Средства гуманизации внутренней среды промышленных зданий
Содержание
Введение
.
Связь интерьера с природным окружением
.
Включение в архитектуру интерьера элементов живой природы
.
Создание в интерьере благоприятного цветового микроклимата
.
Художественный синтез с монументально-декоративным искусством
Заключение
Библиографический
список
Введение
Решение проблемы гуманизации искусственной
среды, создаваемой внутри промышленных зданий, прежде всего, связано с
развитием общей для всех видов современного зодчества идеи единства архитектуры
и природы. Причем в промышленной архитектуре данный аспект формирования
интерьера приобретает особое значение. Это определяется тем, что внутреннее
пространство современных промышленных зданий насыщено или даже перенасыщено
техническими элементами и устройствами: производственным оборудованием,
техническими коммуникациями, инженерными устройствами технического обслуживания
здания и т.п., как бы противостоящими формами естественной природы. Поэтому
психологически необходимо, чтобы и в интерьере промышленного здания человек
ощущал присутствие живой природы и непосредственный контакт с ней.
Другой, пожалуй, не менее существенный аспект
гуманизации внутренней среды промышленных зданий связан со стремлением вызвать
у людей художественными средствами определенные эмоциональные ощущения. Причем
в данном контексте речь идет не только о создании эмоций, повышающих общую
жизнедеятельность организма, сколько о эмоциях, вызывающих чувство радости,
эстетического наслаждения. Среди многих художественных средств, используемых
для решения таких задач при организации интерьеров промышленных зданий, важная
роль принадлежит цвету и синтезу искусств, которые усиливают силу
эмоционального и эстетического воздействия архитектуры.
1. Связь интерьера с природным
окружением
Идея создания пространственной и визуальной
связи с природной средой находит свое выражение, прежде всего, в раскрытии
интерьера в сторону окружающего естественного ландшафта. В этом случае
природные формы и вид пейзажа становятся частью архитектурной композиции
интерьера, которая таким образом развивается и за пределами здания.
Пространственная связь созданной внутри
промышленных зданий искусственной среды с естественной природной средой
достигается путем включения в объемно-планировочную структуру здания внешнего
пространства в виде озелененных световых двориков, а также введением в интерьер
элементов наружного озеленения и благоустройства. В качестве примера включения
в композицию промышленного здания внутренних двориков может служить комплекс
стекольного завода «Томас» в Амберге, ФРГ (архитекторы В. Гропиус, А.
Квиянович). Здесь система благоустроенных и озелененных двориков расположена
между главным образом отделения стеклоплавительных печей и примыкающих к нему
корпусов складского и отделочного отделений (Рис. 1).
Рис. 1 - Озеленение световые дворики, визуально
связанные с внутренним пространством главного корпуса стекольного завода
«Томас» в Амберге, ФРГ (архитекторы В. Гропиус, А. Квиянович): а - схема плана;
б - схематичный поперечный разрез; 1 - печное отделение; 2 - служебные
помещения; 3 - отделение отделки стекла; 4 - озеленные световые дворики
Отдельные от внутреннего пространства сплошным
остеклением цветы, деревья, кустарники становятся частью интерьера. Природа
благодаря этому входит в интерьер, включается в его архитектурную композицию.
Нередко в архитектурной практике прибегают к
вводу в интерьер промышленных зданий замощения, отдельных кусков газонов,
декоративных водоемов и других элементов наружного благоустройства, создающих
впечатление неразрывного композиционного единства внутреннего пространства и
природной среды (Рис. 2).
Рис. 2 -