Полуприцеп - БЦМ-140 оснащен электронной аппаратурой,
анализирующей показатели качества забираемого сырья. Для предотвращения потери
тепла имеется слой стекловаты в 5-7 мм. А также система независимого обогрева
цистерны с помощью трубопровода, работающая на топливе из отдельного бака.
Части прицепа, непосредственно контактирующие с пищевым продуктом, выполнены из
низколегированной нержавеющей стали марок AISI 304 - 08Х18Н10, AISI 304 L -
03Х18Н11.
Максимальный объем перевозимого масла равен 22 000 л. Причем
емкость изнутри разделена на 4 независимых отсека вместимостью 8000 л, 6000 л и
два отсека по 4000 л.
Техническая
характеристика
|
Параметры
|
Число осей
|
3
|
Номинальная
вместимость, л
|
22000
(8000+6000+4000+4000)
|
Снаряженная
масса, кг
|
8500
|
Распределение
снаряженной массы на ССУ, кг
|
2230
|
Распределение
снаряженной массы на тележку, кг
|
6270
|
Полная масса, кг
|
31000
|
Нагрузка на
ССУ, кг
|
10000
|
Нагрузка на
тележку, кг
|
21000
|
Габариты, мм
(ДхШхВ)
|
База, мм
|
3600
|
Сдвиг ССУ от
передней точки цистерны, мм
|
1100
|
Расстояние от
ССУ до центра тележки, мм
|
6650
|
Расстояние
между осями, мм
|
1360
|
Габаритная длина состава выбранных транспортных средств
составляет 14770 мм при ширине 2450 мм и высоте 3490 мм, что не превышает
допустимых габаритов по странам проезда (16500 мм по длине, 2500 мм по ширине и
4000 мм по высоте).
3. Разработка схем укладки грузов на основе
анализа свойств грузов и условий перевозок
Для разработки схем укладки грузов необходимо определить
максимальное количество груза, которое может быть перевезено на выбранном
транспортном составе с учетом всех ограничений по массе. Это можно сделать по
следующему условию
(3.1)
где - технически допустимая максимальная масса транспортного
средства (автопоезда), т;
- масса транспортного средства (автопоезда) без груза, т;
- допустимая максимальная масса транспортного средства
(автопоезда) при проезде по территории i-ой страны, т;
- масса груза в кузове без превышения осевых нагрузок в i-ой стране, т;
- масса груза, которая может быть размещена, исходя из
вместимости кузова транспортного средства, т.
Технически допустимая масса автопоезда определена
заводом-изготовителем т. Масса автопоезда без груза равна 15,7 т.
Максимально допустимая масса автопоезда с 5-ю осями на территории
Беларуси и Литвы 40 т.
Допустимая нагрузка на ведущую ось составляет 11,5 т. При этом
допустимая нагрузка на заднюю ось тягача равна 13 т. Принимается 11,5 т.
Нагрузка на переднюю ось ограничена 10 т, допустимая для тягача - 7,5 т.
Принимается 7,5 т.
Нагрузка на строенную ось полуприцепа в Беларуси ограничена массой
в 24 т, в Литве - 80 кН на ось, или 240 кН на тележку, или 24,5 т. Допустимая
нагрузка на тележку полуприцепа составляет 21 т. Принимаем 21 т.
Таким образом, масса груза в цистерне без превышения осевых
нагрузок в i-ой стране определяется, как разность
суммы осевых нагрузок () и массы автопоезда без груза
(3.2)
Грузоподъемность транспортного средства составляет т. Так как коэффициент использования грузоподъемности , но при этом объем груза не может превышать объем V=22,0 м3, то получаем
(3.3)
По условию (3.1) получаем
Разработка схемы укладки груза при перевозке наливных грузов
не требуется, однако обязательно соблюсти условие допустимых нагрузок на оси
(ось ССУ и заднюю тележку полуприцепа):
(3.4)
(3.5)
где lк - длина цистерны, lк=11,3 м;
lпг - расстояние от передней стенки кузова до
центра тяжести груза, принимаем расположение центра тяжести груза в центре
цистерны, lпг=5,65 м;
lбп - расстояние между центрами передней и задней
опор транспортного средства (база полуприцепа от оси шкворня до оси тележки), lбп=6,65 м;
lзс - задний свес транспортного средства (от центра
задней опоры до задней точки кузова), lзс=3,354 м;
qпо - масса груза, приходящаяся на переднюю опору,
т;
qзо - масса груза, приходящаяся на заднюю опору, т;
qг - масса перевозимого груза, т.
Произведем расчет по формулам (3.4) и (3.5):
Нагрузка на ССУ составляет 2,23+6,935=9,165 т, что меньше
допустимой нагрузки на ССУ в 10 т. Нагрузка на тележку равна 6,27+13,151=19,421
т, что тоже меньше допустимых 21 т. Все условия и ограничения соблюдены.
Определим статический коэффициент использования
грузоподъемности:
(3.6)
4. Графическое представление грузопотоков
По прямой ездке перевозится рапсовое масло в объеме 22 м3
или 20,086 т. По обратной ездке - минеральная вода с плотность 1 т/м3
в объеме 22 м3 (масса 22 т, ). Грузопотоки представлены на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 - Картограмма грузопотоков на маршруте
5. Обоснование схемы работы транспортных средств
и их экипажей и построение графиков работы на маршруте
Транспортные средства будут работать на маршруте по сквозной
схеме, т.е. груз перевозится на одном транспортно средстве на протяжении всего
маршрута. На транспортном средстве будут работать два водителя по сквозной
схеме, т.е. на протяжении всего маршрута без смены водителей в некоторых точках
маршрута.
График работы на маршруте будет разрабатываться для периода с
1 июля по 31 августа при температуре воздуха не более 25 0С.
Никаких ограничений на движение грузовых транспортных средств
на территории Беларуси и Литвы в данный период нет.
Составим график работы водителей для одного оборота. Движение
будет начато во вторник 23 июля 2013 года. Время на
подготовительно-заключительные операции примем равным 20 мин, медицинский
осмотр - 5 минут, смена водителей - 5 мин, пересечение границы с Шенгенской
зоной - 24 ч, погрузку или разгрузку груза - 2 ч, очистку цистерны - 1 ч.
Разработанный график движения представлен на рисунках
5.1-5.4.
Во время простоев на границе входят операции по оформлению и
предоставлению всех необходимых документов, связанных с перевозкой груза, а
также время на отдых и ожидание своей очереди.
Длительность оборота составляет 90 ч 57 мин (3,79 суток). Из
них: время движения - 22 ч 28 мин (0,94 суток), отдыха - 41 ч 29 мин (1,73
суток), общее время работы - 27 ч (1,12 суток).
Время, проведенное за рулем первым водителем, составляет 10 ч
54 мин, вторым - 11 ч 34 мин.
Рисунок 5.1 - График работы водителей (вторник)
Рисунок 5.2 - График работы водителей (среда)
Рисунок 5.3 - График работы водителей (четверг)
Рисунок 5.4 - График работы водителей (пятница)
6. Расчет потребного числа транспортных средств и
их водителей
Необходимое число транспортных средств для освоения заданного
объема перевозок на маршруте определяется по формуле
где - заданный объем перевозок при одной из корреспонденций
груза, ;
- номинальная грузоподъемность транспортного средства, ;
- коэффициент статического использования
грузоподъемности, ;
- время, затрачиваемое на оборот транспортного средства, сут.
Необходимое списочное число автомобилей определяется как
(6.2)
где - коэффициент выпуска автомобилей на линию. Определяется по
формуле
(6.3)
где - коэффициент технической готовности автомобилей;
- коэффициент использования технически исправных автомобилей,
- календарный период, дней;
- число рабочих дней за календарный период, дней.
Коэффициент технической готовности автомобилей рассчитывается
следующим образом
(6.4)
где - среднесуточный пробег автомобиля, тыс. км/сут;
- среднее число дней целодневных простоев автомобильного
транспорта при технических обслуживаниях и ремонтах, приходящиеся на 1000 км,
дней/1000 км.
Значение для полуприцепа лежит в пределах 0,1-0,2, а для седельного тягача
дней/1000 км. Принимается наибольшее из двух названных, т.е. 0,65
дней/1000 км.
Среднесуточный пробег автомобиля определяется по формуле
(6.5)
где - пробег транспортного средства на маршруте за оборот, тыс. км.
Явочное число водителей определяется, как
(6.6)
где - число водителей, работающих на одном транспортном средстве, .
Списочное число водителей определяется по следующей формуле
(6.7)
где - время управления и другой работы, за исключением затрат
на перерывы и отдых, ч;
- среднее нормативное суточное время работы водителя.
Значение определим следующим образом: годовое время на отпуск - 28 дней;
количество дней болезней, выполнение государственных обязанностей - 11 дней.
Тогда за год условно рабочих дней: 365-28-11=326 дней. Или 46,5 недель. Так как
каждые две недели время управления не может превышать 90 часов, то за
вычисленный период времени управление может составить 46,5/290=2092,5 ч или 87,19 суток. Тогда .
Выполним расчет по формулам (6.1) - (6.7):
7. Расчет технико-эксплуатационных показателей
работы транспортных средств
Коэффициент выпуска транспортных средств на линию
(7.1)
где - коэффициент выпуска на линию k-го транспортного средства;
- длительность нахождения k-го транспортного средства на балансе предприятия за календарный
период, дней.
Число рейсов определяется по формуле
(7.2)
где - среднее время, затрачиваемое k-ым транспортным средством на выполнение одного рейса, дней.
Общий пробег рассчитывается следующим образом
(7.3)
где , - соответственно средний груженый и холостой пробег, приходящийся
на одни сутки работы при перевозках грузов, км/сут. Для оборота км/сут, км/сут. Для рейса в прямом направлении км/сут, км/сут.
Коэффициент использования пробега
(7.4)
Объем перевозок грузов
(7.5)
где - грузоподъемность k-го транспортного средства, т;
- средний статический коэффициент использования грузоподъемности
k-го транспортного средства
(7.6)
где - статический коэффициент использования грузоподъемности k-го транспортного средства при i-ом рейсе с грузом.
Транспортная работа рассчитывается по формуле
(7.7)
где - средний динамический коэффициент использования
грузоподъемности k-го транспортного средства;
- средняя длина груженого рейса, выполняема k-ым транспортным средством, км.
Средний динамический коэффициент использования грузоподъемности k-го транспортного средства рассчитывается по формуле
(7.8)
где - расстояние перевозки груза при i-ом рейсе с грузом k-го
транспортного средства, км.
Средняя длина груженого рейса определяется по формуле
(7.9)
Коэффициент статического использования грузоподъемности
(7.10)
Коэффициент динамического использования грузоподъемности
(7.11)
Коэффициент выпуска транспортных средств на линию
Общий пробег рассчитывается следующим образом
- для оборота
- для рейса
Коэффициент использования пробега
- для оборота
- для рейса
Объем перевозок грузов
- для оборота
- для рейса
Средний динамический коэффициент использования
грузоподъемности k-го транспортного средства рассчитывается по формуле
- для оборота
- для рейса
Средняя длина груженой ездки определяется по формуле
- для оборота
- для рейса
Транспортная работа рассчитывается по формуле
- для оборота
- для рейса
Коэффициент статического использования грузоподъемности
- для оборота
- для рейса
Коэффициент динамического использования грузоподъемности
- для оборота
- для рейса
8. Расчет расхода топлива и обоснование мест
заправки транспортных средств на маршрутах
Расход топлива тягача составляет 32,6 л/100 км дизельного
топлива. Расход топлива на выполнение транспортной работы составляет 0,75 л/100
ткм. Для определения оптимального варианта заправок воспользуемся специальным
приложением. Исходные данные сведем в таблицу 8.1.
Таблица 8.1 - Исходные данные
Страна
|
Пробег, км
|
Масса груза при
пробеге, т
|
Транспортная
работа, тонно-километры
|
Стоимость
топлива, руб.
|
|
груженый
|
порожний
|
|
|
|
Беларусь
|
|
350
|
8,5
|
2975
|
7650
|
|
291
|
|
28,586
|
8318,526
|
|
Итого:
|
641
|
Итого:
|
11293,53
|
|
Литва
|
181
|
|
28,586
|
5174,066
|
14775
|
8,5
|
1479
|
|
|
10
|
|
30,5
|
305
|
|
Итого:
|
365
|
Итого:
|
6958,066
|
|
Беларусь
|
235,5
|
|
30,5
|
7182,75
|
7650
|
|
|
4,5
|
8,5
|
38,25
|
|
Итого:
|
240
|
Итого:
|
7221
|
|
Итого:
|
1246
|
Итого:
|
25472,59
|
|
Объем разрешенного к вывозу из Беларуси и ввозу в Беларусь
топлива - полный бак плюс два литра. Разрешенный объем ввоза и вывоза топлива с
территории Литвы - полный бак. Объем неснижаемого остатка топлива в баке равен
10% от объема бака плюс 5 л или 0,1·850+5=90 л. В пункте дислокации примем, что
автомобиль полностью заправлен (в баке 850 л топлива).
Зададим исходные данные приложению и получим результат,
который представим в таблице 8.2.
Таблица 8.2 - Результаты расчетов
Страна
|
Расход топлива,
л
|
Объем заправки,
л
|
Остаток при
въезде, л
|
Остаток при
выезде, л
|
Цена топлива,
руб.
|
Стоимость
заправки, руб.
|
Беларусь
|
293,66
|
0
|
850,0
|
556,34
|
7650
|
0
|
Литва
|
171,17
|
0
|
556,34
|
385,16
|
14775
|
0
|
Беларусь
|
132,40
|
0
|
385,16
|
252,76
|
7650
|
0
|
Итого:
|
597,23
|
0
|
-
|
-
|
-
|
0
|
Таким образом, затраты на топливо на всем расчетном маршруте
составляют 0 руб.
Заключение
В данной работе был составлен маршрут, Брест - Старые Дороги
- Кедайняй - Друскининкай - Брест, перевозки груза транспортных средств
протяженностью 1246 км, из них груженый пробег составляет 717,5 км, порожний -
528,5 км. Общее время в пути составило 22 ч 28 мин. При этом время,
затрачиваемое на оборот транспортного средства составило 3,79 суток.
На основании свойств перевозимого груза, представленного нам
к прямой перевозке, рапсового масла была выбрана автоцистерна БЦМ-140 в составе
с тягачом DAF XF105.410. Для обратной перевозке, на основании данных представленных
на сайтах транспортных бирж, нами был выбран груз - минеральная вода.
В ходе расчетов было определено, что необходимое списочное
количество транспортных средств составляет 1 единицы, явочного - одна единица.
Необходимое количество водителей - 2, списочное - 3. Расчетное число рейсов
составило 77 раза. При этом транспортная работа в прямом направление - 730241
тонно-км, оборота - 565281 тонно-км.
Список литературы
1. Бойкачев
М.А. Оформление курсовых и дипломных проектов: пособие для студентов специальности
44.01.01 «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» /
М.А. Бойкачев, Л.А. Гончарова, А.А. Михальченко. - Гомель: БелГУТ, 2005. - 46
с.
. Карбанович,
И.И. Международные автомобильные перевозки: учеб. пособие / И.И. Карбанович. -
Мн.: Экспедитор: Юнипак, 2007. - 269 с.
. Седикевич,
В.Н. Международные автомобильные перевозки грузов: учеб. пособ. / В.Н.
Седюкевич, С.А. Аземша. - Гомель.: БелГУТ, 2012. - 199 с.
маршрут
транспортный груз укладка