Симона Вейль
Симона Вейль
о. Сергий Лепин
Вейль
(Weyl) Симона (1909–1943) – французская публицистка, философ и богослов, работы
которой в общем своем количестве составляют 15 томов. Основные произведения:
«Наука и восприятие у Декарта», «Лекции по философии», «В ожидании Бога»,
«Предвосхищения христианства в древней Греции», «Нужда в корнях», «Дневники»,
«Угнетение и свобода».
Еврейка
по происхождению, из состоятельной семьи, еще учась в лицее В. попала под сохранившееся
на всю жизнь влияние Э.Шартье – философа и публициста, который в те времена был
широко известен своими работами. В творчестве В. может быть выделено три вектора:
собственно философский, политический и богословский. В системе взглядов В. эти вектора
взаимообусловлены и образуют гармоническое единство, но анализирующему их на
первый взгляд может показаться, что он имеет дело с тремя несводимыми друг к другу
этапами ее творчества. В своем первом философском произведении, написанном в духе
картезианских размышлений (но не в подражание ему, а в качестве своего рода
транстемпорального возражения) В. полагает человеческую сущность в способности
к действованию (в противоположность Декарту, в концепции которого человеческая
сущность определяется мышлением, отличающего человека от животного и составляющего
в нем Образ Божий).
Индивидуальная
способность к действованию, реализуемая при столкновении с другими
субстанциальными деятелями, служит, по В., основой мышления: последнее основано
на элементарной геометрии поступка, зная которую мы сможем сообщить нашим
намерениям метод, а также предвидеть их результаты. В своей деятельности,
активности, направленной на преодоление мира, человек схватывает
действительность и реальность мира и собственного бытия, а также получает
единственную возможность реализовать свою человечность: по оценке В., только
творя, человек уподобляется Творцу (см. Творчество). И именно в этом
уподоблении он избавляется от иллюзий философского абстракционизма, исходящего
в описании человека из отождествления его с трансцендентальным субъектом, и априорности
самой мысли. Весьма значительной темой для творчества В. было осмысление роли
языка в преобразовании мира: мысль, по ее оценке, в своем возникновении есть
следствие соприкосновения языка и мира, в котором нами постигается порядок и,
вместе с этим, осмысляются такие категории, как необходимость и случайность.
В.
принимала активное участие в анархо-синдикалистском движении, по вечерам
преподавала философию для бедных, уделяя значительное внимание творчеству
Маркса, в 1936 В. сражается на стороне анархистов в Испании. Однако в завершение
ее активной политической деятельности появляется философско-политический
трактат «Размышления о причинах свободы и социального угнетения», в котором В.
фиксирует, что Маркс лишился еще одной сторонницы. Она считает, что Маркс сам не
рассмотрел следствий своих же аналитик: вооруженное восстание, на которое
делает ставку марксизм, реально ничего не изменит даже в том случае, если
внешне оно закончится удачно, поскольку сами властные отношения в своей сути
нисколько не меняются: слабые все равно остаются слабыми, и перевороты,
совершаемые слабыми, ни к чему конструктивному не приводят, они только
закрепляют то, что уже давно совершилось.
В
некоторых своих выводах В. предвосхищает определенные положения теоретиков
постиндустриального общества. Так, например, В. полагала, что уже в современном
ей обществе власть все менее принадлежит буржуа, поскольку экономическая
система, в которой они живут, совершенно неподконтрольна им. Эта система,
управляемая обладающими реальной властью специалистами-приказчиками, сама
управляет ими (см. Философия техники). Угнетение, по В., имеет свои корни не в
отношении наниматель – подрядчик, а значительно глубже: в отношении человек –
предприятие (здесь нельзя не заметить, что В. предугадывает некоторые положения
«позднего» Хайдеггера). Угнетение возникает тогда, когда человек используется
предприятием, а не наоборот. Отход от марксизма поставил В. перед определенной
проблемой: она утратила позитивную программу той самой направленной вовне
деятельности, которая является, с ее точки зрения, основой всякого (в данном
случае ее собственного) мышления.
В
1934–1935 В. нанимается на службу простой рабочей, пытаясь практически
осмыслить те понятия, о которых так много (и, по оценке В., не aposteriori)
писал Маркс: сущность труда и производства, дух товарищества и сплоченности
пролетариата. Однако и на этом пути В. постигло разочарование, по ее словам,
раздробившее ее тело и душу: она не встретила ни единства, ни сплоченности, –
лишь деградацию и забитость, а в отдельных случаях – еще и внушенное марксизмом
самодовольство. Этот феномен был наречен В. собирательным понятием «несчастье».
Несчастье, по мысли В., есть не столько констатация физической бедности и страдания,
сколько указание на духовное опустошение, на духовную смерть, на разрушение
личности, а то и вовсе ее утрату у рабочих.
Переживание
этого «несчастья», по В., окончательно уничтожает призрак метафизического
субъекта, якобы стоящего за индивидуальными актами и историей. Некоторое время
спустя, находясь в глубокой депрессии, В., словно молитву, постоянно читала про
себя стихотворение Дж. Джерберта «Любовь». В один из моментов, повторяя его,
В., по своей оценке, пережила Откровение: в мистическом экстазе пережила
присутствие Христа, в котором она познала, что страдание и несчастье не могут
быть препятствием для достижения абсолютного блага. В невинном страдании Христа
бесполезное, на первый взгляд, несчастье становится чистым благом. Иисус был несчастным,
но несчастье это никак не заслужено, а по сему – необъяснимо. Но Христос
смирился со Своим страданием как с волей Отца и продолжал любить и надеяться
даже тогда, когда нечего было любить и надеяться было не на что. В этом случае
несчастье становится совершенной связью между Отцом и Сыном. Несчастье лучше
всего другого отрезвляет человека и избавляет его от аффекта ложного блага.
Именно поэтому, согласно В., несчастье есть путь к истинному благу и любви, оно
очищает любовь. В. утверждала, что Бог в любви творил этот мир не из величия
Своего, а из Своего самоуничижения и умаления, перестав быть всем и позволив
существовать иному. Но иное не должно было быть чужим. Для этого Отец посылает
Сына в мир и отдает Его во власть царящей в нем необходимости, которая теперь
должна была уступить благу, благодаря чему создание, сотканное из необходимости,
как бы уподобляется вибрирующей струне, узелками прикрепленной к двум
противоположностям: к Богу Абсолютному Бытию и к Богу Совершенно Беспомощному.
В этом же ключе В. переосмысляется и такая категория, как власть.
Абсолютная
власть у В. – власть, уподобленная божественной в отказе от использования силы
и господства, в децентрализации собственной персоны в опыте иного (см.
Ацентризм, Другой). В. умерла в творческом рассвете в возрасте 34 лет от туберкулеза.
Примечателен и тот факт, что крестилась она только на смертном одре и то от рук
своего друга-несвященника. Врачи ее смерть назвали самоубийством, так как она отказывалась
принимать пищу в необходимом для нее количестве – потому, что ее сограждане в оккупированной
Франции ели значительно меньше. Даже перед лицом смерти В. сохранила свою
философскую позицию. Ее рукописи, сохраненные друзьями, были в значительной
своей части опубликованы только в 1950-х. При жизни творчество этой
мужественной женщины было мало известным, прежде всего, в силу того, что она в своей
деятельности никогда не была ориентирована академически, придерживаясь своего
рода античной концепции философии, согласно которой знание должно сделать человека
мужественным и сообщить ему достаточно мудрости, необходимой для того, чтобы,
познав истину, принять мир таким, каков он есть. Некоторые исследователи
объясняют ее непопулярность не только ее неакадемическим стилем, но и женской
дискриминацией или антисемитизмом. «Одинокое» творчество В. безо всяких натяжек
можно отнести к ранне-экзистенциальному руслу философии (см. Экзистенциализм),
а некоторые исследователи относят В. к числу наиболее значительных мыслителей
нашего времени (в философском словаре-справочнике Я. Мак-Грила В. даже входит в
число ста двадцати «великих мыслителей Запада»).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/