Туристский потенциал Крыма

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    196,69 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Туристский потенциал Крыма

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методическое обеспечение организации познавательного туризма

.1 Познавательный туризм как форма социально-культурной деятельности

.2 Культурный потенциал региона

Глава 2. Анализ туристского потенциала познавательного туризма в Крыму

.1 Характеристика туристского потенциала Крыма

.2 Достопримечательности Крыма

.3 Оценка степени привлекательности центров туризма

Глава 3. Разработка мероприятий по интенсификации познавательного туризма в Крым

.1 Анализ предложений туристского рынка

.2 Разработка карты маршрутов для разной целевой аудитории

.3 Разработка мероприятий по внедрению авторского проекта

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение


Особое место в развитии рекреационно-туристического бизнеса в Крыму принадлежит сфере развлечений и сервиса (фестивали, соревнования, ярмарки, базары и т. п.) Объем поступлений финансовых средств от этих видов деятельности сопоставим с размерами финансовых поступлений от оказания собственно туристическо-экскурсионных услуг.

Для туристической деятельности характерен фактор сезонности. Сезонные колебания потока во время длительных туристических путешествий, зависят от природно-климатических условий, от видов и целей путешествий, социально-демографического и возрастного состава туристов. Туристический сезон устанавливается в каждом отдельном случае с учетом природно-климатических условий и колеблется от 3 до 6 месяцев.

Сезонные колебания потоков туристов выходного дня более сглажены и составляют 50-60 % в туристический сезон и 40-50 % в остальное время года, что объясняется спросом на этот вид туризма в основном не в отпускной период (Орлов, 1983).

В Крыму фактор сезонности проявляется очень ярко главным образом из-за того, что имеет место резкая внутригодовая климатическая контрастность. Поэтому туристическая деятельность носит массовый характер в летний период (сухой и жаркий), а холодный период года (самый длинный из всех стран Средиземноморья) - это “мертвый” сезон.

Естественно, что сглаживание сезонности является первоочередной задачей реорганизации туристической деятельности в Крыму. Ликвидация сезонности преследует две цели: экологическую и экономическую. Экологическая цель состоит в том, что частичное сглаживание сезонных колебаний численности туристов позволит уменьшить нагрузку на ПТК, водные ресурсы и пр. в период массового отдыха. Экономическая цель заключается, прежде всего, в привлечении дополнительных денежных средств в сферу туристической деятельности, повышение экономической эффективности комплекса туристических предприятий, сглаживание проблемы занятости населения районов туристско-рекреационной деятельности в межсезонье. Дифференциация и распределение туристских потоков в Крыму также является интересным фактором исследования. Коррекция данного феномена позволит более эффективно развивать туризм на данной территории. В качестве предмета исследования была выбрана туристская инфраструктура Крыма

Объектом исследования выступал культурный потенциал Крыма, а предметом - оценка потенциала культурно-познавательного туризма и привлекательности объектов этого вида на примере Крыма;

Цель исследования: оценить степень привлекательности центров познавательного туризма Крыма и предложить его новые маршруты познавательного туризма в Крыму

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

·        изучить историю современного состояния и перспективы развития культурно-познавательного туризма,

·        изучить ресурсы познавательного туризма в Крыму,

·        составить новые маршруты познавательного туризма

·        разработать мероприятия по внедрению авторского проекта.

Практическая новизна состоит в разработке туров для разных категорий туристов. Данная методика может быть использована в деятельности различных турфирм

Новизна работы предложены методика оценки привлекательности объектов культурно-познавательного туризма и новые маршруты

Сформулированные выше задачи предопределили структуру настоящей работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретико-методическое обеспечение организации познавательного туризма

 

.1 Познавательный туризм как форма социально-культурной деятельности


С древних времен в мире существует огромное разнообразие видов культур, как особых локально-исторических форм общностей людей. С одной стороны, культура выражает разнообразие уклада жизни и поведения отдельных этносов, их особое мировоззрение, которое складывается в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностных ориентаций, придающих смысл существованию человека. С другой - культура выступает особой формой жизнедеятельности людей, дающей проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей. Многообразие культур характеризует попытку собственного самосознания :во времени и пространстве, без которого сам факт бытия человека не будет иметь смысла.

Мир всегда представлял собой многообразную и сложную целостность. Глобализация, ставшая частью современной жизни всех сообществ, с одной стороны, максимально усилила единство человечества, с другой - выявила сложность и многообразие мировой системы. Характеризующие, конец века такие явлении, как принципиально новые информационные технологии, открытое рыночное пространство предлагают новые перспективы развития культур и обусловливают появление новых форм и явлений. Глобализация,- по мнению Т.Г Богатыревой, создает формы партнерства и обмена между индивидами, обществами, культурами и цивилизациями, благоприятные для взаимопонимания, солидарности мира. Одновременно с этим, необходимо отметить, что контакты такого рода не всегда носят плодотворный характер для всех сторон, участвующих в них.

Таким образом, проблема взаимодействия культур приобретает особую остроту в условиях глобализационных процессов, расширяющих социокультурное пространство.

В сложившихся условиях человек, сталкивается с фактом стремительного расширения границ своих непосредственных интересов и контактов, как личных, так и профессиональных. Причем эти перемещения наиболее активизировались в культурном измерении.

Усиление интеграционных процессов человечества в области социальных, политических, технологических, экономических, духовных и других культурных сферах, формирует новое видение проблемы туризма.

Изначально основным стимулом развития туризма выступает, желание человека увидеть, ощутить и познать неизведанное. Именно оно заставляет людей предпринимать путешествия в дальние страны. Цели поездок носили характер как познавательный, так и практический.

Сегодня, по-видимому, основные побудительные мотивы туристских поездок остались прежними, но изменился характер туризма как особого вида проявления человеческой активности. Если, не так давно поездки обуславливались, прежде всего, личными духовными потребностями, то сегодня ситуация изменилась кардинально. Современному человеку необходим, хотя бы минимум знаний о наиболее распространенных культурах, он уже не может оставаться в пределах только своей культуры. Даже не покидая, ее он может иметь дело с элементами «других» культур и не только через информационно-коммуникативные системы. «Столкновение» с другими культурами определяется через сложную систему взаимодействия с разными культурами, в том числе и традиционными. И это не проявление простого любопытства. Особое значение имеет для личности заинтересованность в контактах, в понимании ценностей и установок другой культуры, позволяющие выстраивать информационно-коммуникативные каналы взаимодействия представителей разных культур.

Таким образом, многообразие культур как неотъемлемая характеристика современной действительности, является одновременно и предпосылкой и результатом бурного развития познавательного туризма.

Разнообразие культур свидетельствует, прежде всего, о существовании разных взглядов на окружающую человека реальность. Желание выявить «непохожесть» лежит, в основе неподдельного интереса, представителей одной культуры к другой.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в социально-культурной практике человечества на первый план выдвигаются идеи глобализации и культурного многообразия, и пути их совместного взаимодействия. В связи с этим, в последнее время все чаще речь заходит о культурных правах человека и гражданина. С этой точки зрения, туризм содержит в себе огромный потенциал как способ их реализации.

На сегодняшний день в научной литературе сформировались два подхода к исследованию соотношения понятий: культуры и туризма.

В одном случае туризм рассматривается как элемент культуры, ее важная часть, прежде всего, рекреационные функции. В другом - туризм и культура выступают самостоятельными элементами социальной сферы. Сторонники первой точки зрения отмечают, что эффект туризма связан с наличием в нем эстетических, эмоциональных сторон, с привлекательностью для человека, природных и культурно-исторических достопримечательностей. Для туриста, важно непосредственное восприятие, эстетическое переживание и духовное присвоение богатств культуры в их подлинности.

Во втором случае признается значимость туризма как самостоятельной сферы деятельности. Обратим внимание, что в последние годы туризм стал рассматриваться и как эффективное средство обеспечения доступности культурного наследия.

Более того, в современных условиях, с одной стороны, растут возможности поддержки культуры через туризм, а с другой - подъем туризма обеспечивается богатствами культуры. Поэтому взаимодействие в туристкой сфере культурных учреждений и туристских фирм позволит реализовать полностью культурный потенциал страны.

К тому же, следует особо отметить вклад институтов культуры в развитие туризма, так как во многом, благодаря им, удается обеспечить туристам:

·        погружение в иной культурный контекст, в котором живут люди другой страны, города, региона и на этой основе - резкую смену впечатлений;

·        насыщенную интеллектуально-информационную составляющую туристской деятельности, которая также важна для современного человека;

·        развлекательно-релаксационный эффект;

·        удовлетворение социально-престижных потребностей, соответствие потребительского поведения индивида, сложившимся нормам потребления определенных социальных слоев и, таким образом, поддержание, а в некоторых случаях повышение социального статуса туриста;

·        возможность встреч и общения с самыми разными людьми на культурных мероприятиях - фестивалях, праздниках и т.п., что позволяет реализовать представление о туризме как системе межличностных контактов.

Таким образом, сложно переоценить значимость культурного элемента в развитии туристской деятельности, особенно познавательного туризма. В научной литературе, особо подчеркивается, что туризм использует культурные мотивации туристов для расширения своей сферы. Так, «в различных индустриях туризма (таких, как итальянская или французская), треть всего дохода от познавательного туризма поступает от туристов, привлеченных определенными феноменами культуры».

В свою очередь, в развитых странах туристская деятельность не «паразитирует» на культурных ценностях, а поддерживает сферу культуры и стимулирует выявление и развитие новых ее свойств:

.        Обеспечивает финансирование учреждений культуры, одновременно являющихся объектами туристской инфраструктуры, и способствует реализации проектов в сфере культуры;

.        Стимулирует поиск малоизвестных граней в национальном, историческом, художественном и ином развитии территории (повышение культурного потенциала региона);

.        Способствует адаптации культурных благ к потребностям, и мотивациям различных категорий туристов, способствуя более полному использованию культурного потенциала (продвижение своей страны на мировой арене).

При таком подходе культуру можно рассматривать, как совокупность памятников, произведений искусства, материальных предметов и т.п, составляющих культурной наследие.

В подобного рода сотрудничестве культурной сферы и туристский деятельности, имеющем место в большинстве стран мира, культура выступает как базовый ресурс. В тех случаях, когда такое сотрудничество не противоречит политике охраны природного, исторического и культурного наследия и не нарушает равновесия в социокультурной среде локального сообщества, этот процесс развивается, превращаясь, со временем в элемент данной культуры.

На практике данный процесс приобретает форму познавательного туризма, который объединяет культурные заведения и туристскую инфраструктуру в единое целое, что обеспечивает их полноценное функционирование в современном мире.

Как справедливо отмечает С.Э.Зуев, «с одной стороны, эта инфраструктура была бы бессмысленна, если бы не было, культурных памятников. Но, с другой стороны, культурные учреждения не могут существовать, если не будет коммуникационной технологии, которая их поддерживает, в виде: этого туризма. Везде, как правило, памятники существуют на отчисления познавательного туризма, ядром которого они являются».

Интерес к познавательному туризму также объясняется тем, что он способен объединить многообразные культуры, выступить инструментом взаимопонимания и взаимоуважения народов, при этом выявляя уникальность каждой культуры. Таким образом, этот вид туризма в состоянии эффективно решить задачу сплочения и консолидации современного общества, формирования толерантного отношения представителей разных этнических, конфессиональных и других групп друг к другу.

Более того, в данном случае, познавательный туризм уже рассматривается не просто как одна из разновидностей туризма, но и как важный механизм управления межкультурным диалогом.

Хотя в последнее время развитие культурно-познавательного туризма получает неоднозначную оценку. Л. Зейнаб отмечает, интенсивность туристских взаимообменов не всегда способствует общему взаимопониманию между культурами, занимающими относительно друг друга оборонительные позиции. Краткий период пребывания туристов в среде «чужой» культуры, отсутствие возможностей установления дружеских отношений с жителями регионов, «общецивилизованная» инфраструктура (архитектура и оформление гостиниц как отсутствие национальной культурной среды), посещение лишь ряда определенных туристских достопримечательностей, уменьшают роль познавательного туризма как средства прямого диалога между культурами и народами.

Поэтому культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира, в том числе и в России процесс «возрождения» культурного наследия является основой развития познавательного туризма.

В научной: литературе предлагаются разные трактовки понятия «познавательный туризм», что связано с исследовательским ракурсом, задаваемым дисциплинарными границами. Наиболее общим является определение познавательного туризма кик вида социально-культурной деятельности человека: «Культурно-познавательный туризм представляет собой путешествия с целью ознакомления с культурно-историческими и архитектурными ценностями региона, а также с местными традициями и изделиями народных промыслов».

Как отмечает В. А. Квартальнов, культурный или познавательный туризм можно определить как передвижения граждан за пределами постоянного места жительства к культурным достопримечательностям, объектам исторического наследия, поездки на фестивали, фольклорные праздники и с целями изучения природы, искусства, паломничество.

С другой стороны, некоторые исследователи понимают его как составную часть любого путешествия и поездки: «Если удовлетворение потребностей, лежащих в основе туризма, сопровождаются потреблением культурных благ, то имеет место познавательный туризм».

Исходя из вышеперечисленных определений, можно указать на то, что туризм признается познавательным, если:

·        основным стимулом путешествия выступает желание знаний и удовлетворение культурных потребностей;

·        одной из причин поездки являются культурные интересы.

Это определение характеризует подход к. туризму с позиций теории общества потребления. Такое понимание туризма лежит в русле теории «товаризации», согласно которой разрабатываются практические подходы в современном менеджменте культурных ресурсов, речь идет об интерпретации наследия в ходе туризма, об определении «объема» опыта, который получают туристы от прошлого страны, ими посещаемой.

Некоторые из зарубежных исследователей полагают, что поверхностное, краткосрочное знакомство с прошлым не всегда приставляет положительный опыт взаимодействия представителей разных культур, что свидетельствует о необходимости инновационных подходов при составлении туристских маршрутов и при включении историко-культурных и археологических объектов прошлого в туристскую инфраструктуру.

Познавательные аспекты присущи большинству видов рекреационной деятельности. Однако выделяются сугубо познавательная рекреация, связанная с информационным «потреблением» культурных ценностей, т. е. с осмотром культурно-исторических памятников, архитектурных ансамблей, а также с ознакомлением с новыми районами, странами, с их этнографией, фольклором, природными явлениями и хозяйственными объектами.

Туризм является важным средством создания культурных связей и между- народного сотрудничества. Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора.

Культура является одним из основных элементов туристского интереса. Выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или культурно-познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.

При таком подходе и интерпретации часть ее, которая составляет «культурный капитал», может пониматься как продукт наследия, и намерено искажаться и подвергаться трансформации.

Поэтому особую актуальность приобретает вопрос, имеющий не только теоретическое значение: как развивать сферу культурных услуг, предполагающую «массовизацию» путем роста числа потребителей, при условии сохранения «индивидуального» характера потребления культурного, продукта? Тем более что бурное развитие познавательного туризма в последнее время подтверждает необходимость отказа от среднестатистических показателей и перехода к индивидуальному подходу в работе с туристскими предприятиями.

В научной литературе выделяют следующие элементы познавательного туризма, которые с различной степенью присущи практически всем видам туризма:

·        природно-познавательный,

·        музейный,

·        музыкальный,

·        литературный,

·        научно-познавательный.

Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

·        памятники археологии,

·        культовую и гражданскую архитектуру,

·        памятники ландшафтной архитектуры,

·        малые и большие исторические города,

·        сельские поселения,

·        музеи, театры, выставочные залы и др,

·        социокультурную инфраструктуру,

·        объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства,

·        национальные традиции, обычаи,

·        технические комплексы и сооружения.

Данные ресурсы позволяет привлечь больше туристов, увеличить продолжительность их пребывания, а, следовательно, повысить эффективность использования туристской инфраструктуры.

Дополнительные объекты посещения должны функционально соответствовать основному объекту туристского интереса, быть доступным для туристов, не нарушая при этом характер исторической среды.

В центрах познавательного туризма предусматривается формирование культурно-туристских зон, включающие объекты туристского интереса, предприятия обслуживания, предоставляющие полный комплекс услуг как туристам (проживание, питание, развлечение, справочно-информационное обслуживание), так и местным жителям.

Формирование таких зон является комплексной задачей, включающей решение следующих вопросов:

·        реставрацию и подготовку к туристско-экскурсионному показу памятников архитектуры,

·        возрождение русских национальный традиций,

·        восстановление парков и исторического ландшафта,

·        реконструкцию транспортной сети с учетом прохождения крупногабаритных туристских автобусов, развитие сети автостоянок, организацию транспортных обходов мест концентрации туристов,

·        создание пешеходных зон в местах массовых посещений, увеличение плотности объектов обслуживания, благоустройство, озеленение, цветочное оформление, рекламно-информационное насыщение территории,

·        развитие систем общественного обслуживания, включая медицинское,

·        приспособление мест массового посещения к потребностям пожилых людей и инвалидов,

А также общее развитие объектов туристской инфраструктуры.

Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Таким образом, взаимосвязь культуры и туризма очевидна, ведь каждый из основных мотивов туризма (познание, коммуникация, релаксация, лечение и оздоровление, социальный престиж), содержит в себе элемент культуры, поэтому сложно переоценить значимость культурного элемента в развитии туристской деятельности, особенно познавательного туризма.

1.2 Культурный потенциал региона


Основным объектом в познавательном туризме выступают музей, которые являются общедоступным общественно-культурным учреждением, хранящим в виде материальных и духовных раритетов память прошлого, историческую память и способствующим передаче исторической памяти и социализации как отдельной личности, так и всего общества.

В качестве объекта исследования выбран Крым

Крым представляет собой важный объект культурно-познавательного туризма, необходимо определить его потенциал с точки зрения этого вида туризма, оценить степень привлекательности как отдельных элементов (музеев, достопримечательностей, памятников и т.д.), так и отдельных туристских центров (мест концентрации объектов культурно-познавательного туризма). Для этого необходимо разобраться, что мы понимаем под этим видом туризма, какие объекты будут охвачены анализом, какие центры культурно-познавательного туризма бывают вообще, и в Крыму в частности. Этот вводный параграф не должен быть таким большим.

Таким образом, мы рассмотрели основные определения познавательного туризма и сопровождающей его терминологии


В контексте данного исследования нас будет интересовать только культурный потенциал

Культурный потенциал территории - это совокупность центров культурно-познавательного туризма выбранной рекреации.

На сегодняшний день они бывают:

крупные (большая концентрация объектов туризма - например, более 12-15 объектов показа),

В качестве примера можно привести Севастополь

Севастополь - самый богатый музейный город Крыма. В его многочисленных музеях отражена богатейшая история города-героя - начиная со времен Херсонеса Таврического и до наших дней. Этот город каждый любит по своемому, и по своемому гордится им. Величественный, великолепный город - так звучит название Севастополя в переводе с греческого. Любопытно отметить, что классическое имя (на то была тогда мода, вспомните: Симферополь, Мелитополь) дали ему в память бывшего у древних греков на побережье черного моря города Севастополя.

средние (средняя; от 4 до 10 объектов показа),

В качестве примера можно привести Гурзуф. В центре поселка высится холм Болтагур; у береговой линии - Генуэзская скала, на которой сохранились остатки древней крепости; скала Шаляпина, носящая это имя в память о теноре и концерте под открытым небом; в береговых обрывах - Пушкинский и Изумрудный гроты, а среди вод бухты поднимаются два островка - скалы Адалары. Гурзуф связан с именем А.С.Пушкина, который в 1820 году гостил в семье генерала Раевского. Ныне в этом доме - музей. В Гурзуфе есть пушкинский кипарис и Пушкинская аллея, Пушкинский мыс и грот. Ежегодно в день рождения поэта в поселке проводится поэтический праздник - Пушкинские чтения. Еще одной достопримечательностью является Гурзуфский парк - памятник садово-паркового искусства. В парке великолепные скульптуры и фонтаны, в числе который известные фонтаны «Ночь» и «Рахиль» (конец XIX в.).

небольшие (1-3 объекта показа);

В качестве примера можно привести Мисхор. Главной достопримечательностью является Мисхорский парк. Внимание привлекает известная скульптурная группа «Девушка Арзы и разбойник Али-Баба». В бронзе запечатлена легенда о девушке, похищенной старым турком и проданной в гарем.

Также культурный потенциал территории делится по количеству культурно-досуговых функций:

·        многофункциональные (в одном центре (городе) развито несколько видов культурно-познавательного туризма - есть несколько музеев, дворцы, археологические памятники, красивые здания)

В качестве примера, может выступать Старый Крым. Для наглядности представим карту города.


·        однофункциональные (специализируются на каком-то одном специфическом виде культурно-познавательного туризма - например, военно-историческом, археологическом и т.д.);

В качестве примера, может выступать Коктебель

Вывод

Таким образом, культурно-познавательный туризм важен везде, а в Крыму особенно; что он может быть представлен центрами разных размеров и с разным набором функций.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов, поэтому для развития познавательного туризма важное значение имеет «кустовой» принцип планирования, предусматривающий создание вблизи главного объекта туристской притягательности дополнительных объектов посещения. Это позволяет привлечь больше туристов, увеличить продолжительность их пребывания, а, следовательно - повысить эффективность использования туристской инфрастуктуры. Таким образом, создание культурно-туристических зон позволит максимально эффективно использовать весь имеющейся культурно-исторический потенциал области.

В следующие главе будет проведен анализ культурно-познавательных центров Крыма по балльной системе, что позволит выявить туристские регионы Крыма.

 

Глава 2. Анализ туристского потенциала познавательного туризма в Крыму

 

.1 Характеристика туристского потенциала Крыма


Опишем основные рекреационные ресурсные виды и центры туризма для развития культурно-познавательного туризма большое значение имеет создание культурно-туристических зон, позволяющее максимально эффективно использовать весь имеющейся культурно-исторический туристско-рекреационный потенциал Крыма.

Особенности размещения памятников истории и культуры, а так же специфика транспортной инфраструктуры позволили выделить одиннадцать культурно-туристических зон, в пределах которых перспективно развивать культурно - познавательный (см. Приложение) и комбинированный виды туризма.

Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия.

Уже сейчас наблюдается увеличение туристического потока в Крым. Но наряду, с увеличением финансовых потоков поступающих в бюджет, возрастает и антропогенная нагрузка на культурно-исторические объекты. Ежегодно безвозвратно утрачивается часть этих уникальных объектов.

Часть памятников находится под постоянным негативным воздействием экологических факторов, как естественного, так и антропогенного происхождения.

Помочь людям осознать ценность и историческое значение наследия может проведение публичных реставрационных работ, в ходе которых специалисты дают разъяснения относительно своих действий. Такие эксперименты уже про- водились, и интерес, который они вызывают, несомненен.

Развитие культурно - познавательного туризма включает в себя как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным факторам относятся: защита культурного наследия и уход за памятниками культуры и истории, осуществляемые за счет туристической инфраструктуры, воспитание чувства уважения к культуре других народов, повышение образованности туристов, улучшение экономической ситуации в регионе. Износ и разрушение, вандализм, постоянная эксплуатация наносит невосполнимый ущерб культурно - историческим объектам.

Крымский полуостров занимает сравнительно небольшую территорию - по площади он в 20 раз меньше Пиренейского и Балканского полуостровов, в 15 раз - Камчатки и Малой Азии. Но известным, значимым и притягательным Крым стал во многом благодаря особенностям своей природы, и прежде всего своеобразному географическому положению.

Это южная территория, простирающаяся между 44 и 46 градусов с. ш., так же, как и юг Франции, Предкавказье, Великие американские озера в США. Крым находится в пределах огромного материка Евразия и практически на равном удалении от Северного полюса и экватора - широта 45 градусов пересекает полуостров вблизи города Джанкой. На этих же широтах проходит граница двух климатических поясов, поэтому на таком маленьком полуострове наблюдаются атмосферные процессы и явления, характерные как для юга умеренного географического пояса, так и для субтропиков.

Крымский полуостров занимает сравнительно небольшую территорию - по площади он в 20 раз меньше Пиренейского и Балканского полуостровов, в 15 раз - Камчатки и Малой Азии. Но известным, значимым и притягательным Крым стал во многом благодаря особенностям своей природы, и прежде всего своеобразному географическому положению.

Крайняя северная точка Крымского полуострова (Перекопский перешеек) удалена от крайней южной (мыс Сарыч) на 207 км, а западная (мыс Кара-Мрун на Тарханкутском полуострове) от восточной (мыс Фонарь на Керченском полуострове) - на 324 км.

Своей формой Крым напоминает искаженный ромб, а людям с воображением - птицу, которая как бы пикирует с севера на юг, врезаясь в воды Черного моря. Можно представить и лебедя, голова и относительно короткая шея которого (Керченский полуостров) обращены к востоку.

Почти «островное» географическое положение между двумя морями - Черным и Азовским - усиливает изолированность полуострова, что особенно заметно отражается на его растительном и животном мире: здесь много редких видов, встречающихся только в Крыму.

Островные черты проявляются в распределении многих природных компонентов. Так, характерно круговое (циркумостровное) распределение климатических явлений: центральные части полуострова отличаются от прибрежных - на побережье меньше осадков, большая продолжительность солнечного сияния, дуют бризы. Крымские горы образуют как бы еще один остров, «насаженный» на основной.

Располагаясь на крайнем востоке обширной зоны Средиземноморья, Крымский полуостров является «мостом», соединяющим его с другими регионами (Ближний Восток, Кавказ, Восточно-Европейская равнина). Крым - место, где наблюдается смена областей географического распространения растений и животных. Это способствует видовому богатству и придает своеобразие флоре и фауне.

Разнообразна и поверхность полуострова: обширные плоские равнины чередуются с расчлененными возвышенностями, которые на юге сменяются горными массивами, круто обрывающимися к морю. Из-за субширотно (т. е. почти широтно) расположенных Крымских гор в пределах сравнительно небольшого полуострова наблюдается резкий контраст между климатами: от степного климата умеренного географического пояса в равнинной части до субсредиземноморского (с элементами субтропического) на Южном берегу.

Крым разделяет административно на следующие районы, карты которых представлены в Приложении:

o   Алуштинский

o   Бахчисарайский

o   Белогорский

o   Джанкойский

o   Кировский

o   Красногвардейский

o   Красноперекопский

o   Ленинский

o   Нижнегорский

o   Первомайский

o   Раздольненский

o   Сакский

o   Севастопольский

o   Симферопольский

o   Советский

o   Судакский

o   Феодосийский

o   Черноморский

o   Ялтинский

На сегодняшний день туризм в Крыму распределен не равномерно, что сказывается на неэффективности распределения дохода от туристской отрасли

Число прибывающих в Крым ж/д транспортом увеличилось в 2011 с 1773627 до 1792837

Показатели уменьшились по авиатранспорту и несколько ниже, чем по предыдущему виду перемещения, что обусловлено объективными причинами, с в 2011 с 93640 до 92823.

На автотранспорте, пересекшим ТГУ на т/п «Крым-Паром», количество пассажиров уменьшилось с 101493 до 69871

Проанализируем количественные показатели туризма в Крыму

Таким образом, наиболее популярным транспортом в Крыму для туристов является железная дорога, что обусловлено ценовой политикой и доступностью данной услуги широкому кругу потребителей РФ, со среднестатистическим доходом.

В таблице 2.2 представлен численный показатель туристов отдыхающих «организованно» и «дикарем».

Таблица 2.2 Число отдыхающих в Крыму


С начала 2011 года

С начала 2010 года

К-во отдохнувших всего, рассчитанное по методике, разработанной КАПКС

925667

879462

в том числе: - к-во организованно отдохнувших (по данным исполкомов)

246619

276814

- к-во зарегистрированных неорганизованно отдохнувших

38579

43467


Таким образом, организованных туристов больше, чем «дикарей», что тоже обусловлено хорошим уровнем обслуживания и доступностью цен. Однако, число туристов уменьшается, что обусловлено внесезоньем, и природными катаклизмами.

В таблице 1.3 представлена информация о деятельности здравниц.

Таблица 2.3 Работа здравниц Крыма (по данным исполкомов)

Количество здравниц всего:

641

мест в них

149248

Предназначено для круглогодичного использования

245

 Количество работающих здравниц:

в 2011 г.

в 2010 г.


432

448

мест в них

125864

128345

количество отдыхающих (чел.)

72939

85459

Коэффициент заполняемости здравниц (%)

48.9

Заполняемость работающих здравниц (%)

58.0

66.6


Выводы: Не смотря на высокие показатели (879462) предыдущих таблиц, данные этой не вполне удовлетворительные. Невысокая наполняемость и невысокий коэффициент наполняемости говорит о том, что здравницы работают на предельном бюджете, практически чуть выше себестоимости услуг.

2.2 Достопримечательности Крыма

познавательный туризм маршрут крым

Первая в России туристско-экскурсионная организация появилась в Одессе в 1890 г. и называлась Крымский горный клуб. Из названия следует, что деятельность клуба была связана с нашим полуостровом, и действительно, именно у нас, впервые в Российской империи, появился пешеходный, конный, автобусный, спелеотуризм (осмотр пещер) и спортивное скалолазание.

Центры туризма. Севастополь, город-герой. История Севастополя - это история Черно-морского флота, сражений и побед, трагических и героических событий на суше и на море. Но древняя земля Гераклейского полуострова интересна также своей античной и средневековой историей, здешние ландшафты живописны и уникальны. Севастополь - город современной промышленности, прежде всего, судостроения, город науки.

Большая Ялта, протянулась вдоль Черного моря от г. Аю-даг до мыса Сарыч примерно на 70 км. Сюда входят города Ялта и Алупка, несколько курортных поселков от Гурзуфа до Фороса, села, окруженные виноградниками, садами и плантациями, а также Ялтинский горно-лесной заповедник.

Большая Алушта. Ее протяженность от г. Аю-Даг до с. Приветное около 80 км. Крупных курортов два - город Алушта и поселок Партенит, много сел у побережья и в глубине долин. Горные пешеходные экскурсии из Алушты очень содержательны и романтичны: Чатырдаг, маршруты в Долину Привидений, к водопаду Джур-Джур.

Бахчисарай. В Юго-западном Крыму интересные природные, археологические, военно-исторические, культурные памятники; современные научные, сельскохозяйственные, промышленные объекты следуют на вашем пути непрерывной чередой. И в каждом есть своя «изюминка»: или это оригинальные фигуры выветривания - «сфинксы» (а попросту, бабы), гроты и навесы со стоянками древнего человека, или знаменитые «пещерные» города, или памятники славных сражений и подвигов, или плантации экзотических эфирно-масличных культур.

В бывшем ханском дворце в центре старого города расположен знаменитый Фонтан слез - место паломничества всех, кто любит поэзию.

Судакский район. По площади район почти такой же, как Большая Ялта или Алушта, но населен реже, а побережье почти не застроено. Морские экскурсии хороши, особенно у подножия Судакской крепости, мимо замечательных бухт Нового Света или «каменного органа» - взорвавшегося в незапамятные времена вулкана Карадаг.

Феодосия. Сюда относится также поселок Коктебель - знаменитый своими культурными традициями и славными именами. Музей планеризма, дом-музей М. Волошина - это, конечно, нужно увидеть. Ну а здешние вина (а также коньяки) и попробовать.

В самой Феодосии непременно посмотрите картинную галерею им. К. И. Айвазовского, дом-музей Александра Грина, башни генуэзской крепости.

Керчь. Город-герой, вошедший в историю Великой Отечественной войны славными и трагическими событиями, беспримерным мужеством своих защитников и освободителей. В глубокой древности на берегах Керченского пролива протекала бурная и драматическая история Боспорского царства.

Крым - самый «музейный» регион Украины

В Крыму действуют 17 государственных музеев c 26 филиалами.

Есть еще ведомственные, музеи предприятий и частные, например, Дом-музей Елены Нагаевской и Александра Рома в Бахчисарае.

Территориальное размещение основных музеев Крыма представлено в Приложении 1.1

2.3 Оценка степени привлекательности центров туризма


Для анализа степени привлекательности туризма проведем исследование SWOT-анализ, которое позволит определить состояние туристической отрасли в Крыму.

Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми можно столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге.анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны изучаемого объекта, а также потенциальные возможности и угрозы.анализ - один из универсальных инструментов анализа ситуации, который можно использовать для разных задач, но чаще всего он используется для выработки стратегий разного уровня, определения приоритетов. Кроме того, SWOT-анализ - это способ систематизировать всю имеющуюся информацию по вопросу, а также понять - какой информации не хватает для принятия решения.

Для проведения SWOT-анализа заполняется матрица/таблица из 4 ячеек, в которых фиксируются:

·        Сильные стороны (Strengths) с точки зрения ее внутренних ресурсов. Сильная сторона - это то, в чем изучаемый объект преуспел или какая-то особенность, предоставляющая его дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (более хороший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, большая узнаваемость товарной марки). Сила может являться результатом создания альянса с партнером, имеющим опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности изучаемого объекта.

·        Слабые стороны компании (Weaknesses) с точки зрения ее внутренних ресурсов. Слабая сторона - это отсутствие чего-то важного для функционирования изучаемого объекта или то, что ему не удается по сравнению с другими и ставит его в неблагоприятное положение. Слабая сторона, в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать объект уязвимым, а может и нет.

·        Возможности (Opportunities), возникающие во внешней среде. Возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать объект.

·        Угрозы (Threats), возникающие во внешней среде и которые могут непосредственно угрожать объекту или анализируемой ситуации.

Цель проведенного в данной работе SWOT-анализа состоит в определении условий и ограничений развития инфраструктуры познавательного туризма, на базе которого определяются основные факторы (внутренние и внешние), обуславливающие перспективы его становления, а также осуществляются прогнозы и оценки перспективной потребности в инфраструктурных объектах.

Таким образом, SWOT-анализ способствует выбору стратегических направлений развития инфраструктуры познавательного туризма при оптимальном сочетании вышерассмотренных разнонаправленных факторов, что является важным показателем научной обоснованности и определяющей характеристикой практической ценности разрабатываемых рекомендаций.

Анализируя туристический рынок Крыма, можно выделить главные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для развития туризма в Крыму.

Сильные стороны развития инфраструктуры познавательного туризма в Крыму:

·   наличие гостиничных комплексов в Крыму, включающих в себя среднего и экономического класса, способных удовлетворить потребности в размещении различных групп путешественников;

·   наличие системы объектов инфраструктуры культурно-познавательного туризма (музеи, театры, киноконцертные залы, дворцы, особняки и т.д.), базирующаяся в значительной мере на использовании объектов историко-культурного наследия (храмы, соборы, церкви) в Крыму;

·   достаточно развитая транспортная инфраструктура, представленная практически всеми видами транспорта;

·   наличие системы общественного питания, представленная разнообразными объектами и национальными кухнями;

·   динамично развивающаяся система торговли;

·   наличие зон (территорий) туристской активности, в рамках которых сконцентрированы достопримечательные объекты, а также объекты инфраструктуры познавательного туризма, отдыха и развлечений;

·   развитая инфраструктура санаторно-курортного туризма.

·   Выгодное рекреационно-географическое положение. Использование туристского потенциала для кольцевых, радиальных, линейных маршрутов

·   Наличие действующих турпредприятий

·   Согласованность деятельности организаций, работающих в туротрасли.

·   Наличие нормативных документов, способствующих развитию туротрасли городского округа.

·   Наличие комплексной городской программы развития туризма.

·   Наличие оформленных бизнес-планов инвестиционных проектов по туристским объектам.

Слабые стороны развития инфраструктуры познавательного туризма в Крыму:

·   недостаток средств финансирования;

·   нехватка объектов индустрии отдыха и развлечений (развлекательных комплексов, тематических парков и т.д.);

·   Недостаточные внутренние ресурсы городской экономики для инвестирования в развитие предприятий;

·   Недостаточные усилия по привлечению внешних инвестиций в развитие местной экономики

·   Отсутствие совместных проектов экономического развития туристской отрасли города и района

·   Отсутствие или недостаточно эффективная работа отделов маркетинга по продвижению туристской продукции отдельных предприятий на рынок услуг

·   Незнание иностранных языков

·   наличие проблем с благоустройством территорий, прежде всего, прибрежных.

Возможности развития инфраструктуры познавательного туризма

o   Наличие развитой базы стройиндустрии, благоприятного инвестиционного климата, содействующих привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений.

o   Диверсификация источников приобретения нефти и газа для Украины, которая может привести к замедлению цен на эти энергоносители.

o   Привлечение (приход) инновационных производств в туристской отрасли.

o   Создание дополнительных рекреационных объектов для местного населения и въездных туристов.

o   Увеличение туристического потока.

o   Увеличение объема и разнообразия рекреационных и туристических услуг.

o   Расширение сети туристских маршрутов.

o   Реконструкция и оснащение современным специализированным оборудованием объектов обслуживания.

o   Создание новых рабочих мест в сфере туризма и смежных отраслях.

o   Создание благоприятных условий для отвечающего современным потребностям культурно-массового отдыха, как для местного населения, так и для гостей города.

o   Повышение надежности и качества обслуживания.

o   Увеличение предприятий в сфере туризма.

o   Рациональное использование природного и культурного наследия (потенциала)

o   Повышение привлекательности города как сферы международного сотрудничества.

o   Увеличение объема иностранных инвестиций в экономику города.

Угрозы развития инфраструктуры познавательного туризма в Крыму:

·   Чрезмерная антропогенная нагрузка на культурно-исторические памятники, обусловленная увеличивающимися турпотоками в город;

·   Административные барьеры при осуществлении деятельности в сфере туризма.

·   Усиление конкуренции для местных предприятий

·   Повышение цен на энергоносители

·   Возрастание темпов инфляции

·   Разорение малых предприятий и поглощение их крупными монополиями.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

o   Туристская инфраструктура Крыма находится на стадии развития туристских услуг,

o   Основные опасности данной отрасли связаны с внутренней и внешней политикой государства,

o   Для увеличения степени привлекательности отдельных объектов необходимо внешнее финансирование и маркетинговые технологии,

o   Внешнее инвестирование возможно из-за положительного инвестиционного климата.

o   Увеличение туристического потока.

o   Увеличение объема и разнообразия рекреационных и туристических услуг.

o   Расширение сети туристских маршрутов.

o   Высокая степень привлекательности центральных турцентров туризма в Крыму.

Мы оценим потенциал центра Крыма с точки зрения уровня развития культурно- познавательного туризма. Для этого мы использовали балльные оценки. Эти баллы рассчитывались исходя из числа важных объектов познавательного туризма: музеев, театров, дворцов, архитектурных памятников, и т.д. Чем их больше, тем больший балл получил турцентр.

Проанализируем 21 объект Крыма

1.       город Алушта  <http://travels-ua.com/crimea/alushta.htm>-14

.        город Алупка  <http://travels-ua.com/crimea/alupka.htm>-13

.        город Бахчисарай  <http://travels-ua.com/crimea/bahchisaray.htm>-58

.        поселок Береговое  <http://travels-ua.com/crimea/beregovoe.htm>-6

.        город Евпатория <http://travels-ua.com/crimea/evpatoriya.htm> -5

.        поселок Мисхор <http://travels-ua.com/crimea/gaspra_misxop.htm> -7

.        поселок Гаспра  <http://travels-ua.com/crimea/gaspra_misxop.htm>-2

.        поселок Гурзуф <http://travels-ua.com/crimea/gurzuf.htm> -6

.        поселок Кацивели <http://travels-ua.com/crimea/kaciveli.htm> -6

.        город Керчь <http://travels-ua.com/crimea/kerch.htm> -24

.        поселок Коктебель  <http://travels-ua.com/crimea/koktebel.htm>-4

.        поселок Массандра <http://travels-ua.com/crimea/massandra.htm> -5

.        поселок Новый Свет  <http://travels-ua.com/crimea/novsvet.htm>-6

.        поселок Партенит <http://travels-ua.com/crimea/partenit.htm> -12

.        город Саки <http://travels-ua.com/crimea/saki.htm> -11

.        город Севастополь <http://travels-ua.com/crimea/sevastopol.htm>-58

.        город Симеиз  <http://travels-ua.com/crimea/simeiz.htm>-13

.        город Симферополь <http://travels-ua.com/crimea/simferopol.htm> -30

.        город Судак  <http://travels-ua.com/crimea/sudack.htm>-17

.        город Феодосия <http://travels-ua.com/crimea/feodosiya.htm>-11

.        город Ялта <http://travels-ua.com/crimea/yalta.htm>-57

.        Старый Крым-12

Выставим балльные оценки по достопримечательностям данных объектов, и определим коэффициент привлекательности:

·        главные (допустим, больше 50 баллов): Севастополь, Ялта, Бахчисарай;

·        крупные (от 15 до 35 баллов): Керчь, Судак, Симферополь;

·        средние (от 10 до 15 баллов): Алупка, Алушка, поселок Партенит <http://travels-ua.com/crimea/partenit.htm>, город Саки <http://travels-ua.com/crimea/saki.htm>, Старый Крым, Гурзуф, Балаклава, Симеиз, Феодосия;

·        небольшие (1-10 балла): Береговое, город Евпатория <http://travels-ua.com/crimea/evpatoriya.htm>, поселок Мисхор <http://travels-ua.com/crimea/gaspra_misxop.htm>, поселок Гаспра <http://travels-ua.com/crimea/gaspra_misxop.htm>, поселок Гурзуф <http://travels-ua.com/crimea/gurzuf.htm>, поселок Кацивели <http://travels-ua.com/crimea/kaciveli.htm> - Коктебель, Форос,

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что центральными туристскими центрами Крыма являются:

o   Алушта

o   Большая Ялта

o   Симферополь

o   Бахчисарай

o   Севастополь

o   Судакский р-он, Феодосия

o   Евпатория

o   Керчь

Другие регионы обладают не значительными культурными достопримечательностями или не известными внешним туристам, что говорит о неграмотной организации потока туристов.

Глава 3. Разработка мероприятий по интенсификации познавательного туризма в Крым

 

.1 Анализ предложений туристского рынка


Проанализируем предложения турфирм Крыма по организации внутреннего туризма. Анализ представлен в табличной форме в приложении 3.1

Анализируя предложения турфирм, Крыма я пришла к следующим выводам, не смотря на насыщенные программы, турфирмы предлагают посетить одни и те же музеи, рейтинговые, однако при этом практически не задействуются музеи тематические, меньшие по количеству экспонентов и выставочных площадей.

Также проведем экспертно-балльную оценку привлекательности туристских центров по посещаемости по 3 балльной системе.

Три балла давалось объекту, если он самый известный, посещаемый и часто встречается в программах тура, как обязательное место посещение. Два балла, если один из этих критериев не выполняется, один балл - если не выполняется два и более критерия.

Таблица представлена в приложении 3.2

Наиболее часто посещаемые дворцы

·        Ханский дворец в Бахчисарае -3

·        Ливадийский дворец -3

·        Алупкинский (Воронцовский) дворец -3

·        Массандровский дворец -3

Наиболее часто посещаемые пещеры.

·        Эмине-Баир-Хосар -2

·        Мраморная -3

·        Красная -3

Наиболее часто посещаемые природные комплексы.

·        Ай-Петри -3

·        Никитский ботанический сад -3

·        Крымский природный заповедник -1

·        Долина привидений -2

·        Ласпи -3

Наиболее часто посещаемые пещерные города.

·        Чуфут-Кале -3

·        Мангуп -Кале -2/1

Наиболее часто посещаемые водопады.

·        Учан-су -3

·        Джур-джур -2

·        Су-учхан -1

Также на сегодняшний день турфирмы Крыма предлагают следующие тематические туры:

·        Водопады Крыма (Учан-су, Джур-джур, Су-учхан)

·        Вина Крыма; дегустация крымских вин в Институте винограда и вина «Магарач», дегустация крымских вин на Инкерманском заводе, егустация крымских вин «Золотая Амфора» - экскурсия по виноградникам и заводу

·        Кольцо Тавриды4 посещение центральных исторических, литературных музеев и религиозных центров.

·        Военно-патриотический тур; посещение таких музеев как: Пешеходная обзорная экскурсия по Севастополю: площадь им. П.С. Нахимова, мемориал, посвященный обороне 1941-42г.г., Графская пристань, Памятник Затопленным кораблям, памятник Казарскому. Экскурсия в музей КЧФ. Среди экспонатов музея много уникальных предметов, в том числе вещи, принадлежавшие адмиралам В.А. Корнилову, П.С. Нахимову, хирургические инструменты Н.И. Пирогова. Экскурсионная программа, посвященная событиям Крымской войны: 4-й бастион, музей-панорама «Оборона Севастополя 1854-55 гг.». Автобусная экскурсия на Сапун-гору - ключевую позицию на подступах к Севастополю в июне 1942г., выставка военной техники времен В.О.В. Посещение диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944г.»., возложение цветов у вечного огня. Посещение часовни Георгия-победоносца. Автобусная экскурсия в Балаклаву. Осмотр Генуэзской крепости - образца оборонительных сооружений XIYв. н.э. Посещение морского музейного комплекса «Балаклава» - бывший завод по ремонту подводных лодок. Морская прогулка на катере по Большой Севастопольской бухте, где базируются корабли Черноморского флота. Пешеходная экскурсия к раскопкам историко-археологического заповедника Херсонес. Знакомство с культурой и бытом древней Греции и Рима, местом крещения князя Владимира и его войска, возрожденный Владимирский собор.

Таким образом, можно сказать следующее

Исторические туры имеют следующие особенности:

·        в программах присутствуют различного типа экскурсии - пешеходные, автобусные и речные,

·        программа предусматривает свободное время, чаще всего после 14 часов, что позволяет туристам посвятить вечер - посещениям театров, магазинам и прогулкам в центре,

·        питание - на выбор туриста,

·        продуманная историческая тематика экскурсий,

·        логичность, завершенность построения программы,

·        названия экскурсий стандартны и не отличаются оригинальностью,

·        четко продуманный трансфер

Историко-военные туры позволяют выделить ряд особенностей:

·        данный тур относятся, к виду - военно-исторический тур,

·        схожесть в программе,

·        программы узконаправленны, и не имеют «изюминки».

Литературно-музыкальные туры имеют следующие особенности:

·        в программе присутствуют не только культурно-развлекательные мероприятия, но и обучающие, (посещение лекций, и музыкальных высших учебных заведений,

·        в программах присутствуют различного типа экскурсии - пешеходные, автобусные и речные,

·        названия экскурсий носят поэтический, оригинальный характер,

·        в программе предусмотрено свободное время вечером,

·        обязательно присутствует экскурсия за город,

·        посещение музеев-квартир,

·        посещение известных соборов и театров Крыма.

 

.2 Разработка карты маршрутов для разной целевой аудитории


Первичный анализ социальной стратификации потребителей познавательного туризма в Крыму позволяет определить социо-демографические характеристики этой категории:

. Возрастной состав:

лица в возрасте до 18 лет - 7,5 %;

лица в возрасте от 19 до 65 лет - 92 %;

лица в возрасте старше 65 лет - 0,5 %.

Комментарии:

В возрастном составе наиболее многочисленную группу составляют лица трудоспособного возраста - 92 %. Это является косвенным указанием на то, что состав туристского потока находится в прямой зависимости от платежеспособности населения. Незначительная на этом фоне численность групп респондентов детского и пенсионного возраста указывает на необеспеченность данных групп денежными средствами, необходимыми для оплаты отдыха. Это также указывает на недостаточность средств, выделяемых по социальным программам, направленным на обеспечение отдыха и оздоровление населения. Выявленное соотношение указывает на тенденцию сокращения объемов детского туризма и туризма людей старшего возраста, что противоречит общемировой тенденции развития туристского рынка, на котором доля услуг в области детского и молодежного, а также туризма людей старшего возраста увеличивается. В данном случае допускается погрешность при определении доли лиц до 18 лет, т.к. опрос не производился в детских учреждениях отдыха.

. Пол: мужчины - 53 %; женщины - 47 %.

Комментарии:

Данное соотношение не соответствует обычному соотношению половых групп в туризме, где доля женщин, как правило, превышает долю мужчин, и женщины играют ведущую роль в выборе вариантов отдыха, кроме того, являются наиболее инициативной группой населения, организующей туристские поездки.

. Гражданство:

граждане России - 98,2 %,

из них жители северо-западных регионов- 60,6 %,

жители южной области- 25,3 %,

жители восточной области - 2,2 %,

жители других регионов и городов - 11,9 % (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Якутск, Красноярск, Екатеринбург, Мирный, Нерюнгри, Уфа, Омск, Псков, Казань, Благовещенск, Владивосток, Черемхово, Магадан, Свирск, Рига, Хабаровск, Тюмень).

граждане зарубежных стран: 1,8 % (Германия, Англия, Канада, США, Люксембург, Чехия, Швейцария, Новая Зеландия, Польша, Латвия, Китай).

Комментарий:

Эти данные в целом подтверждают официальные данные государственной статистики в сфере туризма. В структуре видов туризма внутренний туризм составляет 85 %, въездной - 10 %, выездной - 5 %. Данное соотношение характеризует здоровую тенденцию на местном рынке, что связано с действием рядом факторов, в том числе: тенденцией увеличения объемов внутреннего туризма в России в целом, увеличением привлекательности Крыма, как туристского региона.

. Семейное положение: семейные - 52,9 %; холостые - 47,1 %.

Комментарии:

Преобладающее количество семейных туристов, а также наличие предпочтений у 29 % респондентов (пункт 25) отдыхать с детьми и у 27,1 % отдыхать с родственниками указывает на высокую потребность в организации форм семейного отдыха и туризма. В то же время, количество объектов размещения, организующих отдых полных и неполных семей, родителей с детьми, в общем количестве объектов туризма на территории республики составляет ориентировочно 20 %. В связи с тем, что условия деятельности объектов размещения, а также их предложения на рынке, в настоящее время не изучены, данная цифра приблизительно определяет предложения. Определение точного соотношения уровней спроса и предложений на услуги семейного туризма являются предметом отдельных исследований. В любом случае наличие спроса предполагает создание специфических условий для отдыха семей.

Высокая доля холостых респондентов является иллюстрацией типичной для туризма ситуации, в которой выражаются социальные функции туризма, прежде всего, его коммуникативная функция, когда отдых используется как эффективный способ общения и новых знакомств, следствием чего часто является создание новых семей. Это же подтверждается данными из пункта 25 (отдых и новые знакомства - 23,1 %, отдых и развлечения - 50,9 %, отдых и общение с друзьями - 44,7 %), а также данными из пункта 30 (общение с другими отдыхающими 20,3 %, интимные связи - 10,2 %). Данное соотношение, а также наличие потребностей в данных видах отдыха и занятий, указывают на наличие высокой потребности в условиях, позволяющих реализовать ожидания туристов.

. Количество детей в семье:

один ребенок - 25 %; два ребенка - 28,2 %; три ребенка и более - 0,06 %.

. Возраст детей и молодых людей, прибывших с родителями:

младше 5 лет - 13,23 %; 5-10 лет - 19,84 %; 10-15 лет - 28,42 %; 15-18 лет - 15,91%; молодые люди старше 18 лет - 22,61 %.

Комментарии:

Данные о наличии у большинства семейных туристов 1-2 детей, а также явно выраженная тенденция, когда с родителями отдыхают не только дети младших возрастов, но и совершеннолетние дети, подтверждают высокую потребность в организации семейного отдыха.

. Образование:

высшее - 43 %. %; среднее специальное - 29,6 %; неполное высшее - 10,9 %; среднее - 9,2; неполное среднее - 7,3 %;

. Ученая степень: кандидаты наук - 2,7 %; доктора наук - 1,2 %.

Комментарии:

. Профессиональный состав:

гражданские служащие - 27,9 %; представители интеллигенции - 20,9 %; неработающие (пенсионеры, учащиеся, инвалиды, безработные) - 14,2 %; рабочие - 7,8 %; работники торговли и общественного питания - 5,8 %; предприниматели - 4,7 %; служащие органов государственной власти и управления - 2,4 %; военнослужащие - 1 %; руководители предприятий - 0,8 %; работники сельского хозяйства - 0,1 %; другие категории - 14,4 %.

Комментарии:

Профессиональный состав подтверждает высокий образовательный уровень респондентов, кроме того, косвенно указывает на достаточно высокий уровень требований к качеству услуг.

. Уровень доходов респондентов (по оценке самих респондентов):

средний - 62,6 %; ниже среднего - 15,3 %; выше среднего - 12,1 %; низкий - 8,9 %; высокий - 1,1%.

Комментарии:

Таким образом, туризм в Крыму доступен широкому кругу потребителей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

o   Потребность в детском, семейном познавательном туризме позволяет разработать и внедрить новые маршруты и услуги,

o   Состояние спроса и возрастной показатель говорит о рентабельности развития туризма,

o   Средний доход туристов позволяет развитие смежных направлений деятельности с туризмом - сувениры, питание и проживание.

Грамотное распределение дохода от туристской сферы деятельности позволит поднять туризм в Крыму на более высокий уровень и сделать его инвестиционно-привлекательным для иностранных.

Разработка новых предложений на базе данных экскурсионных программ позволит расширить предложения на рынке туруслуг.

Для туристов, посещающих Крым 1-й раз

ПРОГРАММА ТУРА

1 день: Встреча на ж/д вокзале г. Симферополя. Трансфер Симферополь - Судак. Путевая информация по маршруту.

Похожие работы на - Туристский потенциал Крыма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!