История информационной культуры как отрасли знаний
История информационной культуры как отрасли знаний
Информационная культура непрерывно развивалась на протяжении всей истории человечества, а
за последние несколько тысячелетий прошла в своем развитии несколько периодов,
связанных со способом распространения информации (наскальный, рукописный,
полиграфический и электронный). К основным чертам информационной цивилизации
относят следующие процессы:
• сокращение числа людей, занятых в
промышленном производстве и сельском хозяйстве;
• нарастание интенсификации
информационного обеспечения производства, что способствует снижению
потребностей в сырье, природе-сбережению и решению экологических проблем;
• внедрение наукоемких производств,
что выдвигает в первые ряды даже малые государства;
• развитие в государстве
взаимодействия пяти независимых ветвей власти: законодательной,
исполнительной, судебной, власти интеллекта и власти информации, причем две
последние пронизывают все ветви;
• стремительное возрастание
динамизма экономики;
• стирание старых границ между
социальными категориями и возникновение новых границ между «быстрыми» и
«медленными» экономиками;
• увеличение капитала, вкладываемого
в образование и здравоохранение;
• рост успехов в охране природы.
Анализ современных публикаций по
вопросам формирования информационной культуры учащихся свидетельствует, что
учебной дисциплиной, призванной обеспечить полноценную подготовку личности к
жизни в грядущем информационном обществе, многие авторы видят информатику. В
рамках данной дисциплины среди объектов изучения закономерно доминируют такие
понятия, как компьютер, база данных, телекоммуникации, компьютерная сеть,
гипертекст, мультимедиа, база знаний, экспертная система. Соответственно, в
состав умений, формируемых этой учебной дисциплиной, входят умения
профессионально использовать компьютер в различных средах и режимах, включая
компьютерную обработку текстовой, табличной, графической информации; реализацию
удаленного доступа к автоматизированным информационным ресурсам, организацию
поиска информации в Интернете. Именно эту совокупность знаний и умений принято
отождествлять в последнее время с понятием «новая информационная культура».
Свободная ориентация специалиста в
информационной среде предполагает овладение им современными средствами,
методами и технологией работы, быстрое восприятие больших объемов информации и
более продуктивное использование накопленных человечеством информационных
ресурсов. Умение самостоятельно осваивать и накапливать информацию оказывается
недостаточным, и, следовательно, практически каждый начинает испытывать
потребность в знании технологии работы с информацией, рассчитанной на
подготовку и принятие решений на основе коллективного знания. Производство и
потребление информации становится важной сферой приложения знаний и умений каждого.
На этом этапе человеку требуется определенный уровень культуры по обращению с
информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная
культура.
Впервые проблема информационной
культуры была поставлена в 1988 г. (А.П. Суханов) Столь короткая история
исследования данной проблемы обусловливает наличие в ней целого ряда
дискуссионных вопросов, начиная с самого понятия информационной культуры.
Анализ источников разной профессиональной направленности показывает, что
информационная культура - понятие достаточно широкое и определяемое на
современном методологическом уровне неоднозначно.
Ряд исследователей понимает
информационную культуру как систему, которая должна обеспечивать
соответствующий уровень таких процессов как, прежде всего, формирование
адекватного мировоззрения. Во-вторых, эффективный информационный обмен,
базирующийся на ряде информационных умений: оценки полезности и истинности
получаемой информации; отбора личностно значимой информации, поиска необходимой
информации, в том числе о методах её переработки; коммуникативных и языковых
умений (восприятия и передачи); информационно-психологической самозащиты.
В-третьих, постоянный достаточно высокий уровень инфопотребности. В-четвертых,
формирование и совершенствование эффективных способов личностного усвоения и
сохранения информации. В-пятых, так называемую, информационную экологию -
своеобразную саморегуляцию информационных процессов в зависимости от состояния
организма. В-шестых, информационную нравственность, «ограничивающую» доступ к
чужой информации, использование информации для корыстных целей или целей
давления на личность и т.д. (Ваграменко Я.А., Гендина Н.И., Данильчук Е.В.,
Краснова О.В., Монахов В.М., Ракитов А.И., Суханов А.П., Урсул А.Д. и др.).
Помимо этого, информационная
культура определяется как совокупность информационных потребностей, творческих
способностей, навыков и умений, позволяющих эффективно производить,
перерабатывать и воспринимать личностную информацию и на её основе достигать
взаимопонимания и эмпатии между людьми, которые находятся в неформальных,
близких отношениях. Такое определение обусловливает значение информационной
культуры личности и групп в эффективном функционировании социальных систем и
актуализирует проблему информационной культуры в контексте глобализации в виду
протекающих в мире социальных процессов, которые могут привести к нарастанию
межцивилизационных конфликтов и, в конечном счете, к цивилизационной
катастрофе.
В более узком смысле «информационная
культура» может трактоваться как уровень достигнутого в развитии
информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы
жизнедеятельности людей, в которой можно отметить степень достигнутого,
количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования
будущего. Нередко информационную культуру сводят к совокупности знаний об
основных методах накопления, обработки и распространения информации, т.е. к
«культуре обращения со знаниями, данными и информацией». В прикладном аспекте
информационная культура часто сводится к овладению навыками работы с
персональным компьютером, компьютерной техникой и методами программирования,
другими словами, преимущественно ассоциируется с технико-технологическими
аспектами информатизации (Н.И. Гендина).
На наш взгляд, актуальность социокультурных
ориентаций, совокупности общественно значимых установок на знание членами
общества технико-технологической составляющей информационной культуры, на
приобретение практических умений и навыков следует выделить особо. Каждой
личности необходим определенный уровень культуры, позволяющий осваивать новые
технические средства и включать их в свою жизнь. Такое включение должно
происходить через привитие навыков «юзеровской» субкультуры (ЮСК),
рассчитанных, прежде всего, на специалиста гуманитарного профиля, у которого в
процессе взаимодействия с новой техникой, информационными технологиями и
продуктами формируются специфические модели поведения.
Выделение нами ЮСК в отдельную
категорию, структурную составляющую информационной культуры в свете смены образовательной
парадигмы представляется вполне закономерным. Практика подготовки специалистов
к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности
и, так называемый, «компьютерный ликбез» оставляют желать лучшего в силу
недооценки, прежде всего, педагогической теорией «узко понимаемых
«пользовательских умений», «компьютерной грамотности».
ЮСК, в нашем понимании, представляет
собой систему ценностей, норм, традиций, моделей поведения, присущих
определенной группе людей, объединенных степенью приобщения к информационным
потокам и цифровым информационным технологиям. Другими словами, свободная
ориентация в любом информационном пространстве предполагает обладание ЮСК в
рамках доминирующей информационной культуры как одной из составляющих общей
культуры человека.
Поскольку любая культура является
целостной системой с присущей ей внутренней определенностью
ценностно-иерархических взаимоотношений, она состоит из ценностной доминанты,
или ядра культуры, и сложного спектра субкультурных образований: некоторые
могут быть отгорожены от магистрального пути духовного творчества, другие,
наоборот, претендуют на некую универсальность, выходят за рамки собственной
культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для
широких социальных общностей. Но в своем подавляющем большинстве субкультуры
автономны и не претендуют на замену господствующей культуры, скорее они
выражают процесс приспособления к ней.
ЮСК представляет собой
трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей информационной
культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску. Она возникла
одновременно как прямое генетическое порождение господствующей в обществе
информационной культуры и как позитивная реакция на необходимость ее усвоения
среди различных социальных слоев и возрастных групп и стала основой
мировоззренческой дифференциации внутри них. Связанная с социальной природой
человека ЮСК является продуктом разнообразных творческих способностей и
проявляется, прежде всего, в конкретных навыках по использованию технических
устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); в
способности использовать в своей деятельности информационные технологии,
составляющей которых являются программные продукты; в умении извлекать
актуальную, искомую информацию из различных электронных источников,
представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во владении
основами аналитической переработки информации и в умении работать с информацией
различного уровня, а также в знании особенностей информационных потоков в своей
области деятельности.
Структура ЮСК как базовой
составляющей информационной культуры представляется нам следующим образом (см.
рис. 1).
Рисунок 1. «Юзеровская»
субкультура в среде компонентов информационной культуры (культурологическая
модель)
Рисунок 2. Модель
«юзеровской» субкультуры
Базисным компонентом
ЮСК, на наш взгляд, является эргономический, включающий знания, умения и навыки
соблюдения эргономических требований при организации процесса деятельности
специалиста в соответствие с принятым почти десять лет назад международным
стандартом ISO 9241-11 с требованиями по эргономике рабочих мест с визуальными
дисплейными терминалами. Технологический компонент ЮСК в прикладном варианте
включает в себя знание и понимание технологии так называемого «обитания» в
информационной среде: приемы веб-браузинга, методы работы с поисковыми
машинами, технологии создания и использования приложений, применение типовых
приложений, а также навыки работы с интеллектуальным интерфейсом. Такое
«обитание» становится возможным благодаря навыкам разработки средств и методов,
которые, с одной стороны, наилучшим образом приспособлены к особенностям и традициям
конкретной области профессиональной деятельности, а с другой - изменяют эту
область таким образом, чтобы в максимальной степени использовать возможности
современной вычислительной техники. Данный компонент направлен, в первую
очередь, на знание эффективной технологии взаимодействия человека и цифровой
информационной среды и умение применять эту технологию на практике.
Необходимость выделения технологического аспекта в структуре ЮСК обусловлена
вовлечением в общение со средствами цифровых информационных технологий большого
числа людей, не имеющих специальной физико-математической подготовки.
Технологический аспект ЮСК предполагает индивидуализированное решение
комплексной проблемы общения в системе «человек - машина».
Интерактивный компонент
ЮСК подразумевает готовность специалиста к взаимодействию с компьютерными
системами: интуитивное понимание структуры диалога, компьютерных метафор,
состояний диалога и способов перехода между ними, меню-ориентированных методов
управления диалогом и т.п. Сама по себе интерактивность - это способность
управлять ходом события, предоставление человеку права выбора в сочетании с
ответственностью при получении результата. Основная задача интерактивности
заключается в постепенном уничтожении невидимой пропасти между человеком и
информационными технологиями. Интерактивный компонент ЮСК характеризуется
диапазоном возможных действий специалиста (педагога) в информационной среде в
текущий момент времени, а также умением ориентироваться в элементах
интерактивной среды (гипермедийная технология) и навыками сознательного выбора
позиции восприятия (роли) статической интерактивности. Помимо всего прочего,
интерактивный характер взаимодействия с информацией подразумевает возможность
построения индивидуального «сценария» нахождения в информационном пространстве.
Инфоаналитический
компонент ЮСК характеризуется навыками качественного анализа электронного
источника, включающими быстрое чтение, просмотр и анализ необходимых
материалов: выделение структурных, смысловых элементов, оценка качества,
полноты и достоверности информации, сопоставление данных из нескольких
источников, понимание языка смысловых акцентов; навыками отбора актуальной
информации для эффективной самоорганизации жизнедеятельности личности;
формированием адекватной инфопотребности. Образованный человек, стремящийся к
саморазвитию, априори обладает способностью вырабатывать на основе анализа
имеющейся информации смысловые установки и стратегии поведения. Человеческая
потребность вырабатывать собственную личностно значимую информацию в сочетании
со значительным объемом известной информации - воспринятой и произведенной -
становится основой создания личностной картины мира, которой присуща
интерпретативная функция, состоящая в выработке собственного понимания того или
иного явления на основе всего множества известной (содержащейся в картине мира)
информации. При этом неравномерность интенсивности протекания информационных и,
в частности, инфоаналитических процессов в течение человеческой жизни в
определенной степени затрудняет развитие личности: возрастное сужение спектра
воспринимаемой личностью информации способствует образованию стереотипного
барьера для активного освоения неизвестного. Инфоаналитический компонент ЮСК
включает в себя также навыки и привычку к активной самостоятельной и осознанной
информационной деятельности, которые повышают возможности восприятия и
сохранения информации.
Аутодидактический
компонент ЮСК основан на самообучении, творческом освоении информационной или
мультимедийной среды, действительном(!) понимании назначения того или иного
аппаратного или программного продукта и установке на алгоритм, который в
упрощенном варианте выглядит следующим образом - «это(!) должно там (!) быть»
(см. рис. 3).
Конкретизация предназначения программного продукта
|
|
Предположение о логичности (удобстве, целесообразности)
расположения необходимой опции, функции или сервиса
|
|
Интуитивно-логическое нахождение искомого
|
Рисунок 3. Алгоритм интуитивно-логического
освоения информационного продукта
информационный
логический цивилизация
Достижение всего вышеперечисленного
осуществляется путем самостоятельной идентификации после приобретения
соответствующего опыта. В контексте динамики развития информационных технологий
аутодидактические навыки, то есть навыки самообразования, приобретают все
большую актуальность.
Аутодидактический компонент ЮСК
отражает педагогические основы решения проблем подготовки педагогических
кадров, способных плодотворно и с высоким качеством реализовать концепции
обучения с применением последних достижений информационных технологий.
Возможности новейших инфокоммуникационных средств позволяют учащимся выбирать
предметы для изучения и определять уровень сложности каждого из них, исходя из
своих жизненных интересов, планов и профессиональных перспектив, что
обусловливает необходимость формирования аутодидактических навыков у
современного педагога.
Креативный компонент ЮСК заключается
в готовности специалиста к самостоятельной творческой деятельности в
информационной среде - к созданию информационного продукта, что становится
действительно возможным на завершающей стадии формирования ЮСК. Непосредственно
факт возможности создания информационного продукта, который в кратчайшие сроки
становится достоянием пользователей сети Интернет, может служить отличным
опытным «полигоном». Креативный компонент ЮСК направлен на выработку
способности творческого восприятия, усвоения и индивидуальной переработки любой
поступающей информации, в отличие от механического накопления знаний,
подменяющего истинное образование.
Литература
1. Антонова С.Г.
Информационная культура личности. Вопросы формирования. // Высшее образование в
России - 2003 - №1 - с. 82 -87.
2. Арестова О.Н.,
Глухарева А.В. Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического
неуспеха при работе с компьютером. // Вестник Московского университета - 2000 -
серия 14 Психология - №1.
. Бабаева Ю.Д.,
Войскунский А.Е. Взаимодействие человека с компьютером. // Психологический
журнал - том 19 - №1 - 1998 - с. 89-100.
. Бодкер С. Взаимодействие
с компьютером с позиции теории деятельности. // Психологический журнал - том 14
- №4 - 1999 - с. 71-81.
. Заболотский
В.Л., Юсупов Р.М. Проблемы информатизации общества. // Проблемы информатизации
- 1999 - №1/2 - с. 23-33.
. Культурология:
Учебник для студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 2000 - 511 с.
. Решеткина С.Ю.
Человеческие факторы в поисках информатизации. // Проблемы информатизации. -
2002 - №4 - с. 32-39.
. Симоненко В.Б.
От индустриального - к информационному обществу. // Социально-психологический
журнал - 2001 - №4 - с. 208-218.
. Суханов А.П.
Информация и прогресс. - Новосибирск: Наука, 1988 - (серия «Наука и технический
прогресс»).
. Сухина В.Ф.
Человек в мире информатики - М.: Радио и связь, 2002 - 112 с