Кабинет биологии как один из основных элементов учебного процесса
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 41 страницу, 6 рисунков, 14 источников, 1 приложение.
Ключевые слова: кабинет биологии, роль и функции кабинета биологии, требования к учебному кабинету биологии, живой уголок в кабинете биологии.
Цель работы: изучить устройство кабинета биологии, обеспечение наглядностями - как базу для обучения учащихся.
Методы исследований: сбор, изучение, систематизация и анализ литературы; наблюдение и осуществление контроля над соблюдением санитарно-гигиенических норм в кабинете.
Предмет исследования: кабинет биологии как один из основных элементов учебного процесса.
Область применения: образование.
Степень использования: результаты данной курсовой работы могут быть использованы для улучшения и усовершенствования работы кабинетов биологии в общеобразовательных школах.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
.1 Функциональное назначение кабинета биологии
.2 Требования к учебному кабинету биологии
.3 Критерии оценки кабинета биологии в процессе экспертизы профессиональной деятельности учителей биологии
.4 Живой уголок в кабинете биологии и рекомендации по его организации
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ
.1 Описание кабинета биологии
.2 Определение площади и кубатуры кабинета, измерение температуры воздуха в кабинете
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
кабинет биология учебный
ВВЕДЕНИЕ
Школьный кабинет биологии - особое учебное подразделение школы, оснащенное учебным оборудованием, которое содействует активной познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеурочной, внеклассной работе по предмету "Биология".
Кабинет биологии - это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии.
Актуальность темы: данная курсовая работа является весьма значительной, т.к. большая часть учебной деятельности по овладению школьной программой по биологии связана с кабинетом биологии и изучение кабинета биологии как основного звена учебного процесса является необходимым для усовершенствования преподавания биологии в целом.
Целью данной курсовой работы является: кабинет биологии как база обучения учащихся.
В данной работе будут решаться следующие задачи:
.Описать функциональное назначение кабинета биологии.
.Рассмотреть требования к учебному кабинету биологии.
.Охарактеризовать живой уголок как составную часть кабинета биологии.
.Описать кабинет биологии общеобразовательной школы №2 г. Мозыря.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Функциональное назначение кабинета биологии
Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений и чучела животных в застекленных шкафах. Позднее с внедрением экспериментальных методов кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, были выделены комнаты для живых растений и мелких животных (уголок живой природы). Наряду с таблицами использовали "волшебный фонарь", а затем и кинопроектор. В середине 50-х годов XX в. при переходе школы на кабинетную систему по всем дисциплинам кабинет биологии в основных чертах сохранился как класс-лаборатория в сочетании с подсобным помещением для размещения и хранения оборудования: наглядных пособий, аппаратуры, инструментария, библиотечки.
В кабинете содержится общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии, и специфическое - для конкретного курса, конкретной темы.
Все оборудование размещается в кабинете по определенной системе, чтобы его всегда можно было использовать в учебном процессе. Однако кабинет биологии - это не только место хранения необходимого оборудования. Функциональное назначение кабинета биологии значительно шире, здесь можно выделить несколько взаимосвязанных функций: учебно-воспитательную, научно-методическую, размещения учебного оборудования, справочная и учетная.
Учебно-воспитательная роль кабинета.
В кабинете биологии осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. Удобные рабочие столы и стулья, которые при проведении групповых практических работ можно сдвигать вместе. Большая и хорошо освещенная классная учебная доска, мел и смоченная губка для протирки доски всегда должны быть на месте. Стол учителя и доска используются для демонстрации наглядных пособий на уроке.
В кабинете должен быть водопровод с раковиной. Вода нужна постоянно для практических работ, демонстраций, для ухода за растениями и животными. При отсутствии водопровода воду держат в больших сосудах, ведре или пластиковых бутылях.
В кабинете организуют сменные и постоянные экспозиции, развивающие интерес к биологической науке, помогающие усвоить сложный учебный материал, например стенды "Это интересно" или "Животный мир нашего края", "Растения Красной книги нашего региона" и др. В качестве сменных экспозиций в кабинете биологии могут быть представлены тематические выставки работ учащихся (плакаты, рисунки по экологической проблематике, фотографии, сделанные во время экскурсий, и др.).
Большое учебно-воспитательное значение имеют постоянные экспозиции (отражающие основные идеи биологии), которые используют при изучении многих тем и в разных учебных курсах, например "Развитие органического мира на Земле", "Уровни организации жизни", "Четыре среды жизни на Земле", "Царства живой природы" и др. В кабинете должны быть портреты выдающихся ученых (Ч. Дарвина, А.И. Опарина, Н.И. Вавилова, В.И. Вернадского, В.Н. Сукачева и др.).
Научно-методическая роль кабинет.
Кабинет - это место работы учителя биологии. Поэтому в нем должно находиться все то, что необходимо учителю для творческой подготовки к уроку и другим видам занятий со школьниками: программы, учебники, сборники задач и тестов по биологии, периодическая литература, особенно журналы "Биология в школе", "Экологическое образование в школе", различная методическая литература, в том числе книги по общей методике обучения биологии и по отдельным учебным курсам, справочная литература, определители растений и грибов, животных, методическое обеспечение для использования компьютера и др.
Учителю надо иметь в кабинете также инструктивные материалы Министерства образования Республики Беларусь и органов управления образованием своего региона, государственные стандарты образования: Обязательный образовательный минимум по биологии для всех уровней средней школы, Требования к образовательному минимуму и др.
В кабинете также должны быть материалы, отражающие работу биологических кружков и факультативов, дидактические материалы и пр., т. е. все то, что помогает учителю в его работе по обучению, воспитанию и развитию учеников, способствует повышению его профессионального уровня [3].
Комплексное применение учебного оборудования позволяет наиболее полно реализовать в учебном процессе единство содержания, методов и средств обучения. Комплексы учебного оборудования подготавливаются учителем к каждому уроку и не остаются постоянными.