Смех и юмор, и его влияние на человека

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    141,66 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Смех и юмор, и его влияние на человека

Введение

Эмоции - одна из наиболее древних защитных реакций организма, да и лимбические структуры можно обнаружить у животных на очень ранних стадиях эволюции. Надо сказать, что животные тоже испытывают эмоции, но умеют ли они смеяться, неизвестно, потому что кора головного мозга, которая, судя по всему, тоже принимает участие в формировании волны смеха, у них развита слабо. Интересно было бы во всем разобраться. Ведь такая наука, как смех мало изучена, даже мнения ученых во многом расходятся. А у человека кора играет очень важную роль - сдерживающую. И если бы не она, мы бы маниакально хохотали без перерыва и бились об стены в припадках хохота. Вот где не до смеха-то было бы…

Вообще, положительные эмоции крайне важны с эволюционной точки зрения. Появление потомства, удачная охота, возможность найти пропитание - все это было крайне важно для наших далеких предков.

Но как успешнее всего все это осуществить? Только вместе, общаясь друг с другом, - и тут эмоции особенно важны. В последнее время удалось получить снимки ребенка еще до рождения, в утробе матери. Они показывают, что ребенок улыбается. Улыбается, еще не родившись. Но вот ребенок появляется на свет, и его мозг продолжает свое развитие: нервные клетки соединяются друг с другом, налаживая столь нужное им взаимодействие. Тем самым формируются многие жизненно важные функции головного мозга, в том числе те, которые впоследствии будут отвечать за смех и другие эмоции. К тому же - и это известно всем нам из жизненного опыта - всякое обучение проходит тем успешнее, чем больше в ходе него возникает положительных впечатлений. Одним словом, без эмоций, в том числе без смеха, мы бы просто не были людьми. Однако волна смеха имеет и свою антиволну - волну страха. У нее те же параметры, и возникает она в тех же областях, только меняет свой знак.

Любопытно, что российские ученые обнаружили в головном мозге человека помимо областей, с которыми связан страх, и другие, снижающие воздействие негативных эмоций, компенсирующие их. Мозг самостоятельно борется со страхом! А вот областей, которые боролись бы со смехом, с чувством радости, в головном мозге не обнаружено. Против положительных эмоций мозг беззащитен. Страх может убить нас, а смех несет только пользу. Так что улыбайтесь, господа. А лучше - смейтесь.

Цель проектной работы: рассмотреть смех, как составляющую наших эмоций

Задачи проектной работы:

.Собрать и изучить соответствующий материал по данной теме

.Рассмотреть явление смеха с физической и этической точки зрения

.Выявить значение смеха для здоровья человека

.Провести исследование по данной проблеме

.Подобрать соответствующую наглядность

.Подготовить презентацию

1. Из истории изучения смеха

.1 Гелотология - раздел психиатрии о смехе

смех юмор шутка здоровье

Изучением смеха, юмора <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BC%D0%BE%D1%80> и его влияния на организм человека занимается раздел психиатрии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F> - гелотология (от др.-греч. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Γέλως - смех). Начиная с 1996 г. в Базеле ежегодно проходит международный конгресс гелотологов, где врачи рассказывают об исследованиях в области смехотерапии, о воздействии смеха на организм и эффективности лечения различных заболеваний. Доказано, что в процессе смеха в положительную сторону изменяется биохимический состав крови, причем этот положительный эффект сохраняется и течение суток после просмотра хорошей комедии или веселого вечера в кругу друзей. (Вырабатывается эндоморфин, который, в частности, отвечает за хорошее настроение на гормональном уровне и оказывает успокаивающее воздействие.) Во время смеха стимулируется деятельность диафрагмы, что в свою очередь активизирует деятельность пищеварительной и дыхательной систем и т.д. Кроме того, смех обладает обезболивающим воздействием: 10 минут смеха заменяют укол морфия.

К феномену смеха обращаются также философы (Аристотель <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C>, Анри Бергсон <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8>, Л.В. Карасёв <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%91%D0%B2,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> и др.). Например, Кант дает следующее определение:

Смех есть аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто.

По данным современных этологических исследований, смех, видимо, возник у общих предков человека и человекообразных обезьян более 10 млн лет назад.

Что касается мимики при смехе, то она обуславливается сокращением определённых групп лицевых мышц, придающих лицу известное выражение, свойственное смеющемуся человеку. Есть много общего в изменениях дыхания и мимики при смехе и плаче <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%87> или рыданиях <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, вследствие чего эти состояния, с внешней стороны, могут быть смешаны между собой, а у детей эти состояния даже легко переходят друг в друга.

Смех - культурно-психологический феномен, в котором выражается способность человека к обнаружению комических ситуаций, содержащихся в жизни и искусстве. Он представляет собой сплав эмоциональных и рациональных моментов, в котором аналитическая работа ума приобретает вид особой радостной эмоции, выражающей специфическое удовлетворение по поводу разрешения противоречия, казавшегося на первый взгляд неразрешимым.

Сообразно мере наличествующей в смехе агрессивности и эстетической отстраненности, может быть описана и система смеховых жанров.

1.2 Философские мысли о смехе

Смех всегда привлекал к себе внимание философской мысли. Со времен Аристотеля он рассматривается как сущностная черта человека. Аристотель писал о способности человека говорить (мыслить) и смеяться.

У Ноткера - средневекового теологического писателя, все три элемента сходятся в единой дефиниции: “ Человек есть существо разумное, смертное, способное смеяться”. Двойственность смеха при единстве его выражения содержала в себе мощное диалектическое противоречие, требовавшее своего осмысления. Отправной точкой здесь чаще всего служило явное или предполагаемое несоответствие между положительным характером смеха, как эмоции, и “меры” , которая содержится в осмеиваемой вещи.

Согласно И. Канту, смех представляет собой аффект, явившийся следствием превращения некоторого напряженного ожидания в ничто.

А. Шопенгауэр рассматривал смех как итог обнаружения несоответствия между нашим представлением о мире и его действительным состоянием.

Согласно Фрейду, чувство смешного возникает в итоге преодоления тех барьеров (внутренних “цензоров”), которые культура возвела в психике индивида. Смеясь, человек выражает удовольствие от быстрой разрядки внутреннего напряжения, которое было порождено напором психической энергии и сдерживавших ее барьеров.

В “натуралистическом” ключе строит свою концепцию этолог К. Лоренц. Он полагает, что смех связан с агрессией и является человеческим вариантом так называемых “ритуальных приветствий” - форм поведения, смягчающих исходную природную агрессивность (ранее сходную точку зрения высказал Л. Нуаре). А. Кестлер рассматривает смех как продукт “бисоциации”, т. е. столкновения двух разнонаправленных психо-рациональных интенций.

В 20 в. тема смеха стала также предметом философских размышлений Г.К. Честертона, И. Хейзинги, X. Плесснера, М. Истмена, М. Гротжана, Ж. Батая, Ж. Делеза, У. Эко и др. В настоящее время изучением смеха занимаются два крупных международных научных общества. Во Франции - Association française pour le développement des Recherches sur le Comique, le Rire et l'Humour (Ассоциация по исследованию комизма, смеха и юмора). В США - International Society for Humor Studies (Международное общество по изучению юмора). Обе организации проводят ежегодные конгрессы и коллоквиумы, публикуя результаты своих исследований в журналах “Humoresque” (Paris) и “Humor” (N. Υ-Berlin). Β Париже на базе Университета “Париж-МП” также издаются регулярные выпуски “Исследовательских тетрадей” (Cahiers de Recherche), посвященные изучению различных аспектов смеха и юмора.

2. Природа смеха

.1 Физиологические аспекты смеха

Смех является как условным, так и безусловным рефлексом. Примером условного рефлекса является восприятие печатных юмористических текстов. Примером безусловного рефлекса является приятное раздражение (щекотание) чувствительных поверхностей тела. Последнее явление может и не иметь звуковых эффектов, например, грудные дети выражают удовольствие подобно животным.

Как показывают данные нейрофизиологии - науки, необычайно бурно развивавшейся за последние десятилетия, - модные четверть века назад теории, прямолинейно связывавшие все мыслимые бинарные оппозиции в культуре с асимметрией мозга (на Западе увлечение такими теориями получило название «дихотомания»требуют полного пересмотра. Реальная картина оказалась неизмеримо сложнее примитивной схемы «левое полушарие - правое полушарие». Тем не менее, сначала нужно упомянуть о возможной роли каждого полушария как целого. В 70-х гг. ХХ в. Х. Гарднер, Х. Браунелл и другие обнаружили, что поражение любого полушария воздействует на восприятие юмора, но когнитивный и аффективный компоненты затрагиваются по-разному. Поражение правого полушария не позволяет пациенту понять «соль» анекдота - любая несообразность может его удивить и рассмешить, причем когнитивные реакции полностью отделены от аффективных. При поражении же левого понимание сохраняется, но ни удивления, ни удовольствия, ни смеха не возникает (возможно, это вызвано подавленностью из-за афазии), когнитивные реакции тесно сцеплены с аффективными, пациент все принимает всерьез. Сходная картина, кстати, наблюдается при шизофрении, если не считать сохранности речи. Интересно, что при поражении каждого из полушарий обнаруживается некоторое сходство с поведением детей дошкольного возраста: находясь в легкомысленном настроении, ребенок может быть не в меру смешлив и дурашлив, а будучи не расположен к смеху, может воспринимать юмор всерьез.

Физиологическое действие зоны смеха осуществляется с помощью нервных импульсов, поскольку обычное время реакции на шутку недостаточно для переноса через кровеносную систему химических веществ. Под влиянием оказываются центр дыхания (звуковой эффект смеха), моторный центр (симпатическая и парасимпатическая иннервация поперечно-полосатых мышц лица и конечностей, гладких мышц внутренних органов и диафрагмы), гиппокамп и гипофиз (образование гормонов различного действия) - общее возбуждение организма, непроизвольное сокращение мышц (улыбка), частичная утрата контроля за координацией движений. Медиаторное воздействие гормонов гипофиза и других желез секреторной системы на центр удовольствия вызывает положительные эмоции, которые возникают с характерным для химической связи запаздыванием и длительностью действия, особенно при непрерывном стимулировании. В свою очередь, центр удовольствия химически стимулирует центр активации «зоны смеха» и облегчает возникновение смеха (снижает «порог смеха»), чем и можно объяснить долговременный эффект «разогрева» аудитории на концертах.

Смех ведь с точки зрения физиологии есть не что иное, как обычный электрический сигнал, который передается от нейрона к нейрону. Вот только центры, области, где формируется этот сигнал, существенно различаются при эпилепсии и нашем с вами хохоте. Но не стоит верить тем людям, которые начнут говорить вам о центре радости или смеха - большую нелепость и придумать трудно. Ведь мы пока не знаем, какие структуры вызывают смех или улыбку, так что нам трудно поверить, что они вообще существуют. Эмоции, как положительные, так и отрицательные, - очень сложный феномен, и, скорее всего, они формируются сразу в нескольких областях головного мозга. По мнению Диляры Комбаровой, то, что смех привязан к малоизученным областям - лимбической и коре головного мозга, - не случайно.

Наиболее вероятной является гипотеза о том, что в центральной нервной системе существует «зона смеха», на которую антагонистически воздействуют нервные центры активации и торможения. Деятельность этих нервных центров в свою очередь активируется либо подавляется различными химическими веществами (гормонами, локальными медиаторами) или нервными импульсами, вырабатываемыми различными зонами мозга, в первую очередь зонами больших полушарий, отвечающих за ощущения и построение логических выводов. Весьма вероятно, что в этих же зонах расположена зона смеха и центры ее регуляции. Можно предположить, что смех возникает при преодолении «порога смеха» - некоторого значения интенсивности положительной стимуляции над отрицательной стимуляцией.

При возникновении опасности возникает нервная реакция (парасимпатическая иннервация) торможения деятельности отдельных физиологических систем, отвечающих за различные процессы, например, за пищеварение. Можно предположить аналогичную реакцию и для системы смеха: при возникновении опасности (или действии некоторых других факторов) возбуждается нервный центр торможения зоны смеха, который сильно повышает «порог» возникновения смеха.

Смех - есть сложный акт, состоящий из модифицированных дыхательных движений в связи с определённой мимикой <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0>.

2.2 Социальные аспекты смеха и юмора

В старые времена рыбаки брали с собой в море на промысел шутников, юмористов, песенников. Выделяли им такой же пай, как и всем рыбакам, хотя рыбу они не ловили. Они развлекали рыбаков в их тяжелой, опасной, однообразной и психически напряженной жизни на тесном судне и предотвращали тем самым ссоры и даже душевные заболевания. Таких людей называли «ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК».

За что мы любим замечательно остроумных людей: Михаила Светлова, Аркадия Райкина, Михаила Жванецкого, Михаила Задорнова, писателей-юмористов Аркадия Аверченко, Михаила Зощенко, артистов Чарли Чаплина, Эраста Гарина, Игоря Ильинского, Фаину Раневскую, Юрия Никулина, Андрея Миронова и многих, многих других замечательных юмористов - наших современников? За то, что они дарят нам радость и хорошее настроение своим юмором. Радость - это естественное и потому желанное состояние души. А радость сопровождается шутками, юмором, смехом. Люди хотят не просто жить, а жить хорошо и радостно, потому они любят смех и юмор <#"608091.files/image001.jpg">

Рис. 1

Приложение 2

«Анкетирование для одноклассников»

Уважаемые одноклассники, прошу оценить по пятибалльной шкале своих учителей на владение чувством юмора

Юлия Николаевна Наталья Филипповна Ирина Александровна

Вероника Рафитовна Ольга Юрьевна

Ольга Анатольевна Татьяна Евгеньевна

Надежда Александровна Валентина Ивановна

Гульнара Самильяновна Минигуль Хатыповна

Лариса Владимировна Дарья Вячеславовна

Николай Витальевич Оксана Борисовна

Похожие работы на - Смех и юмор, и его влияние на человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!