Положения о взыскании таможенных пошлин, налогов в том числе за счет авансовых платежей.
В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.
Обращение взыскания на суммы авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей производится в течение сроков хранения этих средств на счете Федерального казначейства или на счете, определенном международным договором государств - членов Таможенного союза, по решению начальника (заместителя начальника) таможенного органа. О взыскании сумм таможенных платежей за счет авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей таможенный орган сообщает в письменной форме плательщику таможенных пошлин, налогов (его правопреемнику) в течение одного дня после взыскания. Обращение взыскания на суммы авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей производится без принятия решения о бесспорном взыскании в течение 10 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей). В случае образования неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей после истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) взыскание осуществляется в течение пяти календарных дней со дня их образования.
При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств.
Взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика производится путем направления в течение трех рабочих дней со дня принятия начальником (заместителем начальника) таможенного органа соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Исполнение постановления таможенного органа производится судебным приставом-исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве
Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов, в том числе за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Взыскание таможенных пошлин, налогов не производится:
) по истечении срока взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого производится взыскание таможенных пошлин, налогов;
) если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.
. Взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
2. Практическая сторона вопроса, касающаяся использования авансовых платежей
.1 Применение авансовых платежей в условиях таможенного союза
Возможность внесения авансовых платежей в счет уплаты таможенных сборов, таможенных пошлин и налогов всегда использовалась импортерами в целях упрощения процедуры уплаты таможенных платежей. Авансовые платежи являются важнейшей экономической и правовой категорией, поскольку являются средством уплаты таможенных платежей, формирующих доходную часть федерального бюджета. Поэтому технология уплаты авансовых платежей, изменившаяся в условиях таможенного союза, на сегодняшний день требует особого внимания. Отметим наиболее важные и проблемные вопросы, касающиеся авансовых платежей.
В соответствии с п. 1 статьи 73 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов таможенного союза. Такое же определение авансовых платежей предусмотрено п. 1 статьи 121 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (далее - Закон).
Стоит отметить, что согласно прежней редакции ч. 1 ст. 73 ТК ТС авансовыми платежами признавались денежные средства, уплаченные и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, действующее в настоящее время таможенное законодательство таможенного союза не предусматривает внесение авансовых платежей в отношении ввозной таможенной пошлины. 1 сентября 2010 года вступило в силу Соглашение «Об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (далее - Соглашение). Указанное Соглашение определяет порядок зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств - членов союза, их уплата должна производиться на отдельный счет.
По одной таможенной декларации плательщику требуется оформлять два платежных поручения на уплату таможенных платежей - одно на уплату ввозных таможенных пошлин, другое - на уплату авансовых платежей в счет таможенных сборов, НДС и акцизов.
В соответствии с п. 2. статьи 12 Соглашения, Российская Федерация и Республика Беларусь обеспечивают в течение шести месяцев с даты вступления в силу Соглашения уплату плательщиками ввозных таможенных пошлин отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями) на единый счет уполномоченного органа Российской Федерации и единый счет уполномоченного органа Республики Беларусь. Данное положение разъяснено письмом ФТС России от 23.08.10 № 01-11/41031 «Об уплате с 1 сентября 2010 года ввозной таможенной пошлины», согласно которому в переходный период с 1 сентября до 1 марта 2011 года возможен зачет в счет уплаты ввозной таможенной пошлины авансовых платежей, уплаченных на счет УФК по г. Москве до 1 сентября 2010 года . С 1 марта 2011 г. зачет авансовых платежей в уплату ввозной таможенной пошлины производиться не будет.
Часть 2 статьи 116 Закона разрешает уплачивать ввозную таможенную пошлину до подачи таможенной декларации. Таким образом, вместо внесения авансовых платежей импортером может быть осуществлена предоплата. На первый взгляд, суть одна и та же, однако различие в терминологии влекут за собой разные правовые последствия. Таможенная пошлина относится к таможенным платежам, авансовый платеж является имуществом плательщика, который вправе им распоряжаться в предусмотренном законом порядке. Вместе с тем, согласно п. 2 статьи 3 Соглашения, на денежные средства, находящиеся на едином счете уполномоченного органа (речь идет о зачисленных на единый счет ввозных таможенных пошлинах) не может быть обращено взыскание в порядке исполнения судебных актов или каким-либо иным способом.
Можно предположить, что поскольку предоплата по ввозной таможенной пошлине уплачивается участниками ВЭД «с запасом», то фактически денежные средства на едином счете будут превышать реальный размер таможенных пошлин, указанных в таможенных декларациях. Соответственно, возрастут доходы от распределения ввозных таможенных пошлин, поступающих в бюджеты государств-участников таможенного союза.
Для того чтобы установить порядок, регламентирующий возможность использования авансовых платежей для уплаты ввозных таможенных пошлин, необходимо вносить изменения в ТК ТС, в Соглашение и Закон. При этом соответствующие решения должны быть приняты на международном уровне при участии Белоруссии и Казахстана.
Помимо предоплаты, в настоящее время ввозная таможенная пошлина может быть уплачена с помощью микропроцессорных банковских карт. Использование микропроцессорных карт является реальной альтернативой авансовым платежам, поскольку гарантирует своевременное и полное поступление таможенных платежей на счет, при этом не отвлекаются лишние денежные средства из оборота фирм. В настоящее время функционируют как платежная система «Зеленый коридор», так и платежная система «Таможенная карта». Здесь следует отметить, что в современных условиях в России не развита конкуренция между организациями, предоставляющими финансовые услуги по уплате таможенных платежей.
Авансовые платежи - имущество плательщика.
Согласно п. 73 ТК ТС, а также п. 3 статьи 121 Закона, денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи. При внесении авансовых платежей уплаченные средства не будут считаться таможенными платежами до тех пор, пока участник ВЭД не сделает соответствующего распоряжения таможенному органу. В качестве распоряжения может являться таможенная декларация. ФАС Московского округа в постановлении от 02.07.2008 № КА-А40/4743-08 со ссылкой на ранее действующие аналогичные положения Таможенного кодекса РФ указал, что налог будет считаться уплаченным с момента подачи таможенному органу таможенной декларации.
Возврат авансовых платежей.
Отметим, что 1 октября 2009 года вступили в силу изменения в Таможенный кодекс РФ, согласно которым таможенные органы были наделены правом по истечении трехгодичного срока со дня последнего распоряжения плательщика об использовании авансовых платежей учитывать невостребованные авансовые платежи в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и не возвращать их плательщику. Ранее вопрос о праве собственности на авансовые платежи по истечении трехгодичного срока являлся спорным и после прохождения судебных инстанций решался в пользу участника ВЭД. По истечении трехгодичного срока право собственности на авансовые платежи не прекращалось. Например, ФАС Поволжского округа в своем постановлении от 06.02.2008 по делу № А55-5517/07 указывает, что таможенные органы не наделены правом на списание неизрасходованных авансовых платежей в федеральный бюджет, истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими другими способами, в частности путем подачи таможенной декларации.
ТК ТС отдает вопрос о распоряжении невостребованными суммами авансовых платежей на откуп национальным законодательствам государств - членам ТС. В соответствии со статьей 122 Закона возврат авансовых платежей осуществляется в течение трех лет со дня последнего распоряжения плательщика об использовании авансовых платежей. Согласно п. 2 указанной статьи Закона по истечении трехгодичного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 статьи 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Таким образом, в случае возникновения спорной ситуации участник ВЭД вправе обратиться в Конституционный суд РФ с целью проверки конституционности положений Закона в части списания невостребованных авансовых платежей в федеральный бюджет.
Взыскание за счет авансовых платежей.
В соответствии с п. 1 статьи 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно, в том числе, за счет сумм авансовых платежей. Также, согласно п. 2 статьи 150 Закона, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей может производиться принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Аналогичная норма Таможенного кодекса РФ находила поддержку арбитражных судов РФ. Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2008 по делу № А56-8507/2008, при неисполнении требования об уплате таможенных платежей и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей.
.2 Совершения операций по уплате авансовых и других платежей с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов
Порядок совершения операций по уплате таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов устанавливает порядок действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации, и плательщиков при уплате таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов.
В целях обеспечения возможности уплаты плательщиками платежей с использованием устройств приема платежей юридическое лицо, осуществляющее информационный обмен между участниками расчетов в соответствии с частью 15 статьи 116 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», имеющее действующее соглашение с ФТС России (далее - оператор таможенных платежей), заключает договоры с таможнями.
Сбор и передача информации по операциям уплаты платежей с использованием устройств приема платежей осуществляется оператором таможенных платежей через собственный программно-аппаратный комплекс.
Перечисление платежей, уплачиваемых с использованием устройств приема платежей, на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, осуществляется кредитными организациями, с которыми оператором таможенных платежей заключены соответствующие договоры (далее - кредитные организации).
Уплата платежей с использованием электронного терминала осуществляется в соответствии с Технологией совершения операций по уплате платежей с использованием электронного терминала, посредством банковской карты, эмитированной кредитными организациями, заключившими соответствующий договор с оператором таможенных платежей, и предназначенной исключительно для уплаты платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (таможенная платежная карта).
Владельцем таможенной платежной карты может быть юридическое лицо, сведения о котором указаны на лицевой стороне таможенной платежной карты, либо физическое лицо, образец подписи которого размещен на оборотной стороне таможенной платежной карты (плательщик).
Держателем таможенной платежной карты может быть физическое лицо, либо являющееся полномочным представителем юридического лица, образец подписи которого размещен на оборотной стороне таможенной платежной карты, и фамилия и имя которого могут быть размещены на лицевой стороне таможенной платежной.
Уплата платежей с использованием платежного терминала, банкомата осуществляется наличными денежными средствами или банковской картой с использованием платежного терминала, банкомата, владелец которого заключил договор с оператором таможенных платежей.
Уплата платежей юридическими лицами может осуществляться посредством таможенной платежной карты с использованием электронных терминалов оператора таможенных платежей.
Уплата платежей физическими лицами в отношении товаров, перемещаемых ими через таможенную границу Таможенного союза для личного пользования:
) посредством таможенной платежной карты с использованием электронных терминалов, если физическое лицо является владельцем таможенной платежной карты;
) наличными денежными средствами с использованием платежных терминалов, банкоматов;
) банковской картой с использованием банкоматов.
Операция по уплате платежей, завершившаяся формированием устройством приема платежа чека подтверждения оплаты, отменена быть не может. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных платежей с использованием устройств приема платежей, осуществляется в порядке и случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области таможенного дела.
Контроль полноты и своевременности поступления платежей, уплаченных с использованием устройства приема платежей, осуществляется отделом таможенных платежей таможни ежедневно на основании информации о совершенных транзакциях, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) таможенных органов, и данных о поступлении платежей на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, получаемых ФТС России из Федерального казначейства.
Ежемесячно региональные таможенные управления осуществляют с подчиненными таможнями сверку сумм платежей, уплаченных за отчетный период с использованием устройств приема платежей.
Ежеквартально ФТС России осуществляет с региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, сверку сумм платежей, уплаченных за отчетный период с использованием устройств приема платежей.
Особенности совершения операций по уплате авансовых платежей с использованием электронных или платежных терминалов, банкоматов определяются Технологией совершения операций по уплате авансовых платежей .
Технология совершения операций по уплате авансовых платежей:
.Авансовые платежи уплачиваются с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов на счета, с указанием кода бюджетной классификации (КБК) авансовых платежей. Предварительная уплата таможенных платежей, определенных международным договором государств - членов Таможенного союза, осуществляется в порядке, определенном этим договором, с указанием соответствующего КБК.
.Инструментом уплаты авансовых платежей и предварительной уплаты таможенных платежей, определенных международным договором государств - членов Таможенного союза с использованием электронного терминала является таможенная платежная карта.
.Для целей уплаты авансовых платежей и предварительной уплаты таможенных платежей, определенных международным договором государств - членов Таможенного союза с применением таможенной платежной карты в таможенных органах организовывается рабочее место должностного лица таможенного органа, оборудованное электронным терминалом.
.При уплате авансовых платежей и предварительной уплате таможенных платежей, определенных международным договором государств - членов Таможенного союза представление держателем таможенной платежной карты таможенного документа не требуется.
.При уплате авансовых платежей и предварительной уплате таможенных платежей, определенных международным договором государств - членов Таможенного союза платежа должностное лицо таможенного органа проверяет только соответствие сведений о личности держателя таможенной платежной карты сведениям, указанным в документе, удостоверяющем личность.
.Должностное лицо таможенного органа передает держателю таможенной платежной карты заверенные личной номерной печатью и подписанные им (с расшифровкой) оба экземпляра счета и чек подтверждения оплаты.
.Держатель таможенной платежной карты представляет оригиналы подписанного им счета и чека подтверждения оплаты при подаче в таможенный орган подаче первого декларации на товары, в графе В которой указаны дата и номер чека подтверждения оплаты. При последующем использовании чека подтверждения оплаты в качестве платежного документа, подтверждающего уплату платежей, в таможенный орган держателем таможенной платежной карты представляется копия чека подтверждения оплаты.
3. Проблемы и перспективы в сфере авансовых платежей
Как и в любой другой сфере, в области применения авансовых платежей появляются нововведения и устраняются недочёты.
К одним из таких спорных нововведений, заключается в том, что
возможность внесения авансовых платежей в счет уплаты ввозной таможенной пошлины не предусмотрена нормами ТК ТС. Статья 72 лишь устанавливает, что именно признается авансовыми платежами. Точно такое же определение авансовых платежей устанавливается и статьей 121 закона. Для минимизации возможных негативных последствий законом предусмотрена возможность уплаты ввозной таможенной пошлины до подачи декларации на товары. При этом такая возможность предполагает последующее использование уплаченных денежных средств в порядке, аналогичном расходованию авансовых платежей. То есть, не придавая таким денежным средствам статуса "авансовых", создана возможность предоплаты ввозной таможенной пошлины и исключения задержек при совершении таможенных операций, связанных с декларированием товаров.
Таким образом, в отношении ввозимых товаров декларанту придется уплачивать денежные средства минимум двумя платежными документами: по одному - в счет уплаты ввозной таможенной пошлины, по другому - авансовый платеж в счет предстоящей уплаты налогов и таможенных сборов. Данное положение дел не слишком удобно и для таможенных органов, поскольку требует администрирования фактически двух лицевых счетов плательщика". ФТС России уже подготовила предложения по внесению соответствующих изменений в ТК ТС и направила их белорусским и казахстанским коллегам.
Так же альтернативой решения данной проблемы могут является так называемые таможенные карты. Внедрение таможенных карт не изменяет и тем более не отменяет действующий порядок перечисления таможенных платежей в бюджет, установленный законодательством. Это лишь один из способ расчетов с таможней. Её принцип действия заключается в следующем: участнику ВЭД не требуется переводить авансовые платежи при таможенном оформлении на счета таможенных органов. С таможенной картой участник ВЭД может осуществлять все виды таможенных платежей в любом таможенном органе на территории России независимо от времени суток, выходных и праздничных дней, режима работы банковских учреждений. Так же явным преимуществом является возможность уложившись в несколько десяток минут, при этом избежать бумажной волокиты, получить свой груз раньше, значительно сэкономив время и, в конечном счете, деньги, Собственный процессинговый центр обеспечивает расчеты между участниками системы и позволяет круглосуточно контролировать все платежи.
Данная технология является лишь альтернативой и на данный момент не используется повсеместно.
Помимо вышеупомянутой проблемы, остается большое количество способов на пути сокращения издержек. Так, новый начальник Ульяновской таможни Валерий Герасев (назначен в ноябре этого года) ввел сокращенные сроки на возврат денег (авансовых платежей). Вместо положенных по закону 30 дней вопрос решается за две недели. Данная инициатива является одним из примеров того, что путь по модернизации сферы авансовых платежей должен проходить повсеместное согласование по всей структурной лестнице таможенных органов, а так же учитывать пожелания и предложения участников ВЭД.
Заключение
В период становления таможенного союза а со следующего года и единого экономического пространства законодательство касающееся применения и уплаты авансовых платежей претерпело ряд изменений и нововведений так же как таможенное законодательство в целом. Таким образом, участники ВЭД в настоящее время имеют возможность использовать авансовые платежи для уплаты вывозной таможенной пошлины, а также таможенных сборов и налогов. Теперь уплата ввозной таможенной пошлины может быть осуществлена отдельным платежным поручением на единый счет уполномоченного органа посредством предоплаты. Данная технология неудобна для импортеров. В современных условиях развития информационных технологий отчасти проблема может быть решена с помощью использования электронных платежных систем и таможенных карт. Однако, ситуация с ограничением импортера в праве уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансовых платежей должна быть урегулирована - импортер должен иметь альтернативу и использовать различные способы уплаты таможенных платежей, в том числе, посредством внесения аванса. Работа по внесению изменений в законодательство должна проводиться не в форме неконструктивной критики, а посредством эффективного сотрудничества представителей таможни и бизнеса государств-участников таможенного союза.
Список используемых источников и исследованной литературы:
1.Таможенный кодекс Таможенного союза.
.Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
.Федеральный закон Президент РФ 311-ФЗ от 27.11.10
.Различные выпуски журнала «Таможня» за 2010-11 год.
5.<http://www.tsouz.ru/> - Официальный сайт Комиссии Таможенного союза
.<http://www.customs.ru> - Официальный сайт Федеральной таможенной службы России
.<http://www.vch.ru/>
.http://www.kommersant.ru/
.<http://www.consultant.ru/>
.<http://www.tks.ru/>
.<http://www.brokert.ru>