Автоматизация учета в сфере образовательного учреждения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    994,07 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Автоматизация учета в сфере образовательного учреждения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение    3

1. Постановка задачи и обоснование проектных решений         5

1.1    Анализ предметной области 5

1.2    Анализ организационно-управленческой структуры образовательного учреждения         6

1.3    Построение модели информационно-педагогической среды (ИПС) образовательного учреждения      8

1.4    Постановка задачи      11

2. Проектирование информационной системы         13

3. Анализ и выбор программно-инструментальных средств     17

3.1    Обзор аналогичных программных продуктов         17

3.2    Выбор инструментальных средств программирования    19

4. Структура системы 23

4.1    Состав метаданных программы    23

4.2    Интерфейс информационной системы    41

5. Экономическое обоснование     47

5.2    Характеристика программного продукта       47

5.3    Исследование и анализ рынка       48

5.4    Производственный план       49

5.5    План маркетинговых действий      52

5.6    Потенциальные риски 53

5.7    Финансовый план        54

5.8    Расчет безубыточности         56

5.9    Вывод        58

. Безопасность и экологичность проекта         60

Введение    60

6.1 Рациональное размещение оборудования 61

6.2 Организация рабочих мест пользователей ЭВМ         63

6.4.Освещенность        65

6.5 Микроклимат         66

6.6 Расчет вентиляции 66

6.7 Требования к электробезопасности  73

6.8 Требования к пожарной безопасности      75

6.9 Режим труда и отдыха    77

6.10 Профилактические способы для охраны здоровья и повышения работоспособности пользователей ЭВМ    77

6.11 Экологичность проекта         78

.12 Вывод  79

Заключение         81

Список использованных источников      82

Приложение А    83

Приложение Б    90

Приложение В    104

ВВЕДЕНИЕ

Повсеместное использование информационных систем и технологий является одним из основных направлений, по которому осуществляется информатизация общества. Технологическая среда во всем мире меняется очень быстро, и вместе с этим расширяются наши представления о сферах применимости информационных систем. Растущие информационные потребности общества отчетливо выявляют ограничения существующих технологий систем управления базами данных, и стоит задача - самым энергичным образом устремить свои усилия на эти новые направления. Спектр возможностей и потребностей здесь широк, как никогда, - от сугубо теоретических изысканий в области создания новых моделей и алгоритмических основ до реализации прототипов новаторских систем.

Внедрение современных образовательных технологий улучшает качество образования, и действительно существенно расширяет образовательные возможности учащихся и преподавателей. Все это повышает мотивацию учащихся, оказывает существенное влияние на содержание и эффективность учебного процесса.

Использование информационных технологий является одним из важных направлений деятельности образовательного учреждения, так как создает условия для готовности преподавателей эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях, изменить методику и организацию форм работы учащихся, формирование у них умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни.

Сфера деятельности любого образовательного учреждения (ОУ) охватывает целую совокупность процессов, управление которыми, является главной функцией образования в целом. Одним из средств решения этого вопроса, позволяющим обеспечить эффективное и качественное управление в ОУ, является формирование информационно-педагогической среды (ИПС) ОУ и разработка технологии ее использования.

Главные усилия при этом должны быть направлены на создание емкой и технически оснащенной информационной системы с гибкой и управляемой организационной структурой. Эта система должна обеспечивать взаимодействие обучающихся, преподавателей и администрации образовательного учреждения, а также автоматизировать управление и организацию учебного процесса в образовательном учреждении.

Внедрение автоматизированной системы управления в деятельность образовательного учреждения позволит решить следующие задачи:

-    Добиться прозрачности всех процессов управления образовательным учреждением;

-       Повысить контроль качества оказания образовательных услуг обучающимся;

-       Оперативно предоставлять достоверные данные организаторам учебного процесса высшего и среднего звена, повысить оперативность, точность и правильность принятия управленческих решений.

-       Автоматизировать документооборот с подготовкой всей необходимой учебной документации и контролировать исполнительскую дисциплину сотрудников, участвующих в организации учебного процесса.

В свою очередь ИПС, созданная на основе данной системы, способствует расширенному использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, дополнительном образовании, формированию информационной компетентности. ИПС создает необходимые условия для полноценного саморазвития и самореализации всех участников образовательного процесса, способствует повышению качества образования и позволяет вывести ОУ на новый уровень развития.

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

 

.1 Анализ предметной области


Формирование информационно-образовательного пространства в образовательном учреждении подразумевает необходимость качественного информационного обеспечения управления его деятельностью. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления на основе использования средств информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время в управлении многими образовательными учреждениями информационные технологии используются недостаточно эффективно. Возможными причинами являются: отсутствие в образовательном учреждении информационно-образовательного пространства; недостаточная подготовка участников образовательного процесса в области информационных технологий; отсутствие программно-методического комплекса обеспечивающего информатизацию управления образовательным учреждением.

Следовательно, возникают противоречия между необходимостью повышения эффективности управления образовательным учреждением на основе использования модели информационного - образовательного пространства и отсутствие технологии управления в рамках такой модели. Если создать в образовательном учреждении модель информационно-образовательного пространства и разработать технологии его использования в управлении, то управление станет наиболее качественным и эффективным.

В общем виде информационное пространство образовательного учреждения представляет собой систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.

Следовательно, прежде чем приступать к попыткам его формирования, необходимо решить следующие задачи:

. Определить круг участников информационного пространства из числа участников учебного процесса, степень их заинтересованности и формы взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения.

. Выделить наиболее общие потоки основной или базовой информации, которые проще всего формализуются и, как следствие, уже формализованы в любом (или почти в любом) учреждении образования.

. Четко описать структуру информационного пространства коллективного доступа и всех его информационных уровней и подуровней.

 

.2 Анализ организационно-управленческой структуры образовательного учреждения


При разработке автоматизированной информационной системы в образовательном учреждении необходимо учитывать особенности существующих в нем информационных коммуникаций. Коммуникация или процесс передачи информации от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации лежит в основе функционирования любого учебного заведения и охватывает все системы управления его деятельности.

Учебное заведение имеет формальную систему коммуникации, которая предписывается организационной структурой. Организационная структура определяет, кто из участников образовательного процесса, с кем и в какой форме должен обмениваться информацией.

Основными участниками информационного обмена являются:

-    директор;

-       заместитель директора по научно-методической работе;

-       заместитель директора по воспитательной работе;

-       заместитель директора по учебно-производственной работе;

-       секретарь;

-       преподаватель- предметник;

-       классный руководитель;

-       педагог-организатор;

-       социальный педагог;

-       преподаватель - психолог;

-       мастер производственного обучения;

-       педагог дополнительного образования;

-       библиотекарь.

Рассмотрим взаимодействие сотрудников учебного заведения на основе коммуникационного подхода. В рамках этого подхода можно выделить три основных направления коммуникационных потоков: сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали.

Коммуникация сверху вниз предполагает передачу информации от руководителя к подчиненному. Этот вид коммуникации играет важную роль в управлении образовательным учреждением, так как он влияет на способность сотрудников выполнять свои производственные функции и, следовательно, обеспечивать достижение организационных и педагогических целей. Коммуникация снизу вверх играет чисто информационную роль. Она должна обеспечивать обратную связь между администрацией и педагогическим коллективом с целью принятия управленческих решений.

Горизонтальная коммуникация осуществляется между сотрудниками, находящимися на одном уровне иерархии: заместителями директора, преподавателями, мастерами производственного обучения. Основной целью коммуникации по горизонтали является обмен информацией для координации действий подразделений и сотрудников образовательного учреждения.

С учетом выше сказанного, построим организационную структуру учебного заведения, которая должна обеспечить эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Организационная структура образовательного учреждения

 

.3 Построение модели информационно-педагогической среды (ИПС) образовательного учреждения


Проектирование ИПС предполагает построение иерархической модели взаимодействия основных и дополнительных информационных потоков, определение принципов их взаимодействия, структуры создаваемой ИПС и разработку подходов к ее формированию.

Информационные связи основных групп участников ИПС представляют собой циркулирующие информационные потоки, которые делятся на три основных группы, реально отражающие базовые производственные процессы ОУ, а также ряд самостоятельных дополнительных информационных потоков, отражающих выполнение вспомогательных функций, обеспечивающих деятельность ОУ.

Основными группами участников, и соответствующими им информационными потоками ОУ являются:

Административное управление ОУ: администрация ОУ (директор « заместители директора);

Планирование, организация и управление образовательным процессом: учебная часть ОУ (заместители директора « педагоги);

Обеспечение учебного процесса, его организационное содержание: контингент учащихся и преподавателей (педагоги « обучающиеся).

Формируя иерархическую модель взаимодействия основных групп и дополнительных информационных потоков, можно получить следующую наглядную схему ее отражения в ИПС (рисунок 1.2):

Рисунок 1.2 - Модель информационно-педагогической среды образовательного учреждения

На основе выше сказанного можно сказать, что компьютерная реализация ИПС сводится к созданию следующих информационных систем:

-  информационная система планирования, организации и управления учебным процессом;

-       информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения;

-       информационная система обеспечения содержания учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами.

Планирование и управление учебным процессом осуществляет заместитель директора, который оперирует базовой информацией и следующими информационными потоками:

-    определение структуры деятельности учреждения (обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами, наличие производственных площадей, количества и качества учебных объединений);

-       планирование учебной деятельности учреждения (разработка учебных планов, распределение педагогической нагрузки);

-       проецирование сформированных учебных планов на временную ось (расписание учебных занятий) с учетом всевозможных ограничивающих факторов.

Административное управление функционированием ОУ осуществляется директором, а также секретарем. Важнейшая часть административного управления - издание приказов, подготовка финансовых и других документов. Информационная система обеспечения содержания учебного процесса обеспечивает учебный процесс, работу педагогов и обучающихся цифровыми образовательными ресурсами, материалами и результатами учебной деятельности.

До окончательного формирования структуры ИПС основные системы должны быть дополнены информационными модулями образовательного процесса. В состав этих модулей включают блоки обеспечения деятельности следующих специалистов в зависимости от организационной структуры ОУ: библиотекаря, психолога, медицинского работника, ответственного за питание и других.

1.4 Постановка задачи

автоматизация информационный база данные

После проведения анализа, необходимо выделить основные задачи, которые должна решать ИС. Эти задачи и составляют основное назначение системы:

1.   создание базы данных образовательного учреждения;

2.      обеспечение многопользовательского режима, разграничение прав доступа пользователей к информации и создание индивидуальных интерфейсов;

.        автоматизация кадровой работы:

-    ведение личных дел сотрудников, которые содержат анкетные данные, должностную информацию, данные об образовании, аттестации, стаже и повышении квалификации сотрудника, информацию о научно-методической работе;

-       создание отчетов по кадровому составу, вывод на печать личного дела сотрудника;

-       создание книги приказов по сотрудникам учреждения;

4.   систематизация данных об учащихся:

-    ведение личных дел обучающихся, которые содержат анкетные и адресные данные, сведения о родителях и контактную информацию для связи с ними, данные о научной и внеучебной деятельности обучающегося;

-       ведение журнала успеваемости и ведомостей посещаемости обучающихся;

-    создание приказов по обучающимся;

-       формирование отчетов о составе контингента образовательного учреждения, о наполняемости групп, вывод на печать личной карточки учащегося;

5. проведение анализа качества образования:

-  формирование отчетов по анализу успеваемости обучающихся по следующим критериям: степени обученности, качеству знаний, проценту успеваемости и среднему баллу;

-       формирование аналитических отчетов по составу руководящих и педагогических кадров, который оценивается по определенным параметрам (возраст, стаж, образование);

6. формирование учебного плана и расписания образовательного учреждения;

7.      организация ввода, редактирования и хранения базовой информации об образовательном учреждении:

-  детализированная информация об образовательном учреждении (наименование, тип, вид, адресные и контактные данные);

-       структура учреждения;

-       информация об учебных кабинетах с указанием их вместимости и месторасположения;

-       данные об материальных ценностях, имеющихся в образовательном учреждении;

-       формирование паспорта кабинета и отчета по материальным средствам образовательного учреждения.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ


При реализации данной задачи использовался структурный подход к проектированию системы. Весь проект разделен на 4 фазы: анализ, глобальное проектирование (проектирование архитектуры системы), детальное проектирование и реализация (программирование).

На фазе анализа была построена модель среды. Построение модели среды включало: анализ поведения системы (определение назначения ИС, построение начальной контекстной диаграммы потоков данных и формирование списка событий), анализ данных (определение состава потоков данных и построение диаграмм структур данных).

Назначение, общее описание и границы информационной системы определены техническим заданием.

Диаграмма потоков данных DFD (Data Flow Diagramming) используется для того, чтобы документировать механизмы передачи и обработки информации в моделируемой системе. Она описывает потоки данных, позволяя проследить, каким образом происходит обмен информацией внутри системы.

Перед построением контекстной диаграммы потоков необходимо проанализировать внешние события (внешние объекты), оказывающие влияние на учебный процесс образовательного учреждения. Эти объекты взаимодействуют с ИС путем информационного обмена с ней.

Из описания предметной области следует, что в процессе работы программы участвуют следующие группы людей: администратор программы, обеспечивающий техническую поддержку системы, директор ОУ, заместитель директора, службы поддержки образовательного процесса и преподаватель. Эти группы являются внешними объектами. Они не только взаимодействуют с системой, но также определяют ее границы и изображаются на начальной контекстной диаграмме как внешние сущности (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 − Начальная контекстная диаграмма

Существующие «абстрактные» потоки данных между терминаторами и процессами трансформируются в потоки, представляющие обмен данными на более конкретном уровне. Список событий показывает, какие потоки существуют на этом уровне (таблица 2.1). Один «абстрактный» поток может быть разделен на более чем один «конкретный» поток.

Таблица 2.1 - Определение состава потоков данных

Потоки на диаграмме верхнего уровня

Потоки на диаграмме нулевого уровня

Данные об образовательном учреждении (ОУ)

Ввод информации об ОУ, об учебных помещениях и материальных средствах ОУ, оформление паспорта ОУ

Отчеты

Отчет по сотрудникам, отчет по контингенту, отчет по имеющимся учебным помещениям, отчет по материальным средствам ОУ

Данные о сотрудниках и контингенте

Ввод информации о сотруднике, ввод информации об учащемся

Приказы ОУ

Формирование основных приказов по сотрудникам и контингенту

Данные по планированию и управлению учебным процессом

Формирование структуры ОУ, определение состава учебных дисциплин и экзаменов, распределение учебной нагрузки, формирование расписания

Мониторинг учебного процесса

Отчет по анализу руководящего и преподавательского состава, динамики кадров, мониторинг учебных помещений, отчет по учебному плану и нагрузке

Данные об успеваемости учащихся

Заполнение журнала успеваемости

Отчеты по успеваемости

Отчет по анализу успеваемости учащихся

Регулирующая функция

Поддержка работоспособности системы, обеспечение многопользовательского режима работы

Новые модули

Создание новых справочников, документов, отчетов и других объектов системы


На диаграмме структур данных отображается взаимосвязь между «абстрактными» потоками данных и «конкретными» потоками данных диаграммы нулевого уровня.

Рисунок 2.2 - Диаграмма структур данных (DSD)

 

3. АНАЛИЗ И ВЫБОР ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

 

.1 Обзор аналогичных программных продуктов


Современный рынок программного обеспечения предлагает большой список программных продуктов, разработанных разными фирмами-производителями, позволяющими создать на их основе единое информационное пространство управления образовательным учреждением. Наибольшую известность получили следующие программные продукты:

. Программный пакет «1С:ХроноГраф Школа 2.5» представляет собой многофункциональную систему администрирования деятельности и является платформой для создания общей информационной базы данных общеобразовательного учреждения. Основные функции программы - автоматизация основных административных процессов. Программа предоставляет широкие возможности для:

-    создания базовой информации, включая информацию общего доступа и периодически используемых компонентов;

-       автоматизации кадровой работы;

-       систематизации данных об учащихся;

-       автоматизации вопросов планирования и организации учебного процесса;

-       автоматизации административно-финансовой и хозяйственной деятельности;

-       администрирования учебно-воспитательного процесса;

-       поддержки содержания образования.

В программе реализованы возможности формирования разнообразной внешней и внутренней отчетной документации, как установленного государством образца (формы ОШ-1, ОШ-5, ОШ-9, материалы для РИК-76 и РИК-83, формы кадрового учета Т-2, Т-3 и другие), так и произвольной. Также в программе предусмотрены возможности формирования многообразных печатных (выводных) форм, в том числе в формате MS Excel и HTML.

. «КМ-Школа» - это информационный интегрированный продукт для средней школы, созданный на основе Интернет/Интранет технологий. Он объединяет уникальный образовательный мультимедийный контент, систему доставки и управления им, а также удобные и эффективные средства для автоматизации управления школой.

Продукт «КМ-Школа» полностью соответствует современным образовательным стандартам. Он позволяет учителям в процессе обучения использовать как разнообразные методы обучения (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский), так и все формы обучения.

«КМ-Школа» позволяет провести комплексную автоматизацию деятельности школы и обеспечивает эффективное сетевое взаимодействие следующих участников образовательного процесса:

-    директор;

-       заместители директора;

-       учителя (классные руководители);

-       учащиеся;

-       библиотекарь;

-       системный администратор;

-       родители учащихся.

. «Net Школа» представляет собой интегрированную комплексную систему, автоматизирующую всю деятельность образовательного учреждения, а не только какой-то один род деятельности (работу директора, преподавателя и т.п.). Данная программа обеспечивает активное участие в учебном процессе не только сотрудников, но и учащихся, и, что особенно актуально, родителей. «Net Школа» имеет развитую систему общения между пользователями (доска объявлений, обмен сообщениями, форум) и коллективной работы над проектами (каталог школьных ресурсов, личные и проектные портфолио), а также предоставляет возможность создавать и интегрировать в систему собственные учебные материалы в формате HTML.

Программный продукт поддерживает следующие типы пользователей:

-    администратор системы;

-       директор/завуч;

-       классный руководитель/преподаватель;

-       учащийся;

-       родитель;

-       технический персонал.

Для каждого из типов пользователей гибко определяются права доступа к разным частям базы данных образовательного учреждения.

 

.2 Выбор инструментальных средств программирования


Система программ 1С: Предприятие - это универсальное программное обеспечение, предназначенное для автоматизации хозяйственной деятельности коммерческих и бюджетных предприятий и организаций различных форм собственности и видов деятельности. Ее потенциальные возможности значительно выходят за рамки любого другого программного комплекса в этом ценовом диапазоне. И в силу своей универсальности, эта система удовлетворяет требованиям ведения учета на предприятиях различных отраслей, имеет возможность адаптации под конкретный вид бизнеса, более того, даже и под конкретную организацию.

Комплекс программ «1С: Предприятие» предназначен для решения широкого спектра задач автоматизации учета и управления, стоящих перед динамично развивающимися современными предприятиями.

«1С: Предприятие» представляет собой систему прикладных решений, построенных по единым принципам и на единой технологической платформе. Руководитель может выбрать решение, которое соответствует актуальным потребностям предприятия и будет в дальнейшем развиваться по мере роста предприятия или расширения задач автоматизации.

Задачи учета и управления могут существенно отличаться в зависимости от рода деятельности предприятия, отрасли, специфики продукции или оказываемых услуг, размера и структуры предприятия, требуемого уровня автоматизации. Трудно себе представить одну программу, предназначенную для массового использования и удовлетворяющую при этом потребностям большинства предприятий. При этом руководителю, с одной стороны, необходимо решение, соответствующее специфике именно его предприятия, но, с другой стороны, он понимает преимущества применения массового проверенного продукта. Сочетание этих потребностей и обеспечивает «1С: Предприятие» как система программ.

Выбор версии «1С: Предприятие 7.7» базируется на анализе основных характеристик данного программного продукта. Возможности этой версии позволяют в полной мере реализовать поставленные задачи.

В данном случае, типовая конфигурация «1С: Предприятие 7.7» должна быть взята как образец для создания уникальной конфигурации, полностью ориентированной на особенности деятельности образовательного учреждения начального профессионального образования. В состав системы входит Конфигуратор, который позволяет при необходимости настроить все основные элементы системы:

-    редактировать существующие и создавать новые необходимые документы любой структуры;

-       изменять экранные и печатные формы документов;

-       создавать журналы для работы с документами и произвольно перераспределять документы по журналам для эффективной работы с ними;

-       редактировать существующие и создавать новые справочники произвольной структуры;

-       редактировать свойства справочников: изменять состав реквизитов, количество уровней, тип кода, диапазон проверки уникальности кода и другое;

-       создавать любые дополнительные отчеты и процедуры обработки информации;

-       описывать поведение элементов системы на встроенном языке.

Важной особенностью системы можно выделить существование как однопользовательских, так и сетевых версий программы, работающих в архитектуре «клиент-сервер». Все версии полностью функционально совместимы, что позволяет легко перейти от использования программы на одном рабочем месте к многопользовательским и распределенным вариантам использования системы.

Однопользовательская версия рассчитана на работу на одном компьютере, но обладает всей полнотой возможностей по автоматизации учета и адаптации к особенностям конкретной организации.

Сетевые версии позволяют нескольким пользователям одновременно работать с одной информационной базой. Все изменения, вносимые одни из пользователей, сразу становятся доступны другим пользователям системы. Система поддерживает блокировку объектов, редактируемых пользователем, от изменения другими пользователями.

Для каждого из пользователей, работающих с сетевой версией, может быть назначен набор прав на доступ к информации, обрабатываемой системой, и настроен индивидуальный интерфейс для быстрого доступа к часто используемым функциям и режимам

«1С: Предприятие» версия для SQL позволяет организовать работу с базой данных в режиме «клиент-сервер», использование которой существенно повышает надежность, производительность и стабильность функционирования системы, особенно при работе значительного числа пользователей с информационными базами большого размера. В качестве сервера баз данных система использует Microsoft SQL Server.

Развитые средства администрирования являются еще одним преимуществом «1С: Предприятие 7.7». Они позволяют администратору системы:

-    вести список пользователей системы;

-       назначать пользователям пароли на вход в систему;

-       назначать пользователям права на доступ к информации, обрабатываемой системой;

-       формировать индивидуальные пользовательские интерфейсы, включающие меню и панели инструментов;

-       отслеживать список работающих пользователей.

4. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ


Систему условно можно разделить на 3 составляющие части:

-    база данных (хранит файлы на диске в формате *. DBF);

-       клиентская часть (интерактивные формы представления данных, методы и алгоритмы обработки данных);

-       метаданные (справочники, документы, журналы, перечисления, отчеты, обработки).

 

.1 Состав метаданных программы


Основные справочники системы

Справочник "Учреждение" содержит данные об образовательном учреждении (ОУ): общие данные, адресные данные, информацию о лицензии на право ведения образовательной деятельности, реквизиты организации.

Таблица 4.1 - Структура справочника "Учреждение"

 Наименование

Тип данных

Размер

Пояснение

1

2

3

4

НомерУчреждения

Число

6

Номер, присвоенный ОУ

Наименование

Строка

100

Полное наименование ОУ

Руководитель

Строка

50

Руководитель данного ОУ

ДолжностьРуководителя

Строка

50

Наименование должности руководителя организации

ТипУчреждения

Справочник. ТипыУчреждений


Тип образовательного учреждения

ВидУчреждения

Справочник. ВидыУчреждений


Вид образовательного учреждения

Правовая форма

Справочник. ПравовыеФомы


Выбор организационно-правовой формы ОУ

Ведомство

Справочник. Министерства


Выбор министерства, управляющего данным ОУ

НомерЛицензии

Строка

80

Номер лицензии на ведение образовательной деятельности

РегНомЛицензии

Строка

80

Регистрационный номер лицензии

ДатаВыдЛицензии

Дата


Дата выдачи лицензии

ДатаОкончЛицензии

Дата


Дата окончания действия лицензии

НомерЛицензииДО

Строка

80

Номер лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг

РегНомЛицензииДО

Строка

80

Регистрационный номер лицензии ДОУ

ДатаВыдЛицензДО

Дата


Дата выдачи лицензии ДОУ

ДатаОконЛицензДО

Дата


Дата окончания действия лицензии ДОУ

КодОКПО

Строка

8

Код учреждения по ОКПО

КодОКАТО

Строка

11

Код учреждения по ОКАТО

КодОКОГУ

Строка

5

Код учреждения по ОКОГУ

КодОКОПФ

Строка

20

Организационно-правовая форма ОУ по ОКОПФ

КодОКФС

Строка

20

Форма собственности по ОКФС

КодОКВЭД

Строка

20

Вид деятельности по ОКВЭД

ИНН

Строка

20

ИНН образовательного учреждения

ТипНаселПункта

Справочник. ТипыНаселПункт


Выбор типа населенного пункта

ТелефонУчреждения

Строка

20

Телефон учебного заведения

EMail

Строка

50

Адрес электронной почты ОУ

Факс

Строка

50

Факс учебного заведения

АдресСайта

Строка

50

Наименование адреса сайта ОУ

АдресУчреждения

Строка

255

Фактический адрес учебного заведения

ЮрАдрес

Строка

255

Юридический адрес учебного заведения


Справочник "Сотрудники" содержит анкетные и паспортные данные сотрудников образовательного учреждения, сведения о составе семьи, должностную информацию, сведения об образовании, аттестации и повышении квалификации сотрудника, информацию о педагогической деятельности и научно-методической работе.

Таблица 4.2 - Структура справочника "Сотрудники"

Наименование

Тип данных

Размер

Пояснение

1

2

3

ТабНом

Число

10

Индивидуальный номер сотрудника

Фамилия

Строка

30

Фамилия сотрудника

Имя

Строка

20

Имя сотрудника

Отчество

Строка

20

Отчество сотрудника

ДатаРожд

Дата


Дата рождения сотрудника

МестоРожд

Строка

50

Место рождения сотрудника

АдресПрописка

Строка

50

Адрес регистрации сотрудника

АдресФакт

Строка

50

Адрес проживания сотрудника

Гражданство

Справочник. Кадры_СтранаГр


Выбор гражданства

Email

Строка

50

Адрес почтового ящика сотрудника

ОМСНомер

Строка

10

Номер медицинского полиса

ОМССерия

Строка

10

Серия медицинского полиса

ИНН

Строка

12

Номер ИНН

СтраховойНомерПФ

Строка

14

Номер страхового пенсионного свидетельства

Вид

Справочник. ДокумУдЛичность


Вид документа, удостоверяющего личность

Серия

Строка

10

Серия документа

Номер

Строка

10

Номер документа

ДатаВыдачи

Дата


Дата выдачи документа

КемВыдан

Строка

60

Наименования организации, выдавшей документ

ВоенБилетНомер

Строка

20

Номер военного билета

ВоенБилетСерия

Строка

20

Серия военного билета

НомерМедКнижки

Строка

20

Номер медицинской книжки

ДатаПриема

Дата


Дата приема на работу сотрудника

ДатаУвольнения

Дата


Дата увольнения сотрудника

ДатаВыходаНаПенс

Дата


Дата выхода на пенсию

НомерПенсКнижки

Строка

12

Номер пенсионной книжки

ПенсКатегория

Справочник. Кадры_ПенсКатег


Пенсионная категория сотрудника

ПрепРазряд

Число

2

Разряд сотрудника

ДатаКурсовПК

Дата


Дата прохождения курсов повышения квалификации (КПК)

ПКДатаВыдачи

Дата


Дата выдачи документа о прохождении КПК

ПККвалификация

Строка

50

Приобретенная квалификация

ПКНомерДокумента

Строка

20

Номер документа о прохождении КПК

ПКМестоПрохожд

Строка

100

Место прохождения КПК

ПКНазваниеКурса

Строка

50

Наименование курса

СтажАдм

Число

8

Административный стаж

СтажЗдесь

Число

8

Стаж работы на предприятии

СтажНепрерывный

Число

8

Непрерывный стаж работы

СтажОбщий

Число

8

Общий стаж

СтажПед

Число

8

Педагогический стаж

Документ

Строка

20

Документ об образовании

Образование

Строка


Ссылка на справочник Кадры_Образование

СемейноеПоложение

Перечисление. СемейноеПолож


Осуществляется выбор семейного положения сотрудника


Справочник "Сотрудник" имеет ряд подчиненных справочников, которые реализуют для каждого конкретного элемента справочника список, относящихся к нему объектов (отношение "один-ко-многим"):

Кадры_НаградыСотрудника - справочник содержит информацию о наградах и поощрениях, полученных сотрудником;

Кадры_НаучноМетодическаяДеятельность - содержит сведения о проводимой научно-методической работе и публикациях сотрудника

Кадры_МедКнижкаСотрудниках - справочник содержит данные медицинских осмотров, пройденных сотрудником;

Кадры_ОбразованиеСотрудника - справочник предоставляет сведения об образовании сотрудника (таблица 4.3);

Кадры_УченыеСтепениСотрудника - справочник позволяет узнать о наличии ученой степени сотрудника;

ДолжностиСотрудника - содержит информацию о должности, занимаемой сотрудником в учебном заведении, позволяет отследить продвижение сотрудника по службе.

Кадры_УченыеЗванияСотрудника - справочник позволяет узнать о наличии ученого звания сотрудника;

Кадры_СоставСемьи - информация о составе семьи сотрудника (таблица 4.4).

Таблица 4.3- Структура справочника "Кадры_ОбразованиеСотрудника"

Наименование

Тип данных

Размер

Пояснение

1

2

3

4

ТипОбразования

Справочник. Кадры_Тип Образов


Поле предоставляет возможность выбора из перечня типов образования

ДатаОкончания

Дата


Устанавливает дату окончания ОУ

ТипДок

Справочник. Кадры_Виды ОбразоватДок


Возможность выбора наименования документа об образовании из предоставляемого списка

СерияДок

Строка

25

Серия документа об образовании

НомерДок

Строка

25

Номер документа об образовании

ДатаДок

Дата


Дата получения документа об образовании

УчЗаведение

Справочник. Кадры_ВУЗы


Наименование учебного заведения

Квалификация

Строка

60

Присвоенная сотруднику квалификация

Специальность

Строка

60

Полученная в результате обучения специальность


Таблица 4.4 - Структура справочника "Кадры_СоставСемьи"

Наименование

Тип данных

Размер

Пояснение

1

2

3

4

СтепеньРодства

Перечисление. СтепеньРоства


Поле со списком значений для выбора степени родства данного члена семьи

Фамилия

Строка

20

Фамилия члена семьи

Имя

Строка

20

Имя члена семьи

Отчество

Строка

20

Отчество члена семьи

ДатаРождения

Дата


Дата рождения члена семьи

ЛьготнаяКатегория

Справочник. Кадры_ЛьготКат


Возможные значения льготных категория граждан

ДопСведения

Строка


Дополнительная информация о данном члене семьи сотрудника

Таблица 4.5 - Структура справочника "Кадры_НаучноМетод Деятельность"

Наименование

Тип данных

Размер

Пояснение

1

2

3

4

ДатаПубликации

Дата


Дата публикации работы

НаименованиеПубл

Строка


Название опубликованной работы


Справочник "Ученики" предоставляет информацию об учащихся в лицее. Справочник содержит анкетные данные, контактную информация для связи с родителями, листок здоровья и социальную характеристику учащегося.

Таблица 4.6 - Справочник "Ученики"

Наименование

Тип данных

Размер

Пояснение

1

2

3

4

Фамилия

Строка

30

Фамилия обучающегося

Имя

Строка

30

Имя обучающегося

Отчество

Строка

30

Отчество обучающегося

ДатаРождения

Дата


Дата рождения обучающегося

АдресЭлПочты

Строка

20

Адрес электронной почты для связи с родителями

Телефон

Строка

15

Контактный телефон

ПриказОПоступНомер

Строка

20

Номер приказа о зачислении обучающегося

ДатаПоступления

Дата


Дата поступления в ОУ

ПриказОбОтчислНомер

Строка

20

Номер приказа об отчислении обучающегося из ОУ

ДатаОтчисления

Дата


Дата отчисления обучающегося из ОУ

ПаспортСерия

Строка

10

Серия паспорта

ПаспортНомер

Строка

10

Номер паспорта

ПаспортДатаВыдачи

Дата


Дата выдачи паспорта

ПаспортКемВыдан

Строка

50

Наименование организации, выдавшей паспорт

ОМСНомер

Строка

10

Номер медицинского полиса

ОМССерия

Строка

10

Серия медицинского полиса

АдресПрописка

Строка

30

Адрес регистрации обучающегося

АдресФакт

Строка

30

Адрес фактического проживания обучающегося

АдресИндекс

Строка

10

Индекс населенного пункта

АдресНаселПункт

Строка

20

Наименования населенного пункта

АдресУлица

Строка

20

Наименование улицы проживания

АдресКвартира

Число

4

Номер квартиры

АдресДом

Число

4

ЛичноеДело

Строка

20

Номер личного дела

ЛичноеДелоВыдано

Перечисления.ДаНет


Отметка о выдаче личного дела типа "да","нет"

ЛицоДляКонтактов

Строка

10

Указание родителя или попечителя обучающегося

ЛицоДляКонтактовМестоработы

Строка


Место работы родителя или попечителя обучающегося

ЛицоДляКонтактов Образование

Справочник. Кадры_ТипОбразования


Выбор типа образования родителя или попечителя обучающегося

ГруппаЗдоровья

Строка

10

Наименование группы здоровья обучающегося

Диагноз

Строка

30

Диагноз, поставленный по группе здоровья

ФизкультурнаяГруппа

Строка

20

Наименование физкультурной группы 

ДатаФизГруппы

Дата


Дата указания физкультурной группы

Многодетный

Число

1

Отметка ставится в том случае, если обучающийся из многодетной семьи

Сирота

Число

1

Отметка ставится в том случае, если обучающийся сирота

ПодПопечительством

Число

1

Отметка ставится при наличии попечителя

Стипендия

Число

1

Отметка ставится, если обучающийся получает стипендию


Справочник "Ученики" имеет следующие подчиненные справочники:

Ученики_Прививки - содержит информацию о прививках, сделанных учащемуся;

Ученики_ТекущиеЗаболевания - содержит сведения о текущих заболеваниях обучающегося;

Ученики_УчастиеОлимпиады - предоставляет информацию о результатах участия обучающегося в олимпиадах;

Ученики_НаучнаяДеятельность - содержит информацию об научно-исследовательских и проектных работах обучающегося.

Справочник "Группы" содержит данные о сформированных группах в учебном заведении, о распределении учащихся по группами и о классном руководителе группы.

Таблица 4.7 - Структура справочника "Группы"

Наименование

Тип данных

Размер

Пояснение

1

2

3

4

Наименование

Строка

100

Название группы

Численность

Число

4

Количество обучающихся в группе

Специальность

Справочник. Специальность


Выбор специальности данной группы

Курс

Число

4

Указание курса группы

КласРуководитель

Справочник. Сотрудники


Выбор классного руководителя из общего списка сотрудников ОУ


Справочник "Предметы" представляет собой перечень учебных дисциплин, преподаваемых в учебном заведении

Таблица 4.8 - Структура справочника "Предметы"

Наименование

Тип данных

Размер

Пояснение

1

2

3

4

Наименование

Строка

100

Наименование учебной дисциплины

Сокр

Строка

20

Сокращенное название предмета

ОбластьЗнания

Справочник. ОбластиЗнания


Выбор образовательной области, к которой относится данный предмет.


Справочник "Кабинеты" предоставляет информацию об имеющихся в учебном заведении помещений, участвующих в образовательном процессе.

Таблица 4.8 - Структура справочника "Кабинеты"

Наименование

Тип данных

Размер

Пояснение

1

2

3

4

Наименование

Строка

100

Наименование помещения

Вместимость

Число

10

Численная характеристика вместимости кабинета

Этаж

Число

4

Указание расположения кабинета в учебном заведении

Предметы

Строка


Используется для указания специализации кабинета

Ответственный

Справочник. Сотрудники


Выбор лица, ответственного за данное помещение


Справочник "Материальные ценности" содержит сведения об имеющихся в образовательном учреждении материальных средствах.

Таблица 4.9 - Структура справочника "Материальные Ценности"

Наименование

Тип данных

Размер

Пояснение

1

2

3

4

Наименование

Строка

100

Наименование материального средства (МС)

ИнвНомер

Строка

12

Инвентарный номер МС

НомИнвКарт

Строка

12

Номер инвентарной карты МС

БиблАвтор

Строка

30

Указание автора издания (заполняется только для печатных изданий)

БиблВыходДанные

Строка

50

Выходные данные издания (заполняется только для печатных изданий)

ДатаПоступления

Дата


Дата поступления материального средства

НомДокПоступления

Строка

10

Номер документа о поступлении МС

ДатаВыбытия

Дата


Дата выбытия МС

НомДокВыбытия

Строка

10

Номер документа о выбытии МС

КолвоОбщее

Число

10

Общее количество данного материального средства

Первоначальная Стоимость

Число

14

Стоимость единицы МС

Состояние

Перечисления. СостояниеОС


Выбор состояния МС ("в эксплуатации", "в ремонте", "выбыл" и т.д.)

МОЛ

Справочник. Сотрудники


Необходимо указать материально ответственное лицо за данное МС


Справочник "Учебные годы" позволяет осуществлять работу с системой в рамках определенного периода времени (учебный год, семестр), что значительно улучшает структурированность хранимых данных.

Таблица 4.10 - Структура справочника "Учебные годы"

Наименование

Тип данных

Размер

Пояснение

1

2

3

4

Наименование

Строка

25

Наименование учебного периода

ДатаНачала

Дата


Дата начала учебного периода

ДатаОкончание

Дата


Дата окончания учебного периода


Документы

В процессе деятельности образовательного учреждения возникает необходимость создания различных печатных форм приказов.

Основные приказы, которые используются в процессе работы образовательного учреждения, имеют отношение к сотрудникам и контингенту. В данной системе все эти документы объединены в журнал документов "Книга приказов", структура которого представлена на рисунке 4.1:

Рисунок 4.1 - Структура журнала документов "Книга приказов"

Логика работы с перечисленными документами одинакова. Рассмотрим на примере приказа о приеме на работу сотрудника структуру и возможные формы документа.

Таблица 4.11 - Основные реквизиты документа «О приеме на работу»

Наименование

Тип данных

Размер

Пояснение

1

2

3

4

ДатаДок

Дата


Дата приказа

НомерДок

Строка

20

Номер приказа

ТабельныйНомер

Число

10

Табельный номер сотрудника

Сотрудник

Справочник. Сотрудники


Выбор сотрудника, для которого формируется

Фамилия

Строка

20

Фамилия сотрудника

Имя

Строка

20

Имя сотрудника

Отчество

Строка

20

Отчество сотрудника

Должность

Строка

20

Указание должности, на которую берут сотрудника на работу

Подразделение

Строка

20

Выбор подразделения

ТипСотрудника

Перечисление. ТипСотрудника


Указание, будет ли сотрудник штатным или совместителем

КоличествоСтавок

Число

5

Количество ставок

Оклад

Число

14

Оклад сотрудника

ДатаПриема

Дата


Дата приема на работу

ДатаНачала

Дата


Дата начала выполнения должностных обязанностей

ДатаОкончания

Дата


Дата окончания работы

ХарактерРаботы

Перечисления. ХарактерРаботы


Определяет характер работы сотрудника ("постоянный", "временный" и т.д.)

УсловияОкончания

Строка


Указание причин или условий окончания работы

СтароеМестоРаботы

Строка


Предыдущее место работы

Основание

Строка


Указание основания приема на работу


Документ имеет удобную форму ввода данных:

Рисунок 4.2 - Вид формы ввода данных для документа

Печатный вид документа формируется после нажатия кнопки "Печать" на основной форме документа:

Рисунок 4.3 - Вид печатной формы документа

Программно формирование печатной формы осуществляется выполнением процедуры Напечатать():

Процедура Напечатать()

пТаблица = СоздатьОбъект("Таблица");

СписВыбора = CreateObject("СписокЗначений");

СписВыбора.AddValue("Произвольная форма");

СписВыбора.AddValue("Форма Т1");

Выбор = 0;

if СписВыбора.ChooseValue(,,Выбор,,1) = 1 thenВыбор = 1 then

пТаблица.ИсходнаяТаблица("ПечатнаяФорма");

пТаблица.ВывестиСекцию("ВерхнийКолонтитул");

пТаблица.ВывестиСекцию("ЗаголовокПриказа");

пТаблица.ВывестиСекцию("Сотрудник_ФИО");

прФормулировкаПриказа = "принять на работу на должность " + СокрЛП(Должность);КоличествоСтавок <> 0 then

прФормулировкаПриказа = прФормулировкаПриказа + ", количество ставок:" + Формат (КоличествоСтавок, "Ч2.2");Оклад <> 0 then

прФормулировкаПриказа = прФормулировкаПриказа + ", оклад:" + Формат(Оклад, "Ч2.2") + " руб.";; endifПустоеЗначение(ХарактерРаботы) = 0 then

прФормулировкаПриказа = прФормулировкаПриказа + ", " + Строка(ХарактерРаботы);;ПустоеЗначение(ДатаНачала) = 0 then

прФормулировкаПриказа = прФормулировкаПриказа + ", с " + Формат(ДатаНачала, "Дддммгггг");ПустоеЗначение(ДатаОкончания) = 0 then

прФормулировкаПриказа = прФормулировкаПриказа + " по " + Формат(ДатаОкончания, "Дддммгггг");;;

пТаблица.ВывестиСекцию("ФормулировкаПриказа");СокрЛП(УсловияОкончания) <> "" then

пТаблица.ВывестиСекцию("УсловияОкончания");;СокрЛП(СтароеМестоРаботы) <> "" then

пТаблица.ВывестиСекцию("СтароеМестоРаботы");;

пТаблица.ВывестиСекцию("Основание");СокрЛП(Комментарии) <> "" then

пТаблица.ВывестиСекцию("Комментарии");;

пТаблица.ВывестиСекцию("ПустыеСтроки_5");

пТаблица.ВывестиСекцию("ПустыеСтроки_5");

пТаблица.ВывестиСекцию("Подвал_Руководитель");

пТаблица.ВывестиСекцию("Подвал_Ознакомлен");

пТаблица.ИсходнаяТаблица("ФормаТ1");

пТаблица.Вывести();;

пТаблица.Показать(ПолноеНазвание);;

КонецПроцедуры

Отчеты

Отчеты предназначены для вывода информации из базы данных. Организация образовательного процесса требует формирования отчетов по кадровому составу и контингенту, по использованию материальных средств и помещений учебного заведения, проведение анализа по динамике кадров и мониторинга качества образования (анализ успеваемости), с целью определения уровня обученности учащихся.

С учетом вышеперечисленных требований в данной системе предусмотрены следующие виды отчетов:

-    Общие сведения - отчет выводит общий список учащихся с полной информацией по каждому из них;

-       Личная карточка - отчет выводит информацию из личного дела конкретного обучающегося;

-       Анализ успеваемости - отчет позволяет провести анализ успеваемости обучающихся по группам, по преподавателям и по предметам и оценить уровень обученности;

-       Личная карточка сотрудника - отчет выводит информацию из личного дела сотрудника (анкетные и адресные данные, образование, паспортные данные, сведения о составе семьи, стаж работы, повышение квалификации и т.д.);

-       Анализ динамики кадров - отчет позволяет оценить динамику кадров, то есть процент смены кадрового состава;

-       КОУП - отчет предоставляет информацию о кадровом обеспечении учебного процесса;

-       Состав педагогических кадров (без руководящих) - отчет позволяет провести статистический анализ по определенным параметрам (возрастной состав педагогических работников, стаж педагогической работы, уровень образования и квалификации сотрудников);

-       Состав руководящих кадров - отчет позволяет провести статистический анализ по определенным параметрам (возрастной состав, административный стаж, уровень образования и квалификации сотрудников);

-       Материальные средства - этот отчет выводит общий списоу материальных средств, имеющихся в распоряжении образовательного учреждения;

-       Паспорт кабинета - отчет предоставляет информацию об оснащенности учебного помещения.

При создание отчета в графе отчеты создается новый отчет, ему дается наименование, далее создается экранная форма - Диалог, который пользователь видит на экране. В диалоге пользователь задает параметры формирования отчета, например, период времени (рисунок 4.4).

Рисунок 4.4 - Вид диалоговой формы отчета

Управляющие кнопки в диалоге обеспечивают возможность сохранения, обновления, экспорта и закрытия отчета, в результате выполнения процедур, описанных в модуле отчета.

Например, процедура сохранения данных отчета в формате XSL, HTM, TXT (экспорт):

Процедура Экспортировать()

ЭксТабл = СоздатьОбъект("Таблица");

ЭксТабл.ИсходнаяТаблица("ТаблицаДляВыгрузки");EmptyValue(гСотрудник) = 0 then

ИмяФайла = "Форма - " + лПолучитьПолноеФИОСотрудника(гСотрудник);

else

ИмяФайла = "Форма";;

Каталог = КаталогПользователя();

Фильтр = "Таблица Excel (*.xls) |*.xls| HTML документ (*.htm) |*.htm | Текстовый файл (*.txt) |*.txt";ФС.ВыбратьФайл(1, ИмяФайла, Каталог, "Выгрузка отчета", Фильтр,) = 1 thenФС.СуществуетФайл(Каталог + ИмяФайла) = 1 thenDoQueryBox("Файл " + Каталог + ИмяФайла + " существует. Заменить?", 1) = 2 then;;;

Таблица.Записать(Каталог + ИмяФайла + ".MXL", 0);

ЭксТабл.Открыть(Каталог + ИмяФайла + ".MXL");

ТипФайла = 1;Прав(ИмяФайла, 4) = ".htm" then

ТипФайла = 2;Прав(ИмяФайла, 4) = ".txt" then

ТипФайла = 3;;;

ЭксТабл.Записать(Каталог + ИмяФайла, ТипФайла);

ФС.УдалитьФайл(Каталог + ИмяФайла + ".MXL");;

КонецПроцедуры

Также у отчета есть одна или несколько печатных форм - Таблиц, с помощью которой данные будут выводиться на экран (рисунок 4.5).

Рисунок 4.5 - Вид печатной формы отчета

 

.2 Интерфейс информационной системы


В этом разделе, будет представлен интерфейс программы, с краткими пояснениями.

Для входа в систему необходимо выбрать имя пользователя, так как каждый пользователь обладает своим набором прав в данной программе (рисунок 4.6). В системе определены следующие типы пользователей:

-    Администратор системы;

-       Администрация;

-       Преподаватель;

-       Классный руководитель;

-       Методист;

-       Служба поддержки.

Рисунок 4.6 - Диалоговое окно авторизации пользователя

После входа в систему открывается главное окно программы (рисунок 4.7).

Рисунок 4.7 - Вид главного окна системы

Работа с системой ведется с использованием основного меню (таблица 4.12).

Таблица 4.12 - Структура главного меню программы

Наименование основного пункта меню

Наименование подпункта меню

Функциональное назначение

1

2

3

Общие данные

Учебные годы и периоды

Доступ к справочнику "Учебные годы и периоды"


Данные об образовательном учреждении

Открывает форму для внесения данных об ОУ


Общий список предметов и дисциплин

Открывает справочник "Общие предметы"


Помещения

Открывает справочник "Кабинеты"


Материальные средства

Открывает справочник "Материальные ценности"

Кадры и контингент

Подразделения

Открывает справочник "Подразделения"


Список должностей учреждения

Открывает справочник "Должности"


Сотрудники

Открывает справочник "Сотрудники"


Группы

Открывает справочник "Группы"


Общий список учащихся

Открывает справочник "Ученики"


Распределение учащихся по группам

Открывает справочник "Ученики" в форме отличной от предыдущего пункта


Книга приказов

Доступ к основным документам программы

Учебный процесс

Предметы учебного плана

Открывает справочник "Предметы"


Учебный план

Открывает форму справочника "Учебный план"


Расписание

Открывает форму справочника "Расписание"


Журнал успеваемости

Открывает обработку "НавигаторГрупп"


Замечания по журналу

Открывает справочник "Журнал_замечания"

Отчеты

Учреждение

Сводные

Общий список материальных средств ОУ


Сотрудники

По сотрудникам

Личная карточка сотрудника



Сводные

Отчет по общему списку сотрудников


Контингент

По учащимся

Личная карточка обучающегося



Сводные

Отчет по общему списку обучающихся


Учебный процесс

Журнал успеваемости

Отчеты по журналу успеваемости



Успеваемости

Отчет по анализу успеваемости обучающихся


Экранные формы, используемые в программе, достаточно многообразны, и каждая из них может иметь определенную специфику, однако одной из наиболее часто встречающихся в программе форм являются справочники. Они предназначены для хранения сведений о множестве объектов одного и того же типа. К справочникам, к примеру, относятся списки предметов, кабинетов, сотрудников, учащихся и так далее.

Работать со справочниками можно в двух режимах:

-    создания, просмотра, редактирования и удаления объекта;

-       выбора элемента справочника, для переноса в другую форму программы.

Информация о любом объекте в справочнике вводится и редактируется в отдельной форме (диалоге):

Рисунок 4.8 - Вид диалоговой формы справочника

Некоторые формы могут содержать табличную часть, которая предназначена для просмотра списка строк и может содержать несколько колонок (рисунок 4.9). Состав колонок определяется назначением конкретной формы, а строки являются собственно данными, которые просматриваются в списке и в некоторых случаях могут редактироваться.

В ряде табличных форм в колонках может выводиться содержание нескольких уровней (двух или более) значений содержащейся в них информации. Перемещение по табличной части форм также производится при помощи клавиш управления курсором и линеек прокрутки.

Рисунок 4.9 - Вид табличной формы справочника

Любая форма в программе содержит различные управляющие элементы: реквизиты (поля для ввода информации), кнопки, списки, поля со списками, флажки, переключатели, закладки (рисунок 4.10).

Рис 4.10 - Вид формы "Данные об образовательном учреждении"

Рисунок 4.11 - Вид справочника "Должности"

Рисунок 4.12 - Вид справочника "Сотрудники"

Рисунок 4.13 - Вид печатной формы отчета "Анализ успеваемости по группам"

5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ


5.1   Бизнес план по программному продукту

Концепция бизнеса

В настоящее время информатизация в сфере образования требует внедрение средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процессы ведения документации и отчетности.

Предполагаемым бизнесом является разработка информационно-аналитической системы «ИПС ГОУ НПО «Казачий лицей». Данная система обеспечивает хранение, накопление и предоставление всей необходимой информации об учащихся и конкретной группе в целом, информацию о сотрудниках, а также она предусматривает возможность проведения мониторинга качества образования, позволяя определить уровень обученности учащихся и квалификации педагогического состава.

Главная цель бизнеса - получение прибыли путем предоставления рынку конкурентоспособной продукции.

Главная цель бизнес плана - рассмотрение объекта бизнеса с позиции маркетингового синтеза.

Потенциальным покупателем разрабатываемого продукта являются учебные заведения.

Для реализации данного бизнеса необходимо 136 299 руб.

Точка безубыточности = 11 шт.

 

.2 Характеристика программного продукта


В данном разделе дана характеристика программного продукта, его достоинства и преимущества.

Характеристика программного продукта приведена в таблице 5.1:

Таблица 5.1 − Маркетинговое исследование

1.

По замыслу

Упрощение и автоматизация ведения отчетности образовательного учреждения (ОУ).

2.

В реальном исполнении

Система состоит из трех модулей: - модуль работы с сотрудниками ОУ; - модуль работы с контингентом ОУ; - модуль генерации отчетов.

3.

С подкреплением

Cистема может использоваться образовательными учреждениями начального профессионального образования.

4.

Преимущества у пользователя

Cистема соединяет в себе функции хранения и обработки данных, а так же функцию создания автоматизированных отчетов мониторинга качества образования.

 

.3 Исследование и анализ рынка


Потенциальными потребителями данного программного продукта являются учреждения начального профессионального образования.

Основными критериями, которыми будут руководствоваться потребители, при покупке программного продукта являются:

-    Функциональность;

-    Настройка и обслуживание программного продукта производителем;

-       Быстрая окупаемость;

-       Доступная цена.

Во-первых, с повышением уровня информатизации появилась потребность в использовании информационных технологий в образовательном процессе. Поэтому чем более функционален, будет программный продукт, тем он будет более популярен, и тем самым внедрение данного продукта на рынок будет продвигаться достаточно быстрыми темпами.

А во-вторых, существующие подобные программные продукты не являются конкурентно способными, так как они слишком сложны в эксплуатации и стоимости, что позволяет внедрять данный программный продукт без учета конкуренции.

Сегментация потенциальных потребителей приведена в таблице 5.2.

Таблица 5.2 − Сегментация рынка

Сегменты рынка

Планируемый объем продаж по годам


2009

2010

2011

Всего


3кв

4кв

1п\г

2п\г

Год


Учреждения начального профессионального образования

1

3

5

7

14


Итого

1

3

5

7

14

30

 

.4   Производственный план


Расчет единовременных затрат (Зк).

Для реализации данного бизнес-плана необходимо учитывать единовременные затраты, необходимые на начальном этапе разработки данного программного продукта.

Рассчитываются единовременные затраты (Зк) по следующей формуле:

Зк = К + Зпк,

где: К - капитальные вложения, вычисляемые по формуле:

К = Квт + Кппп

(где: Квт - затраты на приобретение вычислительной техники, Кппп - затраты на приобретение пакетов прикладных программ)

Зпк - затраты на подготовку кадров.

К = 20 000 руб. + 15 000 руб. = 35 000 (руб.)

Зпк = 7 000 (руб.)

Итак, получаем единовременные затраты:

Зк = 35 000 руб. + 7 000 руб. = 42 000 (руб.)

Расчет текущих затрат (С) на разработку ПП

Затраты на зарплату персонала отражены в таблице 5.3.

Таблица 5.3 − Зарплата персонала

Категория персонала

Количество сотрудников

Оплата за 1 мес (руб).

Время работы (мес)

Общая зарплата (руб)

Разработчик- руководитель проекта

1

10 000

2

20 000

Разработчик

1

7 000

2

14 000

Итого (руб.)

2

17 000

2

34 000


Текущие затраты рассчитываются по следующей формуле 5.1.

C = Зпр + Зесн + Зн + Зс + Змаш + Зкр,                 (5.1)

где Зпр - затраты на заработную плату персонала,

Зесн - ЕСН (Зесн = 26% от Зпр),

Зн - накладные расходы,

Зс - затраты на оплату работ, выполняемых другими организациями,

Змаш - затраты связанные с использованием машинного времени,

Зкр - проценты за пользованием кредитом,

Змаш =0,68кв/час*400час * 1,69 руб/кв = 459руб.

С = 34 000 + 8 840 + 68 000 + 0 + 459 + 0 = 111 299 руб.

Потребность в инвестициях на разработку ПП (таблица 5.4).

Таблица 5.4 − Необходимые инвестиции на разработку.

Наименование статей затрат

Сумма (руб.)

1.Единовременные затраты (Зк)

42 000

1.1.Капитальные вложения (К)

35 000

1.1.1. Затраты на приобретение ВТ (Квт)

20 000

1.1.2. Затраты на приобретение (дооборудование) ЛВС (Клвс)

0

1.1.3. Затраты на покупку прикладных программ и ОС (Кпп)

15 000

1.2. Затраты на подготовку кадров (Зпк)

7 000

2. Текущие затраты (С)

94 299

2.1. Затраты на заработную плату (Зпр)

34 000

2.2. Начисления на заработную плату (Зесн) (26%)

8 840

2.3. Накладные расходы (Зн) (150% Зпр)

51 000

2.4. Затраты на оплату работ сторонним организациям (Зс)

0

2.3. Затраты, связанные с использованием машинного времени (Змаш)

459

2.6. Проценты за пользование коммерческим кредитом (Зкр)

0

Итого затрат (З)

136 299


Определение цены ПП

Рассчитав текущие затраты на разработку ПП (С), можно определить себестоимость одной копии ПП (С1) по формуле 5.2

С1 = С/N + Зтир + Зсер,   (5.2)

где N - объем продаж в натуральном выражении,

Зтир и Зсер - затраты на тиражирование и сервисное обслуживание в расчете на одну копию.

С1 = 136 299/ 30 + 250 + 250 = 5043,3 руб.

Определяется оптовая цена 1 копии программного продукта (Цо1) по следующей формуле 5.3.

Цо1 = С1+ П1,            (5.3)

Прибыль (П1) определяется исходя из предполагаемой рентабельности (формула 5.4)

П1 = С1* Р/100,   (5.4)

где Р − процент предполагаемой рентабельности,

(ориентировочно Р = 35%).

П1 = 5043,3 * 35 / 100 = 1765,15 руб.

Цо1 = 5043,3 + 1963,5 = 6808,5 руб.

Цена продажи ПП ( Цпр) рассчитывается по формуле 5.5

Цпр = Цо1+ НДС,           (5.5)

где НДС − налог на добавленную стоимость в соответствии с действующей ставкой на данный вид продукции (18%).

Цпр = 6808,5 + 1225,5 = 8033,9 руб.

Итоговая цена ПП после сопоставления с продуктами конкурентов составила 8500 руб.

 

.5   План маркетинговых действий


План маркетинга − это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. В данном разделе отражаются: товарная, ценовая, сбытовая политика и сервисное обслуживание.

Товарная политика

Система была разработана с учётом современных информационных технологий.

В будущем планируется:

-    учет клиентских потребностей и добавление их в последующих релизах;

-       модификация системы в соответствии с появлением новых IT - технологий.

Ценовая политика.

Цена товара будет зависеть от следующих факторов:

-    спроса на товар;

-       сложности его модификации;

-       цен конкурентов.

Политика сбыта

Запросы в заведения, нуждающиеся в подобных системах.

Сервисное обслуживание

Стратегия по организации сервисного обслуживания предполагает предпродажный и послепродажный сервис.

Предпродажный сервис предусматривает анализ требований заказчика и модификация системы с учётом этих требований.

Послепродажный сервис предусматривает настройку и конфигурирование системы, и её ознакомление с заказчиком.

 

.6   Потенциальные риски


Следует учитывать следующие виды рисков:

-    производственные риски связаны с различными нарушениями в производственном процессе;

-       коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынков, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов);

-       финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов;

-       риски, связанные с форс - мажорными обстоятельствами − это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса страны до забастовок и землетрясений).

5.7 Финансовый план


Предполагаемые доходы от продаж (Qпр) определяются по

формуле 5.6

пр = Цпр*N, (5.6)

где Цпр − цена продажи ПП, руб.;− объем продаж по периодам в соответствии с исследованиями рынка, шт.

Qпр = 8500*30 = 255 000руб.

Издержки производства (И) включают, кроме текущих затрат, расходы на тиражирование, сервисное обслуживание, маркетинг, рекламу и некоторые виды налогов (на имущество, местные налоги и т.п.) и рассчитываются по формуле 5.7.

И=С1*N+Зм+Н,   (5.7)

где С1 − себестоимость копии ПП,

Зм − затраты на маркетинг и коммерческие расходы, ( Зм = от 20 до 25% от С1),

Н - налоги, в состав которых входят,

Ни - налоги (1% от стоимости вычислительной техники),

Нп − прочие налоги, составляющие от 5 до 7% от заработной платы персонала.

Ни = 0,01*20 000 = 200 руб.,

Нп = 0,05 * 34 000 =1 700 руб., тогда

Н = Ни + Нп = 200 + 1700 = 1 900 руб.,

И = 5 043,3* 30 + 0,2*5 043,3+ 1 900 = 154 207,7 руб.

Прибыль от реализации равна разности предполагаемого дохода и издержек (формула 5.8)

П=Qпр-И                                 (5.8)

П= 255 000 - 154 207,7 = 100 792,3 руб.

Налог на прибыль Нп составляет 24% от прибыли от реализации:

Нп=100 792,3 * 0,24 = 24 190,16 руб.

Чистая прибыль равна прибыли от реализации за вычетом налога на прибыль (формула 5.9.)

Чп=П-Нп                                (5.9)

Чп=100 792,3 - 24 190,16 = 76 602,18 руб.

Расчет доходов и затрат отображен в таблице 5.5.

Таблица 5.5 − Доходы и затраты

Показатели

2009 г.

2010г.

2011г.


3 кв.

4 кв.

1п/г

2п/г

Год

Доходы от продаж

8500

25500

42500

59500

119000

Издержки (И)

5140,26

15420,77

25701,28

35981,79

71963,57

Прибыль до налогообло-жения

3359,75

10079,23

16798,72

23518,21

47036,43

Налог на прибыль

806,34

2419,02

4031,7

5644,37

11288,74

Чистая прибыль

2553,41

7660,22

12767,03

17873,84

Объём реализации

1

3

5

7

14

рок окупаемости ПП определяется по формуле 5.10.

Ток =К/(П1*N ),    (5.10)

где К - необходимые капитальные вложения, руб.,

П1 − прогнозная чистая прибыль от реализации одного ПП, руб.,− прогнозный годовой объем продаж ПП, шт.

Ток = 42000/ (1765,16* 12),

Ток = 2 года » 24 месяца.

 

.8   Расчет безубыточности


Под безубыточностью в разработанном бизнес-плане понимается объем продаж ПП в натуральном выражении, при котором возможно покрытие всех расходов без получения прибыли.

Расчет достижения безубыточности производится по следующей формуле 5.11.

      (5.11)

где Qкр. − критический объем продаж ПП. при котором будет достигнута безубыточность,

Фз − сумма условно-постоянных (фиксированных) затрат, руб.,

П31 − сумма условно-переменных затрат для одного ПП, руб. вычисляется по формуле 5.12.

К Фз можно отнести затраты на маркетинг, накладные расходы, налоги (налог на имущество и прочие налоги).

Цпр − цена продажи одного ПП, руб.

П31 = (Зпр + Нз + Змаш)/N,                  (5.12)

где Зпр − затраты на заработную плату,

Нз - начисления на заработную плату,

Змаш - затраты связанные с использованием машинного времени, - ожидаемый объем реализации.

Сумма условно-постоянных затрат определяется по формуле 5.13.

Фз = Зм + Зн + Н, (5.13)

где Зм - затраты на маркетинг,

Зн - накладные расходы,

Н - налоги.

П31 = (34 000+8840+459)/12 = 3608,25 руб.

Фз = Зм + Зн + Н = 1008,66+51 000+1900= 53908,66 руб.,

где Зм − затраты на маркетинг и коммерческие расходы

( Зм = от 20 до 25% от С1);

Н - налоги,

Qкр. = 53908,66/(8 500 - 3608,25) ≈ 11 шт.

После расчета критического объема продаж строится график безубыточности, который представлен на рисунке 5.1.


Р







Рисунок 5.1 − График безубыточности

Слева от точки критического объема продаж находится область убытков. Справа от точки критического объема при любом объеме продаж получается прибыль.

Запас финансовой прочности рассчитывается по формуле 5.14.

ЗФП = Qпр-Qкр,    (5.14)

ЗФП = 30-11 = 19 шт.

Коэффициент запаса финансовой прочности Кзфп определяется отношением величины запаса финансовой прочности к объему продаж. Он характеризует степень финансовой устойчивости, рекомендуемая нижняя граница - 30% к объему продаж (формула 5.15).

Кзфп = (ЗФП/Qпр)*100%                  (5.15)

Кзфп = 19/30*100% = 63,3 %

 

.9   Вывод


Для реализации бизнеса необходимо 136 299 рублей, из произведенных расчетов видно, что затраты окупятся в течение 12 месяцев. Объем продаж, при котором возможно покрытие всех расходов, без получения прибыли (точка безубыточности) равен 11 шт.

Обоснована аналитическая и графическая прочность финансового проекта. Определены перспективы, цена, исследован рынок.

Ценовая политика предусматривает ориентацию на уровень цен, которые производители готовы заплатить за программный продукт такого рода.

Проект экономически обоснован и реален с точки зрения привлечения доходов.

Разработанный бизнес-план показал эффективность программного средства с экономической точки зрения, что говорит о выгодности его производства для разработчика.

6. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА

 

Эксплуатация программного продукта «ИПС ГОУ НПО «Казачий лицей», предполагает проведение пользователем значительного количества времени за работой на ПЭВМ, характеризующейся значительным умственным напряжением и нервно-эмоциональной нагрузкой, высокой напряженностью зрительной работы и достаточно большой нагрузкой на мышцы рук при работе с клавиатурой и мышью.

Эти явления могут вызвать отклонения в состоянии здоровья, которые проявляются в первую очередь в том, что у человека снижается работоспособность, быстро наступает зрительное утомление, затем появляются признаки ухудшения зрения, нарушения функционального состояния центральной нервной системы.

Что касается других функциональных нарушений, то те из них, которые связаны со скелетом человека, обусловлены длительными статическими нагрузками, вызванными плохой организацией рабочего места пользователя: неудобной или неподходящей по размерам мебелью, неудобным взаимным расположением компонентов системы персонального компьютера или отсутствием достаточного для свободных движений и смены позы места. В итоге из-за чрезмерной напряженности работы или увлеченности ею могут развиваться болезненные и воспалительные процессы.

Большинство проблем решаются сами собой при правильной организации рабочего места, соблюдении правил техники безопасности и разумном распределении рабочего времени.

Поэтому рабочие места пользователей должны отвечать безопасным и безвредным условием труда. В связи с этим предполагается разработать комплекс мер, обеспечивающих безопасные и безвредные условия труда и рассмотреть экологические вопросы.

6.1 Рациональное размещение оборудования


Типовой учебный компьютерный класс обычно включает от 10 до 20 рабочих станций (Компьютер ученика), один сервер (Компьютер Преподавателя), струйный или лазерный принтер, сканер, модем, сетевое оборудование для организации компьютерной сети. Необходимо разработать наиболее рациональный план организации компьютерного класса.

Рассмотрим план компьютерного класса (рисунок 6.1). Размеры помещения составляют: длина 10 м, ширина 6 м, высота 3 м. Общая площадь равна 60 кв.м.

Рисунок 6.1 - План неправильной организации компьютерного класса

Анализируемый компьютерный класс имеет ряд недостатков, которые не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к организации рабочих мест:

1.   Расстояние между рабочими местами с боковых сторон должна быть не менее 1,2 м, при расположении пользователей последовательно не менее 2-х метров, лицом друг к другу - 0,6м.

2.     

Похожие работы на - Автоматизация учета в сфере образовательного учреждения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!