Потребное количество машин на маршрутах
При планировании эксплуатационной работы сутки разделяют на следующие расчетные периоды работы подвижного состава на маршрутах:
час пик (ЧП) 6.00 - 9.00 (3 ч), 15.00 - 19.00 (4 ч);
межпиковый (МП) 9.00 - 15.00 (5 ч без учета часового перерыва на обед для первой смены водителей), 19.00 - 22.00 (2 ч без учета часового перерыва на обед для второй смены водителей);
дежурный график (ДГ) после 22.00 до окончания работы на маршруте.
Представим оборотные рейсы, время работы на маршрутах, а также средний интервал движения и эксплуатационную скорость на маршрутах троллейбусов в виде таблицы.
Таблица 1.1 - Маршруты троллейбусов
Марш рутОборотный рейс,Экспл. скорость,км/чСредний интервал движения, минВремя работыкмминдеж. гр."пик""межпик""пик"вечердеж. гр.началоконец124,87918,82020026005:5019:03231,410917,32746416274:401:46321,76719,417517517175:060:35430,911316,42879728284:411:31533,110918,222611616224:321:32624,37818,72620020005:0519:37730,510217,9026026005:4118:55825,58817,402929292907:1019:50919,16717,102222343405:0822:30Итого241,3
Необходимое количество подвижного состава на маршрутах рассчитывается по заданным интервалам движения, обусловленным объемами запросов на пассажироперевозки, и сложившейся в условиях городской транспортной сети эксплуатационной скоростью.
Количество машин на i-м маршруте в j-м расчетном периоде nij, ед.;
nij = ti / tij ,
ремонтное депо троллейбус
где tij - интервал движения машин в j-м расчетном периоде на i-м маршруте, мин.
Расчет потребного количества подвижного состава проводится для каждого маршрута и каждого расчетного периода.
Результаты расчета представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Потребное количество машин на маршрутах
маршрутКоличество ПЕ на маршруте,ед.до 6:006:00-9:009:00-15:0015:00-19:0019:00-22:00после 22:0014403002427182774341341344441613164455181018756340400704040080333309033220Итого249351912717
1.2Машино-часы в движении
Среднесуточный показатель
Машино-часы в j-м расчетном периоде Тij, маш.·ч
Тij = τi j,
где τi j - значение j-го расчетного периода работы подвижного состава на i-м маршруте, ч;
- количество машин для j-го расчетного периода на i-м маршруте, ед.;
Среднесуточная продолжительность работы подвижной единицы на линии tcc, ч.
,
где Ti - общая сумма машино-часов работы на маршрутах, маш.·ч;
Для количества машин на маршрутах, указанных в таблице 1.2, проведен расчет машино-часов по периодам работы. Результаты представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Машино-часы в движении
МаршрутМашино-часы в движении, маш.∙чдо 6:006:00-9:009:00-15:0015:00-19:0019:00-22:00после 22:0010,712,0012,400,025,581,9109,2109,220,715,433,640,224,053,612,010,345,448,675,664,812,314,457,354,660,072,820,717,762,811,7015,600,07012,0016,000,0809,318,612,49,30,0909,318,68,06,00,0Сумма25,2278,7306,0364,881,057,9Итого1113,6Итого за год406464
Среднесуточная продолжительность работы на линии tcc р , ч
ч.
.2.2 Среднегодовой показатель
Общая продолжительность работы по всему парку в год T0, маш.·ч
Т0 = T Д,
где Д - число дней в году, Д = 365дней,
Т0 = 1113,6 ·365 = 406 464 маш.·ч.
Среднегодовая продолжительность работы на линии одной машины Тcг, ч
,
где nи - инвентарный парк депо, ед.;
,
где nчп - максимальное количество машин, одновременно работающих на маршрутах;
αв - коэффициент использования подвижного состава по выпуску.
Принимается αв = 0,9 с последующим перерасчетом.
ед.
Среднегодовая продолжительность работы на линии одной машины, ч
ч.
1.3 Машино-километры пробега
Среднесуточный показатель
Машино-километры пробега на i-м маршруте в j-м расчетном периоде Lij, маш.·км
Lij = vi Тij,
где vi - эксплуатационная скорость на i-ом маршруте (берется из таблицы 1.1)
Среднесуточный пробег одного троллейбуса Lсс р, км
,
где L - общая сумма машино-километров пробега, км·ч.
Таблица 1.4 - Машино-километры пробега
МаршрутМашино-километры пробега, маш.∙кмдо 6:006:00-9:009:00-15:0015:00-19:0019:00-22:00после 22:00113,2226,00,0233,60,00,0295,11415,61887,51887,5357,8267,9370,0781,2466,41041,6233,2202,1488,6797,41240,41063,2201,8237,95134,8994,81093,21326,4377,2322,5652,3218,70,0291,60,00,070,0215,30,0287,10,00,080,0161,7323,4215,6161,70,090,0159,1318,1136,8102,60,0Сумма454,04969,85329,06483,31434,31030,4Итого19701Итого за год7 190 865
По данным машино-часов работы троллейбусов на маршрутах (таблица 1.2) проведен расчет машино-километров по расчетным периодам. Результаты представлены в таблице 1.4.
Среднесуточный пробег одного троллейбуса в будние дни
Среднегодовой показатель
Общий пробег всего парка за год L0, маш.·км
L0 = LД,
L0 = 19701 ·365 = 7 190 865 маш.·км.
Среднегодовой пробег одного троллейбуса Lcг, км
,
1.4Программа ремонтов и обслуживания в депо
Программа ремонта и обслуживания подвижного состава разрабатывается в соответствии с [ ].
При расчете программы учитывается следующее:
капитальный ремонт (КР) через 600 тыс. км пробега;
утилизация (списание) троллейбуса осуществляется через 600 тыс. км, а при проведении капитального ремонта через 875 тыс. км (но не более 15 лет эксплуатации);
регламентированный ремонт (РР) проводится через 325 тыс. км пробега от начала срока эксплуатации, текущий ремонт (ТР) - через каждые 65 тыс. км до РР и через 55 тыс. км после РР;
второе техническое обслуживание (ТО-2) проводится через каждые 10 - 12 тыс. км, первое техническое обслуживание (ТО-1) - через 2,5-3,0 тыс. км (принимается кратное пробегу между ТО-2), но не реже 1 раза в 14 дней;
дополнительное ТО-2 проводится при расконсервации троллейбуса и вводе его в эксплуатацию;
сезонное обслуживание (СО) проводится два раза в год и, как правило, совмещается с проведением ТО-2;
ежедневное обслуживание (ЕО) проводится в ночное время для всего подвижного состава, эксплуатируемого на линии.
Определяется количество всех ремонтов и обслуживаний в жизненном цикле (до момента утилизации) троллейбусов кроме ЕО.
Предварительное среднегодовое количество списываемых троллейбусов , ед.
= Lо / Lсп ,
где Lсп - пробег троллейбуса до списания, Lсп=600000 км, [ ]
=
Уточненное количество списываемых троллейбусов nсп, равно округленному до ближайшего меньшего целого числа, т. е 11 ед.
Количество троллейбусов, проходящих в течение года:
регламентированный ремонт nРР, ед:
т.к. < 2LРР
< 2∙325000
< 650000;
то
где LРР - нормативный пробег троллейбуса до РР от начала срока
эксплуатации, LРР = 325000 км; [ ]
то
Уточненное количество списываемых троллейбусов nрр, равно округленному до ближайшего меньшего целого числа, т. е 12 ед.
текущий ремонт nТР, ед:
т.к. LРР ≤ < LКР;
≤< 600000;
≤590865 < 600000;
то
где LТР1 - нормативный пробег троллейбуса между ТР до РР, LТР2 = 55000 км;
- количество ТР в жизненном цикле троллейбуса, = 8, [ ]
- техническое обслуживание ТО-2 nТО-2, ед.
,
где - количество ТО-2 в жизненном цикле троллейбуса, = 56, [ ]ТО-2 = 11,99∙56 = 671 ед;
техническое обслуживание ТО-1 nТО-1, ед.
,
где nТО-1 - количество ТО-1 в жизненном цикле троллейбуса, nТО-1 = 176, [ ]ТО-1 = 11,99∙176 = 2110 ед.
Количество троллейбусов, подлежащих СО в течение года, nСО, ед.
СО = 2 nи,
СО = 2∙ 104 = 208 ед.
Количество троллейбусов, подлежащих ЕО в течение года, nЕО, ед.
,
Результаты расчетов сведены в таблицу 1.5.
Таблица 1.5 - Программа ремонтов и обслуживаний депо
Вид ремонта (обслуживания)Нормативный пробег до ремонта (обслуживания), кмКол-во ремонтов (обслуживаний) в жизненном циклеСреднегодовое кол-во ремонтов (обслуживаний)Кол-во ремонтов (обслуживаний) за суткисреднееmaxУтилизация600000111--РР3250001120,71ТР65000/5500081023,184ТО-210000566712,63ТО-125001762110--СО- -208--ЕО--34164--НР--778--
.5 Время нахождения машин в ремонте и обслуживании
Продолжительность обслуживаний и ремонтов согласно нормативам [ ] не должна превышать:
ЕО - 40 минут;
ТО-1 - 2 часа;
ТО-2 - 8 часов (1 раб. день);
ТР - 8 рабочих дней;
РР - 15 рабочих дней;
КР - 40 рабочих дней;
Время нахождения машин в ремонте и обслуживании i-го вида, ч
Pi = ni τ i tрi ,
где ni - количество ремонтов или обслуживаний i-го вида;
τ i - норматив продолжительности ремонта или обслуживания, раб. дн;
tрi - расчетное время ремонта или обслуживания, зависящее от цели
расчета, ч.
В зависимости от цели расчета tрi может принимать следующие значения:
1) для нахождения времени, непосредственно затраченного на обслуживание или ремонт, tрi принимается равным 8 часов, что составляет один рабочий день;
) для ремонтов согласно нормативам [ ] с учетом полного простоя ПС на ремонтных позициях tрi составляет 24 часа. Для ТО-2 tрi также принимается равным 24 часа, т. к. в день обслуживания ПС не работает на линии;
Продолжительность проведения ТО-1 совпадает со временем простоя на осмотровых канавах и со временем отсутствия на маршруте по причине обслуживания, т. к. после проведения обслуживания ПС продолжает работать на линии.
Для программы ремонтов и обслуживаний, представленной в таблице 1.5, рассчитано время нахождения троллейбусов в ремонте (таблица 1.6).
Таблица 1.6 - Время нахождения машин в ремонте и обслуживании
Вид ремонта (обслуживания)Кол-воНорматив продолжительности ремонта (обслуживания), раб.дниВремя затраченное на ремонт (обслуживание),чВремя нахождения в ремонте (обслуж.),чВремя, которое ПС не работает на маршруте,чРР1215раб.дн./19полн.дн.144043202736ТР1028раб дн./10полн. дн.65281958412240ТО-267115368161048052ТО-121100,25422042204220Сумма Р = 27248
.6 Инвентарный парк депо
Реальный инвентарный парк депо, с учетом троллейбусов находящихся на любом виде ремонта, а также с учетом неплановых ремонтов рассчитывается по формуле:
nи = nл + + + + 0,05 nл,
nи = 93 + + + + 0,05∙93 = 104 ед.
.7 Коэффициент использования подвижного состава по выпуску
Расчетный коэффициент использования подвижного состава по выпуску:
,
.
.8 Вывод
В результате расчета определены следующие величины: максимальное потребное количество машин на маршруте nчп = 93 ед.; среднесуточная продолжительность работы на линии ч; общий пробег всего парка за год L0 = 7 190 865 маш.·км; среднегодовой пробег одного троллейбуса .
Была составлена программа ремонтов и обслуживаний депо на расчетный период. Инвентарный парк депо nи = 104 ед. посчитан верно, так как расчетный коэффициент использования подвижного состава по выпуску отличается от принятого на 1,1%, а это не превышает 3%, что удовлетворяет условиям расчета.