Восторгов Иоанн Иоаннович
Восторгов Иоанн Иоаннович
Восторгов, протоиерей,
проповедник-миссионер. Был одним из наиболее усердных деятелей политической и
церковной реакции. Автор большого количества реакционных и черносотенных книг,
брошюр и статей. Наиболее известные из них: "Христианство и
социализм", "Противо-социалистический катехизис", "История
социализма" и т. д.
ВОСТОРГОВ Иоанн
Иоаннович (20.01.1864-5.09.1918), русский церковный и общественный деятель,
духовный писатель. Родился в кубанской станице в семье священника. После
окончания Ставропольской семинарии рукоположен в священники, был
законоучителем, а затем миссионером-проповедником на Кавказе, в Сибири,
Туркестане, Иране и др. С 1905 Восторгов — один из руководителей Русской
монархической партии (осенью 1907 возглавил ее), а также один из основателей и
активистов "Союза русского народа". В 1908-15 член главной палаты
Русского народного союза имени Михаила Архангела. Издатель и редактор русских
патриотических газет — "Церковность” (1914; ред.-изд.), “Московские
церковные ведомости” (1906, 1916; ред.), “Патриот”. В 1913 основал в Москве
Женский богословский институт.
Многочисленные
проповеди, речи и статьи Восторгова опубликованы в собрании его сочинений (тт.
1-5; 1913-16). В отношении Г. Е. Распутина занимал ошибочную позицию,
поддерживая клеветнические слухи, распространяемые иудейско-масонской
пропагандой.
Убит еврейскими
большевиками в Петровском парке в Москве.
О. Платонов
***
Восторгов Иоанн
Иоаннович (20 янв. 1864, с. Карпильское Ставропольской епархии, - 5 сент. 1918,
Москва). Род. в семье священника. Окончил Ставропольскую духовную семинарию. В
1887 рукоположен в сан иерея в родном селе, затем законоучитель в
Ставропольской жен. гимназии. Переведён в Тифлисскую епархию и назначен
епархиальным миссионером Груз. экзархата. Направлен в Персию (Иран), христиане
к-рой входили в Груз. экзархат, и начал работу по присоединению сиро-халдеев к
Правосл. церкви. Экзарх Грузии Владимир, переведённый на кафедру митрополита
Московского, пригласил В. в Москву, Св. Синод назначил его синодальным
миссионером-проповедником.
Один из основателей
"Союза Рус. Народа" (1905): на 1-м монархия, съезде, созванном этим
союзом (1906), протоиерей В. призвал отстаивать самодержавие. С 1905 совершал
многочисл. поездки по России по делам монархич. орг-ции. Видный оратор,
писатель, организатор и проповедник. Его проповеди были направлены на
изобличение сектантства и против учения социализма. В 1907 создал "Рус.
монархич. союз" в Москве, стал его председателем (по 1913). Министру
внутр. дел России доносили: "Восторговский союз немногочисленный, значение
его вздуто..." ("Союз Рус. Народа". По мат-лам Чрезв. следств.
комиссии Врем. пр-ва, М-Л., 1929, с. 106). Издавал монархич. газ. "Церковность",
"Рус. Земля", ж. "Потешный" и "Верность",
выпустил два тома проповедей, кн. "Социализм при свете христианства",
многочисл. воззвания и листовки. На 4-м миссионерском съезде в Киеве (1908)
выдвинул лозунг "борьбы с социализмом" как одну из осн. задам
духовенства. В 1913 организовал в Москве Жен. богословский ин-т. Был тесно
связан с Г.Е. Распутиным.
После Февр. рев-ции 1917
в Москве 7 марта происходило совещание церк. деятелей Москвы под
председательством В., где обсуждался вопрос "об отношении духовенства к
текущим событиям". Решили "во имя пастырского и патриотич. долга
подчиниться Врем. пр-ву и последовавшим в этом направлении распоряжениям высшей
церк. власти". С мая настоятель Покровского собора (Василия Блаженного) в
Москве. Выступил на Св. Соборе Правосл. Рос. Церкви (авг. 1917-1918) с речью:
"...Социализм - явление противоположное христианству. ...единств, спасение
рус. народа - правосл. рус. мудрый царь. Но царь свергнут богохульниками...
Ныне наша разруха. ужасы нашей жизни, вообще трагич. переживания народа русского
всей своей совокупностью говорят: "Да будет снова на Руси патриарх)"
И вот почему. Когда объявлена война - нужен ещё и вождь.- Дайте же вы и народу
церк. вождя, к-рый был бы грозным обличителем для тёмных сил, хотя бы они и
сидели в правительствующих местах..." (Чертков А., Крах, М„ 1968, с. 26).
По воскресеньям в 4 ч. дня он служил молебны на Красной пл., в к-рых более
всего громил большевиков. "Всерос. Церк.-обществ. Вестник" писал:
"Большое недоумение вызывает поведение иерея Восторгова. Духовенство
требует его удаления из клира. 25 марта 1917 Восторгов выпустил листки к
мирянам. В этих листках говорится о трёх китах, служащих основанием рус.
гос-ва, и одним из этих китов автор называет Божьего помазанника-царя"
(1917, № 5).
В 1918 выступал за объединение
рус. народа вокруг церкви: "Ибо одна церковь остаётся у нас вне партий.
Наше пр-во, если оно есть, представляет собой не народ, не страну, а только
власть класса, да и то не целого, а только одной части его: наши газеты
представляют каждая только свою партию; только одна церковь представляет весь
верующий рус. народ и способна сказать здравое и смелое слово"
("Церковность", 1918, 11 февр., с. 6). И призывал: "Борьба,
борьба и борьба - вот наш и ваш долг" (см.: Лунин А., Окт. рев-ция и
церковь, М„ 1925, с. 15).
В. советовал патриарху,
оставив церк. дела, непосредственно заняться орг-цией церк. мятежа в Москве.
При своём храме он создал спец. воен. орг-цию, целью к-рой была борьба "до
последней капли крови" за восстановление на троне династии Романовых. 2
июня 1918 был арестован. На суде заявил, что не сложит оружия. Расстрелян.
Список литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://hrono.rspu.ryazan.ru/