Сущность и специфика инфляции, антиинфляционная политика в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    166,27 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность и специфика инфляции, антиинфляционная политика в России

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции

1.1 Инфляция и её причины

.2 Виды и последствия инфляции

Глава 2. Антиинфляционная политика и комплекс мер по борьбе с инфляцией

2.1 Сущность цели и задачи антиинфляционной политики

.2 Виды антиинфляционной политики

Глава 3. История инфляция в Российской Империи и СССР

3.1 История инфляции в Российской империи

.2 История инфляции в СССР

Глава 4. Специфика инфляция в современной России

4.1 Специфика инфляции и антиинфляционной политики в России в период с 1992 по дефолт 1998

.2 Специфика инфляции и антиинфляционной политики в России в период с 1998 по настоящий период

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность данной темы, обусловленная тем, что инфляция стала одной из центральных проблем для России в ходе социально-экономических преобразований, которая и сегодня остается одной из самых актуальных в российской и мировой экономиках. Так же следует отметить, что вопрос инфляции и её последствий стоит особенно остро в наше стране, в условиях современного экономического кризиса, который охватил весь мир.

Инфляция, это естественный обратный продукт рыночной экономики, она появилась в тот же самый момент, когда на этом свете придумали первую денежную единицу, теперь разъединить эти два понятие просто невозможно, так как они взаимозависимы. Но действительно сильная инфляция очень опасна, она может мгновенно подорвать всю экономическую деятельность государства, но ведь ее можно контролировать.

Инфляция несёт в себе острые социально-экономические последствия для любого государства. Поэтому вопрос о разработке эффективных методов борьбы с постоянным ростом цен стоит очень остро. Западные представления о причинах инфляции и способах ее преодоления не всегда адекватны применительно к российской действительности, поскольку здесь корни инфляции лежат в существовавшей ранее административно-командной системе хозяйствования. Опыт некоторых стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению баланса материальных и денежных потоков. Кроме того, наличие сформировавшегося слоя управленцев в период первоначального накопления капитала ведет к тотальной коррупции чиновников органов государственной власти и управления.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию. В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, вызывающих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.

Странами всего мира разрабатываются планы снижения процента инфляции, они успешно применяются и позволяют контролировать этот процесс, но лишь в малой степени, так как понятие инфляция зависит от множества факторов. Другой вопрос в том, что инфляция в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в силу территориального устройства нашей страны, а также преобладания сырьевой промышленности, она в большей степени зависит от факторов мировой общественности, и, по мнению многих экспертов, оказывает сильное негативное влияние на стабильность нашего рынка. Интересно, но именно для России характерна повышенная инфляция не только в кризисные периоды, но и при обычных условиях.

Инфляция - неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции - цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция - сложный и по-разному проявляющийся социально- экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов. Сущность и происхождение инфляции далеко не одинаково трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением

Цель данной курсовой работы раскрыть сущность и структуру инфляционных процессов и антиинфляционной политики, как в общем, так и случае характерном для России.

Задачи данной курсовой работы:

·        Раскрыть сущность и виды инфляции.

·        Рассмотреть существующие виды антиинфляционной политики и последствия их применения.

·        Рассмотреть специфику инфляции и антиинфляционной политики в Российской Федерации.

Для выполнения данной работы были использованы учебники, учебные пособия для студентов экономических специальностей вузов, различные статистические данные.

Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции

1.1 Инфляция и её причины

Инфляция (лат. Inflation - вздутие) означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Повышение цен и появление излишнего количества денег - это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, то есть нарушение общего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства;

профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы;

монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.

Все эти три причины взаимосвязаны, и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Инфляция - это повышение общего уровня цен вследствие долговременного превышения совокупного спроса над совокупным предложением, сопровождающееся обесценением денежной единицы. Таким образом, сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов). Этот дисбаланс проявляется в разных формах. В рыночной экономике, то есть в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен. Это - открытая форма инфляции.

В экономике с фиксированными ценами возникшая недостаточность предложения по отношению к спросу сохраняет форму дефицита, не перерастая (при прочих равных условиях) в открытую инфляцию. Некоторые экономисты полагают, что дефицит - это антипод открытой инфляции: если отпустить цены, то дефицит быстро исчезнет, но за это придется “заплатить” повышением общего уровня цен. Поэтому многие экономисты считают дефицит проявлением инфляции в скрытой форме. Именно в виде тотального дефицита, развивающегося на всех уровнях производства и потребления, проявляется инфляция в экономике с негибким, фиксированным ценообразованием, то есть в централизованной экономике (например, в командно административной системе), где решение об объемах распределения, производства, потребления и ценах принимаются из единого центра. Нарастающий дефицит сопровождается удлинением очередей, снижением качества товаров и услуг, развитием бюрократического и черного рынка, на которых товарные цены, выраженные в денежных единицах или в объеме услуг, предоставляемых в обмен на товары, растут в унисон с дефицитом. Это скрытая форма инфляции, или подавленная инфляция.

Напротив, проявление дисбаланса между спросом и предложением в виде открытой формы инфляции, то есть в росте цен, сопровождается снижением покупательной способности и обесценением денег по отношению к конечным товарам и ресурсам.

Однако инфляция не означает, что все цены в экономике стремятся к повышению. Цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. Инфляцию, сопровождающуюся ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют несбалансированной инфляцией. Ее сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами. Главное при определении открытой инфляции - установить, что общий уровень цен повышается.

Открытая инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах:


Где, π - темп инфляции в процентах за год, P1 - уровень цен данного года, P0 уровень цен предшествующего года. В качестве показателя уровня цен используется дефлятор ВВП, но так же можно использовать индекс потребительских цен и индекс промышленных цен.

Необходимо иметь в виду, что не любое повышение цен - инфляция. С понятием открытой инфляции не следует смешивать рост цен, вызванный, например, сезонными колебаниями спроса и предложения, природными катаклизмами и, что очень важно, экономическими циклами. Рост цен, происходящий не по причине искажения оценки ресурсов, товаров и услуг, нарушающего пропорции обмена и распределения, а по каким-либо другим причинам, инфляцией не является. Поэтому при оценке инфляции необходимо очистить цены от неинфляционных колебаний. Так, если в экономике ежемесячный темп инфляции составляет 7%, а цены на сельскохозяйственную продукцию сезонно снизились, скажем на 1,5%, то нельзя утверждать, что в этот период инфляция снизилась до 5,5% в месяц.

1.2 Виды и последствия инфляции

Инфляцию можно классифицировать по причинам на две большие группы: инфляция спроса и инфляция предложения (издержек).

Инфляция спроса - вызывается увеличением спроса. При этом скорость роста спроса превышает скорость роста предложения. В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупном предложением. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения.

График 1.2.1. Инфляция спроса.

Инфляция издержек (инфляция предложения) - возникает в результате роста объема издержек, например, за счет сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда. Как видно из нижеприведенных графиков, такой неблагоприятный шок предложения ведет к росту цен.

Инфляция издержек может быть изображена графически(график 1.2.2). Смещение кривой совокупного предложения влево (АS1->АS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен (Р1->Р2) сокращается реальный объем производства (Q2 < Q1), или реальный ВНП.

График 1.2.2. Инфляция предложения.

Так же инфляцию можно разделять по трём основным её критериям.

Первым из трех основных критериев инфляции является темп роста цен (изменения цен).

Второй критерий - степень расхождения роста цен по различным группам (соотносительность роста цен по различным товарным группам).

Третий критерий - ожидаемость и предсказуемость инфляции.

Виды инфляции с позиций темпа роста цен (количественные характеристики) бывают следующие:

·        умеренная (ползучая), когда цены растут менее 20% в год (стоимость денег практически сохраняется), отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства

·        галопирующая - рост цен от 20 до 200% в год (деньги начинают ускоренно материализоваться в товары), контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер

·        гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы принимает катастрофические размеры, нарушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.

Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

Чем выше темпы инфляции, тем быстрее люди хотят потратить полученные деньги. Дж.М. Кейнс описывает ситуацию в Австрии после Первой мировой войны, когда люди заказывали сразу два пива, так как цены росли быстрее, чем пиво выдыхалось. Катастрофический характер носила гиперинфляция в Германий в 1922-1923 гг. Минимальный уровень инфляции вначале составлял 50% в месяц, затем цены выросли на 10 000%. Скорость обращения денег увеличилась в пять раз. В ситуации, когда темпы инфляции превышают 20%, заработная плата должна выплачиваться не реже одного раза неделю. В Германии работники настояли на том, чтобы платили заработную плату каждый день, так как деньги полностью обесценивались к концу недели. Экономические последствия трех видов инфляции можно сравнить с итогами стихийных бедствий в сельском хозяйстве. Вред, нанесенный заморозками, несопоставим с последствиями небывалых морозов и тем более наводнениями.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции:

·        сбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными.

·        несбалансированную. При несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

В России и в странах СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п. Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен - останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

С точки зрения четвертого критерия, различают инфляцию:

·        неожидаемую.

Под «ожидаемой» инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, «неожидаемая» - наоборот. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

Инфляция выступает как постоянный спутник рыночного хозяйства. К социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести:

График 1.2.3 Зависимость роста потребительских цен от роста инфляции.

инфляция борьба потребительский цена

·        перераспределение доходов и богатства в пользу немногочисленного слоя населения;

·        отставание цен государственных предприятий от рыночных цен;

·        скрытая государственная конфискация денежных средств у населения через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения;

·        ускоренная материализация денежных средств в товары, бегство от дешевеющих денег;

·        нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;

·        отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции, что заставляет банкиров завышать ставки процента, кредиты дорожают;

·        обратная зависимость темпов роста инфляции от уровня безработицы.

Рассмотрим их более подробно.

Перераспределение доходов и богатства возникает, например, в том случае, когда должники богатеют за счет кредиторов. Выплата ссуды на строительство дома по соглашению происходит в неизменных ценах, поправки на обесценение денег нет. При инфляции невыгодно давать в долг по фиксированной цене. Инфляция перераспределяет доход от тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто берет кредит, особенно при неожиданной (непредсказуемой) инфляции.

В условиях инфляции богатеют посредники, занимающиеся перепродажей ценных бумаг, товаров, валюты. В результате повышения своих тарифов «наживаются» естественные монополии. Все это происходит на фоне проигрыша от роста цен государственных служащих с фиксированной заработной платой, пенсионеров, получателей страховых, арендных и коммунальных платежей.

Отставание цен государственных предприятий от рыночных, чему способствует их долгосрочность, фиксированность, негибкость, поскольку повышение цен госпредприятия должно обосновываться через выше­стоящие организации. Нарастает дисбаланс частного и государственного секторов, при котором государственные предприятия терпят убытки.

Скрытая государственная конфискация денежных средств у населения, как правило, относится к последствиям несбалансированной инфляции. Прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные, в то время как доход растет номинально, а не реально. Государство собирает все возрастающую сумму налогов. Дж.М. Кейнс считал опасной форму скрытой государственной конфискации денежных средств у населения. Нестабильность и недостаточность экономической информации. Цены - главный индикатор рыночной экономики. Когда они лихорадочно растут, потребители и производители постоянно ошибаются в выборе оптимальной цены, падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается экономическая активность предпринимателей, резко падает эффективность размещения экономических ресурсов.

Отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции. Реальный процент = номинальный процент - процент уровня инфляции.

Инфляция находится в определенной связи с занятостью населения. Рост инфляции может сочетаться с высокой занятостью и большим объемом производства, или, наоборот, снижение инфляции может сопровождаться спадом производства и значительным ростом безработицы. При снижении инфляции на 1% безработица возрастает на 2%. Нельзя не отметить, что ухудшение условий на потребительском рынке, развал денежно-кредитной системы вызывают негативные реакции населения, ведут к социальным и политическим потрясениям. Например, в Германии обесценение вкладов среднего класса привело к приходу к власти Гитлера.

Глава 2. Антиинфляционная политика и комплекс мер по борьбе с инфляцией

2.1 Сущность цели и задачи антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы.

·        Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

·        Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

·        Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

·        Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

·        Государственное регулирование цен;

·        Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

·        Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция, вместе с тем, способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Научный подход к проблемам инфляции отличается от обыденного мифологизированного трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики. Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране. В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально экономические издержки.

Борьба с инфляцией представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер.

2.2 Виды антиинфляционной политики

Для антиинфляционного регулирования используются два основных типа экономической политики.

·        политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП);

·        политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Индексация подразумевает, что зарплата, налоги, долговые обязательства, % ставки становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. Иногда индексация применяется, чтобы облегчить жизнь в условиях инфляции. С этой целью индексация применялась в таких странах как Бразилия и Израиль, когда инфляция там измерялась двузначными и даже трехзначными цифрами. Однако некоторые экономисты, в том числе и Милтон Фридман, высказали предположение, что индексация может сдерживать инфляцию, а также уменьшать связанные с нею неприятности.

Индексация позволяет вытеснить из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, инспирированные спросом. Если устанавливать более высокие ставки зарплаты, цен, процентных ставок, то это будет повышать издержки производства и инфляционные ожидания экономических агентов. Если же движение зарплаты, цен и процентных ставок будет синхронизировано с изменением общего уровня цен, то темп инфляции быстрее будет реагировать на замедление роста совокупного спроса и также замедлится.

Но индексацию нельзя применять при инфляции издержек. Если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Приспособление к последствиям шока - скажем, к последствиям повышения цен на импортируемую нефть - требует изменения структуры относительных цен. Цену на нефть придется повышать быстрее, чем предполагает темп инфляции, тогда как цены на другие товары будут расти медленно. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.

Регулирование доходов формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм. Непосредственное воздействие на рост зарплаты может быть реализовано 2 методами:

.Законодательным контролем за ростом зарплаты и цен. Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий - от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, - проводимых в рамках экономической политики. В истории Соединенных Штатов был ряд периодов, в течение которых предпринимались попытки установить такой контроль; еще большее распространение подобная практика получила за рубежом.

.Договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений. При договорном регулировании уровней цен и зарплаты правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой ограничить в течение года рост зарплаты определенным уровнем (2%). Другой вариант - достижение компромисса между правительством и профсоюзами, при котором профсоюзы обязуются не требовать значительно роста зарплаты в обмен на обещание правительства сдерживать рост налогов.

Аргументы в пользу контроля над заработной платой и ценами наиболее обоснованы в том случае, когда он осуществляется согласно ограничительным действиям политики управления спросом в качестве некой временной меры по преодолению инфляции, сопряженной со спадом. Когда высшие чиновники правящей администрации после некоторого периода быстрого развития инфляционных процессов устанавливают ограничения на совокупный спрос, предприниматели и рабочие вовсе не ожидают, что инфляция остановится немедленно. Их инфляционные ожидания относительно изменения цен на конечные товары и на привлекаемые факторы производства толкают кривую совокупного предложения вверх, вызывая, развитие инфляционных процессов, инспирированных затратами. Сам факт ожидания еще большей инфляции действительно порождает инфляцию.

Проблема связанная с осуществлением контроля состоит в том, что контроль над заработной платой и ценами нередко используется в качестве «заменителя» политики по управлению спросом вместо ее дополнения. Правительство либо пытается осуществить контроль над заработной платой и ценами, чтобы покончить с инфляцией без. замедления роста совокупного спроса, либо сохраняет этот контроль в силе уже после завершения промежуточного периода и начала нового подъема. Поэтому контроль над заработной платой и ценами будет малоэффективен, либо приведет к возникновению дефицита, рационирования и черного рынка.

Законодательный контроль за ростом цен и зарплаты может осуществляться по нескольким каналам. Один из них - налоговая система, которая может предусматривать наказания за повышение цен и зарплаты сверх установленного уровня.

Конкретные методы сдерживания инфляции зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов.

Представители монетаристов пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Монетаристы отвергают практику регулярного вмешательства государства в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Они считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства.

Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного экономического роста ценой умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство применяет метод денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного «перегрева экономики», чтобы не допустить галопирующей инфляции.

Определенную роль в денежно-кредитном регулировании экономики, а также преодолении инфляционных процессов играют:

·        дисконтная политика (политика регулирования учетного процента ЦБ);

·        операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг);

·        политика норм обязательных резервов, или кассовых резервов, или минимальных резервов, или коэффициентов казначейства (обязательство банков хранить в резервах ЦБ определенное привлеченных средств).

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Однако такая деятельность сопряжена с издержками. Инфляция может получить толчок, так как ожидания дальнейшего развития инфляционных процессов сдвигают кривую реального совокупного предложения еще выше, и, следовательно, попытки остановить инфляцию путем замедления роста спроса приведут к возникновению инфляции, сопряженной со спадом. От этого источника инфляции удается избавиться лишь ценой высокой безработицы и низкого реального объема производства в течение некоторого периода, который даже в самых смелых ожиданиях нельзя назвать кратким.

Стоит ли удивляться тому, что экономисты направили свои усилия на поиск путей сокращения издержек, связанных с остановкой инфляционных процессов? В качестве неотъемлемого элемента предлагаемые стратегии включают контроль и регулирование спроса, но они стремятся к тому, чтобы сократить указанные выше издержки, применяя ограничительные действия денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики.

Говоря об антиинфляционной политики помимо 2 основных вышеперечисленных способах по борьбе с инфляцией так же можно выделить следующие виды мер:

·        «Валютный коридор»

«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.

При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

·        Денежная реформа: введение новой денежной единицы

Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в «отбрасывании нулей» сильно обесценившейся денежной единицы. Тем не менее, какой бы популярной ни была политика, связанная с введением новой денежной единицы, она не является фундаментальным элементом пакета стабилизационных мер. Как мы увидим, это и не единственный тип денежной реформы.

При простейшем варианте денежной реформы новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике. Это во многом косметическое изменение, которое не приносит вреда, но может принести некоторую экономию на издержках (чернил, бумаги, времени, числа позиций в вычислительных машинах и т.д.).

Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы и цен.

·        Смягчение внешнего бюджетного ограничения

Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

Глава 3. История инфляция в Российской Империи и СССР

3.1 История инфляции в Российской Империи

В разные периоды истории Россия по разному переживала проблемы связанные с инфляцией. Все теоретически известные виды инфляции в 20 веке были испытаны в ее экономике, причем некоторые оказались уникальными, присущими только нашей стране.

Попытка Павла I изъять необеспеченную металлом долю ассигнаций в конце концов удалась, но уже к 1800 году правительство не сумело удержаться от эмиссии и курс ассигнаций опять пополз вниз - в 1800 - 1805 гг. он колебался от 66 до 80 копеек серебром за рубль ассигнациями. Основной причиной эмиссии был хронический дефицит бюджета, особенно усиливавшийся в годы войн, которые Россия почти постоянно вела с последней четверти 18 века.

Первыми серьезными попытками понять явление инфляции, было предпринято Комиссией по составлению законов со М.М. Сперанским во главе. Сперанский первый предположил, что необеспеченная эмиссия представляет собой своеобразный налог, который по разному ложится на разные слои общества. Другой проблемой был подрыв коммерческого кредита в стране - займы деноминированные в ассигнациях имели серьезные курсовые риски, удорожавшие их цену.( Таб. 3.1.1)

Таблица 3.1.1. Курс ассигнационного рубля

Годы

Выпущено, руб. по номиналу

В обращении, руб. ассигнациями

Курс бумажного рубля, в коп. серебром

1801

8799000

221488335

71 2/3

1802

8976090

230464425

80

1803

19535575

250000000

79 1/3

1084

10658550

260640550

77


Несмотря на осознание важности оздоровления финансов, руководители Министерства финансов долго не понимали, что ассигнации представляли уже к тому времени самостоятельную платежную единицу. Вплоть до Е.Ф. Канкрина, ставшего министром финансов в 1823 году, необеспеченная металлом доля ассигнаций считалась государственным долгом страны

Проведя по сути денежную реформу и заменив ассигнации на кредитные билеты, Канкрин сумел стабилизировать финансовую систему страны. Но не надолго - Крымская война вновь запустила печатный станок, начав длительный период инфляции, который завершился только в конце XIX в. реформой С.Ю. Витте. Инфляция в этот период имела своей причиной два основных фактора - бюджетный дефицит и заинтересованность в ней дворянства. Последним она давала возможность выплачивать долги в казну (к тому времени большинство поместий в стране были так или иначе должны казенным банкам) обесценивавшимися кредитными билетами, при том, что дворяне получали доходы от экспорта своей сельскохозяйственной продукции в звонком металле. Курсовая разница на кредитный рубль, достигавшая 20%, делала экспорт чрезвычайно выгодным делом. (Таб. 3.1.2.)

Таблица 3.1.2. Среднегодовой вексельный курс рубля

Годы

на Лондон, в пенсах

курс рубля на золото, в коп.

1876

30 27/32

80,7

1878

24 1/2

64,6

1880

25 5/16

64,8

1882

24 3/16

63,2

1884

24 3/8

63,2

1886

23 23/64

58,9


Упорядочение бюджета - а с начала 70-х годов XIX в. обыкновенный бюджет сводился с профицитом и чрезвычайные бюджеты составлялись исключительно на нужды постройки железных дорог -, поощрение экспорта и общий подъем экономики позволил понемногу накапливать разменный фонд и тем самым укреплять курс рубля. Несмотря на периодические потрясения вроде русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг, эту политику с теми или иными вариациями проводили предшественники Витте на посту министра финансов. Тем самым они заложили основу его реформы - введения золотого рубля, позволившей иметь России самую устойчивую валюту за всю ее историю

Закон о запасе эмиссионного права Государственного банка, требовавший иметь не более 300 миллионов рублей бумажных денежных знаков, не обеспеченных золотом, позволял вплоть до 1914 года развиваться экономике в условиях стабильных финансов. Эмиссионная система России была тогда самой жесткой в Европе. Но благополучие закончилось с началом мировой войны - уже 27 июля (9 августа) 1914 года Государственный банк России объявил о приостановке размена кредитных билетов на золото.

Начав с получения чрезвычайных военных кредитов, что было вполне оправдано, правительство Горемыкина ввела "сухой закон", оправдывая его также войной. Трудно сказать чего больше было в этом решении - идеализма или просто глупости, но эта мера привела к потере 1 миллиарда рублей доходов казны. Возместить эти потери можно было включив печатный станок - с 1913 по 1916 г. количество денег в обращении увеличилось в 4 раза. Причем эти деньги ничем уже не были обеспечены - ни золотом, ни товарами в условиях падения производства гражданской продукции и роста производства вооружений. Одновременно сокращалось количество работающих в экономике из-за призыва на фронты войны. (Таб. 3.1.3.)

Таблица 3.1.3. Количество денег в обращении в 1913-1916 гг., млрд.

Год

номинальная денежная масса

реальная денежная масса

1913

2,0

2,0

1914

2,5

2,5

1915

4,5

3,5

1916

7,5

3,7


Государство в условиях начавшейся инфляции, сокращавшей его реальные доходы, с одной стороны наращивало эмиссию, а с другой - вводило указные и твердые цены. Указные цены это была попытка отказавшись от прямого налогообложения включить налог в систему цен как разницу между рыночной и указной ценой на закупаемые государством товары.

К 1916 году такая политика привела к тому, что начался распад единого рынка - губернаторы стали запрещать вывоз из своих губерний сельскохозяйственных товаров и сырья. Начались складываться местные цены - например среднеквадратическое отклонение от средней по стране цены на пшеницу в 1916 г. доходило до 42 копеек, при 13 копейках в 1913 году. Единство денежной системы страны тоже пошатнулось вместе с процессами вымыванием из оборота монеты и усилением уже к 1916 году роли продовольствия в качестве денежных средств в народном обращении.

Инфляция развивалась первоначально по вполне объяснимым причинам - нарушение баланса спрос-предложение, увеличение необеспеченных денег в обороте. Но к 1917 году она все более стала выходить за эти обычные рамки, главным фактором инфляции стало разрушение рыночных отношений. Регионализация экономики, разрушение бюджетных отношений особенно при после Февральской революции, оставило для Временного правительство только одно средство - эмиссию. Если с 1915 по 1916 количество денег в обращении увеличилось по номиналу на 67%, то с 1916 по 1917 - на 127%. С марта по октябрь 1917 года эмиссия составила 25 миллиардов рублей. Результат не замедлил сказаться - инфляция с 1914 г. бывшая ползучей, к 1917 г. приобрела галопирующий характер : с 1 января 1914 по 1 января 1917 г. рост цен составил 194%, а с 1 января по 1 декабря 1917 г. - уже 426%. (Таб. 3.1.4)

Таблица 3.1.4. Индекс биржевых цен по полугодиям за 1914-1916 гг.

Индекс

1-ое 1914

100,0

2-ое 1914

106,2

1-ое 1915

137,7

2-ое 1915

145,3

1-ое 1916

178,0

2-ое 1916

207,5

3.2 История инфляции в СССР

Октябрьская революция и приход к власти большевиков не остановил, да и не мог остановить начавшуюся гиперинфляцию - уже созданный инфляционный мультипликатор, когда рост на 1% денежной массы давал 5,4% роста цен, приводил к тому, что любое уменьшение эмиссии приводило к невозможности оплачивать государственные расходы. Во многом правительство Ленина шло на поводу событий, но до определенного момента - при общем падении роли денежного обращения и росте натурального обмена, было решено провести коммунистические принципы в жизнь. А именно - отменить денежное обращение вообще. С марта по декабрь 1920 года были изданы ряд декретов СНК последовательно отменявших денежную оплату разных категорий товаров и услуг. Но эта затея продолжалась недолго - с августа - ноября 1921 года совзнаки начали обслуживать торговый оборот страны, в которой была объявлена новая экономическая политика - НЭП.

С декабря 1922 года были введены банкноты Государственного банка - червонцы. В параллельном хождении их и совзнаков была заложена идея вытеснения последних. Уже перед введением червонца совзнак перестал быть средством накопления, с введением червонца он перестал быть и масштабом цен. Инфляция целиком переместилась в оборот совзнаков. Из-за неравномерности проникновения в денежный оборот твердой валюты был создан весьма своеобразный механизм эмиссионного налога совзнаков. Его суть в том, что он в основном приходился на те слои населения, которые в силу бедности и удаленности от возможностей обмена совзнаков на червонцы, не могли ими пользоваться. Примерно год прошел с того момента, когда с началом эмиссии твердой валюты червонец занял аналогичное место в деревне. В течение года в городе он уже обслуживал оборот, в деревне почти год продолжала обращаться обесценившаяся валюта совзнаки. Такая неравномерность создала возможность дополнительной перекачки ресурсов из сельского хозяйства. (Таб. 3.2.1.)

Таблица 3.2.1. Совзнаки и червонцы в % к денежной массе 1922 - 1923 гг.

Месяц года

Совзнаки

Червонцы

дек. 22

97,0

3,0

янв. 23

93,6

6,4

фев. 23

09,4

10,6

мар. 23

85,3

14,7

апр. 23

78,0

22,0

май 23

72,3

27,7

июн. 23

62,9

37,1

июл. 23

50,0

50,0

авг. 23

33,7

66,3

сен. 23

21,5

78,5



К маю 1924 года денежная реформа была завершена и на короткое время денежная система страны стала сбалансированной. Но прошло совсем немного времени как все изменилось. Курс на индустриализацию и свертывание НЭПа начался с принятия решения о масштабной эмиссии. В 1926 г. Госплан назначил увеличение денежной массы на 76% при снижении оптовых цен на 8%. Уже к 1927/28 гг розничные цены отклоняются от равновесных на 87%. В условиях вмешательства государства в ценообразование регулирующая роль цен не могла уже себя проявить. Попытки прямого администрирования цен не удались и временно были отменены, но диспропорции к тому времени уже были таковы, что началась инфляция, причем разная в регионах.

Можно заключить, что НЭП начавшись с инфляции, ею же и закончился. Но это была уже несколько иная инфляция - рубль перестал иметь единую покупательную способность, когда для одних категорий населения значил одно, а для других совсем другое. В конце концов, это привело к складыванию двухмасштабной системы цен, так или иначе просуществовавшей до распада СССР.

Основной ее чертой были государственное регулирование цен, причем поддерживался значительный разрыв между оптовыми и розничными ценами. В отношении 1913 г. индекс оптовых цен 1932 г составлял 2,15, а розничных - 4,96. Эта политика была постоянной и целенаправленной - к 1937 г. оптовые цены возросли на 45,6% при росте розничных только на 23,8%. Таким образом разрыв был настолько велик, что такое медленое сокращение указанных "ножниц цен" было почти незаметным. Это и неудивительно - доход от разницы и составлял тот источник, из которого государство черпало на развитие своих приоритетных программ - развитие тяжелой и оборонной промышленности. Двухмасштабная система основывалась также на разрыве цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, внутри индустрии - между продукцией тяжелой и легкой промышленности. Пика эта система достигла во время Великой Отечественной войны, когда к указанным системам цен добавилась сеть коммерческих магазинов, где цены превышали единые розничные государственные цены в 30 - 100 раз.

После войны государство оценив величину доходов, уплывших от него через неконтролируемые сегменты им же построенной системы многомасштабных цен, резко свернула коммерческую торговлю. Через денежную реформу 1947 года накопленные спекулянтами на игре с ценами средства власти стремились вернуть в свой доход. Частично это удалось, а кроме того государство существенно сжало денежную массу. За счет этого в течение нескольких лет оно могло позволить себе снижать розничные цены, при одновременном повышении закупочных цен. В рыночной экономике такие величины были бы признаны галопирующей инфляцией, но в советской экономике это было только использование заложенного ранее запаса прочности в виде дисбаланса цен. (Таб. 3.2.2.)

Таблица 3.2.2. Индексы государственных розничных цен.

Дата

Товары


все

продовольственные

непродовольственные

1 марта 1948

83

82

86

1 марта 1949

71

68

78

1 марта 1950

57

65

1 марта 1951

53

48

63

1 апреля 1952

50

43

62

1 апреля 1953

45

38

57

1 апреля 1954

43

38

52


Так, в 1954 г. розничные цены за говядину превышали заготовительные на крупный рогатый скот в 5 раз, на молоко - в 3 раза, а на свеклу - в 4 раза.

Вплоть до распада СССР в послевоенный период население не сталкивалось с открытой инфляцией - она была ему известна в форме скрытой. При наличии стабильных цен периодически возникавшие дефициты товаров представляли собой именно скрытую инфляцию. Механизм ее был сложнее, чем просто дороговизна - дефицит согласно Я. Корнаи это скорее скрытый налог, снижавший реальную заработную плату работника при социализме. Но поскольку коэффициент корреляции денежной массы с фондом заработной платы в 70 - 80-х годах составлял 0,995, то снижение реальной зарплаты можно было рассматривать как обесценение денег имеющихся в распоряжении у населения.

С открытой инфляцией советские люди встретились в последние годы существования Союза. Сначала это были так называемые договорные и кооперативные цены, легализированные в создаваемом негосударственном секторе. Но с марта 1991 года впервые государство признало свою неспособность контролировать цены и объявило о разовом повышении цен, индекс которых составил 2,33 только по официальной статистике. Затем был распад Союза и "либерализация" по Гайдару.

Глава 4. Специфика инфляция в современной России

4.1 Специфика инфляции и антиинфляционной политики в России в период с 1992 по дефолт 1998

С момента распада Советского Союза в 1991 году, в России, в период с 1992 по 1998 годы складывалась ситуация, когда цены неуклонно росли, что вызывало необходимость систематической индексации заработной платы, в частности работникам бюджетной сферы. Это и замыкало порочный круг инфляции в России, развивающейся по спирали.

В условиях планово-централизованной экономики в СССР господствовала ошибочная концепция о неприменимости к ней самого понятия “инфляция” и о неуклонном повышении покупательной способности рубля. Догматическое отрицание инфляции при социализме позволяло по сути то, что на Западе обычно запрещено ( например, покрытие дефицита госбюджета за счет кредитов центрального банка, т.е. денежной эмиссии ) и запрещавшие то, что во всем мире практикуется (эластичная переориентация экономики и ценообразования в зависимости от спроса и предложения, сочетание государственного и рыночного регулирования экономики ).

Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и структурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды страны всегда были связаны с развитием и модернизацией добывающих отраслей - нефти и газа, что было недопустимо, поскольку с позиций сравнительных издержек продукция добывающих отраслей не может быть перспективной ни с какой точки зрения. В общем, экономическая политика административно-командной системы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала.

В начале 1992 г. жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика совместно с решительными мерами по стабилизации цен позволила избежать краха бюджетной системы и сдержать рост денежной массы в обращении. Кредитная эмиссия была умеренной, а бюджет в первом квартале был сведен с положительным сальдо (1% от валового национального продукта). Начало укрепляться доверие к рублю, была снята угроза гиперинфляции. Бартер постепенно уступал место обычной купле-продаже товаров.

После скачка цен в январе, когда потребительские цены выросли в 3,5 раза, а оптовые - в 5 раз, в последующие месяцы инфляция составляла 10-15% в месяц. В результате быстрого роста цен, которые, как уже говорилось, привели к резкому обесцениванию оборотных средств предприятий, и неадекватного поведения производителей в новых условиях, неправильно расценивавших свои возможности в условиях инфляции и закупавших впрок материальные ресурсы, придерживавших готовую продукцию и завышавших цены, а также в результате отсутствия механизма банкротства резко возросла взаимная задолженность предприятий, что вызвало кризис неплатежей.

Процесс либерализации цен в условиях монополизма не дал полностью выявить неэффективные производства и начать структурную перестройку экономики.

Стремление избежать массовых остановок предприятий и безработицы из-за кризиса неплатежей и необходимость сезонных работ (завоз на Крайний Север, посевная) потребовали увеличения в середине 1992 г. объема кредитования хозяйства Центральным банком. Возрос с 918 млрд руб. на первое апреля и с 1393 млрд на первое июня до 2878 млрд руб. на первое октября и до 3731 млрд на первое ноября объем кредитных вложений в экономику страны. Темпы прироста денежной массы с июня по сентябрь превышали 25% в месяц, тогда как с января по май они были в пределах 9-14% в месяц. Это ослабило кризис неплатежей, но укрепило положение убыточных предприятий и усилило инфляционные процессы. В четвертом квартале инфляция составляла примерно 25% в месяц. В целом цены в 1992 г. выросли примерно в 30 раз, на сельскохозяйственную продукцию - в 10 раз.

С середины 1992 г. по мере смягчения финансово-кредитной политики начался значительный рост бюджетного дефицита, составившего по итогам последних восьми месяцев примерно 10% от ВВП. В целом по итогам года дефицит госбюджета составил 5% от ВВП.

Массовая денежная эмиссия в конце 1992 г. отразилась на темпах инфляции в начале 1993 г. Темпы прироста денежной массы в конце 1992 г. составляли более 25% в месяц. Соответственно, инфляция в январе и феврале составила 25% и 26%. Поскольку денежная эмиссия не сразу влияет на инфляцию, то такие ее темпы можно было отнести к последствиям финансовой политики предыдущего года.

Новый финансовый год хотелось начать с хорошего. Задачей на 1993 г. было максимально затормозить инфляцию, избежав при этом социального взрыва. Поэтому первые месяцы были отмечены довольно жесткой финансовой политикой. Как следствие инфляция с марта по июнь была в пределах 18 - 20% в месяц. Повлиял также сезонный фактор: летом происходит спад деловой активности, а значит, уменьшается скорость обращения денег.

Отпуск цен на уголь, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, завоз продовольствия и топлива на Север увеличили инфляцию в третьем квартале: в июле инфляция составила 22%, а в августе и сентябре 26 и 23% соответственно. Однако жесткая финансовая политика в четвертом квартале, а также повышение учетной ставки ЦБ и начало работы рынка ГКО (что позволило профинансировать дефицит бюджета) снизили темпы инфляции. Так в сентябре инфляция составила 20%, а в декабре уже 13%. Таким образом, ежемесячную инфляцию к концу 1993 г. удалось снизить почти вдвое. Если в январе - феврале 1994 г. темпы роста денежной массы были на уровне 5-6% в месяц, то с марта по август темпы прироста денежной массы составляли 10-15% ежемесячно.

В феврале 1994 г. дефицит госбюджета возрос в 2,5 раза по сравнению со средним уровнем последнего квартала 1993 г. и достиг 14,4% ВВП. В последующие месяцы дефицит бюджета еще трижды, в мае, июле и августе составлял двузначную цифру. В целом за период с февраля по август дефицит бюджета возрос с 6,7% ВВП до 11%. Несмотря на то что на финансирование дефицита использовались иностранные кредиты (вторую часть кредита по системе преобразования (КСП) в размере 1,5 млрд долл., предоставленная МВФ в апреле 1994 г. и давший 0,9% ВВП), а также возросшие поступления от ГКО (1% ВВП по сравнению с 0,2% в последнем квартале 1993), кредиты ЦБ Министерству финансов также выросли с 6,5% ВВП до 9,1% и остались важнейшим источником покрытия дефицита бюджета.

Ставка рефинансирования ЦБ в течение первого квартала держалась на уровне 210% годовых, этот фактор сыграл в сторону понижения инфляции, ограничивая предложение денег. Однако весной ставка начала резко снижаться, сначала до 185%, а в мае - июне и до 130%, увеличивая предложение денег, которые внесли свой вклад в осенний всплеск инфляции. Только после «черного вторника» ставка ЦБ повысилась до 180% и осталась таковой до конца года. Темпы инфляции в декабре 1994 г. остались на уровне конца 1993 г., хотя за год рост цен был почти в 2 раза ниже, чем в 1993 г.

Начиная с января 1994 г. инфляция начала неуклонно снижаться и в августе составила менее 5%. Это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, это было действием политики, проводимой Е. Гайдаром и Б. Федоровым в конце 1993 г. и начале 1994 г. Временной лаг действия бюджетной и финансовой политики составляет от трех до шести месяцев. Во-вторых, летом в связи со снижением деловой активности скорость обращения денег упала примерно на 10%, что весьма существенно сказалось на уровне инфляции. Осенью же скорость обращения денег начала расти, подстегивая инфляцию. Осенняя инфляционная волна, причиной которой явилась мягкая финансово-бюджетная политика правительства России, застала власти врасплох. За один месяц темпы инфляции увеличились в 2,5 раза (в сентябре 6%, а в октябре - 15%) и продолжали расти до 17.5% в январе 1995 г.

октября 1994 г. произошел инцидент на ММВБ - так называемый «черный вторник», когда курс американского доллара подскочил за один день на 27%. Естественно, это увеличило недоверие к рублю среди населения. Осенью же руководству правительства пришлось пересмотреть приоритеты экономической политики, и председатель правительства В. Черномырдин объявил скорейшую финансовую стабилизацию главной целью на ближайшие годы.

Вместе с тем правительство поняло, что без жесткой финансовой и бюджетной политики достижение этой цели невозможно. В ноябре на должность вице-премьера по экономической политике был назначен Анатолий Чубайс, известный своими либеральными взглядами. Обещания правительства были подтверждены конкретными делами, с сентября и до конца года темпы прироста денежной массы составляли 5-7% в месяц.

г. стал первым годом реформ, в течение которого планомерно и последовательно осуществлялся курс, направленный на реформирование и оздоровление экономики России.

В течение предыдущих 3-х лет реформы «метались» из стороны в сторону. То проводилась жесткая финансово-бюджетная политика, то под давлением различных лоббистских структур выдавались массовые кредиты, что перечеркивало прежние достижения.

г. стал годом борьбы с инфляцией. Правительство, наученное своим горьким опытом осени 1994 г., поняло, что главной задачей на ближайшее будущее является снижение до минимума темпов инфляции. Вся денежно-кредитная и бюджетная политика была направлена на выполнение этой задачи. Курс на скорейшую финансовую стабилизацию был объявлен еще осенью, когда стало ясно, что 1994 г. по сути потерян в плане борьбы с инфляцией. «Черный вторник» поставил под вопрос способность правительства вывести страну из кризиса, конец которого не приближался. В октябре 1994 г. было сделано несколько перестановок в правительстве с целью скорейшего проведения реформ. Сам председатель правительства Виктор Черномырдин со времени своего назначения существенно изменил свои взгляды на проблему инфляции.

Главными новшествами в проведении стабилизационной экономической политики в 1995 г. стали отказ государства от кредитов ЦБ на покрытие дефицита госбюджета и введение валютного коридора.

С сентября 1994 г. темпы прироста денежной массы держались на уровне 5% в месяц, что предопределило снижение темпов инфляции в 1995 г., и, хотя темпы прироста денежной массы превышали 10% в месяц, существенно на темпах инфляции это не отразилось.

В 1995 году была пересмотрена бюджетная политика. Было прекращено финансирование ЦБ бюджетного дефицита. Если в первом квартале за счет кредитов ЦБ финансировалось до одной трети бюджетного дефицита, то во втором квартале было принято решение о прекращении финансирования бюджетного дефицита, и, более того, возвращение ранее взятых кредитов ЦБ увеличило расходную часть федерального бюджета на 0,2% от ВВП. В целом дефицит бюджета находился в пределах 3-4% ВВП и по итогам первых девяти месяцев составил 3.3% ВВП, что более чем в 3 раза меньше, чем за аналогичный период 1994 г. Дефицит госбюджета в 1995 г. финансировался за счет внешних займов (1,95% ВВП) и за счет продажи ценных бумаг ГКО и ОФЗ (1,66% ВВП). В последние месяцы начали поступать доходы от денежной приватизации.

Темпы инфляции в 1995 г. неуклонно снижались, упав за год более, чем в пять раз, с 17,8% в январе и до 3,2% в декабре. И хотя правительством прогнозировалось более резкое снижение темпов инфляции, все же и это можно считать успехом.

В январе инфляция составила 17,8%, что являлось не только последствием «накачки» экономики в 1994 г., но и обычными выплатами задолженности государства перед бюджетными организациями по итогам года, а также все еще сильными инфляционными ожиданиями, усилившимися после «черного вторника» и в связи с войной в Чечне. Скорость обращения денег в начале года выросла примерно на 10%, по сравнению с осенью 1994 г., что помешало более быстрому снижению темпов инфляции в первой половине 1995 г., хотя для этого были созданы все условия. Начиная с марта темпы инфляции падали в среднем на 1% в месяц, достигнув 4,6% в августе. В сентябре и октябре инфляция была на уровне 4,5% в месяц. В конце года, в ноябре и декабре инфляция составила 3,3 и 3,2% соответственно - это самые низкие показатели с 1992 г. В целом за 1995 г. цены в России выросли на 129%, что значительно меньше, чем в 1994 г.

Ставка рефинансирования ЦБ почти весь год держалась на высоком уровне. В течение первых девяти месяцев она составляла свыше 180% годовых. В дальнейшем ставка ЦБ снизилась сначала до 170%, а затем и до 160%. Темпы инфляции падали, а ставка оставалась на достаточно высоком уровне, что сокращало объем предложения денег в экономике. Это ускорило приближение банковского кризиса, начавшегося 11 августа 1995 г., которое многие прозвали «черным четвергом». Он потряс банковскую систему России. Рухнул рынок межбанковских кредитов. В июне был введен валютный коридор. ЦБ должен был контролировать валютный курс рубля в пределах 4300-4900 рублей за доллар и в случае необходимости скупать или продавать валюту, не давая курсу рубля выйти за указанные рамки. Эта идея долго обсуждалась в правительстве. Первоначально введение валютного коридора предполагалось еще осенью 1994 г., когда летние темпы инфляции были низки, а курс рубля по отношению к доллару был более или менее стабилен. Однако осенняя волна инфляции, а затем и «черный вторник» похоронили планы правительства. Но в июне жесткая финансово-бюджетная политика правительства и ЦБ дали свои результаты. Резкое падение курса доллара дало возможность «загнать» доллар в валютный коридор. Активность на валютном рынке упала более, чем в 2 раза. Так, объем продаж на основной валютной площадке страны - ММВБ - составил 1474 млн долл. в июле, против 3833 млн долл. в июле. Валютный коридор был введен сначала до октября, а затем до конца 1995 г. Каковы же последствия такого шага? Во-первых, валютный коридор нанес ощутимый удар по инфляции, прежде всего тем, что снизил инфляционные ожидания. Кроме того, первоначально коридор вводился как мера по предотвращению еще большего снижения курса доллара, который по некоторым оценкам мог упасть до 3000 рублей за доллар, что могло нанести сильный удар по экспортерам при продолжающейся инфляции. Однако затем валютный коридор сыграл обратную роль. Снизившаяся в результате этой меры активность на валютном рынке предопределила более медленный рост курса доллара по отношению к рублю. В итоге курс доллара за год вырос на 22%, а годовая инфляция составила 129%.

Новым явлением в России стало снижение темпа инфляции с 1996г. и до конца августа 1998г.. Темп роста инфляции составил 21, 8% в 1996г., 11% в 1997г., в начале 1998г. - около 15%.

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г., помимо безоглядного ограничения денежной массы включала в себя и так называемый безынфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Если “замораживание” денежной массы и денежный голод в хозяйстве с самого начала вызывали сомнения, то переход от кредитования бюджета к выпуску государственных долговых обязательств внешне представлялся вполне оправданным и никакой особой критики не вызвал. Напротив, его приветствовали сторонники различных взглядов на проведение реформ в России.

Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но затем система, что называется “начала давать сбои”. Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов. В первые три года высокой инфляции ( 1992 - 1995 гг.) такое сочетание еще наблюдалось, но затем сокращение темпов инфляции, являвшееся главной целью реформаторов, затормозило рост доходов, а нагрузка на бюджет осталась прежней. С другой стороны, объем производства и реальных доходов резко сократился, и для обеспечения традиционной величины государственных расходов потребовались дополнительные, т. е. заемные средства. Их рассчитывали получить на рынке государственных ценных бумаг , и первые два года это вполне удавалось. Но затем ситуация резко ухудшилась.

Развитый и бесперебойно действующий рынок ценных бумаг предполагает определенный уровень доходов населения - чем выше, тем лучше. Сбережения населения являются главной опорой финансовых рынков. Между тем реформаторы сами ликвидировали эту опору либерализацией цен и жесткой денежной политикой.

Более или менее существенные денежные средства были только у банков. С ними-то государство и начало игру в ГКО и ОФЗ. Государственные обязательства изначально базировались на очень шаткой основе: они продавались на короткий срок и были высокодоходны. Вот это и предопределило, с учетом падения производства и реальных доходов, судьбу ГКО. Пирамида рухнула. Государство быстро подошло к роковой черте: поступления денег от продажи новых выпусков государственных бумаг стали меньше платежей по погашению прежних выпусков (включая, разумеется, и колоссальные проценты). Это произошло уже в конце 1997 - начале 1998 г.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика обычно проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы.

Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс. Одной из причин дефляционной политики явилось возведение в ранг официальной догмы либерализма и монетаристской концепции без учета трудностей перехода России к рыночной экономике и вопреки опыту зарубежных стран.

В экономической жизни России после семи лет активных рыночных реформ, после достижения официально провозглашенной финансовой стабильности разразился финансовый крах, страна, по существу, объявила себя банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в состоянии погасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых следствий краха , естественно, стал рост цен. Потребительские цены выросли только за сентябрь 1998г. на 38% , за октябрь на 5%. В общей сложности за 1998г. рост цен превысил 60%, и это при 1% в 1997г.

Почему это произошло? В чем причина столь негативного поворота событий? Основные причины изложены выше - это и несоответствие проводимой антиинфляционной политики, и не желание реформаторов сопоставить реформы с социально-политической обстановкой и реальным экономическим состоянием в обществе. Да, реформы необходимы, но осуществлять их и идти к рынку надо было не столь прямолинейно и не столь поспешно, как это делалось в течение 1992 - 1997 гг.

Выводы из сложившейся в августе 1998г. ситуации были не утешительными: в создавшихся условиях, развитие рыночной экономики России представляется протекающим в условиях резкой разбалансированности, ценовая динамика в существенной степени зависит от развития ситуации на валютном и финансовом рынках и в бюджетной сфере ( включая проблемы обслуживания госдолга).

На финансовом рынке в 1998г. напряженность нарастала.

Ожидание девальвации рубля и отсутствие альтернативных рублевых инструментов для вложения средств предопределили приобретение банками валютных активов, несмотря на проблемы с рублевой ликвидностью.

Диаграмма 4.1.1. Динамика официального курса рубля по отношению к доллару США.

Из диаграммы видно, что курс рубля изменялся в августе - сентябре 1998г. скачками. При этом необходимо учитывать, что инфляционные последствия скачкообразного изменения курса рубля оказываются гораздо более ощутимыми, чем если бы курс рубля “опускался” постепенно: дополнительно стимулировали рост цен массовое “бегство” от рубля, ажиотажный спрос населения на многие виды товаров и появление локальных товарных дефицитов в разгар кризиса.

Объем доходов, аккумулируемых в бюджетной системе, снижается на протяжении последних лет, сделав к 1998г. практически невозможным нормальное финансирование бюджетной сферы. Периодически проводимые денежные зачеты в разных формах значительно искажали реальную ситуацию с доходами бюджета.

Таким образом, инфляционные последствия финансового кризиса весьма ощутимы. Это проявляется особенно рельефно, если учесть, что последовательное снижение темпов инфляции и относительное (с учетом инфляции) укрепление рубля являлись наиболее заметными достижениями в результате семи лет реформ.

В “Первоочередных мерах Правительства и Центрального Банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране” на 1999 год была указана цель - удержать инфляцию на уровне не более 30%.

4.2 Специфика инфляции и антиинфляционной политики в России в период с 1998 по настоящий период

После августовского кризиса 1998 года, ситуация не изменилась, а обесценивание рубля вследствие девальвации и значительного роста курса доллара, вынудило руководство страны составить бюджет на 1999 и 2000 годы таким образом, чтобы в нем уже заранее были учтены денежные средства для увеличения заработной платы бюджетникам. Это заведомо провоцировало рост уровня инфляции.

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали пост потребительских цен в России в 1999 г. не менее, чем на 56%. В реальности по официальным данным уровень инфляции в России составил 36 %. С 2000 по 2004 г. с проведением последовательной политики по сдерживанию роста цен данный показатель уменьшился за указанный период с 20,2 до 10,0%. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%. В 2006 г. официальный уровень инфляции составил 9%.

Доктор экономических наук М.Ю. Малкина обнаруживает «закономерность инфляционного процесса в России - его цикличность, имеющая естественное происхождение и никаким образом не связанная с цикличностью денежно-кредитного регулирования». М.Ю. Малкина выделяет три случая усиления инфляционного процесса. Взрыв 1992-1993 г.; инфляционный процесс, инициированный кризисом августа 1998 г.; увеличение темпов инфляции на рубеже 2004-2005 г. Все три случая усиления инфляционного процесса связаны с предшествующим накоплением дисбаланса в той или иной системе. Цикличность инфляционных процессов в российской экономике (1992, 1998, 2004 гг.) говорят о том, что в экономике действуют свои механизмы накопления скрытой инфляции, которая достигнув границы меры, превращается в открытый инфляционный процесс. В современной России стала преобладать инфляция, вызванная чрезмерными издержками (по сравнению с инфляцией спроса). В России цены растут по разным поводам: изменение курса рубля к доллару и евро (в любом направлении вопреки логике), увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий и ЖКХ, бюджетной заработной платы, пенсий, рост мировых цен на топливо, а также инфляционные ожидания По прогнозам бюджетного плана Правительства РФ на 2007-2009 гг., инфляция планировалась в 2007 году в размере 8%, в 2008 г. - 6%, в 2009 г.- 5,5%. В реальности инфляция составила в 2007 г. 11.9%. В 2008 году инфляция была запланирована в бюджетных документах равной 8.5%, затем прогноз ежеквартально повышался (на I кв. - 10%). В 2009 году уровень инфляции составил 8,8%. В целом годовые прогнозы Минфина и Банка России по инфляции систематически превышаются. Не выдерживают проверки временем и прогнозы доходов ФБ Минфина. Например, в 2007г. в ФБ поступления незапланированных доходов превысили 1 трлн. руб., в I кв. 2008г. - 600 млрд. руб. (почти треть всех доходов этого квартала). Связано это с тем, что, постоянно прогнозируется сильное падение мировых цен на нефть, а цены на нефть и газ продолжают расти.

Инфляция в 2009 г. достигла минимального значения за период с 1991 года. Резко снизившись с 5,4% за I квартал до 0,7% за IV квартал, в целом за год она составила 8,8%. Решающую роль в замедлении инфляции сыграло существенное сокращение совокупного спроса, обусловленное мировым финансово-экономическим кризисом. Однако ослабление курса рубля в конце 2008 - начале 2009 г. повлияло на высокие значения инфляции в первой половине года.

Базовая инфляция замедлилась в 2009 г. до 8,3% против 13,6% в 2008 году. За I квартал базовая инфляция составила 4,3%, за II квартал - 1,6%, за III квартал - 1,3%, за IV квартал - 1,0%. Удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было обусловлено, по оценке, 6,7 процентного пункта, или 76,4% уровня инфляции. В 2008 г. эти показатели составили 10,8 процентного пункта и 81,5%.

В целях восстановления экономического роста путем стимулирования кредитной активности банков Банк России расширял возможности количественного увеличения объемов рефинансирования банков и начиная с апреля 2009 г. последовательно понижал процентные ставки по своим операциям. Снижение инфляции и инфляционных ожиданий, а также необходимость поддержания наметившегося восстановления экономики явились основанием для смягчения денежно-кредитной политики и в IV квартале 2009 года. При этом по мере стабилизации банковского сектора происходило посте- пенное замещение кредитов без обеспечения, используемых как антикризисная мера, традиционными инструментами предоставления ликвидности.

Повышению уровня ликвидности в IV квартале способствовали также благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, приток капитала и сезонный рост расходов правительства. В этих условиях происходило снижение процентных ставок на денежном, фондовом и кредитно-депозитном рынках. В то же время, несмотря на продолжившееся снижение процентных ставок по кредитам нефинансовым организациям на все сроки, объемы банковского кредитования оставались низкими. В IV квартале задолженность по всем категориям кредитов продолжала сокращаться в абсолютном выражении, за исключением долгосрочных кредитов нефинансовым организациям и краткосрочных кредитов физическим лицам. В целом за 2009 г. Задолженность по кредитам нефинансовым организациям увеличилась всего на 0,3%, а по кредитам физическим лицам сократилась на 11%. Достаточно продолжительное снижение темпов роста кредитов нефинансовому сектору экономики (в годовом выражении) свидетельствовало об уменьшении инфляционных рисков со стороны денежных факторов в среднесрочной перспективе. Начиная со второго полугодия рост денежного агрегата М2 в годовом выражении возобновился. Формирование инфляционных рисков со стороны денежных факторов в дальнейшем будет зависеть от того, насколько динамика денежных показателей будет соответствовать росту спроса на деньги.

В краткосрочной перспективе в условиях пока еще низких темпов восстановления внутреннего спроса и стабильной курсовой динамики ожидается сохранение тенденции замедления инфляции.

Заключение

Из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему кредитно-денежной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постоянного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.

Среди них: стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов российской экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

·        соблюдение жестких денежных ограничений;

·        меры по стабилизации валютного курса;

·        принятие Правительством Российской Федерации ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и секторов экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.

Хоть уровень инфляции в России за 2009 год снизился до 8,8%, можно заметить, что инфляция в РФ остается достаточно высокой даже по сравнению со странами СНГ. Так же следует сказать что такая относительно низкая инфляция обусловлена в первую очередь снижением потребительского спроса на продукцию. Причиной все еще высоких темпов роста потребительских цен в РФ могут быть как рост денежного предложения, вызванный необходимостью поддержания стабильного курса рубля, немонетарные факторы, такие как высокая монополизация рынков, быстрый рост цен на платные услуги, а также другие не выясненные пока причины.

И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвращению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитием по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.

Список литературы

·        Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 2000г - 416 стр.

·        Сафрончук М.В. Инфляция и антиинфляционная политика. Курс экономической теории:

учебник - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: АСА, 2004. - Стр. 552-583.

·        Бродская Т.Г. Экономическая теория: Учеб. пособие - М.: РИОР, 2008. - 208стр.

·        Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика. Финансы и кредит. - 2006г. - № 12.

·        Камаев В.Д. - Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, - 2002г

·        Николаева И.П. Экономическая теория. - М.: Финстатинформ, 2002г.

·        Семенов С.К. Инфляция, ее моделирование и теории негативных экономических ожиданий. Экономический анализ: теория и практика. - 2006г. - № 13.

·        Булатова А.С. Экономика: Учебник, под. ред. - М.: БЕК, 2002г

·        Фролова Т.А. Макроэкономика: конспект лекций Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006г

·        Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., Пресса, 2002г

·        Роман Храпачевский. Журнал "Русский фокус", № 6, 23 апреля 2001г.

·        Красавина Л. Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. Сборник статей. Под ред. М., 2000г

·        Лушин С.И. Проблема инфляции. Экономист 1999г, № 2.

·        Волков В.Н. Финансовый кризис в России и его инфляционные последствия. Сборник статей “Инфляция и антиинфляционная политика в России”.

·        Андрианов В.Д. Инфляция и методы ее регулирования. Маркетинг - 2006г - №3.

·        Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов Российской экономики. Экономический анализ: теория и практика - 2006г - №5.

·        Сайт федеральной службы государственной статистики. http//gks/ru/wps/portal

·        Корчагин Ю.А. Статья: «Инфляция в России» http://www.lerc.ru/?part=articles&art=8&page=2

·        "Квартальный обзор инфляции", IV квартал 2009г. <http://www.cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=Infl>

·        Сайт М.И. Беляева, 1999-2007г. <http://www.milogiya2007.ru/inflyaziya1.htm>

·        Сергей Прокофьев. Статья: «Проблема инфляции в России». <http://ukrlib.boom.ru/inflation/inflation.htm>

·        Статья: «Инфляция в России в 2009 году. Борьба с инфляцией. Прогнозы эксперта» http://www.mirovoy-crisis.ru/inflation.php

Похожие работы на - Сущность и специфика инфляции, антиинфляционная политика в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!