СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Маркетинг на рынке трудовых ресурсов - важный инструмент анализа, способствующий распределению трудовых ресурсов в соответствии со спросом и предложением, что обеспечивает более эффективное использование способности человека к труду, а значит, повышение результативности производства и трудовой мотивации работников.
Именно на рынке труда формируется цена труда, запускается механизм социального распределения. Работодатели конкурируют за привлечение работников нужной квалификации, а работники - за лучшие условия найма, что в определенной степени способствует саморегулированию рыночного механизма. Однако на данном рынке постоянно возникают ситуации, когда избыточный спрос на трудовые ресурсы и избыточное их предложение нарушают равновесие и государственное вмешательство становиться необходимым регулятором рыночного процесса. Смягчить нестабильность, упорядочить конкуренцию и спрогнозировать развитие рынка труда позволяет применение широкого спектра маркетинговых приемов и методов, основанных на результатах исследований рынка и его элементов.
Проводя маркетинговые исследования на рынке труда, компания получает возможность оперативно реагировать на изменения конъюнктуры, динамику показателей рынка, изменение мотивов работников и т.д. Полученная информация помогает поддерживать конкурентоспособность, формировать стратегию и корпоративную политику управления персоналом, привлекать сотрудников необходимой квалификации и т.п.
Наряду с общерыночными тенденциями и процессами, структурой рынка и динамикой занятости объектами исследования выступают основные параметры, определяющие конъюнктуру, - спрос, предложение, цена, конкуренция (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Классификация объектов исследования рынка труда
1 2 3 4 5Общерыночные факторыСпрос на трудовые ресурсыПредложение трудаЦенаКонкуренцияЭкономические факторыПотребители трудовых ресурсовМотивация трудовых ресурсовСтоимость и цена трудовых ресурсовСильные и слабые стороны конкурентовДемографические факторыМотивация потребителейКачественные характеристики трудовых ресурсовЦена трудаМежду работодателями Между работникамиСоциальные факторыСтруктура производстваПоведение на рынке трудаВеличина минимальной заработной платыКонкурентоспособность отдельных категорий работниковЭкологические факторыУровень обеспеченности трудовыми ресурсамиОбъем сегмента и тенденции измененийФакторы, влияющие на величину стоимости трудовых ресурсовПолитико- правовая структураДинамика спросаЕмкость рынкаОрганизационная культура
Организация маркетинговых исследований на рынке труда предполагает, прежде всего, оценку его базовых параметров и места в классификационной системе, определяемое по ряду критериев - пространственным характеристикам, временным параметрам, уровню конкуренции, степени регулируемости, этапам развития, критериям моделирования, признакам сегментирования.
Так, динамика показателя среднегодовой численности занятого населения в России за последние несколько лет относительно стабильна (табл. 1.2) и, скорее всего, в ближайшее время не измениться, хотя величины рассчитываемых коэффициентов нельзя оценить положительно. Коэффициент трудовой нагрузки имеет тенденцию к увеличению, а коэффициент трудового замещения (как общий, так и отдельно для мужчин и для женщин), наоборот, не демонстрирует положительной динамики.
Таблица 1.2
Среднегодовая численность занятого в России населения (ОКВЭД), человек
ГодПоказательГодПоказатель20006368309220066640716320016411387220076679634200264516634200867174050200364980139200968019237200465573557201068473573200565979166201167343262
По степени регулируемости, определяемой уровнем государственного вмешательства в механизм данного рынка, можно выделить регулируемый и нерегулируемый рынки. На первом - взаимоотношения между его субъектами строятся на основе развитого трудового законодательства, социальных гарантий, коллективно-договорного регулирования, системы охраны труда и т.д. Второму - присуще практически полное отсутствие социальной защиты работников, привлеченных, как правило, относительно высоким материальным вознаграждением.
Конкурентные отношения на рынке труда определяются спросом на трудовые ресурсы и их предложением, чистая конкуренция характеризуется большим числом фирм, конкурирующих за наем работников конкретной специальности, квалификации, и многочисленными квалифицированными работниками, предлагающими свою рабочую силу. При этом ни фирмы, ни работники не могут полностью контролировать рыночную ставку заработной платы, а фирмы могут нанимать столько работников, сколько им необходимо по рыночной ставке заработной платы.
Рынки труда в своем развитии проходят ряд этапов. По этому критерию можно выделить формирующиеся рынки, становление которых связано с переходным периодом в развитии экономики или формированием новых отраслей промышленности
По критерию мобильности рабочей силы выделяют внутренний и внешний рынки. Внутренний (внутрифирменный) ограничен пределами предприятия, частью предприятия или специализацией профессионального общества. Он представляет собой систему, в пределах которой определением цены трудовых ресурсов, их распределением и принятием решений об обучении управляет ряд административных правил и процедур, устанавливаемых предприятием. Это основное отличие внутреннего рынка труда от внешнего, предполагающего мобильность трудовых ресурсов между государствами, предприятиями, фирмами и регулируемого экономическими переменными (спрос, предложение, цена трудовых ресурсов, конкуренция).
При проведении маркетинговых исследований рынка труда необходимо учитывать характер связи между внутренним и внешним рынками труда, заключающийся в движении трудовых ресурсов по направлениям к внутреннему рынку труда и от него. При этом трудовые ресурсы, поступающие на внутренний рынок труда с внешнего, определяются требованиями предприятия, как к количественным, так и к качественным их характеристикам.
Исходя из критерия качества трудовых ресурсов, выделяют первичный и вторичный рынки труда. На первичном рынке работа предлагается более квалифицированному персоналу, соответственно, с более высокой заработной платой, льготами, хорошими условиями труда, в то время как на вторичном рынке работа менее привлекательна, нестабильна, ниже оплачивается.
Исследование моделей рынка труда имеет важное значение при определении стратегии маркетинга в сфере занятости, разработке долгосрочных программ развития рынка. При этом необходимо учитывать, что наряду с формальным рынком труда функционирует и неформальный рынок, характеризующийся отсутствием официальной регистрации деятельности и преобладанием самозанятости населения. Такой рынок достаточно сложно исследовать и регулировать.
Сегментация рынка труда представляет собой разбивку предложения трудовых ресурсов и спроса на них на группы, выражающие совокупности, которые одинаково реагируют на один и тот же мотив занятости. Например, с позиции работодателя можно сегментировать рынок труда по географическим, демографическим, экономическим, психографическим и поведенческим признакам (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Факторы сегментации рынка труда
ГеографическиеДемографическиеЭкономическиеПсихографическиеПоведенческиеТип населенного пунктаПоловозрастные характеристикиУровень образованияСтиль жизниМотивация занятостиГородской сельскийСемейное положениеСостояние занятостиТип личностиГотовность к обучению и переобучениюПостоянство проживания (миграция)Уровень доходовЛичностные качестваОтношение к работеУровень квалификацииУровень культурыОпыт работы
При исследовании спроса и предложения на рынке труда необходимо понимать, что в масштабах национальной экономики возможно одновременно на уровне отдельных сфер и территорий наблюдать ситуацию, когда имеет место и дефицит рабочей силы (табл. 1.4), и полная занятость, и безработица (табл. 1.5), то есть, общая характеристика рынка труда складывается из характеристик отдельных локальных рынков.
Таблица 1.4
Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест
ПотребностьТыс. человекСпециалисты высшей квалификации в области естественных и инженерных наук58,1Специалисты высшей квалификации в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения48,9Специалисты средней квалификации и вспомогательный персонал в области естественных наук и здравоохранения65,1Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности91,7Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта, геологии и разведки недр191,3Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности85,1Неквалифицированные рабочие145,9
Таблица 1.5
Группа занятийТыс. человекРуководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций125Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием99Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыболовства и рыбоводства139Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта, геологии и разведки недр753Неквалифицированные рабочие884Не имеют опыта работы1427
Конъюнктура на рынке труда зависит от ряда факторов, связанных как с экономической ситуацией, так и с индивидуальными особенностями рыночных субъектов. Предложение со стороны трудовых ресурсов определяется демографическими, социально-экономическими, психографическими, поведенческими характеристиками, а также зависит от развития системы образования и уровня профессиональной подготовки носителей способности к труду.
Динамика и структура спроса на трудовые ресурсы определяются не только спадом и подъемом производства в стране или регионе, но и зависит от изменения отношений собственности, инвестиционного климата, финансово-бюджетной, социальной и кредитной политики государства.
При проведении исследований рынка труда необходимо учитывать, что одной из важнейших его характеристик является уровень развития рыночной инфраструктуры, включающей государственные и негосударственные учреждения, содействующие развитию занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды, страховые и правовые организации, обеспечивающие взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
Работодателям при проведении маркетинговых исследований целесообразно использовать системный подход и маркетинговый инструментарий при рассмотрении всех элементов комплекса маркетинга: товара «трудовые ресурсы», его цены, распределения и продвижения.
В частности, исследование товара «трудовые ресурсы» нацелено на определение соответствия качественных характеристик работников требованиям работодателей и уровня их конкурентоспособности, что позволяет разработать эффективные программы подбора и развития персонала в соответствии с тенденциями развития предприятия и рынка трудовых ресурсов, а также снизить неудовлетворенность руководителей качеством своих сотрудников (табл. 1.6).
Таблица 1.6
Распределение руководителями оценок деловых, профессиональных и личностных качеств подчиненных
КачествоВысоко, %Достаточно, %Недостаточно, %Неудовлетворительно, %Уровень общетеоретической профессиональной подготовки5,9 70,623,5-Уровень узкоспециальной подготовки13,360,626,7-Ответственность при выполнении производственных заданий18,856,218,86,2Культура мышления и речи5,964,729,4-Культура поведения и отношения с людьми5,958,829,45,9
Исследование цены трудовых ресурсов направлено на определение цены труда посредством анализа факторов ее определяющих: рыночной конъюнктуры, механизма государственного регулирования заработной платы, инвестиций в человеческий капитал и др.
При анализе распределения трудовых ресурсов важно определить пути и способы поиска работников нужной квалификации и исследовать каналы трудоустройства, выявить наиболее эффективные методы привлечения персонала. Это позволить разработать эффективную систему коммуникаций, наладить развитие партнерских связей посредством отношений с различными структурами, обеспечивающими занятость на рынке труда и эффективное взаимодействие государственных и негосударственных рыночных структур. При выборе источника привлечения персонала необходимо учитывать специфику трудовых ресурсов того или иного региона и характер поведения работников на рынке труда, так как эти показатели весьма дифференцированы по отдельным территориям (табл. 1.7).
Таблица 1.7
Эффективность методов поиска работников в зависимости от регионов
Москва и Московская областьКрупнейшие городаКрупные городаСамостоятельное обращение в поисках работыСреднеэффективноЭффективноНеэффективно