Народные промыслы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,59 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Народные промыслы

Введение

народный промысел филигрань роспись

Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Они вызывают многолетние споры, временами переходящие в организованные дискуссии. Однако и сегодня эту тему нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие народного искусства, тем большую актуальность она приобретает. Причем актуальность не только теоретического характера, но в еще большей мере практического, связанного с повседневной жизнью современных народных художественных промыслов.

Народные художественные промыслы одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.

Искусство, как известно, возникло не сразу. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. В конце 19 начале 20 века во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов.

Тема курсовой работы актуальна и сейчас, так как народные промыслы - это история страны ,города ,семьи ; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров.

По всей России можно было встретить резные или расписные прялки и швейки, причем каждый район по-своему, по-особому украшает доску или донце прялки, резную деревянную солонку, расписные железные подносы, игрушки, которые хотя и предназначены для детской забавы, но всегда отличаются высокими художественными достоинствами, и так далее. Народные промыслы пользуются популярностью в нашей стране и за рубежом.

Народное искусство черпает свои темы и мотивы из окружающей действительности, и в этом отношении оно глубоко реалистично.

Целью работы является изучение условий возникновения семейных традиций и преемственности в становлении, формировании и развитии кустарно-ремесленного производства и промыслов в Центральных губерниях России и их роли в подготовке перехода к более крупным формам капиталистического производства. А так же анализ кустарно-ремесленного производства как явления традиционной материальной культуры.

Объектом исследования является кустарно-ремесленное производство и промыслы, которые мы рассматриваем как единое понятие, характеризующее одну из форм производственной деятельности населения Центрального региона России, как основу для формирования простейших форм капиталистической кооперации - товариществ, артелей, союзов кустарей и ремесленников, а в дальнейшем - необходимую базу создания мануфактурного и фабрично-заводского производств.

Предметом исследования является анализ специфики преемственности семейных традиций в различных видах промыслов, получивших устойчивое развитие на территории исследуемого региона, их влиянии на сохранение и укрепление кустарно-ремесленного производства.

В ходе реализации названной цели поставлены следующие задачи:

. Определить истоки народных промыслов.

. Исследовать основные виды народных промыслов России.

. Рассмотреть чем определяются народные промыслы.

. Выявить исчезнувшие промыслы


1. История возникновения народных промыслов

.1 История становления и развития народных промыслов

В конце XIX века крестьянские промыслы имели широкое распространение и играли важную роль в жизни страны. Они влияли на все стороны экономики регионов, на их социальную жизнь, на положение и сознание самого крестьянства. Без исследования крестьянских промыслов невозможно в полном объеме представить сложную и многообразную социально-экономическую историю крестьянства периода капитализма. Изучение развития крестьянских промыслов в отдельных регионах России позволяет вскрыть общие закономерности и конкретно-исторические особенности развития капитализма, полнее показать эволюцию разных форм собственности, уровень социального расслоения крестьянства. Большой интерес представляет история промыслов в плане изучения и сохранения народной культуры, быта деревни, художественного творчества народа, преемственности и традиций в их сохранении и развитии.

Территориальные рамки. Исследование проведено на материалах Центрального региона России, в который входили, по наиболее распространенному в историографии определению 7 губерний (Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Калужская), выбор которых обусловлен наличием в них экономической жизни, разнообразных форм промышленного производства и значительными масштабами распространения крестьянских неземледельческих промыслов. В регионе более 1/4 крестьянских дворов были заняты неземледельческими промыслами в течении целого года. С 1888г. по 1902г. кустарями было выполнено различных заказов для государственных ведомств на сумму 1,2 млрд. рублей.

Для Центрального региона России была изначально характерна тесная связь разнообразных форм промышленной деятельности с высокой земледельческой культурой. Этот регион как никакой другой характеризовался широким распространением кустарного труда, в частности, гончарных, деревообрабатывающих, металлообрабатывающих, ткацких, художественных производств. Кустарные промыслы играли заметную роль в экономическом социальном и политическом развитии региона.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 80-годов XIX века до 1914 г. 80-е годы XIX в. отмечены деятельностью Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России, созданной при Министерстве финансов. Следствием проделанной работы стало принятие закона «О порядке заведования кустарными промыслами (1888г.)», выделение ежегодных государственных субсидий (1889г. - 35 тыс. руб., 1890 - ПО тыс. руб.), создание Кустарного комитета при Министерстве государственных имуществ и земледелия. На местах кустарным делом должны были заниматься земства, сельскохозяйственные общества, а в отдельных губерниях - кустарные комитеты. Верхняя граница - радикальное изменение общественно политической ситуации в стране в результате Первой мировой войны.

Научная литература, посвященная истории кустарно-ремесленного производства России, достаточно обширна. В историографии темы можно выделить три основных периода: 1) дореволюционный (вторая половина XIX - начало XX вв.); 2) публикации советского периода (1917 - 1990 гг.); 3) новейшая литература (с начала 90-х годов до наших дней).

Ключевыми направлениями в исследовательской литературе были и остаются - определение понятий «кустарно-ремесленное производство», «мелкая кустарная промышленность», «мелкотоварное производство»; выяснение места и роли этого вида хозяйственной деятельности значительной части населения в экономике России; определение количества занятых в мелком производстве; размещение промыслов и ремесел. В зависимости от подходов и использования понятийного аппарата, идейной направленности и результатов работы историков, экономистов, общественных деятелей в понимании существа проблемы оформились определенные научные направления и школы.

Общероссийская историография первого периода значительна и многопланова. В зависимости от разных подходов к определению понятия «кустарная промышленность», от идейной направленности и результатов исследовательской работы статистиков, историков, экономистов в трактовке проблемы сразу выделилось несколько направлений. Начало дискуссии положено в 60-е годы XIX века. Русский экономист и публицист А.К. Корсак выпустил тогда труд о различных формах промышленности и о значении кустарного производства. Он первый поставил вопрос о научном анализе понятия «кустарная промышленность». Рассматривая производство в целом, А.К. Корсак в основу характеристики разных видов производства ставил степень экономической самостоятельности работника и специализацию труда. Он выделял большое производство (мануфактура и фабрика), малое производство (ремесло и домашняя промышленность), домашняя система производства (городская, основанная на ремесле и сельская, основанная на домашнем производстве). Именно сельскую домашнюю систему производства А.К. Корсак и называл «кустарной промышленностью», составлявшей дополнительное, побочное занятие по отношению к земледелию и занимавшей промежуточное положение между «большим» и «малым» производствами.1 В центре исследования А.К. Корсака стоит «домашняя промышленность», под которой подразумевается мелкое товарное производство, сохраняющее свою самостоятельность. С одной стороны крестьяне-кустари выполняли заказы хозяев и получали плату как зависимые работники и, следовательно, относились к «большому производству», а с другой - работали дома, имели «малое производство». Признавая невыгодность конкуренции домашней промышленности с фабричной и неизбежность отрицательных моментов в положении кустарей, А.К Корсак тем не менее сохранял симпатию к ней, называя ее «весьма замечательной формой производства».

В 70-е годы XIX века была создана специальная «Комиссия по исследованию кустарной промышленности в России» при Министерстве финансов. Комиссия начала свою работу с решения вопроса о том, что нужно понимать под термином «кустарная промышленность». Возникали споры и разные ее определения. Например, статистик А.Б. Бушен, представитель Русского географического общества в комиссии, считал, что под «кустарной промышленностью» нужно понимать производство, на которое не распространяется ни фабричное, ни ремесленное законодательство, а это производство тех лиц, которые приписаны к сельскому обществу, живут и работают в селениях и по праву считаются хозяевами своего надела. Эта точка зрения вызвала в 70-е годы ряд возражений. Предлагалось включить в мелкую промышленность кустарного типа и ремесленное производство.

Земские исследователи стремились дать свое определение этому понятию. Для середины 70-х - начала 80-х годов XIX века была популярна точка зрения на «кустарную промышленность» как на «стихийно-семейную организацию производства». Э.Р. Вреден подчеркивал, что «кустарная форма производства возникает и держится под влиянием готовой общественной формы - семьи, а использование наемного труда нарушает сущность кустарничества, которое не сохраняет уже своего семейного характера». Семейная организация, по мнению профессора А.В. Прилежаева, также составляла характерную черту «кустарной промышленности».

Среди первых исследователей был и председатель комиссии по исследованию кустарной промышленности Е.Н. Андреев. Он одним из основных признаков «крестьянской промышленности» считал, что она относится к обрабатывающей промышленности, хотя ее работники и сохраняют связь с землей: «по отношению к земле - кустарь есть крестьянин, владеющий землей; земля - главный источник, промысел - источник побочный». Экономист и публицист В.П. Воронцов, подчеркивая важность неземледельческих занятий для экономики крестьянского хозяйства, отмечал, что иначе значительное время крестьяне «проводили бы в праздности» и у них отсутствовали бы средства для уплаты податей и повинностей. Важными и характерными чертами этой промышленности, по его мнению, являлись работа на рынок, связь с землей и сезонность промысловых занятий крестьян. Анализируя все виды промышленности, народник Воронцов отдавал преимущество мелкому производству, считая его менее всего подверженным разного рода кризисам. Один из основателей земской статистики в России В.И. Орлов в течение длительного времени занимавшийся исследованием сельского хозяйства основным признаком «кустарной промышленности» считал «изготовление товаров крестьянами для рынка, существующее наряду с земледелием».

Одним из первых русских ученых, занимавшихся систематическим изучением истории «кустарной промышленности» стал А.А. Исаев. Первоначально в его работах кустарями назывались крестьяне, работающие на отдаленный рынок и неизвестного потребителя. Позднее он добавляет еще один признак - связь промышленника с землей. «Если эти признаки есть - то независимо от того, работает кустарь один или с членами семьи, двумя-тремя наемными рабочими или в артели он остается кустарем» . А.А. Исаев, оставаясь сторонником общинной формы хозяйства, рекомендовал кустарям создавать трудовые артели, организовывать кооперативный сбыт изделий и т.п.

В 90-е годы XIX века продолжалась теоретическая разработка понятия «кустарная промышленность». Появляется новое направление, сторонники которого считали, что с развитием капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве, главный признак «кустарной промышленности» - связь с землей - теряет свое значение. Неземледельческие промыслы, по мнению исследователей, перестают играть побочную роль по отношению к земледелию и становятся основным источником существования для большинства сельских промышленников. Так С.А. Зыбин указывал на то, что «кустарная промышленность» возникает и развивается там, где земля не может прокормить семью крестьянина. Недостаток в бюджете восполняется кустарными работами в свободное время. «Во многих случаях роль земли отодвигается совсем на задний план, а преобладающую роль получает промысел». Представители этого направления в качестве основного критерия для характеристики крестьянских промыслов выдвигали использование крестьянами-промышленниками наемной рабочей силы. А.А. Карелин в своей работе отмечал, что «в большинстве случаев рабочие-кустари являются представителями сельского пролетариата: они не имеют скота, земля если и есть, то не обрабатывается» .

На региональном материале основан ряд работ марксиста Е.Ф. Дюбюка. Давая характеристику состояния крестьянской промышленности на рубеже XIX-XX веков он указывал на то, что она представляла собой «конгломерат самых разных форм промышленности». Под общим именем кустарной промышленности объединялись мелкое и крупное производство, домашняя форма труда и капиталистическая, ремесленники и самостоятельные товаропроизводители с зависимыми и наемными рабочими на стороне, причем преобладающей формой является домашняя система крупного производства, то есть работа на скупщика.

Таким образом, обобщая анализ дореволюционной литературы можно сделать вывод, что под «крестьянским промыслом» понималась домашняя промышленность и ремесло, работа товаропроизводителя и наемных рабочих на рынок непосредственно или через скупщика и домашняя система крупного производства, то есть переработка за сдельную плату материала, полученного от фабрики.

По наиболее распространенному определению, под кустарным производством подразумевалась «мелкая семейная организация производства продуктов на сбыт, свойственная крестьянскому населению России в качестве подспорного при земледелии промысла».

Кустарное производство рассматривалось с позиции понимания включенности работника в единый многоотраслевой хозяйственный контекст, что обуславливало сложность мотивации его трудовой активности. Особый интерес представляют разработки сторонников «организационно-производственной школы», касающиеся природы крестьянского двора, особенностей активности «трудового аппарата».

Крестьянское хозяйство в рамках данной школы изучалось как «такое сельское потребительское хозяйство, в котором работник, организатор хозяйства и его владелец объединены в одной семье, а иногда и просто в одном лице»4. Хозяин как организатор осуществлял установление «системы сельского производства, подбор отраслей производства, установление размеров производства и руководства всей текущей жизнью хозяйства». Чаще всего процесс организации протекал на бессознательном уровне, на основе традиционных навыков. Объединение в одном лице «организатора-хозяина» и «работника» Во многом определяло природу мотивации крестьянского труда, несколько отличающегося от предприятия, организованного на наемном производстве.

В теории «семейного трудового хозяйства» особо подчеркивалось, что отношения в «семейном хозяйстве» строились не на капиталистических основах, что их осмысление может быть проведено без привлечения понятий политэкономии - капитал, зарплата, наемный труд.

Исследователи отмечали глубокую сращенность кустарной «формы народного труда» с бытом, с нравственными основаниями народной жизни, сообщавшими ей необычайную степень устойчивости. Именно в кустарной промышленности они видели тот деятельный источник мощных сил, которому государство, вся мыслящая общественность должны были помочь раскрыться. Представители национальной школы в своих трудах доказывали, что из кустарной промышленности может вырасти своеобразная «форма народного труда», основанная на присущем России соединении промысла и земледелия. В сохранении и укреплении многообразных хозяйственных укладов виделась, исходя из специфики российских условий, единственная возможность социально-экономической модернизации страны.

В целом работы дореволюционного периода носили дискуссионный, полемический характер. Многие из них были излишне политизированы, поскольку их авторы представляли разные научные направления. Это был период сбора и первичного обобщения фактов, постановки вопросов для будущих исследований. Проблема семейных традиций в развитии народных промыслов затрагивалась лишь косвенно.

Первые послереволюционные годы отличал небывалый всплеск интереса к вопросу кустарной формы промышленности , что было обосновано практической необходимостью разработки проблемы функционирования мелкой промышленности в условиях многоукладной экономики. Наиболее полное отражение данная тенденция получила в подготовке и издании «Атласа кустарной промышленности СССР». Настроениям эпохи был созвучен пробудившийся интерес этнологической мысли к проблемам материальной культуры (этнологические совещания по проблемам Центрально-промышленной области 1926 и 1927 гг., труды Д.К. Зеленина, этнографо-краеведческие исследования).

В это же время появились очень интересные работы искусствоведов (B.C. Воронова, А.И. Некрасова), уделявших особое внимание изучению творческой стороны деятельности мастеров, эстетической ценности изделий.

В дальнейшем с изменением экономической и политической ситуации интерес к кустарному производству заметно снизился3. В большинстве своем кустарное производство лишь косвенным образом входило в сферу внимания исследователей .

Тема развивалась в русле общеаграрной тематики капиталистической истории России. Лишь в среде искусствоведов внимание к народным промыслам сохраняло довольно стабильный характер. В данной области сложилась значительная исследовательская школа, была создана оригинальная теоретическая концепция на основе изучения традиций русского народного искусства и ряда его ведущих центров (работы 40-80-х годов А.Б. Салтыковой, В.М. Василенко, В.М. Вишневской, И.П. Работновой, Т.М. Разиной).

Обращение к истории кустарно-ремесленного производства и промыслов в первые годы советской власти было связано с задачей построения социализма в СССР, с необходимостью развития промышленной базы страны.

Для работ 20-х - начала 30-х годов было характерно обобщение и определенное переосмысление результатов дореволюционных исследований. Особое место среди них занимают труды А.А. Рыбникова, содержащие подробное описание неземледельческих промыслов дореволюционной России. Систематизировав земские исследования, автор впервые на научной основе попытался установить численность кустарей и ремесленников дореволюционной России Однако выводы и расчеты А.А. Рыбникова не потеряли актуальность и сегодня, так как позволяют воссоздать картину положения мелкого кустарно-ремесленного производства и промыслов в экономике России на рубеже XIX - XX веков.

С конца 30-х по 40-е годы данная проблема специально не рассматривалась. Лишь в работе А.Г. Рашина дана подробная характеристика процессу формирования фабрично-заводских рабочих из разорившихся кустарей, частично исследовано социальное положение лиц, занятых промысловой деятельностью, отрыв сельских товаропроизводителей от земледелия.1 С 60-х годов XX века изучение кустарно-ремесленного производства и промыслов заметно активизировалось. Этому способствовала дискуссия о мелкотоварном укладе и многоукладности в экономическом развитии России, развернувшаяся на страницах исторических журналов.

Наиболее обстоятельно история кустарных промыслов нашла отражение в работе П.Г. Рындзюнского «Крестьянская промышленность в пореформенной России (60 - 80-е годы XIX в.)», которая была своеобразным ответом его оппонентам по дискуссии 1960 - 1963 годов.

В работе приведена достаточно полная характеристика неземледельческих промыслов в первые два пореформенных десятилетия, показан их удельный вес в экономике России, прослежена деятельность правительственных и общественных организаций в изучении и поддержке этого вида хозяйственной деятельности населения3.

Так же появилось несколько исторических исследований по проблеме мелкотоварного производства, в которых с усиленным вниманием разрабатывались социально-экономические подходы к хозяйственной деятельности. Однако изучению подверглись лишь отдельные промыслы и регионы в довольно узких хронологических рамках.

В начале 70-х годов XX в. закончилось оформление так называемого «нового направления»1. Его приверженцы утверждали, что экономика России до 1917 г. носила переходный характер: капиталистический и государственно-капиталистический уклады имели в качестве питательной базы мелкотоварное производство, преобладавшее в хозяйственной жизни России.

Оживился интерес к этнографическим аспектам кустарной промышленности . В данных работах был использован опыт комплексных исследований материальной культуры русского народа4, учитывались выводы дискуссий о проблемах традиции. В современной науке взгляды на традицию в широком смысле можно свести к пониманию ее как формы существования культуры народа, в частности хозяйственной, как механизма аккумуляции, передачи и актуализации человеческого опыта, при котором моменту консервации соприсутствуют элементы новации.

Изучение кустарного производства в изменяющихся условиях должно было способствовать поиску решении многих вопросов, например, проблемы соотношения «устойчивости всяких, в особенности культурно-бытовых традиций», и процесса модернизации, обновления народной культуры.

Таким образом, советский период историографии несколько углубил разработку проблемы, начатую до революции. Несмотря на излишнюю идеологизацию научных трудов, вклад ученых 20-30-х, 60-80-х годов в разработку проблемы крестьянских промыслов весьма важен. Развитию темы в отечественной историографии способствовало обращение исследователей к методологии системного подхода и к новым методикам обработки статистических данных, подробно, всесторонне характеризовавших крестьянские хозяйства.

С середины 80-х годов начинается новый этап историографии. Происходит постепенный пересмотр старых концепций, делаются попытки непредвзятого и объективного анализа отдельных сторон жизни крестьянства. В этот период вышло несколько фундаментальных исследований по истории социально-экономического развития России. Они обобщили целый комплекс проблем, разработанных ранее. Это в первую очередь, вопросы, связанные с развитием в начале XX века капитализма в промышленности и сельском хозяйстве. В этот период вышел ряд работ лидера «нового направления» К.Н. Тарновского, посвященных кустарно-ремесленному производству и промыслам, в которых выделены основные районы ее размещения в европейской части России, определены пути эволюции мелкотоварного производства, прослежена зависимость степени развития кустарной промышленности от политики правительства1. В 1995 г. опубликована его монография, посвященная указанным сюжетам, которая до настоящего времени является, на наш взгляд, единственным обобщающим трудом по истории мелкой промышленности России периода с 1888 по 1917 гг. В работе Г.Р. Наумовой «Русская фабрика»3исследована история фабричного производства на этапе капиталистической индустриализации в период с 1880г. по 1917г. Мелкое кустарно-ремесленное производство расценивается автором как своеобразный социальный и технический исток русской фабрики.

Значимым событием в историографии темы стала публикация в том же 1995 г. монографии Л.М. Архиповой «Мелкая крестьянская промышленность Центрально-нечерноземного района России в начале XX века».

Автор проанализировала процесс регулирования промыслового налогообложения и особое внимание уделила вопросу кооперирования мелких товаропроизводителей.

О возросшем интересе к изучаемой проблеме в современной России свидетельствует факт появления большого количества региональных исследований кустарно-ремесленного производства и промыслов.

Исследуемая проблема нашла отражение в материалах научных конференций проводимых межвузовским центром РФ «Политическая культура интеллигенции и ее роль в истории отечества», возглавляемая профессором B.C. Меметовым при Ивановском государственном университете . Обобщение и анализ данных по отдельным районам дополняет представление о развитии этой формы производства, выявляет его своеобразие и роль не только в экономике регионов, но и в масштабах России, в какой то степени позволяет выявить роль семейных традиций в развитии различных видов народных промыслов.

В целом в советской и постсоветской историографии проблема изучения истории мелкой кустарно-ремесленной промышленности получила различную степень освещения. Вместе с тем имеющиеся исследования не создали целостной картины в развитии анализа семейных традиций кустарно-ремесленного производства в России в интересующий нас период. В исторической литературе отсутствует четкое определение объекта исследования.

Современный этап развития историографической мысли характеризуется поворотом к изучению отечественного хозяйственного культурно-исторического типа, что приводит к соприкосновению целого ряда научных направлений, исторических, экономических, психологических, этнологических, культурологических, философских знаний. Исследователи обнаружили потребность разобраться во многих вопросах, связанных с сознанием русского народа, его национальными и религиозными идеалами, хозяйственными ориентирами .

Одно из ключевых мест в современной научной мысли занимает изучение историографической традиции разработки модели хозяйственной деятельности, выявления традиционных черт активности отдельных социально-экономических типов людей. Представляет интерес и работа ученых над определением понятий, связанных с «кустарным производством», «народным искусством».

Анализ научной литературы показывает, что история преемственности и семейных традиций в становлении и развитии крестьянских - кустарных промыслов Центрального региона в конце XIX - начале XX веков изучена явно недостаточно. Усилиями многочисленного отряда российских и региональных историков накоплен богатый фактический и статистический материал. Однако, при всем многообразии изданной литературы исторического и экономического характера, по-прежнему, пробелом историографии является отсутствие комплексного труда по истории преемственности и семейным традициям крестьянских - кустарных промыслов Центрального региона конца XIX - начала XX веков. По этой теме до сих пор отсутствуют диссертационные исследования и монографические работы. Что касается немногочисленных научных статей, то они в силу своей специфики не способны всесторонне и полно осветить данную проблему. Данное обстоятельство определило цель и задачи исследования.

1.2 Виды народных промыслов в современном мире и их определение

КЕРАМИКА

Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Археологи находят в древних славянских курганах бесчисленное множество черепков глиняной посуды.

Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов.

На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают изготовляться в наши дни.

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг - простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга - важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды - своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении.

Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

Простейший орнамент на глиняной посуде в виде ямок, вмятин возник в незапамятные времена, возможно, как технический прием уплотнения черепка для достижения лучшего его обжига, еще до появления специальных печей. Древние развитые культуры славян уже имели целую систему изображений на сосудах, содержание которых раскрывает представления людей о мире и природе, связано с трудом земледельца. Волнистые линии, например, - знак воды, прямые линии условно изображали землю и т.д. На керамике нового времени наряду со множеством позднейших мотивов сохраняются и старинные, но в ином, собственно декоративном значении.

Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. Это блестящие полоски, которыми с помощью гладкого камня или кости - лощила - покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая - естественного цвета красной гончарной глины. Вторая - задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой или мореной. Этот древний тип гончарства распространен в разных районах России и сохранился до наших дней.

Один из видов облагораживания и украшения глиняных изделий - покрытие и роспись ангобом - жидко разведенной глиной другого цвета, чем та, из которой выполнен данный предмет.

В 40-х гг. XVIII в. стали выпускать русскую ценинную посуду - с синей и многоцветной (желто-зелено-коричневой) росписью, которую наносили на сырую (до обжига) поверхность, покрытую белой эмалью (непрозрачной глазурью). Она была освоена на заводе московского купца Афанасия Гребенщикова (открыт в 1724 г.), сын которого Иван Гребенщиков не только изучил технологию майолики, но опытным путем сумел подойти к открытию технологии изготовления фарфора. В конце XVIII в. в процессе конкурентной борьбы дорогая майолика заменена более простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной прозрачной глазурью и украшенными, как правило, одноцветной синей подглазурной росписью. Фарфор с многоцветной надглазурной росписью, открытый в России в XVIII в., позднее получил своеобразное декоративное направление у народных мастеров керамического промысла. Параллельно с фарфором и фаянсом, относящимся к тонкой керамике, продолжало развиваться народное гончарство. В XIX- начале XX в. характерно украшение гончарной посуды цветными глазурями, процарапанным, рельефным орнаментом с помощью штампиков и налепов.

Русские керамические промыслы в XVIII-XIX вв. существовали во многих селах и деревнях. Каждый, как правило, обслуживал свой небольшой район, и лишь некоторые приобрели широкое значение. В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощеной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других - на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоев и т.д.

В других местах делали не мореную, а обычную красную, коричневую или желтоватую посуду из местной глины, украшали ее горизонтальными полосками, пятнами, кое-где веточками, нанесенными белой глиной. Такого типа гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях. В некоторых районах покрывали красный черепок белым ангобом, а на него порошком цветной глазури наносили несложный узор в виде спиралей, полосок, пятен и слой бесцветной прозрачной глазури. В Воронежской губернии гончарные кувшины, миски украшали рельефными налепами в виде пуговок и поливали цветной глазурью. Применение трех цветных легкоплавких глазурей коричневой (марганцевой), зеленой (медной) и желтой (железной) характерно для гончарства разных районов второй половины XIX- начала XX вв.

Художественная выразительность русской бытовой гончарной посуды заключена не столько в цвете или орнаменте, которые, как правило, очень скромны, сколько в пластическом решении. Нанесение цветных поясков, желобков или рельефных жгутиков, утолщение краев, подчеркивание низкого поддона или кольцевой ножки, ручек, которые хорошо входят в общий силуэт вещи, - все это части одного законченного архитектурно-скульптурного целого, гармонично объединяющегося с родственным ему бытовым окружением. Основные современные промыслы русской художественной керамики - это гжельский фарфор в Московской области, скопинская майолика в Рязанской области, дымковская игрушка в г.Кирове, филимоновская игрушка в Тульской области, каргопольская игрушка в Архангельской области, абашевская игрушка в Пензенской области.

Гжель

Самый известный крупный народный художественный керамический промысел - подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость - деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и др., где было много мастерских. В произведениях майолики XVIII в., полуфаянса и фарфора XIX в. ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских. Они создали нарядную посуду: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся - не облейся», блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

Обыкновенно в центре майоликового блюда или на передней плоскости кольцевидного тулова квасника изображалась гордо выступающая птица типа журавля или цапли - тонким черным контуром с легкой подцветкой; это основное изображение дополняют и сопровождают легкие условные деревца, кустики, иногда предельно обобщенные, схематизированные изображения людей, например дам в кринолинах, иногда архитектурных сооружений. Виртуозность штриха, свобода расположения и уравновешенность всех изображений, их вписанность в круг, изящество и тонкость раскраски - все это указывает на чрезвычайно высокую квалификацию и художественную одаренность мастеров-расписчиков. Но не отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурками людей и забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: женщина везет ребенка на санках, военный в треуголке, жена стаскивает сапог с ноги мужа, старик дерется со своей старухой, мальчик-поводырь ведет нищего и т.д.

В гжельской майолике объединены пластические достижения народного гончарства, отражены черты барокко и классицизма. В искусстве народной керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений. Сначала полуфаянсовая посуда по формам была близка майолике, но с более простой синей цветовой росписью. Затем формы стали проще; преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской народной керамики.

Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX в. наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором.

Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось свое оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, отталкиваясь от образов дорогого фарфора. Фарфоровые статуэтки приобретали в претворении гжельских мастеров черты, общие с простой глиняной игрушкой. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах, на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах. С развитием во второй половине XIX в. капиталистической промышленности, выделением крупных фабрик, гжельский район с его мелкими крестьянскими мастерскими утратил сое значение, а многие бывшие владельцы мастерских и члены их семей пополнили ряды наемных рабочих.

Работая на крупных фабриках и заводах, они способствовали сохранению народной традиции в росписи дешевого фарфора и сыграли немаловажную роль в дальнейшем формировании русского фарфора. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX - начале XX в. получила название «агашка». Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок и было предано забвению. Только в 40=-50-х гг. благодаря исследованиям искусствоведа А.Б.Салтыкова и работам московской художницы Н.И.Бессарабовой искусство Гжели стало возрождаться. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики XVIII в. И полуфаянса XIX в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой.

Гжельская посуда с синей кобальтовой росписью по белому фону завоевала большую популярность.

Скопин

Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX- начала XX в. выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки». Рукомои, кувшины, глубокие миски, кружки, хлебницы и др. формовали на низких ручных гончарных кругах, украшали процарапкой, штампиками, налепами и потечными цветными глазурями. Часто на одном предмете живописно сочетали глазури коричневую с зеленой или зеленую с желтой. Высушенные изделия обмазывали дегтем, посыпали неровно размолотым порошком цветных глазурей и обжигали в ямном горне.

Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Сохранились сведения, что сначала мастера выполняли единичные фигурные предметы; льва, птицу, шар, самовар и т.п. и ставили такую вещь на столбе у ворот своего дома как украшение и в знак того, что здесь живет незаурядный мастер. При этом соревновались в сложности и фантастичности работ. Потом стали выставлять такие диковинные фигуры и скульптурные кувшины на ярмарке перед своим обычным товаром для привлечения к нему внимания покупателей.

Спрос на декоративные изделия поощрил мастеров делать их уже специально на продажу. Фигурные сосуды возили на праздничные базары в Москву, Рязань.

Интересны кувшины с высоким горлом, туловом в виде медведя или хищной птицы скопы, с ручкой и носиком в виде змеи. Крышку часто завершала фигурка птицы, зайца или собачки. Иногда сосуд имел кольцевидный корпус, а внутри него помещалась фигура медвежонка или дракона. Порой делали бутыль в виде мужской фигуры с палкой в руке. Сохранились подсвечники в виде двуглавого орла, птицы скопы, мужика в полушубке и т.д. Среди образов скопинской керамики - Полкан-богатырь с дубинкой в руке, явно пришедший из лубочных картинок. Орнамент, цвет, сложный силуэт объединяют посудные части изделий со скульптурными, образуя целостные декоративные предметы.

Кроме декоративных скульптурных сосудов, делали и просто скульптуру: драконов, львов. Рассказывают, что один из старых мастеров, работавших в конце XIX в., Желобов выполнял даже портретные изображения знакомых, вытягивая их, как обычно, на гончарном круге, по памяти, и дорабатывая детали от руки.

В годы первой мировой войны скопинский промысел постепенно пришел в упадок. Возрождение его относится уже к 40-50-м гг. В это время еще продолжали работать старые мастера скопинского промысла, которые хорошо помнили все основные особенности и приемы исполнения скопинской керамики. Их опыт и знания постепенно перенимают и осваивают более молодые мастера, пришедшие в промысел.

В 60-70-х гг. предпринимаются попытки создать особый тип сувенирной скопинской керамики. Это небольшие фигурки львов, птиц, сцены цирка и т.д. Наряду с этим создают мастера и традиционные для промысла квасники с птицами, подсвечники, вазы для фруктов.

Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках декоративного и прикладного искусства. Интерес к ним со стороны ценителей, коллекционеров и просто массового потребителя не ослабевает. Искусство скопинских гончаров вносит свой яркий штрих в общую картину современного развития русской народной декоративной керамики.

Дымковская игрушка

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах - кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.

Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же - в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 6-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь - медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д.

С течением времени многоцветие и яркость росписи увеличились. Сохранившиеся от XIX- начала XX вв. дымковские игрушки не так интенсивно расцвечены.

Позднее с развитием промысла появилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с вилками капусты изображены в сцене «Уборка капусты») и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах дает широкий простор творческой фантазии авторов.

Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это - народная декоативная скульптура.

Дерево. Резьба

Русская национальная культура тесно связана с деревом. Из него возводили целые города, крепости, храмы, жилища, строили речные и морские суда, вырезали посуду и бытовые предметы. Вместе с тем русские мастера большое внимание уделяли художественному резному декору. В его основу был положен геометрический и растительный орнамент, служивший не только целям украшения, но имевший магический и ритуальный характер. Функции оберега выполняют включенные в художественный ряд образы и символы, такие как Древо Жизни, солярные знаки, птица, конь, лев, мифологические существа - Берегиня, Сирин, Алконост.

В Нижегородском Поволжье сформировался свой особый стиль резьбы, впитавший в себя древнейшие традиции русского народного искусства. Резчики по дереву Нижегородского края были известны далеко за его пределами. В настоящее время эти славные традиции продолжают современные народные мастера, виртуозно владеющее художественной резьбой по дереву и являющиеся одними из самых лучших в России.

В систему художественных промыслов Нижегородской области входят два предприятия в Городце и Семенове, на которых занимаются резьбой по дереву. На фабрике "Городецкая роспись" в г. Городец работает экспериментальная группа резчиков, среди которых замечательные мастера Михаил Логинов и Андрей Колов. Ассортимент выпускаемых изделий разнообразен: декоративные настенные панно и тарелки, шкатулки сувенирные наборы для специй с резными фигурками людей и животных, игрушки, пряничные доски - резные штампы для нанесения узора на пряничное тесто. Интересна городецкая скульптура малых форм с сюжетами из городской и сельской жизни, выполненная с большим юмором и фантазией. Изделия вырезаются из местных пород древесины - дуба, липы, осины, березы, вручную, с использованием инструментов - резцов, ножей, стамесок. Используется разнообразная техника резьбы - трехгранно-выемчатая, контурная, скобчатая и другие. Для произведений городецких мастеров характерно сочетание резьбы с инкрустацией мореным дубом. Выполняются заказы на монументальные работы для оформления интерьеров и экстерьеров общественных и частных зданий.

Второе направление художественной резьбы по дереву развивается на фабрике "Семеновская роспись" в г. Семенове. Здесь возрожден старинный промысел резьбы на деревянной посуде и бытовых предметах. Семеновские резные ковши и ложки, точеные бочата, чаши и вазы и поставки - цилиндрические сосуды с крышкой, а также шкатулки и декоративные панно украшены плоско-рельефной резьбой геометрического и растительного характера. В основе семеновских резных узоров лежат традиции технических предметов и орнаментального строя древней нижегородской резьбы. Резьба обогащает форму предмета, выявляет красивую текстуру и естественный цвет дерева.

Большой вклад в развитие семеновской резьбы по дереву внесли известные мастера Георгий Матвеев, Леонид Левин, Дормидонт Мазин, Александр Швецов и другие.

Помимо фабрик, в Нижегородской области работают много народных мастеров - резчиков, создающих свои произведения как в народных традициях, так и в свободном современном стиле.

Хохломская роспись

Хохломская роспись по дереву один из старинных видов русского народного искусства. Родина ее - лесной район Нижегородского края к северо-востоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за ее пределы - в страны Азии и Европы. С древних времен жившие тут умелые мастера изготовляли красивую деревянную посуду, а с XVII века этот художественный промысел сложился в современном его значении. Хохломская роспись получила всемирную известность благодаря оригинальной технологии и традиционности древних русских узоров. Выточенные на токарном станке или вырезанные специальными резцами изделия из дерева липы грунтуют глиной, натирают вареным льняным маслом - "олифой" и металлическим порошком. После этого хохломские изделия расписывают масляными красками, наносят несколько слоев специального лака и подвергают закалке в печи. Под воздействием температуры более 100о серебристая поверхность приобретает золотой цвет. Подобная технология позволяет использовать посуду в домашнем быту. Основные цвета хохломской росписи - черный, красный, золотой. Это классическое сочетание дополняется введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого. Роспись выполняется вручную, свободной кистью, без использования трафаретов.

Все разнообразие хохломской росписи можно разделить на два типа: письмо "верховое", при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне и письмо "фоновое", где узор золотой, а фон черный или красный. Любимыми орнаментами хохломских мастеров являются: "травка" - стилизованное изображение травы; "кудрина" - сказочный золотой цветок с завитками - кудрями; "под листок" - узор из листьев и ягод клубники, смородины, рябины, крыжовника. Ассортимент изделий составляют: отдельные чаши, вазы, "поставки" - цилиндрические сосуды с крышкой, бочата, ложки, а также мебель, наборы столовой и чайной посуды, наборы для вина, мороженого, меда, рыбы.

В настоящее время традиции промысла в Нижегородской области успешно развиваются на двух крупных художественных фабриках: "Хохломской художник", расположенной в селе Семино и "Хохломская роспись" в городе Семенове, а также ряд мелких предприятий. Известны старые потомственные мастера Хохломы - братья Красильниковы, Подоговы, Федор Бедин, Архип Серов, Степан Веселов. Эти традиции промысла продолжают художники Ольга Лушина, Ольга Веселова, Александра Карпова, Екатерина Доспалова, Нина Сальникова и многие другие. Хохломские изделия украшают быт русского человека. Они экспортируются во многие страны мира, достойно представляют на международных выставках и ярмарках русское народное искусство.

Городецкая роспись

В селениях, расположенных вокруг Городца - старейшего города Нижегородского края, в середине XIX века становится известным как художественный промысел оригинальный вид росписи на бытовых предметах. Это были лукошки и коробки для пряжи из коры липы, детские стульчики и каталки, дуги для конской упряжи. Особую славу имели городецкие расписные прялки.

Прялка, как приспособление для прядения нити, была известна во всем мире, в том числе и на Руси, с древнейших времен. Городецкая прялка состоит из широкого "донца" - доски на которой сидела прядущая женщина, и вставлявшегося в донце деревянного гребня - стойки, с укрепленным на нем льном или шерстью. На городецких расписных прялках раннего периода мы видим элементы древнейшей символики: Древо Жизни, птиц, всадников, а с конца XIX века городецкие художники начали писать и жанровые сцены из русской провинциальной жизни: чаепитие, катание в каретах, застолье, военные баталии.

Прялку грунтовали и расписывали клеевыми и растительными красками собственного приготовления. Основными цветами городецкой росписи являлись желтый, черный, зеленый, красный, синий. Роспись делали в два приема: наложение ярких пятен краски на однородный, чаще всего, желтый фон; разработка рисунка мазками черной и белой краски, что придавало объем и акцентировало детали.

После росписи прялки покрывали вареным льняным маслом и просушивали. Истоки городецкой росписи уходят в древнерусскую иконопись. В развитии этого промысла выделялись несколько этапов.

-е годы характерны переходом к масляным краскам и новому ассортименту: мебель, ширмы, декоративное панно, токарные изделия. В это время работали такие известные мастера, как Игнатий Лебедев, Федор Краснояров, Игнатий Мазин, Павел Колесов и др.

Этап 1950-х годов связан с новым подъемом и возрождением этого художественного промысла, благодаря организационной и творческой деятельности потомственного мастера Аристарха Коновалова. В настоящее время традиции этого художественного промысла продолжают мастера фабрики "Городецкая Роспись". Среди них можно отметить Александру Соколову, Лидию Кубаткину, Лилию Беспалову, Фаину Касатову. Разнообразен современный ассортимент фабрики: декоративные панно, ларцы, сундучки, шкатулки, хлебницы, детская и взрослая мебель, токарная посуда, игрушки. Произведения городецких мастеров привлекают многоцветием красок, оптимистичностью взгляда художника, праздничностью картинок русских сказок и народной жизни.

Полхов-майданская роспись

Полховско-майданская роспись - один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.

Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику "лессировок" - наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи. Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца. Особенностью промысла является гармоничное соседство кустарного производства игрушки с фабричным. Мастера-кустари работают всей семьей. Мужчины, в мастерских расположенных рядом с домом, вытачивают изделия, женщины расписывают их. Дети также принимают посильное для них участие в работе, они учатся у родителей основам токарного дела и росписи. Среди них выделяются своим мастерством семьи Сентюраевых, Рожковых, Бузденковых. В селе Вознесенское работает художественная фабрика "Полховско-майданская роспись". Ее изделия носят преимущественно сувенирный характер. Среди игрушек-сувениров большое место занимает полховско-майданская матрешка и декоративная токарная скульптура на темы русских народных сказок и сельской жизни.

Большой вклад в развитие этого промысла внесли художники Елена Танкова, Елена Горюнова, Антонина Бабина. Яркая самобытность этой народной игрушки, празднично-приподнятый колорит и наивная непосредственность росписи делают ее очень популярной как в России, так и за ее пределами.

Металл. Казаковская филигрань

Филигрань или скань - один из древнейших видов художественной обработки металлов в России. Название "филигрань" происходит от латинских слов filum - нить и granum - зерно; "скань" - от древнеславянского - свить, скрутить. Названия указывают на особенность технологии - для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и "зернь", т.е. маленькие шарики. Техника филиграни состоит в следующем: узор из тонкой медной проволоки накладывают на бумагу, приклеивая по нарисованному контуру, посыпают серебряным припоем и затем элементы узора соединяют при помощи пайки. Объемные формы выполняют также, но бумагу с нарисованным узором наклеивают на железную заготовку. В гальваническом цехе изделия покрывают серебром.

Производством изделий из филиграни в селе Казачково Вачского района Нижегородской области стали заниматься с конца 1930-х годов в артели "Металлист". Организатором производства была выпускница Красносельского училища художественной обработки металла О. И. Тараканова. В настоящее время ювелирным искусством занимаются на Казаковском предприятии художественных металлоизделий.

В середине 1950-х годов сложились характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни. Особенностью казаковских изделий является самостоятельное значение филиграни, она не применяется как часть украшения металлического предмета, как накладка на металл. Эти изделия целиком ажурные. По своему назначению работы казаковских мастеров - вещи бытовые. Это конфетницы, подстаканники, вазы, шкатулки. Вместе с тем, в последнее время выполняются ювелирные работы по заказам Православной церкви - оклады икон, кадильницы, ларцы для святых реликвий.

Для казаковских изделий характерен, в основном, "белый" цвет посеребренной медной проволоки. Словно инеем покрыты ажурные произведения народных мастеров, они завораживают серебристо-белым цветом русской зимы, придавая вещам звонкость заснеженных полей, торжественность и чистоту морозного леса.

Орнамент филиграни может быть геометрический - зигзаги, волны, круги, полукружия и более сложные фигуры, но преобладающим является растительный. Основные мотивы - цветок с вытянутыми лепестками и длинные листья с прожилками из завитков. Главный элемент, из которого создается узор - "завивка" - овальный моточек проволоки, сочетающий ажур и плотный непросвечивающийся виток. Крупные формы, составляющие основу узора, выделяются на фоне маленьких завитков, выполненных из более тонкой проволоки.

Казаковские изделия отличает чистота отделки произведения и тонкость филигранной ручной работы. Филигрань удачно сочетают с другими материалами - эмалью, деревом, костью, резным камнем. На казаковском предприятии работают прекрасные мастера филигранного искусства. Для развития этого художественного промысла много сделали художники Л. А. Жесткова, супруги Блоцкие, Р. В. Балашова, В. И. Тупичкин и другие. Филигранные изделия экспонируются на всероссийских и международных выставках, отмечены многими наградами, их знают во многих странах мира.

Ткачество

Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали из льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными.

Крупным центром ручного ткачества в Нижегородском крае был г. Шахунья и окрестные селенья. В настоящее время традиции народного ткачества активно развиваются на Шахунской художественной фабрике. С начала 1970-х годов она выпускает широкий ассортимент изделий из шерсти, льна и хлопка - пледы, покрывала, накидки на кресла, полотенца, скатерти, скатерти и салфетки с ярким декоративным узором из гладких и орнаментальных полос или клеток.

Большая роль в современном развитии промысла принадлежит художнику, искусствоведу Ларисе Кожевниковой. Современные мастерицы освоили сложные техники ручного ткачества - многоремизную, ажурную, переборную, браную. На произведениях ткачих, особенно на праздничных полотенцах и декоративных салфетках, тканый геометрический орнамент сочетается с вышивкой, что придает этим изделиям неповторимое своеобразие.

Вышивка

Вышивка, являющаяся одним из древнейших видов народного творчества, известна на Руси с X-XIII вв. Ею украшали как будничную, так и праздничную одежду так и праздничную одежду - рубахи, фартуки, головные уборы, а также бытовые предметы и вещи, относящиеся к декоративному убранству жилища - полотенца, столешники, подзоры, наволочки. Вышивать умели почти в каждой русской семье как в деревне, так и в городе. Постепенно вышивка из домашнего занятия, когда изделия делали для собственных нужд, становится ремеслом - изготовлением на заказ, а затем и промыслом - производством на продажу. Местные традиции и их глубокое знание мастерицами-вышивальщицами лежали в основе искусства вышивки. Нижегородская губерния всегда отличалась большим разнообразием народной вышивки, но самыми любимыми были такие виды, как тамбур, строчка и гладь.

Вышивка продолжает развиваться в Нижегородской области и в настоящее время на строчевышивальных фабриках. Они расположены в традиционных центрах народного искусства - Городце, Арзамасе, Чкаловске, Катунках, Нижнем Новгороде, Лыскове, Шахунье, Превомайске и на Бору. Эти предприятия выпускают широкий ассортимент изделий, украшенных вышивкой, как одежды, так и предметов домашнего обихода. В настоящее время по развитию строчевышивального промысла и разнообразию вышивки Нижегородская область занимает одно из первых мест в России.

В Нашей стране и за рубежом большой известностью пользуется вышивка "нижегородский гипюр". Это сквозная вышивка выполняется на сетке с размерами ячеек размером до 1 см, полученной на ткани за счет выдергивания определенного количества нитей. В других регионах России эта вышивка не встречается. Сложилась она на рубеже XIX-XX веков, ее родоначальницами считаются катунские вышивальщицы. Рисунок узора в гипюре складывается как мозаика в результате разных способом наложения нитей. В гипюре получили развитие два орнамента - геометрический и растительный. Более 30 видов цветков могут выполнить мастерицы, сохраняя при этом особенности нижегородского орнаментального стиля.

Успешно развивается в Нижегородской области традиционная золотая вышивка. Она выполняется специально изготовленными позолоченными нитями. Эта вышивка применяется для украшения праздничной одежды, платков и шалей, а также предметов, предназначенных для убранства интерьеров - декоративных подушек, настенных панно.

Изящными легкими узорами в технике белой и цветной глади расшиваются женские блузки, костюмы и платья из натуральных хлопчатобумажных и шелковых тканей. В глади каждая форма орнамента заполняется плотно примыкающими друг к другу стежками. Эта вышивка применяется и для украшения скатертей, полотенец, салфеток и др.

Легкой графичностью отличается узор тамбурной вышивки. Тамбур представляет собой цепочку из мелких петель нитей, которая образовывает на ткани рельефную линию узора. Изделия строчевышивальных фабрик отличаются сочетанием современной моды и декоративной отделки в традициях нижегородской народной вышивки. Всегда узнаваемы своеобразные растительные узоры, образы солнечных коней, птицы-счастья, которые были у народных мастериц разнообразными по форме и глубокими по их символической значимости.

В Нижегородском крае было широко развито кружевоплетение на коклюшках. Балахна был одним из самых известных центров кружевоплетения в России. В XIX веке половина всего женского населения Балахна, а также жительницы соседних селений занимались плетением кружев. Кружево плетут по "сколку" - рисунку, который наносят на бумагу сначала линиями, а затем точками, в которые втыкают булавки. Сколок закрепляют на подушке - валике, набитом сеном или опилками. Выплетают кружево с помощью коклюшек - деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Кружево плели из тонких хлопчатобумажных и шелковых нитей золотистого, белого и черного цвета. При плетении употребляли от 15 до 200 пар коклюшек. Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто. Типичными для этих изделий были цветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей. Выработался особый вид кружева - "балахонский манер", своеобразие которого заключалось в легком тюлевом фоне, на котором располагались букеты цветов.

Искусство кружевоплетения не забыто и сегодня. В 1970-е годы в Балахне был открыт центр кружевоплетения, где старейшая мастерица Варвара Быкова передавала секреты кружевного искусства молодым художникам. В настоящее время обучение детей и взрослых кружевоплетению проводится в центрах народного творчества Нижегородской области.

Камень. Борнуковский резной камень

Художественная обработка камня - древнейший вид народного искусства. Широкая распространенность и легкая доступность такого материала как камень, его природная декоративность, разнообразие цветов и узоров, издавна привлекали к нему народных мастеров.

В Нижегородской области художественной резьбой по камню занимаются на фабрике "Борнуковская пещера" в селе Борнуково, расположенном на реке Пьяне. Высокий правый берег этой реки состоит из ракушечника и алебастрового камня. На небольшой глубине проходит пласт поделочного цветного камня. Разливаясь весной, река размывала берег и со временем здесь образовалась огромная пещера. В 1920-е годы в селе Борнуково организовалась небольшая артель по добыче и переработке алебастра. Одновременно с алебастром выламывался и поделочный цветной камень. Поэтому в 1930 году было решено открыть при артели камнерезовый цех. Сюда для организации работы пригласили уральских мастеров - опытных камнерезов. Основной ассортимент художественных изделий сложился при участии уральского художника Шальнова Павла Леонтьевича. Это были письменные приборы и пепельницы, украшенные изображениями, главным образом, экзотических животных: львов, барсов, тигров, пантер, слонов. В тоже время появляются первые скульптурные изображения советских людей: красноармейца, парашютиста, шахтера, доменщика. В 1937 году художественные изделия Борнуковских мастеров были отмечены наградой на Парижской выставке.

В настоящее время на фабрике разработано более 70 видов высокохудожественных изделий. Это бытовые предметы: ночники, пепельницы, чашечки, лоточки; декоративные изделия: экраны, мелкая анималистическая скульптура, а также разнообразные сувениры. Анималистическая скульптура становится в Борнуково традиционной и занимает ведущее место в ассортименте.

Изготовляют борнуковские мастера изделия мягких пород камня - селенита, кальцита, гипсового камня - ангидрита. Местный поделочный камень богат по расцветке, он может быть голубым, рыжеватым, коричневым, зеленым, розовым. Свойства этого высокодекоративного мягкого камня определили стилистические особенности как художественной резьбы по камню, так и промысла в целом. В скульптурах народных мастеров видны обобщенность форм, характерные особенности силуэтов, мягкие сочленения деталей, умение художника точно передать повадки и характеры различных животных. Особое место в борнуковской скульптуре занимает русский медведь, над образом которого плодотворно работал художник-камнерез Павел Курышев. В творчестве другого мастера - Петра Минаева преобладают динамические образы скачущего коня. Возвышенный романтизм и эмоциональная приподнятость являются отличительными чертами борнуковского камнерезного промысла на современном этапе.


2. Исследование исчезнувших видов народных промыслов

.1 Жемчужное и золотое шитье как один из видов исчезнувших народных промыслов

Жемчужное шитье

Среди всевозможных видов шитья жемчужное, ныне почти полностью ис чезнувшее, вполне можно выделить в самостоятель ное направление. В до шедших до нас письменах (X век, Переяславская ле топись) приводятся фак ты использования восточ ными славянами расши тых жемчугом женских одежд. Столетиями, вплоть до двадцатых го дов ушедшего века, перламутровый самоцвет присутствовал в одеждах всех слоев русского общества, вплоть до купеческих, мещанских и крестьянских. Барон Гакстгаузен в сороковых годах XIX века писал: «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от двухсот до трехсот, а иногда и тысячи настоящих жемчужин».

Сохранившиеся памятники шитья жемчугом показывают, какого высокого мастерства достигли вышивальщицы в этом сложном, как с чисто технической, так и с художественной стороны, виде творчества. Наиболее ранними дошедшими до нас русскими образцами техники жемчужного шитья служат поручи XII века, хранящиеся в Новгородском музее.

Веками создавались и отрабатывались различные приемы жемчужного шитья. Наиболее известные из них: шитье непосредственно по поверхности ткани; шитье по настилу из белого шнура; шитье по настилу из белых ниток - «по бели»; высокое шитье по выпуклой накладке из плотного материала; рельефное шитье и другие. Все они выполнялись в технике сажения - прикреплением нити с нанизанными на нее жемчужинами на ткань. Последовательность основных операций жемчужного шитья и их особенности изложены ниже. Рассыпание. Горошины с уже просверленными отверстиями рыхло рассыпали на ровной поверхности стола, подстелив черное сукно, бархат или иную гладкую матовую ткань. Разбор, сортировка. Жемчужную рос сыпь раскладывали кучками или по посудинам, сортируя горошины по форме, размеру, выбраковывая совсем не подходящие для шитья. Особенно ответственной эта операция была в рельефном жемчужном шитье. Она заключалась в искусном подборе самоцветов различной величины, которые при сплошном нанизывании давали поверхность с несколькими различными уровнями.

Нитки подбирали белые, крепкие, льняные или шелковые, толщина которых зависела от величины жемчужных зерен. Для нанизывания самых мелких самоцветов часто использовали волос, имеющий хорошую упругость и достаточную крепость, или тонкую металлическую проволочку. Длину нитки брали со значительным запасом. На иголку с заправленной ниткой нанизывали сразу несколько зерен, затем их перемещали ближе к концу нитки. Для малых отверстий, куда иголке не пролезть, брали щетинку. Жемчужины нанизывали на щетинку. Кончик последней расщепляли, в образовавшуюся расщелину вкладывали тонкую нить, на которую передвигали крохотные зернышки.

Для обеспечения дополни тельных удобств в работе перед началом вышивания снизку наматывали на деревянную или костяную «витейку» (круглый в сечении стержень с трехгранными ограничителями). Закрепление конца нити с нанизанным на нее жемчугом непосредственно на ткани или на настиле. Ткань прокалывали с лица на изнанку у начала настила или начала шитья непосредственно на ткани. Освобождали иголку от хвостика нитки и убирали иголку, затянув концевой узел. Затем подтягивали смотанную нанизанную нить витейкой. Прежде чем сообщать последовательность самой вышивки, необходимо упомянуть о некоторых важных подготовительных операциях, проделываемых непосредственно с тканью. В первую очередь - это разметка. Для нанесения рисунка пользовались углем, мелом, реже краской. Обычно рисунки наносили сами вышивальщицы, однако самые сложные из них выполняли квалифицированные художники-знаменщики. Рисунки представляли собой традиционные русские орнаменты, тонко сочетавшиеся с формой украшавшейся вещи. Большей частью жемчужную нить нашивали не на ткань с рисунком, а на выполненный по рисунку на стил. Шнуровой настил в зависимости от толщины шнурка нашивали на рисунок в один или два ряда. Настил из белых ниток вышивали короткими стежка ми мягкими пеньковыми или хлопчатобумажными нитями.

Подготовленную ткань запяливали в пяльцы. Для некоторых работ (например, покровов) пяльцы делали большие, чаще дубовые; в длину они иногда достигали четырех метров. Женские головные уборы изготавливались в технике высокого шитья по специальным накладкам, которые делали из бересты, кожи или иного плотного материала и покрывали тонкой тканью. Вышивку вели сразу насквозь по настилу и основной ткани изделия. В случае если накладка была очень высока, ее расшивали отдельно, а затем прикрепляли к основному шитью.

Нить с нанизанным на нее жемчугом выкладывали по размеченному рисунку (с просветами между жемчужинами или сплошь) и закрепляли при помощи поперечных стежков другой нитью, льняной или шелковой. Стежки, прикреплявшие жемчужную нить, делали после каждого зерна жемчуга вдоль линии рисунка, с краю или посередине настила. Затем прикрепленную к поверхности будущего изделия жемчужную нить подтягивали с помощью витейки. При саженьи жемчуга правая рука вышивальщицы находилась сверху ткани, а левая - внизу, под тканью. Под правую руку клалась деревянная дощечка, чтобы создать упор для руки и не помять шитье во время работы. При изготовлении больших изделий вышивку вели вдвоем. Одна вышивальщица находилась на полу под пяльцами, а другая - сверху, облокотясь на длинную планку, выходящую своими концами за края пялец. Та, которая сверху, принимала подаваемую снизу иголку, пропускала ее обратно; она же задавала длину нижнего стежка в четверть, половину и даже целый сантиметр. Для этого она делала отверстие в ткани тол стой иголкой. В него вышивальщица, сидящая снизу, направляла иголку с ниткой.

Нашитые на изделия жемчужные нити нередко дополнительно обшивали шнуром, чаще всего свитым самими вышивальщицами из золотых ниток. Конец длинной золотой нитки привязывали к крючку, затем сновали (складывали) ее во столько ниток, сколько требовалось для искомой толщины шнура. Снимали один из концов сложенных нитей, натягивали и закручивали в одну из сторон. Сложив пополам скрученный шнур, его подкручивали в обратном направлении. После этой операции шнур был готов. Конец шнура заправляли в ткань довольно просто. В ушко толстой иголки вставляли сразу два конца льняной нити. В образовавшуюся петлю пропускали конец шнура и вкалывали иголку в области начала шитья, при этом конец шнура выходил на изнаночную сторону работы. Шнур пришивали к изделию тонкой крученой шелковиной. При пришивании шнура иголку с ниткой всегда вкалывали в его 'середину.

Иногда для обводки нашивного жемчужного рисунка мастерицы вместо шнура использовали канитель - тончайшую металлическую проволоку, туго свитую в спираль. Канитель чаще всего встречалась в народных женских головных уборах. Вокруг жемчужного шитья могла проходить и золотая нить, скрученная с цветной шелковой нитью. Нередко для контурной обводки собрали металлические блестки. В ажурных вышивках, часто встречающихся в головных уборах, под шитье жемчугом подкладывали разноцветную фольгу, изготовленную из меди и часто окрашенную в алый цвет. Сами узоры для большего эффекта иногда дополняли вкраплениями цветного камня. Все отделочные приемы обычно вели по ткани, заправленной в пяльцы. Грунтовка. На заключительном этапе работы вышитое изделие смазывали клейстером с изнаночной стороны. Это делали для того, чтобы предохранить шитье от стягивания при освобождении ткани из пялец. Варили клейстер из чистой мелкой пшеничной муки на кислом квасе. Клей намазывали прямо рукой с обратной стороны шитья, а в больших работах изнанку покрывали полностью. После высыхания клейстера снимали пяльцы и освобождали шитье. Обработанное клеевым составом шитье не повреждалось жучками и могло служить многие десятки лет.

Помимо саженья существовала техника жемчужно го шитья низанием - нанизыванием жемчужин на нитки без тканевой основы, складывавшиеся в сквозные сетки. Техника имела много общего с кружевны ми работами и нередко сочеталась с ней, В зависимости от расположения зерен жемчуга при нанизывании существовали различные приемы низания жемчуга: «в одну нить», «веревкой», «веревочкой», «в две веревочки», «вснизку», «рясна», «в клетку» косую и прямую, «в шахмат», «в крест» и другие. С XVIII века сравнительно дорогой жемчуг стал вытесняться более доступными перламутром, бисером, стеклярусом.

В начале XX века вместе с уходившими из обихода кокошниками, венцами и иными подобными головными уборами вышивка жемчугом как вид прикладного искусства исчезла практически полностью. В настоящее время ее образцы можно увидеть главным образом лишь в запасниках и экспозициях музеев.

Торжокское золотое шитьё

Один из видов русской вышивки, художественный промысел, известный в Торжке с 13 в. и получивший широкое развитие в 18 в. Традиционные изделия Т. з. ш. - вышивка золотыми и серебряными нитями (главным образом «кованым» швом и швом «в прикреп» по настилу) по сафьяну (обувь, рукавицы и пр.), бархату, сукну и др. материалам (различные детали народного праздничного костюма, предметы церковного обихода, пояса, кошельки и др.). Для Т. з. ш. наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону. В 1928 мастерицы Т. з. ш. объединились в Торжокскую золотошвейную артель им. 8 Марта, в 1960 реорганизованную в одноимённую фабрику - филиал производственного объединения строчевышитых и золотошвейных уборов «Калининские узоры», выпускающую преимущественно знаки различия для Советской Армии, эмблемы, а также платья, панно и пр. Мастера: А. В. Иванова, И. Д. Сазонова, К. И. Цветкова и др.


Заключение

Народное и декоративно - прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа сохраняют, сохраняют историческую память.

В широком значении народное искусство (фольклор) - это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно -прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литьё гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Народный мастер или художник декоративно - прикладного искусства в своём творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кожи, кости, камня.

Декоративность в народном и декоративно - прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является качественной особенностью произведений других видов искусства. Народное и профессиональное декоративно - прикладное искусство трактуются, как искусства, которые обслуживают нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаки которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяют целостным восприятием мира.


Список литературы

.Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество. - 2000. - №2. - С.46-47.

.В.С.Воронов. О крестьянском искусстве. М., 1972; В.М.Василенко. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 1974; Т.М.Разина. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. М., 1970.

.И.Чичеров. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959; В.Е.Гусев. Эстетика фольклора. Л., 1967; П.Г.Богатырев. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

.Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. - М.: Высш. Школа, 2006. - 176 с., ил.

.Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М.: Искусство, 2008. - 577 с., ил.

.О судьбах народного искусства см.: Декоративное искусство СССР, 1959, №11; 1960, №3-6, 8, 10-12; 1961, №7. О народности и современности см.: Декоративное искусство СССР, 1975, №8; 1978, №8.

.Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 2004. - 144 с.

.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высш. Школа, 1992. - 159 с.

.ХохловаЕ. Скопинское гончарство// народное творчество. - 2009. - №6. - С.38-40.

Похожие работы на - Народные промыслы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!