Алесь (Александр Михайлович) Адамович
Алесь (Александр Михайлович) Адамович
Прозаик,
критик, литературовед, публицист, общественный деятель. «Фигура европейского
масштаба», по словам Василя Быкова.
Член-корреспондент
АН БССР (1980), доктор филологических наук (1962), профессор (1971). Член Союза
писателей СССР с1957 . Член Союза журналистов СССР с 1967. Член Союза
кинематографистов СССР с 1977. Лауреат Государственной премии БССР им. Якуба
Коласа (1976 ), премии Министерства обороны СССР (1974 ) — за книгу «Хатынская
повесть».
Писал
прозу, научные и критические статьи, публицистику — на белорусском и русском
языках.
Родился
в семье служащих З сентября 1927 года (паспортная дата). А на самом деле —3
августа 1926 года: мать в войну, спасая сына от угона в Германию, в школьном
свидетельстве исправила дату его рождения. Родился в деревне Конюхи,
Копыльского района, Минской области. «Самое таинственное, легендарное место в
моей биографии — эти самые Конюхи, в них я родился… Я ничего из конюховской
жизни не помню…»
Учась
на врача, его отец — Адамович Михаил Иосифович (1902 года рождения, деревня
Рачень Слуцкого района) в студенческие каникулы подрабатывал в Копыльском Доме
отдыха. После же окончания медицинского факультета Белорусского
государственного университета, (поступил туда в 1923 году), был направлен в
1928 году на постоянную работу в поселок Глуша (Бобруйский район, Могилевская
область). Переехал туда вместе с женой — Анной Митрофановной (1904 года
рождения, деревня Заболотье Любанского района, в 1935-1936 гг. окончила
Могилевсую фармацевтическую школу) и сыновьями: Евгением (1924 года рождения, в
будущем - врач) и Александром.
«А
настоящая малая родина, где я входил в возраст и в жизнь — рабочий поселок
Глуша. Советское уточнение: стеклозавод «Коминтерн».
В
1930 году деда Алеся Адамовича, Митрофана Фомича Тычино, «раскулачили» и
выслали вместе с женой и тремя детьми (из семи) в далекую и холодную Якутию.
Это сказалось на судьбе всех остальных детей М.Ф.Тычины. Матери Алеся Адамовича
власти без конца напоминали, что она — «дочь кулака». Дед Митрофан остался
навек в якутской земле, остальные члены его семьи вернулись в Беларусь. Эти
события отозвались во многих произведениях А.Адамовича.
В
Глуше будущий писатель учился с первого по седьмой класс. Любил книги и,
особенно А.Пушкина, много раз перечитывал «Войну и мир» Л.Толстого. Наибольшим
«мужским» авторитетом для него тогда были отец и дядя Антон (брат матери Антон
Митрофанович — учитель математики).
Михаил
Иосифович Адамович добился строительства больницы в поселке Глуша, которой он
заведовал. «Радиус авторитета сельского врача», по словам Алеся Адамовича,
заслуженно охватывал не только поселок, но и все окрестности. С января 1940
года находился на военной службе. С первых дней войны он — на фронте, был
терапевтом ХІІІ армии (командующий армией — Н.П.Пухов), дослужился до
подполковника медицинской службы.
В
1940—1941 годы. Алесь учился в Березках на Хотимщине (Могилевской области), где
учительствовал его дядя Антон, который «гранил» его характер и знания. Вернулся
в Глушу в день, когда началась война с Германией, а для его матери, старшего
брата Евгения и его самого — «война под крышами».
Анна
Митрофановна стала активной участницей Глушанского подполья с сентября 1941
года: будучи заведующей местной аптеки, она привозила из Бобруйска медикаменты
и обеспечивала ими партизан отряда имени Кирова, вместе со своими детьми
выполняла разные задания и поручения. В начале 1943 года она с сыновьями «пошла
в лес», в партизанский отряд имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко
Минского соединения. Алесь, идя в партизаны, буханку хлеба, которую положила
ему в сумку мать, заменил на однотомник Пушкина. Некоторое время выполнял
хозяйственные работы в лагере, позже участвовал в боях в Бобруйском и
Октябрьском районах, видел смерть в лицо. В конце 1943 года часть отряда
соединилась с Советской Армией, перешла линию фронта. В начале 1944 года по
командировке Центрального штаба партизанского движения был направлен в город
Лениногорск на Алтае, где в эвакуации жила его родная тетя. Учился в
Лениногорском горно-металургическом техникуме и одновременно работал. И День
Победы он встретил там.
Вернувшись
в 1945 году в Глушу, он экстерном сдал экзамены за среднюю школу и поступил на
филологический факультет Белорусского государственного университета. Окончив в
1950 году университет, поступил в аспирантуру.
С
1948 года начал писать роман «Сыновья уходят в бой». 25 ноября неожиданно умер
отец. Михаил Иосифович поехал на грузовике к роженице, а машина испортилась,
тогда пошел пешком через ночь, вьюгу, простудился, вернулся домой с высокой
температурой, случился инсульт. Смерть отца сильно потрясла его.
В
1950 году выступил в печати как критик. Объектом были: проблемы романного
жанра, творческого стиля, художественной индивидуальности. С первых публикаций
выявился бойцовский темперамент, широта кругозора, чуткость к правде, воевал с
вульгарно-социологическими шаблонами, эстетической глухотой критики. Нажил на критическом
поле немало врагов: на смену «сталинским кадрам» шли молодые, такие ж защитники
литературного провинциализма, которые для достижения «победы» не брезговали
сотрудничеством с карательными органами.
1954
год. После защиты диссертации: «Язык романа «Третье поколение» и индивидуальный
литературно-художественный стиль Кузьмы Чорного» — (написал за три летние
месяцы 1953 года, т.к. все годы аспирантуры работал над романом) стал
преподавателем белорусской литературы на филологическом факультете БГУ, а затем
перешел на работу научным сотрудником в Институт литературы имени Янки Купалы
АН БССР, где работал (с перерывом) три десятилетия (с 1976 года — заведующий
сектором взаимосвязей литератур). Писал про то, что казалось актуальным для белорусской
литературы (становление жанра белорусской литературы; Кузьма Чорный и Федор
Достоевский; творчество Максима Горецкого и классическая традиция; военная и
деревенская проза на литературной планете и т.д.). Опубликованные научные
работы всегда вызывали широкий общественный резонанс, почти все были переведены
на русскиий язык и изданы в Москве.
Весной
1954 года родилась дочь Наталья. Жена — Вера Семеновна Адамович (в девичестве —
Медведева), 1929 года рождения, филолог.
В
1958 году из печати вышла первая книга, литературоведческое исследование «Путь
к мастерству: Становление художественного стиля Кузьмы Чорного».
1959
год . Увидел свет сборник литературно-критических статей «Культура творчества».
Эти книги имели богатую прессу. «Я кинулся в критику, весь, со всеми мыслями и
эмоциями. И литературная критика, могу засвидетельствовать, способна стать
твоей страстью, но пока ты веришь, что это «не буря в стакане воды», а
по-настоящему общественное дело».
1960
год . Публикует в журнале «Дружба народов» романа «Война под крышами». Позже
отметил: «Если мне что и удалось в романе «Война под крышами», то это потому,
что прежде эту книгу мать написала собственной жизнью».
1961
год . Вышла из печати монография «Белорусский роман» на основе которой была
защищена докторская диссертация. Защищал ее в 1962 году в Киеве, в Институте
литературы имени Т.Г.Шевченки: в Минске «влиятельные» литераторы грозились не
допустить защиты. Так началось «вытеснение» Адамовича за пределы Беларуси.
1963
год . Публикует в журнале «Дружба народов» вторую часть романа-дилогии «Сыновья
уходят в бой». На основе этих произведений написан киносценарий двухсерийного
фильма «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» (режиссер Виктор Туров, автор
и исполнитель песен Владимир Высоцкий, киностудия «Беларусьфильм»,1970 г .).
С
декабря 1962-1964 годы учился на Высших сценарных курсах в Москве. Одновременно
преподавал белорусскую литературу в Московском государственном университете
(1964-1966 годы ), откуда в 1966 году был вынужден уйти за отказ подписать письмо,
осуждающее Андрея Синявского и Юлия Даниэля, московских
литераторов-дисседентов, которых судили за «антисоветскую деятельность». Был
вынужден покинуть Москву и вернуться в Минск. Более полугода был безработным:
не брали ни в БГУ, куда приглашал ректор А.Н.Севченко, ни в Академию наук.
Помог Андрей Макаенок, обратившийся к секретарю ЦК КПБ П.Машерову. Был принят
на работу в Институт литературы имени Янки Купалы в качестве старшего научного
сотрудника. Принимал активное участие в работе «реформаторского» V съезда
белорусских писателей, где состоялась острая стычка «шестидесятников» с
«неосталинистами».
В
1966 году была опубликована повесть «Виктория» (затем названа «Асия»), в
которой попробовал выйти за границы автобиографизма.
1968
год. Написал сценарий документального фильма «Хатынь, 5 километров» (режиссер
И. Коловский), с которого начался новый этап в подходе прозаика к военной теме:
на смену героизации пришла трагедийность.
1969
год. В «Дружбе народов» опубликована повесть «Последний отпуск». А также
напечатал серию статей «Широта писательского мира» о творчестве Кузьмы Чорного
в контексте мировой литературы, чем вызвал негативную реакцию со стороны
местных псевдопатриотов и ортодоксальных марксистов.
1970
год . Дописал «Хатынскую повесть» (журнал «Дружба народов»). Хотя произведение
имело положительные отзывы, сам писатель переживал: «Выявил, поднял, показал
одну только крупицу правды, каплю с того, что увидел, понял, а бездонный океан
народной, огненной, хатынской памяти остался, там же, неслышимый, невидимый
миру». Пришла мысль о документальной книге.
1970-1973
годы . Вместе с Янком Брылем и Владимиром Колесником объехали с магнитофоном
всю Беларусь, побывали в сотнях сожженных деревень, опросили и записали более
трехсот свидетелей военной трагедии, рассказы которых и легли в основу
документальной книги «Я из огненной деревни».
1975
год . Книга «Я из огненной деревни…» вышла отдельным изданием. Переведенная на
многие иностранные языки, стала литературным бестселлером на Западе. В журнале
«Полымя» опубликовал серию литературоведческих статей о творчестве Максима
Горецкого «Врата сокровищницы своей отворяю…» — своеобразный роман-эссе.
По
мотивам «Хатынской повести» в Государственном русском драмтеатре БССР в 1977
году была поставлена пьеса «Возвращение в Хатынь» (режиссер Б.Луценко). По
мотивам книги «Я из огненной деревни…» режиссер Виктор Дашук (по сценарию
А.Адамовича) снял серию документальных фильмов, композитор Л.Шлег написала
реквием «Помните», Новосибирский театр драмы сделал инсценировку.
С
апреля 1975 года начал записывать ленинградских блокадников.
Соавтор—ленинградский писатель Даниил Гранин. В 1979 году выходит первая часть
«Блокадной книги».
1977
год. Вышло Собрание сочинений в 2-х томах.
1979
год 22 мая . После тяжелой болезни умирает мать Алеся Адамовича. Умерла «на
Миколу» весеннего, когда цвели сады. Незадолго перед этим сам писатель перенес
язвенное кровотечение. Его спас счастливый случай и мать: он пришел навестить
ее в больницу и сам был срочно госпитализирован.
1981
год . Опубликовал роман «Каратели». Новый взгляд на концепцию военной
литературы изложен в книгах «О современной военной прозе» (1981), «Война и
деревня в современной литературе» (1982) и «Ничего важнее» (1985), в которой
«Ну так делайте сверхлитературу!» - призвал писателей Алесь Адамович.
1982
год. Участвует в работе Генеральной асамблеи ООН в Нью-Йорке в составе
белорусской делегации. В те годы много ездил по миру, принимая участие в
международных антивоенных, антиядерных конференциях, где выступал с докладами, давал
многочисленные интервью. Публицистика того времени собрана в книгах «Выбери —
жизнь!» (1986), «Литература и проблемы века» (1986), «Додумывать до конца»
(1988).
1981-1983
годы. Вышло Собрание сочинений в 4-х томах.
1984
год . Съемки кинофильма «Иди и смотри», поставленного по сценарию А.Адамовича
(в основе сценария лежат «Хатынская повесть» и «Каратели», в соавторстве с
кинорежиссером Элемом Климовым), проходили в Беларуси. А. Адамович принимал в
них активное участие, присутствовал на съемочной площадке.
(Этот
фильм — и под первоначальным названием «Убейте Гитлера! «А.Адамович и Э.Климов
пытались поставить до этого почти семь лет, после того, как в 1977 г. работа
над фильмом была остановлена Госкино).
1985
год. Кинофильм «Иди и смотри», получил первую премию и Золотой приз на XIV
Московском кинофестивале и обошел экраны многих стран мира, получив огромный
резонанс.
1986
год . В ночь, когда взорвался реактор на Чернобыльской АЭС, Адамович летел на
самолете на юг, в санаторий Железноводска. Стал искать возможность разрушить
стену секретности вокруг Чернобыля, опрашивал ученых-физиков, медиков Минска и
Москвы о возможных последствиях катастрофы. После этого написал письмо
М.С.Горбачеву, тогдашнему генсеку КПСС, чтобы донести до него и мировой общественности
истинные масштабы бедствия, постигшего Беларусь. Появилась реальная возможность
влиять на ход событий. Белорусское партийное руководство вместо того чтоб
использовать должным образом интелектуальный потенциал и организаторские
способности Алеся Адамовича, организовало в печати обструкцию, обвинив его в
пацифизме, паникерстве, святотатстве и кликушестве. В итоге он был вынужден
покинуть Минск и переехать на работу в Москву, где осенью 1987 года был избран
директором Всесоюзного НИИ киноискусства. Закончил повесть-антиутопию
«Последняя пастораль» («Новый мир», 1987 г.). Был председателем жюри
кроткометражного кино на XV Московском международном кинофестивале (1987, июль
). Вышла книга рассказов и эссе «Моление о будущем».
1988
год. Появилась возможность опубликовать главу романа
«Каратели»
— «Дублер» ( «Дружба народов», 1988, №11), над которой работал несколько лет.
1989
год. Стал народным депутатом СССР, активно использовал трибуну съездов для
выступлений за перестройку, демократизацию и гласность. Публицистика Адамовича
последних лет собрана в его книгах «Отвоевались!» (1990),
«Мы—шестидесятники».(1991).
1991год.
В дни августовского путча в Москве находился в рядах защитников Белого дома. Эти события отразил в
публицистическо-мемуарном эссе «Спасибо, хунта!» (напечатан в журнале
«Беларусь», 1992, №9-11, на белорусском языке, затем, доработанный, в журнале
«Неман», 1994, №9, отдельной главой документальной повести «Путешествие из
Минска в Москву и обратно»).
21
декабря перенес тяжелый инфаркт миокарда.
1992
год. Находясь в клинике, а затем в подмосковном санатории, спешил закончить
творческие планы, замыслы. Окончил повести: «Венера, или Как я был
крепостником», напечатана в журнале «Неман» № 6,7, а в журнале «Знамя» №12 —
«Немой».
1993
год . В №1 журнала «Неман» напечатал эссе «Самолечение от коммунизма». Закончил
и опубликовал автобиографическую повесть «Vixi»(Прожито)—журнал «Дружба народов» №10
(сокращенный вариант), «Полымя» №11 (на белорусском языке). Дополненный автором
текст этой повести напечатан в журнале «Неман», 1994, №1.
1994
год . На православные Коляды и старый Новый год приехал в Минск. Участвовал в
работе Сойма БНФ. Собирал дома гостей: родню, близких друзей. Ездил в Глушу,
побывал на могилах брата (его старший брат умер 7 мая 1992 года) и родителей.
На кладбище указал место рядом с могилой брата, где завещал себя похоронить.
Отдал
в редакцию журнала «Неман» документальную повесть «Путешествие из Минска в
Москву и обратно», напечатана в № 8,9 того же года.
26
января выступал в Верховном суде Российской Федерации с речью в защиту
имущественных прав Союза писателей, Международного Литфонда, в поддержку
неделимости собственности писателей бывшего СССР, вернулся на свое место в
зале, спросил у соседа, как он выступил, после чего случился второй, последний
инфаркт.
Похоронен
в Глуше 30 января 1994 года, недалеко от могил родителей, бабушки, рядом с
братом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/