Финансовый механизм ООО 'Магия золота'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    154,14 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый механизм ООО 'Магия золота'

Содержание

Введение

Теоретические аспекты финансового механизма предприятия

.1 Понятие и структура финансового механизма

.2 Финансовый менеджмент на предприятии

.3 Финансовый риск и способы его снижения

Финансовый механизм ООО «Магия золота»

.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации

.2 Оценка текущей финансовой стратегии и анализ финансового состояния

.3 Направления использования финансовых ресурсов предприятием

Совершенствование механизма управления финансами предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение


Финансовый механизм играет главную роль в распределении финансовых ресурсов. А задача рационального распределения финансовых ресурсов является одной из основных в экономике.

Говоря о финансовом механизме, в первую очередь, нужно знать и понимать его сущность, что это такое и как он действует. Воздействие финансов на эффективность производственного и торгового процессов осуществляется через финансовый механизм. Как самостоятельное явление термин "финансовый механизм" был пущен в научный оборот в нашей стране в конце 60-х гг.

Финансовый механизм - это совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом для обеспечения условий социально-экономического развития. Финансовый механизм ещё является наиболее динамичной частью финансовой политики. Изменение финансового механизма происходит в связи с решением тактических задач, поэтому финансовый механизм быстро регулирует на все изменения в экономике страны.

Актуальность данной темы заключается в том, что финансовая деятельность предприятия реализуется посредством финансового механизма предприятия.

Цель данной работы - всесторонне изучить понятие финансового механизма предприятия, а также рассмотреть функционирование финансового механизма на конкретном предприятии.

Задачи работы:

раскрыть понятие финансового механизма;

обозначить основные пути его совершенствования;

определить сущность и роль финансовых служб на предприятии;

проанализировать финансовый механизм конкретного предприятия;

выделить основные пути его совершенствования.

Объектом данной работы является предприятие ЗАО «Парус». Предметом - функционирование финансового механизма данного предприятия.

 

1 Теоретические аспекты финансового механизма предприятия


1.1 Понятие и структура финансового механизма


В целях управления финансами <#"554384.files/image001.gif">

Рисунок 1.1 - Процесс финансового менеджмента

Объекты Финансового менеджмента - сферы управления:

управление оборотными и внеоборотными активами;

управление финансовыми активами;

управление структурой капитала;

управление доходами предприятия;

управление принятием инвестиционных решений;

управление процессом формирования собственных и заемных источников финансирования;

управление рисками на основе их анализа и минимизации.

Субъект управления - специальная группа людей, которая через различные формы управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

1.3 Финансовый риск и способы его снижения


Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств).

Под финансовыми рисками понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижения прибыли, доходов, потери капитала и т.п.) в ситуации неопределенности условий финансовой деятельности организации.

Финансовые риски подразделяются на три вида:

1)      риски, связанные с покупательной способностью денег;

2)      риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски);

)        риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности организации.

Первая группа финансовых рисков. К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.

Инфляционный риск характеризуется возможностью обесценения реальной стоимости каптала (в форме денежных активов), а также ожидаемых доходов и прибыли организации в связи с ростом инфляции.

Инфляционные риски действуют в двух направлениях:

сырье и комплектующие, используемые в производстве дорожают быстрее, чем готовая продукция;

готовая продукция предприятия дорожает быстрее, чем цены конкурентов на эту продукцию.

Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижения доходов.

Валютные риски - опасность валютных потерь в результате изменения курса валютной цены по отношению к валюте платежа в период между подписанием внешнеторгового, внешнеэкономического или кредитного соглашения и осуществлением платежа по нему. В основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства в указанный период. Экспортер несет убытки при понижении курса валюты цены по отношению к валюте платежа, так как он получит меньшую реальную стоимость по сравнению с контрактной. Для импортера валютные риски возникают, если повысится курс валюты цены по отношению к валюте платежа. Колебания валютных курсов ведут к потерям одних и обогащению других фирм. Участники международных кредитно-финансовых операций подвержены не только валютному, но и кредитному, процентному, трансфертному рискам.

Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.

Вторая группа финансовых рисков. Инвестиционный риск выражает возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия. В соответствии с видами этой деятельности выделяются и виды инвестиционного риска:

риск реального инвестирования;

риск финансового инвестирования (портфельный риск);

риск инновационного инвестирования.

Так как эти виды инвестиционных рисков связаны с возможной потерей капитала предприятия, они включаются в группу наиболее опасных рисков.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск снижения финансовой устойчивости, риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.

Риск снижения финансовой устойчивости. Этот риск генерируется несовершенной структурой капитала (чрезмерной долей используемых заемных средств), т.е. слишком высоким коэффициентом финансового рычага. В составе финансовых рисков по степени опасности этот вид риска играет ведущую роль.

Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования и т.п.).

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаги других активов. Термин "портфельный" происходит от итальянского "portofolio", означает совокупность ценных бумаг, которые имеются у инвестора.

Риск снижения доходности включает следующие разновидности:

) процентные риски. К ним относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам. Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента может начаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший средст средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем (так как он не может высвободить свои средства, вложенные на указанных выше условиях). Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение и для краткосрочных ценных бумаг.

) кредитные риски - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.

Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь.

Риски прямых финансовых потерь включают следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, кредитный риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.

Селективные риски (лат. selektio - выбор, отбор) - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

Третья группа финансовых рисков. К рискам, связанным с формой организации хозяйственной деятельности, относятся:

авансовые;

оборотные риски.

Авансовые риски возникают при заключении любого контракта, если по нему предусматривается поставка готовых изделий против денег покупателя.

Суть риска - компания - продавец (носитель риска) произвела при производстве (или закупки) товара определенные затраты, которые на момент производства (или закупки) нечем не закрыты, т.е. с позиции баланса рискодержателя могут закрываться только прибылью предыдущих периодов. Если компания не имеет эффективно налаженного оборота, то несет авансовые риски, которые выражаются в формировании складских запасов нереализованного товара.

Оборотный риск - предполагает наступление дефицита финансовых ресурсов в течение срока регулярного оборота: при постоянной скорости реализации продукции у предприятия могут возникать разные по скорости обороты финансовых ресурсов.

Портфельный риск - заключается в вероятности потери по отдельным типам ценных бумаг, а также по всей категории ссуд. Портфельные риски подразделяются на финансовые, риски ликвидности, системные и несистемные.

Риск ликвидности - это способность финансовых активов оперативно обращаться в наличность.

Системный риск - связан с изменением цен на акции, их доходностью, текущим и ожидаемым процентом по облигациям, ожидаемыми размерами дивиденда и дополнительной прибылью, вызванными общерыночными колебаниями. Он объединяет риск изменения процентных ставок, риск изменения общерыночных цен и риск инфляции и поддается довольно точному прогнозу, так как теснота связи (корреляция) между биржевым курсом акции и общим состоянием рынка регулярно и довольно достоверно регистрируется различными биржевыми индексами.

Несистемный риск - не зависит от состояния рынка и является спецификой конкретного предприятия, банка. Он может быть отраслевым и финансовым. Основными факторами, оказывающими влияние на уровень несистемно-портфельного риска, является наличие альтернативных сфер приложения (вложения) финансовых ресурсов, конъюнктура товарных и фондовых рынков и другие. Совокупность системных и несистемных рисков называют риском инвестиций.

Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском, до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предотвращению. Финансовый менеджер должен уравновесить эти две оценки и спланировать, как лучше заключить сделку с позиции минимизации риска.

Финансовые риски разрешаются с помощью различных средств и способов. Средствами разрешения финансовых рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.

Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.

Удержание риска - оставление риска за инвестором, т. е. на его ответственности. Так инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

Передача риска говорит о том, что инвестор передает ответственность за финансовый риск кому-то другому, например страховому обществу. В данном случае передача риска произошла путем страхования финансового риска. Снижение степени риска означает сокращение вероятности и объема потерь.

При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов:

) нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

) надо думать о последствиях риска;

) нельзя рисковать многим ради малого.

Реализация первого принципа означает, что прежде чем вкладывать капитал, инвестор должен:

- определить максимально возможный объем убытка по данному риску;

сопоставить его с объемом вкладываемого капитала;

сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству инвестора.

Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше или больше его.

Для снижения степени финансового риска применяются различные способы:

диверсификация;

приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;

лимитирование;

страхование (в том числе хеджирование) и др.

Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

Инвестор иногда принимает решения, когда результаты неопределенны и основаны на ограниченной информации. Естественно, что если бы у инвестора была более полная информация, он мог бы сделать лучший прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром. Информация является очень ценным товаром, за который инвестор готов платить большие деньги, а раз так, то вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства, последнее носит название эккаутинг.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.

Лимитирование является важным средством снижения степени риска; банками оно применяется при выдаче ссуд и т.п., хозяйствующим субъектом - при продаже товаров в кредит (по кредитным карточкам), по дорожным чекам и еврочекам и т.п.; инвестором при определении сумм вложения капитала и т.п. Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов лишь бы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля. Финансовый риск возникает в процессе отношений предприятия с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и др.). Предпринимательства без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Как известно, все рыночные оценки носят многовариантный характер. Важно не бояться ошибок в своей рыночной деятельности, поскольку от них никто не застрахован, а главное - оплошностей не повторять, постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли. Менеджер призван предусматривать дополнительные возможности для смягчения крутых поворотов на рынке.

Главная цель менеджмента, особенно для условий сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но не в коем случае не стоял вопрос о банкротстве. Поэтому особое внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском.

2 Финансовый механизм ООО «Магия золота»

.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации

Общество с ограниченной ответственностью «Магия золота», сокращённо ООО «Магия золота» организовано в августе 2009 года. Предприятие частное, основным видом деятельности является торговля ювелирными изделиями.

Юридический адрес предприятия ул.К.Маркса д.21-1 Уставной фонд сформирован в размере 2215000 тыс.руб. Лицензия на оптовую и розничную торговлю №02200/0064114 от 14.12.2009 сроком на пять лет.

Имущество общества с ограниченной ответственностью состоит из основных производственных фондов и оборотных средств, иных ценностей, стоимость которых отражена в балансе общества.

Общество относительно недавно на рынке, но уже зарекомендовало себя у потребителя.

Товар общества реализуется не только на территории Республики Беларусь, но и территории других стран. Большая часть экспорта предназначена Российской Федерации. Товар общества выдерживает конкуренцию и с местными образцами, и с аналогичными западными товарами.

Первоначальная оценка работы ООО Магия золота свидетельствует о наличии положительных тенденций. В частности, на предприятии ведется постоянная работа по обновлению ассортимента, освоению и внедрению в торговлю новых, имеющих спрос на рынке сбыта товаров.

Для анализа прибыли ООО «Магия золота» построим таблицу 2.1 и приведем основные показатели по данной организации.

По данным вышеприведенной таблицы можно сделать ряд выводов о влиянии факторов на сумму прибыли от реализации продукции.

Прежде всего, основным фактором, влияющим на прибыль в большей степени, является изменение товарооборота в сторону увеличения. За счет увеличения товарооборота на 186,7 млн. рублей, увеличилась и сумма валового дохода на 75,7 млн. рублей и как следствие увеличение прибыли от реализации на 75,7 млн. рублей или 41,07%, к снижению прибыли на 35,1 млн. рублей привело увеличение издержек обращения на эту же сумму и соответственно увеличение сумм налогов снизило прибыль на 39 млн. рублей.

Таблица 2.1 Основные экономические показатели ООО «Магия золота»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2010 к 2009 в %

Отклонение (+,-)





Сумма

В %

1.Товарооборот






- в действующих ценах

486,3

673,0

138,39

186,7

38,39

- в сопоставимых ценах

486,3

600,9

123,6

114,6

23,6

2.Валовой доход

184,3

260

141,07

+75,7

41,07

В % к товарообороту

37,9

38,6

102,1

+0,7

+2,1

3.Издержки обращения

35,6

70,8

198,9

+35,1

+98,9

В % к товарообороту

7,32

10,52

146,1

+3,2

+46,1

4.Налоги из выручки, млн. рублей

102,0

141,0

138,2

+39,0

+38,2

В % к товарообороту

21

21

100

-

-

5.Прибыль от реализации (стр. 2-стр.3-ср.4)

46,7

48,2

103,21

+1,5

+3,21

В % к товарообороту

9,6

7,16

74,6

-2,44

-25,4

6.Убыток от операционных доходов и расходов

-

-4

-

-4

-

7.Прибыль (убыток) от внерелизационных доходов и расходов

3

-38

--

-41

----

8.Прибыль отчетного периода, млн. рублей (стр. 5+стр.6+стр.7)

49,7

6

12,1

-43,7

-87,9

В % к товарообороту

10,22

0,9

8,8-

-9,32

-91,2


В тоже время в организации наблюдается рост прибыли от реализации на 1,5 млн. рублей или на 3,21 % в сравнении с прошлым 2009 годом.

В дальнейшем рассмотрим факторный анализ и балансовой прибыли организации.

На балансовую прибыль организации влияют такие факторы как: прибыль от реализации продукции, прибыль от операционных доходов и расходов и прибыль от внереализационных доходов и расходов.

ΔП БАЛ = ΔП РП + ΔП ОП + ΔП ВН

где

ΔП РП - прирост прибыли от реализации продукции, руб.,

ΔП ОП - прирост сальдо операционных доходов и расходов, руб.,

ΔП ВН - прирост сальдо внереализационных доходов и расходов, руб.

Таблица 2.2. Расчет влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли

Факторы

Влияние на динамику прибыли


Расчет

Сумма, тыс. р.

Изменение объема товарооборота в действующих ценах

186,7х(-2,44):100

-4,56

Изменение уровня дохода в % к обороту

673х(0,7):100

+4,7

Изменение уровня издержек обращения, в % к обороту

673х(+3,2):100

+21,54

Изменение суммы прочих доходов

-


Изменение суммы доходов от внереализационных операций

-



На основании табл. 2.2 можно сказать, что в 2010 году на прибыль оказали негативное влияние убыток от операционных доходов и расходов, снизив прибыль на 4 млн. рублей, убыток от внереализационных доходов и расходов, который в свою очередь снизил балансовую прибыль организации на 41 млн. рублей.

2.2 Оценка текущей финансовой стратегии и анализ финансового состояния

В ходе управления оборотными средствами принято контролировать: объем и структуру оборотных средств, их динамику по видам, а также в сравнении с товарооборотом; соответствие нормируемых оборотных средств нормативам, размер и причины возникновения отклонении; изменения состава и величины нормируемых и ненормируемых оборотных средств, их причины и последствия; показатели экономической эффективности использования оборотных средств в динамике. [3, с.64]

Анализ объема и структуры оборотных средств с подразделением их на нормируемые и ненормируемые проводится по данным бухгалтерского баланса в сравнении с началом отчетного периода. В процессе анализа целесообразно изучить изменение за отчетный период нормируемых средств как в целом, так и по отдельным элементам: запасы товаров на складе. в торговой сети, в пути, денежные средства и ценные бумаги в кассе. товары, отгруженные по договорам комиссии и поручения, оказанные услуги, прочие активы (инвентарь, материалы для собственных нужд, тара). Затем нужно анализировать ненормируемые оборотные средства: денежные средства на расчетном счете, дебиторскую задолженность, прочие средства. Особое внимание следует обратить на изменения абсолютной суммы и удельной величины средств, вложенных в товары отгруженные и принятые на ответственное хранение, в том числе по договорам комиссии и поручения, а также дебиторскую задолженность. Для перерабатывающих предприятий особое значение имеет продолжительность операционного цикла, что связано с временной иммобилизацией текущих активов. Необходимо проследить, покрывает ли рентабельность по перерабатываемым товарам расходы, связанные с иммобилизацией и поддержанием производственного процесса, либо же эти расходы компенсируются за счет рентабельности по другим товарам. То есть надо контролировать выход затрат на производство из рамок безубыточности финансовой деятельности предприятия в целом. В результате анализа выявляют недостатки в размещении и использовании хозяйственных средств, намечают меры по их устранению. Примечательно, что темп роста нормируемых оборотных средств может быть выше, чем темп роста товарооборота в результате опережающего увеличения денежных средств и прочих активов. В то же время рост средств, вложенных в запасы товаров, может соответствовать или быть ниже темпа роста товарооборота. В этом случае следует определить целесообразность сложившегося соотношения в использовании хозяйственных средств.

По результатам финансовой деятельности полезно изучить тенденцию высвобождения либо привлечения дополнительных оборотных средств. Для определения экономии оборотных средств благодаря ускорению их оборачиваемости устанавливают потребность в текущих активах за отчетный период исходя из фактической выручки и скорости оборота за предыдущий период.

Увеличивая оборотные средства за счет заемных средств, предприятию необходимо следить за темпами роста текущих активов и кредиторской задолженности, кроме того, очень важно спланировать поступление денежных средств на расчетный счет перед погашением займа. Эта проблема особенно актуальна, когда кредиторскую задолженность нужно возвращать, не дожидаясь завершения операционного цикла по текущему проекту.

Достаточно важное значение с экономической точки зрения имеют коэффициенты оборачиваемости товарных запасов, дебиторской задолженности, денежных средств, ценных бумаг. Они служат исходными данными для расчета эффективности использования оборотных средств торгового предприятия. Ускорение оборачиваемости активов ведет к высвобождению. т.е. к экономии средств, сокращению в удельном выражении постоянных затрат, повышению ликвидности. Целесообразно изучить, как изменилась оборачиваемость нормируемых средств в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. что привело к замедлению оборачиваемости средств, вложенных в запасы товаров или другие элементы оборотных средств, поскольку в результате замедления оборачиваемости в хозяйственный оборот вовлекаются дополнительные средства: [3, с.65]

 (30)

где

Qф - товарооборот текущего периода;

Тоб.факт. - длительность одного оборота текущего периода;

Тоб.план. - длительность одного оборота предыдущего периода.

Оперативный анализ позволяет определить ритмичность реализации продукции за конкретный промежуток времени. Коэффициент ритмичности, рассчитываемый как отношение каждодневного фактического товарооборота к базовым показателям, и анализ сезонности позволяют спрогнозировать потребительский спрос и соответственно строить снабженческо-сбытовую политику.

Таким образом, в системе комплексного финансового анализа по данным отчетности важное место занимает комплексная оценка экономической эффективности предприятия и его финансового состояния. Оценка деятельности проводится на первом этапе финансового анализа, когда определяются основные направления аналитической работы, и на заключительном этапе, когда подводятся итоги анализа. Окончательная оценка является важным информационным источником для обоснования и принятия оптимального управленческого решения в конкретной ситуации.

Комплексная методика экономического анализа оборотных средств позволяет дать реальную оценку величины, структуры, динамики оборотных средств, выявить причины и факторы, влияющие на их изменения.

При разработке методики анализа оборотных средств применен системный подход, заключающийся в использовании системы показателей.

Практическое применение этой методики нацелено на совершенствование управления оборотными средствами предприятия, путем детального изучения процесса формирования и функционирования оборотного капитала предприятия, тщательного, комплексного анализа всех его составных элементов, их взаимной связи и взаимной обусловленности.

Финансовое состояние предприятия характеризует состояние финансовых ресурсов и взаимоотношений, связанных с движением денежных потоков, по источникам их образования и расходования.

Оценка финансового состояния предприятия производится на основе анализа системы следующих показателей: величина собственных источников финансовых ресурсов; состояние товарных запасов и обеспеченность их собственными средствами; платежеспособность и финансовая устойчивость; рентабельность совокупного капитала, в т.ч. собственного; показатели деловой активности предприятия.

Основным источником информационного обеспечения оценки финансового состояния предприятия являются бухгалтерский баланс и приложения к нему в виде финансовой отчетности форма №2, отчет о движении денежных средств, о движении капитала, в т.ч. собственного.

В бухгалтерском балансе предприятия отражаются средства (имущество) его по состоянию, составу, и размещению на определенную дату - это активы, которые, по существу, должны приносить доход предприятию. В балансе также указаны источники формирования ресурсов, за счет которых формируются активы предприятия, - это пассивы, которые, по существу, представляют его финансовые обязательства.

Основная цель проведения анализа состояния активов предприятия заключается в выявлении изменения за отчетный период в их составе и структуре по таким группам, как мобильные, т.е. оборотные (текущие), и внеоборотные (иммобилизованные) активы. Результаты анализа позволяют выявить причины и факторы, повлиявшие на изменение структуры активов баланса, а также разработать конкретные меры по утверждению отрицательных тенденций на будущий период.

Прежде всего, производим оценку ликвидности и финансового состояния предприятия по данным бухгалтерского баланса. При данном анализе производится оценка изменении показателей баланса в целом по предприятию, как в активе, так и в пассиве баланса предприятия. За счет, каких показателей произошло данное изменение. Показатели на начало, и конец года приводим в таблице 2.3, на основании которой и производим вышеупомянутый анализ.

Таблица 2.3 Оценка изменения показателей баланса

Показатели

На начало 2010 гола

На конец 2010 года

Отклонение (+,-)

Показатели

На начало 2009 гола

На конец 2009 года

Отклонение

АКТИВ

ПАССИВ

Валюта баланса (стр.300 форма 1)

755,5

1221

+465,5

Валюта баланса (стр.600 форма 1)

755,5

1221

+465,5

Внеоборотные активы (раздел 1 формы 1)

4

11

 +7

Источники собственных средств (раздел 3 формы 1)

  38

  -

  -38

Оборотные активы (раздел 2 форма 1)

751,5

1210

 +458,5

Расчеты (раздел 4 формы 1) в том числе:  Краткосрочные кредиты и займы Долгосрочные кредиты и займы Кредиторская задолженность

 706,5   -  11  702,3

 1221   10  560  637

 +514,4   +10  +549  -65,3

В том числе: Сырье и материалы Налоги по приобретенным ценностям Готовая продукция Дебиторская задолженность Денежные средства

  19,4   102,0  589,8  4  35

  4   160  966  15  58

  -15,4   +68  +376,2  +11  +23





Источник: собственная разработка

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод о том, что в 2010 году ООО «Магия золота» значительно увеличило валюту баланса. Данный показатель составил 61,6%(465,5/755,5х100) к валюте баланса на начало года. Изменения в активе баланса произошли в основном за счет увеличения оборотных активов на 60,9 % (458,2/ 751,8 х 100) в сравнении с прошлым годом. Если рассматривать изменение составных частей оборотных активов данной организации то можно отметить, что большое влияние оказал показатель дебиторской задолженности, которая увеличилась на 11 млн. рублей или на 275% (11/4 х 100) Статья «налоги на приобретенные ценности» в свою очередь увеличили оборотные активы на 68 млн.. руб., что составляет14,6% от суммы изменения. Однако наибольшее влияние оказали остатки товаров на последнее число года они увеличились на 376,2 млн. рублей, что составляет 80,8 % (376,2/465,5 х 100) от общей суммы увеличения.

В пассиве баланса изменения произошли за счет увеличения кредиторской задолженности на 514,5 млн.руб. ,что говорит о возможности предприятия погашать свои долговые обязательства. В показателях на конец года мы видим значительное снижение источников собственных средств организации на 38 млн. руб. за год. На снижение собственных средств повлияла сумма убытка, полученного в отчетном году, которая была использована на увеличение имеющихся, на предприятии фондов.

Сложившаяся структура хозяйственных средств и источников их образования дает возможность анализу показателей платежеспособности организации, а именно показателей ликвидности данной организации. Для данного анализа в таблице 3 приведем требуемые нам значения показателей для расчета коэффициентов ликвидности на основании бухгалтерского баланса, ниже приведем расчет данных показателей и в таблице определим отклонение от базового года. Анализ показателей производиться за 2009 и 2010гг.

При дальнейшем анализе финансового состояния организации торговли следует произвести анализ платежеспособности и ликвидности организации.

Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Таблица 2.4 «Расчет показателей ликвидности»

Показатели

На конец 2009 года, млн. рублей

На конец 2010 года, млн. рублей

Отклонение (+,-), млн. рублей

Оптимальное значение для коэффициентов

Денежные средства

35

58

+23


Финансовые вложения

-

-

0


Дебиторская задолженность

4

15

+11


Запасы и затрат

751,8

1210

+458,2


Итого по разделу 1 приложения 5(стр.190)

4

11

+7


Долгосрочные кредиты и займы и краткосрочные кредиты и займы

11

570

+559


Итого по разделу 4 приложение 5(стр.590)

717,5

1221

-11


Итого по разделу 3 приложения 5 (стр.490)

38

-

-38


Кредиторская задолженность)

706,5

651

-55,5


Валюта баланса (Стр. 600 приложение 1)

755,5

1221

+465,5


Коэффициенты ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,049

+0,04

не менее 0,2 -0,25.

Коэффициент текущей ликвидности

1,064

1,86

+0,796

не менее 1,7

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,045


-0,045

не менее 2.

Промежуточный коэффициент покрытия

0,056

0,11

+0,054

не менее 0,5

Общий коэффициент покрытия

1,12

1,97

+0,85

Не менее 1


Коэффициент абсолютной ликвидности на конец 2009 года

/717,5-11=0,049

Коэффициент абсолютной ликвидности на конец 2010 года

/1221-570 =0,089

Коэффициент текущей ликвидности на конец 2009 года

,8/717,5-11=1,064

Коэффициент текущей ликвидности на конец 2009 года

/1221-570 =1,86

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец 2009 год

-4/ 751,8 = 0,17

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец 2010 год

/ 1210=0

Промежуточный коэффициент покрытия на конец 2009 года

+4/717,5-11=0,056

Промежуточный коэффициент покрытия на конец 2010 года

+11 / 1221-570=236,6/641,2=0,11

Общий коэффициент покрытия на конец 2009 года =

+4+751,8 /717,5=1,12

Общий коэффициент покрытия на конец 2010 года

+15+1210 / 1221-570=1,97

Таким образом, рассчитав коэффициенты ликвидности по организации в целом, можно сделать вывод о том, что на конец 2010 года коэффициенты ликвидности возросли по отношению к началу 2010 года. Организация улучшила свои экономические показатели. Однако коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом все же не дал значения данных показателей., это говорит о том, что у организации нет достаточного количества оборотного капитала для ее финансовой устойчивости, что негативно сказывается на ее деятельности.

Коэффициент абсолютной ликвидности значительно ниже его нормативного показателя. Данный факт говорит о том, что ООО «Магия золота» не имеет возможности в полном объеме погасить свои краткосрочные обязательства. Так как значение данного коэффициента показывает, какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить немедленно, то в отношении ООО «Магия золота» данный показатель равен 0,089 на конец 2010 года. Однако в сравнении с 2009 годом коэффициент возрос на 0,04 раз.

Следовательно, можно сделать вывод, на данном этапе хозяйственной деятельности организация ООО «Магия золота» в соответствии с показателем абсолютной ликвидности может погасить только незначительную часть своих обязательств.

Коэффициент текущей ликвидности на конец 2010 года составил 1,86, что превысило оптимальное значение коэффициента, и в сравнении с концом 2009 года возрос на 0,796 раз. Данный коэффициент характеризует обеспеченность организации собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения обязательств.

И, наконец, анализ промежуточного коэффициента покрытия показал, что он на конец 2010года составил 0,11 раза, а увеличение в сравнении с началом года равно 0,054 раз. Этот показатель говорит о том, что только около 11% всех обязательств ООО «Магия золота» может погасить только за счет денежных средств и средств в расчетах (дебиторской задолженности).

Одним из последних и значимых показателей платежеспособности организации можно выделить общий коэффициент покрытия. Данный коэффициент рассчитывается и показывает, какую часть обязательств ООО «Магия золота» может погасить за счет оборотных активов. Но при расчете и оценке данного показателя предполагается, что все активы ООО «Магия золота» ликвидны и смогут быть обращены в денежные средства.

Таким образом, общий коэффициент покрытия соответствует нормативному значению. За 2010 год рост данного показателя составил 0,85, что объясняется ростом оборотных средств на 458,2 млн. рублей.

Итак, подводя итог в анализе ликвидности предприятия можно сказать, что на сегодняшний день под воздействием изменений происходящих в экономике страны, в целом организация в 2010 работало стабильно, но показатели ликвидности значительно ниже нормы. Однако факт роста данных показателей в сравнении с 2009 годом даже незначительно уже говорит о высоком потенциале организации.

Немаловажную роль в анализе финансового состояния ООО Магия золота играет оценка финансовой устойчивости организации. Для анализа финансовой устойчивости и финансовой независимости произведем расчет показателей представленных в табл. 2.5

Таблица 2.5 «Расчет показателей финансовой устойчивости предприятия»

Показатели

На конец 2009 года

На конец 2010 года

Отклонение (+,-)

Оптимальное значение для коэффициентов

Коэффициенты финансовой устойчивости

Коэффициент финансовой независимости

 0,05

 -0

 +0,06

 Норматив равен 0,4-0,6

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

 0,29

 0

 +0,09

 Норматив равен 0,7

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

  0,17

  0

  +0,06

 Нормативный показатель не ниже 0,3


Коэффициент финансовой независимости на конец 2009 года

/755,5 = 0,4

Коэффициент финансовой независимости на конец 20106 года

/1221 =0

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств на конец 2009 года

/38 = 0,29

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств на конец 2010 года

+10/- = 0

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец 2009 год

-4/ 751,8 = 0,17

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец 2010 год

/ 1210=0

При расчете показателей финансовой устойчивости и по данным табл. 2.3 видно, что в целом данные показатели характерны только для 2009 года. Отсутствие показателей в 2010 году характеризуется тем, что ООО Магия золота был получен убыток в размере 6 млн. рублей, и по балансу уставный фонд составил такую же сумму, поэтому общий итог собственных средств отсутствует, следовательно, анализ финансовой устойчивости для данного периода производить не актуально.

При анализе деловой активности ООО «Магия золота» следует учесть тот факт, что это организация относительно недавно на рынке. Основными товарами, которые реализуются в розничной сети ООО «Магия золота» являются ювелирные изделия. Конечно, данную категорию организаций розничной торговли нельзя сравнивать с организациями занимающимися торговлей продовольственных товаров. Однако, при анализе основных показателей мы однозначно можем сделать вывод о стабильной работе данной организации и получения прибыли, а получение прибыли и увеличение товарооборота говорит о выходе данной организации на рынок и принятие ее товаров потребителями.

Немаловажен и тот факт, что реализация товаров производится на экспорт, поэтому формирование цены производится как на экспортируемый товар, что говорит о высоком уровне торговых наценок, а при проведенном анализе выявлено, что он составляет в среднем 39%.

При определении основного соотношения анализа для ООО «Магия золота» можно сделать следующий вывод: по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно

.3 Направления использования финансовых ресурсов предприятием

Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово банковской системы в порядке перераспределения.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств - основных и оборотных, - которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов также выступают:

выручка от реализации выбывшего имущества,

устойчивые пассивы,

различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т. д.),

мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Наряду с вышеперечисленными важную роль играет еще один источник финансовых ресурсов - паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

Наиболее полно финансовые ресурсы могут быть изучены с позиции системного подхода. Системой финансовых ресурсов предприятия будем считать совокупность активов предприятия, которые могут быть использованы им в качестве знаков распределяемой стоимости при осуществлении своей деятельности и для дальнейшего развития и функционирования.

Система финансовых ресурсов предприятия может быть охарактеризована как экономическая (т.к. она подчиняется экономическим законам), действующая в сфере финансово-кредитных отношений, динамическая (т.е. изменяется с течением времени), открытая (т.е. взаимосвязанная с окружающей средой), управляемая.

Переходя к рассмотрению элементов системы ресурсов, отметим, что, на наш взгляд, существуют несколько классификаций элементов, выделенных по различным критериальным признакам.

ООО «Магия золота» не формирует резервный фонд предприятия. Фонд накопления предприятия составляет порядка 20 %. Остальные средства направляться на фонд потребления. Как показывает практика малого бизнеса в Республике Беларусь, владельцы небольших фирм (предприятий) не стремятся четко распределять финансовые ресурсы. Руководители мелких фирм не заостряют свое внимание на таких вопросах. Однако такой подход к управлению предприятием может носит опасный характер. В управлении предприятием необходимо четко знать и видеть направления финансовых ресурсов, строго составлять отчетную документацию по расходованию финансовых ресурсов. Поэтому предприятию ООО «Магия золота» для формирования условий жесткого контроля средств следует построить четкую систему по структурному распределению финансовых ресурсов.

До перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получали на основе внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования. Однако принципы рыночного хозяйствования, внедрение коммерческих начал в деятельность предприятий, естественно, потребовали принципиально иных подходов к формированию финансовых ресурсов. Ориентация на инициативу и предприимчивость, полная материальная ответственность обусловили два важнейших изменения в области финансовых взаимосвязей предприятий с другими структурами: во-первых, развитие страховых операций, и, во-вторых, существенное сокращение сферы безвозмездно получаемых ассигнований. В этой связи при переходе на рыночные основы хозяйствования в составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль постепенно будут играть выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний, и все меньшую - бюджетные и отраслевые финансовые источники. Предприятия смогут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят (лишь в том случае, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов); от вышестоящих организаций - при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления - в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат. Зато в условиях функционирования рынка ценных бумаг появятся такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, а также прибыль от проведения финансовых операций.

Использование финансовых ресурсов осуществляется ООО «Магия золота» по многим направлениям, главными из которых являются:

платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся; налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т. д. (42,1%);

инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование “ноу-хау” и т. д.;

направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;

использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т. п.

На диаграмме 2.1 показана структура распределения предприятием прибыли.

Из диаграммы видно, что основная масса финансовых ресурсов предприятия уходит на расчеты с бюджетом и банками по обязательствам (налоги и кредиты). Немалый объем средств предприятие направляет на реинвестирование, что характеризует предприятие с положительной стороны. ООО «Магия золота» уделяет внимание таким фондам, как поощрительный, социальный, из которого средства выделяются на премии и иные поощрительные выплаты работникам, а также занимается спонсорством (средства направляются в основном на спонсорство местных детских садов и школ).

Рисунок 2.1. Распределение финансовых ресурсов ООО «Магия золота» в 2009 году.

В настоящее время необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка.

Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоваться выпуском ценных бумаг; однако, подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.

3 Совершенствование механизма управления финансами предприятия

финансовый риск ресурс

Предприятие обладает собственными оборотными средствами, достаточными для финансирования основных средств, и генерирует свободный остаток денежной наличности, из которого можно надеяться оплатить ближайшие расходы или, если располагает ситуация, сделать краткосрочные финансовые вложения.

Успешную финансово-хозяйственную деятельность ООО осложняют слишком высокие операционные финансовые потребности, сумма которых достигает тревожно высоких значений. Требуется оценить внутренние трудности и быстро отреагировать.

Руководству предприятия необходимо принять меры по ускорению реализации готовой продукции. Это могут быть поиски новых рынков сбыта, а также привлечение старых клиентов посредством выгодных условий (скидки, какое-либо дополнительное обслуживание).

Изначально для оценки перспектив дальнейшего развития ООО «Магия золота» требуется производить разработку планов основных показателей. И прежде всего, разработать план по увеличению прибыли организации за счет основных показателей. В данном случае это может быть снижение внереализационных расходов и операционных расходов.

Приведем пример расчета резервов увеличения прибыли для ООО «Магия золота» на основании проведенного анализа. Рассмотрим пророст товарооборота и прибыли за счет ускорения товарооборачиваемости.

Пропланируем товарные запасы на 2011 год, для чего приведем данные о товарных запасах, товарообороте и товарооборачиваемости за 2009-2010 гг.

Планирование товарооборота можно произвести с учетом тенденции увеличения товарооборота можно пропланировать товарооборот на 2011 год. В ходе анализа было определено, что товарооборот увеличился на 116,5%, следовательно плановый товарооборот на 2011 год может составить 566,4 х 1,165 = 689,9 млн. рублей

Таблица 3.1 Планирование товарных запасов

Год

Оптовый товарооборот тыс. руб.

Товарный запас

Условные обозначение товарного запаса в днях



Тыс. руб.

Дни оборота


2009

486,3

429,08

318,2

К2

2010

566,4

631,935

401,65

К3

Планируемый

689,9

689,8

360,05

К3


Используя данные табл.14 произведем расчеты:

К1ср= (318,2+401,65)/2 = 359,925 дн..

Рассчитаем среднегодовое изменения товарного запаса за весь анализируемый период:

= (359,925-318,2)/(3-1) = -41,725 дн.

Находим норматив товарного запаса на планируемый год.

К3= 401,65-41,725 = 359,925дн.

ТЗпл = 689,9*359,925/360 = 689,8 тыс. руб.

Далее по данным анализа рентабельности определено, что в 2010 году рентабельность снизилась на 2,44% и составила 7,16%, но даже при этом уровне рентабельности прирост прибыли составит:

,9 х 7,16% = 49,4 млн. рублей;

Прирост прибыли от реализации 48,2-49,4 = 1,2 млн. рублей.

Но с учетом того, что реализация может получить и убыток от внереализационных и операционных доходов и расходов, методом прямого счета определим влияние и изменение прибыли за счет данных сумм, которые примем на уровне 2010 года.

Убыток от операционных доходов и расходов = 4

Убыток от внереализационных доходов и расходов равен - 38

Прибыль за 2011 год равна = 49,4 - 4- 38 =7,4 млн. рублей

Прирост прибыли отчетного периода составит 7,4 - 6 = 1,4 млн. рублей.

При планировании издержек обращения на 2011 год составим табл.3.2

Таблица 3.2 Расчет издержек обращения ООО «Магия золота» на планируемый год (млн..руб.)

Показатели

Розничный Тоб.

Условно-переменные И.О

Условно- постоянные И.О

2009г

486,3

35,6

302

2010г.

673,0

70,8

344,2

Среднегодовой темп роста, %

140,5

198,9

114

Плановый год

689,9

143,2

392,388

Плановый год, % к базисному

141,9

202,3

114


И.О пл. пост. = 344,2*114% = 392,388 млн.руб.

К = 98,9 / 40,5 = 2,44

И.О пл. пер. = 70,8 * (1+(0,419 *2,44)) = 143,2 млн..руб.

И.О пл. = 143,2+ 392,388= 535,588 млн. руб.

Также исходя из роста товарооборота можно пропланировать численность торговых работников. Этот показатель можно посчитать с учетом выработки на одного работника. То есть если в 2010 году выработка на одного продавца составила 94,4 млн. рублей, то при сохранившейся выработке и плановом товарообороте организация может принять на работу еще одного продавца ((689,9 / 94,4) - 6), тем самым не только сохранить плановый показатель товарооборота, но и перевыполнить план вследствие повышения выработки продавцов.

Организации нужно рациональнее использовать площадь складских помещений, более подробно изучить покупательский спрос, в целях воздействия на качество выпускаемых товаров, расширения ассортимента, налаживать связи с производителями той или иной продукции. Главное внимание должно обращаться на культуру обслуживания покупателей, на покупателей надо больше обращать внимания и уделять им больше времени. Вопросы покупателя не должны ставить продавца в затруднительное положение.

Как уже было отмечено выше, основу стабильной и эффективной работы торговой организации составляет планирование основных показателей деятельности. Основные показатели могут прогнозироваться не только на будущий год, но и на несколько лет вперед.

Приведем для ООО «Магия золота» расчет основных прогнозных показателей.

Сумму необходимой прибыли для обеспечения потребностей в финансовых ресурсах и создания соответствующих фондов рассчитаем по формуле:

 где

ЧПи - потребность в чистой прибыли;

Си - средний уровень налогов и других обязательных платежей в процентах к прибыли отчетного периода.

Отсюда,

 млн.. руб.

(средний уровень налогов и обязательных платежей в бюджет в общей сумме отчетной прибыли в 2009 и в 2010г гг. составил 27,0 %).

Объем дохода, обеспечивающий получение запланированного исходя из целевых ориентиров размера прибыли определим по формуле:

 где

П - целевая отчетная прибыль предприятия;

ИО - расходы на реализацию;

Расходы на реализацию в планируемом году составят 535,588 млн. руб.

Объем дохода, соответствующий целевому размеру прибыли равен:

Товарооборот на планируемый год в покупных ценах определим по формуле:

 где

ВД -доход от реализации;

Тно - средняя торговая надбавка на оптово-отпускную цену. Рассчитаем по данным ф.2.

Тн2009 = (57+12) * 100 / 415 = 16,62 %

Тн2010 = 9*100 / 337,6 = 2,67 %

Тно = (16,62+ 2,67) / 2 = 9,645%

Сумма товарооборота в розничных ценах, исходя из потребности предприятия в прибыли необходимой для финансирования расходов на производственное и социальное развитие, составит в планируемом году:

Определим критические (предельные) характеристики предприятия, обеспечивающие безубыточную работу (точку безубыточности, критическую величину дохода от реализации, запас финансовой прочности).

Точка безубыточности, т.е. минимальный объем товарооборота, обеспечивающий безубыточную работу показывает при каком объеме продаж величина дохода покроет понесенные затраты. Ее расчет произведем по формуле:

Иопер. - сумма условно-постоянных расходов на реализацию;

УВД - уровень дохода от реализации;

УИОпер - уровень условно-переменных расходов на реализацию.

Прогнозируемая сумма условно-постоянных расходов на реализацию составляет 392,388 млн. руб., а сумма условно-переменных расходов - 143,2 млн. руб.Уровень условно-переменных расходов в % к обороту составит - 20,8 % (143,2 /689,9*100).

Уровень дохода в % к обороту на планируемый год - 37,7 % (266,53/689,9 х 100). Отсюда, точка безубыточности будет равна:

Критическую величину дохода от реализации определим по формуле:

 где

ИОпост - сумма условно-постоянных расходов на реализацию;

ИОпер - сумма условно-переменных расходов на реализацию;

ВД -доход от реализации.

Критическая величина дохода, т.е. порог рентабельности составляет 392,848 тыс. руб., если сумма дохода от реализации опустится ниже этой критической точки, то у предприятия появятся убытки.

Величину запаса финансовой прочности рассчитаем по формуле:


Это означает, что предприятие может выдержать снижение суммы дохода по сравнению с его прогнозируемой величиной на 47,4 % или на 126,34 млн. руб. (266,53* 47,7 : 100). Если же снижение превысит эту сумму, то у предприятия наступят финансовые убытки.

Определим сумму дохода на планируемый год, исходя из сложившегося уровня рентабельности на вложенный капитал.

Сумма вложенного капитала составляет на конец года 570 млн.. руб. Рентабельность на вложенный капитал (по отчетной прибыли) в 2010 году составила 1,05 % (6/570 х 100).

В планируемом году предприятие увеличивает капитал на сумму прибыли, полученную в 2009 году, т.е в 2011 году капитал равен 606 млн. рублей(36 млн. рублей + 570 млн. рублей). Следовательно, отчетная прибыль на планируемый год, исходя из сложившегося уровня рентабельности на вложенный капитал составит 6,4 млн.. руб. (606 * 1,05 : 100).

Определим сумму дохода от реализации на планируемый год по формуле:


Товарооборот в покупных товарах составит 5793,16 млн.. руб. (558,75 * 100 / 9,645).

А товарооборот в розничных ценах - 6351,91млн.. руб. (5793,16 + 558,75).

Определим критические (предельные) характеристики предприятия, обеспечивающие безубыточную работу.

Точка безубыточности:

.

Уровень дохода от релаизации составит - 8,8 %

(558,75/6351,91*100).

Уровень условно-переменных расходов - 2,25 %

(143,2/6351,91 х 100).

Критическая величина дохода от релаизации:

Величина запаса финансовой прочности:

Проведенные расчеты показали, что в будущем предприятие должно обеспечить получение дохода от реализации, с учетом сложившегося уровня рентабельности на вложенный капитал, в размере 558,7 млн. руб. (при этом минимально допустимой величиной дохода от реализации является 393,13 млн. руб. (ВДкрит)) и получение товарооборота 6351,91 млн. руб. (при этом минимальная величина товарооборота - 6278,208 млн. руб.(Тб)).

Критическая величина ого дохода составит 393,13 млн. руб., а запас финансовой прочности - 29,63 %. Это значит, что в будущем году магазин может выдержать снижение суммы дохода на 29,63 % . Если снижение превысит эту сумму, то у предприятия наступят финансовые убытки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достижения положительного финансового результата является основной целью любого предприятия. Для достижения поставленных целей на предприятии разрабатывается ряд мер по совершенствованию деятельности, производятся всевозможные исследования финансово-хозяйственной деятельности за несколько периодов времени.

Оборотные средства представляют собой авансируемую в денежной форме стоимость для планомерного образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих выполнение предприятием производственной программы и своевременность осуществления расчетов.

Постоянное движение оборотных средств является основой бесперебойного процесса производства и обращения. Это важнейшая функция оборотных средств - производственная.

Управление оборотным капиталом напрямую связано с механизмом определения плановой потребности предприятия в них, их нормированием. Для предприятия важно правильно определить оптимальную потребность в активах, что позволит с минимальными издержками получать прибыль, запланированную при данном объеме производства. Занижение величины оборотных средств влечет за собой неустойчивое финансовое состояние, перебои в производственном процессе и, как следствие, снижение объема производства и прибыли. В свою очередь, завышение размера оборотных средств снижает возможности предприятия производить капитальные затраты по расширению производства.

Определение потребности предприятия в оборотных средствах по источникам финансирования должно определяться по модели, независимой от установления потребности в оборотных средствах. Основой для расчетов здесь служит категория "чистый оборотный капитал" (собственные оборотные средства).

В ходе изучения проблемы и решения задач по теме работы были выявлены следующие недостатки деятельности руководства персонала предприятия в области управления активами:

ошибочная практика нашего времени отказа от нормирования оборотных средств, что явилось одной из причин кризисного состояния платежно-расчетной дисциплины;

недостаток внимания, уделяемого управлению дебиторской задолженностью;

завышенные операционные финансовые потребности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Ефимова О. В. Анализ оборотных активов организации. // Бухгалтерский учет - 2000г. - №10 - с.47-53.

.         Волкогонова О. Д., Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Форум: Инфра-М, 2004. - 256 с.

3.       Воробей Г. А. Финансовое право Республики Беларусь: учеб. пособие. Мн.: Амалфея, 2009. - 432 с.

.        Финансы предприятий:учебн. Пособ/ под общей ред. Н.Е Заяц Т.И Василевской.-3-е изд., испр-Минск:выш.шк.,2009-528с

.        Составление годовой и квартальной льчетности в 2009году/ В.Е. Ванкевич, А.В. Крупнова, Г.В. Химченко, Д.М. Костян-Мн.:Регистр,2009-182с

6.       Хомидов А. У. Анализ бухгалтерского баланса // Аудит и финансовый анализ. - 2001г. - №1 - с.5-24.

7.       Чурилов С. В. Анализ собственного оборотного капитала // Бухгалтерский учет. - 2000г. - №11 - с.76-78

8.       Гончаров В. И. Менеджмент предприятия. В 2ч. Ч. 2. - Мн.: МИУ, 2003. - 256 с.

9.       Гончаров В. И. Менеджмент: Учеб. пособие. - Мн.: Мисанта, 2003. - 624 с.

.        Гончаров В. И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием. - Мн.: НИУ, 2000. - 160 с.

.        Ткачук М. И., Киреева Е. Ф. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. - 416 с.

.        Романовский В. М. и др. Финансы предприятий - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. - 528 с.

.        Финансы предприятий: Учебное пособие / Н. Е. Заяц и др.; Под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. - 2-е изд. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 528 с.

.        Золотогоров В. Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие. - Мн.: ФУАинформ, 2001. - 528 с.

.        Ильин А. И., Синица Л. М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 728 с.

.        Золотогоров В. Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие. - Мн.: ФУАинформ, 2001. - 528 с.

Похожие работы на - Финансовый механизм ООО 'Магия золота'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!