Анализ собственного сайта.
1.Преимущества и виды веб-сайтов
Преимущества веб-сайтов, по сравнению с другими интернет-сервисами, по мнению М. Хейга выражаются в следующем:
На сайте можно разместить любое количество материалов. Нет ни временных, ни пространственных ограничений.
Можно обращаться напрямую к аудитории, минуя средства массовой информации.
Удается добиться значительной экономии при доставке информации во все концы света.
Информацию легко обновлять. Нет нужды распечатывать брошюры и другие материалы.
Средства информации и другие пользователи получают доступ к предложенным вами материалам 24 часа в сутки, находясь в любой стране мира.
Если объединить наиболее часто встречающиеся классификации, то можно представить следующие виды сайтов:
Сайт-визитка. Небольшой по количеству страниц (5-10) сайт, дающий общую информацию о деятельности компании, производимых продуктах и услугах (иногда - их стоимости), а также контактную информацию. Как правило, очень простой по исполнению.
Промо-сайт. Также небольшой по количеству страниц. Создается в поддержку проводимых рекламных и промо-акций, может выступать в качестве самостоятельного продающего инструмента. Посвящен одному продукту, часто содержит интерактивные или игровые элементы.
Корпоративный сайт. Интернет-ресурс, создаваемый с целью обеспечить полноценную двустороннюю коммуникацию базисного субъекта PR с целевыми группами общественности. Содержит информацию о сфере деятельности компании, ее структуре, производимых продуктах и так далее.
Интернет-магазин. Сайт, содержащий информацию о различных видах продуктов или услуг, позволяющий осуществлять выбор и покупку товара непосредственно на сайте.
Продающий сайт. Сайт, содержащий полную и всестороннюю информацию о каком-либо продукте или услуге, производимой организацией. Отличие от интернет-магазина заключается в том, что покупку невозможно совершить непосредственно на сайте. Кроме того, на продающем сайте размещается информация только о товарах/услугах одного производителя.
Интернет-портал. Большой интернет-ресурс, посвященный какой-либо сфере человеческой деятельности, например, развлекательный портал. Его цель - максимально полно удовлетворить потребности целевой группы общественности в представляемой области.
1.1Подготовительный этап работы над корпоративным сайтом
Корпоративной сайт - инструмент PR-специалиста для коммуникации с различными группами общественности. В связи с этим необходимо сразу оговориться: повышение продаж не является целью создания корпоративного сайта. Грамотно выстроенный, он способен в значительной степени повлиять на принятие решения о покупке (особенно в сегменте B2B (business-to-business) коммуникаций), однако его основная цель заключается в создании полноценной двусторонней коммуникации между базисным субъектом PR и различными группами общественности. Являясь, чаще всего, лишь одним из инструментов комплекса PR, корпоративный сайт должен быть вписан в существующую или создающуюся систему PR-коммуникаций.
Приступая к работе над корпоративным сайтом, PR-специалист должен определить:
Аудитории, с которыми будет осуществляться коммуникация.
Цели и задачи базисного субъекта PR по отношению к каждой из этих аудиторий.
В качестве отправной точки для определения целевых групп общественности можно взять базовую модель, которая выглядит следующим образом:
Клиенты
Партнеры
Акционеры
Внутренняя общественность
Потенциальные работники
Представители СМИ
Представленная классификация включает в себя все множество аудиторий, с которыми корпоративный сайт потенциально позволяет выстроить эффективные двусторонние коммуникации. Анализируя аудитории корпоративного сайта, необходимо принять во внимание его специфику как канала коммуникации: высокая степень проникновения Интернета характерна только для центральных районов России (по статистике 50% всех пользователей российского сегмента сети Интернет (Рунета) приходится на Москву). Если результаты исследований показывают, что какая-либо из целевых групп общественности не пользуется Интернетом, ее нужно исключить из списка уже на этом этапе разработки, либо подразумевать с точки зрения возможного развития корпоративного сайта в перспективе.
Однако зачастую корпоративный сайт ориентирован лишь на часть этих групп общественности: в большинстве случаев специфика бизнеса накладывает свой отпечаток. Говоря об особенностях бизнеса, необходимо обратить внимание, к какой из его сфер относится базисный субъект PR: B2B (business-to-business) или B2C (business-to-customer).
Для компаний сегмента B2B важную роль играет надежность потенциального партнера, его деловая репутация, кроме того, решение о начале сотрудничества принимается коллективно, несколькими специалистами (как правило, это специалисты по профилю деятельности, финансисты и топ-менеджмент/высшее руководство). Поэтому для данного сегмента клиенты будут являться одной из аудиторий корпоративного сайта.
В сегменте B2C информация о компании-производителе практически не играет никакой роли. Покупатель коммуницирует с брендом, торговой маркой, и зачастую даже не знает названия компании-производителя. В этом сегменте для информирования покупателей и стимулирования сбыта используются не корпоративные, а продающие или промо-сайты.
Повторим, что основная цель, ради которой создается корпоративный сайт - это обеспечение двусторонней коммуникации с целевыми группами общественности. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
полное и всестороннее информирование целевых групп общественности о базисном субъекте PR
обеспечение полноценной обратной связи с целевыми группам общественности
Полнота информирования достигается за счет публикации на сайте следующей информации:
О производимых продуктах/услугах
О планах по развитию бизнеса по каждому направлению деятельности.
Обратная связь представителей целевых групп общественности осуществляется за счет:
Публикации полной контактной информации (адрес, телефон, факс, электронная почта)