Дифференциация различных профессий
Контрольная
работа
по
дисциплине:
«Экономика
и социология труда»
1.
Дифференциация различных профессий
Профессия (лат. professio) - род
трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом спец.
теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате спец.
подготовки, опыта работы.
Нередко наряду с понятия «профессия»
как синонимичное используется понятие «специальность», которое определяется как
род занятий в рамках одной профессии.
В самом широком смысле профессии -
это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для
выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь
соответствующие способности и профессионально важные качества.
С точки зрения,
общества профессия - это система профессиональных задач, форм и видов
профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение
потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.
С точки зрения
конкретного человека, профессия - это деятельность, которая является источником
его существования и средством личностной самореализации. Для осуществления
профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков,
иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности.
Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления
человека как профессионала и степень успешности его профессиональной
деятельности.
Существующее
сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося
разделения труда.
Для более ясного и
системного представления о современных типах профессий вообще и конкретных
профессиях в частности обратимся к вариантам классификации их по различным
основаниям.
В зависимости от
основания классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие
основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной
деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и
требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными
основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его
субъекта.
При характеристике
объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными
основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу
действий. Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в
зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой
квалификации.
Разнообразие характеристик трудовой
деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации)
ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно
привести один из фрагментов такой классификации.
. По характеру рабочей нагрузки
субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и
умственный труд.
. По характеристикам цели труда,
рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется
на:
оперативный (управляющий),
операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий
(стандартный - преподавание, лечебная работа и др., нестандартный - научная
работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический
(изобретательство);
динамический и статический;
однообразный (монотонный) и
разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.);
. В зависимости от условий
деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды
в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном
воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление - водолазные работы,
низкие температуры - полярники, информационные перегрузки - диспетчерская
работа и т.д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за
успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для
жизни, вредности для здоровья и т.д.).
. По форме организации деятельности
выделяют следующие виды труда:
регламентированный (с определенным
распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный
(пересменка, вахта);
индивидуальный и коллективный
(совместный).
Совместная деятельность - это
организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда,
объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее
пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее
индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая
деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более
совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как
изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в
структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной
деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи,
общий мотив, совместные действия и общий результат.
Основные признаки совместной
деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных
характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить
целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность
(управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и
временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта
(группы).
В настоящее время классификация
профессий наиболее интересно представлена в «Информационно-поисковой системе.
Профессиография», разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под
руководством Е.А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов
профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе
многофакторного принципа.
Первый ярус составляют пять типов
профессий по признаку различий их объектных систем:
«Человек - природа»
К нему можно отнести профессии,
связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и
животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных
(микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар).
Человек, работающий в области этих профессий, должен любить природу, живых
существ, быть спокойным и уравновешенным, обладать хорошей наблюдательностью,
выносливостью и терпимостью к недостатку комфорта.
«Человек - техника»
Он включает в себя профессии,
связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических
устройств, ремонтом техники (каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь,
швея, слесарь-ремонтник, электромонтер и др.). Этот тип профессий требует
высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления,
пространственных представлений, сообразительности, ловкости, хороших
двигательных навыков.
«Человек - человек»
Предметом труда являются люди,
которые в процессе своей деятельности непосредственно общаются с другими
людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским
обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой
(врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый
инспектор). Данный тип предъявляет высокие требования к таким качествам
работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать
состояние людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, иметь
хорошую память, проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность,
обладать развитыми речевыми способностями.
«Человек - знаковые системы»
Этот тип объединяет профессии,
связанные со знаковой информацией: с текстами, с цифрами, формулами и
таблицами, с чертежами, с картами, схемами, со звуковыми сигналами (переводчик,
библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист). Чтобы успешно
работать в какой-либо профессии данного типа, необходимо уметь
сосредотачиваться, обладать длительным вниманием и усидчивостью, оперировать
числами.
«Человек - художественный образ»
К данному типу можно отнести
профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием
художественных произведений. Это профессии - художник, журналист, композитор,
ювелир, актер, закройщик, реставратор. Важнейшее требование к профессиям этого
типа - это наличии способности к искусствам, творческое, богатое и яркое
воображение, развитый художественный вкус, талант, образное мышление.
На втором ярусе в пределах каждого
типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
) гностические (от греч. - знание)
профессии (Г) - дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор
(Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т.п.;
) преобразующие профессии (П) -
мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З),
цветовод-декоратор (Ч-Х) и т.п.;
) изыскательские профессии (И) -
летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч),
программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т.п.
На третьем ярусе каждый из предыдущих
трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий
(средств) труда:
) профессии ручного труда (Р) -
контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П),
ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т.п.;
) профессии машинно-ручного труда
(М) - токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т.п.;
) профессии, связанные с применением
автоматических и автоматизированных систем (А) - оператор станков с программным
управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т.п.;
) профессии, связанные с
преобладанием функциональных средств труда (Ф), - актер, акробат и т.п.
На четвертом ярусе в каждом из
четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку
условий труда (У):
) работа в помещении с нормальным
микроклиматом (М) - лаборанты, бухгалтеры и т.п.;
) работа на открытом воздухе (О) -
агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т.п.;
) работа в необычных условиях (Н) -
водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т.п.;
) работа в условиях повышенной
ответственности (М) - воспитатель детсада, учитель, следователь и т.п.
Предложенная классификация
позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых,
составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной
профессии.
Изложенная классификация
предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим клеточкам, -
это невозможно и не нужно. Надо помнить, что большинство профессий
характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве
полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различения.
2.
Работник и коллектив. Организация как процесс
Работник и коллектив
Каждую фирму, предприятие можно
рассматривать как социальную организацию, которая характеризуется своей территорией,
населением, экономикой, целями, социальными условиями, руководством.
Организация - система из двух и
более человек, деятельность которых координируется в соответствии с целями
данной системы или системы, частью которой является данная система.
Основными признаками организации
являются распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда
и его специализация; построение по вертикальному иерархическому принципу с
назначением руководителей и подчиненных; наличие управляющих принципов и норм;
целостность системы.
Организацию следует рассматривать с
двух позиций: структурной и поведенческой. С точки зрения структурной позиции
это способы распределения обязанностей, полномочий, ответственности,
организационные структуры управления по горизонтали и вертикали. С точки зрения
поведенческой позиции центром исследования является человек с его
потребностями, способностями, мотивацией к труду. Обе позиции взаимосвязаны, но
поведенческий аспект организации на конкретном предприятии является объектом
изучения теории трудового коллектива - высшей формы социальной группы.
Принадлежность к социальной группе -
важнейший фактор, определяющий поведение человека.
Классификация социальных групп по их
видам приведена на рис. 1.
Трудовой коллектив проходит несколько
стадий:
стадию формирования и
социально-психологической напряженности, на которой происходят подбор и
расстановка членов коллектива по рабочим местам с учетом
социально-психологической совместимости работников. На этой стадии повышается
роль руководителя в достижении технологического взаимодействия в коллективе
между всеми его членами.
Рисунок 1
Стадию нормализации, на которой
создается общая заинтересованность в достижении цели, формируются групповые
нормы и ценности, определяются ролевые ожидания, образуются микрогруппы и
актив, группы добросовестных исполнителей, меняется тактика руководства.
стадию деятельности, на которой
члены коллектива готовы приступить к деятельности, поскольку сформировались
нормальный социально-психологический климат и психологическая совместимость
работников в коллективе, распределены социальные роли, утверждены нравственные
эталоны коллектива, все члены коллектива учитывают интересы и потребности друг
друга, в группе вырабатываются единство воли, отношения товарищеского
сотрудничества и взаимопомощи.
Указанным стадиям соответствуют
уровни развития трудовых коллективов: низший, средний и высший.
Существуют другие признаки различий
трудовых коллективов. В зависимости от их места в системе общественного
разделения труда различают коллективы производства, обслуживания, науки,
народного образования, управления, культуры и т.п. кроме того, трудовые
коллективы различаются по численности, составу, структуре, производственным
функциям и др.
Трудовой коллектив как социальный
организм имеет определенную социальную структуру как совокупность принципов
взаиморасположения, взаимосвязей и взаимоотношений составных элементов,
составляющих целостную систему.
Производственно-функциональная
включает в себя производственные подразделения, осуществляющие выпуск
продукции, ее реализацию, управление, планирование, стимулирование и др. В этой
социальной структуре различают три уровня коллективов: высший (основной),
средний (вторичные) и низший (первичные).
Весь трудовой коллектив организаций
делится на две группы: промышленно-производственный персонал (ППП) и
непромышленный персонал (НП).
Целевая социальная структура
рассматривается как совокупность всех уровней социальной структуры (высшего,
среднего, низшего), связанных между собой общей целью и задачами как производственного,
так и социально-психологического характера, выражающих одинаковые интересы,
общие ценностные ориентации.
Профессионально-квалификационная
социальная структура - это социальная форма профессионального разделения труда.
Она предполагает деление групп по уровню образования, профессиям, а внутри
профессий - по квалификации, общему производственному стажу, стажу работы в
данной профессии, в данной организации.
Социально-демографическая социальная
структура характеризует трудовой коллектив, распределяя его на группы по полу,
возрасту, семейному положению, уровню доходов и т.п.
Общественно-организационная
социальная структура выражает систему отношений в трудовом коллективе.
Несовпадение интересов формальных и неформальных групп часто приводит к конфликтным
ситуациям.
Социально-психологическая структура
определяется системой взаимосвязи позиций и ролей отдельных работников и малых
групп.
Развиваясь, она воздействует на
социально-психологический климат в коллективе, трудовую мотивацию, адаптацию
новых членов коллектива, разрешение конфликтов и в итоге - на эффективность
деятельности.
Национальная социальная структура -
это национальный состав трудового коллектива.
Все виды социальных структур в
совокупности определяют содержание внутриколлективных социальных отношений.
Изучение особенностей этих отношений применительно к различным группам имеет
важное значение для совершенствования управления трудовым коллективом,
укрепления его социального статуса, привлечения в коллектив молодых,
высококвалифицированных специалистов.
Основу регулирования социальных
процессов составляет трудовое поведение людей в коллективе, которое
определяется внутренними и внешними побудительными силами.
Внутренние побудительные силы - это
потребности, интересы, ценности, мотивы, которые в совокупности представляют
собой структуру сложного процесса мотивации - побуждения себя и других членов
организации к деятельности для достижения личных целей и целей трудового
коллектива.
Внешние побудительные силы - это
стимулы, санкции, используемые с целью склонить человека к определенному
трудовому поведению. Важно четко представлять, на какое место в организации
претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и, какую роль ему
собирается предложить организация. Часто именно несоответствие этой роли
возможностям человека является основой конфликта между ним и организационным
окружением.
Регулирование соответствия роли и
места человека в организации происходит при его вхождении в организацию, в
процессе обучения и в процессе взаимодействия с ним в ходе трудовой
деятельности (рис. 2).
В процессе вхождения работника в
организационное окружение организация должна решать три задачи: разрушить
старые поведенческие стереотипы; заинтересовать его работой организации;
привить работнику новые нормы поведения в конкретных организационных условиях.
Взаимодействие человека и
организации предполагает ролевой аспект. С одной стороны, это роль человека в
коллективе, т.е. связь его деятельности с целями и задачами организации,
содержание его работы и способы ее выполнения, с другой стороны, это готовность
человека осознанно выполнять свою роль, что приведет к получению положительного
результата не обязательно материального характера и принесет ему
удовлетворение.
Конфликтные ситуации, которые
порождаются организационными и эмоциональными факторами, можно устранить,
используя корректировку роли работника; повышение квалификации, умение
распознавать и предупреждать возникающие проблемы, перестановку работников с
одной роли на другую в зависимости от их способностей справляться с
конфликтными ситуациями и др.
Для разрешения большинства
конфликтов достаточно устранить
их материальную основу; улучшить
организацию труда, наладить бесперебойное снабжение сырьем и материалами, изменить
порядок материального стимулирования или произвести структурные изменения в
коллективе. Разрешению конфликта способствует его открытое обсуждение.
Важную роль в регулировании
социальных отношений и процессов в организации выполняют групповые нормы,
которые направлены на достижение цели и задач организации, поощрение поведения
работников, достижение целей организации, и санкции, побуждающие членов группы
соблюдать групповые нормы.
Организация как процесс.
Организация труда - это определённый
порядок, система трудовой деятельности человека.
Организация труда основывается на
достижениях науки и передовом опыте, позволяет наиболее эффективно соединить
технику и людей в едином производственном процессе и обеспечивает повышение
производительности труда, сохранение здоровья человека.
В индустриальном обществе
существовали свои представления об организации трудовой деятельности на
предприятии.
Ф. Тейлор и Г. Форд сформировали
систему организации труда на крупных промышленных предприятиях индустриальной
эпохи, которая получила название тейлористско-фордистской.
Ее основу составляет жесткое
разделение труда на творчески-организаторский и исполнительный. Оно
основывается на специфических представлениях о «человеческой натуре»,
разделении всех людей на две касты.
Становление постиндустриального
общества характеризуется активным поиском новых форм организации трудового
процесса.
Сегодня внимание управленцев
сосредоточено не только на развитии материально-технических компонентов
производства, но и на организационных изменениях, позволяющих лучше
использовать потенциал современного работника. Перестройка корпоративного
менеджмента идёт по пути децентрализации - расширения и углубления участия
персонала в функционировании предприятия, делегирования прав и ответственности
на низовые уровни организации.
Основные направления организации
труда:
разработка и внедрение рациональных
форм разделения и кооперации труда;
улучшение организации подбора,
подготовки и повышения квалификации кадров;
совершенствование организации и обслуживания
рабочих мест;
рационализация трудового процесса,
внедрение передовых приёмов и методов труда;
совершенствование нормирования
труда;
внедрение эффективных форм и методов
материального и морального стимулирования;
улучшение условий труда;
укрепление дисциплины труда.
Максимальный эффект от мероприятий
по научной организации труда можно получить если их разработка и внедрение
будут происходить по всем направлениям в комплексе с мероприятиями по
совершенствованию техники, организации производства и управления, т.е. при
условии взаимосвязанной работы всех служб и звеньев предприятия.
В целом новые методы организации
труда открывают более широкие возможности для трудового самовыражения
работников, связывают их активность с конечными результатами работы предприятия,
сообщают предпринимательскую мотивацию их деятельности. Это способствует
интенсификации инновационных процессов, улучшению качества продукции, росту
производительности труда и т.п. На предприятии уменьшается текучесть рабочей
силы, количество жалоб, прогулов и конфликтов.
Список литературы
профессия организация социальный
группа
1. Дружинин В. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. - М.,
2008
2. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда: Учебное пособие.
- М., 2006
. Моргунов В.П. Экономика и социология труда: тексты лекций
/ В.П. Моргунов, М.В. Яковлева. - Оренбург: ОГИМ, 2009.
. Масленников П.В. Экономика и социология труда:
Комплексное учебное пособие / П.В. Масленников, Г.Д. Антонов, С.А. Жиронкин /
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2002
. Попов Ю.Н., Современная экономика и социология труда.
Учебное пособие / Ю.Н. Попов, А.В. Шевчук - М., 2003.
. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и
ответах: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.
. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для
вузов, 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007.