История информационной культуры как отрасли знаний

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    206,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История информационной культуры как отрасли знаний

История информационной культуры как отрасли знаний

Информационная культура непрерывно развивалась на протяжении всей истории человечества, а за последние несколько тысячелетий прошла в своем развитии несколько периодов, связанных со способом распространения информации (наскальный, рукописный, полиграфический и электронный). К основным чертам информационной цивилизации относят следующие процессы:

• сокращение числа людей, занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве;

• нарастание интенсификации информационного обеспечения производства, что способствует снижению потребностей в сырье, природе-сбережению и решению экологических проблем;

• внедрение наукоемких производств, что выдвигает в первые ряды даже малые государства;

• развитие в государстве взаимодействия пяти независимых ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, власти интеллекта и власти информации, причем две последние пронизывают все ветви;

• стремительное возрастание динамизма экономики;

• стирание старых границ между социальными категориями и возникновение новых границ между «быстрыми» и «медленными» экономиками;

• увеличение капитала, вкладываемого в образование и здравоохранение;

• рост успехов в охране природы.

Анализ современных публикаций по вопросам формирования информационной культуры учащихся свидетельствует, что учебной дисциплиной, призванной обеспечить полноценную подготовку личности к жизни в грядущем информационном обществе, многие авторы видят информатику. В рамках данной дисциплины среди объектов изучения закономерно доминируют такие понятия, как компьютер, база данных, телекоммуникации, компьютерная сеть, гипертекст, мультимедиа, база знаний, экспертная система. Соответственно, в состав умений, формируемых этой учебной дисциплиной, входят умения профессионально использовать компьютер в различных средах и режимах, включая компьютерную обработку текстовой, табличной, графической информации; реализацию удаленного доступа к автоматизированным информационным ресурсам, организацию поиска информации в Интернете. Именно эту совокупность знаний и умений принято отождествлять в последнее время с понятием «новая информационная культура».

Свободная ориентация специалиста в информационной среде предполагает овладение им современными средствами, методами и технологией работы, быстрое восприятие больших объемов информации и более продуктивное использование накопленных человечеством информационных ресурсов. Умение самостоятельно осваивать и накапливать информацию оказывается недостаточным, и, следовательно, практически каждый начинает испытывать потребность в знании технологии работы с информацией, рассчитанной на подготовку и принятие решений на основе коллективного знания. Производство и потребление информации становится важной сферой приложения знаний и умений каждого. На этом этапе человеку требуется определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Впервые проблема информационной культуры была поставлена в 1988 г. (А.П. Суханов) Столь короткая история исследования данной проблемы обусловливает наличие в ней целого ряда дискуссионных вопросов, начиная с самого понятия информационной культуры. Анализ источников разной профессиональной направленности показывает, что информационная культура - понятие достаточно широкое и определяемое на современном методологическом уровне неоднозначно.

Ряд исследователей понимает информационную культуру как систему, которая должна обеспечивать соответствующий уровень таких процессов как, прежде всего, формирование адекватного мировоззрения. Во-вторых, эффективный информационный обмен, базирующийся на ряде информационных умений: оценки полезности и истинности получаемой информации; отбора личностно значимой информации, поиска необходимой информации, в том числе о методах её переработки; коммуникативных и языковых умений (восприятия и передачи); информационно-психологической самозащиты. В-третьих, постоянный достаточно высокий уровень инфопотребности. В-четвертых, формирование и совершенствование эффективных способов личностного усвоения и сохранения информации. В-пятых, так называемую, информационную экологию - своеобразную саморегуляцию информационных процессов в зависимости от состояния организма. В-шестых, информационную нравственность, «ограничивающую» доступ к чужой информации, использование информации для корыстных целей или целей давления на личность и т.д. (Ваграменко Я.А., Гендина Н.И., Данильчук Е.В., Краснова О.В., Монахов В.М., Ракитов А.И., Суханов А.П., Урсул А.Д. и др.).

Помимо этого, информационная культура определяется как совокупность информационных потребностей, творческих способностей, навыков и умений, позволяющих эффективно производить, перерабатывать и воспринимать личностную информацию и на её основе достигать взаимопонимания и эмпатии между людьми, которые находятся в неформальных, близких отношениях. Такое определение обусловливает значение информационной культуры личности и групп в эффективном функционировании социальных систем и актуализирует проблему информационной культуры в контексте глобализации в виду протекающих в мире социальных процессов, которые могут привести к нарастанию межцивилизационных конфликтов и, в конечном счете, к цивилизационной катастрофе.

В более узком смысле «информационная культура» может трактоваться как уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой можно отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего. Нередко информационную культуру сводят к совокупности знаний об основных методах накопления, обработки и распространения информации, т.е. к «культуре обращения со знаниями, данными и информацией». В прикладном аспекте информационная культура часто сводится к овладению навыками работы с персональным компьютером, компьютерной техникой и методами программирования, другими словами, преимущественно ассоциируется с технико-технологическими аспектами информатизации (Н.И. Гендина).

На наш взгляд, актуальность социокультурных ориентаций, совокупности общественно значимых установок на знание членами общества технико-технологической составляющей информационной культуры, на приобретение практических умений и навыков следует выделить особо. Каждой личности необходим определенный уровень культуры, позволяющий осваивать новые технические средства и включать их в свою жизнь. Такое включение должно происходить через привитие навыков «юзеровской» субкультуры (ЮСК), рассчитанных, прежде всего, на специалиста гуманитарного профиля, у которого в процессе взаимодействия с новой техникой, информационными технологиями и продуктами формируются специфические модели поведения.

Выделение нами ЮСК в отдельную категорию, структурную составляющую информационной культуры в свете смены образовательной парадигмы представляется вполне закономерным. Практика подготовки специалистов к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности и, так называемый, «компьютерный ликбез» оставляют желать лучшего в силу недооценки, прежде всего, педагогической теорией «узко понимаемых «пользовательских умений», «компьютерной грамотности».

ЮСК, в нашем понимании, представляет собой систему ценностей, норм, традиций, моделей поведения, присущих определенной группе людей, объединенных степенью приобщения к информационным потокам и цифровым информационным технологиям. Другими словами, свободная ориентация в любом информационном пространстве предполагает обладание ЮСК в рамках доминирующей информационной культуры как одной из составляющих общей культуры человека.

Поскольку любая культура является целостной системой с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений, она состоит из ценностной доминанты, или ядра культуры, и сложного спектра субкультурных образований: некоторые могут быть отгорожены от магистрального пути духовного творчества, другие, наоборот, претендуют на некую универсальность, выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. Но в своем подавляющем большинстве субкультуры автономны и не претендуют на замену господствующей культуры, скорее они выражают процесс приспособления к ней.

ЮСК представляет собой трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей информационной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску. Она возникла одновременно как прямое генетическое порождение господствующей в обществе информационной культуры и как позитивная реакция на необходимость ее усвоения среди различных социальных слоев и возрастных групп и стала основой мировоззренческой дифференциации внутри них. Связанная с социальной природой человека ЮСК является продуктом разнообразных творческих способностей и проявляется, прежде всего, в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); в способности использовать в своей деятельности информационные технологии, составляющей которых являются программные продукты; в умении извлекать актуальную, искомую информацию из различных электронных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации и в умении работать с информацией различного уровня, а также в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Структура ЮСК как базовой составляющей информационной культуры представляется нам следующим образом (см. рис. 1).

Рисунок 1. «Юзеровская» субкультура в среде компонентов информационной культуры (культурологическая модель)

Рисунок 2. Модель «юзеровской» субкультуры

Базисным компонентом ЮСК, на наш взгляд, является эргономический, включающий знания, умения и навыки соблюдения эргономических требований при организации процесса деятельности специалиста в соответствие с принятым почти десять лет назад международным стандартом ISO 9241-11 с требованиями по эргономике рабочих мест с визуальными дисплейными терминалами. Технологический компонент ЮСК в прикладном варианте включает в себя знание и понимание технологии так называемого «обитания» в информационной среде: приемы веб-браузинга, методы работы с поисковыми машинами, технологии создания и использования приложений, применение типовых приложений, а также навыки работы с интеллектуальным интерфейсом. Такое «обитание» становится возможным благодаря навыкам разработки средств и методов, которые, с одной стороны, наилучшим образом приспособлены к особенностям и традициям конкретной области профессиональной деятельности, а с другой - изменяют эту область таким образом, чтобы в максимальной степени использовать возможности современной вычислительной техники. Данный компонент направлен, в первую очередь, на знание эффективной технологии взаимодействия человека и цифровой информационной среды и умение применять эту технологию на практике. Необходимость выделения технологического аспекта в структуре ЮСК обусловлена вовлечением в общение со средствами цифровых информационных технологий большого числа людей, не имеющих специальной физико-математической подготовки. Технологический аспект ЮСК предполагает индивидуализированное решение комплексной проблемы общения в системе «человек - машина».

Интерактивный компонент ЮСК подразумевает готовность специалиста к взаимодействию с компьютерными системами: интуитивное понимание структуры диалога, компьютерных метафор, состояний диалога и способов перехода между ними, меню-ориентированных методов управления диалогом и т.п. Сама по себе интерактивность - это способность управлять ходом события, предоставление человеку права выбора в сочетании с ответственностью при получении результата. Основная задача интерактивности заключается в постепенном уничтожении невидимой пропасти между человеком и информационными технологиями. Интерактивный компонент ЮСК характеризуется диапазоном возможных действий специалиста (педагога) в информационной среде в текущий момент времени, а также умением ориентироваться в элементах интерактивной среды (гипермедийная технология) и навыками сознательного выбора позиции восприятия (роли) статической интерактивности. Помимо всего прочего, интерактивный характер взаимодействия с информацией подразумевает возможность построения индивидуального «сценария» нахождения в информационном пространстве.

Инфоаналитический компонент ЮСК характеризуется навыками качественного анализа электронного источника, включающими быстрое чтение, просмотр и анализ необходимых материалов: выделение структурных, смысловых элементов, оценка качества, полноты и достоверности информации, сопоставление данных из нескольких источников, понимание языка смысловых акцентов; навыками отбора актуальной информации для эффективной самоорганизации жизнедеятельности личности; формированием адекватной инфопотребности. Образованный человек, стремящийся к саморазвитию, априори обладает способностью вырабатывать на основе анализа имеющейся информации смысловые установки и стратегии поведения. Человеческая потребность вырабатывать собственную личностно значимую информацию в сочетании со значительным объемом известной информации - воспринятой и произведенной - становится основой создания личностной картины мира, которой присуща интерпретативная функция, состоящая в выработке собственного понимания того или иного явления на основе всего множества известной (содержащейся в картине мира) информации. При этом неравномерность интенсивности протекания информационных и, в частности, инфоаналитических процессов в течение человеческой жизни в определенной степени затрудняет развитие личности: возрастное сужение спектра воспринимаемой личностью информации способствует образованию стереотипного барьера для активного освоения неизвестного. Инфоаналитический компонент ЮСК включает в себя также навыки и привычку к активной самостоятельной и осознанной информационной деятельности, которые повышают возможности восприятия и сохранения информации.

Аутодидактический компонент ЮСК основан на самообучении, творческом освоении информационной или мультимедийной среды, действительном(!) понимании назначения того или иного аппаратного или программного продукта и установке на алгоритм, который в упрощенном варианте выглядит следующим образом - «это(!) должно там (!) быть» (см. рис. 3).


Конкретизация предназначения программного продукта

Предположение о логичности (удобстве, целесообразности) расположения необходимой опции, функции или сервиса

Интуитивно-логическое нахождение искомого

Рисунок 3. Алгоритм интуитивно-логического освоения информационного продукта

информационный логический цивилизация

Достижение всего вышеперечисленного осуществляется путем самостоятельной идентификации после приобретения соответствующего опыта. В контексте динамики развития информационных технологий аутодидактические навыки, то есть навыки самообразования, приобретают все большую актуальность.

Аутодидактический компонент ЮСК отражает педагогические основы решения проблем подготовки педагогических кадров, способных плодотворно и с высоким качеством реализовать концепции обучения с применением последних достижений информационных технологий. Возможности новейших инфокоммуникационных средств позволяют учащимся выбирать предметы для изучения и определять уровень сложности каждого из них, исходя из своих жизненных интересов, планов и профессиональных перспектив, что обусловливает необходимость формирования аутодидактических навыков у современного педагога.

Креативный компонент ЮСК заключается в готовности специалиста к самостоятельной творческой деятельности в информационной среде - к созданию информационного продукта, что становится действительно возможным на завершающей стадии формирования ЮСК. Непосредственно факт возможности создания информационного продукта, который в кратчайшие сроки становится достоянием пользователей сети Интернет, может служить отличным опытным «полигоном». Креативный компонент ЮСК направлен на выработку способности творческого восприятия, усвоения и индивидуальной переработки любой поступающей информации, в отличие от механического накопления знаний, подменяющего истинное образование.



Литература

1.     Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования. // Высшее образование в России - 2003 - №1 - с. 82 -87.

2.      Арестова О.Н., Глухарева А.В. Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером. // Вестник Московского университета - 2000 - серия 14 Психология - №1.

.        Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Взаимодействие человека с компьютером. // Психологический журнал - том 19 - №1 - 1998 - с. 89-100.

.        Бодкер С. Взаимодействие с компьютером с позиции теории деятельности. // Психологический журнал - том 14 - №4 - 1999 - с. 71-81.

.        Заболотский В.Л., Юсупов Р.М. Проблемы информатизации общества. // Проблемы информатизации - 1999 - №1/2 - с. 23-33.

.        Культурология: Учебник для студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 2000 - 511 с.

.        Решеткина С.Ю. Человеческие факторы в поисках информатизации. // Проблемы информатизации. - 2002 - №4 - с. 32-39.

.        Симоненко В.Б. От индустриального - к информационному обществу. // Социально-психологический журнал - 2001 - №4 - с. 208-218.

.        Суханов А.П. Информация и прогресс. - Новосибирск: Наука, 1988 - (серия «Наука и технический прогресс»).

.        Сухина В.Ф. Человек в мире информатики - М.: Радио и связь, 2002 - 112 с

Похожие работы на - История информационной культуры как отрасли знаний

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!