Воспитание экологической культуры на занятиях детского объединения по интересам
Управление образован6ии администрации Московского района г. Минска
ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» г. Минска»
Доклад
«Воспитание экологической культуры
на занятиях детского объединения по интересам»
педагог дополнительного образования
высшей категории
Мамчур Г.В.
Любовь к Родине начинается с восхищения красотой
того, что видит перед собой ребёнок, чем он любуется,
во что вкладывает частицу своей души.
В.А. Сухомлинский
(слайд 2)
Воспитание экологической культуры каждого ребенка обучающегося в Центре дополнительного образования «Ранак» является одним из ключевых условий решения экологических проблем и устойчивого развития общества. Сегодня экологическая культура рассматривается как социальная адаптация ребенка к современным быстро меняющимся социоприродным условиям. Экологическая культура предполагает формирование у детей, признаваемых обществом правил, представлений, норм, моделей поведения человека в социоприродной среде. Миссия экологического образования – обеспечить основу выживания человечества и сохранения природы на планете Земля (слайд 3).
Цель всех экологических занятий детских объединений Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» - воспитание экологической культуры учащихся. Формирование культуры личности связано с развитием всех сфер психики человека в их единстве: эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой. Таким образом, занятия в экологических объединениях по интересам Центра дополнительного образования «Ранак» построены так, что можно выделять следующие компоненты экологической культуры: когнитивный, ценностно-смысловой, коммуникативно-деятельностный, эмоционально-эстетический. Ориентиром для педагогов и учащихся экологических объединений выступает образ человека с высоким уровнем экологической культуры (Слайд 4).
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Когнитивная составляющая экологической культуры человека
Я – Человек, обязан усвоить объём знаний, умений и навыков современной экологии с учётом специфики проживания.
- Эмоционально-эстетическая составляющая экологической культуры человека
Я – Человек, способен:
- обладать развитым чувством любви к природе, понимать её красоту, уважительно относиться к людям, живущим рядом;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к различным формам жизни;
- оценивать эстетический потенциал дома, ближайшего окружения и проявлять практическую деятельность по усилению его эстетической значимости;
- проявлять рефлексивное и эмпатийное отношение к миру природы и людей.
- Ценностно-смысловая составляющая экологической культуры человека
Я – Человек, способен:
- быть готовым к принятию экологического императива как одного из ключевых мотивов поведения;
- быть готовым к принятию принципов, направленных на установление гуманистических (ноосферных) отношений между людьми в обществе;
- занимать активную экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях, быть готовым к экологически целесообразной деятельности;
- ощущать ответственность перед собой, своими современниками и потомками в вопросах, касающихся взаимоотношений как собственных, так и общества в целом с окружающей средой.
- Коммуникативно-деятельностная составляющая экологической культуры человека
Я – Человек, способен:
- работать с источниками разнообразной экологической информации, критически анализировать её, соотнося с собственным опытом и знаниями, систематизировать информацию;
- осуществлять созидательные экологичные действия в реальной жизни в быту и будущей профессиональной деятельности;
- реализовывать нормы экологически безопасного поведения, способствующего сохраннию как природы, так и человека;
- вести здоровый образ жизни;
- прогнозировать результаты своих действий в окружающей среде;
- проводить исследования социоприродного окружения ;
- участвовать в обсуждении экологических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссий и аргументировать её на основе знаний по региональной экологии;
- вести пропаганду экологически целесообразного поведения
|
Работа по воспитанию экологической культуры учащихся в экологических объединениях по интересам опирается на целенаправленную экологическую политику Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак», которая ориентирована на тесное взаимодействие педагогов, организаторов-управленцев, учёных, специалистов-экологов и широкой экологической общественности (Слайд 5).
Педагогическая деятельность по воспитанию экологической культуры у детей и молодежи в объединениях по интересам ЦДО Д и М «Ранак» ведется в нескольких направлениях:
· систематическое обучение в объединениях по интересам экологического направления,
· природоохранная деятельность,
· организационно - просветительская работа,
· научная деятельность.
Таким образом, можно говорить о позитивной тенденции в организации систематической работы по экологическому образованию в объединениях: в части практики реализуются долгосрочный проект в Московском районе г. Минска «Прырода маёй краiны» направленный на обеспечение локального компонента экологического образования. Даже первые шаги по реализации этого проекта позволяют утверждать об его восстребовательности современными детьми и готовности коллег-педагогов заниматься экологическим образованием как важной составной части воспитания гражданственности и патриотизма.
В 2011 – 2012 учебном году более 150 учащиеся объединений по интересам экологического направления, под руководством заведующей сектором по месту жительства Скороход Натальи Андреевны и педагогов центра Шиманской Людмилы Евгеньевны и Павловской Елены Николаевны принимали участие в таких мероприятиях как:
· Районный конкурс знатоков родной природы,
· Районных акциях по благоустройству «Дом, в котором я живу»,
· Совместных мероприятиях с ГП «Фауна города»,
· Выставке грызунов проводимой Республиканским экологическим центром,
· Интерактивных игровых программах зоологического блока, направленных на охранную деятельность и т.п..
Однако, наряду с этим, современное объединение по интересам нуждается в наполнении содержания образования рядом интерактивных проектов, носящих характер массовых социально значимых акций международного уровня. Предлагаемые нами проекты имеют характер краткосрочных программ, и рассчитанных на один или несколько дней в течение учебного года. Особо подчеркну, что речь идёт не о мероприятиях, которые были бы сводимы к обычным «субботникам», «трудовым десантам» и т.д. Подобные программы сейчас успешно реализуются лишь через социально значимые, по сути, идеологические мероприятия, не сводимые к широко распространённой, и в большинстве случаев, абсолютно порочной, практике принуждения детей к уборке опасного в санитарно-гигиеническом отношении мусора, зачастую оставленного взрослыми.
Так же хотелось отметить, что в экологических объединениях по интересам занятия проводятся, как в классической форме, так и в интерактивной формах (Слайд 6):
· уроки - чтения о природе родного края (на примере произведений белорусских поэтов и писателей);
· занятия в живом уголке;
· занятия-мини-путешествия по нашему краю с целью знакомства с особо охраняемыми природными территориями;
· информационные часы «Уроки леса», «Уроки чистоты» и др.;
· интеллектуальные игры экологического содержания с приглашением гостей и родителей;
· агитационные выступления;
· экологические десанты;
· диспуты «Что я могу сделать в защиту природы?»;
· аукционы природоохранных идей в защиту природы и т.п.
После проведения мероприятий в Центре дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» подводятся итоги по их эффективности, оформляются наглядные и методические материалы, которыми всегда рады поделиться на мастер-классах.
Мы готовы сотрудничать со всеми организациями, педагогами, родителями и учащимися в развитии экологического образования (Слайд 7).
Спасибо за внимание!