,99

477,59

292,55

107,17

1028,72

771,79

17

54,36

1372,35

489,42

298,36

54,36

1040,55

777,60

18

54,36

1426,71

500,17

303,41

54,36

1051,30

782,65

19

53,21

1479,92

509,74

307,71

53,21

1060,87

786,95

20

53,21

1533,13

518,44

311,45

53,21

1069,57

790,69

Итого

1533,13

2308,13



Источник: Составлено автором на основе расчетов

Чистые дисконтированные поступления при дисконте 10% составляют 518,44 млн.$ и 311,45 млн.$ при дисконте 15%, что говорит о том, что в целом проект эффективен, т.к. данные показатели положительны.

IRR в целом по проекту составляет 39%, что говорит о приемлемости проекта, т.к. данный показатель выше нормы доходности.

Показатель PI составляет 1,94 при норме дисконта 10%:

 

При ставке дисконта 15% PI составит 1,65:

 

Полученные значения больше 1, это говорит о том, что данное вложение капитала является эффективным.

Срок окупаемости инвестиций без учета дисконта составляет 6,1 года, а с учетом дисконта (10%) равен 6,5 года. Чем меньше данный показатель, тем лучше. Соответственно с увеличением данного показателя проект становится менее привлекательным для инвестора.

Объем продукции, при котором проект будет ни убыточным, ни прибыльным, составляет 3,09 млн. тонн, т.е. это точка безубыточности в натуральном выражении.

В таблице 5 приведены сводные показатели эффективности инвестиционного проекта, позволяющие оценить целесообразность данного проекта.

Таблица 5 Сводные показатели эффективности проекта

Показатели

Единица измерения

Сумма

Добыча нефти

тыс. тонн

2331,4

Ввод скважин

скв.

58

Выручка

млн. $

3188,9

Капитальные вложения

млн. $

500

Эксплуатационные затраты (без налогов и амортизации)

млн. $

880,73

в том числе отчисления с ФОТ

млн. $

106,13

Исторические затраты государства

млн. $

275

Суммарные затраты

млн. $

1655,73

Чистые поступления инвестору из прибыльной продукции после уплаты налогов

млн. $

358,87

Чистые дисконтированные поступления инвестору



при 10% дисконта

млн. $

200,59

при 15% дисконта

млн. $

126,87

Срок окупаемости без дисконтирования

годы

6,1

Срок окупаемости с дисконтированием 10%

годы

6,5

Внутренняя норма рентабельности IRR

%

39

Индекс доходности PI

ед.

1,94

Поступления государству:



недисконтированные

млн. $

1555,43

дисконтированные (10%)

млн. $

702,97

Поступления инвестору



недисконтированные

млн. $

1739,6

дисконтированные (10%)

млн. $

807,93

Общая доля государства

%

45,45

Общая доля инвестора

%

54,55


Несмотря на то что, основные показатели эффективности проекта находятся в приемлемых пределах и осуществление проекта в целом эффективно, поступления государству (1555,43 млн.$), а, соответственно, его доля в проекте (45,45%) находятся на достаточно низком уровне, по сравнению с поступлениями инвестора (1739,6 млн.$) и его долей (54,55%).

Данный факт не является благоприятным для государства, и соглашение подлежит к пересмотру с целью выявления способов и методов для установления взаимовыгодных условий.

2.2 Анализ показателей экономической эффективности проекта

С помощью этого анализа на базе полученных данных можно установить наиболее приоритетные с точки зрения риска факторы, а также разработать наиболее эффективную стратегию реализации инвестиционного проекта.

Отметим, что, несмотря на все преимущества метода анализа чувствительности проекта: объективность, простоту расчетов, их наглядность (именно эти критерии положены в основу его практического использования), данный метод обладает серьезным недостатком однофакторностью. Он ориентирован только на изменения одного фактора проекта, что приводит к недоучету возможностей связи между отдельными факторами или недоучету их корреляции.

Поэтому на практике используется также метод анализа сценариев. Он включает в себя учет одновременного (параллельного) изменения ряда факторов, влияющих на степень риска проекта. Таким образом, определяется воздействие одновременного изменения всех основных переменных проекта, характеризующих его денежные потоки (приток и отток денежных средств). Важным преимуществом метода является тот факт, что отклонения параметров (от базовых значений) рассчитываются с учетом их взаимосвязей (корреляции).

Это один из основных методов количественного анализа риска, трудоемкий, но при использовании соответствующего программного обеспечения весьма показательный и точный. Суть его состоит в следующем: чем сильнее реагируют показатели экономической эффективности проекта, на изменения входных величин, тем сильнее подвержен проект соответствующему риску.

Анализ чувствительности позволяет определить ключевые (с точки зрения устойчивости проекта) параметры исходных данных и рассчитать их критические, т.е. предельно допустимые, значения.

Для проведения анализа чувствительности необходимо рассмотреть следующие факторы:

-       повышение эксплуатационных затрат на 10%;

-       снижение экспортной цены на 10%;

-       снижение объема экспорта на 10%;

-       снижение объема добычи на 10%;

-       увеличение капитальных вложений на 20%.

Также следует проанализировать чувствительность при действие всех вышеперечисленных факторов.

В качестве результирующих показателей реализации проекта могут выступать:

-       чистый дисконтированный доход;

-       внутренняя норма доходности;

-       индекс доходности;

-       срок окупаемости;

-       точка безубыточности.

Абсолютный анализ чувствительности позволяет определить численное отклонение результирующих показателей при изменении значений исходных переменных.

Результаты анализа чувствительности приводятся в табличной или графической формах. Последняя является более наглядной и должна применяться в презентационных целях.

Недостаток метода: не всегда анализ чувствительности правомерен, так как изменение одной переменной, необходимой для расчета может повлечь изменение другой, а этот метод однофакторный.

В таблице 6 приведены результаты анализа чувствительности всех экономических показателей.

Таблица 6 Результаты анализа чувствительности проекта

Показатели эффективности инвестиционного проекта

Без учета риска

C учетом риска повышения эксплуатационных затрат на 10 %

С учетом риска снижения экспортной цены на 10%

С учетом риска снижения объема экспорта на 10%

С учетом снижения объема добычи на 10 %

С учетом увеличение объема инвестиций на 20%

С учетом всех рисков

NPV при 10% дисконта, млн.$

518,4

479,1

415,8

334,5

301,1

439,0

45,9

NPV при 15% дисконта, млн.$

311,5

282,8

235,8

175,9

151,1

239,5

-50,0

IRR

39%

37%

31%

28%

24%

28%

12%

PI при 10% дисконта

1,94

1,87

1,75

1,61

1,55

1,70

1,07

PI при 15% дисконта

1,65

1,59

1,49

1,37

1,32

1,43

0,91

Срок окупаемости без дисконта, годы

6,1

6,3

6,6

7

7,2

6,8

10,2

Срок окупаемости с дисконтом в 10%, годы

6,5

6,7

7,2

7,8

8,1

7,5

14,7

Точка безубыточности, млн. тонн

3,09

3,46

3,37

3,63

3,088

3,087

4,06

Источник: Составлено автором на основе расчетов

Если проанализировать данные таблицы, можно сделать следующие выводы:

o   показатели эффективности проекта, где риски ещё не учитываются, находятся в приемлемых пределах, а, именно, показатели NPV при 10% и 15% дисконта имеют положительные значения. Внутренняя норма рентабельности составляет 39%, величина достаточно высокая. Показатели PI больше единицы при ставках дисконта 10% и 15%, что говорит о приемлемости проекта. Сроки окупаемости вложенных инвестиций 6,1 год без дисконта и 6,5 лет с учетом 10% дисконта, данный показатель ниже по сравнению с ситуациями, рассчитанными с учетом рисков. Точка безубыточности составляет 3,09 млн. тонн, т.е. при данном объеме производства проект не приносит ни прибыль, ни убыток.

o   изменение показателей при различных случаях рисковых ситуаций нагляднее рассмотреть в графическом виде (рисунок 3,4)

Рис. 3 Изменение показателя IRR от влияния различных факторов

Источник: Составлено автором

Как видно из графика, наибольшее влияние на показатель IRR оказывает изменение уровня добычи, а, именно, ее снижение, наименее чувствителен данный показатель к повышению эксплуатационных затрат. В целом риски довольно закономерно влияют на показатель внутренней нормы рентабельности.

Рис.4 Изменение показателя NPV от влияния различных факторов

Источник: Составлено автором

Экономический показатель NPV в целом чувствителен к разным видам рисков в большей или меньшей степени. Свое минимальное значение он достигает при снижении объема добычи, уменьшаясь в 1,7 раз по сравнению с ситуацией без риска. Стоит отметить, что изменение показателя NPV при ставках дисконта 10% и 15% при различных факторах происходит равномерно.

Индекс доходности не изменяется в сторону отрицательного влияния на эффективность проекта при всех рассмотренных факторах, достигая своего минимального значения 1,55 (не дисконтированный) и 1,32 (дисконтированный) при снижении добычи.

Срок окупаемости проекта увеличивается под влиянием данных факторов, достигая своего максимального значения (7,2 лет) при снижении объемов добычи. Аналогичная ситуация и с точкой безубыточности.

Таким образом, можно однозначно сказать, что проект наиболее чувствителен к риску снижения объема добычи. Остальные факторы в различной степени влияют на экономические показатели, не отображая стабильную тенденцию.

При самом пессимистичном варианте разработки проекта одновременное влияние всех факторов приводит к тому, что проект в целом становится неэффективным в силу того, что основные показатели выходят за пределы приемлемости. Показатель NPV при 10% дисконта снижается в 11 раз по сравнению с ситуацией, не учитывающей риски, и меньше в среднем в 8,5 раз ситуаций с различными видами рисков. При 15% дисконта данный показатель вовсе становится отрицательным, что говорит о неэффективности данных капитальных вложений. Показатель IRR равен 12%, т.е. практически сравнялся со ставкой дисконта. Индекс доходности инвестиций с учетом дисконта 10% составляет 1,07, что является пограничным значением, ниже которого реализация проекта нецелесообразна. При дисконте 15% данный показатель и достигает неприемлемого значения (0,91). Срок окупаемости с учетом всех рисков вырос до 10 лет (без дисконта) и 15 лет (дисконт 10%). Точка безубыточности увеличивается до 4,06 млн. тонн и это при том, что объем добычи падает.

Подводя итог, следует отметить, что анализ чувствительности позволил выявить основные угрозы для реализации данного проекта, которые невозможно не учитывать в условиях жесткой конкуренции и постоянно изменяющегося рынка углеводородного сырья.

Глава 3. Путь совершенствования реализации по договору СРП (соглашения о разделе продукции)

.1 Основные направления улучшения реализации проекта

Исходя из анализа чувствительности проекта к различным рискам, можно выделить нескольких направлений совершенствования экономической эффективности проекта. В первую очередь, необходимо обратить внимание на наиболее значимый фактор, к которому чувствительны основные показатели эффективности проекта. Таким фактором выступает объем добычи нефти. Необходимо разобраться в составляющей данного фактора. Объем добычи зависит от следующих показателей:

-       коэффициента извлечения нефти;

Данный показатель может быть увеличен путем применения инновационных технологий в области новых методов разработки и способов интенсификации добычи нефти.

-       продолжительность работы скважины;

Здесь вопрос стоит в снижении простоев по причинам сбоя в снабжении и неисправности оборудования, требующего ремонта. Таким образом, ремонт основных средств - это не профилактическая мера «для галочки», а ответственное мероприятие, обеспечивающее надежную и качественную работу оборудования. Данные мероприятия должны проводиться своевременно, поскольку любые неисправности и аварии являются следствием простоя, а это в свою очередь влечет убытки предприятия. Своевременное снабжение материалами для непрерывной работы скважины заключается в заключении договоров на поставку в строго ограниченные сроки.

Таким образом, данный фактор можно сгладить путем его непосредственно изменения в сторону роста. Развитие НТП позволяет модернизировать действующие мощности и повышать тем самым качество работы нефтедобывающих, геологоразведочных и буровых предприятий.

Также при расчетах основных технико-экономических показателей было выявлено, что общая доля инвестора (54,55%) выше общей доли государства (45,45%). Подобная ситуация является невыгодной государственной стороне, хоть и обусловлена рядом закономерных причин. К таким относится высокая доля инвестора в прибыльной продукции, большой объем инвестиций и высокие эксплуатационные расходы.

На протяжении всего проекта доля инвестора в прибыльной продукции остается постоянной величиной, хотя мировая практика применения СРП вводит ранжированное его значение, зависящее от показателя внутренней нормы рентабельности. Данный показатель подвержен изменению в течении всего проекта и зависит от чистых дисконтированных поступлений. Таким образом, можно устанавливать различную долю государства в прибыльной продукции в зависимости от показателя IRR, а именно, при уменьшении величины данного показателя, увеличивается доля инвестора в прибыльной продукции, и наоборот.

Высокие эксплуатационные затраты могут быть обусловлены завышенной стоимостью работ подрядных организаций, осуществляющих ремонт оборудования, так что в этом направлении необходим строгий контроль за соблюдением условий договора.

Еще одной мерой по совершенствованию экономической эффективности проекта на условиях СРП является укрепление законодательной базы в области налогообложения, поскольку параллельное существование двух налоговых режимов снижает прозрачность и уменьшает доходы бюджета. Отсюда исходит и разработка грамотной учетной политики предприятия и установление строгого контроля за его деятельностью.

Если говорить в целом о повышения эффективности и ускорения реализации нефтегазовых проектов на условиях СРП, необходимо создать единый государственный орган по регулированию деятельности СРП. Новый государственный орган должен обладать необходимыми полномочиями и ресурсами для комплексного решения всех вопросов, связанных с СРП, что позволит сократить период подготовки Соглашений, устранить параллелизм и дублирование при получении различного рода согласований, разрешений, сертификатов, лицензий и ускорит получение продукции и доходов по проектам.

При формировании единого государственного органа необходимо предусмотреть создание координационного центра по организации работ по привлечению конкурентоспособных отечественных подрядчиков в работах по СРП, созданию эффективного механизма подготовки и финансовой поддержки предприятий с целью повышения их конкурентоспособности.

Создание такого государственного органа позволит добиться единой государственной политики в области подготовки, реализации и контроля за исполнением соглашений о разделе продукции.

Заключение

Соглашение о разделе продукции занимает сегодня особое место среди механизмов привлечения долгосрочных иностранных инвестиций в отечественную экономику. Работая в рамках СРП, инвестор заключает соглашение с государством, по которому государство предоставляет инвестору участок недр и выдает лицензию на право его разработки. Таким образом, сотрудничество осуществляется на взаимовыгодных условиях.

В РУЗ Закон «О СРП» регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции при осуществлении инвестиций в поиски, разведку месторождений и добычу полезных ископаемых на территории Республики Узбекистан.

Целью курсовой работы стояло проведение расчета экономической эффективности разработки нефтяного месторождения на условиях соглашения о разделе продукции, это дает возможность сделать следующие выводы:

-       первый экономический показатель, который говорит о целесообразности вложений, является общая доля поступлений, как государства, так и инвестора. В данном проекте государственная доля ниже доли инвестора.

-       для расчета основных показателей экономической эффективности инвестиционного проекта (NPV, IRR, PI, срок окупаемости и точка безубыточности) базой является денежный поток.

-       расчет основных экономических показателей позволяет сделать вывод об эффективности данного проекта, поскольку они находятся в пределах приемлемости.

-       анализ чувствительности позволил выявить основные угрозы для реализации данного проекта, так наиболее чувствителен проект к риску снижения объемов добычи нефти.

-       самый пессимистичный сценарий разработки проекта показал его непригодность и нецелесообразность. Проект в целом становится неэффективным в силу того, что основные показатели выходят за пределы приемлемости.

-       меры по повышению экономической эффективности носят как технико-экономический, так и организационный характер.

Вышеперечисленные выводы свидетельствуют о высокой эффективности и большом потенциале развития инвестиций в рамках Соглашений о разделе продукции в РУз, которые одновременно выгодны как для инвестора, так и для стороны, принимающей инвестиции.

Закон «О СРП» безусловно необходим, но для его успешного функционирования необходимо:

. Оптимизировать схему приобретения прав на земельный участок для нужд недропользования одним из следующих способов:

-       совершенствованием административной и судебной процедур изъятия земельного участка для государственных нужд. В этих целях следует внести изменения и дополнения в земельное и горное законодательства, предусматривающие возможность изъятия земельного участка для государственных нужд в целях недропользования;

-       упрощенной процедурой оформления земельного дела отдельно от производства экологической экспертизы.

.        В горном законодательстве необходимо регламентировать процедуру установления права ограниченного пользования земельным участком для пользования участком недр (земельный сервитут для целей недропользования) и права ограниченного пользования смежными участками недр (горный сервитут). Споры, связанные с указанными сервитутами, должны рассматриваться судами.

3.      Целесообразно рассмотреть возможность внесения в ГК РУз изменений и дополнений, легализирующих земельный сервитут в целях недропользования как один из видов земельных сервитутов.

Список использованной литературы

1.      Закон РУз "Об инвестиционной деятельности" от 24 декабря 1998 года, №719-I.

.        Закон РУз «О недрах» от 13.12.2002 г.

.        Закон РУз «О соглашениях о разделе продукции» от 7.12.2001 г.

4.      Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (с изменениями и дополнениями)

5.      Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: Узбекистан 2009. (стр. 57-58)

.        Постановление Президента РУз «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» от 15 июля 2008 г. № ПП-916.

.        Вознесенская Н.К. Соглашения о разделе продукции в сфере нефтедобычи. - М.: Нефтеотдача, 2009. (стр. 43-59)

.        Гольдштейн Д.В. Внутренняя норма доходности инвестиционных проектов // Право и экономика. - 2003. № 4. - С. 79-90.

.        Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. - М: Финансы и статистика. 2001.-420 с.

.        Инвестиционное проектирование: Практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов./ Под ред. С.И. Шумилина М.: АО: "Финистатинформ", 2000г. (стр. 105-109)

.        Клеандров М.И. "О нефтегазовом законодательстве", сб. Государство и право на рубеже веков, Москва, 2001; (стр. 143-159)

.        Кокиаури Л., Бебиашвили Н. Разработка инвестиционных проектов как этап инвестиционной деятельности // Общество и экономика. - 2006. № 7-8. - С. 215-220.

.        Конопляник А.А. Законы о концессиях и разделе продукции. Энергия. Экономика. Техника. Экология. - 2006. - № 5. - С. 2-8.

14.    Липсиц И.В. "Инвестиционный проект: методы подготовки анализа". Учебно.-справочное пособие М. : БЕК, 2000г. (стр. 15-19)

15.    Лукьянчиков Н.Н. Экономический механизм управления природными ресурсами // Экономика природопользования. - 2004. - № 2. - С. 18 - 1

.        Пособие по подготовке инвестиционных проектов в нефтедобывающей области. Мн.: НПЭЦ-ЭКО, 1996г. (стр. 61-65)

.        Станиславчик Е. Дисконтирование в оценке эффективности инвестиций // Проблемы теории и практики управления. - 2007. № 3. - С. 47-52.

.        Сухарев О., Берестов В., Кузнецов С. Управление инвестиционным процессом на производственном предприятии // Инвестиции в России. - 2003. № 5. - С. 23-35.

.        Челмакина Л. Развитие методических подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов // Проблемы теории и практики управления. - 2009. № 1. - С. 71-82.

20.    <http://lex.uz>

Похожие работы на - Экономическая оценка проектов на условиях соглашения о разделе продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!