Освещение в СМИ гибели подводной лодки 'Курск'
Содержание
Введение
. «Несколько дней, которые потрясли мир»
. Российские СМИ: событии, версии, размышления
. Би-би-си, Таймс и другие
. Расследование гибели «Курска» закончено. Что дальше? Еще одно мнение о трагедии
Заключение
Список литературы
Введение
Прошло уже несколько лет со дня гибели флагмана российского подводного флота «Курск». И хотя официально дело закрыли, а трагедию списали на неполадки в торпедном отсеке и взрыв собственных торпед, новые небезосновательные гипотезы продолжают появляться. Возвращаются и старые...
«В субботу, 12 августа, инцидент, произошедший в Баренцевом море, мог привести к третьей мировой войне. В течение нескольких дней мир был подвешен на ниточке, и любой неверный политический шаг мог привести к обмену ядерными ударами. К счастью, инцидент был урегулирован дипломатическим путем».Это были дни «Курска», российской атомной подводной лодки, неподвижно лежащей на дне на глубине около ста метров со своим грузом людей и загадок, тайной катастрофы, которая никогда не будет раскрыта…
«Независимая газета: «Создается впечатление, что выстраивается какая-то круговая оборона военно-политического руководства... Грубой подтасовкой фактов вряд ли удастся прикрыть несостоятельность политического и военного истеблишмента в решении кризисных ситуаций».
Известия: «Рациональность и бесстрашие в действиях, честность в разговоре с людьми - это черты нормальной власти. Ложь и страх - черты власти российской... Вместе с лодкой К-141 на дно ушла вера людей в способность государства защитить их от беды. Вместе с лодкой К-141 на дне оказалась власть».
Сегодня: «Катастрофа показала, что Россия - прежняя. Человеческая жизнь ничего не стоит - по крайней мере, шкуры бездарных министров, липовых генералов и кремлевских холуев стоят дороже. Вместо того, чтобы в первый же день объявить SOS, обратиться ко всему миру за помощью - жалкая игра в копеечные «государственные амбиции...»
Ведомости: «Несмотря на всю свою показную решительность, президент - «силовик» в кризисной ситуации принимал решения слишком медленно... Если моряков не спасут, Путину понадобятся очень крепкие нервы, чтобы «Курск» не снился ему по ночам».
Московский комсомолец: «Ради того, чтобы скрыть весь масштаб трагедии, на этих людях поставили крест. Их похоронили живыми, а потом неделю морочили всем голову расплывчатыми надеждами на спасение экипажа. И мы им верили - не могли не верить, потому что под водой были живые люди. Для нас - люди. Для кого-то - личный состав, перешедший критическую черту...»
«…Лишь через 12 часов поняли, что на борту «Курска» произошла катастрофа. И пока эта информация дошла, наконец, до министра обороны в Москве, а затем до президента Путина в Сочи, прошло несколько дней, и лишь после этого они обратились за помощью к Западу. Катастрофа произошла в субботу, а за помощью обратились лишь в среду, то есть через три, почти четыре дня. А это огромный промежуток времени, за который последствия катастрофы лишь усугубились».
«После четырехдневного упрямства, заключающегося в отказе от зарубежной помощи для спасения экипажа затонувшей подводной лодки «Курск», российское руководство в спешном порядке обратилось к иностранным державам за подмогой. Однако и в форме, и в содержании запрашиваемой за рубежом поддержки проявляется типичная и ставшая уже прочной практика неразберихи, безалаберности и отсутствия четкого контроля над происходящим».
«Вчера в 16.00 операция по спасению экипажа - трое суток спустя после аварии - началась. Лишь бы не было слишком поздно»...
1. «Несколько дней, которые потрясли мир»
В сентябре 2000 года известный ведущий CNN Ларри Кинг в прямом эфире спросил Путина: «Что случилось с российской подводной лодкой?» Президент ответил с улыбкой: «Она утонула».
Итак, 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут норвежские сейсмологи зарегистрировали взрыв в Баренцевом море, где российский Северный флот проводил крупномасштабные учения. Спустя 2 минуты 15 секунд раздался второй, гораздо более мощный взрыв, сравнимый по силе с небольшим землетрясением...
«АПЛ «Курск» проекта 949А (по НАТОвской классификации - «Оскар-2») была построена на Северодвинском машиностроительном предприятии в 1994 году, вступила в боевой состав СФ в 1995 году и является одним из самых новых кораблей российского флота. Имеет подводное водоизмещение 23 860 тонн, максимальную подводную скорость 32 узла (60 км/час), глубину погружения 500 метров, экипаж 107 человек, в том числе 52 офицера, ее автономность 120 суток. Вооружена 24 сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит», предназначенными для уничтожения авианосцев и крупных боевых надводных кораблей противника на расстоянии до 500 км. Кроме того, на ее вооружении находятся 24 единицы противолодочных ракет и универсальных торпед с дальностью стрельбы до 50-80 км.
По своим размерам и водоизмещению подлодки проекта 949А являются вторыми в мире и уступают лишь стратегическим подводным крейсерам класса «Тайфун».
Этот тип корабля относится к числу наиболее важных и ценных для ВМФ России, так как он в одиночку способен уничтожить до половины боевого охранения авианосной ударной группы противника (4-6 кораблей) и повредить ударный авианосец, сорвав выполнение его задач. В составе Северного и Тихоокеанского флотов России находится 11 таких АПЛ. В настоящее время ядерного оружия на борту этих подводных лодок нет.
До нынешнего происшествия крупных аварий на подводных лодках этого класса не было».
Катастрофа «Курска», одного из наиболее современных атомоходов российского флота, произошла в ходе учений и стала самой страшной трагедией российских вооруженных сил в мирное время. Все 118 членов экипажа подлодки погибли после того, как атомоход лег на дно Баренцева моря в результате взрыва в торпедном отсеке. 95 моряков, находившиеся в первых шести из десяти отсеков подлодки, погибли сразу, 23 моряка в хвостовой части некоторое время еще оставались в живых, но позже задохнулись.
августа, когда мир узнал о катастрофе, командование Северным флотом убеждало, что большинство подводников живы и спасательная операция увенчается успехом. Однако успехов не последовало.
К утру 14 августа удалось определить точное место нахождения аварийной субмарины. С этого момента начали предприниматься реальные действия по обследованию аварийной подводной лодки, попыткам установления связи с ее экипажем и выработке решений по спасению корабля и экипажа. «В это же время главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов произвел наиболее полный доклад об аварии президенту России Владимиру Путину. В нем содержалась и информация о том постороннем звуке, который слышали гидроакустики некоторых надводных кораблей СФ во время учения в полдень 12 августа. Этот же звук (хлопок) засекли и гидроакустические станции норвежского разведывательного корабля «Марьятта», находящегося в районе учений. Однако связать его с АПЛ «Курск» стало возможным только после ее осмотра автономным подводным аппаратом 14 и 15 августа с обнаружением значительных повреждений в носовой части корпуса и рубке подводной лодки».
Штормовая погода в течение трех суток не позволила спасательным судам «Алтай» и «Рудницкий» использовать их спасательные средства для обеспечения экипажа аварийной АПЛ электроэнергией и кислородом. «На момент подписания номера в печать были произведены три попытки эвакуации подводников из лодки с помощью спускаемых спасательных капсул «Алтая» и «Рудницкого» (последняя в 12 часов 06 минут 16 августа). Для этого из трех находящихся на ней спасательных устройств осталось одно - аварийный люк со специальной комингс-площадкой над девятым отсеком». Аналогичные устройства над первым отсеком и всплывающей спасательной камерой, встроенной в корпус корабля над вторым отсеком, судя по всему, недосягаемы для экипажа «Курска»«. Но шторм на поверхности не позволял обоим спасательным судам точно удерживаться над аварийной АПЛ, «а спасательные капсулы при их попытке стать на наклоненную комингс-площадку девятого отсека (из-за крена лодки на левый борт) сносило подводным течением, имеющим скорость до трех узлов (1,5 м в сек.) при видимости на этой глубине 1,5-2 м. То есть при попытке экипажа капсулы поставить ее на комингс-площадку, ее через секунду относило в сторону, и площадка терялась из виду. Выход части экипажа, находящейся в девятом отсеке в легководолазном снаряжении методом свободного всплытия возможен, но это потребует предварительного заполнения отсека забортной водой и лишит возможности спасения личный состав других отсеков».
Связь с экипажем подводной лодки в ходе спасательной операции поддерживалась водолазным способом - перестукиванием металлическим предметом по корпусу согласно специальной кодовой таблице. Но она мало информативна, так как сигналы с подводной лодки принимают гидроакустики надводных кораблей, а ответных сигналов дать не могут. «Поэтому несколько суток руководители спасательной операции не имеют информации об обстановке на аварийной АПЛ и состоянии ее экипажа».
На пятый день операции, ранним утром 16 августа, США и Великобритания предложили свою помощь в подъеме лодки. Москва согласилась только к вечеру.
Предлагаемую руководством НАТО помощь в спасении наших подводников командование ВМФ России приняло только 16 августа, после доклада Ильи Клебанова президенту Владимиру Путину, находящемуся в отпуске в Сочи, о ходе спасательной операции и возникших трудностях. Отвечая на вопросы корреспондентов, Владимир Путин заявил, что предпринимается все возможное для спасения экипажа и подводной лодки.
«16 августа в 11.00 московского времени самолет АН-124-100 «Руслан», зафрахтованный английской Подводной Службой спасения для перевозки малой подводной лодки в район аварии «Курска», вылетел из аэропорта Прествик (Шотландия) в промежуточный пункт посадки Тронхейм (Норвегия). Кроме подводной лодки на его борту находятся 12 человек - тренированных подводников и операторов. Масса подводной лодки и оборудования - около 40 тонн. Размеры аппарата 11x3,75x2,84 м. Подводная лодка способна вмещать в себя 16 человек».
Спасательная операция продолжалась. Надеялись на ее благополучный исход, так как рассчитывали, что запаса кислорода на «Курске» хватит до 18 августа.
«Спасатели из норвежского порта Тронхейма вышли 17 августа и прибыли на место трагедии только 20-го. На следующий день норвежские водолазы вскрыли крышку аварийного люка подлодки и констатировали: живых на «Курске» нет».
В те дни придерживались двух версии трагедии. «Первая - взрыв одной или нескольких боевых торпед на АПЛ «Курск» (что на крейсере «Петр Великий» в полдень 12 августа услышали как хлопок). Такой же звук слышали подводники АПЛ «Комсомолец», находящиеся на спасательном плоту 7 апреля 1989 года в Норвежском море, когда при ударе субмарины о грунт взорвались ее боевые торпеды с обычными боеголовками. Там причиной взрыва явилась детонация боеголовок от гидравлического удара на глубине 1585 метров».
Вторая версия - столкновение «Курска» в подводном положении с иностранной подводной лодкой (вероятнее всего, с АПЛ ВМС США, одна-две из которых постоянно ведут разведку на подходах к базам Северного флота) после значительного изменения курса или глубины погружения нашей лодки.
Правительственное расследование обстоятельств катастрофы так и не выявило прямых виновников трагедии. Руководство Северного флота, организовавшее учения, во время которых погиб «Курск», было отправлено в отставку, но не понесло никакого наказания. Военные прокуроры закрыли дело в июле 2002 года, заявив, что после взрыва торпеды шансов на спасение не было ни у одного из 23 моряков.
Это решение не устроило адвоката Бориса Кузнецова. Заручившись поддержкой полусотни родственников погибших моряков, он организовал собственное расследование и пытался убедить различные судебные инстанции в двух фактах: «некоторые члены экипажа «Курска» оставались живы после взрыва не менее двух суток; спасательные работы в Баренцевом море начались не через 8 часов после затопления субмарины, как это утверждает флотское начальство, а значительно позже. Однако ничего доказать ему не удалось. Так или иначе, трагедия «Курска» показала, что флот не располагает силами, способными спасти моряков в чрезвычайных ситуациях, а его командование скрывает детали ЧП».
. Российские СМИ: событии, версии, размышления
Трагедия в Баренцевом море сбила российскую прессу с привычного стиля «плетения словес», с изучения византийских узоров российской политической жизни.
Отсутствие внятной информации о судьбе экипажа «Курска» на протяжении всей недели, неадекватное поведение властей, растративших драгоценное время на демонстрацию показной деловитости и бессмысленно оптимистические заявления, заставило СМИ самых разных направлений объединиться в яростной атаке на власть.
Политические обозреватели разных изданий проводят параллели между трагическими событиями нынешнего августа и катастрофами прошлого, зловещими символами для прежних правителей.
«Евгения Альбац отмечает в «Новой газете»: «Ситуация вокруг подлодки «Курск» один к одному повторила Чернобыль - как будто и не было этих 14 лет. То же молчание о случившейся аварии до тех пор, пока о трагедии не сообщили западники. Те же уверения, что «советская техника» - лучшая в мире. Те же бесконечные ссылки на плохие внешние условия...
Наконец, так же, как тогда генсек спрятал голову в песок, так и сейчас президент четыре дня прятался от страны».
«Леонид Радзиховский пишет в газете «Сегодня»: «То, что в катастрофе «Курска», катастрофе, случившейся как раз тогда, когда все аналитики вымучивали из себя водянистые рассуждения про «Сто дней Путина», стоит поискать какой-то символический смысл - в этом я не сомневаюсь». Как считает Радзиховский, «бывают знаки, которые услышаны (редко), и бывают знаки, мимо которых проходят равнодушно (обычно). Так Николай прошел мимо Ходынки, так Горбачев не услышал Чернобыльских колоколов».
Надо сказать, что такие разные издания, как «Независимая газета» и «Сегодня», с самого начала высказывали предположение, что гибель «Курска» стала результатом столкновения с «лодкой-убийцей».
Правда, газеты расходятся во мнениях о ее национальности: по мнению «НГ», субмарина были американской, а «Сегодня» утверждает, что это была британская лодка, которая, получив серьезные повреждения, сумела, тем не менее, «малым ходом уйти из района катастрофы, прячась в гидроакустической тени российских кораблей».
Впрочем, почти сразу появилась версия (вначале в виде слухов в офицерской среде - их привела «Комсомольская правда») о том, что «Курск» был подбит другой российской подлодкой: «Ракетой или какой торпедой особенной... Учения же шли, там этих лодок было полно. Эх, раздолбайство российское...»
«Прощание со сверхдержавой» - так озаглавила газета «Время MN» публикацию о политических последствиях событий в Баренцевом море. По мнению газеты, Владимир Путин принял «беспрецедентное в новой и новейшей истории России решение», разрешив «нашим потенциальным противникам», военным стран НАТО «прикоснуться к святая святых - ядерному щиту и мечу Родины. К стратегической подводной лодке. Ради спасения человеческих жизней».
В мире, пишет газета, не могли понять, почему российские власти так долго медлили с этим решением. «Для нас же, хорошо помнящих, как, в общем-то, не так давно в ситуациях, аналогичных той, в которой оказался «Курск», высшие советские, партийные и военные руководители предпочитали отправлять экипажи на смерть, чем принимать помощь от натовцев, решение Путина выглядит знаковым явлением».
Впрочем, статья была опубликована, когда исход спасательной операции был еще не окончательно ясен.
Довольно любопытные выводы делает из событий последней недели Александр Архангельский в «Известиях»: «Помимо всего прочего, нынешняя катастрофа окончательно обнаружила, что у президента нет пресс-секретаря. То есть, может статься, есть, да не про нашу честь. Роль уполномоченного представителя президента по связям с общественностью вынужден выполнять сам президент». Получается это у него довольно неуклюже, то и дело случаются досадные сбои, и как результат - кризис общественного доверия.
«Традиционно альтернативную общему мнению точку зрения высказал в газете «Ведомости» известный журналист Михаил Леонтьев. Он уверен, что оценки и действия властей были абсолютно адекватными ситуации: «Можно констатировать, что, кроме проскочившей в первые дни «жизнерадостной» сводки так называемой пресс-службы Северного флота, никто из официальных источников не лгал... Можно констатировать, что операция по спасению шла с первых секунд аварии, что все имеющиеся средства в ней были задействованы, что спасатели действовали за рамками своих технических возможностей и чуть не угробили сами себя».
Единственное, что можно поставить в упрек властям, считает Леонтьев - «то, что они недостаточно хорошо организовали свой пиар, т.е. власти пренебрегали организацией своего имиджа, пока длилась практически обреченная на неудачу операция по спасению экипажа».
Александр Будберг в «Московском комсомольце предостерегает»: «Откровенная радость по поводу каждой неудачи власти разрушает страну». Автор «МК» согласен с тем, что президент «ошибся»: «Он должен был прервать отпуск и прилететь в Москву». Пусть это возвращение носило бы исключительно пиаровский характер: «Потому что и в Сочи президент получал информацию о ситуации на Баренцевом море каждые три часа». Тем не менее, его возвращение в Кремль стало бы неким символом.
Тем не менее, как считает А.Будберг, все это не дает права заниматься «политической пропагандой на костях моряков».
Корреспондент «Московского комсомольца» призывает вспомнить: «Путину досталась не Швейцария. Ему досталась разваливающаяся страна без ветрил, которую раздирают на куски региональных феодалы и московские олигархи. Страна без всяких демократических традиций, с тяжелейшей историей. И он честно пытается изменить ход вещей. По сути дела, он совершенно один. Но если он проиграет, если мы окончательно развалимся, станем конфедерацией, как хотел бы «конструктивный оппозиционер Березовский, проиграем мы все».
С уверенностью позволяют утверждать, что в результате последних событий поставлен под сомнение главный ресурс Владимира Путина - «всенародная поддержка» - данные опроса РОМИР, проведенного 20 августа. Как сообщает газета «Сегодня», «62,2 процента опрошенных считают, что власти упустили время и сделали слишком мало для спасения моряков. И только 11,2 процента уверены, что было сделано все возможное. «Данные опросов говорят о резком падении рейтинга руководства страны, - пишет газета. - Правда, имидж президента еще можно поправить - найти «стрелочников, сказать, что президента неверно информировали и т.д.» Соответствующие технологии в нашей стране давно отработаны. Однако есть сомнения, что ситуацию можно полностью отыграть обратно. «Начав вторую войну в Чечне, Путин, по оценкам многих экспертов, излечил Россию от «комплекса неполноценности», порожденного развалом СССР, - подчеркивает «Сегодня». - Катастрофа «Курска» словно вернула общество на грешную землю. В общественном сознании наметился очередной перелом, который может оказать огромное влияние на дальнейший ход политического процесса».
«Пронзительная реакция прессы и общества» на поведение властей в ситуации с «Курском» стала для последних абсолютным сюрпризом, потому что «народ впервые отказался слушать тот бред, что несут вожди», - пишет Валерий Яков в «Новых известиях».
«После «Курска» страна другая», - утверждает главный редактор «Московских новостей» Виктор Лошак. - Как в лживые советские времена, между обществом и властью стала раздвигаться пропасть».
Общественное же мнение, если его игнорируют, пишет Лошак, может быть безжалостным: в прессе начал появляться вопрос: «Почему еще никто не застрелился?»
«Независимая газета»: по ее мнению, случившееся с «Курском» - результат перманентного «недофинансирования» Вооруженных сил.
«Чтобы не случалось ничего подобного, - считает газета, - корабли не должны стоять у пирсов, а каждый выход подводной лодки на боевую службу становиться событием... Единственная гарантия от подобных катастроф и аварий - организация на флоте полноценной оперативной, боевой подготовки и службы».
. Би-би-си, Таймс и другие…
Трагедия в Баренцевом море вызвала сочувствие почти во всем мире. Судьбой российских подводников интересовались практически во всех странах. Многие столицы предложили свою помощь.
Западные эксперты делали акцент на вопросах выживания экипажа. Вполне вероятно, полагают многие эксперты зарубежных СМИ, что уже в момент катастрофы погибли две трети экипажа. Остальные находились в критическом состоянии. В статье «Вашингтон пост», озаглавленной «Команда переживает кошмарную смерть», указывалось, что «температура внутри помещения опустилась до 4-5 градусов по Цельсию, запасы воздуха закончатся к пятнице, из-за отключения генератора потребление электроэнергии сведено к минимуму - лодка погружена в темноту».
О том, что люди за рубежом действительно сочувствуют россиянам, лучше всего говорит публикация в британской газете «Гардиан», которая, кстати, на фоне других зарубежных изданий наиболее взвешенно подходит к освещению ситуации с подводной лодкой «Курск». Автор одной из статей (а их только во вчерашнем номере «Гардиан» три - если не считать подробных схем и карт) 20 лет назад служила на подлодке «Конкуэрор». «Двадцать лет назад холодная война была в разгаре и Россия была врагом. Когда я сейчас думаю о «Курске», - пишет Нарендра Сетиа, - я отношусь к его экипажу не как к русским, а как к своим коллегам-подводникам. Спаянное сообщество подводников - это профессия, в которой, даже на войне, важны не национальность или язык, а неповторимый человеческий дух, который преодолевает эти барьеры. Мое сердце болит за каждого члена экипажа «Курска» и за каждого члена их семей. Я уверена, что все остальные подводники - по всему миру - испытывают те же чувства».
Одной из свежих тем, касающихся ситуации с «Курском», остается вопрос: почему Россия так долго отказывалась от иностранной помощи для спасения терпящих бедствие моряков?
Многие зарубежные СМИ пытались, и до сих пор пытаются, разобраться в причинах трагедии, выдвигают свои версии случившегося.
«Газета «Обсервер» на весь разворот поместила статью под заголовком «Тайна «Курска». Что на самом деле случилось с «непотопляемой» субмариной».
Разбирая версии причин гибели подводной лодки, гордости российского военно-морского флота, газета отвергает их одну за другой и представляет на суд публики свою, а точнее - ту, которую выработала популярная документальная телепрограмма Би-би-си «Горизонт».
Как выясняется из статьи, британские специалисты нашли, по их мнению, веские подтверждения версии, которая уже выдвигалась многими учеными, в том числе и американскими.
В торпедах, которыми был вооружен «Курск», могло использоваться жидкое топливо, от которого в Британии отказались еще в 50-х, поскольку оно оказалось слишком опасным, нестабильным при использовании.
Носовая часть «Сайдона» была разорвана в клочья взрывом экспериментальной торпеды при ее заправке топливом HTP (High Test Peroxide). Теперь, изучив документы, обнаруженные программой Би-би-си «Горизонт», Стрэдлинг считает, что они объясняют обе катастрофы - как на «Сайдоне», так и на «Курске».
«За последние четыре месяца следователи осмотрели практически все уцелевшие палубы и отсеки атомохода. За это время вместе с телами 82 моряков из корпуса «Курска» извлечено несколько тысяч тонн различных вещественных доказательств. Среди них фрагменты секретного оборудования, бортовые самописцы, шифры, коды связи, и служебные документы.
Но до сих пор официальные лица предпочитают говорить только о приближении следствия к разгадке катастрофы. По-прежнему разрабатываются несколько версий случившегося.
Уже очевидно, что боезапас «Курска» сдетонировал после взрыва в торпедном отсеке. И хотя, по мнению следователей, они уже могут воссоздать развитие событий на лодке, детали пока не разглашаются».
«Специалисты полагают, что большинство членов ее экипажа погибли уже в первые секунды после катастрофы, когда два взрыва буквально разорвали на части носовой отсек субмарины.
Узнать это удалось только после того, как была опубликована записка, написанная уже после аварии одним из моряков. Судя по записке Дмитрия Колесникова, тело которого подняли со дна Баренцева моря в ноябре прошлого года, по крайней мере, часть моряков прожили после взрыва еще несколько часов.
Эксперты говорят, что последний подводник погиб, вероятнее всего, через два-три часа после взрыва. Не позже. А родственников членов экипажа еще целую неделю, до 20 августа, уговаривали не терять надежду на спасение моряков.
Что же касается ядерного оружия, то официальных данных на этот счет до сих пор нет. Однако свидетельств того, что оно все-таки лежит на морском дне, среди останков субмарины, - все больше».
Внимательно следили за рубежом за каждым этапом спасения подлодки. В итальянской газете La Stampa писали: «В Росляково произойдет вскрытие субмарины: медики извлекут останки моряков, чтобы попытаться идентифицировать их для передачи семьям. А следователи приложат усилия, чтобы понять причины трагедии. Спустя год превалирующей остается версия взрыва неисправной торпеды, что повлекло за собой детонацию других боеприпасов. Разрушилась носовая часть, и «Курск» пошел на дно.
Но возможно, что правда никогда не будет раскрыта. Носовая часть подлодки осталась на глубине 108 метров. Она лежит рядом с мраморной могильной плитой, воздвигнутой вчера водолазами в память о тех моряках, которые погибли от взрыва и не смогут, пусть даже и в гробу, вернуться к своим семьям».
Зарубежные журналисты много писали о том, что скрывалась правда о произошедшей трагедии, критиковали в связи с этим Российские власти, военное командование.
«Новость о гибели «Курска» скрывали до тех пор, пока это было возможно. А потом делали все, чтобы никто не догадался об истинных масштабах трагедии - так же, как делали это в 1983 году, после инцидента с корейским авиалайнером, и в 1986, когда прогремел взрыв в Чернобыле
Хотя связь с «Курском» потеряли 12 августа, официально о трагедии сообщили только 14-го. Рассказать миру о случившемся поручили начальнику пресс-службы ВМФ России Игорю Дыгало.
Тогда он заявлял: «Мы установили контакт с подводной лодкой, мы проводим сеансы связи с экипажем. Я особо хочу подчеркнуть, что на борту «Курска» нет ядерного оружия».
На самом же деле, ни тогда, ни в последующие дни спасательной операции подводная лодка на связь не выходила».
«По данным недавних опросов общественного мнения, около 80% россиян полагают, что власти уже давно знают правду о причинах трагедии «Курска», но по тем или иным причинам скрывают ее. Жители страны питаются догадками.
А флотские командиры тем временем ведут себя так же, как это делали их коллеги в советские времена. Их речи можно свести к привычной многим гражданам России фразе: «Когда придет время, мы обо всем вам сообщим».
«Всему миру были продемонстрированы слабость Вооруженных сил России и их склонность к (чрезмерной) секретности, а неспособность российского президента прервать свой отпуск и прибыть в Мурманск, чтобы взять на себя руководство ликвидацией последствий первого за период его президентства чрезвычайного происшествия, подверглась осуждению. Всеобщее возмущение стало для него уроком, который он принял близко к сердцу. Данное им позже обещание поднять «Курск» со дна океана и позволить родственникам погибших моряков предать земле их тела стало его первым важным шагом в битве за то, чтобы вернуть доверие к себе своего народа».
В своем материале на Би-би-си под названием «Курск»: послесловие к трагедии Татьяна Гоник приводит слова отца погибшего на «Курске» подводника Максима Сафонова, капитана 1-го ранга в отставке Анатолия Сафонова: «Представьте только: за трое суток не могли вытащить из девятого отсека ни одного из 23 человек! Ну, хотя бы одного человека достали, нам было бы не так больно, мы хотя бы знали, что наши спасательные службы сделали все, чтобы спасти ребят»! - говорит Анатолий Сафонов.
«Ни в какую версию о столкновении я не верю! Это невероятно, ведь лодка «Курск» почти в два с половиной раза больше предполагаемой американской. Удары не совместимы, «Курск» не мог бы понести такие тяжелые повреждения при столкновении, и уж конечно, случись оно, там бы две лодки лежали рядом. Ну, не верю я в это».
. Расследование гибели «Курска» закончено. Что дальше? Еще одно мнение о трагедии
Следственная комиссия завершила работу на борту подводной лодки «Курск». «Комиссия уже отклонила две из трех рассматриваемых ранее версий, то есть гибель атомохода в результате столкновения или подрыв на мине времен Второй мировой войны, сообщает «Интерфакс <#"justify">Федотова А. ПрессДОЗОР. Политрук. 22.08.2000г.
Черняков П. Переходник для «Курска» никак не сделают. Независимая Газета. 18.08.2000г.
Касаев А. Сохранить жизни людей - важнейшая задача Путина. Независимая Газета. 16.08.2000г.
Алексин В. Подлодку «Курск» спасает весь флот. Независимая Газета. 15.08.2000г.
Алексин В. Черняков П. Экипаж «Курска» еще можно спасти. Независимая Газета. 17.08.2000г.
Страна вспоминает подводников с АПЛ «Курск». Polit. ru. 12.08.2005г.
Альбац Е. Еще один Чернобыль. Новая Газета. 25.08.2000г.
Архангельский А. Кризис доверия. Известия. 16.08.2000г.
Данные опроса РОМИР. Сегодня. 20.08.2000г.
.Лошак В. После «Курска» страна стала другой. Московский комсомолец. 08.11.2000г.
Алексин В. Авария атомохода поставила под вопрос ход российских реформ. Независимая Газета. 24.08.2000г.
Кто утопил «Курск». Спецвыпуск телепрограммы Би-би-си «Горизонт». 05.08.2001г.
Мурзаев В. «Курск» погиб от разгильдяйства. Для Би-би-си. 18.02.2002г.
Стивен Диэл. «Курск»: год молчания. Би-би-си. 12.08. 2001г.
Зафезова А. Подняты на поверхнось останки «Курска»… La Stampe. 10.09.2002г.
Ванора Беннет. Вместе с подъемом подводной лодки «Курск» возрастает гордость россиян. Te Times. 10.09.2002г.
Гоник Т. «Курск» послесловие к трагедии. Би-би-си. 20.03.2002г.
Велихов А. Расследование гибели «Курска» закончено. СМИ.Ru. 19.06.2002г.
Шапаев А. «Курск» сгубила торпеда. СМИ.Ru. 18.07. 2002г.
В катастрофе виноват весь Северный флот. Информация предоставлена сервером Lenta.Ru. 29.08. 2002г.
Никуленко Т. Капитан 1-го ранга в отставке Виталий Люлин: Искушение отомстить за потерю «Курска» было велико… Бульвар Гордона. №32. 12.08. 2006г.
Годовщина гибели АПК «Курск» - почему день траура не стал днем покаяния для чиновников и адмиралов? Интервью радио «Свобода» с британским тележурналистом Робертом Муром.