Public relations в России и за рубежом
ВСГТУ.
Выполнил:студент г-пы
521-2
Матвеев Ф.И.
Улан-Удэ.2002.
Анализ определений "паблик рилейшнз"
"Паблик рилейшнз" (ПР) (public relations—
"связи с общественностью") — весьма богатое по числу данных ему
"имен" и дефиниций понятие. Когда в 1975 г. один из американских
фондов (Foundation for Public Relations Research and Education) предпринял
глубокое исследование этой темы, было выявлено около 500 определений ПР.
Участники исследования не ограничились простыми подсчетами, а тщательно
проанализировали собранные материалы и вывели свое, синтезированное
определение:
«"Паблик рилейшнз"— это
особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию
общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и
общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству
организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать
на него определяет и делает особый упор на главной задаче руководства — служить
интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и
использовать их наиболее эффективно; выполняет роль "системы раннего
оповещения" об опасности и помогает справиться с нежелательными
тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах
общение в качестве основных средств деятельности».
Достаточно ли этого определения для понимания сути ПР?
Разумеется, нет. Но вовсе не потому, что 65 ученых, привлеченных к участию в
упомянутом исследовании, чего-то недопонимали. Просто "паблик
рилейшнз" — это постоянно развивающаяся система, а разнообразие ее
описаний свидетельствует лишь о возникновении или доминировании каких-либо
тенденций в определенные периоды либо у определенных групп исследователей и
практиков. Именно с этой точки зрения целесообразно сделать краткий анализ
ряда трактовок ПР.
Возвращаясь к приведенной выше, замечу, что при всей
многоплановости в ней ясно прослеживается ведущий акцент: ПР — некая деятельность
по организации всеобщего сотрудничества во имя "служения интересам
общественности". Такого рода подход, который условно можно назвать
альтруистическим, присутствует и в десятках других определений ПР, как более
ранних, так и появившихся позднее.
Например, Институт общественных
отношений (IPR), созданный
в Великобритании в 1948 г., принял следующую трактовку:
«"Паблик рилейшнз ", — это
планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание
доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и
общественностью».
Столь же альтруистическое определение, направленное на
достижение абстрактной общественной гармонии, предлагает известный английский
ПР-специалист Сэм Блэк:
«"Паблик рилейшнз"— это искусство и наука
достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной
информированности».
"Альтруистический" подход к ПР закреплен в
довольно популярном словаре Уэбстера (Webster New International Dictionary), который
дает следующее определение:
«"Паблик рилейшнз"' — это содействие
установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью,
организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством
распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и
оценки общественной реакции».
Однако существует и другой акцент (назовем его
компромиссным), делающий упор на иных факторах: во-первых, речь идет вовсе не
об абстракции, а об удовлетворении конкретных интересов; во-вторых, организация
для того учитывает интересы общественности, чтобы и ее интересы были восприняты
с пониманием. Такой подход к ПР еще в первые десятилетия XX в. предлагал один
из "отцов" связей с общественностью — Эдвард Бернейз, который писал:
« "Паблик рилейшнз " — это усилия,
направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои
действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с
интересами общественности и наоборот».
Вполне естественно, что количество сторонников и
такого, на мой взгляд, более жизненного подхода с течением времени сохранялось
и множилось. Скажем, авторитетный форум представителей более чем 30
национальных и региональных ассоциаций ПР, собравшихся в 1978 г. в Мехико на
первую Всемирную ассамблею ассоциаций ПР, предложил вот какую трактовку:
«Практика "паблик рилейшнз " — это искусство
и социальная наука, позволяющие анализировать тенденции, предсказывать их
последствия, консультировать руководство организаций и претворять в жизнь планируемые
заранее программы действий, которые служат интересам как организаций, так и
общественности».
Стоит, наконец, выделить и сугубо прагматический
подход, лишенный какого бы то ни было идеалистического налета. Так, еще Джон
Рокфеллер говаривал что умение общаться с людьми — это товар, который можно
купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И подчеркивал, что готов
заплатить за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете. Понятно, что
под словом "общаться" американский миллионер имел в виду управление
с помощью общения.
Прагматиками оказались и авторы
подготовленного в 1995 г. в МГУ Словаря новых иностранных слов, где ПР
понимается как "организация общественного мнения в целях наиболее
успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его
репутации. Осуществляется разными путями, но прежде всего через СМИ. Искусство
взаимоотношений между государственными (управленческими), общественными
структурами и гражданами в интересах всего общества ".
Следует добавить что, в изданном в США
еще в 1944 г. Словаре социологии (Dictionary of Sociology) подчеркивается, что теория и методы ПР "предполагают
использование социологии, социальной психологии, экономики, политических наук,
а также специальных навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по
рекламе и т. п. для решения специфических проблем в области связей с
общественностью".
Развернутые детальные описания связей с
общественностью в изобилии можно встретить на страницах Интернета. Например:
«"Паблик рилейшнз" является одним из весьма
эффективных методов привлечения внимания общества к торговой марке или имени
фирмы. Профессионально проведенная ПР-кампания позволяет создать и поддерживать
"эффект присутствия " для фирмы с минимальными затратами. Как
правило, проведение такой кампании включает следующий комплекс услуг:
• упоминание имени фирмы или торговой
марки;
• информационное сообщение о фирме
или торговой марке;
• статья или репортаж, посвященные
деятельности фирмы;
• интервью с руководителями фирмы;
• организация пресс-конференций фирмы
с привлечением журналистов
ведущих газет, журналов, телекомпаний и радиостанций;
• мониторинг всех материалов,
выходящих по заказу фирмы в средствах массовой информации;
• составление и рассылка
пресс-релизов, в которых сообщается о деятельности фирмы».
Или: "Связи с общественностью —
это:
• распространение информации клиента
через средства массовой информации;
• организация и проведение семинаров,
пресс-конференций, презентаций и других акций с широким освещением в региональных
средствах
массовой информации;
• информационное обеспечение
привлекательного имиджа фирмы и
предоставляемых ею услуг;
• разработка и проведение
рекламно-информационных кампаний ". И т. п.
Анализируя смысл определений
"паблик рилейшнз", целесообразно сопоставить их с различными по
формальному обозначению, но фактически пересекающимися с ними по ряду моментов
понятиями. Одним из таких понятий является "лоббизм". Первоначально
(в 17в.) и в буквальном переводе слово lobby означало
коридор, куда члены английского парламента выходили для прогулок или
голосования; людей в кулуарах обрабатывающих членов парламента или конгресса в
пользу того или иного законопроекта стали называть лоббисами. В XIX в. в США
термин "лоббирование" начал означать покупку голосов за деньги в
коридорах конгресса.
Еще один, не имеющий русского эквивалента, но широко
известный на Западе термин "advocacy" (от advocate—
"отстаивание, поддержка, пропаганда взглядов и интересов") также
означает продвижение интересов, но в отличие" от" 'lobby речь идет о продвижении интересов не только через органы
государственной власти, но и через любые другие структуры: отечественные и
международные общественные организации, коммерческие фирмы, политические
партии, влиятельные личности и т. д., т. е. понятие "advocacy" более
широкое по сравнению с "lobby".
Отличие ПР от lobby и advocacy—в еще большей широте понятия. К субъектам ПР относятся уже и
собственный персонал, и масса населения, имеющая отношение к некоторому
профилю деятельности. Что же касается деятельности непосредственной, то она
заключается не только в продвижении определенного интереса, но и в подготовке
почвы, дополнительных условий для него.
Имеет смысл разобраться и еще с одним
"родственником" ПР — пропагандой. Здесь существуют два магистральных
направления мнений. Согласно первому направлению, пропаганда и ПР практически
не отличаются друг от друга: оба понятия означают использование определенных
технологий для эффективного внедрения каких-либо тезисов в массовое сознание.
Тем не менее большинство ПР-менов, считают, что
называть пропагандой их деятельность неправомерно, и вот почему:
• пропаганда допускает искажение цифр и
фактов в чьих-либо интересах, в то время как ПР основываются на правдивой
информации;
• пропаганда имеет жесткую установку и
стремится заставить людей принять (изменить) некоторую точку зрения, причем не
интересуясь, хотят ли они этого или нет; ПР носят более мягкий характер и лишь
предлагают людям воспользоваться некоторой информацией, а затем добровольно
принять (отвергнуть) те или иные мнения и идеи;
• наконец, пропаганда делает упор на
одностороннее воздействие на индивида или группу; ПР в обязательном порядке
предполагают налаживание механизма двусторонней связи, получение и учет
встречного сигнала со стороны аудитории.
Нельзя обойти вниманием и такую похожую пару, как ПР и
реклама. Сходство между ними выражается в том, что в период разработки
информационных кампаний ПР-фирмы и рекламные агентства используют аналогичные
этапы и методики, имеющие целью определить целевые аудитории и сформулировать
основные сообщения. В дальнейшем для проведения этих сообщений применяется
большой набор одинаковых инструментов, главный из которых — средства массовой
информации. Но тут и начинаются различия.
• Если основной механизм рекламы — это
платное использование газетных площадей и эфирного времени для размещения информации
клиента, то задача ПР-специалиста — добиться того, чтобы исходящая от клиента
информация размещалась исключительно за счет своей актуальности как для самих
журналистов, так и для их читателей, зрителей и слушателей.
• Далее. Если реклама — это открыто
оплачиваемые продавцом товара или услуги отношения между ним и покупателем,
имеющие к тому же формальные признаки (например, рубрику "Реклама")
и регулируемые специальным законом (в отечественной ситуации это Закон РФ
"О рекламе"), то связи с общественностью формализованы значительно
меньше. В то время как реклама поддается учету и контролю в плане охвата и
полученного эффекта, деятельность по связям с общественностью не так легко,
во-первых, распознать, а во-вторых, измерить на предмет эффективности. По
образному выражению Е.А. Блажнова, "ПР--это особая реклама, это реклама отсроченного
приобретения, реклама предстоящей покупки". Другими словами, если реклама
прямо ориентирована на конкретный результат, то ПР — на создание косвенных
благоприятных условий для его достижения.
• Следующее различие заключается в том,
что если реклама — это ограниченная во времени и объеме кампания по вбрасыванию
в общественное пространство определенных доз "хороших новостей", то
механизм ПР более тонок и ориентирован на построение непрерывных
взаимоотношений с различными общественными группами, причем по самым разным
поводам, в том числе негативного характера.
Резюмируя сказанное выше, попробуем определить смысл
слов, составляющих термин "связи с общественностью". Итак, что же
такое "общественность"? Это внутренняя и внешняя среда некоторой
организации или проекта. Данная среда разбивается на такие категории, как
персонал фирмы, члены общественного формирования, партнеры и оппоненты,
реальные и потенциальные потребители товаров и услуг некоторой организации;
причем эти товары и услуги могут как выступать в виде материализованных
предметов, так и принимать форму лидеров, программ, идей и т. д.
Действия, направленные на гармонизацию взаимоотношений
между элементами среды, составляют смысл понятия "связи". Следует
подчеркнуть, что эти связи, реализуемые в первую очередь через средства
массовой информации (СМИ), призваны оказывать целенаправленное влияние на
общественное мнение в определенных интересах. В одном случае такое влияние
имеет целью получение поддержки публики, в другом — достижение общественного
понимания или нейтралитета, в третьем — смягчение последствий кризисных и
конфликтных ситуаций.
Хронология и динамика развития "паблик
рилейшнз" в мировом пространстве и России.
Связи с общественностью это не столько изобретенные
кем-то наука и технология, сколько объективно и постоянно присутствующая в обществе
функция, направленная на создание благоприятного (нейтрализацию
неблагоприятного) фона вокруг некоторого объекта в некоторое время и в
некотором объеме. Другое дело, что средства и методы реализации данной функции
могут применяться с большей или меньшей степенью осознанности, базироваться на
отрывочных эмпирических сведениях или стройной системе научной информации,
мотивироваться различными факторами и т. д.
Считается, что термин public relations родился в США, а его автором стал Томас Джефферсон,
3-американский президент, который употребил это словосочетание в 1807г. в
черновике своего "Седьмого обращения к конгрессу". Под активизацией
связей с общественностью Джефферсон понимал наращивание усилий политических
институтов для создания климата доверия в национальном масштабе.
Выделяя ключевые особенности ПР на начальном этапе их
развития, следует сказать, что это была деятельность преимущественно политическая,
поскольку привлечение широкой общественности на свою сторону требовалось
главным образом политикам, а основными субъектами ПР являлись правительства и
другие государственные учреждения. Анализ конкретных примеров этой деятельности
показывает, что она почти полностью вписывалась в принципы и технологии,
относимые ныне к сфере пропаганды и агитации.
Однако
удельный вес политической составляющей в ПР постепенно уменьшался, что было
вызвано интенсивным изменением социально-экономической ситуации. Так, в США
(выбор страны не случаен, поскольку рассматривать опыт развития ПР в XIX в. на
примере какого-либо другого государства затруднительно) вырастали крупные города,
происходила значительная аккумуляция капитала в частном секторе, формировались
гигантские корпорации, которые наступали на права мелких собственников,
рабочих, фермеров. В качестве ответной реакции организовывались акции протеста
со стороны этих категорий работников, увеличивалась активность профсоюзов.
Параллельно
возникала и другая тенденция: бизнесмены проявляли периодическое недоверие к
государству, что провоцировалось действиями последнего по усилению
государственного регулирования частного сектора экономики и декларированию
наступательного характера президентской власти.
Все
это неизбежно вызывало изменение акцентов ПР в направлении регулирования
социально-экономических отношений, а организация связей с общественностью
начинала играть заметную роль в конкурентной борьбе, построении отношений с
профсоюзами, решении производственных задач, поддержке различных форм
экономической активности.
Что
же касается обобщенной трактовки самого термина, то уже в 30-е годы XIX в.
понятие "public relations" стали употреблять в качестве синонима словосочетания relations for the general good
(отношения ради всеобщего блага). К этому времени в США резко увеличился и
набор инструментов для реализации ПР-усилий. Например, в 1830 г. здесь издавалось
наибольшее по сравнению с любой другой страной мира число газет. Широкое
распространение прессы вызвало появление новой, необычной профессии —
пресс-агентов, по существу организаторов работы с прессой, которые стали
прообразами будущих ПР-менов и реализовали на практике первые действия в
области системной и целенаправленной работы с общественностью. Перед лицом новых
требований пресс-агенты объединялись в пресс-агентства, чтобы продавать свои
услуги деловому миру, обеспокоенному кампаниями в прессе. В 1900 г. в Бостоне
появилось первое Publicity Bureau, занимавшееся связями с прессой.
Примерно
с начала XX в. и стоит начинать анализ развития ПР-сферы как таковой.В первые
десятилетия XX в. появляются и личности, с именами которых связывают рождение
профессиональной ПР-специализации. Так, одним из отцов современных ПР называют
Айви Ли — американского журналиста, обратившегося к ПР-практике в 1903 г.
Четыре года спустя Ли опубликовал "Декларацию о принципах", своего
рода первый моральный кодекс профессии. "Наша цель заключается в том, —
говорилось в Декларации, — чтобы откровенно и открыто от имени деловых кругов
и общественных институтов предоставлять прессе и общественности США
своевременную и точную информацию по вопросам, представляющим для
общественности ценность и интерес".
Главную
задачу нового вида деятельности (первоначально Ли пользовался термином "publicity",
словосочетание "public relations" он впервые употребил в 1919г.) автор сводил к работе
с прессой (mass media relations); в то же
время Декларация выделяет помимо работы пресс-агента деятельность советника по
связям с общественностью. В качестве основной задачи последнего Ли
сформулировал следующую — "побуждать людей верить в сердечные цели
правления корпораций, ищущих их доверия".
В
1914г. Джон Рокфеллер нанимает Ли для "исправления" своей дурной
репутации, и тот успешно меняет направленность забастовки по поводу ряда
инцидентов с гибелью рабочих на шахте в Колорадо. По рекомендации Ли Рокфеллер
сам отправляется в шахты, выслушивает жалобы, даже танцует с шахтерскими женами
на одном из праздников. В дальнейшем Ли размещает в прессе серию статей, где
Рокфеллер показан в кругу своей многочисленной семьи и родственников: он добрейший
дед, заботливый отец, внимательный супруг, верный друг, щедрый и гостеприимный
хозяин, авторитетный и рассудительный судья семейных и клановых ссор и
неурядиц.
В
результате Рокфеллер стал и героем для шахтеров, и новым человеком для
общественности в целом. Впоследствии Рокфеллер признал, что разрешение
критической ситуации в Колорадо с помощью "паблик рилейшнз" было
одним из самых важных событий его жизни.
Услугами
Ли пользовался не один Рокфеллер, с которым ПР-мен контактировал до 1934г.; Ли
помогал известному авиатору Чарльзу Линдбергу убедить публику не бояться
полетов, работал с кандидатом на пост мэра Нью-Йорка и с пресс-бюро
Демократической партии во время президентских выборов.
В
20—40-е годы XX в. наблюдается активное становление "public relations" как
профессии и научной дисциплины. В 1923 г. выходит посвященная ПР-практике
книга "Кристаллизуя общественное мнение" (" Crystallizing public opinion"),
принадлежащая перу Эдварда Л. Бернейза, племянника 3. Фрейда и еще одной
культовой для ПР-сферы фигуры. В годы первой мировой войны Бернейз занимался
пропагандой, прошел хорошую школу "агрессивных коммуникаций", а затем
стал применять полученные навыки в мирной жизни. Благодаря его книге тысячи
американцев познакомились с новой концепцией ПР и статусом "советника по
связям с общественностью", хотя многие, как отмечал сам Бернейз, все еще
считали новую профессию работой "пропагандиста", "агента по
связям с прессой" или "агента по рекламе".
В
1923г. в Нью-Йоркском университете Бернейз прочитал на открывшейся кафедре "public relations"
первый курс по практике и этике ПР. Этот курс стал предшественником многих
ПР-программ, предлагаемых сейчас университетами мира.
Позднее
в своей книге "Биография идеи" он так описывал процесс выбора
названия для новой профессии: «Когда я открыл мой первый офис в 1919 г., я
решил отказаться от слов public information,
press agent или publicity manager как характеризующих мою работу. Я хотел чего-то более
широкого... Годом позже мы создали фразу "советник по public relations" ("counsel on public relations"),
которая, как мы думали, лучше характеризует нашу деятельность —
профессиональные советы клиентам по поводу их отношений с общественностью...»
Представляется
важным и еще один аспект. Разделяя понятия "press agent', "publicity" и "counsel on public relations",
Бернейз считал, что "разница здесь не только терминологическая. Это другой
вид деятельности как в подходах, так и в исполнении. Из односторонней улицы
информирования и убеждения публики это стало двусторонней улицей, включающей
регулирование отношений между этими субъектами. Советник по public relations создает взаимодействие между клиентом и
общественностью".
Уже
к началу 30-х годов в США ПР сложились как самостоятельная функция менеджмента;
в крупных компаниях — AT&T,
"General Motors" и др. — появились
должности вице-президентов по коммуникациям или "паблик рилейшнз ";
статус ПР как корпоративной функции управления общественным мнением все более
укреплялся.
Анализируя условия, стимулировавшие развитие ПР как в
первой, так и во второй половине XX в., следует особо сказать о войнах, в
первую очередь о второй мировой, которую некоторые
исследователи называют главным стимулом быстрого развития ПР в США, Великобритании,
других странах.
Первые службы "внешних отношений" появились
после войны и во французских госструктурах и частных компаниях, несмотря на то
что термин "паблик рилейшнз" (les relations publiques) еще не был введен в оборот.
Хотя развивавшаяся в Европе ПР-деятельность находилась
под сильным влиянием американских подходов, после войны здесь начали постепенно
формироваться собственные научные школы "паблик рилейшнз". Так, в
период "немецкого экономического чуда 50-х годов усилилось внимание к ПР
немецких специалистов. В Германии складывалась особая концепция "паблик
рилейшнз", трактовавшая связи с общественностью как инструмент
интерпретации и интеграции, с помощью которого можно обеспечить постоянное
взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так
называемый эффект отчужденности людей.
По мнению одного из пионеров "паблик
рилейшнз" в Германии, Л. Оэкла, основные задачи ПР заключались в том,
"чтобы помочь отдельным субъектам ориентироваться в обществе, получать
правильную информацию и формировать собственное мнение".
Представители
французской школы ПР послевоенного периода также стремились выработать свои
принципы и технологии в этой сфере и зесьма осторожно относились к американской
концепции связей с общественностью, где доминировал принцип продвижения
корпоративного интереса. Как констатировал, в частности, М. Крозье, американские
ПР-эксперты "продают в конце концов гражданам то общественное мнение,
которое заказывают монополии".
Наряду
с формированием новых школ в 40—60-х годах происходит консолидация
ПР-сообщества, создаются международные объединения специалистов, работающих в
сфере связей с общественностью (1948 г. — Институт ПР в Великобритании,
Ассоциация ПР в США; 1955г.— Международная ПР-ассоциация); разрабатываются
кодексы профессионального поведения.
Период
развития ПР с середины 60-х годов до наших дней исследователи увязывают со
становлением общества глобальной информации, характерными признаками которого
являются ускоренный рост высоких технологий, увеличение числа коммуникационных
каналов, постепенное превращение национальных экономик в единую мировую
экономическую систему, для которой типичны глобальная зависимость и глобальная
конкуренция входящих в нее экономик. Крупные социально-экономические,
политические, экологические перемены вызывают серьезные конфликты и постоянно
требуют достижения того или иного уровня согласия. Отсюда спрос на
ПР-технологии в бизнесе, политике, социальной сфере становится перманентным.
В
связи с этим в ПР-деятельности появляются новые акценты. Так, содержание
ПР-усилий все больше смещается от воздействия на среду к ее изучению и
привлечению полученной информации для управления. «Внимание специалистов ПР
переходит от "выхода" ко "входу" социальной системы... —
справедливо замечает российский исследователь И. Яковлев. — ПР начинают
входить в "сердцевину", т. е. в менеджмент организации, влияя на
выработку ее стратегии и политики, все чаще принимая участие в выработке и
принятии решений».
Еще
один новый акцент вызван наступлением в развитых странах "эпохи
потребления", когда стоявшая прежде во главе угла задача организации
производства была заменена другим приоритетом — организацией сбыта.
Параллельно возникла концепция, подчиняющая ПР маркетингу. Так, на рубеже
80—90-х годов известный маркетолог Филипп Котлер заявил, что к традиционным
четырем "р" маркетингового комплекса "product", "price",
"place", "promotion" (продукт — цена — место — продвижение) теперь следует
добавить пятую "р"
— "public relations". Другие специалисты, напротив,
рассматривают маркетинг в качестве составляющей части ПР. Третьи говорят о MPR (marketing public relations') как об
особом направлении ПР-деятельности.
• управление корпоративным имиджем — "corporate affairs",
• создание благоприятного образа
личности — "image making",
• построение отношений со СМИ — "media relations",
• закрепление кадров, создание хороших
отношений с персоналом — "employee communications",
• общественная экспертиза — "public involvement",
• взаимоотношения с инвесторами— " investor relations",
• проведение мобилизационных (конкурсы, чемпионаты, лотереи) и
презентационных мероприятий — "special events",
• управление кризисными ситуациями — "crisis management",
• управление процессом адекватного
восприятия аудиторией сообщений — "massage management" и т.
д.
Что
касается российского ПР-рынка, то формально он декларировал себя в начале 90-х
годов, когда в стране появились первые ПР-агентства. В 1991 г. была создана
Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), которая в конце века
насчитывала свыше 80 членов.
С
1992г. на факультете международной информации Московского государственного
института международных отношений (МГИМО— Университет Министерства иностранных
дел РФ) появилась специализация "связи с общественностью"; в
1999/2000 учебном году она входила в учебные программы почти 40 российских
вузов.
С
1997 г. присуждается Национальная премия в области развития связей с
общественностью "Серебряный Лучник", которая, по существу, стала
первым сертификатом качества ПР-услуг на отечественном рынке.
В
1999 г. проведены исследования известности и популярности российских
ПР-агентств, на основе которых составлен рейтинг 40 ведущих российских фирм,
профессионально работающих на рынке услуг по связям с общественностью.К
настоящему времени ПР в России достиг мирового уровня.