Муниципальная служба как особый вид службы в системе местного самоуправления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,25 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Муниципальная служба как особый вид службы в системе местного самоуправления

Содержание

Введение

1. Органы местного самоуправления и место муниципальной службы

2. Законодательные основы и правовое регулирование муниципальной службы

3. Задачи и функции муниципальной службы

4. Принципы муниципальной службы

4.1 Принципы функционирования муниципальной службы

4.2 Принципы организации муниципальной службы

5. Муниципальная должность: понятие, виды

6. Права и обязанности муниципального служащего

6.1 Права муниципального служащего

6.2 Обязанности муниципального служащего

7. Прохождение муниципальной службы

7.1 Прием на муниципальную службу

7.2 Квалификационные разряды

7.3 Аттестация муниципальных служащих

7.4 Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и продвижение по муниципальной службе муниципальных служащих

7.5 Ответственность муниципального служащего

7.6 Прекращение муниципальной службы

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Служба как один из видов социальной, общественно-политической деятельности в любом обществе, в любом государстве выступает в качестве необходимого условия нормальной жизнедеятельности общества. Функционирующие в обществе другие вида служб, среди которых прежде всего следует назвать муниципальную службу, законодательно отделены от государственной службы и нуждаются в специальном правовом регулировании. Муниципальная служба - новый вид службы в Российской Федерации.

Понятие "муниципальная служба" - сравнительно новое для нашего законодательства. До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие "муниципальная служба" в законодательстве не использовалось, ибо служащие местных органов государственной власти (местных Советов и их исполнительных комитетов) являлись государственными служащими.

Учреждение муниципальной службы как нового вида служебной деятельности, обособление ее от государственной службы обусловлено формированием в России местного самоуправления как специфического уровня власти, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Вместе с тем первые законы о местном самоуправлении - Закон СССР от 9 апреля 1990 г. "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" и Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" - не использовали понятие "муниципальная служба". Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Понятия "государственный служащий" и "муниципальный служащий" были, по существу, равнозначными.

муниципальная служба местное самоуправление

Муниципальный служащий - это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления. Вопрос о службе в органах местного самоуправления решается в зависимости от того, какое место государство отводит муниципальным органам в общей системе управления, какие задачи и функции признает за местным самоуправлением. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации, стремясь обеспечить самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения, установила в ст.12, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Эта норма Конституции в совокупности с другими ее положениями о местном самоуправлении (ст.3, 130, 131, 132, 133 и др.) послужила основой для формирования модели местного самоуправления. В соответствии со ст.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не могут рассматриваться в качестве структурных подразделений государственной системы управления. Самостоятельным объектом муниципальной деятельности Конституция считает вопросы местного значения. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены лишь органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными решением суда.

Организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством призвано также обеспечить возможность муниципальным образованиям, "не нарушая более общих законодательных положений", как провозглашает ст.6 Европейской Хартии о местном самоуправлении, самим "определить свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление". В соответствии с данным положением ст.131 Конституции РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Таким образом, Конституция 1993 г., признавая и гарантируя местное самоуправление как самостоятельный уровень власти, организационно обособленный в системе управления обществом и государством, заложила правовую основу для учреждения муниципальной службы - нового вида служебной деятельности в нашем обществе.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержится следующее определение муниципальной службы: "Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий".

Актуальность темы. Сложность, многоплановость и противоречивость происходящих процессов, характерных для переходных периодов, связанных с формированием новых общественно-экономических отношений, возникающих при осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации, требуют новых форм и методов муниципальной службы. Актуальность проблемы определяется необходимостью познания муниципальной службы, ее предназначением и местом в системе местного самоуправления.

Анализ изученных источников и литературы. Проблемы муниципальной службы нашли своё отражение в работах: Абрамова В.Ф., Атаманчука Г.В., Аверина Ю.П., Бабуна Р.В., Барабашева Г.В., Бутова В.И., Воронина А.Г., Гладышева А.Г., Глазуновой Н.И., Гневко В.А., Ефремова Н.М., Козловой Т.З., Кутафина О.Е., Лапаевой В.В., Лаптева Л.Е., Лазаревского И.И., Мельникова В.П., Овчинникова И.И., Слепенкова И.М., Топорнина Б.Н., Фадеева В.И., Халипова В.Ф. Чеботарева Г.Н., Шумянковой Н.В., и др.

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование понятия, назначения и организации прохождения муниципальной службы и разработка предложений по совершенствованию этой деятельности.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть и проанализировать понятия, назначения и организации прохождения муниципальной службы:

место муниципальной службы в системе местного самоуправления

законодательные основы и правовое регулирование муниципальной службы

задачи, функции и принципы муниципальной службы

понятие и виды муниципальной должности

прохождение муниципальной службы

2. Разработка предложений по совершенствованию этой деятельности.

Объектом исследования является муниципальная служба, как особый вид службы в системе местного самоуправления.

Предметом исследования - понятия, назначения и организации прохождения муниципальной службы.

Теоретико-методологической основой и эмпирической базой курсовой работы послужили:

В основу работы положена идея становления муниципальной службы в системе местного самоуправления, нашедшая развитие в современной отечественной и зарубежной литературе с использованием анализа российского законодательства

Практическая значимость курсовой работы. По мнению автора, в рамках курсовой работы проведено обобщение понятия, назначения и организации прохождения муниципальной службы и разработка предложений по совершенствованию этой деятельности.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

Хронологические рамки исследования: период 2006 - 2007 гг.

1. Органы местного самоуправления и место муниципальной службы

Систему органов местного самоуправления составляют:

. Выборные органы, образуемые в соответствии с данным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

. Другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Но в структуре местного самоуправления присутствует еще и такой институт, как муниципальная служба. Каким образом законодательство определяет его основные черты, помогут уяснить ряд правовых норм. Прежде всего обратимся к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Его статья 21 не дает определения понятию "муниципальная служба". В то же время нормы этой статьи представляют собой основу для понимания, кто такой муниципальный служащий - это лицо, осуществляющее службу на должностях в органах местного самоуправления. Частью 2 указанной статьи устанавливается, что "правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом".

Итак, правовое регулирование муниципальной службы осуществляется нормами:

) уставов муниципальных образований;

) законов субъектов Российской Федерации;

) Федерального закона.

Начнем с последних. Федеральным законом, который устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изм. на 13.04.1999). Структура этого закона не позволяет дать определение понятию "муниципальная служба" без раскрытия понятия "муниципальная должность".

Согласно ст.1 Закона под муниципальной должностью понимается:

а) должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий;

б) должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Муниципальные должности подразделяются на:

. Выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов.

. Иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Теперь можно обратиться к ст.2 Федерального закона, которая определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Основные черты, присущие муниципальной службе.

. Муниципальная служба - профессиональная деятельность. Прежде всего, профессиональная деятельность - это деятельность, право на которую у гражданина возникает в соответствии с квалификацией, указанной в документе о начальном, среднем или высшем профессиональном образовании.

. Муниципальная служба - деятельность на постоянной основе. Это означает, что в отношениях между органом местного самоуправления и служащим лежит трудовой договор. Вводя формулировку "постоянная основа", законодатели стремились подчеркнуть, что это не деятельность по выполнению какой-то одной обязанности, исполнение которой прекращает отношения между органом местного самоуправления и гражданином. Например, если отдел по торговле (иное подразделение органа местного самоуправления) для проведения проверок торговых предприятий привлекает общественность в лице отдельных граждан (так называемых общественных ревизоров), то такие граждане, хотя и помогают реализации функций отдела по торговле, муниципальными служащими не являются. Постоянная основа, как правило, подразумевает штатную должность, а также то, что выполнение муниципальным служащим своих обязанностей осуществляется по месту основной работы - в органе местного самоуправления.

. В основе муниципальной службы - замещение муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальные должности подразделяются на:

а) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов. Это депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления (главы муниципальных образований, пр.);

в) муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Таким образом, не являются выборными только должности, указанные в п. "в". Для того чтобы обоснованно и правильно применять понятие "муниципальный служащий", введем следующее разграничение:

муниципальный служащий - это лицо, выполняющее обязанности на муниципальной должности, не являющейся выборной;

служащий, замещающий выборную должность, - это лицо, осуществляющее свои полномочия на выборной должности.

. Сущность муниципальной службы - обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Непосредственно полномочиями по решению вопросов местного значения наделен либо орган местного самоуправления (коллегиальный), либо вполне конкретное выборное должностное лицо местного самоуправления (например, глава администрации).

В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что понятие "должностное лицо" в отношении данного закона используется в следующем значении: это выборное либо работающее по трудовому договору лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих. Под выборным должностным лицом местного самоуправления понимается должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

. Муниципальная служба - это деятельность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставами муниципальных образований, финансируемых из средств местного бюджета и наделенных полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Законодательные основы и правовое регулирование муниципальной службы

Законодательными основами муниципальной службы являются:

. Конституция Российской Федерации. В ст.4 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" установлено, что муниципальная служба осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. Это означает, что в своей деятельности муниципальные служащие обязаны соблюдать Конституцию РФ, обеспечивать реализацию прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией РФ.

Нормы Конституции, посвященные местному самоуправлению, условно можно подразделить на три группы.

Первая - нормы, определяющие политико-правовой статус местного самоуправления. Они позволяют выделить следующие положения:

а) местное самоуправление признается и гарантируется в РФ (ст.12);

б) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;

в) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12);

г) органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15) .

Вторая - нормы, закрепляющие основные права граждан в сфере местного самоуправления. Сюда входят следующие положения:

а) права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18);

б) органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.2 ст.24);

в) граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч.2 ст.32);

г) граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33);

Третья - нормы, устанавливающие принципы организации и основы правового статуса органов местного самоуправления. Для муниципальной службы важнейшими являются следующие положения Конституции РФ:

а) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1ст.130);

б) местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (ч.1 ст.131);

в) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч.1 ст.131);

г) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения;

д) установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подп. "н" ч.1 ст.72);

. Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит к ведению органов государственной власти Российской Федерации "регулирование основ муниципальной службы" (ст.4). Это предполагает установление на федеральном уровне положений, определяющих, что следует понимать под муниципальной службой, каковы ее задачи и основные принципы организации, каковы основы статуса муниципальных служащих и т.д. Все эти положения закреплены в Законе об основах муниципальной службы.

. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изм. на 13.04.1999) как раз и является тем законом, на котором основана муниципальная служба. Он устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

. Законодательство субъектов Российской Федерации. Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и указанными в п.2 федеральными законами.

. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Важнейшим нормативным правовым актом местного самоуправления является устав муниципального образования. В нем, как правило, нормы, посвященные муниципальной службе, характеризуются точностью и краткостью изложения. Так, в уставах муниципальных образований чаще всего рассматриваются следующие вопросы:

а) правовая регламентация муниципальной службы;

б) прохождение службы и категории служащих;

в) порядок замещения должностей руководителей и иных категорий служащих;

г) трудовой договор с муниципальным служащим;

д) прекращение трудовых отношений;

В положениях о муниципальной службе в органах местного самоуправления муниципального образования регламентируются следующие вопросы:

а) что такое муниципальная служба и муниципальная должность;

б) полномочия органов местного самоуправления в области муниципальной службы;

в) основы правового статуса муниципального служащего (порядок ведения личного дела, основные права и обязанности муниципального служащего, ограничения, связанные с муниципальной службой);

г) прохождение муниципальной службы;

д) экономическое и социально-правовое обеспечение муниципальных служащих;

е) управление муниципальной службой.

Муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется не только в соответствии с правовыми нормами федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня. Среди источников муниципального права есть и международно-правовые акты. Это прежде всего Европейская хартия местного самоуправления. Относительно муниципальной службы в Хартии предусмотрено следующее положение: "Статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе".

3. Задачи и функции муниципальной службы

Основными задачами муниципальной службы являются:

. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования.

. Обеспечение реализации положений Конституции РФ, федерального законодательства, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования.

. Организация оптимального, наиболее эффективного обеспечения социально-экономических и иных условий жизни населения муниципального образования исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций.

. Формирование условий для практического осуществления функций органов местного самоуправления и профессиональное обеспечение реализации функций, компетенции и полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

. Защита прав и интересов населения и органов местного самоуправления муниципального образования.

. Подготовка, принятие, организация исполнения и исполнение решений в пределах полномочий органов местного самоуправления.

. Оказание содействия федеральным органам государственной власти, расположенным на территории муниципального образования, органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Но все же главной задачей, для решения которой и создается муниципальная служба, является обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения через выборные органы местного самоуправления и непосредственно.

Исходя из содержания ст.6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" можно выделить следующие сферы, в которых муниципальная служба обязана обеспечивать решение вопросов местного значения:

. ПРАВОТВОРЧЕСТВО - принятие и изменение уставов муниципальных образований;

. СОБСТВЕННОСТЬ - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

. ФИНАНСЫ - местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

. РАЗВИТИЕ - комплексное социально-экономическое развитие;

. ЖИЛИЩНЫЙ - содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

. ОБРАЗОВАНИЕ - организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ - организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК - охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

. ТЕРРИТОРИИ - регулирование планировки и застройки территорий

муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

. ЖИЛИЩНАЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРЫ - создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

. ЗЕМЛЯ - контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

. ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ - регулирование использования водных объектов местного значения месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

. КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

. ТОПЛИВО - организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

. БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ - организация утилизации и переработки бытовых отходов;

. РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

. АРХИВЫ - организация и содержание муниципальных архивов;

. ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ - организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

. ТОРГОВЛЯ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

. КУЛЬТУРА-создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

. ПАМЯТНИКИ - сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

. ИНФОРМАЦИЯ - организация и содержание муниципальной информационной службы;

. СМИ - создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

. ЗРЕЛИЩНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ - создание условий для организации зрелищных мероприятий;

. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ - создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА - участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования

. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Перед каждым органом местного самоуправления, его структурным подразделением, муниципальным служащим ставятся четкие задачи. Задачи органов местного самоуправления и их структурных подразделений определяются в положениях о них. Задачи муниципального служащего формулируются в должностных инструкциях и иных организационно-распорядительных документах.

Так, например, основными задачами аппарата представительного органа местного самоуправления (в частности, городского) являются:

) организационное, правовое и хозяйственное обеспечение деятельности депутатов представительного органа;

) обеспечение условий взаимодействия депутатов представительного органа с администрацией муниципального образования, предприятиями, учреждениями и организациями муниципального образования, средствами массовой информации.

Функции муниципальной службы - это основные направления деятельности муниципальной службы. Функции муниципальной службы формируются и определяются в соответствии с ее задачами. Более того, функции - это метод и способ решения задач, достижения целей. Задачи обусловливают содержание функций, формы и методы их реализации.

Основными функциями муниципальной службы являются:

. Планирование. В основе планирования - разработка программ, планов деятельности муниципальной службы по решению стоящих перед местным самоуправлением задач. Деятельность административных структур муниципальной службы осуществляется в соответствии с перспективными и текущими планами. Перспективное планирование работы осуществляется путем принятия плана действий определенных структурных подразделений органа местного самоуправления, группы муниципальных служащих, отвечающих за определенные участки работы, на долгосрочную перспективу (как правило, на период более года). Текущее планирование представляет собой разработку планов работы на месяц, квартал, год.

Планироваться может правотворческая деятельность (подготовка и принятие правовых актов), финансовая деятельность (объем доходов и расходов), проведение мероприятий по исполнению федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, проведение мероприятий местного значения (экономических, социальных, культурных, пр.)

. Регулирование (от лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок). Применительно к муниципальной службе регулирование заключается в упорядочении общественных отношений, возникающих в сфере местного самоуправления, в налаживании связей между субъектами этих отношений, приведении системы управления делами муниципального образования в такое состояние, которое обеспечивает эффективную работу всех элементов местного самоуправления.

. Распорядительство. Распорядительные функции выражаются в даче конкретных указаний исполнителям - выполнить работы, совершить действия в определенном порядке и в определенный срок. Однако они проявляются и в непосредственных действиях муниципальных служащих. Так, например, в отношении финансовых средств распорядительные функции будут выражаться в принятии уполномоченным лицом решения о выделении определенных сумм на осуществление той или иной задачи.

. Координация (от лат. со - совместно и ordinatio - упорядочение). Она представляет собой установление взаимосвязей между органами местного самоуправления и различными внешними (гражданами, организациями, органами местного самоуправления иных муниципальных образований, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами государственной власти, пр.) и внутренними (структурными подразделениями органа местного самоуправления, муниципальными служащими, пр.) субъектами. Взаимосвязи необходимы для слаженной и четкой деятельности различных субъектов правовых отношений по решению конкретных задач.

. Контроль. Как функция муниципальной службы, контроль представляет собой проверку качества, полноты и своевременности выполнения субъектами правовых отношений поставленных перед ними задач и целей. Он может включать в себя проверку исполнения принятых решений или обязанностей, возложенных на того или иного субъекта.

. Учет и информационное обеспечение. В муниципальной службе учет представляет собой регулярный сбор сведений, информации. Это информация о результатах деятельности органов местного самоуправления, о движении финансовых и материальных ресурсов муниципальной службы, об объектах муниципальной собственности и т.д. Основная форма учета - регистрация фактов. Информационное обеспечение - это обеспечение органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, населения необходимой информацией. Оно представляет собой сбор, обработку, накопление, хранение, поиск, анализ и представление требуемых сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.

Непосредственные, специальные функции, которые выполняют структурные подразделения органов местного самоуправления, муниципальные служащие, конкретизируются в соответствии с задачами, поставленными перед органом самоуправления или служащим.

4. Принципы муниципальной службы

4.1 Принципы функционирования муниципальной службы

Функционирование муниципальной службы - это деятельность муниципальных служащих. Соответственно, принципы функционирования муниципальной службы представляют собой основные начала, руководящие идеи и требования, которые лежат в основе деятельности муниципальных служащих. К принципам функционирования муниципальной службы или деятельности муниципальных служащих относятся:

. Принцип верховенства Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих. Верховенство закона (основного (Конституции РФ), федерального, субъекта Российской Федерации) - это его "господство" над иными актами. Данный принцип означает, что при исполнении муниципальным служащим своих обязанностей он прежде всего должен действовать в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия. В Конституции РФ (ст.2) установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Комментарий ученых-юристов к ст.2 Конституции РФ сводится к следующему: "Признание прав и свобод человека в Российской Федерации означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. В Российской Федерации никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав. Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации".

. Принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий. Данный принцип можно отнести и к рассматриваемой группе принципов (принципов деятельности), и к группе принципов организации муниципальной службы. В сфере деятельности муниципальной службы он берет свое начало в ст.12 Конституции РФ, в которой закреплено, что местное самоуправление в пределах своей компетенции самостоятельно. Муниципальная служба не является частью системы государственной службы. Она независима от федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.

. Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Профессионализм муниципального служащего предполагает как знание (полученное в результате обучения в образовательном учреждении) общей характеристики определенной сферы, в управлении которой он принимает участие, так и особенностей этой сферы, ее специальных функций и задач.

Что же в этом принципе вкладывается в понятие "компетентность"? Отвечая на этот вопрос, следует обратиться к термину "компетенция". Латинское competo означает "добиваюсь", "соответствую", "подхожу". Под компетенцией (competentio), которая является результатом словообразования, понимается совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа управления, в том числе органа местного самоуправления или должностного лица, определяющих его место в общей системе органов местного самоуправления. Компетентность же можно определить как соответствие лица, занимающего определенную должность, предоставленным ему полномочиям, поставленным перед ним задачам, возложенным на него обязанностям.

Ю.Н. Старилов сформулировал, очень удачное и четкое определение понятия "компетентность государственного служащего", точно выделил его характерные черты. Если обратить точку рассуждения автора на муниципальных служащих, то можно сказать, что компетентность в отличие от профессионализма - понятие динамическое; это практическая реализация профессиональных способностей и деловых качеств работника. Компетентность представляет собой постоянную внутреннюю готовность служащих к осуществлению служебных полномочий и должна быть внутренне присуща служащему, это обладание знаниями о предмете собственной служебной деятельности.

. Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих. Этот принцип можно отнести как к принципам деятельности муниципального служащего, так и к принципам организации муниципальной службы. Правовая защищенность выражается в том, что муниципальный служащий не может быть произвольно привлечен к ответственности или уволен с муниципальной службы. Для перевода муниципального служащего на другую муниципальную должность муниципальной службы необходимо получить его согласие (кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством).

Правовая защищенность также заключается в том, что никто не вправе заставить муниципального служащего исполнять незаконные приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. За исполнение обязанностей он должен получать денежное содержание. Успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим своих обязанностей, продолжительная и безупречная служба должны поощряться. Муниципальный служащий и члены его семьи должны защищаться от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Социальная защищенность проявляется в том, что муниципальному служащему обеспечиваются следующие гарантии: медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей.

4.2 Принципы организации муниципальной службы

Принципами организации муниципальной службы, т.е. формирования структур и подразделений органов местного самоуправления, подбора и расстановки кадров муниципальных служащих, являются:

. Принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это установлено Конституцией РФ, повторено в Федеральном законе "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", а также в законах субъектов Российской Федерации. Европейская хартия местного самоуправления также исходит из существования органов местного самоуправления, которые "наделены демократически созданными органами и которые пользуются значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций". Самостоятельность органов местного самоуправления следует также из ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которой установлено, что муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями.

В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют следующие полномочия:

) учреждение наименований должностей на муниципальной службе, определение порядка их замещения;

) определение статуса выборных должностных лиц местного самоуправления;

) организация приема на муниципальную службу и увольнения со службы, определение должностных полномочий служащих;

) закрепление прав муниципального служащего на основе закона области о муниципальной службе с учетом особенностей муниципального образования;

) определение требований к поступающим на муниципальную службу с учетом условий и особенностей муниципального образования;

) организация прохождения муниципальной службы

) установление ответственности муниципальных служащих за служебные проступки перед вышестоящими должностными лицами и перед населением.

. Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой. Первоначально принцип равного доступа граждан Российской Федерации к службе был закреплен в ч.4 ст.32 Конституции РФ в отношении государственной службы. Со временем он нашел свое место и в нормах Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации".

Впоследствии законодатели перенесли этот принцип и в Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". В ст.3 Закона установлено, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от: - пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

У этого принципа есть и вторая составляющая - способности и профессиональная подготовка гражданина. Соответственно, не допускается при поступлении на муниципальную службу устанавливать ограничения либо предоставлять преимущества, основываясь на указанных выше факторах (пол, раса, национальность, пр.), гражданам, которые обладают способностями и имеют профессиональную подготовку, отвечающие требованиям соответствующей должности.

. Принцип единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций. Законом, в котором отражены основные требования, предъявляемые к муниципальной службе в Российской Федерации, является Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Прежде всего это требования к организации муниципальной службы, поступлению на муниципальную службу и замещению муниципальных должностей, прохождению муниципальной службы.

. Принцип внепартийности муниципальной службы. В Федеральном законе "Об основах муниципальной службы" принцип внепартийности конкретизируется в нормах статьи 11, согласно которой:

) муниципальные служащие не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий.

) муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий.

Муниципальный служащий, как и служащий государственный, для непосредственного участия в политической деятельности должен либо уйти в отпуск, либо заниматься ею только в нерабочее время.

Механизм обеспечения реализации принципа внепартийности муниципальной службы заложен в ст. 201 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". В ней установлено, что в случае несоблюдения ограничений, установленных для муниципального служащего (запрет использования служебного положения в интересах политических партий как раз и является таким ограничением), он может быть уволен по инициативе руководителя органа местного самоуправления.

5. Муниципальная должность: понятие, виды

Согласно ст.7 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Нормы Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", которые определяют муниципальную должность как:

) должность, предусмотренную уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий;

) должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

В Законе муниципальные должности подразделяются на:

) выборные муниципальные должности. Они замещаются в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления) либо на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

) муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Реестр - это единый унифицированный перечень муниципальных должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, классифицированных по категориям и группам. К утверждению данного документа в субъектах Российской Федерации существует два подхода. Первый заключается в том, что законом субъекта Российской Федерации утверждается единый реестр муниципальных должностей (в том числе выборных). Другой подход к форме документа, устанавливающего перечень должностей, заключается в том, что составляются два реестра: один - реестр выборных муниципальных должностей, второй - реестр муниципальных должностей муниципальной службы.

Различают следующие категории муниципальных должностей:

. Категория "Б" - муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые в установленном уставом муниципального образования порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности категории "А".

. Категория "В" - муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые органами местного самоуправления для обеспечения и исполнения их полномочий.

Соответственно, муниципальными должностями муниципальной службы являются должности категорий "Б" и "В".

6. Права и обязанности муниципального служащего

6.1 Права муниципального служащего

Правовой статус муниципального статуса определяется Конституцией РФ, законами об общих принципах организации местного самоуправления, об основах муниципальной службы и др., конституциями (уставами), законами субъектов РФ, а также уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Права муниципального служащего, закрепляемые законами субъектов Федерации, являются общими для всех муниципальных служащих независимо от занимаемой должности. К ним относятся прежде всего те права, которые необходимы муниципальному служащему для осуществления им своих должностных полномочий.

Должностные полномочия служащего производны от задач и функций органа местного самоуправления, его полномочий, обеспечить исполнение которых и призвана муниципальная служба. Должностные полномочия муниципальных служащих устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (положения, должностные инструкции и т.д.).

С целью осуществления муниципальным служащим своих должностных полномочий ему гарантируются следующие общие права:

а) знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы;

б) требовать обеспечения организационно-технических условий, необходимых для осуществления своих должностных полномочий;

в) получать в установленном порядке от государственных органов и органов местного самоуправления, а также от организаций независимо от форм собственности необходимой для исполнения должностных полномочий информации и материалов;

г) принимать (участвовать в подготовке) решений в соответствии со своими должностными обязанностями и др.

К общим правам муниципальных служащих относятся также права, связанные с организацией муниципальной службы, с ее прохождением.

Муниципальный служащий вправе:

а) вносить предложения по совершенствованию муниципальной службы;

б) знакомиться со всеми материалами своего личного дела;

в) требовать служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

г) добиваться продвижения по службе;

д) повышать квалификацию, переподготовку (переквалификацию) за счет средств местного бюджета;

е) участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности;

ж) выходить в отставку и др.

6.2 Обязанности муниципального служащего

Обязанности, также закрепляемые законами субъектов Федерации и распространяющиеся на всех муниципальных служащих данного субъекта Федерации, как и их права, призваны обеспечить эффективное осуществление муниципальным служащим своих должностных полномочий.

Муниципальный служащий обязан:

а) обеспечивать соблюдение и реализацию Конституции РФ, федеральных законов, конституцию (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, нормативных правовых актов соответствующего муниципального образования;

б) при осуществлении своих задач и функций не выходить за пределы предоставленных ему полномочий;

в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод граждан;

г) исполнять распоряжения вышестоящих руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий;

д) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий;

е) соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией;

ж) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.

Однако следует иметь в виду, что с муниципальной службой связаны определенные ограничения, которые устанавливаются Законом об основах муниципальной службы (ст.11).

Муниципальный служащий не вправе:

) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления;

) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

) состоять членом органа управления коммерческой организации;

) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе;

) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения;

) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

) получать от физических и юридических лиц;

) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц;

) принимать участие в забастовках;

) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

7. Прохождение муниципальной службы

7.1 Прием на муниципальную службу

Статьей 3 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" установлено: "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям".

Эти формулировки дополняются на уровне субъектов Российской Федерации, например, верхним ограничением по возрасту: "граждане.. не старше 60 лет" (Приморский край), или "владеющие государственным языком Российской Федерации" (Мурманская область), либо "владеющие русским языком" (Москва).

Обобщая положения законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, можно выделить следующие случаи, когда гражданин не может быть принят на муниципальную службу или занимать должность муниципальной службы:

) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

) лишение гражданина права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

) наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

) близкое родство или свойство (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

) наличие гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

) отказ от предоставления сведений о доходах государственного служащего и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.

7.2 Квалификационные разряды

Квалификационный разряд указывает на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципального служащего квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы. Квалификационный разряд муниципальному служащему присваивается исходя из группы должностей, к которой относится замещаемая им должность.

Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом субъекты Российской Федерации устанавливают собственные квалификационные разряды.

Так, в соответствии с Кодексом Хабаровского края о государственной и муниципальной службе муниципальным служащим присваиваются следующие квалификационные разряды, указывающие на соответствие уровня профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы соответствующих групп:

Группа должностейКвалификационный разряд (класс) Муниципальные служащие, замещающие высшие муниципальные должности муниципальной службы I II III Муниципальные служащие, замещающие главные и ведущие муниципальные должности муниципальной службы IV V VI Муниципальные служащие, замещающие старшие муниципальные должности муниципальной службы VII VIII IX Муниципальные служащие, замещающие младшие муниципальные должности муниципальной службы X XI XII

Сами муниципальные должности муниципальной службы в данном случае подразделяются на следующие группы:

высшие должности муниципальной службы - пятая группа,

главные должности муниципальной службы - четвертая группа;

ведущие должности муниципальной службы - третья группа;

старшие должности муниципальной службы - вторая группа;

младшие должности муниципальной службы - первая группа.

По общему правилу, при присвоении муниципальным служащим квалификационных разрядов устанавливают ограничения в зависимости от стажа служащих. Муниципальным же служащим, имеющим стаж работы в местных органах государственной власти, органах государственной власти (государственных органах) и органах местного самоуправления, могут быть присвоены квалификационные разряды как в зависимости от стажа, так и вне зависимости от срока пребывания муниципального служащего в муниципальной должности. В последнем случае к стажу муниципального служащего предъявляется лишь одно требование - стаж должен быть более года (другой срок может устанавливаться законодательством субъекта Российской Федерации), а муниципальному служащему может быть присвоен любой квалификационный разряд (по результатам аттестации), например 1, 2, 3-го класса по любым группам муниципальных должностей.

по истечении установленного срока пребывания в предыдущем квалификационном разряде в пределах одной группы должностей муниципальной службы по результатам очередной аттестации в случае, если аттестационная (квалификационная) комиссия примет соответствующее решение;

при переводе муниципального служащего на должность муниципальной службы иной группы должностей муниципальной службы.

Срок пребывания в квалификационном разряде муниципального служащего муниципальной службы устанавливается актами органа местного самоуправления. Как правило, этот срок составляет от одного года до пяти лет с момента последнего присвоения квалификационного разряда.

При зачислении муниципального служащего в резерв квалификационный разряд сохраняется и на период, установленный для нахождения в резерве.

Лишение квалификационных разрядов может иметь место при увольнении муниципального служащего с муниципальной службы в порядке дисциплинарного взыскания.

Кроме того, муниципальный служащий утрачивает присвоенный ему квалификационный разряд в случае:

а) вступления в законную силу обвинительного приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

б) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

7.3 Аттестация муниципальных служащих

Аттестация муниципального служащего - проводимая в установленном законодательством порядке проверка квалификации, уровня профессиональной подготовки и соответствия служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, результатов деятельности и способностей к выполнению полномочий по замещаемой муниципальной должности муниципальной службы, а также с целью решения вопроса о присвоении муниципальным служащим квалификационных разрядов,

Аттестация муниципального служащего призвана способствовать совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по подбору, повышению квалификации и расстановке муниципальных служащих.

При аттестации оцениваются профессиональные, деловые и нравственные качества работников, их способность работать с людьми, делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

Аттестация муниципальных служащих основывается на принципах:

законности;

гласности;

коллегиальности;

объективности;

обязательности прохождения аттестации;

периодичности прохождения аттестации.

Основными задачами аттестации являются:

) определение уровня профессиональной подготовки и служебного соответствия муниципального служащего занимаемой должности;

) решение вопроса о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда;

) выявление перспектив использования потенциальных способностей работника, стимулирование роста его профессионального уровня;

) определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работника;

) обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения и подготовки кадров;

) улучшение работы по подбору и расстановке кадров;

) выявление общего кадрового потенциала и оптимальное кадровое обеспечение функциональных задач органов местного самоуправления.

Аттестации подлежат муниципальные служащие, замещающие в органах местного самоуправления младшие, старшие, ведущие, главные и высшие муниципальные должности муниципальной службы (т.е. как руководители, так и специалисты).

Аттестации не подлежат муниципальные служащие:

а) замещающие муниципальную должность менее года;

б) достигшие предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аттестация указанных муниципальных служащих проводится не раньше чем через год после выхода из отпуска;

д) в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда, назначения на муниципальную должность по конкурсу и (или) сдачи квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки.

По итогам проведенной аттестации муниципальных служащих издается соответствующий правовой акт органа местного самоуправления или его руководителя, в котором анализируются результаты проведения аттестации, утверждаются мероприятия по выполнению рекомендаций аттестационной комиссии, подготовке к проведению очередной аттестации и улучшению работы с кадрами. Это может быть, например, отчет аттестационной комиссии, составленный ее председателем и утвержденный руководителем органа местного самоуправления.

7.4 Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и продвижение по муниципальной службе муниципальных служащих

. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляются с целью:

) повышения эффективности исполнения муниципальными служащими должностных обязанностей и полномочий;

) создания условий для продвижения по службе квалифицированных кадров;

) повышения качества работы органов местного самоуправления для достижения стоящих перед ними целей и решения возникающих проблем.

Профессиональная переподготовка специалистов - это самостоятельный вид дополнительного профессионального образования. Она проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации.

В законодательстве о муниципальной службе под переподготовкой понимается обучение муниципальных служащих с целью получения муниципальными служащими теоретических знаний, практических навыков в новых и традиционных для муниципального управления областях и направлениях деятельности, необходимых для выполнения муниципальными служащими новых видов профессиональной деятельности.

Переподготовка муниципальных служащих осуществляется:

а) при должностных перемещениях (назначение на муниципальную должность иной специализации или более высокой группы должностей), требующих получения углубленных знаний в конкретных областях деятельности;

б) при включении в состав резерва кадров на должность более высокой группы должностей;

в) для лиц, впервые принятых на муниципальную службу, в течение первого года работы (если они не имеют базового профессионального образования по муниципальному управлению или ранее не состояли на муниципальной службе).

Повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется:

а) для достижения и поддержания ими уровня квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных обязанностей;

б) при должностных перемещениях без изменения профиля основной деятельности;

в) для лиц, впервые принятых на муниципальную службу;

г) при включении в резерв кадров на замещение руководящих должностей муниципальной службы;

Переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляют образовательные учреждения, имеющие лицензию на дополнительное профессиональное образование. К таким учреждениям относятся:

а) академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования). Академии - ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации;

б) институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные. Институты повышения квалификации - образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей учреждений, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, а также осуществляющие проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи;

в) курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

. Продвижение по муниципальной службе

Право на продвижение по муниципальной службе имеют муниципальные служащие, добросовестно выполняющие свои обязанности по занимаемой должности в течение установленного актами органов местного самоуправления срока (как правило - -не менее одного года), при наличии вакансии более высокой должности, с учетом результатов прохождения переподготовки и повышения квалификации в соответствии с квалификационными требованиями по вакантной должности, рекомендаций аттестационной комиссии, собеседования.

С целью создания условий для продвижения по службе квалифицированных кадров, повышения эффективности выполнения муниципальными служащими должностных полномочий и функциональных обязанностей осуществляются переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих.

По общему правилу, преимущественное право на продвижение по муниципальной службе имеют муниципальные служащие, состоящие в кадровом резерве.

Продвижение по муниципальной службе осуществляется путем замещения более высокой муниципальной должности муниципальной службы на конкурсной основе или в порядке назначения на должность.

Продвижение по службе, включая переход на государственную службу, может также использоваться в качестве поощрительной меры для стимулирования труда муниципального служащего.

Планировать собственную карьеру должен и сам муниципальный служащий. Для этого ему необходимо оценить свой собственный потенциал, выработать индивидуальный план служебного роста, изучить способы продвижения по служебной "лестнице" (конкурсы, переподготовка и повышение квалификации), согласовать свое желание занять более высокую должность с кадровой службой и совместно с ней осуществить необходимые шаги.

7.5 Ответственность муниципального служащего

Нарушение, неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальными служащими федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, постановлений и распоряжений органов местного самоуправления не только дискредитируют муниципальную власть, создают условия для злоупотреблений и коррупции, но и нарушают права и свободы граждан, подрывают основы конституционного строя. Вот почему одним из основополагающих принципов муниципальной службы, провозглашенных в Федеральном законе "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", является принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Муниципальный служащий несет ответственность за неправомерные действия, а также за бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, несоблюдение установленных ограничений, в других установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации случаях муниципальные служащие могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.

К административной ответственности муниципальный служащий может привлекаться в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Вопросы привлечения к уголовной ответственности регулируются только федеральным законодательством - Уголовным кодексом РФ.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность - правовое принудительное воздействие, результатом которого является наступление для муниципального служащего неблагоприятных последствий за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (должностной проступок). Санкции при дисциплинарной ответственности называются дисциплинарными взысканиями.

Под должностным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей. Противоправное поведение проявляется в нарушении должностных обязанностей, предусмотренных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, трудовым договором, должностной инструкцией, пр.

Дисциплинарные взыскания, кроме того, налагаются за превышение должностных полномочий, нарушение трудовой дисциплины, а также за несоблюдение установленных ограничений, связанных с муниципальной службой.

Дисциплинарное взыскание налагается руководителем соответствующего органа местного самоуправления или должностным лицом, имеющим право назначать муниципального служащего на должность муниципальной службы, в порядке, установленном трудовым законодательством. Наложение дисциплинарных взысканий осуществляется по следующим правилам:

а) до применения дисциплинарного взыскания от муниципального служащего должно быть затребовано письменное объяснение;

б) дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни муниципального служащего, пребывания его в отпуске или командировке, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников;

в) взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу;

г) за каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание;

д) постановление, распоряжение или приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) муниципальному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку в течение 3-х рабочих дней со дня его издания;

е) муниципальные служащие, на которых наложено дисциплинарное взыскание за нарушение федеральных законов, указов Президента РФ, законов субъекта Российской Федерации, невыполнение постановлений, распоряжений губернатора (президента) субъекта Российской Федерации и главы местного самоуправления муниципального образования, вступивших в законную силу решений судов, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению государственными наградами, знаками отличия и повышению в должности (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка);

ж) если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания муниципальный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию. Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применившим его должностным лицом по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, если подвергнутый дисциплинарному взысканию муниципальный служащий не совершил нового проступка и проявил себя в качестве добросовестного работника.

Административная ответственность - ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. В свою очередь, административным правонарушением называется посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

К административной ответственности муниципальные служащие привлекаются на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ, федеральных законов, других нормативных и правовых актов.

Особо в законодательстве регулируется ответственность муниципального служащего за исполнение неправомерного распоряжения непосредственного руководителя. Так, согласно законам субъектов Российской Федерации муниципальный служащий освобождается от ответственности за исполнение неправомерного распоряжения непосредственного руководителя. В случае сомнения и правомерности полученного им для исполнения распоряжения он обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, муниципальный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием. Материальную и дисциплинарную ответственность за последствия исполнения муниципальным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

7.6 Прекращение муниципальной службы

Прекращение муниципальной службы - это прекращение трудового договора, на основании которого муниципальный служащий осуществлял свою деятельность.

Согласно ст. 201 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" увольнение муниципального служащего может быть осуществлено:

. По основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде.

. По инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях:

.1 Достижения предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы. Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Срок нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста, может быть продлен. При этом, согласно Федеральному закону "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на 1 год.

Прекращение муниципальной службы в связи с достижением муниципальным служащим предельного возраста означает выход на пенсию. При прекращении муниципальной службы в связи с выходом на пенсию муниципальный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке делается запись о последней муниципальной должности муниципальной службы с указанием "в отставке".

.2 Прекращения гражданства Российской Федерации. Данное изменение правового статуса является основанием увольнения муниципального служащего в силу того, что замещать муниципальную должность муниципальной службы может только гражданин Российской Федерации.

.3 Несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных. для муниципального служащего Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации (обязанности муниципальных служащих и ограничения, установленные для них, подробно рассматриваются в главе 7 и § 1 главы 9 настоящего пособия).

.4 Разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Следует помнить, что факт разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, должен быть установлен и процессуально оформлен. В законах отдельных субъектов Российской Федерации данное основание увольнения муниципального служащего формулируется несколько иным образом - "в случае установленного судом факта разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну".

В качестве основания для увольнения муниципального служащего в законах субъектов российской Федерации выделено служебное несоответствие муниципального служащего занимаемой должности муниципальной службы по результатам аттестации. Увольнение по этому основанию производится в случае вынесения аттестационной комиссией оценки о несоответствии муниципального служащего занимаемой должности, когда перевод с его согласия на другую работу невозможен.

В числе оснований прекращения муниципальной службы следует также назвать признание муниципального служащего в установленном порядке безвестно отсутствующим или умершим, смерть муниципального служащего.

Не является основанием для прекращения муниципальной службы перевод муниципального служащего, с его согласия, в другой орган местного самоуправления.

Отдельного внимания заслуживает применение в законодательстве субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актах органов местного самоуправления понятия "отставка". Под отставкой муниципального служащего, как правило, понимается сложение им своих полномочий в связи с достижением предельного возраста нахождения на муниципальной службе, по достижении пенсионного возраста, по личному желанию.

Что же касается увольнения, то оно в соответствии с указанным нормативным правовым актом помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".

Прекращение муниципальной службы лицом, занимающим муниципальную должность муниципальной службы, оформляется постановлением, распоряжением или приказом руководителя органа местного самоуправления либо иного уполномоченного на увольнение муниципальных служащих лица. В этом распорядительном документе должно быть указано основание прекращения муниципальной службы.

Заключение

Местное самоуправление основано на ряде принципов, под которыми понимаются обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения и формируемых им органов местного самоуправления.

К основным принципам местного самоуправления относятся следующие: самостоятельность местного самоуправления; организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления государством и обществом; взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в осуществлении общих задач и обеспечение законности в деятельности местного самоуправления; гласность деятельности местного самоуправления. Принцип самостоятельности местного самоуправления закреплен в ряде конституционных положений. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следовательно, самостоятельность полномочий муниципальных образований ограничивается кругом вопросов местного значения. На основе рассматриваемого принципа строятся взаимоотношения муниципальных образований, органов местного самоуправления и органов государственной власти, определяется статус муниципальных служащих.

Конституция РФ с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного самоуправления установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Этим были заложены правовые основы муниципальной службы.

Муниципальная служба как понятие используется для определения характера и рода деятельности людей, отражая факт управления муниципальными правами. Муниципальная служба органически связана с органами местного самоуправления, их назначением в жизни местных сообществ.

В деятельности муниципальных служащих находят свое реальное воплощение задачи и функции местного самоуправления; поскольку в должности содержится часть полномочий соответствующего органа местного самоуправления, она неотрывна от его структуры и в то же время имеет целью организацию кадрового состава органа местного самоуправления - муниципальных служащих. Должность предполагает решение целого комплекса вопросов: установление вакансий, правила и способы их замещения, порядок аттестации, перевода с одной должности на другую и т.д. Следовательно, муниципальная служба, если ее рассматривать с точки зрения места, которое она занимает в системе местного самоуправления, берет начало там, где вводится должность. Итак, можно обозначить следующие содержательные моменты муниципальной службы:

а) муниципальная служба призвана содействовать реализации полномочий органов местного самоуправления;

б) эта организационная форма деятельности направлена на формирование штатов органов местного самоуправления и правовое регулирование работы муниципальных служащих;

в) содержанием деятельности муниципальных служащих является практическая реализация задач и полномочий местного самоуправления.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Эффективная деятельность органов местного самоуправления немыслима без муниципальной службы. Возросшее за последнее десятилетие значение местного самоуправления в обеспечении интересов населения диктует потребность в квалифицированных муниципальных служащих. В деятельности муниципальных служащих находят свое реальное воплощение задачи и функции местного самоуправления; поскольку в должности содержится часть полномочии соответствующего органа местного самоуправления, она неотрывна от его структуры и в то же время имеет целью организацию кадрового состава органа местного самоуправления - муниципальных служащих.

Список использованных источников и литературы

1.Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2.Европейская Хартия о местном самоуправлении. Серия Европейских договоров № 122 Страсбург, Совет Европы, Отдел изданий и документов ISB №92-871-0804-8. Май 1990.

.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ от 2 августа 2004 г. № 31.

.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ, 06.10.2003, № 10, ст.3822.

.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ от 2 июня 2003 г. № 22, ст. 2063.

.Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 13 апреля 1999 г.,19 апреля, 25 июля 2002 г.) // СЗ РФ от 12 января 1998 г., № 2, ст.224.

.Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.) // СЗ РФ от 31 июля 1995 г., № 31, ст.2990.

.Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" // СЗ РФ, 02.01.2006, № 1, ст.118.

.Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" // СЗ РФ от 25 ноября 2002 г., № 47, ст.4664.

.Атаманчук Г.В. Государственное управление. - М.: Экономика, 2000.

.Глазунова Н.И. Государственное управление: Учебник для вузов. - М.: Муниципальный мир, 2004.

.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

.Государственная служба в парламенте: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Е.В. Охотского. - М.: РОССПЭН, 2002.

.Государственная служба: Учебник / Под ред.В.Г. Игнатова. - М.: ИКЦ "МарТ", 2004.

.Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред.В.А. Козбаненко. - М.: Статут, 2002.

.Государственная и муниципальная служба: методология, теория, технология, зарубежный опыт // Агатное А. К, Албастова А.Н., Бедненко В.М. - Р/Д, 2004.

.Государственное и муниципальное управление. Справочник. - М., 2005.

.Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. - М.: Дело и Сервис, 2003.

.Зенков М.Ю. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы: Часть I. - Н.: СибАГС, 2002.

.Зенков М.Ю. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы: Часть II. - Н.: СибАГС, 2002.

.Комментарий к Федеральному закону "О гражданской службе Российской Федерации" и законодательству о гражданской службе зарубежных государств. - М.: МЦФЭР, 2005.

.Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2005.

.Правовое регулирование государственной службы в субъектах РФ: Хрестоматия / Составитель М.Ю. Зенков / Под ред. Е.А. Бойко. - Н.: СибАГС, 2003.

.Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2005. - С.224.

Похожие работы на - Муниципальная служба как особый вид службы в системе местного самоуправления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!