Внешнеэкономические внешние связи Санкт-Петербурга
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА
МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ
РАБОТА
НА ТЕМУ:
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ИНВЕСТИЦИОННЫЕ) И НЕКОТОРЫЕ
ДРУГИЕ ВНЕШНИЕ СВЯЗИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Выполнил:
студент Платонов Константин Сергеевич,
II курс, 4 группа.
Санкт-Петербург
2003
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...стр. 3
1.
Глава I:
Иностранные инвестиции в экономику
Санкт-Петербурга………...стр. 4
Внешнеторговая деятельность
Санкт-Петербурга………………….стр. 8
1.2.1 Экспорт Санкт-Петербурга……………………………………….стр. 10
1.2.2 Импорт Санкт-Петербурга………………………………………...стр. 13
2.
Глава II:
Международные связи
Санкт-Петербурга на примере ЕС…………стр. 15
2.1.2 Сотрудничество с ЕС………………………………………………стр. 15
2.2.2 Сотрудничество со странами Северной Европы и
странами региона Балтийского моря…………………………………………………стр. 17
Заключение………………………………………………………………………..стр. 20
Литература………………………………………………………………………...стр. 21
Введение.
Данная работа
посвящена рассмотрению положения Санкт-Петербурга как субъекта Российской
Федерации. Работа представляет собой анализ основных тенденций развития
субъекта и анализ внешних связей Санкт-Петербурга. Поскольку работа является
информационно-аналитической, автор уклонился от обширного прогнозирования
ситуаций и перспектив и сделал основной упор на сбор и анализ данных прошедших
лет, чтобы иметь возможность получить некоторые итоги, которые в дальнейшем
можно было бы испльзовать для составления прогнозов развития.
Основной
целью работы является анализ
статистических данных для получения кратких выводов и наглядной картины
состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых других внешних
областях.
Не
менее важной целью для автора является приобретение ценного опыта в
проведении информационного анализа и написании аналитических работ подобного
рода, поскольку это первая работа автора в данной области.
При
написании работы автор столкнулся с некоторыми трудностями, связанными с
недостатком литературы по Санкт-Петербургу, а точнее, его международной
деятельности, и отсутствие свежих статистических данных. Кроме того, трудность
для понимания места Санкт-Петербурга в мировой экономике составило отсутствие
иностранных источников. Однако, несмотря на это, удалось собрать довольно
обширный материал, привлекая различные, в том числе нетрадиционные, источники.
Так, к примеру, в работе использовался Стратегический план Санкт-Петербурга,
разработанный центром социально-экономических исследований «Леонтьевский
центр». Однако Стратегический план является лишь декларацией намерений, а
конкретного плана экономического развития города до сих пор не существует. Так,
по мнению Сергея Миронова, заместителя председателя Законодательного собрания
Санкт-Петербурга, «Стратегический план» фактически лишает Петербург статуса
научно-технического центра страны, лидера научно-производственной деятельности,
а навязывает участь «перевалочного» пункта страны.[1]
Один из авторов Стратегического плана, Борис Жихаревич как очевидное его
достоинство отмечает: «Он (план) четко декларирует умеренно-либеральные
ценности»[2].
Таким образом, по поводу корректности Стратегического плана существуют
различные мнения, поэтому автор данной работы не полагался полностью на
содержание плана, а попытался проанализировать изложенные в нем конкурентные
возможности Петербурга.
Работа
делится на две главы; в первой главе анализируются международные
экономические (инвестиционные) связи Санкт-Петербурга; вторая глава
является попыткой проследить политические отношения субъекта с зарубежными
государствами (в основном речь идет о европейском направлении). В заключении
представлен общий итог работы.
Автор поставил перед собой некоторые задачи
при написании работы:
-
сделать упор на анализ статистического материала, а не на
составление выводов и прогнозов;
-
придать работе аналитический, а не описатьельный характер.
Глава I.
1.1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга.
Место
России в мировых инвестиционных рейтингах в целом весьма скромно, а кризис
1998 года, ухудшение общего имиджа и рост финансовых рисков выбросили ее далеко
из первой сотни стран привлекательных для инвесторов.[3]
Однако
привлекательность отраслей и регионов сильно варьируется. Объектами внимания
остаются металлургия, добыча и переработка нефти, газа и другого сырья и места
их размещения. Внимание инвесторов привлекают также центры третичного сектора
экономики с рыночной инфраструктурой, повышенным спросом на товары и услуги,
особенно Москва и Санкт-Петербург (на них, по оценкам экспертов, приходится 1/5
инвестиционного потенциала России). Фактически три региона с наилучшими
условиями (Москва, Санкт-Петербург, Московская обл.) получали в последние годы
от 50 до 75% всех прямых иностранных инвестиций в экономику России.[4]
Размещение
иностранного капитала по регионам России отражает различия между ними по
уровням коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой прибыли, с другой.
Уже несколько лет, начиная с 1996г., журнал "Эксперт" и рейтинговое
агентство "Эксперт РА" посвящают свои исследования соотношению
инвестиционного потенциала и риска регионов России. При определении
инвестиционного потенциала учитываются основные макроэкономические
характеристики региона, насыщенность территории факторами производства,
потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный потенциал
региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых, в свою
очередь, характеризуется целым рядом показателей). Величина инвестиционного риска
отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них. В качестве основных
составляющих инвестиционного риска рассчитываются экономический, финансовый,
политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный виды
риска.
Санкт-Петербург
в рейтинге за 1999-2000г. занимает одну из лидирующих позиций, с высоким
потенциалом и умеренным риском, уступая лишь Москве. Он занимает второе место
по инфраструктурному и институциональному потенциалу[5].
По показателям инвестиционного риска Санкт-Петербургу удалось в 1999-2000гг.
покинуть первую десятку регионов-лидеров по этому показателю, теперь он
занимает 11-е место, по сравнению со вторым в 1998-1999гг.[6]
Иностранный
капитал стремится, прежде всего, в экономически активные части российского
пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к инновациям, являющиеся
хозяйственными центрами обширных территорий и имеющие относительно
благоприятные инфраструктурные условия.
Из
динамики иностранных инвестиций в Санкт-Петербург в 1993-1999 гг. видно, что общий
объем иностранных инвестиций стабильно растет, начиная с 1993г. и имеет лишь
одно исключение в 1994г. (Табл.1; Рис.1)[7].
Таблица 1: динамика иностранных инвестиций.
Млн. долл. США
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
Объем валютных инвестиций
|
90
|
36
|
153
|
139
|
171
|
309
|
660
|
Объем рублевых инвестиций
|
|
|
3
|
31
|
63
|
101
|
46
|
Общий объем иностранных
инвестиций
|
90
|
36
|
156
|
170
|
234
|
410
|
706
|
Источник: Комитет по внешним связям
Администрации Санкт-Петербурга.
Диаграмма 1.
В
период 1992-1994гг. происходил этап формирования статистики рыночной экономики,
поэтому мы не располагаем более специфическими данными о характере
инвестиционного процесса. Можно полагать, что падение инвестиционной активности
может заключаться в гиперинфляции 1992г. и политическом кризисе в России 1993г.
В 1996г. было зафиксировано незначительное снижение объема валютных инвестиций,
которое было компенсировано ростом рублевых иностранных инвестиций. Снижение
инвестиций 1996г. можно связать с ожиданием политической нестабильности,
связанной с выборами Президента России и губернаторов регионов. В целом можно
сказать, что за 1995-1996гг. инвестиционный процесс находился в процессе
стагнации. Абсолютные объемы инвестиций были на незначительном уровне (менее
180 млн. долларов). В 1997 г. начинается период роста объема иностранных
инвестиций. Предпосылкой для этого роста стал рост рублевых инвестиций в 1996 и
1997 гг. в эквиваленте более чем на 30 млн. долларов в год соответственно. В
1997 г. общий объем иностранных инвестиций вырос на 64 млн. долларов или на 37%
по сравнению с 1996г. Положительная тенденция проявилась еще сильнее в 1998 г.,
когда рост валютных иностранных инвестиций превысил данные 1997г. на 80%,
валютный эквивалент объема рублевых инвестиций превысил символическую сумму в
100 млн. долларов, а общий объем инвестиций вырос на 75% и превысил 400 млн.
долларов.
Результаты
1999 г. наглядно доказали, что достижения предыдущих лет были не случайны.
Объем иностранных инвестиций в твердой валюте вырос на 114% и достиг 660 млн.
долларов США. Объем иностранных инвестиций в рублях достиг величины в 1050 млн.
руб. (или 46 млн. долларов). Общий объем иностранных инвестиций в экономику
Санкт-Петербурга достиг 706 млн. долларов и вырос по сравнению с предыдущим
годом на 72%. Рост инвестиций можно объяснить успешной реализацией крупных
проектов с участием иностранного капитала в 1999г.:
-
ввод в эксплуатацию завода
"Ригли" по производству жевательной резинки;
-
окончание строительства завода
"Жиллет Интернешл" по производству бритвенных принадлежностей;
-
введение цеха детского питания
заводом "Петмол";
-
открытие первой очереди
нефтеналивного терминала компании "Нестэ" в Ломоносове;
-
введение в действие нового
пивоваренного производства заводом "Вена";
-
организация производства пива
заводом "Браво".
Структура
инвестиций из-за рубежа показывает, что наиболее привлекательными отраслями для
инвестирования в 1999г. явились промышленность (68,6% от общего объема
инвестированных средств), особенно пищевая промышленность, транспорт и связь (17%), а также
торговля и общественное питание (10,7%). Тенденции отображены в Таблице 2 и Диаграмме
2.
Таблица 2: привлекательность отрослей для инвесторов
(в сотых долях).
|
Валютные
инвестиции
|
Рублевые
инвестиции
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
Промышленность
|
68,6
|
34,0
|
Транспорт и связь
|
17,0
|
0,6
|
Строительство
|
0,9
|
7,4
|
Торговля и
общественное питание
|
10,7
|
52,6
|
Другие отрасли
|
2,8
|
5,4
|
Источник: Investor¢s Handbook:
Saint-Petersburg, 2000.
Диаграмма 2.
Среди
стран-лидеров инвестиционного процесса наиболее стабильными инвесторами
являются США (от 18% до 44% от общего объема инвестиций для США), затем
Финляндия (от 10% до 20%) и Нидерланды (8,4%).
Важные
позиции занимают Кипр и Люксембург (вместе - 13%), затем Великобритания.
География инвестиций, по-видимому, не совсем адекватно отражает страны
происхождения инвестиций, что определяется глобализацией инвестиционного
процесса и тенденцией возврата вывезенных ранее из России денежных средств,
возвращающихся через страны с режимами offshore.
Властями
города проводится взвешенная политика по созданию благоприятного
инвестиционного климата за счет разумной налоговой политики. Обеспечивается
развитие инновационной деятельности и повышение деловой активности в сфере
малого предпринимательства. В настоящее время в Санкт-Петербурге
зарегистрировано около 180 тыс. субъектов малого
предпринимательства. В малом бизнесе занято свыше 700 тыс. человек (включая
вторичную занятость).
Характерно, что в ходе кризиса из города не ушел ни один инвестор.
Все инвестиционные проекты в производственном секторе продолжаются. Генеральный
директор петербургского филиала компании “Эрикссон” даже заявил, что “только
революция может заставить нашу компанию уйти с российского рынка”.[8]
Кризис в стране не отразился на выполнении пилотного проекта
реконструкции исторического центра с кредитом Всемирного Банка. Величина
первого транша кредита - 31 млн. долларов. Подготовлены проекты строительства
заводов по производству радиотелефонов и оборудования для автобусов и
автомобилей.
Стратегический инвестор-производитель прекрасно осознает, что если
он уйдет с петербургского рынка, то эту нишу очень быстро займут другие и
вернуться будет гораздо труднее.
Для содействия притоку
инвестиций в начале 1997г. Комитетом по внешним связям было подготовлено распоряжение
губернатора Санкт-Петербурга "О создании Совета по содействию иностранным
инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга", которое было подписано
губернаторам 10.02.1997 за №123. Целью создания Совета явилось формирование
эффективной обратной связи, конструктивного диалога между представителями
органов власти Санкт-Петербурга и предпринимателями по вопросам улучшения
инвестиционного климата в Санкт-Петербурге, создания благоприятных условий для
развития деловой активности. В ходе заседаний было подтверждено, что на
сегодняшний день наибольшую актуальность представляют вопросы создания
эффективного правового пространства для деятельности инвесторов, а также
развития инвестиционной инфраструктуры - четко отлаженной схемы работы с
инвесторами, создание условий для максимально продуктивного освоения
инвестиционных средств и их результативной отдачи.
В заключение можно сказать, что иностранные инвестиции отражают
степень доверия зарубежных инвесторов. Место Санкт-Петербурга в мировой и
российской экономике в значительной степени определяется способностью
привлекать иностранные инвестиции в Россию. Санкт-Петербург, по данным за
1997г. уверенно занимал третье место по объему накопленных иностранных
инвестиций после Москвы и Тюменской области. Так, по словам вице-президента
Европейского банка реконструкции и развития Дэвида Хекстера, Северо-Запад
является одним из ключевых регионов для инвестирования в России. По его словам,
ЕБРР наиболее интересные инвестиционные проекты осуществляет в Санкт-Петербурге
и Новгородской области - эти субъекты Федерации были выбраны банком в качестве
опорных.[9]
Таким образом, можно сказать, что Санкт-Петербург обладает достаточно высоким
потенциалом, в плане получения инвестиций, и обладает достаточным авторитетом
среди зарубежных финансистов. В подтверждение этому можно сказать, что город
вышел в 1997г. на международный рынок капиталов, разместив еврооблигации.
"Объем эмиссии - 300 млн.долл, срок погашения 5 лет, доходность 9,5%
годовых, что существенно ниже, чем ставки по кредитам, предоставленным городу
ранее иностранными банками. Доходность петербургских облигаций рассчитана как
доходность казначейских облигаций США плюс 3,125%".[10] Сам факт размещения еврооблигаций на
столь выгодных условиях говорит о высоком международном рейтинге города и,
возможно, открывает путь к снижению цены заимствования у частных зарубежных
банков.
1.2. Внешнеторговая
деятельность Санкт-Петербурга.
Открытие
экономики в 1992г. означило резкое возрастание влияния внешних факторов на
формирование и функционирование российского рынка. С установлением либерального
режима возникла прямая связь между функциями страны в мировой экономике и ее
региональным развитием.
Современный
этап социально-экономического и общественно-политического развития России
характеризуется активизацией региональных процессов. Одним из его существенных
проявлений является децентрализация власти и последовательный выход республик,
краев, областей, автономных округов на самостоятельную экономическую и политическую
арену в качестве самостоятельных субъектов, решающих не только собственную
судьбу, но и будущее Российского государства.
Особое
место в России вот уже третье столетие занимает Санкт-Петербург.
Значение
внешнеторговой деятельности в экономике Санкт-Петербурга постоянно возрастает.
Санкт-Петербург по объему внешнеторгового оборота за 9 месяцев 2000 года - 3,4
млрд.долл.США[11]
- занимает 3-е место среди всех субъектов РФ после Москвы и Тюменской области.
Положительной
тенденцией внешней торговли Санкт-Петербурга, проявившейся в 1999г. после
девальвации рубля 1998г., стало резкое улучшение баланса внешней торговли
(отрицательное сальдо 2 млрд.долл. в 1998г. и 160 млн.долл по оценке на
2000г.), связанное со значительным ростом экспорта предприятий города. Согласно
Л.Б. Вардомскому, отрицательное внешнеторговое сальдо характерно для
приграничных и приморских районов, коим и является Санкт-Петербург, в которых
сравнительно широко представлена неорганизованная (челночная) торговля. Через
них в Россию завозится, а затем распространяется по остальной территории по
каналам мелкооптовой и неорганизованной торговли большая часть импорта.[12]
Оценивая нынешнее
состояние внешней торговли города на Неве, можно сказать, что к началу 2000г.
внешняя торговля практически оправилась от последствий августовского кризиса
1998г.
В
этой новой ситуации наблюдаются следующие важные тенденции:
-
стабильный рост объема внешней
торговли, в основном, за счет роста экспорта;
-
изменение баланса внешней торговли
Санкт-Петербурга, положительное сальдо на протяжении двух кварталов подряд;
-
стабильный и практически линейный
рост экспорта предприятий города начиная со 2-го квартала 1999 г.;
-
стабилизация объема импорта на
уровне 60-70% от уровня соответствующего периода прошлого года с некоторой
тенденцией к росту.
Динамика
внешней торговли позволяет предположить, что в дальнейшем тенденция
преимущественного роста экспорта должна продолжиться еще некоторое время (до
уменьшения эффекта снижения себестоимости продукции в России, произошедшего за
счет девальвации рубля). Значительным резервом роста экспорта является рост
производства конкурентоспособной продукции малых и средних предприятий города.
Импорт
будет плавно возрастать, как за счет объема потребления экспортерами импортных
комплектующих при росте экспорта, увеличения импорта оборудования для
модернизации промышленности, так и за счет повышения импорта предметов
потребления в соответствии с ростом уровня жизни населения.
1.2.1.Экспорт из
Санкт-Петербурга
С
начала 1999 г. наблюдается рост стоимостных объёмов экспорта. При этом его
товарная структура (см.Табл.3) не претерпела существенных изменений по
сравнению с прошлым годом. На первом месте - продукция машиностроения (54% от
общего объёма или $1136 млн.), на втором - экспорт черных и цветных металлов
(21% или $433 млн.). Существенно увеличился по сравнению с прошлым годом
экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза).
Главные
факторы роста экспорта усиление конкурентоспособности российской
технологической и сырьевой продукции в связи с девальвацией рубля, ростом цен
на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и другие
сырьевые товары.
По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место - 17% от
общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Диаграмму 3), что связано с
поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном заводе “Северная
верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю стран-участников
внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу. Следом за Китаем идут
Бельгия, затем
США.
Стабильно велик экспорт в Финляндию – 6% и в страны СНГ.
Увеличился
по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза).
Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте составляет 14,2 % (12,2 % в
экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается товарооборот с Белоруссией,
Казахстаном, Украиной. В то же время наблюдается некоторый рост в торговле с
Азербайджаном.
В отношении стран Балтии
следует сказать, что, несмотря на меры Правительства РФ по ограничению транзита,
уровень экспорта Санкт-Петербурга остался примерно на уровне 1998г. А снижение
почти в три раза импорта объясняется тем, что продукция пищевой промышленности
Эстонии, Латвии и Литвы стала после кризиса неконкурентоспособна на
петербургском продовольственном рынке.
Диаграмма 3.
Таблица 3: структура экспорта/импорта.
|
Всего
|
В том числе:
|
|
Экспорт
|
Импорт
|
Дальнее зарубежье
|
Страны СНГ
|
|
|
|
Экспорт
|
Импорт
|
Экспорт
|
Импорт
|
Всего
|
2101,5
|
2329,2
|
1962,9
|
2129,5
|
138,6
|
199,7
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
Продовольственные товары и сырье для их производства
|
25,2
|
1138,2
|
17,8
|
1030,6
|
7,4
|
107,6
|
продукция топливно-энергитического комплекса
|
16,4
|
11,7
|
14,9
|
11,7
|
1,5
|
0,0
|
продукция нефтехимического комплекса
|
135,4
|
251,5
|
123,7
|
239,7
|
11,7
|
11,8
|
Кожевенное сырье, меха и изделия
|
10,5
|
2,5
|
10,4
|
2,3
|
0,1
|
0,2
|
Древесина и изделия из нее
|
162,7
|
98,7
|
156,7
|
93,8
|
6,0
|
4,9
|
Одежда, обувь
|
49,8
|
16,1
|
48,0
|
12,2
|
1,8
|
3,9
|
Черные и цветные металлы
|
433,2
|
103,6
|
425,0
|
83,4
|
8,2
|
Продукция машиностроения
|
1135,7
|
530,8
|
1041,3
|
496,3
|
94,4
|
34,5
|
Прочие товары
|
132,6
|
176,1
|
125,1
|
159,5
|
7,5
|
16,6
|
Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.
Диаграмма 4.
Диаграмма 5
1.2.2.Импорт
в Санкт-Петербург
По итогам 1999 года импорт сократился на 34% по
сравнению с прошлым годом. На импорт продолжали оказывать воздействие
последствия августовского кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение
объёмов импорта по первому кварталу 1999 года. Далее объемы импорта
стабилизируются. В настоящее время импорт определяется двумя основными
факторами: снизившимся платежеспособным спросом населения, а также
деятельностью на рынке как отечественных, так и иностранных импортозамещающих
производителей. Наибольшая доля импорта приходится на продукты питания (44%),
далее идет продукция машиностроения (23%). Первое место по объему импорта
занимает - Германия (16% от общего объема, с продовольствием, фармацевтической
продукцией, изделиями из цветных и черных металлов). На втором месте Финляндия
с традиционной номенклатурой товаров, среди которых следует отметить продукцию
машиностроения, продовольствие, минеральное топливо.
Диаграмма 6.
Для содействия развитию экспорта и поддержки
внешнеторговой
деятельности
Санкт-Петербург осуществляет
программу создания и развития системы бизнес- представительств города за
рубежом:
-
Центр "Бизкон" в Котке
(Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии более 10 семинаров по экономической
тематике, организовал работу по 20 совместным проектам сотрудничества
предприятий Санкт-Петербурга и Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт
своей продукции в Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл
США;
-
Некоммерческое партнерство
"Санкт-Петербург - Лондон" провело 10 международных конференций и
семинаров по вопросам двустороннего делового сотрудничества, а также несколько
крупных российско-британских мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и
Санкт-Петербурге;
-
Работа представительства
предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне способствовала экспорту петербургской
промышленной продукции, ее объем составил 20 млн.долл.США;
-
Начало свою деятельность
представительство петербургского фонда "Ямато" в Токио.
Осуществляются
программы деловых миссий Санкт-Петербурга:
-
В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга на Кубу
(трижды, в т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в составе делегации
президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены партнерские контакты с г.
Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во Вьетнам, в Иран, а также в страны
СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию, Таджикистан и Туркмению;
-
Подписаны документы о
сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;
-
Консорциум производителей
программного обеспечения "Форт-Росс" провел серию поездок в страны
Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в Гонконг. Консорциум первым в
России стал членом международной ассоциации производителей программного
обеспечения.
Санкт-Петербург
принимает также активное участие в международных выставках: в 2000г.
организованы работы стендов Санкт-Петербурга на выставках: Всемирная выставка
ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала 21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция,
участвовало 17 предприятий), ФАХАВ (Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для
организаторов конференций и конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10
участников), Международная выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань -
Польша), Международная ярмарка (Пловдив - Болгария).
В заключение хотелось бы сказать, что,
-
во-первых, особое место Петербурга в России во многом связано с
высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных групп отраслей,
образующихся вокруг функций специализации города;
-
во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется
развитием внешнеэкономических отношений России и единой Европы.
Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и
Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта
и 37% импорта Санкт-Петербурга.
Глава II.
2.1. Международные связи
Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.
2.1.1.Сотрудничество с ЕС
В
90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными странами. “Российский
интерес к Европе в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и
внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредотачивается на самой себе, она
стремиться избежать международной изоляции, которую просто не может себе
позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешнем миром является
необходимым условием реорганизации России и ее развития. Европа не только
близка, но и чрезвычайно важна с экономической точки зрения. Только на страны
ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны”.[13]
В
настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС, прежде всего,
по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:
-
Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по
направлениям финансирования, Бельгия);
-
Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);
-
Российским бюро по
использованию консультационного технического содействия ЕС (Москва,
РФ);
-
Технический офис программы
ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);
-
Технический офис по “малым
проектам” программы ТАСИС “Приграничное сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).
В
этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению своих
проектов с использованием механизмов международных европейских и региональных
организаций. В начале 1996 года исполнительный орган Европейского Союза -
Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона Балтийского моря,
сущность которой заключается в том, что реализация программ ЕС “TACIS” для
стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и “PHARE” для стран
Центральной Европы и Балтии в части, касающейся трансграничного сотрудничества
должна в дальнейшем осуществляться с учетом сотрудничества стран в регионе
Балтийского моря путем координации программ с использованием механизмов
международных региональных организаций этого региона.
Для
Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных
инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие программы
международных европейских и балтийских региональных организаций.
В
настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими
аккредитацию в ЕС являются:
-
Совет Государств Балтийского моря;
-
Ассоциация европейских городов
“Еврогорода”;
-
Организация субрегионального
сотрудничества государств Балтийского моря;
-
Балтийская Комиссия Форума
регионов морского побережья Европы.
Санкт-Петербург в
настоящее время является одним из крупнейших регионов России по объемам
получаемой технической помощи от иностранных государств и международных
организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было получено около 200
млн.долл.
Основным
донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой за вышеуказанный
период реализовано и находятся в стадии реализации проектов и программ на общую
сумму более 150 млн.долл. В последние два года объем финансирования от западных
стран-доноров и международных финансовых институтов приходится, в основном, на
промышленную инфраструктуру (включая, безусловно, и порт Санкт-Петербург),
крупные объекты с неразвитой экологической инфраструктурой, конверсионные
предприятия). Финансовые вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде
передачи ноу-хау и поставок оборудования имеют, безусловно, определенный
интерес для Санкт-Петербурга.
Сотрудничество
с иностранными государствами, международными финансовыми организациями в 1998
году в абсолютных размерах возросло. Это связано с ухудшением экономического,
финансового и социального положения России. Общая сумма технического содействия
по линии Комиссии Европейского Союза составила 40 млн.долл.
В
1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64
проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.
Что
касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место среди них
занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны Скандинавии в
настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее время намечается
активизация работы по проектам технического содействия по линии ЕС со стороны
Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин. Прежде всего - наличие
единой границы с Россией, проходящей по линии Ленинградской области. Кроме
того, активное двустороннее правительственное сотрудничество Санкт-Петербург -
Финляндия позволило последней накопить значительный опыт и знание сегодняшней
ситуации и, соответственно, возможностей реализации своих интересов в
Северо-Западном регионе России. Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет
финансовые возможности этой страны для реализации программ технического
содействия, что, безусловно, оказывает благоприятное влияние на экономическую
ситуацию самой Финляндии, снимая отчасти проблему безработицы и получая
дополнительную информацию по интересующим ее политическим, экономическим и
социальным вопросам в Северо-Западном регионе России.
2.1.2Сотрудничество со странами
Северной Европы и странами региона Балтийского моря.
Внешняя
политика города, в значительной мере, ориентирована также на страны Северной
Европы и страны региона Балтийского моря, считая сотрудничество с ними одним из
приоритетов своей международной и внешнеэкономической деятельности и прежде в
всего в следующих областях:[14]
-
торгово-экономическое
сотрудничество, прежде всего, в направлении развития экспорта с использованием
научно-технического и промышленного потенциала Санкт-Петербурга;
-
улучшение состояния окружающей
среды и развитие энергосберегающих технологий;
-
развитие градостроительства,
в том числе сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и
архитектуры, сохранение исторической городской среды;
-
развитие систем гражданской
безопасности и обеспечения прав человека, включая защиту жителей в условиях
обострившейся криминогенной ситуации, борьбу с незаконным оборотом и
употреблением наркотиков, защиту от природных и техногенных катастроф;
-
развитие потенциала
Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок, включая основные элементы
инфраструктуры: международные транспортные коридоры, внутригородские и
объездные транзитные магистрали, таможенные зоны и транспортные терминалы;
-
развитие сотрудничества в области
культуры, образования, обмена информацией и туризма;
Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и
региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках международных
программ, в реализации которых Петербург принимает активное участие, среди них
можно выделить наиболее значимые:
-
программы сотрудничества и
развития отношений Европейского Союза в Балтийском регионе и с Российской
Федерацией “ Северное измерение ЕС”, предложенной Правительством Финляндии;
-
программы сотрудничества с
Европейским Союзом “Санкт-Петербург - Европейские ворота России”;
-
программы сотрудничества
европейских и азиатских городов и регионов;
-
программы мероприятий “
Санкт-Петербург - Европейский город культуры - 2003”.
Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества
Северных стран с Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось
в содействии развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству
с Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии
прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.
Сотрудничество со странами Северной Европы и странами
региона Балтийского моря осуществляется также с помощью участия представителей
в работе «Совета государств Балтийского моря».
Совет
государств Балтийского моря – межправительственная организация, основанная в
марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа Комитет старших
должностных лиц и Рабочие группы :
-
по содействию демократическим
институтам и правам человека;
-
по экономическому сотрудничеству;
-
по ядерной безопасности;
-
а также Комиссара по
Демократическим институтам и правам человека, включающим права национальных
меньшинств.
В
Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония, Финляндия,
Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция и
Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).
Представители
Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации принимают участие в
работе СГБМ с 1993 года.
Главы
правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря (от России
участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в г. Висбю
2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие Инициативу ЕК
в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных дел стран СГБМ на
ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре (Швеция) приняли Программы
действий, включающие Инициативу ЕК, что позволило приступить к
разработке и согласованию “Рамочного соглашения по трансграничному
сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-участницами Совета
государств Балтийского моря и Европейским Союзом, создающего юридическую базу
для реализации Инициативы ЕК.
В
ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы правительств
стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили свою поддержку
дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое будет
содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей Европы
без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу Соглашения о
партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом и
его странами-членами, а также приняли во внимание сообщение Европейской
Комиссии о намерении включить "Северное измерение " в политику ЕС.
Они согласились, что деятельность неправительственных организаций является
важным дополнительным элементом межправительственного сотрудничества.
Подключение
к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в плане подготовки
России к реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС,
но и для защиты российских экономических интересов на рынках новых членов ЕС -
Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС - Польши, Латвии, Литвы,
Эстонии.
Участие
Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря позволило оказать
поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:
-
Развитие Морского порта
“Санкт-Петербург;
-
Развитие Северо-Западного
речного порта;
-
Кольцевая автомобильная
магистраль.
Организация
субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского
моря, куда входят представители областей, районов и "вольных"
городов, расположенных на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального
сотрудничества государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в
октябре 1993 года .
ОССГБМ выполняет координационные и посреднические
функции для всех регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику
на международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует внедрению
конкретных проектов на благо всего региона.
Санкт-Петербург
участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-Петербурга в работе ОССГБМ
позволяет:
-
расширить торговые, хозяйственные
и экономические связи на региональном уровне;
-
согласовать политику по борьбе с
преступностью, нелегальной миграцией, контрабандой наркотиков и оружия;
-
обсудить экономические и
культурные возможности Санкт-Петербурга.
Союз
Балтийских городов (СБГ) -
международная неправительственная организация, основанная на конференции
представителей городов стран Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с
участием представителей Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79
городов 10 стран Балтийского моря.
Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование
всестороннего сотрудничества между городами региона Балтийского моря.
СБГ
имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций ЕС и СМСС.
Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.
Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе
Балтийских городов и в Организации субрегионального сотрудничества государств
Балтийского моря определяется его двойным статусом, как города и как субъекта
Российской Федерации.
Заключение.
В
наше динамичное время многие субъекты и регионы России, и Санкт-Петербург не
является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами нитей. В одной работе
невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех его международных
связей. В этой работе автор не коснулся, например, географии внешнего
транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь европейское
направление международных контактов, что связано с недостатком литературы по
международным контактам города, а также не были освещены культурные и научные
связи.
Несмотря на все сложности при написании данной
работы, автор считает, что ему удалось выполнить задачи, поставленые в начале
работы.
В
результате проведенного анализа автор в целом получил желаемую наглядную
картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых других
внешних областях и сделал следующий краткий вывод:
Если
в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не существовало на
экономической и финансовой карте мира, то теперь он занимает достойное место,
как в России, так и за рубежом, подтверждением чему служат многомиллионные
кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-Петербурга в работе организаций как
регионального, так и международного масштаба.
Кроме
того, был приобретен ценный опыт в написании работ подобного типа, что для
автора являлось не менее важной целью.
Список использованных
материалов.
Периодические издания:
1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов
России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в
региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая
регионалистика»/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний
сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3).
2. Геополитическое положение России: представление и
реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000.
3. Жихаревич Б. «Реплика из-за ширмы»// «Эксперт
Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000.
4. Клепиков А. «Черкесовский
форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5 марта 2001.
5.
Миронов С. «Всемирный отель
«Санкт-Петербург»?»// Эксперт Северо-Запад №20(27), 27 ноября 2000.
6.
Материалы Кафедры Экономической Географии и Социальной Экологии. -
СПбГУ, факультет Географии и Геоэкологии, 2001.
7. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в
рамках участия в работе международных организаций. – Комитет по
внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.
8.
Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр
Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000.
9. Стратегический план Санкт-Петербурга. – Международный
центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998.
10.
«Эксперт», - 30 октября 2000.
№41(253).
11.
Investor’s Handbook:
Saint-Petersburg, 2000.
Интернет-источники:
1.
В некоторых случаях использовался
электронный вариант издания «Эксперт»: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]
- Миронов С. “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-Запад
№20(27), 27 ноября 2000г.
[2]
- Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября
2000г.
[3]
- Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред. В. А.
Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.
[4]
- Там же.
[5]
- Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое положение и
его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный потенциал характеризует
степень развития ведущих институтов рыночной экономики.
[6]
- "Эксперт". – 30 октября 2000. №41(253). Электронная версия, адрес #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7]
- Данные предоставлены Комитетом по внешним связям
Администрации Санкт-Петербурга (справочная служба, адрес www.spb.ru).
[8]
- Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в
работе международных организаций. - Комитет по внешним связям Администрации
Санкт-Петербурга, 2000.
[9]
- Клепиков А. "Черкесовский форум" // "Эксперт
Северо-Запад" №4(33), 5 марта 2001.
[10]
- Стратегический план Санкт-Петербурга. - Международный центр
социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 1998г.
[11]
- Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним связям
Администрации Санкт-Петербурга.
[12]
- Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте
проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении:
Сб.учеб. материалов по курсу "Политическая регионалистика"/ Под ред.
В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica;
Вып.3).
[13]
- Россия и основные
институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P,
июнь 2000. – с. 279.
[14]
- По материалам документа «Развитие международной
деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных
организаций». - Комитет по внешним связям
Администрации Санкт-Петербурга, 2000.