- форма запоминания, характеризующая наличием определенной цели - запомнить, и специальных средств для ее осуществления. Представляет собой достаточно сложную умственную деятельность, включает в себя разнообразные мнемотехнические действия. При прочих равных условиях произвольная память оказывается продуктивнее непроизвольной, обеспечивает прочное хранение материала и его своевременное воспроизведение.
Исследования Л.Л. Смирнова и П.И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Например, Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.
Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.
Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.
. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов - 55 повторений.
. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
Пси-система сновидений. В своих работах З.Фрейд приводит систему которая обеспечивает систему, которая обеспечивает деятельность сновидений. Он назвал эту систему пси-системой и сравнивал её с рефлекторным аппаратом.) Пси-система имеет своё направление: от чувственного конца к моторному. Чувственная часть воспринимает внутреннее или внешнее раздражение, моторная осуществляет какое-либо психическое движение, причем система восприятия выступает как основная.) В свою очередь чувственный конец подразделяется на две части: первая обеспечивает исключительно восприятие, но не сохраняет его, вторая − отвечает за память. В моторной части З. Фрейд выделял предсознательную область.) Днем путь из предсознания в сознание закрыт, а ночью сопротивление сознания ослабевает, что и приводит к возникновению сновидений.) Во время сна эмоции, раздражения из области сознания, памяти идут к чувственной части, где происходит образование чувственных образов, проявляющиеся в сновидении. Но эти образы не соответствуют образам нашей памяти, т.к. они искажаются. З. Фрейд выделял два течения раздражения: проградиентное (происходящее в бодрствовании) и реградиентное, являющееся основой сновидения.
Вопрос 3
Краткосрочная память - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти.
Ее характеристики:
). Время хранения информации при отсутствии повторения - от 20 до 30 секунд;
). Емкость КП ограничена;
). Форма хранения информации - акустический код;
). Механизм забывания - замещение или вытеснение.
Синдром Милнера - поражение определенной области головного мозга, при котором давно прошедшие события вспоминаются легко, а недавние практически не сохраняются.
Доказательством служат ошибки припоминания из КП и ДП. Этот же факт доказывает, что информация в КП хранится в акустической форме: при воспроизведении из КП обычно отмечаются акустические ошибки припоминания, т.е. воспроизведения слова, сходного по звучанию с искомым - например слово «брат» может быть воспроизведено как «брак». При воспроизведении из ДП чаще встречаются семантические ошибки, т.е. воспроизведение слова, близкого по значению(труд-работа). Согласно представлениям об акустическому кодировании, когда мы читаем букву «А» мы удерживаем ее в КП путем кодирования в звук «А».
Можно сформировать три функции повторения:
1) удержание информации в КП в течение долгого времени,
) перевод информации из КП в ДП,
) упрочение следов памяти в ДП.
Долговременная память - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное удержание знаний, умений и навыков, характеризующаяся огромным объемом сохраняемой информации. Ее характеристики:
)Время хранения в ДП - велико (месяц, годы) или не ограничено;
) Емкость ДП - неизвестна, есть гипотеза о неограниченной емкости ДП;
) Форма хранения информации - семантический код;
) забывание - определенного мнения на этот счет не существует;
Существует особый феномен «на кончике языка» отмечаемый при воспроизведении из ДП, который показывает, что это представление является упрощенным.Феномен состоит в том, что человек осознает, что означает требуемое слово, но не может полностью его вспомнить, т.е. полное извлечение невозможно, однако частичное воспроизведение все-таки происходит.
Одним из наиболее впечатляющих является Эксперимент Шепарда, который подтверждает наличие зрительных кодов в памяти.
Тульвинг различает две формы ДП - семантическую и эпизодическую.
Семантическая память - это память на слова, понятия и абстрактные идеи; на основе семантической памяти происходит использование языка, она имеет четкую структуру. В отличие от нее, эпизодическая память хранит информацию о событиях, датированных во времени, о связях между этими событиями. Это воспоминания о конкретных переживаниях, которым не хватает формальной структуры; и она менее стабильна, воспоминания из нее часто теряются, в то время как семантическая память активируется реже и является более прочной.
Теория угасания предполагает, что след памяти угасает точно так4 же, как исчезает тропинка, по которой долгое время никто не ходит. Неврологические исследования памяти показывают, что возрастные изменения имеют место, однако нет данных, на основании которых можно было бы с уверенностью сказать, что затухание следов есть основная причина забывания, которое гораздо больше связано с интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание.
Существуют два типа интерференции: ретроактивное торможение и преактивное торможение. В случае РТ на запоминание старого материала отрицательно влияет новый, а в случае ПТ предшествующий материал отрицательно влияет на запоминание нового. Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального называют вниманием.
Непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью или новизной раздражителя, его силой, подвижностью, контрастом между раздражителями.
Студент не сконцентрировал свое внимание на преподавателя так, как студент был увлечен разговором с товарищем и шел к преподавателю не целенаправленно, а встретил его случайно, соответственно, информацию он не усвоил. По моему мнению у студента кратковременная память, так как емкость кратковременной памяти ограничена, время хранения информации при отсутствии повторения - от 20 до 30 секунд, соответственно студент не запомнил время назначенное ему преподавателем.
Вопрос 4
семейный воспитание память общение
Ответ: Уже в ранние годы ребенок заключает: «У меня не все в порядке.» Он делает заключение о своих родителях: « У вас все в порядке, вы о′кей.» Это первое, что он понимает, пытаясь на протяжении жизни осмысливать себя и мир, в котором он живет. Установка «Я не в порядке - вы в порядке» - решающая в жизни. Она записана навсегда и влияет на все, что бы человек не делал. Такое решение может уступить место другому решению.
Существует заключение Пенфилда, что мозг выполняет 3 функции:
- запись,
- воспитание,
- оживление, переживание.
В трансактном анализе выделяются четыре жизни установки относительно себя и других, которых может придерживаться личность:
. Я не в порядке, вы в порядке.
. Я не в порядке, вы не в порядке.
. Я в порядке, вы не в порядке.
. Я в порядке, вы в порядке.
К концу второго года жизни или на третьем году жизни ребенок приходит к одной из первых трех установок. «Я не в порядке, вы в порядке» - первоначальное, предварительное решение, основанное на переживаниях первого года жизни. К концу второго года жизни оно подтверждается и закрепляется или сменяется установкой 2 или 3: я не в порядке − вы не в порядке. Приняв окончательное решение, ребенок придерживается выбранной им установки, и она определяет все, что он делает. Она остается с ним на всю оставшуюся жизнь, даже если позднее он сменит ее на четвертую установку. Решение придерживаться первых трех установок основано, в целом, на наличии или отсутствии поглаживания, т.е. ласки, одобрения. Первые три решения являются невербальными. Они представляют собой вывод, результаты, а не объяснения. И все таки они представляют собой нечто большее, условные рефлексы. Они являются тем, что Пиаже называл интеллектуальным основанием причинности. Другими словами - это результат обработки сведений взрослого у очень маленького ребенка.
Я не в порядке - вы в порядке.
В этой установке представлено благополучие как следствие поглаживаний, ласк. Каждого ребенка ласкают в первый период жизни просто потому, что о нем необходимо заботиться. Без воздействия человеческих рук, даже минимального, младенец не выживет. Имеет место также установка неблагополучия. Это заключение о самом себе. У маленького ребенка происходит избыточное накопления переживаний неблагополучия, определяющее неблагоприятное мнение о себе.
При первой установке личность ощущает себя во власти других. Она чувствует громадную потребность в поглаживании или одобрении, которое является психологическим вариантом полученных в детстве физических прикосновений, такая установка небезнадежна, поскольку имеется, пусть не постоянный источник поглаживаний: Вы - о′кей. Взрослому есть о чем заботиться: что делать, чтобы заслужить ласку или одобрение? Имеются два пути, посредствам которых люди могут пытаться изжить эту установку.
Первый путь состоит в пересмотре жизненного сценария, в основе которого лежит признание неблагополучия. Этот сценарий может спровоцировать стремление к самоизоляции, потому что жить среди благополучных людей невыносимо.
Более распространенный способ преодолеть эту установку - создание контрсценария, позаимствовав у Родителя ключевую идею: «Ты можешь быть о′кей, если….» Такой человек ищет общения с теми, у кого сильный Родитель, поскольку нуждается в ощутимых поглаживаниях, а чем сильнее Родитель, тем существенней поглаживания. Этот человек жаждет соответствовать требованиям других. Ощущение собственного неблагополучия водит пером при написании жизненного сценария; контрсценарий рождается из ощущений «Вы - о′кей». Но ни тот, ни другой не приносят счастья и сознания собственной значимости, поскольку основная жизненная установка неизменна: «Чтобы я ни делал, все равно не в порядке».
Я не в порядке - вы не в порядке.
В определенных условиях установка «Я не в порядке - вы не в порядке» может выступать как первичная, а не как производная. Это касается аутичных детей. Психологически аутичный ребенок как бы и не родился. Ранний детский аутизм представляет собой реакцию несозревшего организма на чудовищный стресс, когда ни одного поглаживание не доходит до ребенка. Аутичный ребенок в первые, решающие недели своей жизни не испытывает ощущения защищенности. Резко выброшенный в жизненное пространство, он не находит в нем никого, кто мог бы служить защитой и опорой.
По мнению Е. Шоплера, аутизм развивается вследствие сочетания недостаточной стимуляции и определенных физиологических факторов. Ребенок не обязательно полностью лишен ласки, у него просто отсутствует способность ее ощущать. Родители в этом случае считают его собственностью. Ребенок предпочитает чтобы его не трогали, и бывает недоволен, когда его берут на руки. И тогда даже те прикосновения, которые сначала, поступали, сходят на нет: ведь «он не любит, когда его держат на руках.» не исключено, что избыточная стимуляция может разрушить этот барьер.
Я в порядке - вы не в порядке
Если ребенок довольно долгое время испытывает суровое отношение со стороны родителей, которых он изначально считал благополучными, его жизненная установка примет еще одну, третью, криминальную форму: «Я - о′кей, а вы - нет». Элемент благополучия здесь присутствует, но откуда он взялся? Где находится источник поглаживания, если «вы не в порядке»?
Это трудный вопрос. Особенно если принять во внимание, что данная установка формируется на втором-третьем году жизни. Если двухлетний малыш решает: «Я - о′кей», означает ли это, что его благополучие - результат «самопоглаживания», и если это так, то таким образом ребенок его осуществляет?
Самопоглаживание появляется тогда, когда маленький человек пытается залечить раны, нанесенные родителями, своему «забитому ребенку», Этого ребенка бьют так жестоко, что кости трещат. Каждый, кого избивали до переломов и кровавых синяков, знает, что такое сильная боль.
Ощущения благополучия приходит к такому ребенку тогда, когда оставляют в покое и дают возможность «зализать раны». Именно в этом положении обстановка, в которой он находится, наиболее контрастна, той боли, которую он испытывает. Он чувствует: «Оставьте меня, и мне станет хорошо. Со мной все в порядке». При появлении родителей он приходит в ужас. «Вы снова будете меня бить! Вы плохие! Я - о′кей, а вы нет».
Такой малыш пережил жестокость. Но он все-таки выжил. То, что произошло с ним может случиться опять. «Я выжил, и я выживу». Он не сдается. Подрастая он начинает давать сдачи. Он испытал на себе жестокость и знает, как быть жестоким.
Установка « Я в порядке - вы не в порядке» для такого ребенка является средством спасения своей жизни. Трагедией и для него самого, и для общества является то, что он идет по жизни, не пытаясь взглянуть в себя. Он не способен объективно оценивать свою роль в том, что с ним происходит. Вина - она всегда «чья-то». «Это все они виноваты!» Такой позиции держаться неисправимые преступники.
Личность с установкой «Я в порядке вы не в порядке» страдает от отсутствия поглаживаний. Поглаживание хорошо настолько, насколько хорош дарящий его человек. А хороших людей нет. Поэтому нет и поглаживаний.
Я - о′кей, вы - о′кей
Есть и четвертая установка, на которую мы возлагаем наши надежды. Это установка «Я - о′кей, вы - о′кей». Между ней и тремя другими существует качественное отличие. Три первые установки - неосознанные, они возникают в самом раннем возрасте. «Я не в порядке - вы в порядке» закладывается раньше других и преследует большинство людей на протяжении всей их жизни. В особо тяжелых случаях эта позиция меняется на вторую либо третью. К концу третьего года жизни какая-то одна из этих трех установок фиксируется каждым человеком.
Четвертая установка «Я - о′кей, вы - о′кей» - осознанная словесно оформленная. Она не только допускает принятие намного большего объема информации о себе и о других, но так же включает и учет еще не пережитых ощущений, которые воплощены в понятиях философии и религии. Три первые установки основаны на чувствах. В основе четвертой лежат мысль, вера, стремление к действию. Три первые вопрошают: «Почему?», четвертая - «Почему бы и нет?» Осознание благополучия не увязывается с личными переживаниями, поскольку мы можем возвысится над ними в стремлении к вышей цели человечества.
Очень важно понять, что «Я о′кей − вы о′кей» это позиция, а не ощущения.
Литература
1.Харрис Т.Э. Я - о′кей, ты - о′кей / Пер. с англ. С.С. Степанова. − Екатеринбург; М.: Деловая книга: Академический Проект, 2001.
2.Основы общей психологии / Под ред. А.В. Бородина. - М.: ЮНИТИ 9, 2002.
.Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. А.А. Радугина. - 2е изд., исп. и доп. - М.: Центр, 1999.