Управление земельными ресурсами Ракитненского СМО

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    374,33 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление земельными ресурсами Ракитненского СМО

Введение

Процесс управления земельными ресурсами неразрывно связан с процессом эффективного их использования как основного национального богатства. Повышение значимости этой проблемы вызвано тем, что состояние земель постоянно ухудшается: земля деградирует, плодородие почвы снижается, негативные процессы усиливаются, идет недопустимое загрязнение природной среды и нарастает экологический кризис, истощаются природные ресурсы.

Все это требует коренного изменения отношения к земле, принятия решительных мер, прекращающих негативные процессы. Настоятельной потребностью стали разработка законодательной, нормативной и информационной базы, научного обеспечения правового, экономического и организационного механизмов регулирования земельных отношений, учет традиций, национальных особенностей и государственных интересов в вопросах использования земли.

Для эффективного управления земельными ресурсами и принятия решений в области регулирования земельных отношений управляющие органы и все субъекты земельных отношений должны быть обеспечены достоверной и оперативной информацией о состоянии земельного фонда и динамике его развития, что позволит прогнозировать его развитие и принимать решения, обеспечивающие рациональное использование земель.

1. Особенности информационного обеспечения управления земельными ресурсами

земля градостроительный кадастровый стоимость

Процесс управления земельными ресурсами неразрывно связан с процессом эффективного их использования как основного национального богатства. Повышение значимости этой проблемы вызвано тем, что состояние земель постоянно ухудшается: земля деградирует, плодородие почвы снижается, негативные процессы усиливаются, идет недопустимое загрязнение природной среды и нарастает экологический кризис, истощаются природные ресурсы.

Все это требует коренного изменения отношения к земле, принятия решительных мер, прекращающих негативные процессы. Настоятельной потребностью стали разработка законодательной, нормативной и информационной базы, научного обеспечения правового, экономического и организационного механизмов регулирования земельных отношений, учет традиций, национальных особенностей и государственных интересов в вопросах использования земли.

Для эффективного управления земельными ресурсами и принятия решений в области регулирования земельных отношений управляющие органы и все субъекты земельных отношений должны быть обеспечены достоверной и оперативной информацией о состоянии земельного фонда и динамике его развития, что позволит прогнозировать его развитие и принимать решения, обеспечивающие рациональное использование земель.

Информация в системе управления земельными ресурсами - это совокупность данных, создаваемых и хранящихся в специализированных информационных системах, предназначенная для решения задач управления земельными ресурсами конкретного административно-территориального уровня.

Главное требование системы управления земельными ресурсами к информации - точное потребительское назначение информации, своевременность ее представления, оптимальность степени генерализации. По управляющему воздействию информации - точное потребительское назначение информации, своевременность ее представления, оптимальность степени генерализации.

Управление земельными ресурсами представляет собой совокупность функций системы управления, направленной на рациональное использование земельных ресурсов. Объемом такого управления является весь земельных фонд Российской Федерации. Предметом управления данной системы является процессы организации управления земель. Основными аспектами в сфере управления земельными ресурсами являются:

.        Политический-обеспечивает выполнение социально-политических, экономических и экологических задач по рациональному использованию земли;

.        Административно-управленческий - формирует системы государственных и муниципальных органов в сфере управления земельными ресурсами;

.        Правовой - обеспечивает рациональное использование и охрану земель на основании законодательства;

.        Научный - связан с разработкой научно обоснованных рекомендаций в области управления земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического прогресса;

.        Экономический - определяет условия эффективного использования земель;

.        Внедренческий - обеспечивает разработку и осуществление экономических, социальных рычагов, стимулов по рациональному использованию земель /1/.

Под информационным обеспечением управления земельными ресурсами понимают систему сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях. В состав информационного обеспечения входят:

.        Нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы;

.        Текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритм выработки решений;

.        Накапливаемые оперативные учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы.

Необходимость информационного обеспечения в области управления земельными ресурсами обуславливается следующими причинами:

.        Наличием растущих объемов информации, которую необходимо обработать в кратчайшие сроки;

.        Необходимостью тщательной проверки поступающей информации (как для принятия самого решения, так и для рассматриваемых альтернатив);

.        Разнородностью и противоречивостью поступающей информации.

Важнейшие условия организации информационного обеспечения следующие:

.        Агрегация и фильтрация информации;

.        Зависимость степени агрегации от уровня принятых решений;

.        Централизованное управление информационными ресурсами, синхронное поддерживание данных для всех видов и способов использования;

.        Отсутствие необходимости контролировать избыточность данных вследствие их интеграции;

.        Однократный ввод и многократное использование данных благодаря устранению дублирования;

.        Унификация средств организации данных и независимость от их прикладных программ;

.        Обеспечение максимальной полноты сведений для управляющих структур.

Выполнение этих условий предусматривает комплексное использование массивов информации при решении разнообразных задач в системах организационного управления.

Современное информационное обеспечение систем управления земельными ресурсами обязательно включает в себя отдельные, самостоятельно функционирующие подсистемы, что обусловлено рядом факторов:

.        Поскольку процесс формирования систем управления земельными ресурсами длителен, то при современной быстроизменяющейся экономико-информационной среде объекта управления внедряемая длительное время система не будет обладать высокой степенью информационной адекватности анализируемой территории;

.        В любой территориальной системе управления земельными ресурсами существуют массивы, использование информации которых обеспечивает значительно больший экономический эффект, чем от других массивов.

Неотъемлемой частью современных информационных технологий является создание подсистем, ориентированных на сложный анализ данных и являющихся модулями поддержки принятия управленческих решений.

Последовательность информационного обеспечения процесса формирования системы управления земельными ресурсами показана на рисунке 1.1.

В условиях в современных технологий условия сбора, обработки и хранения информации информационный ресурс - это специально организованный набор баз данных, которые адекватно отображают совокупность предметных областей всех пользователей системы.

Рисунок 1.1 - Последовательность информационного обеспечения процесса формирования системы управления земельными ресурсами

С повышением уровня управления меняется и его направленность. На низших уровнях управления решаемые задачи имеют тактический характер. Это объясняется тем, что, с одной стороны, управляющий орган расположен в непосредственной близости от управляемого объекта и может получать детальную информацию о любых отклонениях от плана и быстро принимать соответствующие решения. С другой стороны, имеющиеся ресурсы не позволяют решать долгосрочные задачи. Высшие органы управления в основном решают стратегические задачи, связанные с перспективным планированием, перераспределением ресурсов, но не могут решать тактических задач в таком же объеме, как на низших уровнях. Такая особенность систем управления земельными ресурсами не всегда отражается в информационных системах. Потоки информации, идущие от низших уровней управления к высшим, представляют собой практически одни и те же сведения, которые лишь суммируются, обобщаются по мере продвижения к верхним уровням управления. Именно с этим связано то обстоятельство, что чем выше уровень управления, тем больше дублирование сведений, меньше коэффициент их использования. Проблема информационного обеспечения органов федеральной и региональной власти, местного самоуправления, а так же всех субъектов земельных отношений может быть решена на основе единой информационной политики и создании единого информационного пространства, которое позволит сформировать цивилизованный рынок информационных ресурсов, содержащих сведения о земельных участках и иных объектах недвижимости /2/.

Создание комплексной территориальной информационной системы - одна из важных задач в области государственного и муниципального управления территорией. Она включает формирование и взаимосогласованное ведение различных ведомственных кадастров, реестров, регистров, обеспечивающих органы государственной власти и муниципального управления достоверной и комплексной информацией об объектах среды жизнедеятельности человеческого общества /3/.

Базовым элементов создания единого информационного пространства должны стать земельные участки, к которым привязаны здания и сооружения, расположенные на соответствующей территории. Такой подход облегчает создание титульной системы регистрации прав, которая включает экспертизу юридической чистоты титула и присвоение объекту уникального кадастрового номера. При этом государство гарантирует права на недвижимость, а объекты недвижимости становятся товаром только после государственной регистрации. Для формирования и функционирования земельного рынка требуется четкая идентификация прав собственности и границ земельных участков. Для проведения экономической оценки земель требуются идентификация участка, информация о его границах, площадях и наложенных ограничениях, экологических и пространственных условиях /2/.

Таким образом, применяемое в настоящее время информационное обеспечение управления земельными ресурсами лишь частично удовлетворяет предъявляемым требованиям. Имеющиеся информационные системы функционируют только в крупных административных центрах и специализируются на ведении городского кадастра. Это обусловлено в первую очередь разными категориями земель и финансовыми возможностями их пользователей. Вместе с тем, земли городов являются пространственным базисом, на котором размещаются здания и сооружения, наземные и подземные коммуникации, дороги и площади, зеленые насаждения. Земельный налог, взимаемый с одного гектара городских земель, на порядок выше налога за использование сельскохозяйственных угодий. Несоизмерима и стоимость выполняемых землеустроительных работ. Для районных комитетов области, ведущих в основном учет сельскохозяйственных земель и земель некрупных населенных центров, приобретать и поддерживать такие системы достаточно сложно /1/.

2. Природно-экономическая характеристика Хабаровского района

Хабаровский район - административно-территориальная единица и муниципальное образование в Хабаровском крае России. Администрация района находится в городе Хабаровске. Город Хабаровск не входит в состав Хабаровского района, являясь самостоятельным муниципальным образованием - городским округом. Хабаровский район расположен в юго-западной части Хабаровского края. Состоит из двух отдельных частей, разделённых территорией Амурского района и рекой Амур. Южная (правобережная) часть расположена вокруг города Хабаровска, а северная (левобережная) - по левому берегу реки Амур, в бассейне реки Тунгуска и её притоков. Граничит со следующими районами Хабаровского края: с Солнечным и Верхнебуреинским на севере и северо-западе, с Амурским в центре, с районом имени Лазо на юге, с Нанайским - на востоке. На западе граничит с Еврейской автономной областью. Основные реки - Амур, Уссури и Амурская протока, Сита, Обор, Тунгуска, Кур, Урми, Каменушка, Чирки, Осиновая и другие. В районе также расположено Петропавловское озеро, которое через протоки Кривая, Чепчики, Малышевская и Петропавловская связано с Амуром, искусственное озеро Благодатное. Население района по переписи 2002 года составило 90 179 человек, из них 48 932 мужчин и 38 562 женщин (54,3% и 45,7% соответственно). Городское население составляет 6,5%, сельское - 93,5%. Крупнейшими населёнными пунктами района (на 2002 год) являются: посёлок Корфовский (население 5823 чел.), сёла Некрасовка (9435 чел.), Князе-Волконское (9206 чел.), Тополево (4241 чел.), Таёжное (4115 чел.) и другие.

На 1 января 2009 года всё население района оценивалось в 93 970 человек. Плотность населения составляет - 3,98 чел./км².

На территории района находятся 70 населённых пунктов: 7 посёлков и 63 села.

Рисунок 2.1 - Ракитненское сельское муниципальное образование на карте южной части Хабаровского района

Основными сельскохозяйственными отраслями в районе являются:

.        Мясное и молочное животноводство

.        Птицеводство

.        Заготовка кормов

.        Растениеводство (выращивание овощей, корнеплодов и фруктов)

.        Добыча и переработка полезных ископаемых (добыча гранита на Корфовском каменном карьере, добыча торфа в долине реки Сита, гидронамыв речного песка в русле Амура)

.        Переработка леса

.        Производство строительных материалов

.        Производство продуктов питания

.        Пчеловодство

.        Рыбная ловля и рыборазведение

3. Природно-экономическая характеристика Ракитненского сельского муниципального образования

3.1 Природно-климатическая характеристика Ракитненского сельского поселения

Ракитненское сельское поселение входит в состав Хабаровского муниципального района Хабаровского края и находится в его юго-западной части, примыкающей к г. Хабаровску. Границы поселения со всех сторон охвачены землями района и только на севере на небольшом участке граница поселения проходит по границе г. Хабаровска и имеется точка соприкосновения с границей Восточненского сельского поселения.

Общая территория Ракитненского сельского поселения в существующих границах на 2011 год составляет 2,5 тыс. га. Лесов, имеющих производственное значение, на территории поселения нет. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 1200 га, что составляет 48% от всей площади. В настоящее время работает мясоперерабатывающее предприятие ООО «Григ» и предприятие по выращиванию крупного рогатого скота ООО «Даниловка». В сфере обслуживания работают индивидуальные предприниматели и частные предприятия различных организационно-правовых форм.

В состав поселения входят три села: с. Гаровка-1, с. Гаровка-2, с. Ракитное. Все села находятся в пределах от 1,5 до 5 км от г. Хабаровска. Между собой села связаны дорогами с асфальтовым покрытием. Расстояние между селами от 2 до 5 км.

По данным инженерно-геологических изысканий, выполненных проектным институтом «Востокгипросельхозстрой» в 1967 году, рельеф территории села имеет ярко выраженный уклон с юго-запада (от сопки) на северо-восток к оврагу. Грунты, слагающие площадку, представлены суглинками различной консистенции. Площадка расчленена балками и оврагами, что придает рельефу волнистый характер. В южной части территории поселения расположены небольшие сопки, которые можно использовать для добычи гравия. Паводковыми водами село не затапливается, но в пониженных местах наблюдается застой атмосферных осадков. Территория поселения для строительства относится к категории благоприятных.

Таблица 3.1 - Климатические характеристики

Расчетная температура наружного воздуха в отопительном периоде при расчете тепловых нагрузок отопления и вентиляции

32˚С

Cреднее количество осадков

672 мм

Вес снегового покрова

10 кг/кВ.м

Глубина промерзания под снегом

198 см

Глубина промерзания под оголенной поверхностью

268 см

Средняя скорость ветра

5,1 м/сек

Преобладающее направление ветра за три наиболее жарких месяца

ЮЗ

Преобладающее направление ветра за три наиболее холодных месяца

ЮЗ

Преобладающее направление ветра годовое

ЮЗ


Земли сельскохозяйственного назначения, в основном, с лугово-бурыми оподзоленными почвами - это основной пахотный фонд поселения. Мощность гумусного горизонта пахотных земель 22-26 см, что дает возможность заниматься зерновыми и овощными культурами.

Ракитненское сельское поселение снабжается водой питьевого качества от подземных источников, вода которых не соответствует ГОСТу2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль качества», имеет повышенную минерализацию (жесткость) и избыточное содержание железа и марганца, поэтому требует предварительной очистки.

Из полезных ископаемых поселение богато запасами минерально-строительного сырья. Ракитненское месторождение глинистого сырья пригодно для получения керамического кирпича и керамзитового гравия. Гаровское месторождение глин пригодно для производства морозостойкого керамзитового гравия, месторождение суглинков можно использовать для производства керамзитового гравия и обыкновенного кирпича /4/.

3.2 Трудовая и экономическая характеристика Ракитненского сельского поселения

На территории Ракитненского сельского поселения проживает 5772 человека. Из них по с. Ракитное - 2339 чел., по с. Гаровка-1 - 1365 чел., по с. Гаровка-2 - 2068 чел. На территории поселения проживает 26 человек, относящихся к коренным малочисленным народностям Севера.

Таблица 3.2 - Возрастная структура поселения

Категория

Численность, чел.

Отношение к общей численности населения, %

Трудоспособное население

3351

58,05

Дети до 17 лет

1245

21,5

Лица, старше трудоспособного возраста

1176

20,3

Общая численность населения

5772

100


Таблица 3.3 - Занятость населения

Образование, %

1,9

Культура, %

0,44

Здравоохранение, %

0,23

ЖКХ, %

0,65

Торговля и общ. питание, %

1,89

РЖД, %

0,17

Сотрудники администрации, %

0,32

ИП, %

0,68

Прочие (милиция быт. обслуживание и т.д.), %

93,72


В связи с распадом совхоза «Гаровский» большая часть трудоспособного населения - 80% жителей - работают в г. Хабаровске.

На момент разработки Программы в Ракитненском поселении работает мясоперерабатывающее предприятие ООО «Григ» и предприятие по выращиванию крупного рогатого скота «Даниловка» на 740 голов, в т.ч. 410 коров. Надои на одну фуражную корову на 05.10.2010 составляют 5,9 кг молока. На землях поселения выращиваются зерновые культуры и соя.

На потребительском рынке работает 13 магазинов, хлебный киоск хлебозавода №6 г. Хабаровска, киоск «Союзпечать», две парикмахерские, две аптеки и аптечный киоск, мастерская по ремонту обуви.

В сфере оказания коммунальных услуг по линии ЖКХ работают предприятия ООО «Коммунальные сети Ракитненские», ООО «Жилищно-эксплуатационный центр «Ракитненское» и ООО «ПП-ДПТС».

В 2010 году налоговые и неналоговые доходы бюджета Ракитненского сельского поселения составили 11622 тыс. рублей.

В 2010 году собственные доходы бюджета Ракитненского сельского поселения составили 11622 тыс. рублей, в расчете на одного жителя 2014 рублей. Поступило в местный бюджет из бюджетов других уровней 8669 тыс. рублей, в расчете на одного жителя 1502 рубля. Расходы местного бюджета на одного жителя составили 3955 рублей. Уровень обеспеченности расходов бюджета Ракитненского сельского поселения собственными доходами составил 50,9% /4/.

3.3 Перспективы развития Ракитненского сельского поселения

Поскольку Ракитненское поселение имеет природные запасы глинистого сырья, пригодного для получения керамического кирпича, керамзитового гравия и обыкновенного кирпича, под имеющиеся запасы сырья планируется выстроить местный кирпичный завод или реализовать это сырье на близлежащие кирпичные заводы. Близость поселения к столице Дальневосточного округа г. Хабаровску создает новые возможности для развития. В качестве резервной к юго-западу от с. Ракитное зарезервирована площадка под строительство нового предприятия по производству оборудования для парогазового хозяйства. Территория Ракитненского поселения попадает под перспективное рекреационное использование для кратковременного и длительного отдыха жителей Хабаровского муниципального района, г. Хабаровска и соседних регионов.

Поскольку поселение размещено на территории бывшего совхоза, то остается актуальным создание агропромымленного предприятия.

Возможно создание предприятия по производству бутилированной воды.

Наличие близости краевого центра от поселения создает неограниченные возможности по сбыту сельскохозяйственной продукции, при условии её высокого качества и приемлемой цены.

Так же продолжает реализовываться, утвержденная схема размещения нестационарных торговых объектов различной специализации (продукты питания, медикаменты, промышленные товары), среди которых торговые павильоны индивидуальных предпринимателей, открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

В соответствии с п. 7 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», в настоящее время администрацией Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края разрабатывается проект схемы теплоснабжения Ракитненского сельского поселения.

В настоящий момент на территории сельского муниципального образования проводятся следующие мероприятия:

.        Ремонт дорожного покрытия проезжей части по пер. Урожайному;

.        Ремонт придомовой территории по адресу с. Ракитное пер. Урожайный д. 2;

.        Благоустройство территории около обелиста ветеранам Великой Отечественной войны: увеличение площади цветниа, посадка деревьев и кустарников;

.        Ремонт тренажерного зала в Доме культуры с. Ракитное;

.        Установка лавочек и урн для мусора на автобусной остановке;

.        Разбивка цветников около рынка;

.        Капитальный ремонт четырех многоквартирных домов (участие в 185-ФЗ);

.        Благоустройство дворовых территорий;

.        Открытие пекарни и магазина самообслуживания;

.        Открытие продовольственного магазина;

.        Благоустройство дворовых территорий;

.        Открытие павильона по продаже строительных материалов и запасных частей.

В селе Ракитное предусмотрена модернизация детского сада со 155 до 170 мест - к 2020 году. К 2030 году предусмотрено строительство ещё одного детского сада. Общее количество мест к этому сроку должно быть 232.

Потребность в общеобразовательных школах к 2020 году возрастёт на 74% и увеличена на 313 мест.

Предусмотрено строительство центра детского творчества на 1-ую очередь на 70 мест, на Расчётный срок на 91 место.

Предусмотрено строительство детского сада на 120-130 мест.

В с. Гаровка-1 к существующей школе пристроить дополнительные помещения. Предусмотреть в 2030 году строительство новой школы.

В селе Гаровка-2 предусмотрено на 1-ую очередь строительство новой школы.

К 2015 г. предусмотрена реконструкция здания школы в с. Ракитное с пристройкой к ней спортзала и мастерских.

В настоящее время с. Ракитном планируется построить амбулаторию на 35 посещений. Для летнего оздоровительного отдыха детей в Ракитненском поселении планируется строительство лагеря для отдыха и оздоровления детей в селе Ракитное.

В селах Гаровка-1 и Гаровка-2 предусмотрена постройка универсальных зон для проведения спортивно-массовой и культурно-массовой работы.

В Ракитненском сельском поселении на 1-ую очередь во всех школах, домах культуры и клубах, в том числе намеченных к строительству, планируется оборудовать компьютерные залы с выходом в интернет, с необходимым фондом электронных и печатных литературных источников абонентского пользования. В каждом селе планируются построить бани.

Планируется строительство пожарного депо на 2 пожарных автомобиля.

Наиболее остро стоит проблема увеличения территорий кладбищ ежегодно на 0,01 га. Суммарная потребность в территории кладбищ на Расчётный срок - 6,5 га.

Предусмотрено строительство мотеля и создание зоны для автотуризма.

Предусмотрено создание предприятий агропромышленного комплекса на 1-ю очередь и Расчётный срок.

Планируется строительство предприятия по производству бутилированной воды, создание агрохолдингов (вертикально-интегрированных компаний - цепочка: земля - производство - реализация через сеть магазинов, кафе, ресторанов).

В связи с проектируемым строительством автодороги Восточный обход г. Хабаровска от Северного обхода до р.п. Корфовский на автодороге М 60 предусмотрена реконструкция сети местных дорог. Реконструкция на I очередь Генерального плана предусматривает Северный подъезд к с. Гаровка-1 от Северного обхода г. Хабаровска с выходом на Восточный обход. Также предусмотрен Западный подъезд к с. Гаровка-1 в рамках нового выхода из г. Хабаровска в обход с. Ракитное - продолжение ул. Юности с выходом на Восточный обход. Предусмотрен обход с. Ракитное в южном направлении на дороге г. Хабаровск - с. Ильинка. Объездная дорога обеспечит пропуск транзитного транспорта в этом направлении, минуя с. Гаровка-1 и с. Ракитное.

На I очередь предусмотрено сохранение существующей сети дорог с частичной реконструкцией подъездов и формированием обходов.

На I очередь предусмотрена реконструкция дорожных сетей поселения и доведение уровня благоустройства улиц (твёрдое покрытие) до 50%.

В с. Ракитное планируется строительство рекреационного парка на северном въезде в село у жилой зоны. В с. Гаровка-1 рекреационный парк будет построен на юго-западном выходе из села.

Село Ракитное предусмотрено строительство на водозаборе очистных сооружений.

На I в селе Гаровка-1 очередь предусмотрена полная реконструкция магистральных, уличных, внутриквартальных распределительных и внутридомовых сетей водопровода.

Предусмотрено строительство на водозаборе очистных сооружений по новой технологии очистки воды. На I очередь и на расчётный срок снабжение водой питьевого качества предусмотрено от имеющегося подземного источника.

На I очередь в селе Гаровка - 1 предусмотрено строительство на водозаборе очистных сооружений по новой технологии очистки воды.

В Ракитненском сельском поселении необходимо предусмотреть развитие существующих систем водоотведения (в соответствии с развитием водопроводной сети) в сочетании с новым строительством.

В с. Ракитном проектом на I очередь предусмотрена централизованная объединенная канализация с подачей всех стоков по напорным коллекторам в Хабаровские городские сети канализации.

В селе Гаровка-1 проектом на I очередь предусмотрено:

1.       полная реконструкция внешних и внутридомовых водоотводящих сетей;

2.       строительство очистных сооружений с механической и полной биологической очисткой сточных вод с системой доочистки от солей тяжёлых металлов;

.        строительство канализационной насосной станции для централизованного отведения стоков в напорно-самотечном режиме на очистные сооружения.

В с. Гаровка-2 проектом на I очередь предусмотрено:

1.       ремонт внешних и внутридомовых водоотводящих сетей;

2.       строительство очистных сооружений с механической и полной биологической очисткой сточных вод с системой доочистки от солей тяжёлых металлов;

.        строительство канализационной насосной станции для централизованного отведения стоков в напорно-самотечном режиме на очистные сооружения.

На I очередь и на расчётный срок предусмотрено проведение мероприятий по энергосбережению: во всех жилых и административных зданиях предусмотрена установка автоматизированных тепловых пунктов, обеспечивающих значительную экономию тепла.

Так же планируется реконструкция ветхих сетей электроснабжения в селах Ракитное, Гаровка-1, Гаровка-2 с увеличением сечения провода и заменой опор.

На I очередь предусмотрено строительство газопровода высокого давления от ГРС - 1 (с. Ильинка) до с. Ракитное с целью газоснабжения потребителей природным газом.

Проект генплана предусматривает на I очередь ввод в действие в сёлах Ракитное и Гаровка-1 дополнительно двух АТС емкостью 100 номеров каждая.

4. Управление земельными ресурсами в Ракитненском сельском поселении

.1 Функциональное зонирование территории

Под функциональным зонированием понимается разделение территории поселения на зоны с разным функциональным назначением с целью устранения или уменьшения неблагоприятного влияния окружающей среды на население. При этом выделяются функциональные зоны, то есть зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Виды зон по функциональному назначению:

а) жилые зоны с основными функциями:

проживание населения;

проживание населения в сочетании с ведением индивидуального подсобного хозяйства или с отдыхом;

б) общественно-деловые зоны

в) зоны промышленного производства с основной функцией:

промышленное и опытное производство средней и высокой санитарной вредности, большой водоемкости, энергоемкости, грузоемкости, потребности в трудовых ресурсах по действующей классификации;

промышленное и опытное производство, совместимое с проживанием населения;

г) зоны сельскохозяйственного производства с основной функцией:

интенсивное животноводство низкой и средней санитарной вредности;

интенсивное садоводство и овощеводство;

д) зоны внешнего транспорта и внешних инженерных коммуникаций:

железнодорожного транспорта;

) речного или морского порта внешних пассажирских и грузовых перевозок; обслуживание сооружений и судов речного (морского) транспорта);

) аэропорта;

) внешнего и скоростного автотранспорта;

е) внешних инженерных коммуникаций с основной функцией:

обслуживание трубопроводов;

обслуживание ЛЭП;

обслуживание линий связи;

рекреационные зоны с основными функциями:

отдых в стационарных рекреационных учреждениях, лечение, оздоровление, спорт, туризм в стационарных учреждениях; их обслуживание;

массовый кратковременный отдых вне стационарных рекреационных учреждений, оздоровление, спорт, туризм, их обслуживание;

ж) рекреационные зоны:

природоохранные зоны (восстановление и охрана природных ландшафтов, городских парков, береговых линий и др.);

историко-культурные заповедные зоны;

з) зоны специального назначения с основными функциями:

военных городков, полигонов, пенитенциарных учреждений и т.п.;

мест захоронений; объектов коммунального хозяйства со специальными инженерными сооружениями высокой и средней санитарной вредности; мест складирования и хранения химикатов и других товаров высокой взрывопожароопасности и санитарной вредности;

обслуживание бытовых нужд населения, хранение и обслуживание средств городского транспорта.


Таблица 4.1 - Площади функциональных зон с. Ракитное

Название территориальной зоны или подзоны

Площадь зоны, га

1

2

1. Жилая зона

53,30

2. Общественно-деловая зона

10,39

3. Зона промышленного производства

76,95

4. Зона сельскохозяйственного использования

227,56

5. Зона внешнего транспорта и внешних инженерных коммуникаций

1,39

6. Зона объектов инфраструктуры

-

7. Зона специального назначения

-

8. Рекреационная зона

8,81

Общая площадь функциональных зон

378,4


Из полученных данных можно сделать вывод о том, что основная площадь земель с. Ракитное занята сельскохозяйственными угодьями, в том числе под личными садово-огородническими участками. Наименьшая часть площади сельского поселения занята общественно-деловыми строениями и объектами инженерной инфраструктуры. В дальнейшем необходимо произвести перевод части неиспользуемых сельскохозяйственной зон, для развития общественных объектов и улучшения состояния инженерной инфраструктуры.

4.2 Установление зон действия ограничений градостроительной деятельности на территории поселения

При разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование, для осуществления градостроительной деятельности. Зонирование территорий направлено на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко - культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

Ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности устанавливаются в следующих зонах:

.        зоны охраны памятников истории и культуры, историко - культурных комплексов и объектов, заповедных зон;

.        зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно - санитарной) охраны;

.        санитарные, защитные и санитарно - защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;

.        зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

.        зоны залегания полезных ископаемых;

.        территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

.        зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

.        зоны с экстремальными природно - климатическими условиями;

.        иные зоны, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации /5/.

Санитарным разрывом называют расстояние от источника воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений нормативов. На территории с. Ракитное расположены гаражи, для них предусмотрен санитарный разрыв, зависящий от количества расположенных в них автомобилей (машино-мест). Для установления санитарного разрыва принято, что количество машино-мест находится в пределах от 11 до 50 мест, соответственно установленный санитарный разрыв равен 15 м. На карте-схеме зон с особым режимом использования территории видно, что расстояние от гаражей до фасадов жилых домов выдержано.

Так как на территории с. Ракитное расположены ручьи и озера, для них необходимо установить водоохранные зоны. Водоохранные зоны это территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, речьев, каналов, озер, водохранилищ, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной или иной деятельности /6/. Целями установления таких зон является:

.        предотвращение загрязнений, засорения водных объектов;

.        предотвращение истощения вод;

.        сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранных зон измеряется:

.        для рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ от береговой линии;

.        при наличии ливневой канализации и набережных от парапета;

.        для морей от мест максимального прилива.

Ширина воодоохранных зон для рек и ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности от истока до устья. В пределах с. Ракитное длина ручья составляет около 1,72 км. Законодательством предусмотрено установление водоохраной зоны для рек и ручьев протяженностью до 10 км шириной 50 м. Руководствуясь картографическим материалом можно сделать вывод о том, что частично, зона особого режима использования земель промышленного производства, пересекает данную водоохранную зону. Поскольку, законодательством предусмотрен ряд запрещенных действий на таких территориях, не одним из которых данное пересечение не является, нарушений в этом отношении нет.

Кроме этого, на территории с. Ракитное находится молочная ферма IV класса с содержанием животных до 100 голов, для которой согласно санитарным нормам и правилам устанавливается санитарно-защитная зона размером 100 м. Так же на территории с. Ракитное расположен парк по ремонту, хранению и обслуживанию сельскохозяйственной техники, для которого устанавливают санитарно-защитную зону размером 100 м.

Для линий электропередач мощностью 330 кВ в населенных пунктах предусматривают санитарный разрыв 20 м в обе стороны от проекции крайних фазных проводов в перпендикулярном направлении /7/.

4.3 Градостроительное зонирование территории с. Ракитное

Градостроительное зонирование это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Градостроительное зонирование регулирует вопросы территориальной организации жизнедеятельности, экономики, строительства, реконструкции, использования объектов недвижимости и поэтому является частью градостроительной деятельности. Правила землепользования и застройки это документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

.        территориальные зоны;

.        границы зон с особыми условиями использования территорий;

.        границы территорий объектов культурного наследия.

Основные территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

.        возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

.        функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

.        определенных Градостроительным кодексом территориальных зон;

.        сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

.        планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;

.        предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

.        линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

.        красным линиям;

.        границам земельных участков;

.        границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

.        границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

.        естественным границам природных объектов;

.        иным границам.

Согласно Земельному и Градостроительному кодексам земельный участок должен отвечать условиям принадлежности к одной территориальной зоне. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков и всего, что находится над и под его поверхностью, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Главный компонент градостроительного регламента это виды разрешенного использования земельных участков и другой недвижимости.

Для всех зон используется одинаковая структура разрешенных видов использования:

1.       Основные виды использования, согласно установленным в зоне;

2.       Вспомогательные виды использования, разрешенные при условии, если собственник, застройщик (инвестор) реализовал на своем участке какой-либо из основных видов разрешенного использования;

3.       Условно разрешенные виды использования, которые могут быть разрешены собственнику, застройщику (инвестору) на основании решения комиссии по землепользованию и застройке с учетом результатов публичных слушаний.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации предельные параметры градостроительного регламента могут включать в себя:

1.       Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2.       Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

.        Предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

.        Максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка /8/.

Таблица 4.2 - Площади территориальных зон с. Ракитное

Жилая зона, в т.ч.: многоэтажная застройка многоэтажная застройка на расчетный срок малоэтажная застройка на расчетный срок

 53,30 га 5,58 га 10,40 га

Общественно-деловая зона, в т.ч.: имеющаяся застройка застройка на расчетный срок

 10,39 га 1,88 га

Рекреационная зона

8,81 га

Зона коммунального хозяйства

31,49 га

Зона производственной застройки

50,21 га

Зона сельского хозяйства

203,73 га

Зона транспортной инфраструктуры

2,60 га

Итого

378,39 га


Использование недвижимости является разрешенным, если оно соответствует:

градостроительным регламентам по видам и параметрам использования недвижимости для соответствующей зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования;

дополнительным градостроительным регламентам по условиям ограничений на использование для соответствующих зон, выделенных на картах ограничений, в случаях, когда земельные участки и иные объекты недвижимости попадают в границы зон действия ограничений.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон /5/.

С учетом вышеперечисленного в с. Ракитном установлен ряд территориальных зон, требующих соблюдения следующих регламентов.

Таблица 4.3 - Виды территориальных зон и их допустимое использование

Индекс

Название территориальной зоны

Допустимое использование территориальной зоны

Ж1 Ж2 Ж3

Жилая зона

Допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального и среднего общего образования, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, территории для ведения садоводства и дачного хозяйства.

ОД

Общественно-деловая зона

Допускается размещение зон делового, общественного и коммерческого назначения, объектов социального и коммунально-бытового назначения, зон обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности.

Т

Зона транспортной инфраструктуры

Допускается размещение коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов оптовой торговли.

С

Сельскохозяйственная зона

Допускается размещение зон сельскохозяйственных угодий, объектов предназначенных для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства.

П

Производственная зона

Допускается размещение коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов оптовой торговли.

П-2

Зона коммунального хозяйства

Допускается размещение коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов оптовой торговли.

Р

Допускается включение зоны в границах территорий занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, пляжами и иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.


В с. Ракитное использование недвижимости является разрешенным, так как оно соответствует градостроительным регламентам.

4.4 Ландшафтно-экологическая оценка Ракитненского СМО

Экологически устойчивые угодья (болота, озера, сенокосы, пастбища) создают вокруг себя благоприятную экологическую среду и положительно влияют на окружающую территорию, её флору и фауну. Для установления границ этого влияния необходимо определить предельное расстояние от экологически устойчивого угодья до экологически нестабильной территории, т.е. ширину благоприятной экологической зоны по отношению к граничащему угодью, которая вычисляется по формуле:

 (4.1)

где Д - ширина благоприятной экологической зоны;

Р - площадь угодья, га;

К2 - коэффициент экологического влияния угодий

на окружающие угодья.

Таблица 4.3 - Расчет ширины благоприятной экологической зоны

Угодье

Площадь контура, га

Д, м

Площадь влияния, га

Болото 1

2,93

5,14

133,36

26,12

Болото 2

2,93

7,55

164,68

46,39

Болото 3

2,93

4,17

116,32

25,30

Болото 4

2,93

3,21

95,01

13,92

Пастбище 1

1,71

7,13

111,22

30,34

Пастбище 2

1,71

119,74

270,96

320,41

Озеро 1

2,93

5,05

131,92

47,83


Экологическая стабильность - это способность экосистемы и ее частей противостоять изменениям, вызванным абиотическими и биотическими воздействиями окружающей среды и сохранять динамическое равновесие /11/.

Коэффициент экологической стабильности рассчитывают по формуле:

 (4.2)

где  - коэффициент экологической стабильности i-го угодья;

 - площадь угодья i-го вида;

 - коэффициент морфологической стабильности рельефа.

 

Так как коэффициент экологической стабильности равен 0,7, территория является экологически стабильной.

Коэффициент антропогенной нагрузки позволяет определить, насколько сильно влияет человеческая деятельность на состояние окружающей среды и вычисляется по следующей формуле:

 (4.3)

где Р - площадь земель с соответствующим уровнем антропогенной нагрузки;

Б - балл, соответствующий площади с определенным уровнем антропогенной нагрузки.

Данный расчет показывает, какова степень антропогенной нагрузки на территории землепользования.

Таблица 4.4 - Оценка земель по антропогенной нагрузке

Степень антропогенной нагрузки

Балл, Б

Группы земель, соответствующие степени антропогенной нагрузке и баллу оценки

Площадь земель, Р (га)

Р Б

Высокая

5

Земли промышленности, транспорта, населенных пунктов, дороги

853,49

4267,45

Значительная

4

Пашня, многолетние насаждения, огороды

690,57

2762,28

Средняя

3

Культурные, кормовые угодья, залуженные балки, пастбища и сенокосы

245,10

735,30

Незначительная

2

Лесополосы, кустарники, леса, болота, водные объекты

601,84

1203,68

Низкая

1

Микрозаповедники

-

-


Анализируя полученные табличные данные можно сделать вывод о том, что территория Ракитненского СМО имеет высокую антропогенную нагрузку.

5. Ценовое зонирование территории с. Ракитное

Основой налогообложения недвижимости является ее кадастровая оценка, информационной базой для которой служат данные о продажах квартир и земельных участков для индивидуального жилищного строительства, нормативы затрат на капитальное строительство зданий и сооружений, инженерное оборудование территории и другое.

Для оценки земли в районах индивидуальной жилой застройки часто проводят комплексное ценовое зонирование. Оно ставит своей задачей определение усредненных коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога в населенном пункте.

Ценовое зонирование села проводилось поэтапно в соответствии с Методическими рекомендациями по дифференциации ставок земельного налога на территории городов и поселков городского типа.

5.1 Определение планировочных участков

Определение таких участков выполняют в следующей последовательности:

) наносятся границы территориальных зон;

) в территориальных зонах выделяются территории, особенности использования которых, определяются градостроительными регламентами с учетом ограничений на их использование;

) в жилой зоне выделяются участки в соответствии с типами, этажностью, стилем жилой застройки (строительное зонирование) /12/.

Границами оценочных участков принимаются естественные рубежи, ярко выраженные элементы рельефа, капитальные инженерные сооружения, границы сельскохозяйственных и лесных угодий, границы территорий, застроенных однотипными жилыми домами.

Далее производилось присвоение порядковых номеров образованным планировочным участкам, по принципу раскручивающейся по часовой стрелке спирали, от общественного центра села, к менее освоенным участкам. Таким образом образован 21 планировочный участок.

5.2 Определение ставок земельного налога

Ставки земельного налога зависят от множества факторов. Факторы относительной ценности территории:

) доступность населения к общественному центру населенного пункта, объектам культуры и бытового обслуживания;

) обеспеченность централизованным инженерным оборудованием и благоустройством территории;

) уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания населения в пределах жилого квартала, жилой группы;

) эстетическая и ландшафтная ценность территории;

) состояние окружающей среды, микроклиматические и санитарные условия;

) инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории разрушительным природным и антропогенным воздействиям;

) рекреационная ценность территории.

В систему общественного центра с. Ракитное включены: школа, детский сад, два продовольственных магазина, столовая, дом культуры и контора совхоза.

Для каждого из вышеперечисленных зданий устанавливают радиус обслуживания населения.

Таблица 5.1 - Относительная ценность территории

№ группы

Наименование факторов и подфакторов относительной ценности территории

Значение факторов и подфакторов

1

2

3

1

Доступность населения к общественному центру, объектам культуры и бытового обслуживания

0,25-0,8

2  2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6

Обеспеченность централизованным инженерным оборудованием и благоустройством территории: водопровод (водозаборные колонки) канализация (групповые автономные системы) отопление электроснабжение твердое покрытие улиц и проездов доступность к остановкам общественного транспорта

  0,05 0,06 0,1 0,05 0,05 0,1

3  3.1 3.2 3.3 3.4

Уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания населения в пределах жилого квартала, жилой группы. Наличие: детских-садов общеобразовательных школ предприятий торговли, питания, бытового обслуживания объектов культуры, искусства, здравоохранения, спорта, прочих

  0,08 0,1 0,05 0,05

4

Эстетическая и ландшафтная ценность территории

0,4

5   5.1 5.2 5.3 5.4

Состояние окружающей среды, санитарные и микроклиматические условия (влияние на состояние окружающей среды антропогенных факторов): загрязнение воздушного бассейна загрязнение территории загрязнение воды прочие отрицательные воздействия

   -0,2 -0,2 -0,2 -0,2

6   6.1 6.2

Инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории разрушительным природным и антропогенным воздействиям: сложный рельеф, слабые грунты подтопление, заболоченность

   -0,2 -0,2

7  7.1 7.2

Рекреационная ценность территории. Наличие в черте населенного пункта: рекреационно-природных территорий защитных лесных территорий и зон санитарной охраны

  0,5 0,25



Таблица 5.2 - Радиус обслуживания населения

Учреждение

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения

500

Общеобразовательные школы

750

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения

2000


На картографическом материале видно, что в радиусе обслуживания находится вся застроенная территория, производственная и большая часть территории занятой под личным хозяйством.

Расчет предварительного коэффициента стоимости производят по формуле:

q = 1 + q1 + q2 + q3 + q4 + q5 + q6 + q7, (4.1)

где q - суммарный коэффициент относительной ценности территории в границах конкретного оценочного участка;

q1,…, q7 - поправочные коэффициенты соответственно с первой по седьмую групп факторов.

Выводы

В результате работы были рассмотрены теоретические и методические основы управления земельными ресурсами, в частности по вопросу особенностей информационного обеспечения управления земельными ресурсами. Была составлена природно-экономическая характеристика Ракитненского сельского муниципального образования, основываясь на которую в дальнейшем были предложены варианты устранения недостатков землевладения и землепользования. Для села Ракитное, являющимся центром сельского поселения, был составлен ряд картографического материала. На составленной карте-схеме функционального зонирования представлено фактическое использование земли на данный момент. По окончанию ее составления, при составлении карты-схемы градостроительного зонирования, было предложено расширить общественно-деловую зону (общественный центр) и выделить участки для размещения жилой застройки усадебного и многоквартирного типа на перспективу. Так же выполнено составление карты-схемы зон с особым режимом использования и нанесены ограничения градостроительной деятельности, в зонах промышленных предприятий оказывающих вредное воздействие на окружающую среду и человека.

Список источников

1. Диссертация №08.00.05, к.т.н. Ломакин С.В., «Информационное обеспечение управления земельными ресурсами на региональном уровне», 1998 г.

. Варламов А.А., учебник, «Земельный кадастр. Управление земельными ресурсами», Москва, изд. «Колосс», 2004 г., 528 с.

. Руднев А.В., учебное пособие, «Управление земельными ресурсами муниципальных образований»

. Официальный сайт Ракитненского СМО www.admrakitnoe.ru

. Градостроительный Кодекс РФ, Сибирское Университетское Издательство, 2010 г., 112 с.

. Водный Кодекс РФ, Сибирское Университетское Издательство, 2010 г.

. СанПиН 2.2.1/2.1.1-1200-03, «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

. Григорьев С.А., Атаманов С.А., учебное пособие, «Кадастр недвижимости»

Похожие работы на - Управление земельными ресурсами Ракитненского СМО

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!