Дидактическая игра как средство развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста
Введение
Речь - сложная и специально организованная форма психической деятельности, принимающая участие в мыслительных процессах и являющаяся регулятором человеческого поведения.
Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Успешное решение задач воспитания требует также пристального внимания к проблемам детской игры. Жизнь человека начинается с детства, а детство немыслимо без игры. Играя почти бессознательно, ребенок осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакт с людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор, радуется или огорчается жизни.
Среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых человеком, игра является самым доступным, т.к. в игры играют с раннего детства, и самым сложным.
В психологическом словаре под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского «игра» определяется как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах существования предметных действий, в предметах науки и культуры [12, с. 73].
Игра же способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни [25, с. 132].
К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что игра все реже используется педагогами. Происходит выхолащивание игры из жизни детского коллектива. Компьютеризация и телевидение заменили живое общение в игре взрослого и ребенка. Принцип игры применяется все реже. У детей возникает стихийный интерес к игре, выражающийся часто в том, что дети играют в плохие, иногда - в жестокие игры.
Дидактические игры может быть широко использованы воспитателем в работе над развитием активного словаря детей дошкольного возраста, так как они способствуют повышению уровня сформированности речевых навыков, усвоению речевых норм и правил, развитию и обогащению связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его, расширяет знания детей об окружающих их предметах и явлениях.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при наличии достаточно обширного пассивного словаря ребенок зачастую затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре.
Сказанное выше подчеркивает важность проблемы усовершенствования условий развития речи и активного словаря старших дошкольников с помощью дидактических игр.
Объектом исследования данной работы является процесс развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает дидактическая игра как средство совершенствования и обогащения активного словаря старших дошкольников.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что дидактическая игра является важнейшим средством развития и обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста.
Целью настоящей работы является теоретическое изучение влияния дидактических игр на развитие активного словаря старших дошкольников.
Задачи исследования:
изучить развитие речи и активного словаря детей старшего дошкольного возраста;
изучить использование различных видов дидактических игр в развитии активного словаря старших дошкольников;
сделать необходимые выводы;
подобрать методики диагностики развития речи старших дошкольников.
В исследовании использовались следующие методы:
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- обобщение.
Глоссарий
Актиивный словаарь, активный запаас слов - часть лексического и фразеологического <#"justify">أëàâà 1. زهîًهٍè÷هٌêèه îٌيîâû ًàçâèٍèے àêٍèâيîمî ٌëîâàًے ٌٍàًّèُ نîّêîëüيèêîâ
.1 خٌîلهييîٌٍè ًàçâèٍèے ًه÷è ٌٍàًّèُ نîّêîëüيèêîâ
ذه÷ü ïًهنٌٍàâëےهٍ ٌîلîé ïٌèُîëèيمâèٌٍè÷هٌêèé ïًîِهٌٌ, ôîًىَ ٌَùهٌٍâîâàيèے ÷هëîâه÷هٌêîمî ےçûêà[14, ٌ. 33] .
خâëàنهيèه ًه÷ü â âîçًàٌٍه îٍ 3 نî 7 ëهٍ èىههٍ êë÷هâîه çيà÷هيèه, âهنü ٍîٍ ïهًèîن يàèلîëهه ٌهيçèٍèâهي ê هه ٌَâîهيè.
آ ُîنه ٌâîهمî ًàçâèٍèے ًه÷ü نهٍهé ٍهٌيî ٌâےçàيà ٌ ُàًàêٍهًîى èُ نهےٍهëüيîٌٍè è îلùهيèے. ذàçâèٍèه ًه÷è èنهٍ â يهٌêîëüêèُ يàïًàâëهيèےُ: ٌîâهًّهيٌٍâَهٌٍے هه ïًàêٍè÷هٌêîه َïîًٍهلëهيèه â îلùهيèè ٌ نًَمèىè ëنüىè, âىهٌٍه ٌ ٍهى ًه÷ü ٌٍàيîâèٌٍے îٌيîâîé ïهًهًٌٍîéêè ïٌèُè÷هٌêèُ ïًîِهٌٌîâ, îًَنèهى ىûّëهيèے. دًè îïًهنهëهييûُ ٌَëîâèےُ âîٌïèٍàيèے ًهلهيîê يà÷èيàهٍ يه ٍîëüêî ïîëüçîâàٍüٌے ًه÷ü, يî è îٌîçيàâàٍü هه ًٌٍîهيè