Стратегическое управление финансами на примере Отдела образования администрации Жирятинского района

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    315,35 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегическое управление финансами на примере Отдела образования администрации Жирятинского района

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Брянский Государственный университет имени академика И.Г.Петровского

Социально-экономический институт

Финансово-экономический факультет

Кафедра управления



Курсовая работа

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

на тему: «Стратегическое управление финансами на примере Отдела образования администрации Жирятинского района»

Выполнил: студент 5 курса

группы специальность ГМУ

Логунов И.Н.

Проверила: старший преподаватель

Герасименкова С.В.




Брянск - 2012

Содержание

Введение

. Анализ внешней и внутренней среды Отдела образования администрации Жирятинского района

.1 Общая характеристика учреждения

.2 Анализ внешней среды учреждения

.3 Анализ внутренней среды учреждения

. Разработка системы стратегического управления финансами Отдела образования администрации Жирятинского района

.1 Разработка миссии и разработка стратегических целей

.2 SWOT-анализ и разработка стратегических альтернатив

.3 Разработка и оценка эффективности мероприятий стратегического управления финансами системы образования

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение


Эффективное управление финансовыми ресурсами включает финансовое планирование и прогнозирование с такими обязательными элементами, как бюджетирование, организация управленческого учета, комплексный финансовый анализ.

Наличие своевременного и в полном объеме финансирования образовательных учреждений района, его эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение организации, платежеспособность, финансовую устойчивость. В этой связи важнейшей задачей предприятий является целенаправленное использование финансовых ресурсов в целях повышения эффективности работы организации в целом.

Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость организации.

Важнейшей сферой управления финансами организации должны стать финансовые решения, суть которых сводится к формированию достаточных для развития организации финансовых ресурсов, поиску новых источников финансирования, использованию новых финансовых инструментов, позволяющих решать ключевые проблемы финансов.

Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что в практике управления финансами муниципальных учреждений редко применяются принципиально новые методы управления, конкретно нацеленные на их распределение.

Объектом исследования выступает система стратегического управления финансами Отдела образования администрации Жирятинского района.

Предметом исследования являются организационно - управленческие отношения в части формирования эффективной системы стратегического управления финансами учреждения.

Цель курсовой работы: систематизация, закрепление, расширение теоретических знаний и практических умений по специальности, ориентированных на выполнение конкретных научных, социальных, экономических, производственных и иных задач.

Основными задачами выполнения курсовой работы являются:

развитие навыков самостоятельной работы с научно-методической и специальной литературой по стратегическому управлению муниципальным образованием

развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и эксперимента, связанного с темой проекта (работы).

анализ данных по конкретной организации;

овладение методикой комплексного исследования внутренней и внешней среды муниципального образования;

приобретение навыков в разработке системы стратегического управления муниципальным образованием в конкурентной среде;

разработка управленческих решений по проблемам стратегического управления муниципальным образованием, определение путей их выполнения и расчет экономической эффективности;

формирование обоснованных выводов и предложений по решению конкретных задач стратегического менеджмента.

 

1. Анализ внешней и внутренней среды Отдела образования администрации Жирятинского района


.1 Общая характеристика учреждения

финансы образование стратегический альтернатива

Отдел образования Жирятинского района создан путем изменения типа Муниципального учреждения Отдел образования администрации Жирятинского района в целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений)». Положение об Отделе образования Жирятинского района утверждено постановлением администрации Жирятинского района от 06.12.2011 №394.

Отдел является правопреемником по правам и обязательствам муниципального учреждения Отдела образования Жирятинского района.

Официальное наименование Отдела: полное - Отдел образования администрации Жирятинского района; сокращенное наименование - Отдел образования.

Юридический адрес: Российская Федерация, 242030, Брянская область, с. Жирятино, ул. Мира, д. 8.

Отдел образования является отраслевым органом администрации Жирятинского района в сфере образования и входит в структуру администрации Жирятинского района. Отдел решает вопросы местного значения согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На территории Жирятинского района:

организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органам государственной власти субъектов Российской Федерации);

организация предоставления дополнительного образования детям;

организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования;

организация отдыха детей в каникулярное время.

Учредителем Отдела является муниципальное образование Жирятинский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Жирятинского района.

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

обеспечивает реализацию основных направлений развития образования в районе в соответствии с государственной политикой, обеспечивает защиту конституционных прав граждан на образование;

осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития образования, определяет приоритеты деятельности муниципальных образовательным учреждений;

разрабатывает и реализует муниципальные программы развития образования;

разрабатывает нормативно-правовые и локальные акты обеспечивающие исполнение законодательства об образовании на территории муниципального образования Жирятинский район;

в установленном законом порядке вносит предложения по развитию сети образовательных учреждений на территории муниципального образования Жирятинский район, в том числе определяет необходимость их строительства;

вносит предложения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений в соответствии с законодательством;

утверждает бюджетные сметы муниципальных бюджетных образовательных учреждений, составляет сводную по отрасли бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета Жирятинского района;

участвует в пределах своей компетенции в формировании бюджета района в части расходов на образование;

организует проведение государственной итоговой аттестации выпускников муниципальных образовательных учреждений;

разрабатывает административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг в сфере образования;

содействует повышению квалификации педагогических кадров, обмену передовым опытом;

вносит предложения по представлению работников подведомственных учреждений к государственным и другим наградам, присвоению почетных званий;

осуществляет меры, направленные на развитие системы образования муниципальном образовании Жирятинский район;

в пределах своей компетенции обеспечивает непрерывность и преемственность процесс образования на территории района;

осуществляет работу по профилактике правонарушений, безнадзорности, пропаганде здорового образа жизни в пределах своей компетенции;

организует и ведет в установленном порядке учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях;

организует и ведет в установленном порядке учет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях; принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

согласовывать годовые календарные учебные графики муниципальных образовательных учреждений;

согласовывать приме детей в муниципальные образовательные учреждения для обучения до достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев

разрабатывает и организует реализацию мер в пределах своей компетенции, направленных на охрану здоровья, труда и социальную защиту работников, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений всех типов и видов;

формирует базу данных о педагогических кадрах образовательных учреждений и потребности в них;

организует работу по информатизации системы образования на территории муниципального образования Жирятинский район;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств Жирятинского района;

участвует в обеспечении выполнения обязательств по договорам и соглашениям муниципального образования Жирятинский район с органами государственной власти Брянской области по вопросам образования;

осуществляет на территории района в пределах своей компетенции контроль за деятельностью образовательных учреждений;

организует и проводит районные конференции, совещания, семинары, олимпиады, смотры, конкурсы и другие мероприятия; а также выполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

Отдел для выполнения возложенных задач имеет право:

проводить совещания по вопросам своей компетенции с участием представителей органов местного самоуправления и организаций, действующих на территории района;

взаимодействовать с правоохранительными органами по вопросам своей компетенции;

запрашивать в пределах своей компетенции от территориальных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций необходимые для обеспечения своей деятельности сведения, затрагивающие интересы сферы образования;

создавать коллективные органы (на общественных началах), способствующие решению задач и функций, возложенных на Отдел;

готовить и вносить в установленном порядке проекты муниципальных правовых актов для рассмотрения на заседании районного Совета народных депутатов;

заслушивать руководителей муниципальных образовательных учреждений по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

проводить мониторинг по основным показателям деятельности системы образования района.

Организационная структура Отдела образования администрации Жирятинского района изображена на рисунке 1.

Анализ организационной структуры Отдела образования администрации Жирятинского района показал, что в Отделе применяется структура, построенная по линейному типу.

Отдел образования администрации Жирятинского района возглавляет начальник, назначаемый и освобождающийся от должности главой администрации района в установленном порядке. Начальник руководит деятельностью отдела на основе единоначалия. В случаях временного отсутствия начальника исполнение его должностей возглавляется распоряжением Главы администрации Жирятинского района.

И в заключении, необходимо рассмотреть основные показатели деятельности Отдела образования, которые более полно отображают ситуацию в Отделе. Они показывают состояние внутреннего климата в Отделе и как на него влияют такой показатель, как заработная плата. Показатели обеспеченности Отдела образования трудовыми ресурсами приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Обеспеченность Отдела образования трудовыми ресурсами

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011г. в % к





2009 г.

2010 г.

Среднегодовая численность работающих, чел.

20

20

77

в 3.9 раз

в 3,9 раз

В том числе: - работники управления

 4

 4

 4

 100

 100

- специалисты и служащие

16

16

73

в 4,6 раз

в 4,6 раз

Коэффициент текучести кадров

0,2

0,2

0,2

100

100

Отработано человеко-дней одним работником за год

244

240

246

101

103

Коэффициент использования годового фонда рабочего времени



0,94



Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб.

50,5

50,5

72,4

143,4


На основании таблицы можно сделать вывод о том, что численность персонала в 2011 году по отношению к 2009 и 2010 годам значительно изменилась. Причиной изменения является перевод младшего обслуживающего персонала состоявших в штате образовательных учреждений (финансируемых за счет субвенции на общеобразовательный процесс) в штат Отдела образования администрации Жирятинского района (финансируемых из местного бюджета). Текучесть кадров в Отделе остается неизменной. Коэффициент текучести равен 0,2. Причиной этому служит отсутствие свободных рабочих мест в района. Именно поэтому персонал вынужден оставаться на своем рабочем месте. Фонд заработной платы в 2011 году изменился за счет увеличения численности. В связи с этим увеличилась среднегодовая заработная плата одного работника.

Рисунок 1- Организационная структура Отдела образования Жирятинского района

1.2 Анализ внешней среды учреждения


Определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для Отдела образования в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы - это основное назначение внешнего анализа организации. Целью внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор стратегии.

Внешняя среда состоит из двух частей: макросреды (отдельное окружение) и микросреды (отраслевое или ближнее окружение).

Анализ макросреды (PEST-анализ).

Цель PEST-анализа заключается не просто в составлении перечня факторов внешней среды, но и в использовании схемы для выявления изменений и тенденций развития факторов внешней среды; концентрации внимания на тенденциях, которые имеют наибольшее значение для организации; учета происходящих перемен при разработке стратегий организации.

Макросреда представлена силами широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы политического, социального, экономического и технологического характера.- политические и правовые факторы.

Данный фактор лежит в основе функционирования Отдела образования, так как вся его деятельность основана на законах и регулируется ими. Главным законом, регулирующим деятельность Отдела, является Конституция Российской Федерации. Большое значение имеют федеральный закон «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992 и другие законы.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Центральным звеном всех изменений данного закона является снижение темпов роста расходов бюджетов, создание условий для сокращения издержек учреждений и привлечения ими дополнительных источников финансирования за счет осуществления коммерческой деятельности. Считаем, что в тех условиях, которые наличествуют сегодня в деятельности государственных (муниципальных) учреждений, эти изменения вполне можно назвать их спасительным "плотом".

В статье 33 Закона N 83-ФЗ регламентировано, что для проведения реформы бюджетной системы с 01.01.2011 г. до 01.07.2012 г. установлен переходный период, в этой статье данного закона приведены все мероприятия, которые должны быть воплощены в этот период для целей реформирования деятельности государственных или муниципальных учреждений.

В соответствии со статьей 6 Закона N 83-ФЗ все государственные и муниципальные учреждения теперь будут делиться на три типа: бюджетные, автономные и казенные.

В результате внесенных в Закон N 174-ФЗ изменений, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. Исключение составляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Особенности правового положения бюджетных учреждений теперь установлены статьей 9.2, дополнившей Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).

Бюджетное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Бюджетное учреждение сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Оно также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества"), а также недвижимым имуществом.

Особенности правового положения казенных учреждений установлены обновленной редакцией статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По сути своей, статус казенного учреждения аналогичен статусу бюджетного учреждения, определенному действовавшим до последнего времени законодательством (с более сжатыми полномочиями, чем у бюджетного учреждения в новой редакции). Так, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Перечень казенных учреждений весьма ограничен. В соответствии со статьей 31 Закона N 83-ФЗ предусмотрено создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа следующих федеральных государственных учреждений:

управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

учреждения МВД Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС Российской Федерации, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Постановлением Администрации Жирятинского района №15 от 17.01.2012 г. (Приложение 2) был изменен тип казенных образовательных учреждений на бюджетные. В итоге казенные образовательные учреждения Жирятинская СОШ, Страшевичская СОШ, Воробейнская СОШ, Колоднянская СОШ, Норинская ООШ, Морачевская ООШ, Кульневская ООШ, Будлянская ООШ, Савлуковская НОШ, д/с «Колокольчик», д/с «Ёлочка», д/с «Алёнка», д/с «Солнышко», ДДТ ДЮСШ и ЦПМСС получили статус бюджетных. Для каждого учреждения были открыты по два лицевых счета в органах Федерального Казначейства (20-ый - для учета средств на выполнение муниципального задания и оказания услуг на платной основе; 21-ый - для учета средств по целевым субсидиям). Все имущество учреждений было разделено на недвижимое и движимое имущество.

Не менее влиятельной оказалась концепция модернизации сферы образования, которая началась в 2011 году.

Главной целью модернизации системы образования является создание системы непрерывного образования, обеспечивающей формирование человеческого капитала высокого качества для инновационного социально-экономического развития.

Модернизация системы образования осуществляется по следующим основным направлениям:

совершенствование содержания и технологий образования в системе дошкольного, общего, специального (коррекционного), профессионального образования и дополнительного образования детей;

кадровая политика в сфере образования;

совершенствование инфраструктуры системы образования;

поддержка талантливых детей и молодежи;

развитие системы оценки качества образования;

механизмы и пути реализации Основных направлений модернизации системы образования.

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.- экономические факторы.

Расходы федерального бюджета на финансирование сферы образования на 1 октября 2012 года составили 295,3 млрд. рублей. В 2011 году расходы составили 297,9 млрд. рублей. А в 2010 - меньше на 77,6 млрд. рублей (рис. 2)

Рисунок 2 - Исполнение федерального бюджета по расходам на образование РФ, млрд. руб

Расходы на финансирование Отдела образования администрации Жирятинского района за 2010 год составили 50 711, 2 тыс. руб., а в 2009 - больше на 527,6 тыс. рублей.

Источником доходов бюджетных учреждений Отдела образования - плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Согласно ст. 52.1 ФЗ «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992, учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее - родительская плата) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в указанных организациях, если иное не установлено настоящим Законом и иными федеральными законами.

Размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. За содержание детей (присмотр и уход за детьми) с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также содержание детей (присмотр и уход за детьми) с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

Перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно Решения Жирятинского районного Совета народных депутатов № 4-118 от 26.11.2010, размер родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении Жирятинского района с 1 декабря 2010 года составила 35 рублей в день (735 рублей в месяц). В 2011 году размер родительской платы не изменился.- социальные факторы.

Особенностью социальных факторов является влияние на другие факторы и на внутреннею среду организации. При этом социальные факторы изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации.

Для более полной оценки влияния социальных факторов на Отдела образования администрации Жирятинского района необходимо проанализировать демографическую ситуацию в Жирятинском районе (таблица 3), так как их количественное содержание оказывает непосредственное влияние на деятельность Отдела, а также на его функционирование и последующее развитие Жирятинского района.

Таблица 3 - Демографическая характеристика Жирятинского района

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011г. в % к





2009 г.

2010 г.

Численность населения, тыс. чел.

7,4

7,3

7,5

101

103

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

3,6

3,7

103

100


На основании данной таблицы можно сделать вывод, что численность населения постепенно увеличивается за счет увеличения дополнительных рабочих мест, что оказывает влияние на экономическую ситуацию в районе. Огромный вес имеет развитие сельского хозяйства с участием двух крупных инвесторов ООО «Мясокомбинат «Тамошь» и АПХ «Мираторг». За очень короткий срок введены в эксплуатацию свиноводческие комплексы. По сравнению с другими районами региона численность населения в районе меньше, чем в Жуковском, Почепском и Выгоничском районах.

Численность экономически активного населения в районе составляет 49,3%.

Не способствует улучшению ситуации и развитие экономического кризиса, который оказывает влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на демографическую.

Район занимает выгодное географическое положение: расположен в 50 км от областного центра, имеет неплохую дорожную сеть. Общая площадь территории района 742,3 кв. км. В районе проживает 7,5 тыс. человек. Численность экономически активного населения составляет 3,7 тыс. чел. Плотность населения-10,3 человек на 1 кв. км. Территория Жирятинского района расположена в живописном месте: 12000 га лесных насаждений окружают его. Естественными водными источниками являются озёра и реки Судость и Рошь. Благоприятная экологическая обстановка позволяет развивать базы отдыха. Рельеф района преимущественно равнинный, удобен для строительных и сельскохозяйственных работ. Преобладающими почвами на территории района являются серые лесные и дерновоподзолистые почвы. Естественное плодородие почв выше средне областного.

Район сельскохозяйственный. Площадь сельхозугодий в районе составляет 36,3 тыс. га., в т.ч. пашни - 24,5 тыс. га. В настоящее время в районе функционируют 8 сельхозпредприятий, 2700 личных подсобных хозяйств, 5 крестьянских (фермерских) хозяйств.Основная роль в развитии сельского хозяйства района отводится ООО «Дружба», на базе которого с участием крупного инвестора ООО «Мясокомбинат «Тамошь » реализуется один из национальных проектов в отрасли АПК. За очень короткий срок введена в действие первая очередь свиноводческого комплекса и завершено строительство второй очереди. Мощность комплекса 24 тыс. голов в год. В настоящее время действует 4 площадки свинокомплекса. На территории района расположены два промышленных предприятия: филиал «Жирятинский» ОАО «Брянскспиртпром» и ОАО «Жирятинское РТП». Численность работающих на этих предприятиях составляет 130 человек. В районе имеется 55 торговых предприятий различных форм собственности.

Из учреждений социально-культурной сферы в районе функционируют Жирятинская ЦРБ и 10 фельдшерско-акушерских пунктов. Введение в эксплуатацию пристройки к Жирятинской ЦРБ, позволило комфортно разместить детское отделение. В шести средних общеобразовательных и пяти основных школах обучаются 828 учащихся. Имеются 4 детских дошкольных учреждения на 130 мест, Детская школа искусств, Дом детского творчества, 12 Домов культуры, 12 библиотек.

Известны за пределами района народный ансамбль «Селяночка», духовой оркестр и танцевальный коллектив Детской школы искусств «Топотушки», эстрадная студия Жирятинского ДК. На особом контроле администрации района находится решение вопросов по развитию физической культуры и спорта. В 2007 году создана Детско-юношеская спортивная школа.

В 2010 году в рамках сельскохозяйственного конкурса среди муниципальных образований региона «Лучший район» во второй группе стал победителем Жирятинский район. Району было выделено 10 млн. рублей на благоустройство.

«В соответствии с постановлением администрации Брянской области от 5 марта 2012 г. № 196 проведен областной конкурс «Лучшее муниципальное образование по инвестиционной привлекательности». Победителями конкурса признаны: первое место - муниципальное образование «Жирятинский район»; второе место - муниципальное образование «Новозыбковский район»; третье место - муниципальное образование «Стародубский район».

Все это положительно сказывается на отношении местного населения к социально-культурной жизни в Жирятинском районе.- технологические и технические факторы.

Анализ технологических и технических факторов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает перед каждой организацией, в том числе и перед Отделом образования. Этот фактор оказывает влияние на эффективность и рациональность деятельности Отдела, так как деятельность аппарата управления непосредственно основана на использовании компьютеров и необходимой оргтехники. Отдел хорошо оснащен современными компьютерами и использует новое программное обеспечение. В Отделе имеется высокоскоростной доступ в Интернет. Все это положительно сказывается на процессе работы персонала.

В сентябре 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стартовала программа по подключению российских школ к сети Интернет. Ежедневно в течение двух лет к всемирной паутине подключались порядка 300 образовательных учреждений. В результате доступ в Интернет был обеспечен во всех, даже самых удаленных школах.

В ходе всеобщей интернетизации школ было закуплено необходимое учебное оборудование: компьютерная техника, интерактивные доски, фото- и видеоаппаратура, программное обеспечение и многое другое. Финансовое обеспечение реализации программы составило 3 млрд рублей.

Интернет открыл перед школьниками и учителями новые возможности в обучении, предоставив им доступ к современным образовательным ресурсам, интерактивным лекциям ведущих преподавателей, крупнейшим онлайн-библиотекам, виртуальным экспозициям лучших музеев мира. Все образовательные учреждения Отдела имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет.

В Отделе образования имеется автомобиль «Газель», что является положительным моментом, так как это необходимо для осуществления транспортной связи с образовательными учреждениями. Кроме того, в образовательных учреждениях района имеются школьные автобусы в количестве 6 шт. Они необходимы для подвоза детей к месту учебы из труднодоступных населенных пунктов.

Исследование непосредственного окружения осуществляется через анализ конкурентов, потребителей и поставщиков, оказывающих влияние на Отдел образования.

Внешние связи любой организации оказывают на ее деятельность большое влияние, но не первостепенное. Ниже мы опишем внешние связи Отдела образования. Отдел заключил договора со следующими организациями:

1. ОАО «Брянскрегионгаз» - является поставщиком газа для образовательных учреждения.

2.       ОАО «Брянская сбытовая компания» - является поставщиком электрической энергии.

.        ОАО «Ростелеком» - осуществляет доступ к сети местной телефонной связи и услуг Интернет, осуществляет оказание услуг международной и междугородной связи для Отдела образования.

.        УФПС Брянской области филиал ФГУП «Почта России» - осуществляет прием, обработку, пересылку и выдачу всех видов внутренних почтовых отправлений.

5.       ГРКЦ ГУ Банка России по Брянской Области <#"584787.files/image004.gif">):

=, где

- заработная плата управленческого персонала (за год);

ФОТ - общий фонд оплаты труда (годовой)

= 117 000 \ 325 695 = 0,36

Общая численность кадров: 77 человека.

Из них:

- аппарат управления;

- служащий персонал;

- обслуживающий персонал.

Средняя заработная плата аппарата управления составляет 9 750 руб.

Средняя заработная плата служащего персонала составляет 7 158 руб.

Средняя заработная плата обслуживающего персонала составляет 4 611 руб.

Структура кадров по полу: 66% - женщины, 34% - мужчины.

Средний возраст работников 42 год, что является минусом для Отдела, так как молодые люди способны к обучению, переобучению и «старение» кадров вызывает определенные проблемы для Отдела.

На рисунке 3 наблюдается рост числа работников с высшим образованием (его имеют 7 человек). Средне-специальное образование у 42 человек, а среднее образование у 28 человек.

В Отделе образования 1 раз в 4 года проводится аттестация. Аттестация работников образования проводится в целях повышения эффективности деятельности.

Из сводных расчетных показателей по общеобразовательным школам Жирятинского района (Приложение 2) по состоянию на 1 января 2010 года свою деятельность осуществляют 2 немалокомплектные школы и 9 малокомплектных.

Рисунок 3 - Характеристика уровня образование работников учреждения, чел

Всего классо-комплектов - 95, в том числе по малокомплектным - 65. Средняя наполняемость немалокомплектных - 13,7 человек, малокомплектных - 4,4 человека. На 1 января 2011 года количество школ осталось неизменным. Число классо-комплектов уменьшилось на 7 (малокомплектные школы). Средняя наполняемость немалокомплектных - 14, малокомплектных - 3,9 человек. Причиной изменения показателей послужило увеличение числа учащихся уходящих из школы по окончанию 9 классов (основная школа). Уход прежде всего связан со сдачей ЕГЭ после 11 классов.

Таблица 4 - Соотношение учащихся к 1 педагогическому работнику и 1 непедагогическому работнику по данным на 1 января 2010 и 1 января 2011 г.

Соотношение учащихся

к 1 педагогическому работнику

к 1 непедагогическому работнику

на 1 января 2010 г.

4,3

5,1

на 1 января 2011 г.

4,1

4,8


Из таблицы 4 видно, что соотношение учащихся на 1 педработника и непедработника уменьшилось. Причинами уменьшения послужило сокращение средней наполняемости учащихся, а также сокращение ставок непедагогических работников в 2010 году.

Согласно плана практических мероприятий по снижению неэффективных расходов на образования 2010 - 2013 гг. (Приложение 3), средняя стоимость содержания обучающихся (одного класса) за 2010 год составила 100 784 руб., 2011 - 106 510 руб., 2012 - 128 396 руб.

По результатам единого государственного экзамена по математике за 2010 год Жирятинский район показал самый низкий средний балл (55,6) по сравнению с районами Брянской области.

Социальный климат в организации положительный, отсутствуют явные конфликтные ситуации между сотрудниками вследствие высокой компетенции персонала. Культура Отдела базируется на основных этических нормах и принципах деятельности.

К этическим нормам относятся:

. Честность и соблюдение закона.

. Разрешение конфликтов интересов.

. Использование информации из других источников.

. Защита внутренней информации.

Основным документом финансовой отчетности в Отделе образования является бухгалтерский баланс.

Проведя анализ деятельности Отдела, можно сделать вывод, что оно развивается в соответствии со средой, которая окружает и оказывает значительное влияние на Отдел. Внутри Отдела прослеживается четкая линия поведения и деятельности сотрудников.

2. Разработка системы стратегического управления финансами Отдела образования администрации Жирятинского района

2.1 Разработка миссии и разработка стратегических целей


Миссия в широком понимании - констатация философии и предназначения, смысла существования организации. В этом случае миссия содержит ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществить свою деятельность. Она направлена на внешнее окружение и дает субъектам внешней среды общее представление об организации, о ее стремлениях и ее философии, создает имидж организации в глазах общества. В узком понимании миссия - утверждение, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных (уникальность данной организации), направлена на внутреннее окружение, создает корпоративный дух и единение внутри организации.

Миссия Отдела образования администрации Жирятинского района: обеспечение права граждан на образование путём создания системы образования на территории муниципального образования Жирятинский район.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное сочетание, к которому в каждый момент времени стремится организация, фиксируется в виде ее целей.

В первую очередь необходимо сформулировать основную цель, которая затем разбивается на подцели, совокупность выполнения которых и обеспечивает достижение общего результата.

Стратегической целью Отдела образования является повышение эффективности управления финансами Отдела образования.

Цели Отдела:

. укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений;

. достижение нормативных значений показателей средней наполняемости классов;

. достижение оптимального соотношения численности учителей и численности прочего персонала образовательных учреждений (среднегодовое количество ставок);

. повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

2.2 SWOT-анализ и разработка стратегических альтернатив


Важнейшим методом стратегического анализа внешней и внутренней среды и формирования на этой основе стратегий является так называемый SWOT - метод. SWOT - первые буквы английских слов, обозначающих силу, слабость, возможности и угрозы.

Он позволит выявить во внешней среде факторы, представляющие, с одной стороны, возможности, а с другой - угрозы для ее развития. Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны внутреннего потенциала.

Итак, проведем SWOT - анализ Отдела образования администрации Жирятинского района (таблица 5).

Таблица 5 - SWOT - анализ сферы образования Жирятинского района и деятельности отдела образования администрации района


Возможности: 1. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в деятельности образовательных учреждений, их оптимизация и реструктуризация, что позволит более рационально использовать бюджетные средства. 2. Переход части бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения облегчит бремя на бюджет района и даст возможность образовательным учреждениям направить средства на модернизацию учебной базы с целью повышения качества образования, заработной платы педагогам. 3. Расширение сети дошкольных учреждений в районе за счет строительства новых и реконструкции старых детсадов (в соответствии со среднесрочной целевой программой), что позволит резко сократить очередь в детсадах. Распространение вариативных моделей образования детей дошкольного возраста с целью обеспечения всем детям района равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. 4. Широкое применение в образовательных учреждениях района здоровьесберегающих педагогических технологий. 5. Реализация программ профильного обучения в каждой школе; эффективное использование базовых (ресурсных) школ и их сетевое взаимодействие с другими учебными учреждениями с целью обеспечения доступности к качественному образованию всем учащимся. 6. Участие в региональных общеобразовательных программах 7. Расширение сотрудничества с районами области в части обеспечения качественного образования.

Угрозы: 1. Недостаточное финансирование отрасли образования для ее развития. 2. Усиление деградации материальной инфраструктуры образования района, что может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию. 3. Неполное введение дошкольного образования, профильного обучения в образовательных учреждениях в силу демографических проблем, недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения. 4. Риски, связанные с переходом бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения. 5. Социальная напряженность, обусловленная сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения района. 6. Недостатки в управлении сферой образования. Неблагоприятная ситуация, связанная с развитием социальной напряженности в связи с закрытие малокомплектных школ 7. Экономический кризис и его последствия

Сильные стороны: 1. Увеличение затрат районного бюджета на отрасль образования в связи с реализацией программы модернизации образования. В ходе модернизации создана основа для развития структуры и содержания общего среднего, дошкольного образования и внешкольного обучения, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой. 2. Своевременное внедрение новых финансовых механизмов (нормативно-подушевое финансирование школ) 3. Стабильный рост расходов на обновление учебно-материальной базы учреждений образования: увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования с 3% в 2006 году до 7% по бюджету на 2010 год. 100% школ подключены к сети Интернет, что сделало возможным внедрение дистанционного обучения (апробационные площадки в школах райцентра). Обеспечен рост удельного веса внебюджетных поступлений в общем объеме средств на содержание учреждений образования до 11%. 4. Профилирование школьного образования: 100% учащихся 9 классов охвачены предпрофильной подготовкой; 86% учащихся 10-11 классов охвачены профильной подготовкой; большинство общеобразовательных учреждений района реализуют программы повышенного уровня. 5. Качественные изменения и новые технические возможности организации учебного процесса позволили сделать новый шаг в развитии олимпиадного движения в районе. 6. Участие в реализации мер администрации Брянской области по повышению статуса учительской профессии, по поддержке учителей: увеличение в 2010 году надтарифного фонда заработной платы для установления доплат педагогам образовательных учреждений; обеспечение жильем сельских учителей (в соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года»); компенсационные выплаты учителям за работу в сельской местности. 7. Внедрение в дошкольные и общеобразовательные учреждения района здоровьесберегающих педагогических технологий, что позволило обеспечить положительную динамику состояния здоровья детей и молодежи: 75% детей имеют 1 и 2 группу здоровья.

Поле Сильные стороны и Возможности: 1. Укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования и как следствие повышение доступности качественного образования 2. Подготовка нового поколения педагогических кадров, разработка мероприятий по привлечению специалистов в сферу образования района и повышение эффективности управления в системе образования 3. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования 4. Обеспечение открытости деятельности образовательных учреждений и привлечение общественности к решению проблем школы 5. Обеспечение доступности дошкольного образования 6. Создание общеобразовательных комплексов путем слияния школы и детского сада

Поле Сильные стороны и Угрозы: 1. Увеличение числа учащихся 2. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий 3. Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений 4. Привлечение на работу сотрудников с высокой квалификацией 5. Увеличение финансирования образовательного процесса 6. Внедрение эффективных воспитательных систем в образовательный процесс

Слабые стороны: 1. Недостаточное ресурсное обеспечение сферы образования для выполнения в полном объеме задач социально-экономического развития района. 2. Слабая материально-техническая база учреждений образования, значительное количество приспособленных ветхих и аварийных зданий детсадов, школ: - ряд детских садов расположены в приспособленных помещениях; - 15% зданий образовательных учреждений находятся в аварийном состоянии; - более 40% зданий и помещений учреждений профобразования требуют капитального ремонта. 3. Невысокая эффективность использования бюджетных средств (за счет значительного количества малокомплектных школ, недостаточной работы по оптимизации сети образовательных учреждений). 4. Недостаточное количество детских дошкольных учреждений, в результате чего имеется наличие очереди на устройство детей в детсады. 5. В районе остается острой проблема дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Средний возраст учителя в районе - 46 лет (в среднем по России 43 года). Количество учителей - пенсионеров и педагогов предпенсионного возраста - более 65%. Низкая заработная плата учителей (по итогам 2010 года составила 65,4% от средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики района) является главным препятствием закрепления молодых педагогических кадров в отрасли. Отсутствует штатная единица юриста в отделе образования района. 5. Слабая материально-техническая и учебно-производственная база учреждений системы начального и среднего профессионального образования, низкие темпы ее модернизации. 6. Неготовность значительной части учебных заведений системы начального и среднего образования к инклюзивному профессиональному образованию с целью получения молодежью, имеющей незначительные ограничения здоровья, соответствующих профессий и специальностей. 7. В районе не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики, контроля качества знаний на всех ступенях обучения.

Поле Слабые стороны и Возможности: 1. Повышение конкурентоспособности и эффективности экономики района, обусловленное повышением качества человеческого капитала и эффективностью использования трудовых ресурсов. 2. Укрепление материально-технической базы учреждений образования, с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий. Ликвидация ветхих и аварийных объектов образования. 3. Повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования. 4. Снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере образования. 5. Внедрение нового финансово-экономического механизма, в рамках которого часть учреждений образования будет переведена в статус автономных; финансирование всех видов образовательных учреждений на основе нормативно-подушевого принципа, увеличение доли внебюджетных средств образовательных учреждений района.

Поле Слабые стороны и Угрозы: 1. Повышение доступности, качества, открытости сферы образования для всех заинтересованных сторон; внедрение принципов государственно-общественного управления; 2. Модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования (обновление оборудования столовых и спортзалов, автопарка, компьютерной техники и др.) 3. Создание районной комплексной системы социально-педагогической поддержки. Внедрение вариативных форм дошкольного образования, формирование высокой готовности детей к обучению в школе, обеспечение их ранней позитивной социализации. 4. Переход общеобразовательных учреждений на принципы профильного обучения, в том числе с использованием индивидуальных траекторий обучения школьников. 5. Обеспечение эффективного взаимодействия и повышения воспитательного потенциала семьи, образовательных учреждений и общественных организаций района. 6. Сохранение и развитие материальной и кадровой базы ученических производственных бригад, трудовых объединений школьников в целях углубленной профориентации и овладения практическими навыками. 7. Обеспечение условий, гарантирующих сохранение здоровья детей, защиту прав личности, психологический комфорт и безопасность участников образовательного процесса. 8. Внедрение системы экономической и социальной мотивации труда работников образования, гибкой системы заработной платы прежде всего педработников, затем руководящего состава, выводящей ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующей качество работы.

- анализ показал, что даже при наличии Угроз и Слабых сторон, с помощью Возможностей и Слабых сторон можно предложить альтернативы развития для Отдела образования. Наиболее необходимыми перспективами являются создание общеобразовательного комплекса путём слияния школы и сада, а также укрепление материально-технической базы учреждений образования, с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий.

2.3 Разработка и оценка эффективности мероприятий стратегического управления финансами системы образования


Стратегия управления финансами Отдела предусматривает сокращение неэффективных расходов. Для повышения эффективности расходования бюджетных средств необходима реализация следующих мероприятий:

реорганизация путём слияния МОУ Высокская СОШ, МОУ Княвичская СОШ, МОУ Морачевская СОШ и создание МКОУ Морачевская СОШ;

создание путем изменения типа и вида МОУ Савлуковская СОШ в МКОУ Савлуковская НОШ;

перевод на финансирование из местного бюджета младшего обслуживания персонала общеобразовательных учреждений;

оптимизация сети и штатной численности образовательных учреждений Жирятинского района;

реорганизация МБОУ Колоднянская СОШ и МБДОУ детский сад «Солнышко» и создание общеобразовательного комплекса.

Наиболее эффективным мероприятием из вышеуказанных, является создание общеобразовательного комплекса в д. Колодня. При создании МКОУ Морачевская СОШ путем слияния Восокской СОШ, МОУ Княвичской СОШ и МОУ Морачевской СОШ мы уменьшим количество сверхнормативных ставок учителей на 20 единиц и ставок работников, не осуществляющих учебный процесс на 22,6 единицы. Данная мера будет обоснована Постановлением администрации Жирятинского района. По нашим подсчетам экономический эффект на 2012 год в сумме возможно составит 944400, 0 рублей.

Не менее важный экономический эффект будет иметь создание МКОУ Савлуковская СОШ путем изменения типа и вида МОУ Савлуковская СОШ. Экономический эффект от реализации приблизительно будет равен 311100,0 рублей. Данная мера будет обоснована Постановлением администрации Жирятинского района. При реализации двух вышеуказанных мероприятий увеличится численность обучающихся с 4,5 до 5,2 человек на 1 учителя и увеличится численность обучающихся на 1 работника не осуществляющих учебный процесс с 4,7 до 6,5 человек.

Третьим возможным мероприятием по сокращению неэффективны расходов является перевод на финансирование из местного бюджета младшего обслуживания персонала общеобразовательных учреждений. Экономический эффект возможно составит на 2012 год 1004700,0 рублей (субвенция на общеобразовательный процесс). Отрицательным будет являться увеличение расходов местного бюджета в этом объёме денежных средств. Данная мера будет обоснована Постановлением администрации Жирятинского района.

Экономический эффект от оптимизации сети и штатной численности образовательных учреждений Жирятинского района составит 1300000,0 рублей. Отрицательным будет увеличение уровня безработицы в Жирятинском районе.

И наиболее эффективное, по нашему мнению, мероприятие - создание общеобразовательного комплекса в деревне Колодня Жирятинского района путем реорганизации МБОУ Колоднянской СОШ и МБДОУ детского сада «Солнышко».

Общеобразовательный комплекс будет расположен на базе МБОУ Колоднянской СОШ. Данное решение было принято в связи с ежегодным уменьшением численности учащихся школы. Колодняская школа является средней общеобразовательной школой. В школе оборудованы учебные кабинеты:

• кабинет русского языка и литературы

• кабинет биологии

• кабинет математики

• кабинет истории

• кабинет иностранного языка

• кабинет информатики

• 2 кабинета начальных классов

• учебная мастерская.

Во всех классах ученическая мебель соответствует ростовым показателям обучающихся, санитарно-гигиенические требования выполняются. Оснащение образовательного процесса средствами ИКТ

Обеспеченность компьютерами составляет: 1 компьютер на 3 учащихся. Имеется интерактивная доска, 2 автоматизированных рабочих места учителя, 3 мультимедиапроектора, сканер, МФУ, ноутбук, 3 лазерных и 1 струйный (цветной) принтер. Один компьютер подключен к сети Интернет.

Оснащенность спортивного зала и спортивной площадки

В школе функционирует спортивный зал, оснащённый спортивным инвентарем на достаточном уровне. Спортивный зал оснащен гимнастическими скамейками, шведскими стенками, щитами для баскетбола, волейбольными сетками, гимнастическими снарядами, оборудованием для подвижных игр и т.д. На территории школы находится спортивная площадка. В школе функционирует библиотека. Школьная столовая
Школьная столовая рассчитана на 20 посадочных мест. Все учащиеся школы обеспечены 2-разовым горячим питанием.

Столовая располагает необходимым оборудованием.

Для перевозки учащихся школа имеет школьный автобус на 11 пассажирских мест. При школе имеется учебно-опытный участок, который содержит все отделы, в том числе и фруктовый сад.

В школе созданы все условия для безопасного и комфортного пребывания участников образовательного процесса: имеется центральное газовое отопление, канализация, люминисцентное освещение, водопровод с холодной и горячей водой. Кадровый состав школы составляют педагогические и непадгогические работники. Из них директор, 2 заместителя директора, 10 учителей, 5 человек младшего обслуживающего персонала. Численность учащихся в МБОУ Колоднянская СОШ на 1 января 2009 года составляла 52 человека, на 1 января 2010 года - 48, а на 1 января 2011 года - 39. Как мы видим, на протяжении трёх лет идет тенденция на снижение численности учащихся.

Однако, затраты на содержание общеобразовательных учреждений постоянно не уменьшаются, а наоборот увеличиваются. Причиной их увеличения является ежегодный рост тарифов на энергоресурсы, услуги связи, услуги ЖКХ, стоимость продуктов питания, ГСМ и другие услуги, потребляемые учреждением.

Снижение численности воспитанников прослеживается и в детском саду «Солнышко», расположенном в деревне Колодня Жирятинского района. На 1 января 2009 года численность детей составляла 15 человек, на 1 января 2010 года - 13 и на 1 января 2011 года - 9.

Численность работников МБДОУ детского сада «Солнышко» составляет: заведующая, воспитатель, помощник воспитателя, повар, кочегар и сторож.

Затраты на содержание детского сада «Солнышко» аналогично затратам Колоднянской СОШ постоянно увеличиваются независимо от снижения численности детей, посещающих дошкольное учреждение.

Площадь помещения Колоднянской СОШ составляет 850 м2. Данная площадь позволяет разместить детский сад «Солнышко» с данной численностью детей. Самым наилучшим расположением сада будет в правом крыле школы. Детский сад разместится в 2 кабинетах - 1 кабинет начальных классов и кабинет информатики. Уроки по информатике будут проходить в кабинете математики. Низкая численность учащихся позволит адаптировать расписание учебных занятий.

После перевода сада на базу школы помещение сада можно будет сдавать в аренду. Данное помещение полностью соответствует нормам и правилам размещения служебных помещений. Оптимальными вариантами являются - сельский фельдшерско-акушерский пункт, отделение «Почта России», небольшой продуктовый магазин.

Создание общеобразовательного комплекса путем реорганизации МБОУ Колоднянской СОШ и МБДОУ детского сада «Солнышко» позволит эффективно расходовать бюджетные средства, как местного бюджета, так и субвенции на общеобразовательный процесс.

В первую очередь коснемся кадрового состава учреждений. Как в школе, так и в детском саду имеются одинаковые должности: директор, повар, сторож и оператор (кочегар).

На руководящей должности останется только директор общеобразовательного комплекса (директор Колоднянской СОШ). Его заработная плата останется неизменной и будет составлять 15 тысяч рублей. Заведующую детского сада «Солнышко» переведем на должность воспитателя (1 ставка + 0,25 ставки за организацию деятельности дошкольного образования). Воспитателя детского сада переведем в помощника воспитателя. В итоге, мы сократили затраты на заработную плату с начислениями заведующей детским садом на 117, 2 тысяч рублей в гол.

Как мы уже говорили, что в штате учреждений есть должность повара. Мы сократим повара в детском саду, а повару школы за расширение зоны обслуживания (+ детский сад) увеличим заработную плату на 20%. Ежемесячная зарплата повара в школе составляет 7 тысяч рублей. После увеличения она вырастет до 8, 4 тысяч рублей. Экономия денежных средств на должности повара детского сада составит 87, 5 тысяч рублей за один год.

В связи с тем, что здание МБДОУ детский сад «Солнышко» отапливается углем, то должность кочегара при реорганизации в штатное расписание будущего общеобразовательного комплекса входить не будет. Заработная плата кочегара в месяц составляет 7 тысяч рублей. Экономия денежных средств составит 109,4 тысяч рублей в год.

При создании общеобразовательного комплекса необходимо наличие ставок сторожа школы. Сторожа детского сада «Солнышко» мы сократим. Экономия денежных средств составит 109,4 тысяч рублей в год.

Согласно плана финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ детский сад «Солнышко» плановые назначения на выполнение муниципального задания на 2013 год:

коммунальные услуги в год составляют 29, 4 тысяч рублей (электроэнергия, водоснабжение, вывоз ЖБО);

работы, услуги по содержанию имущества (техническое обслуживание пожарной сигнализации, обслуживание радиоканального мониторинга, вывоз ТБО, текущий ремонт помещения); - 18,6 тысяч рублей в год;

услуги связи - 3,9 тысяч рублей в год;

транспортные услуги - 2,5 тысяч рублей в год;

прочие работы и услуги (подписка на периодические издания и др.) - 1,8 тысяч рублей в год;

прочие расходы (налоги, государственные пошлины) - 3,6 тысяч рублей в год.

Общая сумма расходов на выполнение муниципального задания составляет - 56,2 тысяч рублей (экономия от реорганизации).

Столовая МБДОУ детский сад «Солнышко» имеет всё необходимое оборудование и инвентарь: электрическая плита, холодильники, весы, разделочные столы, кухонные приборы, посуда, Из них мы продадим электрическую плиту, холодильники и весы (примерно 90 тысяч рублей).

Помещение детского сада площадью 210 м2 мы сдадим в аренду с ежемесячной платой в сумме 8 тысяч рублей. Доход от сдачи помещения в аренду будет равен 85 тысяч рублей (с учетом НДС и налога на прибыль).

В целом экономический эффект от реорганизации МБОУ Колоднянская СОШ и МБДОУ детский сад «Солнышко» путем создания общеобразовательного комплекса будет равен 564,7 тысяч рублей. Тем самым мы сэкономили средства бюджета муниципального образования Жирятинский район.

Заключение


Для эффективного управления финансами организации необходимо разрабатывать план мероприятий по снижению неэффективных расходов. Данный план обязан включать в себя действия, которые помогут организации целенаправленно использовать финансовые ресурсы. На примере нашей организации мы презентуем создание общеобразовательного комплекса как наиболее эффективный уход от оптимизации образовательных учреждений.

В последнее время процесс оптимизации ярко выражен. Под оптимизирование попадают все общеобразовательные учреждения страны. Некоторые малокомплектные школы переводят из средних в основные, а многие вообще закрывают. Что делать с детьми? Остается только организовывать подвоз детей в соседнюю деревню, где ещё сохранилась школа.

Если сравнить экономическую эффективность от реорганизации путем слияния трех школ, создания путем изменения типа и вида школы, перевода на финансирование из местного бюджета младшего обслуживающего персонала общеобразовательных учреждений, оптимизации сети и штатной численности образовательных учреждений Жирятинского района, создания общеобразовательного комплекса путем слияния школы и детского сада, то наиболее эффективным будет последнее наше мероприятие.

Проводится масса мер направленных на снижение неэффективных расходов Отдела образования администрации Жирятинского района. По нашему мнению это экономически наиболее эффективное мероприятие. Мы сократим расходы на выплату заработной платы работникам школы и детского сада, на коммунальные услуги, на услуги связи и прочее. Бывшее здание детского сада возможно сдать в аренду и получать от этого ежемесячный доход от арендатора в виде арендной платы. Именно поэтому для избегания подобных путей решения проблемы как закрытие школ мы предлагаем создание общеобразовательного комплекса.

Список используемой литературы


1.       Ансофф И. Стратегическое управление / Сокр.пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.

2.       Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.

.        Васильченко Н.Г. Современная система управления предприятием. - М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 2003 - 320 с.

.        Виноградова З.И. Стратегический менеджмент: матрица модулей, «дерево» целей: Учеб. пособие для вузов/ З.И. Виноградова, В.Е. Щербакова. - М.: Мир: Академический Проект, 2004. - 304с.

.        Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по спец. и направлению «Менеджмент» / О.С. Виханский. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 296 с.

.        Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 328 с.

.        Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Омега-Л, 2006. - 464 с. - (Серия «Успешный менеджмент»).

.        Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов по спец. «Менеджмент» (Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Экономистъ, 2004. - 416с.

.        Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.

.        Круглова Н.Ю. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов по специальности «Антикризисное управление» /Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов. - М.: Изд-во РДЛ, 2003. - 464 с.

.        Лапыгин Ю.Н. Стратегическое развитие организации: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин, Т.А. Лачина; под. ред. Ю.Н. Лапыгина. - М.: КНОРУС, 2005. - 288 с.

.        Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций: Учеб. Пособие для вузов по экон. Специальностям. - М.: ИНФРА - М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. - 287 с. - (Серия «Высшее образование»).

.        Моисеева Н.К, Конышева М.В. Управление маркетингом: теория и практика, информационные технологии: Учеб. пособие / Под ред. Н.К. Моисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 304 с.

.        Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 285 с. - (Серия «Профессиональный учебник»).

.        Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КНОРУС, 2008. - 496 с.

.        Попов С.А. Стратегическое управление. 17 - модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. М.: ИНФРА-М, 2000. - 304 с.

.        Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 304 с.

.        Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. - 12-е изд., испр. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2008. - 679 с. - (Экономическое образование).

.        Стратегический менеджмент: Учеб. по спец. «Менеджмент организации» / под ред. А.И. Петрова. - Спб: Питер, 2007. - 496 с. - (Серия «Учебник для вузов»).

.        Татарников Е.А. Стратегическое управление предприятием: жить одним днем или планировать свое будущее? - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006. - 240 с.

.        Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. - 576 с.

.        Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М., 2002. - 669 с.

.        Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учеб. для вузов по специальности и направлению «Менеджмент» / Р.А.Фатхутдинов; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Российской Федерации. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2006. - 445с.

.        Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие для студентов Вузов / Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 271 с.

.        Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

Похожие работы на - Стратегическое управление финансами на примере Отдела образования администрации Жирятинского района

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!