Совершенствование концепции обучения в техническом университете на примере подготовки специалистов по САПР
Совершенствование
концепции обучения в техническом университете на примере подготовки специалистов
по САПР
Е.В. Нужнов, Н.П. Заграй
К
числу важнейших факторов, характеризующих настоящий этап развития высшей школы,
следует отнести:
изменение
потребностей общества в специалистах в результате политических и экономических
изменений в стране;
отход
от системы гарантированного бюджетного финансирования высшей школы;
изменение
спектра учебных специальностей и более жесткое их конкурентное развитие,
переоценка ценностей и изменение степени престижности (рейтинга) отдельных
специальностей.
Отмеченные
факторы вызвали необходимость совершенствования концепции подготовки
специалистов в техническом университете. Не претендуя на описание одного из
вариантов новой концепции обучения, формирующейся в вузах страны, выделим важнейшие,
на наш взгляд, моменты, которые можно было бы учесть при определении путей
развития многих учебных направлений и специальностей.
Определяющей
тенденцией дальнейшего развития высшей школы становится фундаментализация
образования. Наметился переход от узкой глубокой направленности и фактической
специализации в рамках учебной специальности к полновесному освоению всего
проблемного поля специальности. Эту тенденцию изначально поддерживает и
подготовка бакалавров по целым направлениям, а не по отдельным специальностям в
рамках реализации многоуровневой системы в части «бакалавр – инженер
(специалист) – магистр».
Фундаментализация
образования определяет следующую тенденцию в обучении – целесообразность
первоочередного глубокого изучения и всестороннего практического освоения наиболее
значимых для будущей деятельности специалиста областей знаний и учебных
дисциплин. Например, для будущего инженера-системотехника по специальности САПР
– это программирование и компьютерная графика, перспективные информационные
технологии, методы оптимизации и автоматизированного проектирования, разработка
САПР, интеллектуальные системы.
Изменилась
также и парадигма образования. Если раньше вузы готовили специалистов узкого
профиля для народного хозяйства (обслуживающий персонал, эсплуатационников, технологов)
с необходимостью последующего доучивания или повышения квалификации при
переходе на новую технику, то сегодня нужны специалисты более широкого профиля,
имеющие глубокие знания, навыки и практический опыт, не только необходимые для
успешной работы по своей основной специальности, но и достаточные для
квалифицированного решения проблем смежных специальностей. Для специалиста по
САПР это свободное владение вопросами и знание многих проблем информатики и
вычислительной техники (ВТ), прикладной математики, построения и функционирования
всевозможных программных и информационных систем, телекоммуникаций,
искусственного интеллекта, создания объектов новой техники.
Учебная
специальность становится тем фундаментом, на базе которого можно с минимальными
затратами вводить и выборочно использовать в зависимости от конкретных ситуаций
новые наиболее актуальные специализации.
Одна
из важнейших целей ТРТУ - сохранение и укрепление позиций университета как
одного из центров высшего образования Юга России - требует поиска новых оригинальных
путей и форм образовательной деятельности. При этом серьезное значение для
укрепления целевых связей со средними учебными заведениями региона может иметь
подготовка для них преподавателей ряда важных дисциплин, соответствующих профилю
университета.
Учебные
и научные направления и специальности могут стать и основой для подготовки
преподавателей системы среднего образования
- школ, лицеев и колледжей. Государственные стандарты подготовки
бакалавров и инженеров позволяют путем конкретизации дисциплин по выбору или
специализаций осуществлять реализацию базовых, перспективных и даже
оригинальных направлений
подготовки специалистов в вузах страны. Специальные документы высшей школы
позволяют на базе подготовки специалистов по направлениям и специальностям,
близким к дисциплинам школьной программы, реализовать подготовку учителей
информатики, физики, математики и других и даже определяют перечень
направлений, по которым такая подготовка допускается и наиболее целесообразна.
Таким образом появлявляется основа для расширения образовательных услуг уже
существующими техническими вузами по вышеназванным направлениям на имеющейся
базе специальных кафедр с использованием уже достигнутого достаточно высокого
учебно-методического и организационного уровня подготовки [1].
Рассматриваемый
вид образовательных услуг сегодня в нашем университете только начинает
развиваться. Получена лицензия и начата подготовка учителей информатики
(направление 552800 – «Информатика и ВТ», специальность 030100 – «Информатика», выпускающая кафедра - САПР).
Проводится подобная организационная работа по получению лицензии на право
подготовки учителей физики.
Экономическая
целесообразность подобной подготовки требует обучения будущих учителей по общим
дисциплинам в одном потоке с остальными студентами базового направления или
специальности, обуславливая тем самым реализацию концептуального положения о
минимизации в рамках конкретного вуза затрат на подготовку специалистов.
Специфические
учебные дисциплины подготовки учителя могут быть представлены в типовом учебном
плане технического университета перечнем дисциплин по выбору. Таким образом,
сохраняя действующие планы подготовки студентов по базовым направлениям и
специальностям, на профилирующей кафедре можно реализовать широкий спектр
образовательных услуг в смежных областях, доказывая тем самым необходимость,
квалификацию кафедры
не только в области технических приложений, но и в областях, более тесно
связанных с жизнедеятельностью человека в социуме.
К
числу факторов, осложняющих процесс интенсивной подготовки учителей, относятся:
неполная
согласованность концепции и балансировки учебных планов подготовки бакалавров и
инженеров, а следовательно и учителей, по отдельным направлениям и
специальностям;
отсутствие
психолого-педагогического и медико-биологического аспектов подготовки по основной технической
специальности, на базе которой готовится учитель;
специфическая
направленность практической подготовки учителя;
разноплановость
среды будущей деятельности инженера (проектировщика, технолога) и учителя;
различие
целей учебной практики на раличных курсах обучения инженера и учителя.
Тем
не менее, практически по всем отмеченным факторам и проблемам приемлемые
решения имеются. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Нетрудно
заметить, что решение многих отмеченных проблем можно свести к
совершенствованию учебного плана подготовки по специальности в рамках
направления. При этом одним из удачных, на наш взгляд, вариантов
комбинированного решения многих проблем стыковки и сближения действующих
стандартов и учебных планов по направлению и специальности является ввод в
учебный план оригинальных интегрированных дисциплин, способных аккумулировать
отдельные разделы и темы, с разным удельным весом входящие в стандарты,
рассматриваемые совместно.
Накопленный
опыт подготовки бакалавров по направлению 552800 – «Информатика и ВТ» и
инженеров-системотехников по специальности 220300 – «САПР» позволил сгладить
некоторую рассогласованность соответствующих стандартов за счет введения ряда
интегрированных дисциплин, вобравших наиболее актуальные разделы и темы и
расширяющих профиль будущего специалиста. Например:
дисциплина
«Программные системы» - открытые системы,
средства распределенных вычислений, программные системы для
локальных и корпоративных сетей, графические интерфейсы пользователя
программных систем, интегрированные программные системы и пакеты прикладных
программ; дисциплина
«Перспективные информационные технологии и среды» - информационные среды,
средства телекоммуникации, глобальные информационно-вычислительные сети,
Internet, World Wide Web, мультимедиа и гипермедиа.
Другой
вариант - ввод в учебный план альтернативных дисциплин, по сути сводящийся к
дополнительным затратам на альтернативные лекционные часы, так как лабораторный
практикум разделяется без дополнительных затрат (например, выделить по одной
учебной группе студентов, если без альтернатив их было две). Возможно и более
тонкое разделение на интенсивной (беззатратной) основе, когда лекции проводятся
в потоке, а альтернативным является только лабораторный практикум.
Список литературы
Заграй
Н.П., Нужнов Е.В. Формирование учебного плана подготовки преподавателя на базе
государственных стандартов по специальности. В кн.: Инновационные процессы в
высшей школе и проблемы подготовки специалистов. Тезисы докладов межвузовской
научно-методической конференции. Часть 2. - Липецк: ЛГТУ, 1998. – 94 с.