.
Завершение периода приравнивается обыкновенно ко времени окончания Тридцатилетней войны в Европе XVII века. Впрочем, следует упомянуть, что вопрос установления рамок периода Реформации является в научной среде дискуссионным и по сей день.
Реформация в Германии немедленно послужила сигналом к всеобщему движению крестьянства и городских низов, не видевших оправдания сословному неравенству, феодальной иерархии, бесчисленным повинностям и поборам, требовавшим возвращения к практике христианского равенства не только в церковной, но и в общественной жизни.
Реформаторское движение достигло высшей точки в середине XVI века. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской церкви.
Роль Реформации в формировании эпохи трудно переоценить. Постепенно менялось само сознание человека, он получал свободу самостоятельно мыслить, фактически получал религиозную санкцию на то, что его собственный разум и совесть могут являться важнейшим жизненным ориентиром.
Фридрих Энгельс рассматривает данный период как первую европейскую буржуазную революцию, «сообразно духу времени» проявившуюся «в религиозной форме - в виде Реформации».
Важен тот факт, что реформация отвергла догму католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Центральным принципом новых религиозных доктрин стало учение об «оправдании верой», смысл которого заключался в отрицании привилегированного положения духовенства. Реформационные учения укрепляли позиции светской власти в борьбе против притязаний папства.
Таким образом, создавались условия, способствовавшие укреплению ранее чрезвычайно слабого государственного аппарата и развитию национальных государств.
В то же самое время королевская власть под влиянием гуманистического и реформационного движений начинает рассматриваться в качестве высшей политической ценности в противовес феодальной раздробленности.
Глава 2. Государство и государь в трудах Эразма Роттердамского
.1 Жизненный путь и мировоззрение Эразма Роттердамского. Его отношение к церкви и религии
На рубеже XV и XVI веков Эразм Роттердамский, нидерландский ученый, один из ярчайших представителей гуманистического движения, пользовался значительным влиянием в передовых кругах Европы. Позиция его оставалась глубоко независимой и лишенной приверженности к любой из общественных партий, до самого конца жизни гуманиста. Идеи и взгляды Эразма, умного, образованного, много путешествовавшего по Европе человека, на социум, религию и государство, изложенные в многочисленных трудах, представляют для исследователей XXI века не меньший интерес, чем для его современников.
Эразм из Роттердама, Великий Забытый: он был первым из писателей и творцов западной культуры, кто осознал себя европейцем.
Незаконнорожденный сын священника, Эразм родился 28 октября 1469 года в Роттердаме. Начальное образование он получает в школе общины «Братьев общей жизни» в Нертогенбосхе, и августинском монастыре в Стейне, где в 1492 году принимает из рук епископа Утрехтского священнический сан.
Покинув монастырь, он получил пост латинского секретаря при епископе Камбре, который в 1495 году отправил Эразма изучать богословие в Парижский университет.
В последующие несколько лет Эразм Роттердамский побывал в Англии и Италии. В 1506 году он получил докторскую степень, после чего живет преимущественно в Кембридже, преподает греческий язык, читает лекции, не прекращая собственных трудов и трудов филологических.
В 1506-1509 годах Эразм жил в Италии, где стал профессором богословия Туринского университета, и активно сотрудничал со знаменитым издателем Альдом Мануцием. Вновь приехав в Англию, он закончил самый известный свой труд - философско-сатирический памфлет «Похвала глупости». После выхода данного произведения популярность Эразма как мыслителя достигает своего пика.
В 1514 году Эразм Роттердамский покидает Англию, и с этих пор живет в швейцарском городе Базеле.
В ночь на 12 июля 1536 года, вскоре после получения получения вести о казни Томаса Мора, друга Эразма, мыслитель скончался, оставив после себя значительное творческое наследие, представляющее исключительную ценность для исследователей и по сей день.
Для формирования творческой личности Эразма Роттердамского значительную роль сыграли нидерландский мистицизм и гуманистическая образованность, а также влияние кружка оксфордских реформаторов, призывавших к новому, углублённому, научно-обоснованному прочтению священных текстов христианства.
Проблемы религиозно - философского характера несомненно занимают центральное место в трудах Эразма Роттердамского. Будучи человеком глубоко религиозным, он ставит в центре своих богословских представлений фигуру Христа.
Эразм Роттердамский осуществил первопечатное издание греческого оригинала Нового завета со своими обширными комментариями и собственный латинский перевод. Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание акцентируется на человеке в его отношении к богу, на его нравственных обязательствах.
Эразм становится главой течения в гуманизме, получившего название «христианский гуманизм», выступавшего против обмирщения церкви, и фактически являвшегося предтечей реформационного движения.
Его критика католической церкви затрагивает все ее ступени от высшей к низшей. Свое отношение Эразм выражает в порой достаточно резких и бескомпромиссных формах, с присущим ему сарказмом: «..Они навлекли на себя такую единодушную ненависть, что даже случайная встреча с монахом почитается за худую примету, а между тем сами вполне собою довольны. Во-первых, они уверены, что высшее благочестие состоит в строжайшем воздержании от всех наук и лучше всего - вовсе не знать грамоты. Своей грязью, невежеством, грубостью и бесстыдством эти милые люди, по их собственному мнению, уподобляются в глазах наших апостолам».
Стоит отметить, что «Похвала глупости», любимейшая работа Эразма, высмеивает в подобной манере пороки не только каждой ступени церковной иерархии, но и общества и всех его представителей в целом. «Скептицизм и высота миропонимания» сливаются здесь в изящной игре слов, а в шуточном, на первый взгляд, памфлете, полнее всего раскрывается мировоззрение мыслителя.
Вследствие неприятия фанатизма, жёсткого догматизма и особенно беспредельного унижения человека перед богом, характерного для лютеранства, Эразм Роттердамский порвал с Мартином Лютером, которого ранее поддерживал. Его позиция не удовлетворяла ни одну из враждующих сторон, он вынужден был бежать из Лувена и из Базеля, спасаясь от религиозного фанатизма лувенских католиков и базельских церковных реформаторов. Эту позицию Эразма, эту его нерешительность, или, лучше сказать, его нежелание решать, современники и потомки чересчур упрощенно объявляли трусостью.
роттердамский государство религия
2.2 Государственный аппарат и государь в трудах Эразма, их соотношение с христианством и роль в жизни страны
Творческая деятельность Эразма не в последнюю очередь затронула и государственный аппарат, что вовсе не удивительно, учитывая особенности той эпохи, в которую мыслитель жил и творил.
В эпоху Возрождения, гуманистической и реформаторской деятельности, тесного соприкосновения с которой Эразм Роттердамский не избежал, приобрели особую актуальность дискуссии о наилучшем общественном порядке, образе наилучшего государственного уклада. Ведь причиной злоупотребления церковной иерархии своим могуществом и последовавшей за этим Реформации послужила именно слабость государственного аппарата.
Гуманисты полагали, что монархия являлась более приемлемой и естественной формой правления, чем республика. Сам Эразм Роттердамский придерживался похожей точки зрения, что явственно отображено в его трудах: «необходимо, чтобы больше силы было у того, кто больше понимает, а кто меньше понимает, тот пусть повинуется. Ведь нет ничего неразумнее низкого простого люда; он обязан подчиняться должностным лицам, а сам не иметь никаких должностей. На советах следует слушать благородных или старших по возрасту, и так, чтобы решающим было суждение одного царя, которому иногда надо напоминать, принуждать же его и предписывать ему нельзя. С другой стороны, сам царь никому не подвластен. Кроме закона; закон отвечает идее нравственности (honestas). Если же роли переменятся и непокорный народ, эти буйные отбросы общества, потребует повелевать старшими по возрасту или если первые люди в государстве станут пренебрегать властью царя, то в нашем обществе возникнет опаснейший бунт и без указаний Божьих все готово будет окончательно погибнуть».
В данных строках представлена типичная монархическая система. Власть должна быть сосредоточена в руках единоличного правителя, которому полагается выслушивать чужое мнение и советы, но окончательное решение оставлять за собой, полагаясь в этом исключительно на закон. Закон, по всей видимости, призван символизировать собой еще и волю божью, «законы нравственности». Царю «закон дан от Бога».
Учитывая все вышесказанное, трудно переоценить значение государя с точки зрения Эразма. От главы государства зависит непосредственное благополучие страны и ее народа. Государь, таким образом, возвышается и над системой, сосредотачивая всю без остатка власть в собственных руках. «Большей силы» достоин «тот, кто больше понимает», так считает гуманист.
Тем не менее, для Эразма Роттердамского властитель - «прежде всего христианин и, стало быть, не господин, но слуга общества, обязанный хранить справедливость и закон». В человеке же обязанности царя осуществляет разум». Стоит упомянуть, что произведению, в котором Эразм высказывает свое мнение подобным образом, недаром дано название «Оружие христианского воина»: представление о христианине как о воине Христа было общепринятым в Средние века. Поэтому, скорее всего, государь мыслителем рассматривается так же и как «воин Христа». Религия и католическая церковь, несмотря ни на что, по мнению Эразма являлись важными ценностями общества. Мечтой гуманиста было путем реформ ввести евангелическое учение в русло церкви.
Именно с точки зрения «философии Христа», течения «христианского гуманизма», главой которого он являлся, и выстраивает Эразм Роттердамский «портрет» государя в своих произведениях.
Чтобы государство процветало, личные качества христианских правителей должны соответствовать многим требованиям, «во-первых, чтобы они были мудрыми и ни в чем не погрешали, затем чтобы они хотели лишь того, что справедливо, дабы они не сделали чего-нибудь плохо и по ошибке, вопреки решению духа (animus). Тот, кто лишен одного из этих свойств, считай не царем, а разбойником».
Следовательно, сочетая в себе «понимание» и «силу», глава государства обязан «служить» своей стране и народу, полагаясь на свою веру, целиком и полностью посвящая себя благоустройству и процветанию страны, истребляя в себе страсти и пороки. По всей видимости, Эразм неодобрительно относился к тирании государей. Поддерживая мнение о правильности и естественности монархии, он, тем не менее, имеет несколько отличные от общепринятого мнения представления об идеальной монархической системе.
Если неблагополучно государство, то в первую очередь винить следует правителя. «Государи возлагают все заботы на богов, а сами живут в довольстве и веселии и, дабы не смущать своего спокойствия, допускают к себе только таких людей, которые привыкли говорить одни приятные вещи. Они уверены, что честно исполняют свой монарший долг, если усердно охотятся, разводят породистых жеребцов, продают не без пользы для себя должности и чины и ежедневно измышляют новые способы набивать свою казну, отнимая у граждан их достояние».
Эразм Роттердамский, свидетель и современник непростой и далеко не однозначной эпохи, пишет в «Жалобе мира»: «Минуя простой народ, который, будучи, волнуем ссорами да раздорами, напоминает бушующее море, я обращался ко дворам государей, как к некоей гавани. Без сомнения, думал я, среди них и должно быть место для мира, потому что они более мудры и осторожны, чем обычные люди, потому что они - глаза народа».
Что же представляют собой «глаза народа», его «слуги»?
«Я увидел, что государи скорее могущественны, чем просвещенны, что они больше внимают алчности, чем здравым суждениям разума», - жалуется «мир». Государям не хватает хладнокровия, объективности, способности при принятии важных решений, перешагивая через собственную алчность и потребности, задуматься о том, что предпочтительнее не для собственной выгоды, а для государства и народа, главой которого они являются.
С другой стороны, согласно гуманистической теории о том, что общество - это единое политическое «тело», Эразм критикует и прочие слои населения, полагая, что и они имеют определенное значение в формировании личности правителя: ведь все части этого единого «тела» взаимосвязаны между собой.
Более всех остальных он критикует знатных вельмож, которые, по его мнению, намеренно портят и развращают государей из собственных интересов - чтобы самим легче было бесчинствовать. Однако не обходит стороной его острый язык и простой народ, который, по мнению Эразма, представляет собой оплот невежества и глупости, и как следствие - тянет вниз все «тело» государства.
«Нашего царя - по вечному закону, который дан ему от Бога, - можно подавить, но нельзя испортить, если он возражает или противится. Если прочий люд будет ему повиноваться, он никогда не допустит ничего, в чем следовало бы раскаиваться, ничего гибельного; все будет сделано с величайшей сдержанностью, с величайшим спокойствием», - считает Эразм, подчеркивая, что государь, обязанный воспитывать в себе силу воли и противиться страстям и соблазнам всеми силами, будет править так, как должно, только в том случае, если и окружающий мир будет ему в этом способствовать. Ведь «голова» не отделима от остального тела, несмотря на то, что принятие окончательного решения и руководство «телом» всегда остается именно за «головой».
Однако вместе с монархической системой, при должной коррекции весьма жизнеспособной, существует и порядок наследования престола, что не позволяет обезопасить государство от правителя не «понимающего». Способы преодолеть эту проблему Эразм Роттердамский освещает в «Воспитании христианского государя», где гуманист рисует образ идеального государя и своего рода способы этого образа достичь.
Причины несоответствия государя необходимому «стандарту» Эразм видит именно в воспитании. Он излагает свои мысли касательно системы образования правителя, нацеленной на то, чтобы с раннего детства привить будущему монарху правильные качества и образ мышления, любовь к собственному народу; должные понятия о правлении страной и о ее законодательстве; и уберечь правителя от искушений.
Можно отметить так же, что в эпоху Возрождения завоевание и покорение природы в целях повышения благополучия человека, ставится не на последнее место. Благоговение перед законами природы отступает на второй план, а в центр бытия выдвигается фигура творения Божьего - человека, и его внутренний мир и потребности. И Эразм Роттердамский в «Воспитании христианского государя», к примеру, вменяет в обязанность правителя расширять посевные площади в стране, осушать болота, осваивать пустоши и изменять в случае надобности русла рек.
Таким образом, суммируя все вышесказанное, если правитель будет в точности соответствовать образу идеального государя, не пренебрегая своими обязанностями, заботиться в первую очередь об интересах страны, то изменится в лучшую сторону и система, и общественные настроения и жизнь.
Следовательно, принимая во внимание данную теорию, можно предположить, что создание сильного и благополучного государства в первую очередь зависит именно от образования будущего властителя с малых лет, с привития ему правильных ценностей и воспитания в нем необходимых будущему правителю качеств. Только в этом случае в стране будет царить порядок и спокойствие.
Заключение
Период XV-XVII вв. в Германии, равно как и во всей Европе, ознаменовался совокупностью многочисленных острых социально-политических конфликтов, в частности, послужил временем начала зарождения гуманистического движения и Реформации. В эту эпоху один за другим рушатся старые авторитеты, меняется порядок, долгое время единственный в своем роде. Все сферы человеческой жизни были затронуты событиями этого периода. Человек шестнадцатого столетия начал полагаться не столько на схоластические догмы, сколько на собственные силы, что повлекло за собой ряд серьезных изменений в структуре общества, мировоззрении, роли церкви и государства, и послужило началом значительного научного и культурного прогресса.
Безусловной причиной усиления влияния церкви и ее злоупотребления свои могуществом, и, как следствие, реформационного движения, послужило отсутствие сильной централизованной власти в Европе, и не в последнюю очередь в Германии.
Вследствие ослабления влияния церкви на социум после Реформации, были созданы предпосылки для укрепления государственного аппарата. Монарх в противовес феодальной раздробленности минувших эпох, начинает цениться как высшая политическая ценность.
Гуманистическое движение подарило истории творческое наследие многих прекрасных мыслителей, поднимавших в своих трудах вопросы, актуальные и в XXI веке. Среди них был и выдающийся ученый-гуманист Эразм Роттердамский, чья судьба и чьи идеи представляют для нас значительный интерес.
Опираясь на труды Эразма Роттердамского, мы может сделать вывод, что, учитывая значение государя и его личных качеств в поддержке жизнеспособности системы, управляющей страной, именно в слабости правителя заключается причина упадка государственного аппарата и неблагоустройства страны.
Эразм Роттердамский считает, что корни всех недостатков государя кроются именно в его воспитании.
То есть единственным способом добиться процветания государства он видит в правильном образование государя и воспитании в нем необходимых качеств, способных помочь ему в «служении» народу и на благо своей страны.
С точки зрения гуманистов, монархия является наиболее оптимальной системой государственного управления, что и немудрено: сильная централизованная власть, способная поддерживать порядок во всем государстве, Германии обозначенного периода была необходима.
Возможно, справедливо будет сказать, что страна с сильным лидером, достаточно мудрым, чтобы следовать в первую очередь постулатам «христианского гуманизма», наделенным всеми необходимыми качествами для того, чтобы соответствовать представленному Эразмом Роттердамским образу «идеального государя», обречена на гармоничное и процветающее существование.
Список использованных источников и литературы
1.Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. <http://lib.ru/>
.Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли // Философские произведения. М.: Наука, 1987.
.Эразм Роттердамский. Жалоба мира, отовсюду изгнанного и поверженного. М.: Наука, 1989.
.Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Философские произведения. М.: Наука, 1987.
.Эразм Роттердамский. Похвала глупости: сочинения. М.: ЭКСМО, 2000.
.Большая Советская Энциклопедия. <http://slovari.yandex.ru/dict/bse/>
.История политических и правовых учений / Учебник под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997.
.Макграт А. Богословские идеи Реформации. <http://www.reformed.org.ua/>
.Марджори Р. Европа в Средние века. М.: Центрполиграф, 2005.
.Пуришев Б.И. Немецкий и нидерландский гуманизм // БВЛ, Серия первая, Т.33 С. 6 М., Художественная литература, 1976.
.Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. М.: Наука, 1962.
.Соколов В.В. Философия эпохи Возрождения. <http://abuss.narod.ru/>
.Феллер В. Эскиз германской истории. <http://zhurnal.lib.ru/>
.Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. М.: Детская литература, 1977.
.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. <http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/>