Особенности правового регулирования отношений в сфере осуществления транспортной деятельности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,28 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности правового регулирования отношений в сфере осуществления транспортной деятельности

Содержание

Введение

Глава I. Содержание понятия нормативного правового регулирования создания и деятельности транспортной организации

.1 Конституционные основы правового регулирования в сфере транспортной деятельности

.2 Общая характеристика источника транспортного права (особенности и система)

.3 Задачи и методы правового регулирования создания и деятельности транспортных организаций

Глава II. Деятельность транспортных организаций и иерархия транспортных организаций

.1 Основные характеристики транспортной деятельности

.2 Понятие и виды деятельности транспортных организаций

.3 Лицензирование транспортной деятельности

Глава III. Проблемные аспекты законодательства, регулирующего транспортную деятельность

.1 Совершенствование нормативно-правовой базы создания и деятельности транспортных организаций

.2 Международно-правовое регулирование транспортной сферы

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

<#"justify">Как самостоятельная отрасль российской экономики транспорт представляет собой единый и сложнейший комплекс специальных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления транспортом, транспортных средств и транспортных организаций.

От слаженной работы транспортных организаций зависит эффективное функционирование всех остальных отраслей экономики и жизнедеятельность государства и общества в целом.

В системе российского права существует целый блок специальных правовых норм, которые непосредственно регулируют организацию и деятельность транспортных организаций.

В юридической литературе этот блок правовых норм объединяется специалистами в понятие транспортного права.

Конституционные основы формирования правового регулирования рассматриваемой экономической отрасли заложены Конституцией РФ в ст. 71, согласно которой в ведении Российской Федерации находятся: федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

В связи с тем, что это единственное упоминание о транспорте в Конституции РФ, такие важные вопросы как транспортное обслуживание субъектов РФ и муниципальных образований остались за рамками конституционного регулирования, поскольку они не отнесены Основным законом ни к компетенции Российской Федерации, ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (конституционная норма «и» ст. 71 касается только федерального транспорта и путей сообщения).

Обозначенный законодательный пробел необходимо устранить путем внесения в ст. 72 Конституции РФ, регулирующую вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, дополнений в отношении регулирования вопросов осуществления транспортной деятельности.

Подтверждением тому, что вопросы пригородного и межмуниципального сообщения по организации транспортного обслуживания относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, служат положения Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вопросы, касающиеся создания и деятельности транспортных организаций, регулируются приведенным Федеральным законом, в следующем объеме:

организуется осуществление транспортной деятельности в виде транспортного обслуживания населения такими видами транспорта как, воздушный, водный, автомобильный (в том числе легковое такси), в границах межмуниципального и пригородного сообщения, а также и железнодорожным транспортом (далее ж/д транспорт) в пригородном сообщении;

организуется надзор в виде осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также в виде осуществления регионального государственного надзора за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;

проводится дорожная деятельность в виде осуществления дорожных работ в части автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечивается безопасность дорожного движения на них (в том числе организация парковок на платной основе или без взимания платы);

осуществляется деятельность в части транспортной инфраструктуры в виде содержания, развития и организации эксплуатации аэропортов, аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и эксплуатации речных портов, на территориях которых расположено имущество, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации.

Помимо проанализированных ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ, конституционное правовое регулирование осуществления деятельности транспортными организациями, осуществляется также общими нормами, закрепленными ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 8 Конституции РФ.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договор.

Примером международного правового регулирования является Конвенция о дорожном движении от 1968 г., в соответствии с которой договаривающиеся стороны, желая облегчить международное дорожное движение и повысить безопасность на дорогах путем, приняли единообразные правила движения.

Также в качестве примера можно привести Конвенцию о международной гражданской авиации от 1944 г., стороны которой понимают, что развитие международной гражданской авиации может в значительной степени способствовать установлению и поддержанию дружбы и взаимопонимания между нациями и народами мира, тогда как злоупотребление международной гражданской авиацией может создать угрозу всеобщей безопасности и достигли согласия относительно определенных принципов и мер с тем, чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом и чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей и осуществляться рационально и экономично.

Помимо этого в отношении осуществления деятельности транспортными организациями применяется конституционная норма права, предусмотренная ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, согласно которой, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Эти основополагающие конституционные принципы призваны способствовать созданию и осуществлению деятельности любых экономических субъектов, к числу которых в полной мере относятся и транспортные организации.

Таким образом, конституционные основы регулирования транспортной деятельности сводятся к регулированию федерального транспорта и путей сообщения, признанию норм международного права частью правового регулирования Российской Федерации и закреплению принципа свободного перемещения услуг.

1.2Общая характеристика источников транспортного права (особенности и система)

Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для различных отраслей права, и прежде всего предпринимательского, гражданского, административного и уголовного.

Изучение этих проблем позволяет глубже понять особенности специальных норм транспортного права и межотраслевых правовых связей в сфере транспортного регулирования. Прежде всего, выделяются гражданско-правовые договорные отношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами.

Однако вместе с, тем, не менее, важным является исследование вопросов государственного управления транспортной деятельностью, вопросов лицензирования, правового режима земель транспорта, иных публично-правовых инструментов регулирования.

Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов (грузов, багажа), поэтому в предмет транспортного права включаются:

общественные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа;

общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры;

общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы).

Также необходимо учитывать отношения, регулируемые гражданским правом, а именно обязательственные отношения в сфере перевозок и оказания транспортных услуг.

Помимо этого, нормы транспортного права взаимодействуют с нормами административного права (административное управления транспортом, лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, обеспечение функционирования транспортной инфраструктуры, административная ответственность и т.п.), с нормами уголовного права (виды преступлений на транспорте, уголовная ответственность), как уже отмечалась ранее с нормами конституционного права (федеральный транспорт и т.д.).

В качестве источника права принято понимать юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Важнейшими источниками транспортного права являются федеральные законы.

Первым обращает на себя внимание Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором выделены в отдельную главу 40 «Перевозка» нормы, регулирующие общие положения о перевозке грузов, пассажиров, багажа, условия возникновения, изменения и прекращения обязательств, связанных с заключением и исполнением договоров перевозки, ответственность перевозчика за нарушения обязательств и т.д.

Особое место в системе источников транспортного права занимают специализированные транспортные уставы и кодексы, основанные на положениях вышеназванной гл. 40 ГК РФ, принятые в форме федеральных законов и детально регламентирующие отношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также при обеспечении транспортной деятельности и напрямую регулирующие вопросы создания и деятельности транспортных организаций. К числу названных источников транспортного права относят:

- Воздушный кодекс Российской Федерации;

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Особенностью перечисленных документов является то, что они носят комплексный характер и воздействуют на определенные виды публичных отношений, возникающих при осуществлении деятельности на различных видах транспорта.

Весьма интересной представляется позиция В.А. Дозорцева, полагающего, что в подобных комплексных кодифицированных актах не удается выделить общие правовые положения, характерные для единого отраслевого кодекса. Комплексные акты необходимы для достаточно узкой сферы транспортных правоотношений, что, однако не исключает их большого объема и значимости для обширной сферы транспортных отношений, однако действующие транспортные кодексы и уставы не образуют самостоятельно отраслевой юридической системы и подлинные функции кодекса не выполняют.

Таким образом, данный специалист полагает, что система транспортных кодексов и уставов не образуют единства нормативного правового регулирования осуществления транспортной деятельности.

Поэтому можно заключить, что необходим единый кодифицированный акт в виде Транспортного кодекса, что в принципе предлагается и активно обсуждается исследователями.

Однако существует мнение о том, что принятие единого кодификационного акта о транспорте (Транспортного кодекса), является нецелесообразным и излишним. Нецелесообразность обусловлена тем, что в транспортном праве объем регулируемых отношений столь велик, что, несмотря на их очевидную предметную обособленность и целый ряд единых признаков, объединение в один законодательный акт важнейших из общих положений представляется одновременно и бесперспективным и лишенным всякого смысла.

Исторически процесс кодификации транспортного законодательства идет по пути подготовки целого ряда законов, регламентирующих специфику отдельных (самостоятельных) сложных (комплексных) межотраслевых функциональных правовых институтов, а именно: железнодорожного, морского, внутреннего водного, автотранспортного и воздушного права в структуре отрасли транспортного права.

Для законодателя теоретически вполне возможно осуществить разработку проекта и последующее принятие такого единого акта о транспорте, однако в такой ситуации управление рассматриваемым массивом законодательства будет сведено всего лишь к установлению только самых общих принципов транспортного права и закреплению перечня законов, которые регламентируют отдельные блоки (структурные части в виде подотраслей) транспортного права. В конечном итоге это сделало бы единый для транспортного права закон малоэффективным.

Безусловно, право на существование и обсуждение имеют различные точки зрения, как обосновывающие необходимость разработки и принятия единого Транспортного кодекса РФ, так и подтверждающие бесперспективность и нецелесообразность такой работы.

Также приводится мнение о преждевременности принятия такого нормативного правового акта в настоящее время, с которым следует согласиться в полной мере.

Преждевременность такого шага очевидна ввиду того, что, во-первых, регулятивные возможности применения действующих в настоящее время в системе транспортного законодательства кодексов и уставов не исчерпаны; во-вторых, еще не завершено проведение различных государственных экономических реформ, без итоговых результатов которых нецелесообразно проводить работу по кодификации всего транспортного законодательства; в-третьих, в некоторых транспортных отраслях остаются не урегулированными на законодательном уровне многие существенные вопросы организации и функционирования транспортных организаций, а это первоочередная задача для законодателя.

При проведении в последующем работы по разработке проекта Транспортного кодекса РФ необходимо не допустить снижения эффективности правовой регламентации разнообразных общественных отношений, возникающих в сфере деятельности транспорта, то есть обязательно учесть главный аргумент противников принятия такого кодифицированного акта.

Помимо Конституции РФ, Кодексов и Уставов систему источников транспортного права составляют и подзаконные нормативные акты.

В системе федеральных подзаконных источников транспортного права наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации, содержащие нормативные правовые положения по важнейшим вопросам транспортной деятельности.

Примером подзаконных нормативных актов, входящих в систему транспортного права, являются в частности, Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 г. № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации».

Следующий вид подзаконных нормативных правовых актов - это постановления Правительства Российской Федерации, например, от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», а также от 12 августа 2010 г. № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

В сфере формирования системы источников транспортного права существенную роль выполняет Министерство транспорта РФ, которому в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395предоставлено право самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, относительно вопросов регулирования правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области транспорта: правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов и пр..

стабильность отрасли транспортного законодательства;

Многие нормативные правовые конструкции в сфере перевозок были разработаны еще в советское время и продолжают оставаться неизменными многие годы. Это касается, например, заключения договора перевозки, подачи транспортных средств под погрузку, ответственности сторон, предъявления претензий и т.д.

наиболее систематизированная (кодифицированная) отрасль права в российском законодательстве;

В отношении всех видов транспорта приняты транспортные уставы и кодексы, а также детализирующие их подзаконные нормативные правовые акты (правила, инструкции и т.п.), в которых сосредоточено огромное количество положений, регулирующих отношения между перевозчиками и их контрагентами.

наиболее значительное по объему законодательное регулирование;

частое использование императивных норм (что отличает это законодательство от гражданского);

межгосударственный характер деятельности обуславливает применение норм международного права в сфере транспорта;

К примеру, в Кодексе <consultantplus://offline/ref=409475A0C80F6531AF0439A3EAE663A18842A5FD29D7735A7F58693C2BB4TDD> торгового мореплавания РФ отражены нормы Брюссельской конвенции 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте.

сформированная система нормативных правовых актов с четкой иерархией.

Следовательно, учитывая особенности источников транспортного права, его комплексный характер, наличие самостоятельной системы транспортного законодательства, необходимо вести речь о существовании единой взаимосвязанной комплексной отрасли российского права, содержащей нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (конституционного, гражданского, административного, предпринимательского, земельного, договорного, уголовного и т.д.).

1.3Задачи и методы правового регулирования создания и деятельности транспортных организаций

Задачи и методы правового регулирования создания и деятельности транспортных организаций обуславливаются общими задачами и методами, характерными для транспортного права в целом. Но необходимо учитывать, что транспортное право признается исследователями комплексной отраслью, то есть сочетающей в себе нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию транспортные отношения, составляющие отдельную сферу общественной жизни.

Транспортное право характеризуется комплексностью и это обуславливает наличие в его арсенале нескольких методов правового регулирования в отношении организации и деятельности транспортных организаций.

Специалистами отмечается, что поскольку транспортное право не имеет своего собственного метода правового регулирования, то есть совокупности специальных приемов и способов воздействия на поведение субъектов с помощью правовых норм, то необходимо вести речь о заимствовании транспортным правом уже известных российскому праву и используемых другими отраслями права методов.

Властно-организационные отношения, с одной стороны, подчинены воздействию императивного метода, метода власти и подчинения, выражающегося в установлении властных предписаний и запретов, а с другой стороны, при регулировании имущественных отношений используется диспозитивный метод, метод равенства сторон правоотношения, для которого характерны дозволение совершать правовые действия, предоставление определенных гражданских прав, а также возможность варьировать свое правовое поведение. Таким образом, транспортное право сочетает в себе как публично-правовые, так и частноправовые начала, не связанные единым методом правового регулирования.

Цели правового регулирования транспортной деятельности - это достижение нормативного упорядочивания общественных отношений, которое необходимо в отношении организации и деятельности транспортных организаций и иных субъектов, оказывающих транспортные услуги, а также достижение упорядочивания отношений между транспортными организациями (иными субъектами) и их контрагентами при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, а также тесно связанных с ними общественных отношений, направленных на обеспечение оказания транспортных услуг.

Задачи, поставленные перед транспортным законодательством, неоднородны по своим масштабам.

Их можно подразделить на три группы:

общие задачи, присущие российскому законодательству в целом;

специальные задачи транспортного законодательства в его широком понимании (как законодательства, регулирующего отношения по поводу осуществления транспортной деятельности);

конкретизированные задачи более определенные и узкие применительно к отдельным правоотношениям в сфере осуществления транспортной деятельности (безопасность на транспорте, льготное обслуживание отдельных категорий пассажиров и пр.).

Определение общих задач - предмет научно-правовых исследований, доктринальных подходов при выработке общих направлений деятельности государства, его социально-экономической политики. Они должны находить свое изначальное отражение в Конституции РФ, и последующее - в государственных реформах, Транспортной стратегии РФ.

Помещение общих законодательных задач в специальное законодательство обуславливает его явную декларативность и в конечном итоге формирует некую идеализацию, что может затруднять понимание отраслевых законов и неумышленно способствовать формированию необязательности их исполнения ввиду присутствия отмеченной декларативности.

Таким образом, верно поставленные и сформулированные специальные и конкретизированные задачи, вне всякого сомнения, будут способствовать наибольшей эффективности транспортного законодательства, чему также призваны способствовать рассмотренные ранее методы правового регулирования, особенности построения системы транспортного права и его конституционные основы.

Глава II. Деятельность транспортных организаций

2.1Основные характеристики транспортной деятельности

Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для различных отраслей права, прежде всего, предпринимательского, гражданского и административного. Их изучение позволяет глубже понять особенности специальных норм транспортного права и межотраслевых правовых связей в сфере транспортного регулирования. Прежде всего, выделяются гражданско-правовые договорные отношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами. Вместе с тем не менее важным является исследование вопросов государственного управления транспортной деятельностью, правового режима земель транспорта, иных публично-правовых инструментов регулирования.

До настоящего времени в законодательстве Российской Федерации не введено определение понятий «транспортная деятельность» и «транспортная организация», в связи с чем, эти правовые дефиниции вызывают особый исследовательский интерес.

Надо отметить, что попытка закрепить одно из рассматриваемых понятий была предпринята еще 2005 г. на 29 - ом пленарном заседания Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, которая в Модельном законе о транспортной деятельности, предложила понимать под последней - «деятельность, связанную с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно - экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях».

Анализ данного определения транспортной деятельности позволяет прийти к выводу, что по своей сути приведенное определение указывает на виды хозяйственных операций (организационные, технологические) и приводит классификацию видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный и т.д.), а также обозначает разновидности перевозок (перемещение грузов, пассажиров, багажа). Однако необходимо обратить внимание, что рассматриваемое определение умалчивает о субъектах транспортной деятельности.

Отечественное законодательство содержит определение понятия только для транспортно - экспедиционной деятельности, под которой понимается порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Однако транспортная деятельность не ограничивается приведенными понятиями, поскольку она значительно шире по своему содержанию и это напрямую подтверждается положениями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Ввиду своей особой специфики осуществление транспортной деятельности предполагает наличие объектов транспортной инфраструктуры, под которыми по смыслу вышеназванного Федерального закона понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Таким образом, становится очевидным, что осуществление транспортной деятельности напрямую зависит от наличия специального недвижимого и движимого имущества (транспортные средства). Однако только объектов транспортной деятельности не достаточно для ее осуществления, также значительную роль играют субъекты транспортной деятельности (транспортные организации, правовое регулирование создания и деятельности которых является предметом исследования данной работы).

Рассматриваемый Федеральный закон определяет в качестве субъектов транспортной инфраструктуры юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Проанализировав определения понятий транспортная деятельность, объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, можно прийти к заключению, что признаками транспортной деятельности (основными характеристиками) являются:

специальные субъекты транспортной деятельности;

специальные объекты транспортной деятельности в виде недвижимого имущества;

специальные объекты транспортной деятельности в виде движимого имущества;

особый вид хозяйственно-экономической деятельности - перемещение грузов, пассажиров, багажа;

использование различных видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный (морской, речной) и т.д.

Помимо этого, при рассмотрении основных характеристик транспортной деятельности следует учитывать положения ст. 1079 ГК РФ, устанавливающие ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, поскольку использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Таким образом, еще одним признаком транспортной деятельности, во-первых, является признание того, что она имеет потенциальную повышенную опасность и, во-вторых, законодательно устанавливается принцип ответственности за вред причиненный источником повышенной опасности.

Кроме этого, к основным характеристикам транспортной деятельности следует отнести и тот момент, что в Российской Федерации создан специальный федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию исследуемой транспортной отрасли экономики - это Министерство транспорта Российской Федерации, которое осуществляет функции в сфере:

гражданской авиации;

воздушного пространства;

аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации;

авиационно-космического поиска и спасания;

морского (включая морские порты) транспорта;

внутреннего водного транспорта;

железнодорожного транспорта;

автомобильного транспорта;

городского электрического (включая метрополитен) транспорта;

промышленного транспорта;

дорожного хозяйства;

эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений;

обеспечения транспортной безопасности;

государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними;

организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

Также важным моментом является то, что Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему по различным видам транспортной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта

Таким образом, транспортная деятельность является связующим звеном во всех социально-экономических отношениях государства, она способна охватывать практически все регионы (в том числе и труднодоступные). Осуществление транспортной деятельности обеспечивает «жизнедеятельность» как внутри страны, так и за ее пределами.

2.2Понятие и виды деятельности транспортных организаций

Анализ основных признаков транспортной деятельности, проведенный в данной работе ранее, позволяет при определении понятия деятельности транспортной организации учесть все необходимые черты, характерные для данного вида юридических лиц, осуществляющих исследуемую разновидность хозяйственно-экономической деятельности.

Законодатель в качестве юридического лица признает организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Любая транспортная организация является юридическим лицом в смысле требований гражданского законодательства, то есть имеет обособленное имущество на законном основании, которым отвечает по своим обязательствам и способно от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Поскольку транспорт имеет важное значение для обеспечения жизнедеятельности всего государства, поэтому право уделяет большое внимание регулированию отношений в сфере транспорта, в частности в сфере организации перевозок грузов, пассажиров и багажа. Значительную роль в правовом регулировании организации перевозок играют специальные регуляторы отношений, которыми являются транспортные договоры, нацеленные на организацию правоотношений по оказанию транспортных услуг и осуществлению транспортной деятельности.

Именно по видам транспортных договоров, заключаемых при осуществлении деятельности транспортными организациями можно определять и анализировать виды деятельности последних.

Надо отметить, что понятие транспортный договор прочно вошло в гражданско-правовой лексикон, однако у цивилистов до настоящего времени отсутствует единство мнений как в отношении правильности определения понятия данной категории, так и в отношении правовой природы и правомерности ее существования, кроме этого, специалистами по-разному определяется также и круг транспортных договорных обязательств.

Так, одни авторы под транспортным договором понимают перевозку и ее подвиды в зависимости от вида транспорта, некоторые при этом добавляют к их числу и транспортную экспедицию.

Некоторые исследователи полагают, что поскольку транспортные договоры регулируют весьма объемную и самостоятельную группу отношений, то их следует обозначить в качестве отдельной группы договоров, связанных с перевозкой.

К примеру, А.Н. Романович называет четыре основных признака транспортных договорных правоотношений:

одним из субъектов транспортных правоотношений всегда выступает транспортная организация;

правоотношения возникают, изменяются и прекращаются по поводу использования транспортных средств и путей сообщения;

предметом правоотношений является оказание транспортных услуг;

правоотношения направлены на выполнение основной транспортной функции или непосредственно содействуют осуществлению основной транспортной функции.

Таким образом, субъектный состав договорного транспортного правоотношения, выражающийся в том, что одним из субъектов транспортных правоотношений всегда выступает транспортная организация, по своей правовой природе, - это один из основных критериев, позволяющих выделить транспортные договоры и транспортную деятельность из системы договорных обязательств и хозяйственно-экономической деятельности, направленных на возмездное оказание услуг.

Специалистами отмечается, что понятие «транспортная организация» в связи с появлением субъекта владельца транспортной инфраструктуры представляется несколько неопределенным, поскольку если исходить из классификатора видов экономической деятельности, то деятельность по оказанию услуг по использованию транспортной инфраструктуры нельзя отнести к транспортной.

Однако без договоров с участием владельцев транспортных инфраструктур невозможно осуществлять транспортную деятельность и производить перевозку грузов, пассажиров, багажа. Поэтому в рамках данной работы все эти организации будут признаваться транспортными. В связи с этим также важен для определения понятия транспортная организация такой системообразующий критерий для категории этих юридических лиц, как направленность транспортных договорных обязательств.

Направленность транспортного обязательства служит основным системным фактором, обусловливающим принципы правового регулирования, общие для всех транспортных организаций, характеризующихся одинаковым видом деятельности.

В целом деятельность всех транспортных организаций ориентирована на возникновение, изменение и прекращение правоотношений по доставке или обеспечению доставки грузов, пассажиров, багажа в пункт назначения.

Таким образом, под транспортными организациями следует понимать такие юридические лица, деятельность которых направлена на осуществление или обеспечение процесса доставки грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения с помощью различных видов транспортных средств.

Система транспортных организаций может исследоваться по-разному, исходя из выбранных критериев классификации. В целях анализа заявленной проблематики можно предложить следующую структуру такой системы, исходя из направленности транспортных договоров:

транспортные организации, осуществляющие перевозку (транспортировку), договорной фактор регулирования деятельности которых - это договоры, направленные на перевозку (договор перевозки грузов, договор фрахтования, договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, договор перевозки пассажиров);

транспортные организации, осуществляющие обеспечение процесса перевозки (транспортировки), договорной фактор регулирования деятельности которых - это договоры, направленные на обеспечение процесса перевозки (договоры на подачу транспортных средств под погрузку; на предъявление груза к перевозке; об организации перевозок; об оказании услуг по использованию объектов транспортной инфраструктуры; между транспортными организациями; между владельцами транспортных инфраструктур; о транспортной экспедиции).

Интересным фактом регулирования создания и организации деятельности транспортных организаций является возможность осуществлять перевозку в прямом смешанном сообщении с применением узловых соглашений.

Правовая природа такого регулирования транспортной деятельности в юридической литературе определяется неоднозначно. Однако она обусловлена гражданскими правоотношениями, возникающими из договора прямой смешанной перевозки, которая осуществляется с участием перевозчиков различными видами транспорта.

Характерная особенность такого вида транспортной деятельности - это множественность лиц на стороне исполнителя обязательства по перевозке (то есть одновременное участие нескольких транспортных организаций).

Исследовательский интерес к правовой природе множественности обозначил проблему правовой квалификации складывающихся при этом договорных отношений между транспортными организациями.

В юридической науке была осуществлена теоретическая попытка обосновать конструкцию «единого перевозчика» при множественности транспортных организаций.

Например, Я.И.Рапопорт полагает, что начальный перевозчик выступает в качестве представителя всех транспортных предприятий как определенного по отношению к отправителю единства единого перевозчика, а М.А. Тарасов считает, что правильно будет признать дорогу отправления представителем, заключившим договор, который связывает всех перевозчиков.

Точка зрения, выражающая концепцию единого перевозчика имеет место и в современной литературе. По мнению Д.А. Медведева и В.Т. Смирнова транспортные организации, как соперевозчики становятся субъектами правоотношений по перевозке, причем отправитель дает согласие на их участие в договоре, подписывая накладную, в которой указываются путь следования и пункты перевалки.

По справедливому мнению С.Ю.Морозова следует согласиться с позицией О.С. Иоффе, который отмечал, что транспортное предприятие пункта отправления, заключившее договор перевозки (сторона договора), возлагает исполнение обязательства по частям на транзитные (промежуточные) транспортные предприятия пункта назначения в соответствии с нормами права, регулирующими перевозки в прямом и прямом смешанном сообщении. Таким образом, речь идет о том, что обязанности возлагаются на несколько транспортных организаций.

Транспортные организации осуществляют разные виды деятельности. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими виды экономической деятельности, являются специальные классификаторы, например, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2007), входящий в систему национальной системы стандартизации Российской Федерации и предназначенный для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

Объектами классификации в ОКВЭД ОК 029-2007 являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг).

Подраздел «Транспорт и связь» предусматривает деятельность сухопутного транспорта, деятельность водного транспорта, деятельность воздушного и космического транспорта, вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность. По данному классифицирующему признаку можно подразделять деятельность транспортных организаций по видам.

Справочная информация содержащаяся в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2007) может быть полезна конкретным правоприменителям при разрешении спорных ситуаций, возникающих в связи с применением норм права к деятельности транспортных организаций при осуществлении ими того или иного вида экономической деятельности.

Таким образом, исходя из приведенного анализа понятия и правовой характеристики транспортной деятельности, можно прийти к выводу, что транспортными организациями являются юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность, связанную с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях.

2.3Лицензирование транспортной деятельности

Общественная значимость осуществления того или иного вида деятельности подтверждается законодательно установленным требованием о необходимости обязательного лицензирования.

В силу п.1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Законодательно закреплены задачи лицензирования отдельных видов деятельности, применительно к рассматриваемой теме, они будут выражаться в следующем: предупреждение, выявление и пресечение нарушений транспортной организацией, ее руководителем и иными должностными лицами требований, которые установлены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие транспортной организации (соискателя лицензии) установленным требованиям является необходимым условием для предоставления ей лицензии для осуществления хозяйственной деятельности, соблюдение лицензионных требований крайне важно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Необходимо учитывать, что к лицензируемым видам деятельности относятся такие конкретные виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Таким образом, лицензированию в сфере осуществления деятельности транспортными организациями подлежит:

- деятельность <consultantplus://offline/ref=D73007CFBEB1200059B061449046718CBCB23D882844D9603E4D1125A88BF19AEE4F401FEAB466DFB5s7I> по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

деятельность <consultantplus://offline/ref=D73007CFBEB1200059B061449046718CBCB23D882844D9603E4D1125A88BF19AEE4F401FEAB466D8B5s3I> по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

деятельность <consultantplus://offline/ref=D73007CFBEB1200059B061449046718CBCB2338F2743D9603E4D1125A88BF19AEE4F401FEAB466DFB5s7I> по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд);

деятельность <consultantplus://offline/ref=D73007CFBEB1200059B061449046718CBCB2338F2743D9603E4D1125A88BF19AEE4F401FEAB466DDB5s8I> по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица);

деятельность <consultantplus://offline/ref=D73007CFBEB1200059B061449046718CBCB43A8A2A40D9603E4D1125A88BF19AEE4F401FEAB466DFB5s5I> по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

деятельность <consultantplus://offline/ref=D73007CFBEB1200059B061449046718CBCB3328A2942D9603E4D1125A88BF19AEE4F401FEAB466DBB5s1I> по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

погрузочно-разгрузочная деятельность <consultantplus://offline/ref=D73007CFBEB1200059B061449046718CBCB3328A2942D9603E4D1125A88BF19AEE4F401FEAB466D6B5s1I> применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

погрузочно-разгрузочная деятельность <consultantplus://offline/ref=D73007CFBEB1200059B061449046718CBCB23D882844D9603E4D1125A88BF19AEE4F401FEAB467DDB5s9I> применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

деятельность <consultantplus://offline/ref=D73007CFBEB1200059B061449046718CBCB23D882844D9603E4D1125A88BF19AEE4F401FEAB467DEB5s9I> по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Надо учитывать, что процесс лицензирования не ограничивается перечислением лицензируемых видов деятельности в законодательном акте федерального уровня.

Следующим этапом осуществляется нормативное правовое регулирование подзаконными нормативными актами Правительства РФ. Примером этому являются постановления Правительства РФ, среди которых, к примеру, следующие:

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 221»О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»;

Постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»

Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

При создании и деятельности транспортных организаций необходимо учитывать, что получение лицензии для их видов деятельности является обязательным. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (ст. 14.1 КоАП РФ).

Весьма странной является позиция законодателя в отношении закрепления нормы права об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии. Согласно ч. 1 ст.14.1.2 КоАП РФ предпринимательство в области транспорта без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей.

Таким образом, законодатель закрепил ответственность для всех субъектов: граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Однако в примечании к рассматриваемой статье установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные этой статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Законодатель сформировал противоречие в отношении транспортной деятельности индивидуальных предпринимателей: если использовать норму права, то ответственность наступает в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей (как для предпринимателей), если использовать примечание - штраф в размере 400 тыс. рублей (как для юридических лиц). И такое правовое регулирование использовано во всех четырех статьях рассматриваемой статьи КоАП РФ.

Таким образом, обнаруживается явная правовая коллизия в вопросе ответственности за осуществление транспортной деятельности без лицензии, которую следует немедленно исправлять.

Глава III. Проблемные аспекты законодательства, регулирующего транспортную деятельность

.1Совершенствование нормативной правовой базы создания и деятельности транспортных организаций

Анализируя систему правового регулирования создания и деятельности транспортных организаций необходимо обратить внимание на проблемы совершенствования транспортного законодательства.

В настоящее время эффективная организация российской транспортной системы признана одним из ведущих направлений деятельности государства. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. указано, что эффективное функционирование транспортного комплекса страны во многом зависит от качественного правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе его деятельности.

Необходимость выявления и анализа ряда наиболее актуальных проблем нормативно-правового регулирования транспортной сферы, обусловлена развитием транспортной отрасли.

В связи с этим наиболее существенными проблемами являются следующие:

требуется определить специальный правовой статус транспортных организаций, обеспечивающих решение организационных и финансовых вопросов, возникающих в процессе транзитной перевозки, с учетом фактически совершаемых ими действий.

правовые нормы, регулирующие вопросы перевозок грузов, не в полной мере регламентируют правовой статус организаций, ответственных за решение организационных и финансовых вопросов, связанных с перевозкой, в том числе в вопросах взаимодействия с перевозчиками и государственными контрольными органами. Имеющееся правовое регулирование деятельности таких организаций характеризуется рядом существенных, в том числе системных, несоответствий. Данные недостатки правового регулирования оказывают негативное влияние на развитие транзитных перевозок;

необходимо совершенствование системы государственного регулирования транзитных перевозок грузов по территории Российской Федерации, направленное на создание условий для развития транзитного потенциала страны, в том числе путем определения государственного координационного органа, ответственного за развитие транзитных перевозок грузов; установление правил выполнения транзитных перевозок грузов с учетом особенностей для различных областей транспорта.

Весьма насущна в настоящее время проблема эффективного правового регулирования деятельности транспортных организаций в сфере автомобильного транспорта.

Комплексный анализ действующего в отношении автомобильных транспортных организаций подтверждает, что в настоящее время наиболее неэффективным является правовое регулирование деятельности автомобильного транспорта, что нашло свое отражение в Транспортной стратегии РФ, где в разделе, посвященном анализу проблем развития отечественного транспорта, отмечены проблемы деятельности автомобильного транспорта, решать которые следует именно путем совершенствования существующего в этой области правового регулирования.

Наиболее значимая проблема, требующая своего решения путем незамедлительного совершенствования транспортного законодательства - это крайне низкая степень безопасности автотранспортной деятельности.

В дорожно-транспортных катастрофах в России ежегодно погибает 23,5 человека в расчете на 100 тыс. населения, при этом в странах Европейского союза этот показатель значительно меньше и составляет 9 - 10 человек. В среднем количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на автомобильном транспорте в последние годы возросло на 10 % в год. ДТП уносят человеческие жизни, отрицательно отражаются на экономическом развитии страны. По оценкам специалистов, ежегодные потери от ДТП составляют 8 % валового внутреннего продукта.

Совершенствование нормативного правового регулирования данной сферы должно решить помимо вопросов безопасности целый комплекс проблем деятельности транспортных организаций в сфере автомобильного транспорта, среди которых следующие:

создание эффективной нормативной базы по вопросам коммерческого допуска к осуществлению транспортной деятельности в сфере пассажирских перевозок;

нормативное правовое регулирование развития систем городского и пригородного пассажирского транспорта.

Среди всех видов транспортных организаций именно организации, действующие в сфере автомобильного транспорта, являются самыми распространенными (наиболее общественными), и в этой связи качественное и эффективное правовое регулирование их профессиональной деятельности имеет огромное экономическое значение для государства.

По статистическим данным Транспортной стратегии РФ, самый большой объем перевозок грузов по информации на 2010 г. приходится на автомобильный транспорт (6861,4 млн. т. из 12 068,8 млн. т. общего объема перевозок; при этом лишь 1344,2 млн. т. приходится на железнодорожный транспорт общего пользования).

Аналогичное значение имеет сфера пассажирских перевозок. Из 25 млрд. человек на перевозки автомобильным транспортом приходится 15 млрд. человек, из них наземным городским транспортом - более 5 млрд. человек, тогда как на перевозки железнодорожным транспортом приходится лишь 1,3 млрд. человек.

Автомобильный транспорт выполняет свыше 78% объема перевозок грузов, более 45% пассажиров перевозится посредством автобусного парка, а на долю городского наземного электрического транспорта приходится еще 35% пассажирских перевозок.

Это не совсем полный перечень проблем только автомобильного транспорта. Понимая значение организации и деятельности транспортных организаций в целом, Правительство РФ при разработке и утверждении Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», предусмотрело целый перечень важнейших подпрограмм по важнейшим направлениям транспортной деятельности:

Развитие экспорта транспортных услуг;

- Железнодорожный транспорт <consultantplus://offline/ref=A4BE750825D3EF2CBF2CB9FCB4BEC32164F5F03D49AE38AEA79EF20AE6B082CFC0F52D0ECFBD5D3EBDE>;

Автомобильные дороги <consultantplus://offline/ref=A4BE750825D3EF2CBF2CB9FCB4BEC32164F5F03D49AE38AEA79EF20AE6B082CFC0F52D0ECCB25F3EB0E>;

Морской транспорт;

Внутренний водный транспорт;

Гражданская авиация;

Государственный контроль <consultantplus://offline/ref=A4BE750825D3EF2CBF2CB9FCB4BEC32164F5F03D49AE38AEA79EF20AE6B082CFC0F52D0DCDB75B3EB6E> и надзор в сфере транспорта.

Перечисленные направления деятельности транспортных организаций сопровождаются значительным бюджетным финансированием. Так, общий объем финансирования мероприятий всей вышеназванной Программы составляет 11450,8 млрд. рублей (на период 5 лет), при этом расходы на правовое обеспечение, например, подпрограммы «Автомобильные дороги» составит 942,8 млн. рублей.

Развитие и необходимость совершенствования нормативного правового регулирования исследуемой сферы обуславливают происходящие изменения экономического, технического, законодательного и организационного характера, определяющие условия функционирования транспортной системы Российской Федерации.

Практически в отношении любого вида транспорта обоснована необходимость осуществления самостоятельных мер в виде перечня мероприятий (в том числе и правовых), сроков их реализации, объемов и источников финансирования.

К примеру, в составе мероприятий по правовому обеспечению дорожного хозяйства необходимо:

разработка рекомендаций по осуществлению и методическому обеспечению формирования правоприменительной практики в отношении задач подпрограммы на всех этапах ее реализации,

совершенствование правоприменительных процедур размещения государственного заказа, направленного в том числе на заключение долгосрочных комплексных контрактов, предметом которых является осуществление двух и более видов дорожной деятельности, включая разработку документов, необходимых в целях размещения государственного заказа;

формирование комплекса практических мероприятий судебно-арбитражного правоприменения с целью защиты государственных интересов при осуществлении функций государственного заказчика подпрограммы и подведомственных ему учреждений, в том числе при исполнении государственных контрактов и иных договоров;

правовое регулирование юридической защиты государственных капитальных вложений и финансовых процессов при выполнении мероприятий подпрограммы.

Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо учитывать, что не только деятельность организаций железнодорожного транспорта нуждается в совершенствовании нормативного правового регулирования.

В целях оптимизации правового регулирования вопросов осуществления деятельности в сфере автомобильного транспорта, специалистами предлагаются следующие мероприятия:

завершить формирование блока транспортного законодательства в области автомобильного транспорта;

устранить коллизии между нормами Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и ГК РФ;

принять проект Федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», направленного на закрепление основных положений федеральной политики в области организации транспортного обслуживания населения, а также правовых основ единого рынка услуг пассажирского транспорта в целях регулирования федеральным законодательством специфики организации сферы регулярных пассажирских перевозок;

включить в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта отдельную главу, регулирующую перевозки в смешанном сообщении;

отразить в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта правовые нормы о договоре фрахтования;

нормы названного Устава об ответственности за несохранность груза, за непредъявление груза и неподачу транспортных средств для перевозки, привести в соответствие со ст. 794 и 796 ГК РФ, при этом четко разграничить два вышеуказанных вида ответственности и основания их возникновения.

Помимо этого специалистами и правовой общественностью широко обсуждаются проблемы уголовной ответственности должностных лиц транспортных организаций за соблюдение транспортного законодательства.

В частности, необходимость законодательного ужесточения уголовных мер ответственности в рассматриваемой сфере подтверждается данными масштабной проверки отечественного речного флота, инициированной Президентом РФ в связи с крушением судна «Булгария».

По сведениям управления государственного морского и речного надзора о проверке пассажирских судов на внутреннем водном транспорте, по состоянию на 29 июля 2011 г. проверено 93% судов (1376 из 1999).

При этом выявлено 374 нарушения, в том числе 14 судам, не соответствующим требованиям обеспечения безопасности, временно запрещено движение до устранения выявленных недостатков; два судна задержаны в связи с отсутствием лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.

В настоящее время предлагается ужесточение уголовного наказания, предусмотренного ст. 263, 266, 270 УК РФ, обсуждается вопрос об увеличении вдвое сроков наказания по этим названным статьям и о необходимости обусловить размер уголовной ответственности числом погибших по аналогии с принципом назначения наказания при ДТП.

Справедливости ради надо указать, что в повседневной жизни в российском обществе практически отсутствует культура правомерного безопасного поведения. Вне всякого сомнения, проблема безопасности должна решаться не только государством, должностными лицами и транспортными организациями (теми, кто обязан ее обеспечить), но и теми лицами (пассажирами), кто в ней непосредственно нуждается. В Российской Федерации не развита культура заботы о собственной безопасности, пассажиры не пристегивают ремни безопасности, не размещают детей в автокреслах, при нахождении на воде перевозчики не обеспечивают спасательными жилетами, при этом сами пассажиры не настаивают на этом.

В связи с этим в обязательном порядке необходимо в школьной программе Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) наличие учебно-практических разделов о транспортной безопасности при пользовании услугами транспортных организаций.

3.2Международное правовое регулирование транспортной сферы

Помимо системы российского транспортного законодательства деятельность транспортных организаций попадает под регламентацию норм международного транспортного права.

К примеру, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие относится к числу конвенционных преступлений, поскольку обязанность оказания капитаном судна помощи терпящим бедствие регулируется такими международными правовыми актами, как:

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.;

- Международная конвенция <consultantplus://offline/ref=789F79888FA0B3C369AC73C63B624D4DC5C17093988EB9E588E953C5UD7AC> об охране человеческой жизни на море 1974 г.;

Международная конвенция <consultantplus://offline/ref=789F79888FA0B3C369AC73C63B624D4DC5C17F95908EB9E588E953C5UD7AC> о спасании 1989 г. и др.

Безусловно, при принятии нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, необходимо учитывать требования норм международного транспортного права.

Это учитывается законодателем, в частности, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.

Взаимная интеграция систем отечественного и международного транспортного права обусловлена процессом формирования единого транспортного союза и единого транспортного пространства в рамках ЕврАзЭС (Международной организации «Евразийское экономическое сообщество»).

В числе мер по формированию единого транспортного пространства ЕврАзЭС наибольшее значение будут иметь, согласно раздела 4 «Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны», предусмотренного Транспортной стратегией РФ:

гармонизация нормативного правового регулирования транспортной деятельности;

унификация технических стандартов и транспортных технологий в государствах - членах ЕврАзЭС (в том числе на основе международных норм ЕврАзЭС и многосторонних соглашений и конвенций в области транспорта);

устранение любой дискриминации поставщиков транспортных услуг из одних государств - членов ЕврАзЭС в другие государства - члены ЕврАзЭС;

устранение любой дискриминации в сфере лицензирования и сертификации при учреждении транспортных компаний, их филиалов и представительств, совместных предприятий на всей территории единого транспортного пространства, то есть предоставление им национального режима;

обеспечение свободного транзита пассажиров и грузов, эффективное использование транзитно-транспортного потенциала государств - членов ЕврАзЭС.

Специалисты обоснованно полагают, что, не ущемляя интересы российского государственного суверенитета, национальные права в транспортной сфере должны быть пересмотрены с учетом приоритета общечеловеческих интересов.

При этом необходимо именно совершенствование международно-правовых основ регулирования межгосударственной транспортной деятельности, а также достижение глобального соглашения по всем основным вопросам в рамках мирового сообщества.

Принципы межгосударственного взаимодействия в отношении международной транспортной деятельности государств могли бы быть определены положениями, например, Всеобщей транспортной конвенции.

Систематизированные нормы такого международно-правового акта способствовали бы целям упорядочивания разнообразных транспортных правоотношений государств и установлению правил и процедур регулирования транспортной деятельности государств, установления и развитию нового правопорядка в исследуемой области.

К тому же целесообразно предусмотреть в таком документе механизм для мирного урегулирования хозяйственных споров, касающихся транспортной деятельности, учредив с этой целью, к примеру, Международный транспортный трибунал с соответствующими процессуальной процедурой и полномочиями по аналогии с иными уже существующими международными органами. Споры по толкованию и применению положений вышеназванной Конвенции могли бы передаваться на рассмотрение Международного транспортного трибунала, как специального органа международного правосудия.

Заключение

На основании проведенного исследования следует отметить, Что Конституция РФ затрагивает общие положения регулирования транспортной деятельности. Конституционные основы регулирования транспортной деятельности сводятся к регулированию федерального транспорта и путей сообщения, признанию норм международного права частью правового регулирования Российской Федерации и закреплению принципа свободного перемещения услуг. Транспортная деятельность является связующим звеном во всех социально-экономических отношениях государства, она способна охватывать практически все регионы. Осуществление транспортной деятельности обеспечивает жизнедеятельность как внутри страны, так и за ее пределами.

В целях эффективного правового регулирования необходимо осуществить устранение конституционного правового пробела в части регулирования транспортного обслуживания субъектов РФ и муниципальных образований путем внесения в ст. 72 Конституции РФ нормы о регулировании транспортной деятельности, регулирующей вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В качестве источника права принято понимать юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Система правового регулирования транспортного права состоит из конституционных положений, целого ряда специализированных транспортных уставов и кодексов, принятых в форме федеральных законов и детально регламентирующих транспортные отношения, а также подзаконных нормативных правовых актов и характеризуется в целом признаками стабильности, систематизированности, объемности, значительным наличием императивных норм, широким применением норм международного права, а также принципом иерархии системы. Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов (грузов, багажа). Необходимость выявления и анализа ряда наиболее актуальных проблем нормативно-правового регулирования транспортной сферы, обусловлена развитием транспортной отрасли.

Дискуссия ученых о создании единого Транспортного кодекса продолжается долгое время. Принятие такого рода документа проблематично, поскольку данный вид деятельности, хоть и обусловлен общим предметом, осуществляется различными видами транспорта и требует более узкой специфики регулирования.

Транспортное право - это единая взаимосвязанная комплексная отрасль российского права, содержащая нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (конституционного, земельного, гражданского, административного, предпринимательского, договорного, уголовного).

При изучении метода и задач транспортной деятельности следует вывод: так как транспортное право является комплексной отраслью права, она не имеет свой метод регулирования отношений. Здесь идет речь о заимствовании транспортным правом уже известных российскому праву и используемых другими отраслями права методов.

Цели правового регулирования транспортной деятельности - это достижение нормативного упорядочивания общественных отношений, которое необходимо в отношении организации и деятельности транспортных организаций и иных субъектов, оказывающих транспортные услуги.

Исходя из приведенного анализа понятия и правовой характеристики транспортной деятельности, можно прийти к выводу, что транспортными организациями являются юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность, связанную с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях.

В силу п.1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Следует внести уточнения в ст.14.1.2 КоАП РФ о предпринимательстве в области транспорта без лицензии в отношении уточнения субъектов ответственности и размера административного штрафа, для более жесткого контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для наиболее эффективного функционирования транспортной деятельности в России, необходимо совершенствование законодательства в области транспорта. На данный момент существует Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г., в которой выражено развитие транспортного комплекса. Это необходимо для решения актуальных проблем на основе проведенных статистических исследований и реализации новых возможностей.

В рамках международного права необходимо принять Всеобщую транспортную конвенцию, положения которой установят правила и процедуры регулирования транспортной деятельности различных государств.

Список использованных источников и литературы

1.Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 48. - ст. 5493.

2.Конвенция о дорожном движении (вместе с «Техническими условиями, касающимися автомобилей и прицепов») (Заключена в г. Вене 08.11.1968) (с изм. и доп. от 03.03.1992). -Treaty Series. Volume 1732. - New York: United Nations, 1999, P. 396 - 587.

.Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 01.01.2000)// В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант плюс».

.Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (вместе с «Протоколом подписания») (заключена в г. Брюсселе 25.08.1924)// В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант плюс».

.Модельный закон «О транспортной деятельности» (Принят в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 Постановлением 29-8 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).

.Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ред. от 06.10.2007) (Подписан в г. Астане 10.10.2000) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 7. - ст. 632.

7.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета, - №7, - 21.01.2009.

.Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 28.07.2012)// Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 11. - ст. 1001.

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.05.2013)// Парламентская газета, - № 2-5, - 05.01.2002.

.Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - ст. 2207.

11.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 28.07.2012)// Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 12. - ст. 1383.

12.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 11.02.2013)// Российская газета, - № 238-239, - 08.12.1994.

13.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 14.06.2012)// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - ст. 410.

14.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25.- ст. 2954.

15.Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 04.03.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - ст. 2716.

.Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ред. от 28.07.2012)// Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 46. - ст. 5555.

.Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ред. от 18.07.2011)// Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 7. - ст. 837.

.Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 27 (ч. 1). - ст. 2701.

.Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ред. от 14.06.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2. - ст. 170.

.Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ред. от 28.07.2012)// Собрание законодательства РФ. -2003. - № 2. - ст. 169.

.Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 07.06.04.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - ст. 5005.

.Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» // Собрание законодательства РФ - 2012 - № 20 - ст. 2555.

23.Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (ред. от 02.04.2012) // Собрание законодательства РФ - 2012 - № 15 - ст. 1793.

.Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров», «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов», «Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте») (ред. от 16.11.2012) // Собрание законодательства РФ - 2012. - № 14 .- ст. 1629.

25.Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (ред. от 30.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 17. - ст. 2407.

.Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (ред. от 04.09.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 34. - ст. 4476.

.Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (ред. от 16.03.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - ст. 3342.

.Постановление Правительства РФ от 11.06.2004 № 274 (ред. от 04.09.2012) «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2004. - № 24. - ст. 2429.

.Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» (ред. от 27.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - ст. 4895.

.Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 50. - ст. 5977.

.Указ Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»// Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 14. - ст. 1637.

.Указ Президента РФ от 16.03.2010 № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 12 - ст. 1312.

33.ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 24.12.2012)// В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант плюс».

II.Литература

.Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967. 260 с.

35.Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 433 (авторы главы - Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов).Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. 352 с.

36.Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник <consultantplus://offline/ref=409475A0C80F6531AF0436AFFFE663A18847ADF52BDF2E507701653EB2TCD>. 7-е изд., доп. и перераб. М.: Юстицинформ, 2011.546 с.

37.Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т. II. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. 408 с.

38.Калмыков Ю.Х. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Саратов, 1982. 267 с.

39.Конин М.Н. Теоретические проблемы становления концепции транспортного права в условиях реформирования транспортной отрасли экономики в РФ // Транспортное право в условиях реформирования транспортной отрасли Российской Федерации. 2011. 170 с.

.Романович А.Н. Транспортные правоотношения. Минск, 1984. 126 с.

.Рапопорт Я.И. О правовой природе грузовых перевозок в прямом и прямом смешанном сообщении // Научные записки Донецкого института советской торговли. Вып. X(XII). Донецк, 1960. 261 с.

42.Покровский В.В., Сулейменов М.К., Наменгенов К.Н. Правоотношения производственных объединений и предприятий в сфере хозяйственного оборота. Алма-Ата, 1985. 270 с.

43.Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В.П. Грибанова, О.А. Красавчикова. М., 1977. 480 с.

.Алиев Э.М. Влияние транспортного фактора глобализации на устойчивое развитие государств в контексте современного международного права // Международное публичное и частное право. - 2007. - № 2.

.Вайпан В.А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Право и экономика.- 2012. - № 6.

46.Вайпан В.А. Правовое регулирование транспортной деятельности (лекция в рамках учебного курса «Предпринимательское право») // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2012. - № 3.

47.Дозорцев В.А. Один кодекс или два? (Нужен ли Хозяйственный кодекс наряду с Гражданским?) // Вестник гражданского права. - 2008. - № 4.

.Иванцова Н.В., Калачян К.Ю. Каким должно быть наказание за транспортные преступления // Законность. - 2012. - № 9.

49.Морозов С.Ю. Узловое соглашение как элемент подсистемы рамочных договоров между транспортными организациями // Предпринимательское право. - 2011. - № 2.

.Стрельникова И.А. Проблемы правового регулирования транспортной деятельности // Современное право. - 2012. - № 1.

51.Тарасов М.А. Значение узловых соглашений в развитии перевозок прямого смешанного сообщения // Правоведение. - 1958. - №2.

.Хаснутдинов А.И. Понятие транспортного договора // Известия вузов: Правоведение. - 1990. - № 3.

III.Электронные ресурсы

.Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ространснадзора, URL://www.rostransnadzor.ru. (дата обращения 05.06.13 г.)

.Официальный сайт Организации объединенных наций, URL://www.un.org/ru/documents/decl_conv/. (дата обращения 05.06.2013 г.)

Похожие работы на - Особенности правового регулирования отношений в сфере осуществления транспортной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!