Разработка элективного курса по пошиву детской одежды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    177,68 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка элективного курса по пошиву детской одежды

Разработка элективного курса по пошиву детской одежды

1. Роль и методы элективного курса в технологии

1.1  Понятие элективных курсов в процессе технологического образования

Элективные курсы отличаются тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Такие курсы обычно предназначаются для профильной дифференциации обучения и обозначают некоторую специализацию ученика. Если элективные курсы предлагаются образовательным учреждением, то выбор каких-то из этих курсов для ученика обязателен.

Понятие «элективный» (лат. electus избранный) - избирательный. Элективные курсы (курсы по выбору) составляют компонент образовательного учреждения (школьный компонент) Базисного учебного плана.

Элективные курсы - обязательные курсы по выбору, учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Л.К. Артемова условно выделяет следующие типы элективных курсов.. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план [3, с. 22].

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

А.А. Зубрилин замечает, что при проведении элективных курсов можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD - дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования [22, с. 32].

Следует отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено:

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий [37].

Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Элективные курсы, по мнению А.Н. Лейбовича, должны быть направлены на решение следующих задач:

способствовать самоопределению ученика и / или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

активизировать познавательную деятельность школьников;

повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся [41, с. 30].

Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса. Для обоснования выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы. Во-вторых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплектов. В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса.

Основная особенность элективных курсов - вариативность, что предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер. Методологические основы построения содержания образования разработаны известными российскими учеными В.В. Краевским, В.С. Ледневым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, и др.

Как отмечается в письме Департамента общего и дошкольного образования Минобразования РФ «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования», элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы [45]. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников. Они тесно связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных предметов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников [45].

М.С. Цветкова считает, что элективные курсы выполняют четыре основные функции:

) Они могут быть «надстройкой» профильного предмета. Тогда такой дополненный профильный предмет становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.

) Элективные курсы могут развивать содержание одного из базовых предметов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет, во-первых, поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и, во-вторых, интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля;

) Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д.;

) Элективные курсы, ориентированные на познавательные интересы отдельных школьников, выходящие за рамки традиционных школьных предметов и распространяющиеся на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя» [60, с. 32].

Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Открой свое дело» поддерживает изучение профильного курса экономики.

Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес» или «Основы менеджмента» и другие.

Третьи направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников за рамками выбранного ими профиля. Например, школьник гуманитарного профиля может выбрать курс «Компьютерные коммуникации» или «Социальная экология», а школьник из технического профиля захочет расширить свои знания, изучив курс «Советская литература ХХ века» или «Зарубежная фантастика». Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Но элективным курсам ЕГЭ не проводится.

Элективные курсы обычно небольшие по количеству часов курсы (модули). Их содержание может выходить за рамки базовых и профильных курсов. Например, для экономических профилей могут быть модульные курсы - страхование и страховое дело, налоги и налогообложение, бухгалтерский учет и аудит, кредит, банковское дело и ценные бумаги, финансовый менеджмент, международные экономические отношения, математические методы в экономике, деловая переписка и телефонные переговоры, искусство общения, кодекс финансиста и др. Курсы-модули не предполагают профессиональной подготовки.

Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля должен превышать количество таких курсов которые обязан выбрать учащийся.

Наконец, отметим, что в «Концепции профильного обучения» [2] было заложено примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50%-30%-20%.

Конвенционально (лат. conventionalis соответствующий договору, условию) предлагается курсы школьного компонента, предназначенные для реализации в рамках профильного обучения на старшей ступени общего образования, именовать «элективными курсами», а предназначенные для реализации в рамках предпрофильного обучения в 9-х классах основной школы - «курсами по выбору».

Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Нестандартизованность, вариативность и краткосрочность элективных курсов (курсов по выбору) являются их особенностями.

Вариативность курсов по выбору предполагает следующее: в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои «силы» в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки.

Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными. Однако учителям надо помнить, что ученик должен попробовать себя и проверить свои силы в освоении разных курсов. Поэтому желательно, чтобы курсы были краткосрочными.

Курсы по выбору в 9-х классах, организуемые в целях предпрофильной подготовки, могут разделяться на три типа:

) традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (например, обычные факультативные курсы, учебные модули, блоки дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.);

) межпредметных элективные курсы, цель которых - интеграция знаний у учащихся о природе и обществе;

) элективные курсы по предметам, не входящим в Базисный учебный план; типовое многообразие элективных курсов включает в себя авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети).

Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу, прагматическую функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпускных экзаменов за 9-й класс); курсам других типов будет в большей мере присуща развивающая функция.

Возможные авторские курсы по выбору, их структура и содержание, будут носить вариативный характер, в зависимости от ряда конкретных обстоятельств, в том числе:

Особенности набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает ученику муниципальная образовательная сеть.

Кадровая ситуация в данном образовательном учреждении и муниципальной образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в профильных классах вузовских специалистов или использование кадрового потенциала ресурсных центров и т.п.).

Специфика состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т.п.). Возможно, одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой - получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.

При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:

Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (Один из одного - это не выбор).

Курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»).

Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием, может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы.

Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопросы: «Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?».

Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистантные (дистанционные) и т.п.).

Следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педагогом, реализующим базовый курс по данному или родственному предмету.

Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будет для него направляющим, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность - работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.).

Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».

Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе.

Элективные курсы позволяют поддерживать изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне или служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий.

Можно предложить возможный набор курсов технологического профиля: индустриально-технологический; агротехнологический; информационно-технологический; сервисно-технологический; технолого-экономический. Названные «примерные профили», охарактеризованные в Концепции профильного обучения [3], не составляют исчерпывающего перечня. В ряде школ с учетом потребностей обучающихся, возможностей школы, особенности местной образовательной сети вполне смогут открываться и иные профили. При этом следует иметь в виду, что общеобразовательное учреждение может стать однопрофильным (реализовать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что элективный курс (курс по выбору) составляет компонент образовательного учреждения Базисного учебного плана. Это обязательный курс по выбору, для него не существует образовательных стандартов. Нестандартность, вариативность и краткосрочность являются их особенностями. Курсы по выбору позволяют учащимся построить индивидуальную образовательную траекторию.

1.2   Проблемы разработки содержания элективных курсов

При разработке содержания элективных курсов важно предусмотреть значительную дифференциацию обучения и возможность построения школьниками индивидуальной образовательной программы. В содержании профильного обучения выделяется три компонента: федеральный базовый инвариантный компонент, вариативный профильный компонент - обязательный для изучения и элективный компонент, содержащий ряд модульных курсов, углубляющих, расширяющих базовые и профильные курсы, и позволяющих выявить специфику деятельности и требования, предъявляемые к специалистам в различных сферах деятельности.

Базовые общеобразовательные курсы - курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми курсами являются: «русский язык», «литература», «иностранный язык», «математика», «история», «физическая культура», а также интегрированный курс «обществознание» для физико-математического, естественнонаучного и технологического профилей, «естествознание» - для гуманитарного, филологического и социально-экономического профилей.

Профильные общеобразовательные курсы - курсы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «физика», «химия», «биология» являются профильными курсами в естественнонаучном профиле; «литература», «русский» и «иностранные языки» - в филологическом профиле; «обществоведение», «право», «экономика» и др. - в технолого-экономическом профиле и т.д.

Для разработки элективного курса технологического направления мы должны, знать какое место этому курсу отводиться в базисных учебных планах и региональном базисном плане.

Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования.

Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.

Школьный компонент позволяет более полно учесть местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования. Часы школьного компонента учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для углубленного изучения), на введение новых учебных курсов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

Ученический компонент введен для индивидуальной работы с учениками, занятий поискового и активно-двигательного характера, позволяющих углубить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса. За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности учащихся. При пятидневной учебной неделе эти часы могут использовать в шестой, так называемый развивающий день. Занятия, проводимые в этот день, не относятся к обязательной аудиторной нагрузке и могут не использоваться учащимися.

Каково же соотношение перечисленных компонентов между собой, подход к решению поставленных вопросов был таков: содержание и объем образовательных областей на 75% определяется Федеральным органом управления образованием и на 25% - национально-региональными управленческими структурами. Это относится к таким предметам, как литература, история, обществознание, география, иностранный язык. Такие образовательные области, как искусство, физическая культура, технология и образовательные компоненты - родной язык и окружающий мир, полностью относятся к национально-региональному компоненту.

Предметы, определяющие профиль обучения и обязательные для изучения, определяются школой. Например, для экономического профиля это могут быть математика для экономистов, деловой русский язык, деловой английский (немецкий, французский и др.), информатика для экономистов, технология для экономистов, практика в банковских и коммерческих структурах (после окончания 10 класса).

Ряд школ будут создавать и реализовывать такие модели, которые позволят проводить профильное обучение не в рамках класса, а еще более дифференцирование, то есть в рамках малой группы, а также строить индивидуальные учебные траектории старшеклассников.

Технология конструирования содержания элективных курсов - это деятельность учителя по решению задач и достижению результатов на каждом из последующих этапов: аналитического, конструктивного, оценочного и этапа экспертизы (таблица 1 приложения 1).

На основе технологии конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении учитель разрабатывает учебную программу элективного курса. Учебная программа является моделью деятельности учителя и ученика в обучении. Программа элективного курса должна иметь необходимое и достаточное количество компонентов, которые наглядно отражали бы как содержание курса, так и способы деятельности учащихся по его освоению.

Анализ выявил основные затруднения учителей, среди которых следует обозначить:

неумение определить принципиальное отличие профильных курсов от элективных;

затруднения в конструировании содержания элективных курсов в профильном обучении.

На основе результатов диагностики, направленной на установление соответствия содержания элективных курсов целям профильного обучения, можно сделать следующие выводы: учащиеся отмечают низкую практическую, профессиональную направленность содержания элективных курсов; учащиеся высказали пожелание заранее познакомиться с вариантами предлагаемых элективных курсов, краткие аннотации которых могут быть представлены в виде красочных буклетов; учащихся интересует специфика видов деятельности, которые будут для него ведущими, в случае выбора данного элективного курса.

Результативность технологии конструирования содержания элективных курсов и его влияния на достижение целей профильного обучения проверялась критериями, представленными в таблице 2 приложения 1.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

–       подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

–       приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

–       возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

–       любопытство;

–       поддержка изучения базовых курсов;

–       профессиональная ориентация;

–       интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно. Однако целесообразно их обсуждение на сетевом МО учителей профиля.

Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие: ориентация на современные образовательные технологии; соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам; соответствие принятым правилам оформления программ; наличие пособия, содержащего необходимую информацию; краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).

Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы: титульный лист; пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание изучаемого курса; методические рекомендации; литературу.

Титульный лист включает: наименование образовательного учреждения; сведения о том, где, когда и кем утверждена программа; название элективного курса; класс, на который рассчитана программа; Ф.И.О., должность автора (авторов) программы; название города, населенного пункта; год разработки программы.

Пояснительная записка включает: аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе; указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения); цель и задачи элективного курса (цель курса - для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса - что необходимо для достижения целей); сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы); основные принципы отбора и структурирования материала; - методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса - это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения); предполагаемые результаты; инструментарий для оценивания результатов.

Учебно-тематический план включает: перечень разделов, тем; количество часов на изучение каждой темы; вид занятий.

Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.

Методические рекомендации включают: основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме; описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий; дидактические материалы. Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся.

Т.В. Черникова определяет критерии оценки программы элективного курса:

. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.

. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.

. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.).

. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы [62].

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в образовательном учреждении за счет времени, отводимого на школьный компонент.

Элективные курсы учащиеся выбирают в соответствии со своими интересами. Это обычно небольшие по количеству часов курсы (модули). Их содержание может выходить за рамки базовых и профильных курсов, могут быть весьма разнообразными и выбираются исходя из конкретных условий (подготовка учителей и преподавателей, материально-техническая база, запросы учащихся и региональной специфики рынка труда и рынка образовательных услуг). Образовательные сети предпрофильного обучения должны предоставить всем учащимся равные возможности в выборе курсов обучения. При выборе курсов следует учитывать следующее:

набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», то есть у ученика должна быть возможность реального выбора, название курсов должно быть привлекательным для ученика. Набор курсов желательно определить в конце 8 класса, на основе опросов, анкетирования, собеседования и т.п.;

необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год.

Реализация такой системы требует, в первую очередь, подготовки учащихся к осознанному выбору профиля обучения в процессе всего обучения в основной школе. Успешному решению этой задачи способствуют:

признание права ребенка на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности путем открытого предъявления требований к обязательному уровню освоения учебного материала, на всех этапах учебного процесса, желательно - на каждом уроке;

расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора ребенка на основной ступени обучения;

осуществление «допрофессиональной» подготовки путем включения в учебный план обязательных занятий по выбору; углубленного изучения отдельных предметов; занятий по индивидуальным программам.

Правильному выбору элективного курса способствуют также организация диагностических обследований, оказание учащимся психолого-педагогической консультативной помощи, проводимые педагогами собеседования и анкетирования, прежде всего, на самопознание школьников, на выявление истинных мотивов их выбора, их реальных образовательных потребностей. Исключительно важное значение на этом этапе имеют разъяснительные беседы с родителями.

Важным этапом в организации профильного обучение является момент непосредственного выбора, составление школьником проекта собственного индивидуального плана. Проведение этого этапа требует большой подготовительной работы, в которую включается весь педагогический коллектив школы. Необходимо:

разработать и уточнить перечень востребованных курсов (профильных и элективных) по каждой образовательной области;

согласовать содержание профильных курсов с имеющимися программами, учебниками, программами вступительных экзаменов в вузы, с программой школьных выпускных экзаменов;

разработать программы, подобрать учебные пособия для элективных курсов;

разработать рекомендации по составлению индивидуального плана, адресованные учащимся, подготовить памятку для выпускника основной школы, чистые бланки с сеткой учебного плана, которые будут заполняться учащимися, и другие необходимые материалы;

разъяснить учащимся и их родителям особенности организации учебного процесса, особо выделив ограничительные факторы (в индивидуальном учебном плане должны быть, представлены все предметы базового уровня, определены профильные предметы, составлен перечень элективных курсов, при этом учетная нагрузка должна быть в пределах от 30 до 36 ч/нед.). Провести индивидуальную работу с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование;

разработать новые принципы организации учащихся в группы, поскольку классно-урочная система не соответствует используемой технологии. (За основу при этом можно взять хорошо зарекомендовавшие себя в практике экспериментального обучения группы переменного «плавающего» состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету);

разработать технологию составления расписания занятий и ведения школьной документации, в частности, проработать вопрос об изменении структуры классного журнала на журнал учителя.

Таким образом, элективные курсы во многом восполняют «пробелы» базовых и профильных предметов. В этой связи, помимо уже названных выше функций, они направлены на формирование умений и способов деятельности (ключевых компетенций), связанных с решением практических задач, на получение дополнительных знаний, интегрирующих полученные ранее в единую научную картину мира, на приобретение образовательных результатов, востребованных на рынке труда.

1.3 Взаимосвязь элективного курса с предметом «технология»

Особенностью элективных курсов по технологии является то, что они являются частью и первыми результатами большой программы по созданию учебно-методического комплекса для профессиональной ориентации учащихся. Отличительной чертой всех курсов является и то, что они знакомят учащихся с определенными, достаточно широкими направлениями деятельности.

Эти элективные курсы технологического профиля можно разбить условно на три группы.

К первой группе можно отнести элективные курсы, направленные на освоение ряда ключевых компетенций «надпрофессионального» характера, то есть таких компетенций, которые необходимы практически в любой деятельности (даже необязательно профессиональной). К такого рода компетенциям относят обычно способность к коммуникациям, умение решать проблемы, работать в команде, использовать информационные технологии и т.п.

Представителем этой группы элективных курсов является курс «Основы делового общения», рассчитанный на 68 ч. Цель курса: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации. Значительную часть отводимого на курс времени предполагается использовать для проведения практических занятий: деловых и ролевых игр, составления деловых текстов, тестирования. Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку учащихся к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в микро- и макросреде организации, усвоению правил письменных форм делового общения и деловой переписки. Курс делового общения является в принципе частью более широкой программы, направленной на формирование коммуникативных компетенций.

Ко второй группе курсов этого раздела относятся элективы, которые ставят своей задачей ввести учащихся в атмосферу конкретных, но чрезвычайно широко применяющихся видов профессиональной деятельности. Оправданием конкретности предмета изучения в данном случае является общепризнанное значение этих видов деятельности, их самостоятельное значение в большинстве практических применений трудового потенциала работника независимо от уровня решаемых профессиональных задач. Примером таких конкретных видов деятельности являются менеджмент и маркетинг. Несмотря на то, что эти виды деятельности всегда имеют определенную специфику в каждой отдельно взятой социально-экономической сфере, в мире разработаны и используются отдельные квалификации, в основе которых лежат менеджмент и маркетинг. Например, квалификации в области бизнес-администрирования (NBA) и т.п. Учитывая растущую популярность этих квалификаций и значительную долю занятых в этой области, представляется совершенно оправданным предложить учащимся познакомиться с ними поближе через элективный курс [68, с. 12].

Курс этой группы «Основы маркетинга». Маркетинг является сегодня философией любого бизнеса. По существу это умение определять и делать то, что нужно окружающим людям (для предприятия - производить, а для торговли - продавать то, что желает потребитель). Целью курса «Основы маркетинга» является ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга и особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли, государственных учреждений, общественных организаций и отдельных людей. Курс рассчитан на 70 аудиторных часов (в условиях ограниченности времени возможно применение сокращенной программы, включающей 35 аудиторных часов, при этом изучаются только первые 6 тем).

Учитывая, что курс «Основы маркетинга» раньше читался в небольшом количестве школ, автором курса подготовлен учебно-методический комплект (УМК), позволяющий любому учителю быстро овладеть необходимыми знаниями в области маркетинга и создать в процессе преподавания все условия для реализации целей курса. Полный УМК курса состоит из учебника; практикума с вопросами для повторения и обсуждения; практических заданий, дифференцированных по степени сложности; методического пособия для учителя (включающего программу курса, описание форм проведения уроков и контроля за уровнем достижений учащихся; требования к результатам; список проблем, обсуждаемых методом мозгового штурма; примеры решений практических заданий; конкретные ситуации для анализа; дополнительный теоретический материал; деловые игры и практикумы; список рекомендуемой литературы; тестовые задания; словарь основных терминов; список вопросов для проведения зачета; список тем для рефератов).

Учитель также может воспользоваться специально разработанным вебсайтом, на котором расположены материалы, позволяющие изготовить наглядные пособия, фолии для кодоскопа, электронную презентацию. На веб-сайте также представлены ссылки на ресурсы Интернета и информация об обучающих семинарах для учителей.

К третьей группе элективных курсов этого раздела, наиболее полно отвечающих задачам профильной и профессиональной ориентации, относится учебно-методический комплект (серия элективных учебных курсов) для профильной и профессиональной ориентации в 9-11 классах общеобразовательной школы.

Основная цель разработки, УМК состоит в создании системы информационной и психолого-педагогической поддержки учащихся школ в выборе профиля обучения, пути дальнейшего образования и профессиональной карьеры. Выше уже отмечалось, что в России отсутствует система, помогающая молодому человеку целенаправленно спланировать и осуществить профессиональную карьеру. В итоге наблюдается разрыв между школой и жизнью, средней общеобразовательной и профессиональными школами. Чтобы избежать этого, необходимо создать ситуацию, когда уже на школьной скамье ученик будет видеть свою профессионально-образовательную перспективу, а не просто решать сиюминутные задачи [28].

Разрабатываемый комплект включает учебные и методические пособия, справочную литературу, хрестоматии, плакаты и прочие материалы, издаваемые двумя сериями.

Каждый из элективных курсов рассчитан на 35 ч занятий.

Первая серия комплекта под названием «Мой выбор» ориентирована на обеспечение предпрофильной подготовки (9 класс) и вводит школьников в специфику соответствующей сферы деятельности. Многие авторы книг серии стали победителями 11-го тура конкурса, проведенного Национальным фондом подготовки кадров по поручению Минобразования России. Разработаны примерные программы курсов, изданы модульные учебные пособия (программы двух из них включены в сборник).

Вторая серия курсов «Твоя профессия» ориентирована на использование в 10 и 11 классах. Эта серия практически является энциклопедией профессий, и ее книги подробно характеризуют сферы профессиональной деятельности в соответствии с избранным учеником профилем. В книгах приводятся справочный материал, требования к кандидатам на получение профессионального обучения или подготовки, показано, как выбрать образовательное учреждение.

Структура УМК предусматривает подразделение разрабатываемых материалов в соответствии с направлениями профессиональной деятельности и видами учебно-методических разработок.

Базовым служит курс предпрофильной подготовки «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования». Его назначение - ввести обучаемых в проблему выбора будущей профессии, раскрыть принципы ее выбора, дать общие рекомендации. Таким образом, этот курс является своеобразным «компасом» в океане профессиональной деятельности. Остальные элективные курсы комплекта, образно говоря, это «модули направлений», раскрывающие определенный профессиональный путь. По курсу «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» в настоящее время разрабатывается учебное пособие для учащихся.

Из множества потенциально возможных элективных курсов в технологическом профиле, раскрывающих содержание определенных направлений деятельности, в настоящее время разрабатываются учебно-методические материалы первой очереди. Формирование курсов первой очереди определилось частотой востребованности специалистов соответствующих профессий, наличием авторов, имеющих необходимые заделы и опыт, необходимостью провести «обкатку» достаточно нового и во многом еще не устоявшегося направления в современной российской педагогике.

Принципиальной особенностью УМК является унификация разрабатываемых материалов по форме подачи и внутренней структуре.

Элективные курсы первой очереди посвящены таким массовым секторам занятости, как «Транспорт» (в транспортной отрасли с учетом индивидуальных предпринимателей работает более 10% всех занятых в экономике России) [55] и «Информационные технологии» (как одна их важнейших основ происходящей в настоящее время информационно-технологической революции на основе компьютеризации производства и управления) [54].

По курсам первой очереди в настоящее время разработаны программы и ведется разработка учебных и методических пособий для учащихся (объемом 5-10 печатных листов каждое). Элективные курсы второй очереди разрабатываются с учетом опыта, полученного при разработке материалов для курсов первой очереди. Таким образом, проект открыт для дальнейшего насыщения учебного процесса в профильном обучении новыми элективными курсами и соответствующим учебно-методическим материалом.

По каждому из курсов подготавливается комплект учебно-методических разработок, включающий программу курса, учебное пособие для учащихся, методические рекомендации к проведению уроков для учителей, справочно-информационные материалы и проч. В частности, но указанным направлениям первой очереди уже в настоящее время завершается работа над томами профессиоведческой энциклопедии, охватывающей тематику указанных элективных курсов.

В дальнейшем для информационно-методического обеспечения предпрофильной и профильной подготовки предполагаются подготовка к изданию хрестоматий по профилям обучения, разработка и издание комплектов плакатов и видеокассет, содержащих наглядные материалы для проведения занятий со школьниками.

Комплект разрабатывается с учетом следующих основных подходов:

) доступность и наглядность материалов без излишнего упрощенчества;

) первоочередной учет потребности в литературе для наиболее массовых, экономически и стратегически значимых профилей обучения;

) сквозное рассмотрение профессий в рамках определенного профиля (от рабочих профессий к профессиям, требующим среднего и высшего профессионального образования). Обращается внимание на возможность постепенного карьерного роста по мере повышения квалификационно-образовательного статуса в рамках рассматриваемого направления деятельности;

) модульность учебных пособий и других материалов;

) комплексность разработки учебно-методического обеспечения. Основным принципом при разработке материалов УМК является модульность их построения. Это позволяет как учащимся, так и педагогам производить индивидуальный набор информационных средств для обучения посредством их конструирования и синтеза из отдельных фрагментов учебных пособий и методических рекомендаций, подобно сборке сооружения из отдельных блоков - «кубиков». Возможность стыковки отдельных «кубиков» комплекта друг с другом обеспечена комплексностью разработки проекта. Разумеется, это не исключает и целостного использования всего учебного материала определенного профиля (профилей). Поэтому в практической ситуации могут использоваться в различном сочетании базовый модуль, отдельные элективные модули, отдельные главы и подразделы или части текста, иллюстрации и т.п., взятые из того или иного элективного модуля.

Учебные пособия будут пригодны и для самостоятельного ознакомления с ними учащихся. Это обеспечивается доступностью изложения материалов, иллюстрациями и наличием глоссария, дающего содержательное описание всех специфических терминов и понятий, без которых невозможно раскрытие темы учебного пособия. В учебных пособиях делается акцент на взаимосвязь знаний, полученных при изучении традиционных дисциплин школьной программы, с рассматриваемыми профориентационными проблемами.

В учебных пособиях также приведены рекомендуемые основные и дополнительные литературные источники, сайты в Интернете. Указанные литературные источники представляют в основном популярные издания, учебники и учебные пособия для начального и среднего профессионального образования, то есть по образовательному цензу пригодны для использования в рассматриваемой читательской аудитории.

Таким образом, в идеале по каждому направлению профессиональной деятельности ученики и педагоги получат полное методическое обеспечение и рекомендации по самостоятельному его углублению. Использование этого обеспечения должно проходить на фоне учета местных условий и возможностей. Программами элективных курсов предусмотрены ознакомительные поездки учащихся на соответствующие предприятия, организации, посещение музеев и выставок, соревнований по техническим прикладным видам спорта, конкурсов профессионального мастерства. Экскурсии целесообразно сочетать с выступлениями перед школьниками специалистов предприятий. Специалисты кадровых служб этих организаций могут рассказать о порядке обучения профессиям, об оплате и условиях труда, пригласить школьников на временную работу. Помимо этого изучение курса предполагает работу учащихся вне класса чтение рекомендованной литературы, поиск и изучение информации в Интернете, подготовку выпускной работы (реферата). Занятия в классе предусматривают чтение лекций и проведение практических занятий. Изучение курса рекомендуется завершать защитой выпускной работы (реферата). Рекомендуется увязывать изучение курса с работой учащихся в различных кружках технического творчества.

Элективный курс «Информационные технологии в управлении» предназначен для профессиональной ориентации молодежи в области современных информационных технологий. Курс раскрывает в популярной и доступной для учащихся форме информацию об основных профессиях, тесно связанных с использованием информационных технологий. В нем содержится большое количество практических заданий, дающих представление о применении информационных технологий в практической деятельности.

Цель курса - формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения, путях получения дальнейшего образования и избираемой профессии, связанной с информационными технологиями. Основные задачи обучения: привитие навыков самоопределения и самостоятельного принятия решений, углубление знаний о характере труда, перспективах профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников, связанных с использованием и эксплуатацией вычислительной техники, работой в автоматизированных информационных системах в различных областях экономики и управления.

Курс преподается в течение одного полугодия и предусматривает 35 ч занятий, при этом примерно две трети времени отводится практическим занятиям по применению компьютерных информационных технологий в приложении к управленческой деятельности. Помимо этого курс предусматривает самостоятельную внеклассную работу написание реферата, подготовку выпускной работы с использованием дополнительных материалов, в том числе полученных из сети Интернет.

Цель изучения элективного модуля УМК «Транспорт» [55] состоит в формировании у учащихся собственного взгляда на выбор профессии этой крупной сферы экономики. Основные задачи курса - воспитание уважения к труду работников транспорта; углубление знаний об особенностях транспорта как важнейшей инфраструктурной составляющей экономического комплекса и возможного объекта приложения профессиональных интересов; развитие самостоятельности и умения делать обоснованный выбор.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, в данной главе мы определили место элективному курсу, согласно всем нормам СанПиНами, рассмотрели базисные и региональные учебные планы, что позволяет распределить учебные часы на базовые, профильные предметы и элективные курсы. Учитывая возможности школы и интересы учащихся, учитель сможет разработать свою тематику элективного курса технологического направления, что позволит учитывать конкретную школу ее возможности реализации данного курса и учесть интересы конкретных учащихся.

Таким образом, к видам технологических профилей относят такие элективные курсы как «Основы делового общения», «Основы маркетинга», профориентационные курсы («Мой выбор», «Твоя профессия», «Транспорт», «Информационные технологии в управлении») и др.


2. Тематическое планирование элективного курса для учащихся 8 класса

2.1 Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе

элективный курс пошив одежда

С целью внедрения элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе мы составили программу.

Представим ее содержание.

Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе

Пояснительная записка

Шить на малышей сложнее, чем на взрослых людей, так как тяжело снимать мерки с этих непосед, тяжело делать примерки.

Система конструирования и моделирования, применяемая в школе, коренным образом отличается от того, что преподается в других учебных заведениях этого профиля. Изучение этой системы начинается с детской одежды. Применяемые в школе технологии пошива также отличаются от общепринятых. На детской одежде отрабатываются, доводятся до совершенства те технологические приемы, которые применяются в дальнейшем на сложных изделиях для взрослых, когда основное внимание уделяется сложному конструированию и моделированию. Основы технологии пошива закладываются именно при пошиве детской одежды.

При изучении любой профессии необходим системный подход. Весь учебный процесс - это четко разработанная система, из которой нельзя что-то убрать, не нарушив целостности системы. Требования к изготовлению детской одежды такие же жесткие, как требования к пошиву одежды для взрослых.

Содержание курса направлено на изучение: профессий, связанных с деятельностью в области пошива детской одежды; принципов композиции детской одежды; правил выполнения эскизов и моделей детской одежды; этапов проектирования и создания оригинальных изделий из ткани с учётом закономерностей дизайна детской одежды, технологий выполнения отдельных узлов детской одежды, соединения их в одно целое.

Программа курса составлена с учётом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в 8 классе в области конструирования и моделирования лёгкого женского платья.

Цель данного курса - формирование у школьниц технологических компетенций в освоении технологии изготовления детской одежды для адаптации их в современных социально-экономических условиях; заинтересованности учащихся в выборе профильного обучения в 9-11 классах (по курсу «Начальное профессиональное образование, профессия: швея II-III разряда»).

В процессе обучения учащиеся должны:

Знать:

функции и классификацию детской одежды;

требования, предъявляемые к детской одежде;

виды детских стилей;

способы художественного оформления детской одежды;

виды детской моды;

специфику творческих специальностей.

Уметь:

моделировать детскую одежду;

создавать законченный образец модели детской одежды;

подбирать цвет, ткань детской одежды с учетом требований.

Учебные задачи курса заключаются в следующем:

познакомить школьниц с ведущими направлениями в развитии детской одежды,

сформировать у учащихся технологические знания, умения применительно к пошиву детской одежды;

научить учащихся производить детскую швейную продукцию, пользующуюся спросом на рынке труда и услуг;

подготовить школьников к профессиональному самоопределению с учётом их мотивационной сферы и индивидуальных различий.

В процессе обучения обращается внимание на развитие у учащихся творческих способностей, формирование их экологической культуры, на включение школьников в социально-оправданную коммерческую деятельность.

Овладение современными технологиями должно быть мотивировано и осуществляться на различных уровнях с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся творческого решения учебных и практических задач по пошиву детской одежды:

приобретение знаний, умений и навыков в выбранной сфере деятельности и применение их на практике;

развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для дальнейшего профессионального образования.

Таблица 2.1. Тематическое планирование элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе

№ п\п

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

Теория

Практика

1

Введение. Задачи курса «Пошив детской одежды». Ознакомление уч-ся с содержанием работы по данному курсу. Значение изготовления детской одежды своими руками. Техника безопасности на рабочих местах.

1

1

-

2.

Художественное конструирование детской одежды. Основные сведения о детской одежде. Ткани, рекомендуемые для пошива детской одежды. Цвет в детской одежде.

3

1

2

3.

Проведение детских примерок Одежда для детей младенческого возраста

2

0,5

1,5

4.

Одежда для детей от двух лет и старше Построение основных чертежей. Основные виды детской одежды от 2 лет и старше (трусики песочника, юбка, брюки, капюшон, детали одежды) Увеличение и уменьшение выкроек

2

0,5

1,5

5.

Моделирование детской одежды. Разные виды детской одежды (распашонка, ночная сорочка-кимоно, платье с рукавом «японка», летний сарафан с кокеткой, платья с рукавом реглан, курточка для мальчика)

2

0,5

1,5

6.

Модели детской одежды Юбки. Брюки.

2

0,5

1,5

7

Проектирование и изготовление платьев для девочек дошкольного возраста, Изготовление одежды для мальчиков

2

0,5

1,5

8

Декоративное оформление и обновление детской одежды. Уход за детскими изделиями.

2

0,5

1,5


ИТОГО:

16

5

11


Таким образом, одним из возможных элективных курсов для школьниц старших классов может быть элективный курс «Пошив детской одежды». Данный курс подготовит школьниц к выбору весьма редкой и нужной профессии: модельер и швея детской одежды. Курс рассчитан на 16 часов и имеет 8 тем, в которых не только лекционно, но и практически представлены различные виды детской одежды, даны понятия моделирования и изготовления детской одежды, декоративное оформление детской одежды, уход и обновление детской одежды.

2.2 Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе

Курс рассчитан на 16 часов. Занятия рекомендуется проводить в кабинете технологии обработки ткани по 2 часа, по аналогии с занятиями ОО «Технология».

Содержание:

Тема 1. Задачи курса «Пошив детской одежды».

Лекция: Цели, задачи, содержание курса «Пошив детской одежды». Значение изготовления детской одежды своими руками. Техника безопасности на рабочих местах.

Тема 2. Художественное конструирование детской одежды.

Лекция: Основные сведения о детской одежде. Ткани, рекомендуемые для пошива детской одежды. Цвет в детской одежде.

Практическая работа: Выбор ткани и цвета для детской одежды.

Тема 3. Одежда для детей младенческого возраста.

Лекция: Одежда для детей младенческого возраста.

Практическая работа. Проведение детских примерок

Тема 4. Одежда для детей от двух лет и старше

Лекция: Одежда для детей от двух лет и старше.

Практическая работа: Построение основных чертежей.

Основные виды детской одежды от 2 лет и старше (трусики песочника, юбка, брюки, капюшон, детали одежды)

Увеличение и уменьшение выкроек.

Тема 5. Моделирование детской одежды.

Лекция: Основы моделирование детской одежды.

Практическая работа: Моделирование разных видов детской одежды (распашонка, ночная сорочка-кимоно, платье с рукавом «японка», летний сарафан с кокеткой, платья с рукавом реглан, курточка для мальчика).

Тема 6. Модели детской одежды

Лекция: Модели детской одежды.

Практическая работа: Моделирование детской юбки и брюк.

Тема 7. Проектирование и изготовление платьев для девочек дошкольного возраста. Изготовление одежды для мальчиков

Практическая работа. Проектирование и изготовление платьев для девочек дошкольного возраста. Изготовление одежды для мальчиков.

Тема 8. Декоративное оформление и обновление детской одежды.

Лекция. Декоративное оформление и обновление детской одежды.

Практическая работа: Уход за детскими изделиями.

Представим конспект занятия, посвященного Теме «Моделирование детской одежды»

Лекция: «Основы моделирование детской одежды».

Детская одежда должна быть удобной и функциональной, а ее цветовая гамма - яркой, сочной, жизнерадостной. Одежде отводится важная роль в эстетическом воспитании. Красивый костюм помогает формированию вкуса, учит аккуратности и умению вести себя. Основу детского гардероба должны составлять вещи, подобранные по форме и цвету так, чтобы их можно было легко соединить в комплекты, которые дают возможность сочетать различные виды одежды и без особых затрат красиво одевать ребенка. Цветовые сочетания при этом могут быть самыми неожиданными, надо лишь помнить о гармонии. В одном случае используются контрастные сочетания чистых тонов, создающих декоративный эффект, в другом - более тонкие сочетания, строящиеся на близких оттенках.

Детская одежда выполняется из различных материалов: тканей, трикотажа, искусственного и натурального меха и т.д. Ткани и трикотаж одинаково успешно используются во всех видах детской одежды.

Для детей, особенно ясельного и дошкольного возраста, рекомендуются ткани из натуральных волокон (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые) с мелким и средней величины классическим рисунком: цветы, горошек, клетка, а также ткани с тематическим рисунком окружающих знакомых предметов или образов из детских сказок, песен, стихов.

Отделка к платью по цвету должна гармонировать с цветом основной ткани, не перегружая изделие. Лучше всего детскую одежду комбинировать из различных тканей (одноцветных - с рисунчатыми, гладких - с рельефными) или различных материалов (ткани - с трикотажем, кружевом и т.д.). Сочетания могут быть тональные или контрастные по цвету. При пошиве детской одежды можно использовать вышедшую из моды одежду взрослых.

Дети дошкольного возраста очень подвижны, и изделия для них должны быть свободной формы. Девочкам рекомендуются платья на кокетке и с расширенной юбочкой (в сборки, складки, клеш и т.д.). Форму кокетки (круглая, прямая, фигурная) нужно выбирать в соответствии с внешностью ребенка. Например, круглая кокетка подойдет девочке с узким лицом, кокетка мысом вниз - круглолицей полной девочке. Для мальчиков как наиболее удобный вид одежды можно рекомендовать полукомбинезоны и комбинезоны.

В целом детская одежда не подвержена такому влиянию моды, как одежда для взрослых, к тому же модные линии могут исказить пропорции детской фигуры. Размер изделия должен соответствовать размеру и росту ребенка, так как в противном случае одежда будет затруднять его движения, что недопустимо.

Учитывая быстрый рост ребенка, при пошиве советуем сделать необходимый запас ткани в складках, швах и в подгибке низа, чтобы в случае необходимости можно было расширить и удлинить изделие.

Для построения чертежа основы конструкции изделия определенного размера нужно снять мерки с фигуры ребенка (рисунок 1 приложения 2). В связи со сложностью снятия мерок с детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста (22-36-й размеры) можно определить только размер (измерить мерку полуобхвата груди второго Сг2) и рост, а остальные мерки, соответствующие возрасту, росту и размеру ребенка, взять из помещенной ниже таблицы измерений детских фигур. Затем на изготовленную выкройку-основу нанести фасонные линии и по ней раскроить изделие.

Практическая работа:

Для построения чертежа необходимо снять следующие мерки, см:

Рисунок 1. Моделирование распашонки

Рост, Р=60

Полуобхват груди, Сг=22

При построении чертежа дается прибавка на свободное облегание к мерке полуобхвата груди: Пг=3 см.

Спинка. Построить прямой угол с вершиной в точке А. От точки А по вертикальной линии, соответствующей середине спинки, отложить вниз отрезок АН (длина изделия), равный 1/2 роста ребенка:

АН=Р:2=60:2=30 см.

Ширина рукава. От точки А по вертикальной линии отложить вниз отрезок АГ, равный 1/2 полуобхвата груди:

АГ=Сг: 2=22:2=11 см.

Из точек Г и Н провести вправо перпендикулярно к отрезку АН горизонтальные линии произвольной длины. От точки Г отложить вправо отрезок ГГ1, равный 1/2 мерки Сг плюс 3 см:

ГГ1=Сг: 2+3=22:2+3=14 см.

От точки Г1 отложить вправо длину рукава, равную 10-15 см и поставить точку Г2. Из точек Г1 и Г2 провести вверх перпендикулярно к отрезку Г1Г2 вертикальные линии и на пересечении их с горизонтальной поставить точки А1 и А2. Рукава удлинить и оформить рукавичку, как показано на рисунке. С тыльной стороны рукавички можно сделать разрез.

От точки Н по линии низа отложить вправо ширину изделия, равную отрезку ГГ1 плюс 2 см, и поставить точку Н1:

НН1=ГГ1+2=14+2=16 см.

Угол Г1 разделить пополам и на линии деления отложить 2 см. Оформить боковой срез, как показано на рисунке.

Росток. Отрезок АА1 разделить на три равные части, а отрезок АГ - на четыре части и первые точки деления соединить плавной линией.

Перед. Построить аналогично спинке, только увеличить глубину горловины на 2 см.

Для рукава покроя реглан нанести на чертеже прямую линию через точку Г1 и среднюю точку деления горловины.

Раскрой. Спинка. Ткань (тонкую хлопчатобумажную или фланель) сложить вдоль пополам, затем - поперек, т.е. в четыре слоя. Середину спинки и верхний срез рукава изготовленной выкройки (рисунок 371а) приложить к сгибу ткани и выкроить одну деталь с припусками на швы по всем срезам 0,6 см. Посередине спинки ткань разрезать для застежки.

Для раскроя распашонки с рукавами покроя реглан (рисунок 371б) середину спинки сместить от края ткани на 2 см. Совместить верхние срезы задней и передней частей рукава. Выкроить две детали.

Перед. Середину переда приложить к сгибу ткани. Выкроить одну деталь.

Последовательность обработки. Срезы стачать на машине или вручную с лицевой стороны и обработать их. Горловину обработать тонкой тканью или тесьмой, концы которой оставить для завязок. Отделка - кружево, шитье, вышивка.

Представим конспект занятия, посвященного декоративному оформлению детской одежды.

Урок «Декоративное оформление детской одежды»

Цель урока: ознакомить с основами декоративного оформления детской одежды.

Задачи урока:

. Дать понятие о декоративном оформлении детской одежды.

. Изучить основы ухода за детской одеждой.

Теоретические знания:

. Знать основы и детали декоративного оформления детской одежды.

. Знать основы ухода за детской одеждой.

Практические умения:

. Изготовить шапочку для ребенка (с применением одного декоративного элемента, например козырька).

Лекция «Декоративное оформление детской одежды».

Чтобы детские вещи сделать более привлекательными можно использовать различные декоративные элементы: интересная аппликация, вышивание красками, применение ленточек, вышивка бисером, вышивка на ткани и др.

Вышивка бисером, отделка бисером, бисероплетение - это метод украшения одежды, тканей при помощи бисера. Вышивка бисером, выполненная квалифицированным мастером, художником может из самого заурядного элемента женской одежды сделать просто шедевр, от которого не смогут оторвать взгляд окружающие. Это касается и джинсов, и вечерних платьев, и даже нижнего белья.

Самые древние бусы - это бусы, возраст которых превышает 40 000 лет. Учёные полагают, что, придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. Бусинка - безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Так или иначе, но, во всяком случае, всегда и всюду людей сопровождали бусинки. Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популярна работа с бисером, в частности, отделка и вышивка бисером, стразами, пайетками. И это не только молодёжные фенечки. Многие мастерицы творят из бисера чудеса - великолепные картины, роскошные украшения, нарядные бытовые мелочи, великолепные вечерние наряды и свадебные платья, корсеты. В последние годы стало особенно модным иметь вещи, украшенные бисером, начиная с топов и заканчивая меховыми изделиями.

Вышивка на ткани также известна с древних времён. Сначала люди вышивали амулеты, образы животных, оберегов, божеств. В древней Руси вышивали платья знатным особам. Вышивка производилась в основном красными или золотыми нитями. На этих платьях вышивали образы солнца, этот символ указывал на высокий социальный статус данной особы, его силу, богатство. Так же очень часто пользовались вышивкой простые крестьяне. Вышивали они незамысловатые узоры, простые геометрические фигуры, образы полевых цветов и т.д. В наше время вышивка в декоративном оформлении одежды используется очень редко, некоторые её элементы можно увидеть на карманах джинсовых изделий, на манжетах и рукавах.

Отделка костюмов кружевом и лентами. Кружева, как и бисер, в древности были дорогим удовольствием. Первые кружева появились в Италии. Кружева использовались для украшения платьев знатных особ и дворянства. Кружевами украшали воротники, манжеты рукавов, нижнее бельё, сорочки знатных особ. Секрет изготовления кружева держался в строгом секрете и у каждого мастера была своя «изюминка» в изготовлении конкретного вида кружева. В дальнейшем кружева стали доступны и простому народу, сегодня кружева широко используются в декоративном оформлении детской одежды. Украшают кружевами детские головные уборы, воротники, нижние срезы изделий, манжеты рукавов, иногда нижние срезы брюк. Лентами оформляют нижние срезы, используют их в качестве ремня, элементов сборок и т.д.

Практическая работа: Изготовление детской шапочки.

Рисунок 2. - Детская шапочка

Для построения чертежа необходимо снять следующие мерки: от затылочной впадины до лба - 25 см, от одной мочки уха до другой - 35 см; от одной височной впадины до другой - 39 см.

Вариант 1 (рисунок 3)

Построить прямоугольник, по длине равный снятой мерке от затылочной впадины до лба (25 см), а по ширине равный 1/2 мерки от одной височной впадины до другой (39:2=19,5 см). Для оформления затылочной части длину прямоугольника разделить пополам. Из точки деления провести вправо горизонтальную линию и разделить ее пополам. От точки деления отложить влево 1 см, из точки 1 провести вниз вертикальную линию и разделить ее пополам. Оформить затылочную часть и перед плавными линиями, как показано на рисунке.

Рисунок 3

Раскрой. Затылочную часть выкройки можно не вырезать, а раскроить одну деталь с припусками на швы по линии шеи 0,7 см, а по переду в зависимости от вида обработки - 0,7-3 см.

Последовательность обработки. Передний срез шапочки обработать кружевом, обвязать крючком и т.д. По нижнему срезу заложить складочки и обработать обтачкой из тонкой хлопчатобумажной ткани или лентой, удлинив концы на 15 см для завязки.

Варианты 2, 3

Построить прямоугольник, по длине равный 1/2 снятой мерки от одной мочки уха до другой (35:2=17,5 см), а по ширине равный 1/2 мерки от одной височной впадины до другой (39:2=19,5 см). Для оформления затылочной части ширину прямоугольника разделить на три равные части, из левой точки деления провести вниз вертикальную линию и разделить ее на три равные части. Оформить затылочную часть и перед плавными линиями, как показано на рисунке.

Шапочку можно выполнить с козырьком. Его ширина 4-7 см, длина - от точки деления переда отложить вниз 3-5 см (на рисунке 380б - штриховая линия).

Раскрой. Затылочную и переднюю части приложить к сгибу ткани и выкроить по одной детали с припусками на швы по всем срезам 0,8 см.

Последовательность обработки. Затылочную часть втачать стачным швом по лицевой стороне, срезы обработать петельными стежками или обвязать крючком. Передний и нижний срезы обработать аналогично варианту 1.

Раскрой. Затылочную часть приложить к сгибу ткани и выкроить одну деталь. Выкроить две детали передней части с припусками на швы по всем срезам 0,8 см.


Заключение

В данной работе мной преследовалась цель изучения опыта внедрения элективных курсов, в частности элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе.

Мы сделали вывод о том, что элективный курс (курс по выбору) составляет компонент образовательного учреждения Базисного учебного плана. Это обязательный курс по выбору, для него не существует образовательных стандартов. Нестандартность, вариативность и краткосрочность являются их особенностями. Курсы по выбору позволяют учащимся построить индивидуальную образовательную траекторию. Согласно всем нормам СанПиНами, рассмотрев базисные и региональные учебные планы, можем распределить учебные часы на базовые, профильные предметы и элективные курсы. Учитывая возможности школы и интересов учащихся, учитель может разработать свою тематику элективного курса технологического направления, что позволит учитывать конкретную школу ее возможности реализации данного курса и учесть интересы конкретных учащихся.

Элективные курсы во многом восполняют «пробелы» базовых и профильных предметов. В этой связи, помимо уже названных выше функций, они направлены на формирование умений и способов деятельности (ключевых компетенций), связанных с решением практических задач, на получение дополнительных знаний, интегрирующих полученные ранее в единую научную картину мира, на приобретение образовательных результатов, востребованных на рынке труда.

При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. Элективные курсы имеют следующие достоинства: они позволяют ориентировать обучение на реальный интерес школьников, позволяют поддерживать высокий уровень языковой подготовки, дают администрации школы свободу в планировании нагрузки (как правило, элективные курсы преподаются во второй половине дня), дают возможность учителю повысить свою квалификацию и расширить поле работы, а также позволяют ученикам сделать выбор из множества направлений для углубленного изучения.

К видам технологических профилей относят такие профильные курсы как «Основы делового общения», «Основы маркетинга», профориентационные курсы («Мой выбор», «Твоя профессия», «Транспорт», «Информационные технологии в управлении») и др. Все элективные курсы технологического профиля условно делятся на три группы: к первой группе относятся элективные курсы, направленные на освоение ряда ключевых компетенций «надпрофессионального» характера, ко второй группе - относятся элективы, которые ставят своей задачей ввести учащихся в атмосферу конкретных, но широко применяющихся видов профессий, к третьей группе относятся учебно-методический комплект для профильной и профессиональной ориентации в 9-11 классах.

Одним из возможных элективных курсов для школьниц старших классов может быть элективный курс «Пошив детской одежды». Данный курс подготовит школьниц к выбору весьма редкой и нужной профессии: модельер и швея детской одежды. Курс рассчитан на 16 часов и имеет 8 тем, в которых не только лекционно, но и практически представлены различные виды детской одежды, даны понятия моделирования и изготовления детской одежды, декоративное оформление детской одежды, уход и обновление детской одежды.

На занятиях элективного курса «Пошив детской одежды» учащиеся смогут освоить навыки моделирования и изготовления основных видов детской одежды, подготовить проект какой-либо детской модели одежды и защитить его.

Список литературы

1.   Арефьев, И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников [Текст] / И.П. Арефьев // Педагогика, 2003, №5. - С. 49-55.

2.      Артёмова, Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения [Текст] / Л.К. Артёмова // Школьные технологии. - 2003. - №4. - С. 22-31.

.        Афанасьева, Т.П., Немова, Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление: в 2 кн. Методическое пособие [Текст] / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 136 с.

.        Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы) [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 294 с.

.        Безденежных, Т.С. Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения [Текст] / Т.С. Безденежных // Директор школы. - 2003. - №1. - С. 7-11.

.        Белова, С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения. Учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Белова. - М.: Глобус, 2006. - 190 с.

.        Белогурова, Л.М. Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия Дисциплины социально-гуманитарного цикла [Текст] / Л.М. Белогурова. - Белгород: Константа, 2007. - 210 с.

.        Бескоровайная, Г.П., Куренова, С.В. Проектирование детской одежды [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд.. - М.:Академия, 2002. - 96 с.

.        Бескоровайная, Г.П., Гончарова, А. Влияние иллюзорных свойств цвета на размеры конструктивно-декоративных деталей детской одежды // Швейная промышленность. 2001. №6. 33-34.

.        Бобровская, Л.Н., Сапрыкина, Е.А., Озерова, Т.В. Технология. 10-11 классы: Рабочие программы, элективные курсы методическое пособие [Текст] / Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В. Озерова. - М.: Глобус, 2008. - 112 с.

.        Броневщук, С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания [Текст] / С.Г. Броневщук. - М.: Радуга, 2004. - 258 с.

.        Волкова, Н.В. Шьем одежду для самых маленьких: это просто! [Текст] / Н.В. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 249 с.

.        Воробьева, О.Я. Технология. 9 класс: Евразийский орнамент. Искусство аранжировки икебаны. Элективные курсы [Текст] / О.Я. Воробьева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 70 с.

.        Гузеев, В.В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе [Текст] / В.В. Гузеев // Народное образование. - 2002. - №9. - С. 113-123.

.        Гурбина, Е.А., Гурко, М.В., Левина, С.А. Технология. 9 класс: Традиции русской народной культуры. Элективный курс [Текст] / Е.А. Гурбина, М.В. Гурко, С.А. Левина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 172 с.

.        Денисенко, В.П. Программа профессиональной подготовки по специальности плотник [Текст] / В.П. Денисенко // Сельская школа. - 2009. - №1. - С. 60 - 68.

.        Дик, Ю.И., Хуторской, А.В. Профильное и предпрофильное обучение в школе. В кн.: Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования [Текст] / Ю.И. Дик, А.В. Хуторской. - М.: ИОСО РАО, 2001. - 216 с.

.        Ершов, Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности: Для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля обучения. Учебно-методическое пособие [Текст] / Д.А. Ершов. - М.: Глобус, 2007. - 154 с.

.        Ефимов, А.С. Организация общественного питания в условиях малых предприятий сельской местности [Текст] / А.С. Ефимов // Сельская школа. - 2009. - №1. - С. 97-101.

.        Жафяров, А.Ж. Концепция и учебные планы пропедевтики предпрофильного обучения [Текст] / А.Ж. Жафяров // Профильная школа. - 2007. - №1. - С. 47-53.

.        Журин, А.А. Программы элективных курсов для средней (полной) общеобразовательной школы [Текст] / А.А. Журин. - М.: Дрофа, 2007. - 234 с.

.        Закревская, М.Г. Шьем детям сами. Конструирование, моделирование и технология детской одежды [Текст] / М.Г. Закревская. - Новосибирск: СО ДЛ, 1991 - 128 с.

.        Зильберберг, Н.И. Модели профильного обучения [Текст] / Н.И. Зильберберг // Профильная школа. - 2003. - №2. - С. 39-48.

.        Зильберберг, Н.И. Профильное обучение: проблемы и решения [Текст] / Н.И. Зильберберг. - Псков, 2003. - 65 с.

.        Зубрилин, А.А. О некоторых проблемах внедрения элективных курсов [Текст] / А.А. Зубрилин // Педагогика. - 2007. - №7. - С. 32.

.        Зубрилин, А.А. Элективные курсы: технология составления квалификационной характеристики учащегося [Текст] / А.А. Зубрилин // Информатика и образование. - 2007. - №2. - С. 78.

.        Иванова, В.И. Индустрия питания. Элективный курс. 9 класс [Текст] / В.И. Иванова // Мастер - класс. - 2009. - №2. - С. 2-9.

.        Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. Пособие [Текст] / Е.М. Иванова. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.

.        Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л.А. Йовайша. - М.: Педагогика, 1983. - 128 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!