Особенности применения упрощённой системы налогообложения в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,66 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности применения упрощённой системы налогообложения в Российской Федерации

План

Введение

. Основные элементы УСН

.1 Сущность УСН как специального налогового режима. Налоги, от уплаты которых не освобождает применение УСН и основания для их взимания

.2 Порядок и условия начала применения УСН. Ограничения по применению УСН

.3 Особенности применения УСН при выборе в качестве объекта налогообложения «доходы». Порядок выбора объекта и аргументы в пользу принятия конкретного решения

.4 Комментарии к изменениям налогового законодательства по УСН, вступившим в силу с 01.01.2010 года

. Ошибки и нарушения в расчетах при упрощенной системе налогообложения

.1 Задача

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Впервые упрощенная система налогообложения (УСНО) была введена в России федеральным законом № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г, который утратил силу 1 января 2003 г. За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, и уточнялись некоторые положения. Результатом такой работы явилось введение в действие с 1 января 2003 г новой упрощенной системы налогообложения, которая сочетала некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения и накопленный опыт за время ее применения. И с тех пор многие организации предпочли перейти на упрощенную систему налогообложения. Но некоторые фирмы до сих пор не приемлют эту налоговую систему, считая ее сложной в применении. И напрасно. Ведь известно, что невысокие доходы многих малых предприятий с трудом позволяют честно платить все налоги, а упрощенная система налогообложения - это законный способ налоговой оптимизации, о котором знают далеко не все, тому же для бухгалтера этот спецрежим означает сокращение трудоемкости бухгалтерского и налогового учета, таким образом, тема данной работы является актуальной.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в легальный, не теневой бизнес.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) и иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Сущность упрощенной системы как специального налогового режима и ее привлекательность для многих заключается в замене целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

А с 2006 г. индивидуальные предприниматели, занимающиеся отдельными видами деятельности, смогут вновь применяют упрощенную систему на основе патента.

Упрощенная система может применяться хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации и не требует принятия какого-либо законодательного акта субъекта Российской Федерации.

То есть, в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, упрошенная система, установленная главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), действует на всей территории Российской Федерации.

Целью введения УСНО является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Необходимо помнить о некоторых особенностях. Так, на выплаты социального характера (например, оплату путевки на лечение) за счет средств, оставшихся после уплаты единого налога, следует начислять взносы на обязательное пенсионное страхование. Причина состоит в том, что «упрощенцы» не являются плательщиками налога на прибыль, и поэтому применять норму, установленную пунктом 3 статьи 236 НК РФ, не могут. Именно такой позиции придерживаются налоговая служба и финансовое ведомство.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы.

В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие специальные налоговые режимы:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

упрошенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

1. Основные элементы УСН

.1 Сущность УСН как специального налогового режима. Налоги, от уплаты которых не освобождает применение УСН, и основания для их взимания

Упрощенная система налогообложения (УСНО) не является отдельным видом налога, это специальный налоговый режим, который применяется организациями и индивидуальными предпринимателями на добровольной основе, как альтернатива общепринятой системе налогообложения (общий режим).

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (ст. 346.11).

Индивидуальным предпринимателям также следует помнить о том, что переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает их от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении всех получаемых ими доходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (призы, дивиденды, заработная плата и т.п.). Кроме того, налогом на имущество физических лиц при применении упрощенной системы не будет облагаться только то имущество индивидуального предпринимателя, которое непосредственно используется им для осуществления предпринимательской деятельности.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Статьей 346.11 Налогового кодекса РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями предусматривает освобождение от уплаты не по всем налогам, а только по специально оговоренным законодательством. Поэтому по многим налогам и сборам для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, сохранен общий режим налогообложения, в соответствии с которым у налогоплательщика сохраняется обязанность по представлению в налоговый орган (органы внебюджетных фондов) деклараций и иных форм отчетности по уплачиваемым налогам, сборам, взносам и уплате следующих обязательных платежей:

вид налога, сбора, взноса, уплачиваемого налогоплательщикомобъект налогообложения.налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской ФедерацииВвоз товаров на таможенную территорию РФ( п. 2, 3 ст.346.11, подп. 4 п. 1 ст. 146)акциз при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФВвоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ (подп. 13 п. 1 ст. 182)страховые взносы на обязательное пенсионное страхованиеДля организаций и ИП, производящих выплаты в пользу физических лиц, - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам (п.2 ст.10, п.1 ст.236). Для индивидуальных предпринимателей - фиксированный платеж (п.1 ст.28).страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеванийНачисленная по всем основаниям оплата труда работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), в том числе по гражданско-правовому договору, если указанным договором предусматривается уплата взносов (ст.3, п.3 ст.22). Объект налогообложения. Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и услуг. (ст.236).государственная пошлина Взимается (ст. 333.19-333.33): - с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды; - за совершение нотариальных действий нотариусами; - за государственную регистрацию юридических лиц; - за выдачу документов судами, учреждениями, органами; - за совершение иных юридически значимых действийтаможенная пошлина по товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской ФедерацииТовары, перемещаемые через таможенную границу РФ (п. 1 ст. 2)сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация"Организации осуществляющие предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торгующих), которые используют в своих названиях наименования Россия, Российская Федерация и образованные на их основе слова и словосочетания (ст. 333.34) Заготовительные, снабженческо-сбытовые и торгующие организации, которые используют в своих названиях наименования Россия, Российская Федерация и образованные на их основе слова и словосочетания (ст. 333.34) Иные юридические лица, используемые в своих названиях наименования Россия, Российская Федерация и образованные на их основе слова и словосочетания (ст. 333.34)транспортный налогТранспортные средства (ст. 358)земельный налогЗемельные участки (ст. 389 )

Помимо налогов и сборов субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, обязаны, в установленном законом порядке, уплачивать налоги за пользование природными ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

.2 Порядок и условия начала применения УСН. Ограничения по применению УСН

Критерии для применения «упрощенки".

"Упрощенку" могут применять организации и индивидуальные предприниматели. При этом ст. 346.12 Налогового кодекса РФ устанавливает ряд критериев, которые предъявляются к будущим субъектам "упрощенки". Условно эти критерии можно разделить на: количественные (величина полученного дохода, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, являющихся амортизируемым имуществом, средняя численность работников, доля участия других организаций в уставном капитале); качественные (виды осуществляемой деятельности, наличие филиалов, представительств, иных обособленных подразделений).

Величина полученного дохода. Одно из главных условий, которое должна соблюдать организация, которая хочет перейти на упрощенную систему налогообложения (и в дальнейшем продолжать работать в рамках данного налогового режима), - это величина ее дохода. В п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ установлено, что за 9 месяцев года, предшествующего началу применения упрощенной системы налогообложения, доход организации не должен превышать 15 000 000 руб. Причем эта величина подлежит индексации на индекс-дефлятор, который на 2009 г. установлен в размере 1,538.

Лимит дохода, установленный для перехода на "упрощенку", включает в себя:

доход от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, рассчитанный в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ;

внереализационные доходы, рассчитанные по правилам ст. 250 Налогового кодекса.

При этом имеется в виду доход, определенный по данным налогового, а не бухгалтерского учета, причем исходя из того метода признания доходов и расходов (начисления или кассового метода), который фактически применялся будущим субъектом "упрощенки". Лимит дохода берется без учета НДС и акцизов.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества. Этот критерий установлен только для организаций, которые хотят перейти на упрощенную систему налогообложения. Как указано в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, организации не могут применять "упрощенку", если остаточная стоимость их основных средств и нематериальных активов, определяемая по данным бухгалтерского учета, превышает 100 000 000 руб.

Бухучет основных средств ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), а нематериальных активов - в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2008).

Причем в расчет берется остаточная стоимость тех основных средств и нематериальных активов, которые признаются амортизируемым имуществом по правилам гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ.

Средняя численность работников. Этот критерий установлен как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей. В пп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ прописано, что средняя численность их работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек.

Среднесписочную численность работников нужно определять в порядке, установленном для заполнения статистической отчетности.

В списочную численность работников включаются наемные работники (в том числе иностранцы), с которыми заключены трудовые договоры и которые выполняют постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие зарплату в данной организации. А вот внешние совместители, собственники организации, которые не получают в ней зарплату, и сотрудники, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, в списочную численность не включаются.

Доля участия других организаций в уставном капитале. Применять "упрощенку" могут те организации, в которых доля участия других организаций составляет не более 25 процентов.

Это ограничение не распространяется на:

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если их среднесписочная численность составляет не менее 50 процентов, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Виды осуществляемой деятельности.

Те, кто не может перейти на "упрощенку", перечислены в п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.

Итак, это:

банки;

страховщики;

негосударственные пенсионные фонды;

инвестиционные фонды;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

ломбарды;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, бюджетные учреждения, а также организации, имеющие филиалы или представительства, и иностранные компании, у которых открыты в нашей стране любые обособленные подразделения.

Если организация или индивидуальный предприниматель удовлетворяют всем критериям, которые предъявляются к будущим субъектам "упрощенки", то они могут перейти на данный специальный налоговый режим, уведомив об этом налоговиков. Для этого в налоговую инспекцию, где они зарегистрированы, нужно направить специальное заявление.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (ст. 346.13).

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

Форма заявления. В Налоговом кодексе РФ ничего не сказано о форме подобного заявления. Тем не менее, налоговые органы разработали специальную форму заявления о переходе на "упрощенку": она рекомендована к применению Приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. N ВГ-3-22/495 (ред. от 02.09.2005) и значится под номером 26.2-1.

Получение уведомления от налоговых органов. Получив от налогоплательщика заявление, налоговые органы должны направить ему уведомление. Это может быть форма N 26.2-2 "Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения" или форма N 26.2-3 "Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения". Обе эти формы утверждены Приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. N ВГ-3-22/495 (ред. от 02.09.2005).

Регистрация книги учета доходов и расходов. Есть еще одна обязанность, которую налогоплательщик выполняет до перехода на упрощенную систему налогообложения. При "упрощенке" налоговый учет ведется на основании книги учета доходов и расходов (ст. 346.24). Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть пронумерована и прошнурована. Кроме того, до начала ее ведения, то есть до начала работы с применением "упрощенки", книга заверяется подписью руководителя организации или индивидуальным предпринимателем и их печатью и, что самое важное, налоговым инспектором.

Патент на "упрощенку".

С 1 января 2006 г. индивидуальные предприниматели, не привлекающие в своей деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, могут перейти на "упрощенку" на основе патента. Но ее можно применять только в отношении определенных видов деятельности. К ним, например, относятся: пошив и ремонт одежды и других швейных изделий; изготовление и ремонт трикотажных и вязаных изделий; ремонт и техническое обслуживание автомобилей и мойка автотранспортных средств; копировальные работы; парикмахерские и косметические услуги; услуги химчистки; сдача в аренду гаражей и квартир; фото-, кино- и видеоуслуги; чистка обуви; переплетные работы.

Полный перечень видов деятельности, которые могут выполняться по патенту, приведен в п. 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ. Патент выдается индивидуальному предпринимателю на один из следующих периодов (по выбору) от 1 месяца до 12 месяцев (п. 4 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ). Заявление следует подавать не позднее чем за месяц до начала применения "упрощенки" на основе патента (п. 5 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ). А налоговые органы, в свою очередь, должны либо разрешить, либо отказать предпринимателю в выдаче патента в десятидневный срок с момента подачи заявления.

Годовая стоимость патента определяется как произведение потенциально возможного годового дохода на ставку единого налога при объекте налогообложения "доходы", то есть 6 процентов. Если же индивидуальный предприниматель берет патент на срок менее года, потенциально возможный годовой доход соответственно пересчитывается.

Доход по патенту. Размер такого дохода устанавливается законодательством субъектов РФ по каждому виду предпринимательской деятельности, по которому разрешено применять "упрощенку" на основе патента. Так указано в п. 7 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ. Годовые доходы для расчета варьируются в зависимости от особенностей и места ведения предпринимательской деятельности.

Срок уплаты стоимости патента. Не позднее 25 дней после начала деятельности на основе патента индивидуальные предприниматели должны оплатить 1/3 его стоимости. Оставшаяся часть стоимости патента должна быть уплачена не позднее 25 дней с момента окончания периода, на который был получен патент (п. п. 8, 10 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ).

Если же индивидуальный предприниматель, применяющий "упрощенку" на основе патента, наймет работников, то он потеряет право на данный спецрежим. И тогда ему придется уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Об этом сказано в п. 9 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ. При этом та часть патента, которую индивидуальный предприниматель оплатил, ему уже не возвращается. Поэтому предпринимателям, применяющим "упрощенку" на основе патента, следует быть осторожнее с наймом рабочей силы.

.3 Особенности применения УСН при выборе в качестве объекта налогообложения «доходы». Порядок выбора объекта и аргументы в пользу принятия конкретного решения

При применении УСНО объектом налогообложения в соответствии с п.1 ст. 346.14 НК РФ признаются:

доходы;

доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения производится налогоплательщиком самостоятельно. Объект налогообложения не может быть изменен в течении всего срока применения УСНО. Новый налогоплательщик, после подачи заявления о переходе на УСНО, может изменить объект налогообложения, уведомив до 20 декабря, года предшествующего году в котором УСНО налогоплательщиком будет применяться впервые, налоговый орган.

Порядок определения доходов для организаций и индивидуальных предпринимателей установлен ст. 346.15 НК РФ. Согласно ему организации, применяющие УСНО, учитывают для целей налогообложения доходы от реализации, а также внереализационные доходы. Доходом признается экономическая выгода от хозяйственной деятельности, выраженная денежной или натуральной форме. При этом для целей налогообложения не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. Причем эти доходы и расходы пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального Банка Российской Федерации, установленного на дату получения доходов и (или) осуществления расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночной цене.

П. 1 ст. 346.17 НК РФ установлен кассовый метод признания доходов т. е. датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получение иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, т. е. доходом признаются также полученные от покупателей денежные средства (имущество) в виде предварительной оплаты (авансы).

Ставка налога - 6 %.

Доходом от реализации является:

выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

выручка от реализации ранее приобретенных товаров;

выручка от реализации имущественных прав (ст.249).

Внереализационными доходами для целей налогообложения признаются доходы, не являющиеся доходами от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Перечень внереализационных расходов установлен ст.250 НК РФ. Перечень перечисленных доходов является открытым.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности, т. е. все поступления (как в денежной, так и натуральной форме) от реализации товаров, работ и услуг, имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также стоимости такого имущества, полученного на безвозмездной основе. Доходы, не связанные с предпринимательской деятельностью, не должны включаться в налоговую базу и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ.

Организации, применяющие УСНО, при определении налоговой базы по единому налогу не учитывают следующие доходы:

в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (или иным аналогичным договорам), а также средств или иного имущества, которые получены в счёт погашения таких заимствований;

в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации;

в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества;

в виде имущества, имущественных прав и неимущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участником (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в установленном порядке;

в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами РФ;

в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение;

в виде сумм процентов за просрочку при возврате из бюджета (внебюджетного фонда) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов;

в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учёт доходов (расходов), полученных (произведённых) в рамках целевого финансирования. В частности, к средствам целевого финансирования относятся средства дольщиков и (или) интересов, аккумулирование на счетах организации-застройщика;

в виде сумм, на которые в отчётном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства РФ;

в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению правительства РФ;

другие поступления имущества и денежных средств, поименованные в ст. 251 НК РФ.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщик, применяющий УСНО, по итогам каждого отчетного периода должен исчислить сумму квартального авансового платежа нарастающим итогом соответственно за первый квартал, полугодие и девять месяцев, с учетом ранее уплаченных квартальных авансовых платежей за предыдущие отчетные периоды.

Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, может уменьшить сумму налога (квартального авансового платежа) за налоговый (отчетный) период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансового платежа) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Уплаченные квартальные авансовые платежи, по итогам отчетного периода, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Выбор объекта налогообложения - ответственное решение, поскольку его можно отнести к элементам налогового планирования. От принятого решения будет зависеть сумма налоговых издержек.

На объект налогообложения влияют такие финансовые показатели, как доходы и расходы, соответственно при выборе объекта следует проанализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика. Например, если предпринимательская деятельность налогоплательщика связана с производством, то огромную долю могут занимать материальные расходы и наиболее выгодным с точки зрения налоговой оптимизации может быть объект «доходы минус расходы». Если же налогоплательщик в основном занимается посреднической деятельностью, то ему целесообразно применять объект налогообложения «доходы». Или, допустим, организация предполагает в следующем году получить убыток (планирует в основном расходы в виде инвестиций, например в основные фонды). В этом случае выгоднее выбрать объект налогообложения «доходы минус расходы», поскольку придется уплатить минимальный налог в размере 1% полученных доходов. Для сравнения: при объекте налогообложения «доходы» сумма налога составит 6% полученных доходов. При выборе также следует проанализировать условия договоров с покупателями (заказчиками) и поставщиками: наличие в договоре с покупателями (заказчиками) условия предоплаты (аванса), а в договоре с поставщиками - условия последующей оплаты, отсрочки (рассрочки) платежей или наоборот.

В любом случае только в совокупности показатели могут отразить наибольший экономический эффект от выбранного объекта налогообложения. В связи с этим прежде всего нужно определить основные особенности каждого объекта налогообложения, составить бизнес-план и на базе показателей ожидаемых доходов и расходов бизнес-плана рассчитать налоговую нагрузку в двух вариантах (доходы и расходы для УСН учитываются кассовым методом).

Также следует иметь в виду, что при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются (п. 4 ст. 34617 НК РФ).

Кроме того, нужно помнить, что, перейдя на УСН, организация не будет платить НДС с реализации, хотя одновременно потеряет право на вычет «входного» налога. Для организации, которая при УСН платит налог с доходов, это несомненный минус, поскольку она не сможет ни зачесть «входной» НДС, ни уменьшить на его сумму налогооблагаемую базу по уплачиваемому налогу.

1.4 Комментарии к изменениям налогового законодательства по УСН, вступившим в силу с 01.01.2010 года

). Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", вправе учитывать в качестве расходов страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации в расходах (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При применении УСН с объектом налогообложения "доходы" на сумму страховых взносов можно уменьшать единый налог (но не более чем на 50 процентов) (пп. 7 п. 2 ст. 346.5, пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ - изменения внесены Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

). Право перехода организаций на УСН в 2010 - 2012 гг. ограничивается предельной суммой дохода за девять месяцев предшествующего года в размере 45 млн. руб. (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ - изменения внесены Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ).

). Предельный размер доходов, при превышении которого организации утрачивают право на применение УСН в 2010 - 2012 гг., равен 60 млн. руб. (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ - изменения внесены Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ).

). Размер потенциально возможного дохода, при применении УСН на основе патента, не индексируется на коэффициент-дефлятор (п. 7.1 ст. 346.25.1 НК РФ - изменения внесены Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ).

). На территории Санкт-Петербурга для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговую ставку в размере 10 процентов (Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2009 N 185-36 "Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения").

2. Ошибки и нарушения в расчетах при упрощенной системе налогообложения

Одна из проблем налогоплательщиков, перешедших с общего режима на упрощенный, связана с учетом остаточной стоимости основных средств, числящихся на балансе. Разберем наиболее распространенные ошибки.

Порядок списания стоимости основных средств, приобретенных до перехода на УСН, мы уже рассматривали. Поэтому вдаваться в подробности не будем, а напомним лишь основные положения налогового учета.

Согласно пункту 2.1 статьи 346.25 НК РФ на дату перехода на упрощенную систему с объектом налогообложения доходы минус расходы в налоговом учете указывается остаточная стоимость основных средств (приобретенных, сооруженных, изготовленных), которые были оплачены при общем режиме. Она равна разности первоначальной стоимости объектов и величины амортизации, начисленной в соответствии с главой 25 НК РФ. Помимо этого, перед сменой режима налогообложения организации и индивидуальные предприниматели должны восстановить с остаточной стоимости объектов принятый к вычету НДС (п.п. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Правила учета остаточной стоимости основных средств, купленных до применения упрощенного режима, приведены в подпункте 3 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ.

В зависимости от срока полезного использования объекты подразделяются на три группы:

) со сроком до трех лет включительно;

) от трех до 15 лет включительно;

) свыше 15 лет.

Если имущество относится к первой группе, остаточную стоимость признают в расходах в течение первого календарного года работы по упрощенной системе, если ко второй - в течение первых трех лет в размере 50, 30 и 20%. По остальным объектам ее равномерно учитывают в течение десяти лет.

Вычет по НДС возможен, если товар, материал, услуга, основное средство или нематериальный актив используются в деятельности, облагаемой НДС. Организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему, освобождены от уплаты данного налога, кроме случаев ввоза товара на таможенную территорию РФ, а также предусмотренных в статье 174.1 НК РФ (п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ). Значит, если к моменту перехода стоимость полностью не списана в расходы, зачтенный НДС придется восстанавливать, так как имущество будет уже использоваться в деятельности, не облагаемой этим налогом (п. 3 ст. 170 НК РФ).

НДС восстанавливается в налоговом периоде, предшествующем переходу на упрощенную систему, пропорционально остаточной стоимости основного средства. Некоторые об этой процедуре забывают и в результате недоплачивают налог. Но чаще всего неверно определяется восстанавливаемая сумма.

Пример 1

ООО «Барс» в 2010 году начнет применять УСН. На балансе организации имеется станок первоначальной стоимостью 75 000 руб. (без НДС). НДС, равный 13 500 руб., принят к вычету. Остаточная стоимость объекта на 1 января 2010 года равна 43 750 руб. Бухгалтер предполагает восстановить весь принятый к вычету налог и, перечислив его в бюджет, учесть как расход в базе по налогу на прибыль. Так ли следует поступить?

Нет, бухгалтер не принял во внимание, что в случае с основными средствами и нематериальными активами НДС восстанавливается пропорционально остаточной стоимости. Для ООО «Барс» данная величина составляет 7875 руб. (13 500 руб. х 43 750 руб. : : 75 000 руб.). Таким образом, 31 декабря 2009 года нужно указать 7875 руб. в книге продаж за IV квартал и в расходах, уменьшающих базу по налогу на прибыль.

Если будет восстановлена вся сумма (13 500 руб.), НДС окажется переплаченным, а база по налогу на прибыль - заниженной на 5625 руб. (13 500 руб. - 7875 руб.).

Встречаются также ошибки в учете восстановленного НДС с остаточной стоимости основных средств.

Пример 2

ООО «Гепард» 1 января 2010 года собирается перейти с общей на упрощенную систему (объект налогообложения - доходы минус расходы, ставка - 15%). На балансе организации находится компьютер первоначальной стоимостью 35 000 руб. (без НДС). НДС, равный 6300 руб., принят к вычету. Остаточная стоимость компьютера на 1 января 2010 года составит 10 694 руб. По мнению бухгалтера, 31 декабря 2009 года нужно восстановить НДС в сумме 1925 руб. (6300 руб. х 10 694 руб. : 35 000 руб.) и увеличить на нее остаточную стоимость объекта до 12 619 руб. (10 694 руб. + + 1925 руб.). В чем он неправ?

Сумма НДС к восстановлению рассчитана верно. Только согласно пункту 3 статьи 170 НК РФ ее следует отнести на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, а не увеличивать остаточную стоимость компьютера. Иначе база по налогу на прибыль будет завышена на 1925 руб. Если ошибку не исправить, база по единому налогу за 2010 год получится заниженной на ту же величину, а налог недоплаченным на 288,75 руб. (1925 руб. х15%).

Так как компьютеры входят во вторую амортизационную группу (срок полезного использования - от двух до трех лет включительно), их остаточную стоимость при УСН полагается списывать в течение одного налогового периода.

Расчет остаточной стоимости.

Как было сказано, на дату смены налогового режима в разделе 2 Книги учета доходов и расходов требуется отразить остаточную стоимость основных средств (приобретенных, сооруженных, изготовленных), если они оплачены. Показатель представляет собой первоначальную стоимость, уменьшенную на сумму амортизации, которая рассчитывается в соответствии с главой 25 НК РФ. Положение кажется ясным, но только пока не возникает необходимости учесть объект, оплаченный не полностью.

Пример 3.

ООО «Игуана» в апреле 2006 года, когда применяло общий режим с методом начисления, купило, оплатило и ввело в эксплуатацию погрузочное оборудование первоначальной стоимостью 84 000 руб. (без НДС <#"justify">налогообложение упрощённый нарушение

Заключение

Основным достоинством УСНО является снижение налогового бремени налогоплательщика. Налоговая нагрузка для предприятий значительно уменьшается. Даже если сравнить уплату единого налога по ставке 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов, и уплату налога с продаж, налога на имущество, НДС и ЕСН превысит на 2% от прибыли предпринимателя, то выгоднее платить единый налог по ставке 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов.

Значительное упрощение бухгалтерского и налогового учета и отчетности позволяет налогоплательщику сократить затраты на бухгалтерию - как оплату труда бухгалтера, так и канцелярские расходы и расходы на автоматизацию учета.

Упрощение налоговых платежей позволяет печатать меньше платежек, реже посещать банк, не путаться во множестве налоговых кодов.

Как показала практика, многочисленные достоинства упрощенной системы налогообложения сводятся на нет, одним существенным недостатком, а именно - малые предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения стали невыгодными партнерами для прочих контрагентов. Происходит это потому, что покупатели продукции малых предприятий не могут принять к зачету НДС, уплаченный малым предприятием поставщику. Кроме этого контрагенты субъекта малого предпринимательства вообще не получают никакого зачета НДС поскольку последний не является плательщиком НДС.

На основании проведенной работы можно сделать вывод, что УСНО является льготным режимом налогообложения, который значительно упрощает работу налогоплательщиков, одновременно уменьшая налоговое бремя, что способствует развитию среднего и малого бизнеса, уровень развития которого определяет уровень развития экономики страны в целом.

Список использованной литературы

1.Налоговый кодекс Российской Федерации (по состоянию на 29.01.2010 г.)

2.Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. - "Налоги и финансовое право", 2007 г. - 245с.

.Донин Ю. Спорные вопросы налогообложения при УСН// «Аудит и налогообложение», № 3, 2008, стр. 31-32

.Лермонтов Ю. Единый налог в 2009 году // «Аудит и налогообложение», № 11, 2008, стр. 9-14

.Морозова Ж.А. "Упрощенка" в вопросах и ответах. (4-е изд., перераб.). - "Статус-Кво 97", 2006 г. - 340с.

.Практическая налоговая энциклопедия. Том 9. Упрощенная система налогообложения (под ред. Брызгалина А.В. 2007 г.) - 360с.

.Суглобов А.Е. Упрощенная система налогообложения. Ситуации и порядок их решения //"Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2007 г. с. 12-13

.http://www.atr-ltd.com/taxcode_com1.html

Похожие работы на - Особенности применения упрощённой системы налогообложения в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!