Основы технологии производства и ремонта автотранспортных средств
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
«ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал
в г. Нижневартовске
Основы
технологии производства и ремонта автотранспортных средств
Технологический
расчет автотранспортного предприятия
Курсовая
работа
Выполнила: Горскина А.С.
АТХ-08
Проверил: Гуменник В.А.
Нижневартовск
2011
оглавление
1.
Исходные данные
.
Корректирование нормативной периодичности ТО и КР автомобилей
.
рАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АТП
.1
Расчет количества ТО и КР на 1 автомобиль за цикл
.2
Расчет количества ТО и КР на 1 автомобиль и весь парк ха год
.3
Расчет количества ТО и КР на весь парк автомобилей зп год
4.
Расчет количества д-1 д-2 на весь парк за год
.1
Расчет суточной производственной программы по видам ТО
.
Выбор метода организации ТО и диагностики
.Расчет
годовых обьемов работ Атп
.1
Корректирование нормативных трудоемкостей
.2
Расчет годовых обьемов работ по ТО, диагностики и ТР
.3
Расчет годового расчета работ по обслуживанию АТП
.4
Распределение годовых обьемов по производственным зонам
.расчет
численности производственных рабочих
.ИСХОДНЫЕ
ДАННЫЕ
Таблица
1.1
№
п/п
|
Наименование
показателей.
|
Значение.
|
1.
|
Марка.
Модель транспортного средства.
|
УАЗ
3909 легковой
|
2.
|
Списочное
количество транспортных средств.
|
62
|
2.1
|
Количество
новых автомобилей.
|
47
|
2.2
|
Количество
старых автомобилей.
|
15
|
3.
|
Среднесуточный
пробег .
|
121
|
4.
|
Категория
условий эксплуатации.
|
II
|
5.
|
Климатические
условия эксплуатации.
|
Холодные
(-25;-35)
|
6.
|
Количество
дней работы в году.
|
350
|
. КОРРЕКТИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПЕРИОДИЧНОСТИ ТО-1
ТО-2 И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
Корректирование нормы пробега до капитального
ремонта.
,км (2.1)
где - нормативный пробег автомобиля до
капитального ремонта;
- коэффициент, учитывающий категорию
условий эксплуатации;
- коэффициент, корректирования
учитывающий модификацию подвижного состава;
- коэффициент, корректирования
учитывающий природно-климатические условия.
Таблица 2.1
№
п/п
|
Наименование
показателей
|
Обозначение
|
Значение
|
нормативный
пробег автомобиля до капитального ремонта
|
200000
|
|
2.
|
коэффициент,
учитывающий категорию условий эксплуатации
|
0.9
|
|
3.
|
коэффициент,
корректирования учитывающий модификацию подвижного состава
|
1
|
|
4.
|
коэффициент,
корректирования учитывающий природно-климатические условия
|
0.8
|
|
,км. (2.2)
км.
где - норма пробега старых автомобилей
до капитального ремонта;
Ан - количество новых автомобилей;
Ас - количество старых автомобилей.
Межремонтный пробег для автомобилей
прошедших капитальный ремонт принимается не менее 80% от нормы пробега до новых
автомобилей.
, км. (2.3)
км.
Таблица 2.2
№
п/п
|
Наименование
показателей
|
Обозначение
|
Значение
|
1.
|
норма
пробега старых автомобилей до капитального ремонта
|
160000
|
|
2.
|
количество
новых автомобилей
|
Ан
|
47
|
3.
|
количество
старых автомобилей
|
Ас
|
15
|
Корректирование норм пробега до ТО-1 и ТО-2.
,км (2.4)
технический капитальный
ремонт автомобиль
где -норма пробега до ТО-1;
- норма пробега до ТО-2;
- коэффициент, корректирования
учитывающий категорию условий эксплуатации;
- коэффициент, корректирования
учитывающий природно-климатические условия.
Таблица 2.3
№п/п
|
Наименование
показателей
|
Обозначение
|
Значение
|
1.
|
норма
пробега до ТО-1
|
4050
|
|
2.
|
норма
пробега до ТО-2
|
16200
|
|
3.
|
коэффициент,
корректирования учитывающий категорию условий эксплуатации
|
0,9
|
|
4.
|
коэффициент,
корректирования учитывающий природно-климатические условия
|
0,9
|
|
. РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АТП
Производственная программа по техническому
обслуживанию и капитальному ремонту рассчитывается за цикл эксплуатации. Под
циклом понимается пробег или период времени сначала эксплуатации нового или
капитального отремонтированного автомобиля, с последующим пересчетом программы
на год и сутки. Производственная программа по диагностическим воздействиям
определяется в зависимости от программы по ТО-1 и ТО-2 за год. Для текущего ремонта,
выполняемого по потребности, количество не определяется. Планирование простоев
подвижного состава и объемов работ в текущем ремонте, производится исходя из
соответствующих удельных нормативов на 1000 км пробега.
.1 Расчет
количества ТО и КР на 1 автомобиль за цикл
Количество технических воздействий на 1
автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега к пробегу до
данного вида воздействия.
Количество Капитального ремонта:
(3.1.1)
Количество ТО-2:
(3.1.2)
Количество ТО-1:
(3.1.3)
(3.1.4)
Таблица 3.1.1
№п/п
|
Наименование
показателей
|
Обозначение
|
Значение
|
1.
|
Количество
КР
|
1
|
|
2.
|
Количество
ТО-2
|
7
|
|
3.
|
Количество
ТО-1
|
26
|
|
4.
|
Количество
ЕО
|
1132
|
|
5.
|
Скорректированный
нормативный пробег до КР
|
137032
|
|
6.
|
Скорректированный
нормативный пробег до ТО-2
|
16200
|
|
7.
|
Скорректированный
нормативный пробег до ТО-1
|
4050
|
|
8.
|
Среднесуточный
пробег
|
121
|
|
3.2 Расчет количества
ТО и КР на 1 автомобиль и весь парк за год
В связи с тем, что пробег автомобиля
за год отличается от пробега автомобиля за цикл. Для определения количества ТО
и КР за год необходимо сделать соответствующий пересчет полученных значений ,,,
Используя коэффициент перехода от
цикла к году
(3.2.1)
где - годовой пробег 1 автомобиля;
- число рабочих дней в году;
- число дней в цикле;
- коэффициент технической
готовности.
(3.2.2)
Таблица 3.2.1
№п/п
|
Наименование
показателя
|
Обозначение
|
Значение
|
1.
|
число
рабочих дней в году
|
350
|
|
2.
|
число
дней в цикле
|
1132
|
|
3.
|
коэффициент
технической готовности
|
0.85
|
|
Находим ТО и КР автомобиля за год.
(3.2.3)
3.3 Расчет
количества ТО и КР на весь парк автомобилей в год
(3.3.1)
где - списочное количество автомобилей.
. РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ДИАГНОСТИК НА
ВЕСЬ ПАРК ЗА ГОД
Д-1 и Д-2 - виды диагностирования.
Количество Д-1 на весь парк за год
определяется из выражения:
(4.1)
- количество автомобилей за год
диагностируемых при текущем ремонте;
- количество автомобилей за год
диагностируемых при ТО-2.
(4.2)
(4.3)
(4.4)
Исходя из этого, получаем:
(4.5)
Количество Д-2 на весь парк
автомобилей за год.
(4.6)
где - количество диагностируемых
автомобилей при проведении ТО-2;
- количество диагностируемых
автомобилей при текущем ремонте;
- количество автомобилей
диагностируемых при выборочном контроле ОТК (отдел технического контроля).
(4.7)
(4.8)
(4.9)
Исходя из этого, получаем:
(4.9.1)
.1 Расчет
суточной производственной программы по видам технического обслуживания и
диагностики
(4.1.1)
. ВЫБОР МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ
Критерием для выбора метода
Технического обслуживания является суточная производственная программа по
каждому виду обслуживания. Поточный метод организации обслуживания
рекомендуется при следующей минимальной суточной программе:
Ежедневное обслуживание - 100 и
более автомобиля.
ТО-1- более 12 автомобилей.
ТО-2 - 5 и более автомобилей.
При меньшей суточной программе принимается
метод обслуживания на универсальных постах. При ТО-1, которое проводится на
универсальных постах, диагностику Д-1 целесообразно организовать на отдельно
выделенном посту, местоположение которого обеспечивало бы удобный заезд
автомобиля из различных производственных зон.
При организации ТО-1 на поточные
линии, диагностику Д-1 целесообразно совмещать с процессом ТО-1 и располагать
диагностическое оборудование непосредственно на линии ТО. Для крупных
автотранспортных предприятий, где ТО-1 и ТО-2 производятся на нескольких
поточных линиях целесообразно организовывать выделенные специализированные
линии Д-1 с тем, чтобы автомобили могли попасть на них из различных
производственных зон. Диагностика Д-2 в основном выполняется на отдельных
постах. В автотранспортном предприятии с численностью автомобилей более 400 ед.
кроме поста Д-2 организуют пост Д-тр., для выявления неисправностей перед
текущим ремонтом. В предприятиях с численностью автомобилей более 600 ед. кроме
этого обустраивают пост Д-отк для проверки качества технического обслуживания и
ремонта.
Так как , , принимается
метод обслуживания на универсальных постах. При ТО-1, которое проводится на
универсальных постах, диагностику Д-1 целесообразно организовать на отдельно
выделенном посту, местоположение которого обеспечивало бы удобный заезд
автомобиля из различных производственных зон.
. РАСЧЕТ ГОТОВЫХ ОБЪЕМОВ
АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Годовой объем работ
автотранспортного предприятия определяется в человека часах (чел./ч.)и состоит
из объемов работ по техническому обслуживанию (ЕО; ТО-1;ТО-2), диагностики
(Д-1;Д-2), текущему ремонту (ТР) и самообслуживанию предприятия.
Перед расчетом годовых объемов работ
необходимо скорректировать трудоемкости по видам технических воздействий, для
подвижного состава проектируемого автотранспортного предприятия.
.1 Корректирование нормативных
трудоемкостей
Нормативы трудоемкости приведены в
положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава
автотранспорта, которые рассчитаны на АТП с количеством от 150-300 ед.
подвижного состава одного типа при пробеге сначала эксплуатации 50-70 % от
пробега капитального ремонта. Расположенные в центральной
природно-климатической зоне и оснащенные средствами механизации согласно нормам
проектирования гаражного оборудования.
Корректирование указанных нормативов
трудоемкости производится в зависимости от категории эксплуатации, типа
подвижного состава, природно-климатических условий, числа технологически
совместимых групп технологического состава и условий хранения. При применении в
ежедневном обслуживании механизированных моечных установок, а так же при
механизации других видов работ, трудоемкость работ должна быть уменьшена.
Расчетную трудоемкость ЕО можно
определить из следующего выражения.
(6.1)
где - нормативное значение трудоемкости
ежедневного обслуживания для данного типа подвижного состава;
;- коэффициенты, учитывающие тип и
модификацию подвижного состава. Снижение трудоемкости за счет механизации работ
ежедневного обслуживания;
- коэффициент корректирования
технического обслуживания и ТР. в зависимости от удельного веса
механизированной части работ обслуживаемого автомобиля, может быть принято
0,36-0,75.
Таблица 6.1
№п/п
|
Наименование
показателя
|
Обозначение
|
Значение
|
1.
|
нормативное
значение трудоемкости ежедневного обслуживания для данного типа подвижного
состава
|
0,3
|
|
2.
|
коэффициенты,
учитывающие тип и модификацию подвижного состава. Снижение трудоемкости за
счет механизации работ ежедневного обслуживания;
|
1
|
|
3.
|
|
0,36
|
|
4.
|
коэффициент
корректирования технического обслуживания и ТР в зависимости от удельного
веса механизированной части работ обслуживаемого автомобиля
|
1,15
|
|
Расчетная трудоемкость для ТО-1, ТО-2
определяется из выражения:
(6.2)
Таблица 6.2
№п/п
|
Наименование
показателей
|
Обозначение
|
Значение
|
1.
|
Нормативная
трудоемкость для ТО-1
|
|
2.
|
Нормативная
трудоемкость для ТО-2
|
9,2
|
|
3.
|
Нормативная
трудоемкость для ТР
|
2,8
|
|
Удельная трудоемкость текущего ремонта
определяется из выражения:
где ; ; .
(6.3)
При диагностике Д-1 выполняемой на
отдельных постах ее трудоемкость с выполнением регулировочных работ составляет
25%.
(6.4)
При этом 10% составляют
диагностические работы Д-1, 15% регулировочные работы.
В случае совмещения диагностики Д-1
с процессом ТО-1 общая трудоемкость этих работ увеличивается на 10%, за счет
включения дополнительных диагностических операций по проверке тормозов
переднего моста, систем зажигания и питания.
(6.5)
Диагностика Д-2 выполняется на
отдельных постах, при этом трудоемкость Д-2 зависит от типа подвижного состава,
составляет 10-20% от нормативно скорректированной трудоемкости ТО-2.
(6.6)
За счет перенесения на посты Д-2
работ по проверке и регулировке систем питания и зажигания электрооборудования,
трудоемкость ТО-2 составит:
(6.7)
По положению о ТО и ремонте
совместно с ТО-2 рекомендуется выполнять технологически связанные с ним
операции сопутствующего ТР не превышающие 20% трудоемкости ТО-2.
(6.8)
Удельная трудоемкость ТР должна быть
снижена на 10-15% за счет реализации ее в виде сопутствующих ремонтов при ТО.
(6.9)
.2 Расчет
годовых объемов работ по техническому обслуживанию, диагностике, текущему
ремонту
Годовой объем работ по ТО, Д и ТР
определяется в человека часах.
(6.2.1)
При выделенных диагностиках:
(6.2.2)
(6.2.3)
При совмещенных постах Д-1 и ТО-1:
(6.2.4)
(6.2.5)
(6.2.6)
(6.2.7)
6.3 Расчет
годового расчета работ по обслуживанию АТП
(6.3.1)
6.4
Распределение годовых объемов работ по производственным зонам и участкам
По месту выполнения весь объем работ
распределяется по разным зонам и участкам исходя из технологических и
организационных признаков. С учетом особенностей технологии производства работы
по ТО-1 и ЕО.
Постовые работы по ТО-2 выполняемые
на универсальных постах, а так же ТР, обычно производятся в общей зоне. В ряде
случаев ТО-2 выполняется на постах линии ТО-1 но в другую смену.
Работы по диагностике Д-1 проводятся
на самостоятельных постах или совмещаются с работами выполняемых на постах ТО-1
, диагностирования Д-1, Д-2, Д-ТР выполняется на участках Д2-ТР.
В процессе проведения ТО-2 иногда
возникает необходимость в снятии отдельных приборов, узлов и механизмов для
устранения не исправностей и контроля на специальных стендах производственных
цехах.
В основном это работа по системе
питания, электротехники, АКБ, шиномонтажные, поэтому выполнение 90-95% объемов
работ по ТО-2 планируется на постах, а 5-10% на производственных участках.
При организации ТО-2 на
универсальных постах объем работ ТО-2 целесообразно распределять, таким
образом, 10% в цехах, 65% на постах зоны ТО-2 и 25% (смазочные, регулировочные
работы) на постах линии ТО-1, которые в период работы зоны ТО-2 свободна т.к.
ТО-1 проводится в межсменное время.
Если ТО-2 выполняется на поточной
линии по 10% объема работ, передается в цехах, а 90% выполняется на постах
линии.
№
п/п
|
Наименование
показателя
|
ЕО
|
ТО
- 1
|
Д
- 2
|
ТО
- 2
|
ТР
|
СМ
|
Итого
|
|
|
чел/ч
|
%
|
чел/ч
|
%
|
чел/ч
|
%
|
чел/ч
|
%
|
чел/ч
|
%
|
чел/ч
|
%
|
чел/ч
|
%
|
1
|
Комплекс
ТО и Д
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1
|
Зона
ЕО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2
|
Зона
ТО - 1 с Д - 1
|
|
|
1388
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3
|
Зона
Д - 2
|
|
|
|
|
338
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4
|
Зона
ТО - 2
|
|
|
|
|
|
|
1140
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Комплекс
ТР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2678
|
48
|
|
|
|
|
3
|
Комплекс
РУ
и
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1
|
Агрегатный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
948
|
17
|
|
|
|
|
3.2
|
Слесарно
- механический
|
|
|
|
|
|
|
|
|
558
|
10
|
|
|
|
|
3.3
|
Электро
- механический
|
|
|
|
|
|
|
|
|
334
|
6
|
|
|
|
|
3.4
|
Аккумуляторный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
112
|
2
|
|
|
|
|
3.5
|
Топливо-аппаратурный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
167
|
3
|
|
|
|
|
3.6
|
Шиномонтажный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
55
|
1
|
|
|
|
|
3.7
|
Вулканизационный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
55
|
1
|
|
|
|
|
3.8
|
Кузнечно
- рессорный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
112
|
2
|
|
|
|
|
3.9
|
Медницкий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
112
|
2
|
|
|
|
|
3.10
|
Сварочный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
112
|
2
|
|
|
|
|
3.11
|
Жестяночный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
112
|
2
|
|
|
|
|
3.12
|
Арматурно
- кузовной
|
|
|
|
|
|
|
|
|
112
|
2
|
|
|
|
|
3.13
|
Деревообрабатывающий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
112
|
2
|
|
|
|
|
3.14
|
Обойный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 6.4.1
. РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ
При расчете численности производственных рабочих
определяют технологически необходимые и штатное количество рабочих.
чел. (7.1)
Количество рабочих часов за год:
(7.2)
где - количество рабочих часов в день (8
часовой рабочий день)
(7.3)
где - годовой фонд времени рабочего
места;
- количество дней в году;
- количество выходных дней в году
(6-ти дневная рабочая система);
- количество праздничных дней;
час.- продолжительность рабочего
дня;
- количество праздничных дней в
году.
чел. (7.4)