Теоретико-экономические основы монопольной власти

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    580,91 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретико-экономические основы монопольной власти

Содержание

 

Введение

Глава 1. Сущность монополизма и монопольной власти

.1 Понятие монопольной власти

1.2 Показатели и источники монопольной власти

Глава 2. Проявление монопольной власти

.1 Виды монопольной власти

.2 Социально-экономические последствия монопольной власти

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Власть выступает фундаментальной категорией человеческого бытия, пронизывающей все сферы его жизнедеятельности. Власть пронизывает социально-экономическое пространство на всех уровнях, проявляясь в различных формах, оказывает монопольное воздействие. Власть монополизирует пространство своего влияния, превращаясь в монопольную власть, в тоже время возникновение монопольной власти обусловлено условиями экономического пространства.

В новой экономической системе происходит появление очагов новой монопольной власти, которая теперь исходит не только от государства, но и от субъектов хозяйствования. Активность данных субъектов, заинтересованных в упрочнении своих рыночных позиций, в росте своей монопольной власти, неизбежно порождает угрозы конкуренции. Ведь механизм хозяйствования в современных условиях есть тесное переплетение конкурентных и монопольных отношений: с одной стороны, развивается конкуренция на многих рынках товаров и услуг, растет число самостоятельных хозяйствующих субъектов. С другой стороны, интенсифицируются консолидация капиталов и экономическая концентрация, растет экономическое могущество определенных хозяйственных структур, усиливаются монополистические тенденции в экономике.

В настоящее время повышение конкурентоспособности наряду с ускоренной диверсификацией экономики поставлено в центр Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.. Переход России на концепцию устойчивого развития в условиях усиления процессов глобализации мирового хозяйства обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования управления конкурентоспособностью. В этой связи важно осмысление сути и причин возникновения монополистических новообразований в условиях конкурентных взаимоотношений субъектов хозяйствования, т.к. доминирующее положение на рынке одной или нескольких (например, естественных) монополий не только затрудняет доступ на него других субъектов хозяйствования, но и препятствует развитию подлинно рыночных отношений в целом.

Всё указанное предопределяет актуальность осуществления анализа сущности и форм проявления монопольной власти.

Степень разработанности проблемы. Проблемы монопольного положения фирм на рынке и несовершенства рынка волновали многих мыслителей, исследовавших экономические процессы. Еще Аристотель упоминал проблему исключительного положения на рынке. А. Смит в своем главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» также затрагивает проблему монополизации рынка и опасности сговора на нем. Современный этап в развитии теории рыночной власти ведёт свой отчёт с работы Аббы П. Лернера «Понятие монополии и измерение монопольной власти», опубликованной в 1934 г.. Работа А. Лернера базировалась на основе теории монополистической конкуренции, разработанной Дж. Робинсон и Э. Чемберленом. Их работы перевернули представление современников о конкурентной борьбе. Дальнейшее развитие данная теория получила в работах Дж. Бейна, Э. Мейсона. Существенный вклад в развитие концепции функционирования доминирующих рыночных структур внесли О. Уильяме, М. Портер.

Дальнейшие исследователи проблематики рыночной власти опирались на предложенные Лернером предпосылки. Важный вклад в рассмотрение вопросов, касающихся монопольной власти, внесли современные российские исследователи Л.В. Антосик, Д.Д. Еникеева, Н.А. Литвинова, Д.В. Новиков, М.В. Петрищев, К.Е. Ульянов, С.В. Федоров, Г.Д. Черемин, А.Е. Шаститко и др.

Целью настоящей работы является исследование теоретико-экономических основ монопольной власти.

Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:

дать понятие монопольной власти;

изучить факторы и источники формирования монопольной власти;

проанализировать показатели монопольной власти.

исследовать формы проявления монопольной власти в российской экономике и экономике других стран;

определить социально-экономические последствия монопольной власти.

Объект исследования: экономические и институциональные отношения, возникающие в связи с функционированием монопольной власти, и особенности их развития в России.

Предмет исследования: хозяйствующие субъекты, обладающие монопольной властью.

Теоретической основой работы являются зарубежные и отечественные теоретические и методологические разработки в области монополизма и монопольной власти.

Методологической основой работы является совокупность общих методов познания: диалектического, институционального, исторического, структурно-функционального, системного подходов. В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие основные методы научного познания: метод научной абстракции, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Информационной базой исследования послужили работы ряда западных и отечественных ученых, исследовавших природу, сущность и практику осуществления монопольной власти, публикации в периодической печати, факты, опубликованные в экономической литературе.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

Глава 1. Сущность монополизма и монопольной власти

 

.1 Понятие монопольной власти


Власть - «категория человеческого бытия, обусловленная самой природой человека». Закономерностью развития власти является ее стремление к абсолютной власти, что превращает власть в монопольную, а ее субъект - в монополию.

В специальной литературе можно встретить различные понятия монопольной власти, при этом «…понятие монопольной власти в рыночных теориях носит, как и многие другие категории, формализованный, социально нейтральный характер».

Монопольная власть - это «способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара», причем «монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки». «Монопольная власть - это возможность монополии (продавца) повышать цену на свою продукцию при ограничении своего собственного объема производства».

Л.В. Антосик пишет: «Монопольная власть представляет собой возможность фирмы оказывать влияние на общие условия обращения товара на рынке, например, устанавливать цену, изменяя продаваемое количество этого товара».

Есть более развёрнутые определения:

«Монопольную власть можно определить как способность фирмы устойчиво реализовывать свою продукцию по ценам выше предельных издержек, а способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки».

«Монополистическая власть картеля, как объединения независимых субъектов рынка, преследующих одну цель, проявляется в установлении монопольных цен и разделения рынка по ценовому признаку или по объему выпуска, которого придерживаются все его участники, сохраняющие свою самостоятельность».

Понятие «монопольная власть», являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии. Как экономическое явление монопольная власть известна с древних времен. Первобытные сообщества монопольно распоряжались определенной частью природных и материальных ресурсов. Типичными монополистами были рабовладельцы и помещики. Монопольная власть поддерживалась религиозными, военными, административными и иными рычагами.

Сам термин «монополия» употребляется в основном в следующих значениях:

чистая монополия - единственный продавец;

монополия, как фирма, занимающая на рынке доминирующее положение;

монополия, как структура рынка, в которой присутствует рыночная власть;

соглашение хозяйствующих субъектов о совместных действиях (прекращении конкуренции) в виде явного или неявного сговора (связанные соглашением хозяйствующие субъекты в последнем случае могут вести себя как один, однако внутри вновь образовавшегося предприятия, как показала практика, может вестись борьба за дополнительные привилегии).

В качестве функций монопольной власти исследователи называют следующие:

запрещение или ограничение определенных действий в поведении объекта;

принудительное направление объекта к реализации определенных действий;

разрешение набора определенных действий.

Важно провести разграничение понятий монопольной, рыночной и экономической власти. Рыночная власть возникает, когда рыночный механизм заменяется внутрифирменным и компания начинает самостоятельно определять поведение других рыночных субъектов. Иными словами, обладающая рыночной властью компания определяет действия своих конкурентов, и чем большие возможности имеет фирма при навязывании своих условий конкурентам, тем большей рыночной властью она обладает. Понятие экономической власти характеризует возможности фирменного влияния, выходящие за пределы рынка. Монопольная власть является частным случаем рыночной власти.

Все указанное дает возможность показать различие между рыночной и монопольной властями: монопольная власть характеризует власть продавца на рынке монополии. Однако некоторые авторы считают монопольную власть вообще не рыночной: «Власть не рыночная (не власть конкуренции), а именно монопольная, идентичная феодальной, когда потребителя принуждают к цене, качеству, спросу и даже месту покупки».

Отношения монопольной власти как модели приведены на рис. 1 (приложение 1). Носителем монопольной власти в данной модели является субъект, который создает властное поле.

По мнению Н.А. Литвиновой, «термин "монопольная власть" можно использовать как обобщающую характеристику различных рыночных структур, которые отклоняются от чистой конкуренции и относятся к типу рынков с "несовершенной конкуренцией"». Поэтому монопольную власть целесообразно рассматривать как с позиций властных отношений, так и с позиций структуры рынка.

Классификация структуры рынка базируется на определении продавцов и природы продукта (табл. 1, приложение 2). Кратко охарактеризуем основные черты различных моделей рынка.

Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм-продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путем изменения объема производства. Цена навязана фирме-производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. Экономикс обычно в характеристику чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объемы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.

Для общества совершенная конкуренция - стимул к минимизации издержек и максимальному приближению оплаты труда к его предельной производительности. Прибыль выступает здесь как результат предпринимательской активности при стандартных возможностях. Й. Шумпетер (1883-1950), выдающийся представитель австрийской экономической школы и идеолог предпринимательства, называет подобную прибыль статической.

Противоположностью чистой конкуренции выступает чистая монополия. Продукт создается единственной фирмой греческое слово «монополия» означает один продавец), вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, распределение, кредиты и т.д.). Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок.

Однако чистая монополия в жизни встречается довольно редко. Практика показывает, что чистая монополия, как правило, существует в теории. Но многие рыночные структуры по основным параметрам очень близки к ситуации чистой монополии, чем к какой-либо другой рыночной модели. Так, к отраслям чистой монополии принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение.

При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции. Как видно на рис. 2 (приложение 2), при совершенной конкуренции точка оптимума (К) типичной фирмы определяется пересечением спроса и предложения (совпадающего с МС выше min SAVC).

Структуры совершенной конкуренции и монополии достаточно условны и односторонни. Первая сводит механизм регулирования экономики к рынку, вторая - к административно-командным методам. Но в реальной жизни эти механизмы переплетаются, взаимодействуют друг с другом. Реальные рыночные структуры находятся между ними.

Подобно монополиям, олигополисты и монополистические конкуренты имеют определенную степень контроля над ценой производимых ими продуктов. Но в отличие от монополистов они вынуждены делить рынок с другими производителями.

Монополистически конкурентные отрасли состоят из огромного количества небольших фирм. Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того на монополистических рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.

На олигополистических рынках гocподствуют немногие крупные фирмы.

Таким образом, модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли и по тому, насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Рыночная система базируется на принципе экономической целесообразности, на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. К этому подталкивают условия конкуренции, стремление обойти соперника, предложив на рынке товар более высокого качества и по более низкой цене.

Следует подчеркнуть и диалектическую взаимосвязь монополии и конкуренции, монопольных и конкурентных начал в рыночном механизме. В этой связи методология современного исследования монополии, монопольной власти должна учитывать процессы непрерывного взаимодействия конкурентно-монопольных сил, многоаспектность содержания монополии, разноразмерность ее субъектов, множественность источников, а также неоднозначные социально-экономические последствия данного феномена. Монополию как явление хозяйственной жизни и сторону рыночной самоорганизации следует оценивать в единстве её негативных и позитивных эффектов.

Итак, монопольную власть можно определить как экономические отношения одностороннего и необратимого влияния господствующего субъекта рынка на другие экономические субъекты, направленные на принуждение к выполнению выгодного для него рода действий, на основе неравенства экономических условий хозяйствования.

.2 Показатели и источники монопольной власти

Один из способов количественного определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название «показатель монопольной власти Лернера». Наличие монопольной власти и ее значение определяется на основе данного показателя, который имеет вид (1):

 (1)

где L - коэффициент Лернера,

Эц - эластичность спроса по цене товара.

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы: P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

Коэффициент Лернера может также быть выражен через коэффициент эластичности, используя универсальное уравнение ценообразования:

(P-MC)/P = -1/Ed (2)

Мы получаем уравнение:

= -1/Ed (3)

где Еd - эластичность спроса на продукцию фирмы по ценам.

Например, при эластичности спроса Е = -5 коэффициент монопольной власти L = 0,2. Однако высокая монопольная власть на рынке не гарантирует фирме высокой экономической прибыли. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у нее выше средние совокупные издержки.

Для оценки монопольной власти <#"664139.files/image002.gif"> (4)

§   IHH - индекс Херфиндаля - Хиршмана;

§   S1 - удельный вес самого крупного предприятия;

§   S2 - удельный вес следующего по величине предприятия;

§   Sn - удельный вес наименьшего предприятия.

Высоко монополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля - Хиршмана превышает 1800.

При значении этого индекса до 400 будет свободная конкуренция, от 400 до 1000 - монополистическая конкуренция, от 1000 до 3000 - олигополия, свыше 3000 - монополия. Например, в регионе Тюменская область и Ханты-Мансийский АО существует 4 поставщика электроэнергии. Первый - это три электростанции в Тюмени и Тобольске, их собственник - Финляндия. Они в поставках на рынок имеют долю в 14,8%. Другой поставщик - Сургут ГРЭС-2, собственник - Германия, имеет долю на рынке 42,3%, третий поставщик - Сургут ГРЭС-1, собственник - Газпром, имеет долю 28,9%. Четвёртый - Нижневартовская ГРЭС (собственник - Газпром) имеет долю 14,1%. Вместе они образуют олигополию, в которой индекс Херфиндаля - Хиршмана равен 3042, т.е. это фактически чистая монополия.

Итак, количество участников рынка здесь переходит в качество их взаимодействия: и цена, и полезность товара в олигополии может в долгосрочном периоде «консервироваться» из-за взаимного интереса всех ее участников в сохранении высокой, фактически монопольной цены.

Источники монопольной власти любого несовершенного конкурента, как это следует из выведенной выше формулы (3), связаны с факторами, определяющими эластичность спроса на продукцию фирмы. К ним относятся:

. Эластичность рыночного (отраслевого) спроса на продукцию фирмы (в случае чистой монополии рыночный спрос и спрос на продукцию фирмы совпадают). Эластичность спроса фирмы обычно больше либо равна эластичности рыночного спроса.

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене, выделяют:

§   наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (чем больше заменителей, тем выше эластичность; при чистой монополии не существует совершенных заменителей товара, и риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);

§   временной фактор (рыночный спрос, как правило, более эластичен в долгосрочном периоде и менее эластичен в краткосрочном. Это связано с временным лагом реакции потребителя на изменение цены и большой вероятностью появления со временем товаров-заменителей);

§   долю расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем выше эластичность спроса по цене);

§   степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, то эластичность будет скорее низкой, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса, т.е. рынок будет эластичным);

§   разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает, а сокращение цены расширяет сферу экономически оправданного применения данного товара. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);

§   важность товара для потребителя (товары первой необходимости (зубная паста, мыло, услуги парикмахера) обычно неэластичны по ценам; товары же, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуются большей эластичностью).

. Число фирм на рынке. Чем меньше фирм на рынке, тем при прочих равных условиях больше возможность отдельной фирмы влиять на цены. При этом значение имеет не просто общее число фирм, а число наиболее влиятельных, имеющих существенную долю на рынке, так называемых «основных игроков». Поэтому очевидно, что если на две крупные компании приходится 90% объема продаж, а на оставшиеся 20 - 10%, то у двух крупных фирм большая монопольная власть. Такое положение называется концентрацией рынка (производства).

. Взаимодействие между фирмами. Чем более тесно взаимодействуют между собой фирмы, тем выше их монопольная власть. И наоборот, чем агрессивнее конкурируют между собой компании, тем слабее их возможности воздействовать на рыночные цены. Крайний случай, ценовая война, может сбить цены до конкурентного уровня. В этих условиях отдельная фирма будет опасаться поднять свою цену, чтобы не потерять своей доли на рынке, и, таким образом, будет обладать минимальной монопольной властью.

Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая тем самым монопольную власть на долговременном этапе.

Итак, источники или факторы монопольной власти: доля фирмы в рыночном предложении; отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью; эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке. В целом, монополия характеризуется множественностью источников ее возникновения, которые можно сгруппировать в ресурсно-технологические, ресурсно-организационные, ресурсно-продуктовые и ресурсно-интеллектуальные. Ресурсно-технологическую основу имеют монополии, возникшие в результате обладания редким ресурсом или уникальной технологией. Ресурсно-организационные - монополии, возникшие в результате концентрации капитала и производства. Ресурсно-продуктовые - монополии, осуществляющие дифференциацию продукции. Ресурсно-интеллектуальная основа имеется у монополий, основанных на обладании уникальными знаниями. Таким образом, когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, говорят, что они обладают монопольной властью, и определяют монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

монополизм власть экономика

Глава 2. Проявление монопольной власти

.1 Виды монопольной власти

В литературе, на основе классификационных принципов сформирована типология монополии (табл. 2, приложение 3), которая включает:

-       доминированную (абсолютная монополия, естественная монополия, монопсония, билатеральная монополия);

-       ограниченную (независимая, ориентированная, кооперированная);

-       конкурентную (горизонтально дифференцированная, вертикально дифференцированная).

Доминированная монополия характеризует ситуацию функционирования единственного субъекта, обладающего абсолютной властью на рынке, которая обусловлена отсутствием субститутов производимого им продукта, спецификой используемой технологии производства, исключительным правом владения редким ресурсом, политикой государства.

Монополия ограниченная предполагает взаимодействие немногих концентрированных производителей, которые в силу своего положения на рынке обладают ограниченной властью над предложением продукции, способны оказывать существенное воздействие на ее цену и условия функционирования самого рынка.

Монополия конкурентная основывает свою власть на влиянии в границах отдельного сегмента рынка, что достигается посредством дифференциации продукции, направленной на выделение ее качественных или предполагаемых отличий. Дифференциация создает основу для установления прочных связей с потребителем и устойчивого контроля над частью отраслевого рынка, ослабляя зависимость субъектов от рыночной цены, в результате чего возникают барьеры, связанные с дополнительными издержками по изменению предпочтений потребителей.

Монополистическая власть институализируется в форме монополии «групп интересов», выражающих интересы различных групп и неформальных сообществ. Их власть во многом зависит от способности оказывать влияние на мнение потребителей их услуг, на общественное мнение, от того, насколько ей удастся убедить их в совпадении целей. Монополия заинтересованных групп (групп интересов) осуществляет функции по систематизации и примирению, сведению к единому знаменателю интересов всех составляющих их компонентов для последующего представления этих интересов во властных структурах. Они обеспечивают организационные формы и профессиональный опыт, необходимые для систематизации и упорядочения разнородных конфликтующих требований и интересов.

Монополия групп интересов, реализуя свою власть, воздействует на процесс принятия решений в государственных масштабах. Группы интересов концентрируют свое внимание на определенных проблемах и выбирают для достижения своих целей аккумуляцию и активизацию народных масс.

Принципами организации их деятельности выступают:

добровольность объединения;

самостоятельность;

некоммерческий характер объединения граждан;

фиксированность членства;

общность граждан по профессиональным и производственным интересам;

представительство и защита прав и интересов людей.

Основным методом реализации монопольной власти являются коллективные переговоры, на основе которых достигаются определенные договоренности. Методом монополистического давления выступает и забастовка.

В экономической литературе традиционно деление стратегий злоупотребления доминирующим положением на два типа - ценовые и неценовые действия.

Первая группа включает хищническую цену (монопольно низкую), завышенную цену продукта или услуг для конкурента, некоторые типы ценовой дискриминации.

Вторую группу составляют такие действия, как отказ в поставке, вертикальные ограничивающие контракты, связанные продажи.

В соответствии с альтернативной классификацией стратегии злоупотребления доминированием делятся на структурные и объемные. Оба типа поведения нацелены на то, чтобы понизить прибыль новичка на рынке.

Первый тип поведения подразделяется на два подтипа: 1) нацеленный на снижение спроса для конкурента; 2) нацеленный на повышение издержек конкурента.

В табл. 3 (приложение 4) представлены формы злоупотребления доминирующим положением.

Представляется важным обозначить еще одну классификацию форм проявления монопольной власти: стратегии, направленные на ухудшение положения конкурентов, включающие монопольно низкую цену, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из него другим субъектам, стратегии, влекущие негативные последствия для потребителей: монопольно высокая цена, навязывание невыгодных условий, изъятие товара из обращения, отказ от заключения договора и другие.

В ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции» определены следующие виды злоупотребления доминирующим положением (или формы проявления монопольной власти): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара; экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями; установление различных цен на один и тот же товар; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим субъектам; нарушение порядка ценообразования; манипулирование ценами на оптовом и(или) розничных рынках электрической энергии; прочее.

С формированием основ новой экономики в России начали создаваться и получать все большее распространение квазиинтегрированные структуры. Наиболее активно процесс формирования межфирменных сетей идет в машиностроении, включая автомобиле- и приборостроение. Усложнение конкурентных отношений в национальной экономике привело к возникновению новых схем владения собственностью в форме участия. В рамках системы участия у предпринимателей появляется больше возможности в реализации властного потенциала, формируемой в результате зависимости большого числа хозяйствующих субъектов от крупного предпринимательства, которое получает возможность распоряжаться чужими капиталами и извлекать из подконтрольных компаний дополнительную монопольную прибыль.

В современной экономике России формированию системы участий способствовало ряд условий: необходимость формирования интегрированных производственно-хозяйственных структур, способных к саморазвитию и выживанию в рыночных условиях; наличие структурного кризиса в промышленности, сфере научно-исследовательских работ и высоких технологий; необходимость восстановления доли внутреннего товарного рынка, потерянного в результате дезинтеграции экономики в кризисные девяностые годы; создание условий для выхода отечественных предприятий на внешний рынок.

К монополистическим объединениям, имеющим форму горизонтального контроля, относится альянс и картель.

Монополия альянса возникает в результате объединения сил конкурентных субъектов рынка в определенной ограниченной сфере деятельности сегмента рынка. Спецификой его является сохранение участниками своей конкурентности относительно партнеров в сферах деятельности, не охваченной соглашениями альянса.

Механизм действия картеля предполагает согласование между участниками масштабов снижения производства и недогрузки мощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан. В условиях нарушения баланса спроса и предложения на продукцию отрасли резкого падения цены ниже среднеотраслевых затрат и значительно большого числа производителей в отрасли такой картель дает возможность многим из них выжить.

Картель выступает преимущественно международной структурой организации деятельности монопольных субъектов, так как в большинстве стран антимонопольным законодательством осуществлен запрет на существование подобного рода объединений, который не распространяется на международные картели, выступающими носителями интересов национальных производителей в мировом масштабе.

Итак, с переходом к рыночной экономике в России начали создаваться и получать все большее распространение монополии различных видов, т.к. усложнение конкурентных отношений в национальной экономике привело к возникновению новых схем владения собственностью в форме участия. В рамках системы участия у предпринимателей появляется больше возможности в реализации властного потенциала, формируемой в результате зависимости большого числа хозяйствующих субъектов от крупного предпринимательства, которое получает возможность распоряжаться чужими капиталами и извлекать из подконтрольных компаний дополнительную монопольную прибыль.

.2 Социально-экономические последствия монопольной власти

Каждый житель нашей страны сталкивается с проблемой монополизации власти в той или иной степени. К тому же в стране в нынешнее время появляется все больше монопольных объединений, вследствие чего государство принимает активные меры по регулированию их деятельности.

В современной экономике растут масштабы кооперации труда, «острова», свободные от конкуренции. Столь же очевидно, что «поля» конкуренции не только уменьшаются, но и деформируются растущей (под воздействием концентрации производства и торговли) монополизации рынков. В итоге конкуренция «сдавливается» с двух сторон.

При такой ситуации в процессе конкуренции происходит:

) уменьшение количества индивидуальных цен предложения, реально участвующих в формировании рыночной цены;

) назначение монопольно высокой цены на данный род товара, так что для мелких его продавцов такая высокая цена, по сути, изначально предстаёт как установленная монополией, а далее «лидеры, контролирующие наибольшие доли рынка, в первую очередь конкурируют (или не конкурируют) между собой.

Действия мелких продавцов влияют на их ценовые сговоры в гораздо меньшей степени. Аналогичным образом мелкие продавцы конкурируют между собой, используя выставленные лидерами цены в качестве ориентиров. Именно внутри таких групп и возникает неявный ценовой сговор»;

) замедление или прекращение перелива ресурсов (капитала) по родам производства и продажи товаров, что вызывает устойчивое отклонение рыночной цены от той, которая до монополии считалась равновесно-конкурентной;

) замедление перелива капитала по отраслям при разноприбыльности его применения из-за неравного строения и скорости оборота капитала в условиях равенства спроса и предложения в каждой отрасли, т.е. затруднение процесса межотраслевой конкуренции.

Следует заметить, что значительная монопольная власть не всегда выражается в высоких прибылях. Часто она требует высоких непроизводительных издержек, вызванных необходимостью или потребностью монополиста участвовать в «политических играх», оплачивать услуги государственных чиновников, содержать группы высококвалифицированных лоббистов для отстаивания своих интересов на различных уровнях власти, проводить своих ставленников в выборные представительные и законодательные органы.

На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Возникает вопрос - улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?

Можно ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек).

Рис. 3 (приложение 4) показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена Рc и количество продукции Qc должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены Рc и количества Qc к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.

При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене Рc, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qc - Qm) по цене Рc. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти (рис. 4, приложение 4). Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.

Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего «лобби» и юридическими попытками избежать правительственного контроля над ценами и антимонопольного законодательства. Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем, чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок. Экономический стимул этих издержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т.е. прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.

Итак, по мере монополизации рынка, ограничения и устранения конкуренции, он (рынок) превращается во внешнюю форму какого-то иного (не рыночного) содержания: частная деятельность чистой монополии прямо претендует (и диктует) на признание её как общественно нормальной. Фактически эта монополистическая деятельность есть уже не обособленная, а формально общественная, но в частных интересах. Общество подчинено «частнику». Без конкуренции цена не будет рыночной. При полном устранении рыночной конкуренции на каком-либо рынке естественными и прочими «чистыми» монополиями наступает их произвол, если, конечно, его не ограничивает государство и общественный контроль.

Заключение

Как фундаментальная категория, определяющая экономическую жизнь, политическое и социальное развитие государства, власть многогранна и многомерна. Категорию «монопольная власть» можно определить как экономические отношения неравенства, влияния, господства и принуждения монополистических субъектов в системе рыночной организации деятельности.

Экономической закономерностью монопольной власти является постоянное воспроизводство в обществе в формах усиливающих и укрепляющих господство монополистического субъекта.

Монополизация экономики - объективный и закономерный процесс, возникающий вследствие целенаправленной концентрации, выраженной в реализации экономических отношений по поводу целенаправленного укрупнения собственности хозяйствующих субъектов и организации производительных сил.

Сущностной характеристикой монопольной власти выступает экономическая сила субъекта, которая, формируя «критическую массу», преобразовывает его в субъект монополистической власти. Экономическим поведением монополистического субъекта является рентоориентированность и ценонавязывание.

Объективной закономерностью монопольной власти является ее институционализация, которая характеризуется динамическими формами взаимозависимости между индивидами и социальными группами. Сила монопольного влияния каждой из них зависит от значимости определенного вида деятельности, реализуемой их субъектами. Механизм реализации институциональной монополистической власти и степень ее распространения определяется уровнем образования и культуры в общественной системе, уровнем технического развития экономики и распространением демократических принципов в ней.

Субъекты естественной монополии обладают существенной монополистической властью и высокой вероятностью злоупотребления ею, что определяет необходимость совершенствования методов государственного регулирования данной сферы, которые должны быть направлены на максимальное использование потенциала субъектов отрасли, посредством совершенствования программы их развития.

Закономерностью воспроизводства монопольной власти является постоянное стремление монополистического субъекта к расширению сферы контроля и влияния, к господству на рынках.

Формами воспроизводства монопольной власти выступают:

-      захват монополистическими объединениями новых сфер производственной деятельности посредством диверсификации;

-       создание разветвленных сбытовых сетей;

-       распространение сферы своей деятельности за пределы национальных границ.

Отношения монополистической власти образуют своеобразное «властное поле», где происходит раздел зон влияния экономических агентов. Такое разделение зависит от их позиций и возможности влиять, с применением потенциальной или фактической угрозы санкций за неподчинение. Инструментом влияния в этом властном поле выступают устанавливаемые господствующим субъектом правила (институты). Установленные правила выражают интересы субъекта монопольной власти и реализуются на основе его властных полномочий, принуждающих к их выполнению.

Монополии, как субъекту монопольной власти, присущ дуализм сторон, который проявляется в двойственности ее содержания и роли в экономике. Эта двойственность обусловлена с одной стороны стремлением к максимальному присвоению потребительской ренты (эту сторону можно характеризовать как «негативную»), с другой стороны - к развитию инновационности и научно-технического прогресса (как «прогрессивную» черту). Обе стороны монополии обусловлены самой ее природой двойственности.

Действенной мерой недопущения злоупотребления монопольной властью является обеспечение открытости и прозрачности деятельности субъектов всех сфер деятельности; конкретизации в их отчетности показателей деятельности.

Монополия является не девиацией капитализма, а его естественным (нормальным) экономическим институтом, возникающим в качестве средства разрешения противоречия между увеличением эксплуатации представителей наёмного труда и поддержанием высокого спроса на произведённые товары. В связи с этим, все попытки борьбы с монополизмом при сохранении капиталистической модели экономических отношений обречены на неудачу.

Отношение государства к организационно-экономическим формам монополий должно определяться не тем, что они представляют собой по форме собственности и организации, а тем, насколько их деятельность соответствует задачам, поставленным государством перед секторами экономики. Если эти структуры осуществляют глубокую переработку сырья, создавая конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынка, то можно «простить» им монопольный характер, и создать более комфортные условия, стимулирующих их инициативу, «в обмен» на прозрачность финансовой и производственной отчетности с их стороны.

Список литературы

1.           Антосик Л.В. Антиконкурентные действия органов власти в российской антимонопольной практике: региональный аспект // Власть. - 2012. - № 6. - С. 116-120.

2.      Антосик Л.В. Формы проявления монопольной власти на региональных рынках (на примере Волгоградской области) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 4. - С. 48-49.

3.      Аристотель. Политика. Пер. с древнегреч. С.И. Радцига. - М.: АСТ <#"664139.files/image003.gif">

Рис. 1. Модель монопольной власти

Приложение 2

Таблица 1


Рис. 2. Условия равновесия: чистая монополия и совершенная конкуренция

Приложение 3

Таблица 2

Классификация монополии


Приложение 4

Таблица 3

Классификация форм злоупотребления доминированием


Злоупотребление доминированием


Структурные стратегии

Объемные стратегии

Повышение издержек конкурента

Отказ в поставке (более эффективного ресурса). Ограничение нормы прибыли сверху. Нелинейные цены на продукцию. Исключающие контракты с поставщиками ресурсов или дистрибьюторами

Хищническая цена. Ограничение нормы прибыли снизу. Ценовая дискриминация

Снижение спроса для конкурента

Скидки постоянным покупателям (как форма ценовой дискриминации) и исключающие контракты. Продажи в нагрузку



Рис. 3. Кривые среднего и предельного доходов и кривая предельных издержек монополиста

Рис. 4. Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти

Похожие работы на - Теоретико-экономические основы монопольной власти

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!